Семинара-совещания «Педагогическая подготовка в семинариях» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа семинара-совещания 17 мая 2013г. Место проведения 1 29.27kb.
Семинара-совещания и выставки «Оборудование и технологии для сбора... 1 94.48kb.
Семинара-совещания на базе мэси 17 мая 2013 Время Тема доклада Докладчик... 1 44.11kb.
Программа семинара: 30 -10. 00 Регистрация участников семинара 10. 1 27.5kb.
«Педагогическая психология: становление и место в системе научного... 1 106.52kb.
Программа Семинара, приведённая в конце статьи, наглядно отражает... 1 161.11kb.
Тенденции развития школьных библиотек в информационном обществе Материалы... 7 2331.84kb.
Практический семинар по обучению предприятий корректному заполнению... 1 215.82kb.
Семинара «Маркетинг в организационном развитии» 1 63.81kb.
Программа семинара: 08. 01. 2010 18. 00 Открытие семинара членами... 1 18.28kb.
Книга «Школа жизни: теория и практика. Педагогическая мастерская... 1 53.21kb.
О сотрудничестве между Министерством культуры, печати и информации... 1 77.46kb.
- 4 1234.94kb.
Семинара-совещания «Педагогическая подготовка в семинариях» - страница №1/1

МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ
УЧЕБНЫЙ КОМИТЕТ ПРИ СВЯЩЕННОМ СИНОДЕ

Вариант 1 для практической проверки.

Разработан участниками семинара-совещания

«Педагогическая подготовка в семинариях».

18 марта 1999 года

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА


“ПРАВОСЛАВНАЯ ПЕДАГОГИКА”


для Духовных Семинарий

Русской Православной Церкви

г. Сергиев Посад, 1999 г.

Программа


учебного курса “Православная педагогика”

( “Педагогика и психология” по учебному плану,

принятому Священным Синодом )

для Духовных Семинарий Русской Православной Церкви



Основные блоки программы

I

Введение


II

Исторический блок

III


Теоретический блок



IV

Практический блок

V

Педагогическая практика

VI

Перечень вариативных спецкурсов

VII

Перечень контрольных работ и требования к их написанию

VIII

Вопросы для экзамена

IX

Словарь педагогических терминов

X

Перечень обязательной и дополнительной литературы

Пояснительная записка

Изучение педагогической дисциплины в Духовных Семинариях было введено решением Священного Синода Русской Православной Церкви.

В последние годы в обществе возникла потребность в привлечении церковнослужителей к образовательной деятельности, которая выражается в участии священника в педагогическом процессе государственных и негосударственных учебных заведений. Появилась особая потребность в просветительской деятельности, ориентированный на духовное и нравственное воспитание общества, восстановление традиционного уклада жизни россиян и дальнейшее его развитие. Возрождение приходской жизни потребовало от священника организации в различных формах воспитательной, образовательной и просветительской деятельности.

В процессе изучения учебного курса “Православной педагогики” решаются следующие задачи: подготовка будущих священнослужителей к практической педагогической деятельности на приходе и в образовательных учреждениях различного типа; раскрытие педагогического аспекта пастырской деятельности как особого церковного послушания; наполнение конкретным содержанием социального служения Церкви.

Программа включает следующие основные блоки: “теоретический и исторический”, “семейная педагогика”, “приходская педагогика”, “школьная педагогика”, ориентированные на получение теоретически обоснованного опыта педагогической деятельности.

В результате процесса обучения студенты должны: знать традиции отечественной православной педагогики; владеть основными приемами педагогической работы на приходе, в семье, в образовательных учреждениях; уметь организовать и направить деятельность приходских образовательных учреждений; иметь представление о программно-методическом обеспечении учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях; практически использовать богословские знания в учебно-просветительской деятельности.

Особенность преподавания педагогики в духовных школах заключена в том, что проблемы духовно-нравственного становления человека рассматриваются во всех учебных курсах, изучаемых в духовной семинарии, в отличии от педагогических вузов, где эти проблемы рассматриваются в основном только в рамках гуманитарных дисциплин. Это позволяет в духовных школах достичь поставленных целей с меньшими временными затратами.

