Сборник методических материалов в помощь проведению мероприятий по экологии Время зелёного цвета - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Сборник методических материалов в помощь проведению мероприятий по экологии Время - страница №1/1

Муниципальное казённое учреждение культуры

«Централизованная библиотечная система г. Орла»



Центральная детская библиотека

им. И.А. Крылова


Сборник методических материалов

в помощь проведению мероприятий по экологии



d:\мои документы\фоны\природа\0015-015-gabdulla-tukaj.jpg


Время зелёного

цвета



Орёл 2013



«Природа — не храм, а мастерская,

и человек в ней — работник»

Народная мудрость

Проблема взаимоотношения общества и природы давно вышла на первый план. Одной из основных задач сегодня – воспитание у детей любви, интереса, бережного отношения к живой и не живой природе, чувства ответственности за её красоту и чистоту. Для этого необходимо познакомить их с экологическими проблемами леса, почвы, водоемов, воздушной среды, которые возникли по вине человека, а также с охранной деятельностью, ведущейся в данных направлениях. Библиотека имеет большие возможности для привлечения внимания читателей к экологическим проблемам. Это и электронные ресурсы, и традиционные формы массовой работы: экологические часы, уроки экологических знаний, обзоры литературы, презентации книг, экологические праздники, литературно-музыкальные вечера, беседы. Очень широко используются игровые формы работы – экологические викторины, конкурсы, которые хорошо воспринимаются детьми.

Сборник «Время зеленого цвета» отражает опыт работы библиотеки им. И.А. Крылова в данном направлении и подготовлен в помощь работе библиотекарей и руководителей детского чтения. Он состоит из двух разделов:

I. «Тропа любви к родной природе», где собраны сценарии мероприятий, проводимых в библиотеке;

II. «Загадки матушки-Природы» - игровой материал в помощь проведению мероприятий.

«Время зелёного цвета»: методические материалы в помощь работе по экологии /составитель: О.В. Шикуля, вед.методист по работе с детьми МКУК ЦБС г. Орла.- Орёл, 2013.- 24 с.



I. «Тропа любви к родной природе».

Для дружбы, для улыбок и для встреч

В наследство получили мы планету.

Нам этот мир завещано беречь

И землю удивительную эту.

Пляцковский М.
«Союз души с родной природой»

/Литературно-музыкальный вечер/

Для среднего школьного возраста

Шикуля О.В., вед. методист

ЦДБ им. И.А. Крылова

(звучит музыка «Как прекрасен этот мир»)

Ведущий: Здравствуйте дорогие друзья! Наш мир действительно прекрасен и удивителен. Когда мы совершаем какое-нибудь путешествие, то в первую очередь обращаем внимание на природу, окружающую нас. Она столь разнообразна, что мы не перестаём удивляться и восхищаться. Писатель К. Паустовский, сказал чудесные слова: «… и если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы».

Мир природы богат разнообразием форм, красок, звуков. Каждый раз мы убеждаемся в том, что искусство связано с природой так же тесно, как связана с природой вся жизнь человека. Мы можем убедиться в этом послушав, что получается, когда звуки природы соединяются с музыкой.

Как вы думаете, можно ли изобразить природу в музыкальном произведении? Оказывается можно. В 1725 году итальянский композитор Антонио Вивальди написал цикл из четырех концертов, где каждый изображает одно время года. А почти сто лет спустя, в 1876 году русский композитор П.И. Чайковский написал цикл из 12 фортепьянных пьес, которые так и называются «Времена года».

Ребята, а вы знаете, что композитор Н.А. Римский-Корсаков написав музыкальную картинку «Полёт шмеля» в опере «Сказка о царе Салтане», очень помог своему сыну - Михаилу Николаевичу Римскому-Корсакову, известному русскому энтомологу? Как вы думаете, чем? (ответы детей) Музыка отца помогла сыну находить гнёзда шмелей, настолько точно был передан композитором тембр звука, издаваемого шмелем при полёте.

Музыка часто бывает красива именно потому, что рассказывает нам о красоте природы, а значит и о красоте жизни.

