Сценарий мероприятия, посвященного Дню славянской письменности и культуры - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Сценарий мероприятия, посвященного Дню славянской письменности и культуры - страница №1/1

Сценарий мероприятия, посвященного

Дню славянской письменности и культуры

(23 мая 2013 года)

Маркина Д.О.

Цель: сформировать представление о смысле праздника славянской письменности и культуры

Задачи:

Образовательная: познакомить с историей создания славянской азбуки

Развивающая: способствовать развитию речи, мышления, умению работать с информацией

Воспитательная: продолжать воспитывать интерес и уважение к родной истории и культуре, воспитание толерантности

Оборудование: презентация на тему «Возникновение письменности у восточных славян»

Ход мероприятия:


  1. Организационный момент

  2. Целеполагание

Слайд 1:

Учитель: 24 мая отмечается День славянской письменности и культуры. Церковь

отмечает его как День памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славян (слайд 2).

- Что вы знаете о Кирилле и Мефодии и об этом дне? Почему он отмечается как день славянской письменности? (ответы детей)

3. Ход мероприятия

Слайд 3:

( Показ учебника «Азбука» В. Г, Горецкого и др)

- Что это за учебник?

(-Азбука.)

-Чему учит эта книга?

(-Эта книга знакомит с буквами, учит читать.)

- Когда вы были маленькими, родители читали вам книги. Когда вы пошли в школу, сами научились читать и писать. Как вы думаете, умели ли наши предки читать и писать?

(Ответы детей)


Слайд 4:

- Послушайте стихотворение Н. Кончаловской «Как церковный грамотей в старину учил детей».



Ученик: В старину учились дети –

Их учил церковный дьяк.

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б как АЗ да БУКИ,

В – как ВЕДИ, Г – ГЛАГОЛЬ.

И учитель для науки

По субботам их порол.

Вот таким пером писали

Из гусиного крыла.

Этот нож не без причины

Назывался перочинным,

Очиняли им перо,

Если было не остро.

Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину,

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки

На церковном языке.

- Как обучались грамоте в старину?

(Ответы детей)

-Всегда ли существовали буквы?

(-Нет, раньше их не было, древние люди даже говорить научились не сразу.)

- В это трудно поверить, но когда-то наши предки - славяне вовсе не имели книг, потому что не было букв, которыми можно было записывать славянскую речь.

После принятия христианской религии славяне стали использовать вместо своих простейших знаков латинские и греческие буквы. Но это было не очень удобно, так как эти буквы не могли передать все особенности славянской речи.

- Задумывались ли вы, откуда и когда появились буквы? Сегодня мы попытаемся ответить на этот вопрос. Но сначала сравним слова АЛФАВИТ и АЗБУКА. Есть ли между ними разница? Если есть, то какая?

(-Слова АЛФАВИТ и АЗБУКА означают одно и тоже: группа слов, расположенных в определенном установленном порядке. Но происхождение их разное.

- В старославянской азбуке каждая буква имеет свое название. Открывает старославянскую азбуку АЗЪ, которая обозначает звук [а]. АЗЪ – это имя Божие. В Библии Господь говорит: «Азъ есмь Богъ» - «Я есть Бог».

Имя второй буквы БУКИ. Она обозначает звуки [б] и [б,]. БУКИ – это и есть буквы. Слово «буквы» произошло от названия дерева бук. Древние германцы делали дощечки из бука и использовали их для письма.

Сложите первую и вторую букву. Что получилось?
АЗБУКА – славянское слово, произошло от названия двух первых букв славянской азбуки: АЗЪ и БУКИ. АЗЪ + БУКИ=АЗБУКА.

Слово алфавит пришло к нам из греческого языка и происходит от двух первых букв греческого алфавита. АЛЬФА+ ВИТА=АЛФАВИТ.



Слайд 5, 6:

АЗЪ, БУКИ, ВЕДИ… На протяжении нескольких веков с этих букв начиналось первое знакомство человека с книгой. И более тысячи лет назад эта азбука, названная позднее в честь своего создателя кириллицей, стала основой письменности.



Слайд 7:

-Внимательно посмотрите на старославянскую азбуку и скажите, есть ли в ней незнакомые вам буквы?

(-В старославянском алфавите есть буквы, которых уже нет в русском языке.)

-Назовите эти буквы.


-Как же и откуда появилась наша азбука, и почему ее называют кириллицей?

Слайд 8:

В IX веке в Византии, в городе Солунь (теперь это город Салоники в Греции), жили два брата — Константин и Мефодий.



Слайд 9, 10, 11 с комментариями учителя, который рассказывает о возникновении азбуки

Слайд 12:

- Великое дело создания старославянской азбуки совершили братья Кирилл и Мефодий. Главная заслуга в этом деле принадлежит Кириллу. Мефодий был верным его помощником. Составляя славянскую азбуку они смогли уловить в звучании славянского языка основные звуки и нашли для каждого из них буквенные обозначения. В память о великом подвиге братьев 24 мая во всех славянских странах празднуют День славянской культуры и письменности или день памяти Кириллу и Мефодию.

А почему мы говорим «славянской», а не только русской культуры? (ответы детей, делают вывод о значении деятельности Кирилла и Мефодия для всего славянского народа и о связи всех славянских народов)
- Святые братья не только дали славянскому народу азбуку и заложили фундамент литературы, письменности и культуры в целом.

Раньше этот праздник считался церковным. В современном мире День славянской культуры и письменности – это праздник просвещения, родного слова, родной книги, родной культуры и литературы.


Слайды 13, 14.

  1. Подведение итогов

- Что значит для всех славянских народов день славянской письменности и культуры? Почему мы считаем этот день праздником? Какой вклад внесли Кирилл и Мефодий в развитие культуры нашей страны?