Курс педагогики для духовных семинарий является практически ориентированным.

Предлагаемая программа составлена с учетом опыта работы большинства современных духовных школ Московского Патриархата Русской Православной Церкви и предполагает наряду с аудиторными занятиями пассивную и активную педагогическую практику в образовательных учреждениях различного типа.



Учебно-тематическое планирование курса


Наименование разделов и тем


Все-го

ча-сов


Лек-ции

Семи-нары, прак-тику-мы

I.

Введение

4

4

-

I.1.

Определение сущности и специфики православной педагогики. Место православной педагогики в пастырском служении и в системе богословских дисциплин

2

2

-

I.2.

Цель, задачи и принципы православной педагогики. Основные понятия православной педагогики

2

2

-

II.

Исторический обзор основных педагогических течений с православной точки зрения

12

12

-

II.1.

Проблемы воспитания и образования в свете Божественного Откровения

2

2

-

II.2.

Проблемы педагогики в творениях святых отцов

2

2

-

II.3.

Педагогические воззрения отцов и учителей Русской Православной Церкви

2

2

-

II.4.

Педагогические аспекты в русской религиозной философии

2

2

-

II.5.

Деятели народной школы

2

2

-

II.6.

Православное рассмотрение течений неправославных педагогических течений

2

2

-

II.7.

Педагогическое наследие святителя Феофана Затворника

(названный семинар может быть проведен вместо одной из лекций, предложенной преподавателем для самостоятельного изучения студентами)



-

-

2

III.

Теоретические основы православной педагогики

14

14

-

III.1.

Антропологические основы православной педагогики. Основные периоды жизни человека

4

4

-

III.2.

Церковь и воспитание

2

2

-

III.3.

Возрастная педагогики с точки зрения христианской антропологии

4

4

-

III.4.

Православное понимание процесса обучения

2

2

-

III.5.

Формы и методы православного образования

2

2

-

IV.

Практическая педагогика










IV.1.

Пути и средства становления православного мировоззрения

4







IV.2.

Основные особенности работы с детьми различного возраста

6




2

IV.3.

Проблемное обучение

10




2

IV.4.

Православное воспитание в семье

4







IV.5.

Православное воспитание и обучение в условиях современной приходской жизни. Воскресная школа

6




2

IV.6.

Организация летнего отдыха детей

4




2

IV.7.

Духовно-просветительская деятельность в светских образовательных учреждениях и ее правовые основы

4




2

IV.8.

Социальная педагогика

4




2

V.

Педагогическая практика










V.1.

Пассивная практика. Ознакомление с опытом педагогической деятельности в воскресных школах светских образовательных заведений различного типа коррекционных учреждениях










V.2.

Активная практика. Работа под руководством наставника, выбор специализации, стажировка










VI.

Вариативные спецкурсы










VI.1.

Практикум педагогического мастерства










VI.2.

Педагогическая психология










VI.3.

Возрастная психология










VI.4.

Практическая психология










VI.5.

Коррекционная работа с детьми, страдающими задержкой психического развития, наркоманией, алкоголизмом, половой распущенностью, девиантным поведением










VI.6.

Церковное краеведение.

Тематика и объем спецсеминаров определяется наличием воцерковленных специалистов и возможностями учебного плана.

Учебная программа спецкурса рассматривается на заседании кафедры или методической комиссии, утверждается советом духовной семинарии и высылается в учебно-методический кабинет учебного комитета













Учебная программа курса “Православная педагогика”

для духовных семинарий 72 часа (108 ч.)
I.Введение (6 часов)
Тема 1. Определение сущности и специфики православной педагогики. Место православной педагогики в пастырском служении и в системе богословских дисциплин.

Православная педагогика как педагогика воцерковления. Онтологический и сотериологический характер православной педагогики.

Педагогическая деятельность пастыря как особое церковное послушание. Литургическая жизнь прихода как основа педагогической деятельности пастыря. Связь православной педагогики с основным богословием, нравственным богословием, патрологией, Библейской историей, гомилетикой, церковной историей, миссиологией, пастырским богословием и пастырской практикой.

Тема 2. Цель, задачи и принципы православной педагогики. Основные понятия православной педагогики.