В истории культуры природа часто была предметом восхищения, размышления, изображения, мощным источником вдохновения, из которого испокон веков люди черпали сюжеты для произведений искусства. Очень часто человек стремится выразить в искусстве свое ощущение природы, свое отношение к ней. Вспомните А.С. Пушкина с его особым отношением к осени, а также многих других русских поэтов, в творчестве которых природа занимала немалое место. Это – Фет, Тютчев, Баратынский, Есенин, Пушкин, Блок.

Все вы знакомы с творчеством нашего земляка Афанасия Фета. Как раз в его лирике отчетливо чувствуется слияние внутреннего и внешнего мира. Сначала Фет яркими красками рисует картину природы, проникнутою определённым настроением, а в конце выражается лирическое чувство героя, раскрывается его внутренний мир:

Чтец:

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью,

Как вчера, пришел я снова,

Что душа все так же счастью

И тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюду

На меня весельем веет,

Что не знаю сам, что буду

Петь - но только песня зреет.

Ведущий: А в живописи природа отражает тот мир, в котором не человек главенствует над ней, а наоборот, природа над человеком. Мир, в котором краски обостряют чувства единения с природой.

Какой жанр в живописи посвящён изображению природы? (ответы детей) Конечно, этот жанр называется пейзаж. В картинах русских художников передают та тонкая невидимая грань, отделяющую человека от природы. Кого из художников – пейзажистов вы можете назвать? (ответы детей) Это Алексей Кондратьевич Саврасов ("Грачи прилетели"), Аркадий Александрович Пластов ("Сенокос"), Игорь Эммануилович Грабарь ("Рябинка»), Исаак Ильич Левитан («Золотая осень»), Василий Григорьевич Перов («Ботаник»), Иван Иванович Шишкин («Утро в сосновом лесу»), Архип Иванович Куинджи («Радуга») и др… Они открыли красоту родной земли. Люди словно впервые увидели на их картинах и прозрачный весенний воздух, и наполненные весенним соком, оживающие березы; услышали веселый, исполненный надежды, радостный гомон птиц. И вот уже небо не кажется таким уж серым и безрадостным, и даже весенняя грязь тешит, радует взор. Вот, оказывается, какая она русская природа — нежная, задумчивая, трогательная! Именно благодаря картине Алексея Кондратьевича Саврасова (1830—1897) «Грачи прилетели» русские художники ощутили песенность родной природы, а русские композиторы почувствовали пейзажность русской народной песни.

Всем вам знаком композитор Василий Калинников. Это наш земляк, его имя носит музыкальная школа. Одним из ярких фортепианных сочинений Василия Калинникова, является «Русское интермеццо». Характер этого произведения, отражают картины русских художников. Например, «К концу лета на Волге» А. Саврасова; «Золотая осень» В. Поленова; «Косогор» и «Туманное утро» И. Шишкина; «На Волге» Б. Кустодиев; «Ока. Сосны» А. Герасимова. И к ним очень точно подходит стихотворение русского поэта Ивана Никитина «Русь». Давайте послушаем и посмотрим.

(чтец читает отрывок стих. под муз. сопровождение «Русское интермеццо», на экране демонстрируются репродукции картин)



Чтец:

«Под большим шатром

Голубых небес –

Вижу – даль степей

Зеленеется.
И на гранях их,

Выше тёмных туч,

Цепи гор стоят

Великанами.
По степям в моря

Реки катятся,

И лежат пути

Во все стороны.
Широко ты, Русь,

По лицу земли

В красе царственной

Развернулася!
У тебя ли нет

Поля чистого,

Где б разгул нашла

Воля смелая?
У тебя ли нет

Богатырских сил,

Старины святой,

Громких подвигов?...»

Ведущий: Вот пример того, когда музыка, поэзия, живопись слились воедино. Именно природа подарила музыке - звуки, живописи – удивительную палитру красок, поэзии – романтическое настроение.

