«Шахунская гимназия имени А. С. Пушкина» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
«Шахунская гимназия имени А. С. Пушкина» - страница №1/1

Муниципальное образовательное учреждение

«Шахунская гимназия имени А.С.Пушкина»



Рубрика

«Калейдоскоп творческих идей.

Методическая разработка

Внеклассного мероприятия

по духовно-нравственному

воспитанию».




Казанская икона Божией Матери как духовная основа

Нижегородского ополчения 1612 года


Автор внеклассного мероприятия:

Соколова Ольга Сергеевна

учитель русского языка и литературы

МОУ «Шахунская гимназия имени А.С. Пушкина»




2012 год
Актуальность внеклассного мероприятия



«Казанская икона Божией Матери как духовная основа

Нижегородского ополчения 1612 года».
Данное внеклассное мероприятие проводиться в рамках плана воспитательной работы в 9 классе с целью нравственного воспитания обучающихся. Этот классный час может быть приурочен к празднику День народного единства.

Россия — страна с многовековой историей, с самым большим количеством народностей и культур, которые они несут, почти каждая из них основывается на религии. Новое же поколение россиян зачастую не знает религиозных законов, поэтому не может полностью понять российскую историю, мотивы, духовные основы важных событий прошлого и настоящего, в то время как религия – это стержень великих цивилизаций.

Актуальность данного мероприятия состоит в том, что события, связанные с нижегородским ополчением 1612 года, рассматриваются с другого ракурса: в центре внимания не личности К.Минина и Д.Пожарского, не сами военные события, а Казанская икона Божией Матери, которой молились воины перед выступлением из Нижнего Новгорода. Тем самым показывается духовная основа нижегородского ополчения. Такая подача материала показывает связь русского человека с православием, которое основывается на общечеловеческих духовно-нравственных законах.

Данное мероприятие призвано не только напомнить великие события русской истории, показать подвиг наших земляков, но и обратить внимание подростков на важность духовных, нравственных, моральных основ человеческих поступков.

Для современного образования идея христианских ценностей, объединения людей во имя служения общему делу и побуждения их к подвижнической активности является весьма актуальной и плодотворной.
Тема внеклассного мероприятия: «Казанская икона Божией Матери как духовная основа Нижегородского ополчения 1612 года».

Класс:

Количество обучающихся: 17

Раздел воспитательной работы: нравственное воспитание

Цели:

воспитательная: воспитание уважения и ответственности к истории своей страны, основам духовной нравственности, составляющей менталитет русского народа;

развивающая: развитие умений самостоятельно работать с материалом, выполнять сравнительный анализ, обобщать полученные сведения;

обучающая: создание условий для использования известного материала в новых условиях для духовно-нравственного развития обучающихся

Задачи:


  • показать единение русской православной культуры и героического прошлого нашей страны, родного края;

  • воспитать чувство патриотизма, заботы и ответственности за свое Отечество;

  • привлечь внимание к неразрывности православных традиций и традиций русского народа.


Оборудование:

1.Компьютер

2.Мультимедийный проектор

3.Экран


4.Изображения икон

5.Раздаточные карточки для работы групп.


Форма работы: групповая.

Ход мероприятия.

Вступительное слово учителя:

«Здравствуйте, ребята. Я рада видеть Вас на очередном классном часе. Сегодня у нас необычная тема: мы поговорим о Смутном времени, но главным героем у нас будут не Минин и Пожарский, не Лжедмитрий, а икона Казанской Божией матери. «Почему?» - спросите Вы. Но все по порядку. Итак, начнем. Ребята, а что такое икона? Какие иконы Вы знаете?»



Ответы учеников: иконы это изображение бога или святых. Владимирская икона Божией Матери, икона Николая Чудотворца, Спас Нерукотворный.

Учитель: «Верно, ребята. Икона - это живописное, реже рельефное изображение Иисуса Христа, Богоматери, ангелов и святых. Ее нельзя считать картиной, в ней воспроизводится не то, что художник имеет перед глазами, а некий прототип, которому он должен следовать.

Сегодня я предлагаю Вам поработать в группах. У вас на столах есть изображение различных икон с ликом Богородицы (группам предлагаются Владимирская икона Божией Матери, Казанская икона Божией Матери и икона Божией Матери «Знамение»)



Задание для групп:

Охарактеризуйте икону, лежащую перед вами:

  1. Кто изображен на ней?

  2. Какие цвета преобладают на иконе?

  3. Какое настроение передается этой иконой?

  4. Сделайте вывод, какие нравственные качества воспитывались через иконы Богородицы

Время работы 10 минут.

Учитель: «Время походит к концу, завершайте свою работу и выберите человека из группы, который будет представлять результаты вашего исследования. Слово предоставляется 1 группе, все остальные внимательно слушают, дополняют и готовятся сравнивать иконы»

На экране проецируется изображение икон.