Основная цель православной педагогики - воцерковление человека как основа богоугодной спасительной жизни.

Задачи православной педагогики: передача душеполезного опыта, сохранение церковных традиций в семье, приходе, школе, помощь в становлении добродетелей и искоренении пороков.

Принципы православной педагогики: Христоцентричность, церковность, антропологические представления о человеке как об образе и подобии Божием, построение нравственно-педагогического взаимодействия по требованиям христианского совершенства, принцип согласованности педагогического влияния Церкви, семьи и школы, принцип иерархичности и послушания, целомудрия, разумно-деятельной любви, принцип приоритета духовно-нравственного воспитания над обучением, обретение истинной свободы во Христе и служение в ней Богу, Церкви и Отечеству.

Основные понятия православной педагогики: образование, воспитание, обучение, просвещение, педагогический процесс.

Предмет православной педагогики.


II.Исторический обзор основных педагогических течений с православной точки зрения
Тема 1. Проблема воспитания и образования в свете Божественного Откровения, 2 ч.

Ветхозаветное учение о воспитании. Воспитание Богоизбранного народа. Согласованность семейного воспитания с Откровением. Воспитательное значение Синайского законодательства. Христианство и воспитание. Соединение с Богом - главная задача человека. Христианский идеал воспитания и образования.



Тема 2. Проблемы воспитания и образования в творениях святых отцов.

Учение мужей апостольских и их ближайших преемников о воспитании. Учение отцов и учителей Церкви III века о воспитании и образовании. Учение отцов и учителей Церкви IV века о воспитании и образовании.



Тема 3. Педагогические воззрения отцов и учителей Русской Православной Церкви.

Роль русских святых в духовном воспитании общества. Святитель Филарет, митрополит Московский. Епископ Феофан, Вышенский Затворник. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Дидактика священномученика Фаддея (Успенского). Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий.



Тема 4. Педагогические аспекты в русской религиозной философии. И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, Л.А. Тихомиров, И.А. Ильин.

Тема 5. Деятели народной школы. Н.И. Ильминский, С.А. Рачинский, К.П. Победоносцев.

Тема 6. Православное рассмотрение неправославных педагогических течений. Краткий обзор педагогики дохристианского мира, средневековья, европейского “Возрождения”, нового и новейшего времени.

Тема 7. Педагогическое наследие святителя Феофана Затворника.

Семинарское занятие.


III .Теоретические основы православной педагогики
Тема 1. Антропологические основы православной педагогики. Основные периоды жизни человека.

Православная антропология, ее значение для педагогики. Образ Божий в человеке, богословское понятие личности. Иерархичность и целостность человеческой природы. Следствие грехопадения, понятие о первородном грехе. Домостроительство спасения во Христе.



Тема 2. Церковь и воспитание.

Воспитание как обретение свободы в процессе воцерковления. Онтологические и нравственные границы свободы. Воспитание как приобщение к святости Божией через церковную жизнь. Воспитание как привитие любви во Христу, Церкви и Образу Божию в человеке. Воспитание и развитие, воспитание и духовное становление человека. Воспитание как создание условий для рождения духовной жизни.



Тема 3. Возрастная педагогика с точки зрения христианской антропологии.

Особенности первого года жизни ребенка. Детство. Отрочество. Юношество. Наследственность и воспитание в святоотеческом толковании. Возрастная педагогика и психология развития и духовного становления детей с точки зрения христианской антропологии.



Тема 4. Православное понимание процесса обучения.

Понятие о педагогическом процессе, его основные условия и факторы. Сферы педагогического взаимодействия. Педагогический процесс как особая разновидность социального процесса, его характерные черты. Формы и методы обучения в православной семье, приходской и церковной жизни, образовательных учреждениях. Процесс обучения как педагогическая поддержка врожденного стремления человека к познанию истины.

Согласованность образования, формы, методов и средств с христианским вероучением и церковной жизнью. Благочестие детей как основа успешного обучения.

Тема 5. Формы и методы православного образования.

Духовное значение православного образования. Основные формы православного образования: семья, церковно-приходские, воскресные школы, гимназии и др. Образовательные учреждения различного типа.

Основные формы обучения: индивидуальное, групповое, классно-урочное.

IV.Практическая педагогика



Тема 1. Пути и средства становления православного мировоззрения.

Целомудрие как основа православного мировоззрения. Участие в церковной жизни, следование евангельским заповедям.

Средства: чтение душеспасительной литературы, православное образование, общение с благочестивыми людьми, паломнические поездки к святым местам, в монастыри, общение с духовником, осознание смысла жизни, осознанное участие детей в богослужении, приобщение детей к православной культуре.

Тема 2. Основные особенности работы с детьми различного возраста.

Первый год жизни ребенка: создание спасительной атмосферы вокруг младенца, благочестие родителей как средство сохранения благодатной жизни детей, потребности тела у младенца, умеренность, позволительность и контроль за движением ребенка как средство укрепления воли, необходимость использования аскетических моментов воспитания с младенческого возраста, православное понятие о дисциплине, создание православной предметной среды, влияющей на развитие чувств.



Детство (1-3 года)

Влияние речи родителей на развитие речи ребенка. Развитие через организацию участия в игровой деятельности. Воспитание послушания как преодоления многожелательности в следовании доброму примеру родителей.



Отрочество.

Формирование мышления в понятиях как основа самостоятельного выбора. Влияние школьной жизни на внутренний мир ребенка.



Юношество.

Духовное руководство ребенком и благочестие семьи как духовная и деятельная помощь в преодолении беспорядочной жажды впечатлений, возможности душевредного общения, правильного отношения с другим полом. Увеличение интенсивности учебных нагрузок как средство нравственного удержания от грехопадения.



Тема 3. Проблемное обучение.

Создание проблемных ситуаций, сократическая беседа, использование технических средств в целях оптимизации процесса обучения, организация групповой познавательной деятельности учащихся, метод опорных сигналов.



Тема 4. Православное воспитание в семье.

Помощь в восстановлении и поддержании иерархического устроения семьи. Семья - малая Церковь. Ответственность перед Богом родителей за воспитание детей. Виды родительской любви к детям. Христианские обязанности детей по отношению к родителям. Семейная молитва. Соответствие семейных и церковных праздников. Православная семья как преодоление искушений современного мира. Взаимоотношение поколений в семье. Проблемы современной семьи.



Тема 5. Православное воспитание и обучение в условиях современной приходской жизни. Воскресная школа.

Приходская община как духовно-педагогическая среда.

Непрерывная система приходского образования. Создание и поддержание образовательных традиций в приходской общине. Формы и методы катехизации. Педагогическая подготовка к исповеди. Типы воскресных школ. Место воскресной школы в приходской жизни. Устройство воскресной школы. Организация работы в воскресной школе для детей, молодежи и взрослых. Цель и задачи воскресной школы. Основные предметы воскресной школы. Содержание образования в курсе Закона Божия.

Ознакомление с учебными программами для воскресных школ. Формы и методы работы в воскресной школе. Подготовка и проведение церковных праздников. Ориентация в источниках материалов для подготовки занятий в воскресной школе.



Тема 6. Организация летнего отдыха детей.

Подготовка к летнему детскому и семейному отдыху. Православный уклад летнего оздоровительного и трудового лагеря. Паломнические поездки. Труд по восстановлению разрушенных храмов и монастырей. Занятия по интересам. Общелагерное событие: заезд и обустройство лагеря, утренние и вечерние сборы, богослужение, крестные ходы, изучение духовной истории места расположения лагеря. Сбор материалов о новомучениках и благочестивых людях, святых местах, чудесных событиях, местных традициях Богопочитания, духовных песнопениях. Наблюдение ландшафта, растительности, животных, насекомых, птиц, обсуждение и оформление результатов наблюдения.



Тема 7. Духовно-просветительская деятельность в светских образовательных учреждениях и ее правовые основы.