1 группа:

На Владимирской иконе Божией Матери изображены Богородица с младенцем, глаза Богородицы устремлены вверх, словно она молится обо всех живущих на земле. Младенец простирает руки к матери, обнимает ее за шею. Во взглядах Богородицу и младенца читается высшее знание о мире. Цвета, которые преобладают на иконе - это черный и золотой: черный передает скорбь о живущих, а золотой – небесный свет. Золотого цвета у святых нимбы. Настроение, которое передается иконой – это радость от материнского счастья, но и смирение Божьей воле. Мы считаем, что эта икона воспитывает любовь отцов и детей, заботу о ближнем.



Учитель: «Большое спасибо. Если есть у кого-то дополнения, вы можете их высказать. 2 группа оцените работу ваших одноклассников (обучающийся дает ответ). Теперь мы готовы послушать ответ 2 группы. Они представляют Икону Божией Матери «Знамение».

2 группа: «На иконе Божией Матери «Знамение» изображены Богородицы, младенец и ангелы, которые окружают их с обеих сторон. Младенец изображен по центру, как будто в утробе матери, наверное, именно поэтому икона и называется «Знамение». Основными цветами иконы являются красный и золотой. Мы считаем, что красный цвет передает радость, а золотой – причастность к Богу. Настроение иконы радостное, торжественное, она изображает момент, когда становится известно о скором появлении на земле Сына Божьего. Она учит быть оптимистом, верить в Бога».

Учитель: «Спасибо, ребята. Есть ли у групп дополнения? Оцените работу этой группы (обучающиеся дают словесную оценку). Слово предоставляется 3 группе».
3 группа: «Мы представляем Казанскую икону Божией Матери. На ней изображены Богородица с младенцем. Их взгляды направлены на нас, младенец поднял руку, чтобы благословить нас в любых наших начинаниях. Основные цвета – черный и золотой. Золотого намного больше, что говорит о том, что Бог всегда с нами и внутри нас. Настроение, передаваемое иконой, грустное, скорбное, но в тоже время торжественное, словно Богородица и ее сын знают о тяжести испытаний, которые предстоит перенести, но они и внушают надежду на будущее. Эта икона воспитывает чувство долга, смирения с судьбой и веры в лучшее».

Учитель: «Спасибо. Ребята, оцените ответ этой группы. (Ученики дают оценку). А теперь давайте обратимся к общему заданию: что объединяет эти иконы».

Обучающиеся:

- На них изображены Богородица и младенец.

- Везде есть золотой цвет, который говорит о Боге.

- Воспитываются нравственные качества человека.

- Дается надежда на будущее.

Учитель: «Совершенно верно. Но среди этих икон есть одна, которая особенно значима для Нижегородской области. Это Казанская икона Божией Матери. Все образы Богородицы на Руси считались заступницами, но эта икона носит еще один статус: она путеводительница. Даша приготовила к нашему занятию легенду о явлении Казанской иконы Божией Матери».

Ученица представляет легенду об обретении Казанской иконы Божьей матери

Учитель: «Как же эта икона связана с нижегородцами и Смутным временем? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте вспомним некоторые исторические факты.


  • Каковы причины наступления Смутного времени? (отсутствие законного наследника)

  • В чем оно проявлялось в различных сферах жизни общества? (разрушение и беззаконие)

  • В чем причины начала интервенции? (попытка захватить власть на Руси)

  • Какова роль II Народного ополчения в изгнании интервентов? (изгнание интервентов из страны)

  • В чем уроки Смуты? (нужно быть сплоченными, едиными в борьбе с оккупантами, в поднятии престижа своей страны)

  • Почему День народного единства проводиться 4 ноября? (это день полного осовбождения Москвы от интервентов)

Учитель: «Молодцы, вы хорошо знаете историю. Но как связаны II ополчение и Казанская икона Божией Матери, икона-путеводительница? Юля готова рассказать нам об этом, вернув нас в 1612 год».

Ученица представляет основные моменты истории Смутного времени

Учитель: «Именно эта икона повела за собой нижегородское ополчение, она помогала в боях с интервентами, она освободила Русь и русский народ и завершила Смуту. С тех пор праздник Казанской иконы Божией Матери празднуется вместе с Днем единения 4 ноября. Но есть и церковный праздник в честь этой иконы. Может быть кто-то из вас знает, когда он отмечается?»

Обучающиеся: «21 июля».

Учитель: «Верно. У нас в районе это тоже один из главных церковных праздников – Казанская, время когда поминают усопших, пекут пироги, ходят на кладбище и, конечно, просят заступничества и силы для прохождения сложного жизненного пути у Богородицы.

Какой же нравственный урок дает нам история, чему учит нас древняя икона?»



Обучающиеся: «Она учит нас не сдаваться, стойко преодолевать все трудности, любить и уважать свою страну, быть патриотами, верить в Божественную силу».

Учитель: «Вы совершенно правы. Скажите, понравилось ли вам наше занятие? Все ли у вас получилось? Чему вы научились? Какой нравственный урок вынесли для себя? (Ответы учеников).

А наше занятие я хочу закончить отрывком из стихотворения С.С. Бехтеева «Детям»

Любите, дети, старину

С ее былинными веками,

С ее столетними Церквами,

К величью ведшую страну...



Любите, дети, старину!..
Спасибо за работу. До встречи».