Возможности взаимодействия церковных и светских образовательных учреждений, предоставляемая современным законодательством. Общая характеристика современной правовой базы взаимодействия. Система дополнительного образования как одна из возможностей тесного сотрудничества. Сотрудничество Русской Православной Церкви с органами управления светского образования: районными, городскими, областными, российскими по актуальным проблемам школьного образования и воспитания. Методики преподавания духовных и гуманитарных дисциплин, совместные издательские проекты, участие в образовательных выставках, аттестация, лицензирование, аккредитация православных ученых заведений и преподавателей, проведение совместных ежегодных образовательных чтений. Устроение духовного руководства общеобразовательными учебными заведениями. Многообразие типов и видов общеобразовательных учреждений в Российской Федерации. Организация православных негосударственных общеобразовательных, учреждаемых православными приходами и другими церковными структурами. Православное просвещение в государственных школах, гимназиях, вузах. Проведение уроков по курсам: “Религиоведение”, “История религий”, “основы православной культуры”, совместное проведение дней славянской письменности и культуры, начало и окончание учебного года. Совместная подготовка к проведению государственных церковных праздников: Рождество Христово, Св. Пасха. Подготовка учебников и учебных пособий для светских образовательных учреждений.



Тема 8. Социальная педагогика.

Виды церковного социального служения. Особенность педагогической деятельности пастыря в больницах, исправительно-трудовых учреждениях, домах престарелых и инвалидов, детских коррекционных учреждениях. Духовное окормление и педагогическая деятельность в центрах реабилитации детей, страдающих задержками психического развития, наркоманией, алкоголизмом, половой распущенностью, девиантным поведением. Воспитание сострадания к больным, страждущим и нуждающимся людям, стремления и навыка помогать нуждающимся: дома - родителям, в школах - учащимся и учителям, в самых обыденных и повседневных нуждах. Благожелательность ко всем людям, умение прощать личные обиды.


V.Педагогическая практика
Педагогическая практика проходит вне аудиторных занятий. Цель практики: приобретение студентами практического опыта работы с детьми разного возраста в учреждениях различного типа. Пассивную педагогическую практику желательно проводить на II курсе, она включает в себя: подготовку к посещению образовательных учебных заведений, знакомство с объективной педагогической реальностью, изучение концепции и образовательной программы воскресной школы, общеобразовательной школы, православной гимназии, коррекционных и исправительно-трудовых детских учреждений, наблюдение, анализ и обсуждение современного урока. Наблюдение и всестороннее изучение жизни ребенка и составление психолого-педагогической характеристики. Ведение педагогического дневника.

Активную педагогическую практику студентам рекомендуется проводить под руководством опытного наставника летом между III и IV годом обучения и еженедельно в IV классе.

Этапы активной практики. Помощь наставнику и педагогам, проба сил в различных видах педагогического труда, самостоятельное проведение уроков под руководством специалистов. Стажировка в одном из видов педагогической деятельности. Отчет о педагогической практике. Активная и пассивная практика должна начинаться с установочной конференции и должна заканчиваться итоговой практической конференцией студентов. Оптимальной формой прохождения педагогической практики является создание педагогических мастерских (см. Положение о педагогических мастерских, схему анализа урока, форму ведения педагогического дневника, схему написания психолого-педагогической характеристики и форму отчета о педагогической практике).


УП. Перечень контрольных работ по разделу “Основы православной педагогики”


  1. Назначение человека и назначение педагогики;

  2. Естественная природа человека и развитие естественных духовных потребностей детей;

  3. Новозаветное учение о взаимоотношениях родителей и детей;

  4. Святоотеческое учение о воспитании внешних чувств и его применение в современной педагогической практике;

  5. Пути и средства воспитания добродетелей у детей;

  6. Воспитание доброго ума у детей;

  7. Воспитание добродетельных чувств у детей;

  8. Воспитание доброй воли у детей;

  9. Воспитание милосердия у детей;

  10. Воспитание целомудрия у детей;

  11. Воспитание кротости у детей;

  12. Воспитание радости жизни у детей;

  13. Воспитание смирения у детей;

  14. Преодоление гнева у детей;

  15. Преодоление сребролюбия у детей;

  16. Преодоление тщеславия у детей;

  17. Помощь детям в преодолении искушений современного мира: сквернословия, курения, употребления наркотиков, увлечения компьютерными играми;

  18. Соотношение между свободой воли и принуждением в воспитании детей;

  19. Православное воспитание девиц;

  20. Семейный уклад как основа воспитания добродетельной души у детей;

  21. Пути преодоления типичных разногласий между родителями в православном воспитании детей;

  22. Решение проблемы дисциплины в учебно-воспитательном процессе: соотношение поощрений и наказаний, подчинения и ответственности;

  23. Возрождение утраченных традиций воспитания благочестия в церковноприходских школах;

  24. Обоснование программы курса “Основы духовной культуры” в светской школе;

  25. Условия создания благоприятной духовной атмосферы на уроке;

  26. Творческое преобразование современных педагогических технологий в свете задач православного образования;

  27. Обоснование системы трудового воспитания детей в православной общине;

  28. Возможности наполнения православным содержанием работы с детьми в летних лагерях;

  29. Паломничества по святым местам как средство духовно-нравственного воспитания детей;

  30. Обоснование системы уроков церковного пения;

  31. Обоснование системы непрерывного православного образования;

  32. Методическая разработка занятий с детьми по любому из двунадесятых праздников.

Возможен выбор темы, не указанной в данном перечне, но соответствующей интересам, опыту и возможностям студента. В таком случае перед написанием работы тему нужно утвердить на кафедре педагогики института.

Требования к написанию контрольных работ по педагогике для студентов заочного отделения:
Объем работы – 10-12 страниц (без приложения).

Выбор темы работы должен соответствовать педагогическому и духовному опыту студента.

Работа должна быть оформлена соответствующим образом:

- Титульный лист.

- Оглавление.

- Введение.

В этой части работы должна быть обоснована актуальность темы, сформулированы основные задачи исследования, перечислены главные источники, раскрывающие сущность выбранной темы.

- Основная (теоретическая) часть работы.

При изложении материала в теоретической части работы необходима опора на тексты Священного Писания, сочинения святых отцов, труды классиков педагогики, современные научно-педагогические исследования. По окончании изложения материала должны следовать выводы, которые будут иметь непосредственное продолжение в практической части работы.


  • Практическая часть.

  • Содержит описание непосредственных педагогических наблюдений и опыта студента, а также описание опыта других педагогов, воспитателей, родителей.

- Заключение.

Должно содержать в себе теоретические и практические выводы, предложения по внедрению результатов работы в педагогическую практику. В заключительной части работы намечаются пути дальнейших исследований поставленных проблем.

- Приложение.

В этой части работы желательно представить конкретные разработки, конспекты уроков, бесед с детьми, сценарии праздников. Возможно приложение к работе методического или иллюстративного материала (созданных студентом пособий, схем, видеофильмов), аудиозаписей, диапозитивов, фотографий, перечня дидактических заданий для детей.

Исследовательский инструментарий может включать в себя анкеты, опросники для интервью, тексты, таблицы для обобщения результатов исследования, выписки из дневников педагогических наблюдений и размышлений.

- Список использованной литературы.

Количество источников не ограничено.

Список должен включать все цитируемые в работе источники и труды (после воспроизведения цитаты или изложения материала из конкретного источника в тексте должна следовать ссылка с указанием номера источника в списке литературы и номера страницы в источнике).


Х. Список обязательной педагогической литературы.


  1. Православная педагогика. Свящ. Евгений ШЕСТУН.

Самара, 1998.

  1. Дернов А.А. Методика Закона Божия. Спб., 1913 г.

  2. Зеньковский В.В. Педагогика. М., 1996.

  3. Сурова Л.В. Православная школа сегодня.

  4. Законоучитель. Сборник материалов в помощь преподавателю. Вып. 1, 2, 3, - М., 1993.

  5. Хрестоматия. Педагогика Российского Зарубежья. - М., 1996, с. 344-345.

  6. Опыты православной педагогики. - М., 1993.

  7. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства Х1У-ХУП. - М., Педагогика, 1985 - 363 с.

  8. Антология педагогической мысли России ХУШ в. - М., Педагогика, 1985.

  9. Антология педагогической мысли христианского средневековья: т. 1, 2 - М., Педагогика.

  10. Вопросы православной педагогики, вып. 1, - М., 1992.

Сборник педагогических материалов, опубликованных в 1998 году - Воскресная школа - М. 1999 год.