Ответив на вопросы викторины, мы ещё раз убедимся, как тесно связаны природа и искусство. Итак, нужно выбрать правильный вариант:

1. Композитор А.А. Алябьев написал романс на стихи А.А. Дельвига. Он называется:

а) «Стрекоза» б) «Соловей»

в) «Мой птенчик» г) « Незабудка»

2. Всем начинающим музыкантам известно произведение:

а) Кошачья полька в) Коровий полонез

б) Собачий вальс г) Тараканий марш

3. Композитор Н.А. Римский-Корсаков в опере «Сказка о царе Салтане» написал музыкальную картинку, это:

а) «Полёт космонавта» б)«Прыжок лягушки»

в) «Танцы мотыльков» г) «Полёт шмеля»

4. Балет П.И. Чайковского, посвященный прекраснейшим птицам называется:

а) «Лебединое озеро» б) «Лисичкина поляна»

в) «Заячья лужайка» г) «Морская пена»



Ведущий: Изображение природы в искусстве никогда не было простым ее копированием. Как бы ни прекрасны были леса и луга, как бы ни манила художников стихия моря, как бы ни очаровала душу лунная ночь – все эти образы, будучи запечатленными на холсте, в стихах или звуках, вызывали сложные чувства, переживания, настроения

Посудите сами, природа — мать всего созданного человеком.

Давайте попробуем с вами соединить понятия:




Ведущий: Как часто вы выбираетесь на природу? Даже в городе – во дворах, парках, газонах природа удивительно разнообразна красками и формами: жуки, бабочки, стрекозы, цветки, листья, капли росы, снежинки – какое разнообразие красоты! А сколько красоты в лесу, на лугу, среди поля, у реки, у озера! Мы привыкли считать, что природа всесильна, забывая при этом, что она хрупка и ранима. И открывает свои секреты природа только тем, кто внимательно и бережно к ней относится. Часто, гуляя в лесу, загорая на пляже, мы оставляем после себя не потушенный костёр, бросаем мусор, шумим и совсем не задумываемся над тем, что мы пришли в гости к природе, а в гостях нужно вести себя культурно.

Может быть, в ближайшие выходные вы променяете диван и телевизор на путешествие в мир природы и увидите её чудеса?

Певец природы, писатель М.М. Пришвин, не уставал говорить о том, что природа и человек - это одно целое. Очень важно, чтобы вы, ребята, научились любить и ценить природу. И жизнь станет для вас богаче и интереснее. Вы не будете равнодушными и бессердечными: кто любит природу, тот не испортит дерево, не сорвёт цветок, не погубит птицу.
«Орловское Полесье»

/Виртуальное путешествие/

Для младшего школьного возраста

Обушвец Е.Ю., библиотекарь

ЦДБ им. И.А. Крылова

Библиотекарь: Здравствуйте, уважаемые читатели! Давайте посмотрим, как прекрасна природа, представленная на экране. Это дом для многих животных, птиц, насекомых. Но некоторые растения и животные исчезают.

- Ребята, как вы думаете, почему исчезают некоторые растения и животные?



(Ответы детей)

Такие исчезающие виды растений и животных занесены в специальную книгу – Красную книгу. (Показ книги).

Красная книга – эта книга не совсем обычная. Красный цвет – сигнал тревоги, надвигающейся опасности, предупреждения человека. Есть красная книга России, есть красная книга Орловской области. В них перечислены растения и животные, которые находятся под угрозой вымирания. Красная книга – это не только сигнал бедствия, но и программа по спасению редких видов, находящихся под угрозой исчезновения.

Мы все понимаем, что необходимо охранять природу. Для этого в нашей стране созданы особо охраняемые территории. Давайте попробуем угадать какие.

Это заповедники и национальные парки.

Ребята, а что такое заповедники? (Ответы детей)

Заповедник – это участки земли, где вся природа находится под строгой охраной.

В нашей стране много заповедников. В каждом заповеднике есть особенно ценные объекты, охране которых уделяется особое внимание.

Национальные парки похожи на заповедники, но между ними есть важное отличие. Заповедники закрыты для туристов, а национальные парки - это природные музеи под открытым небом. Здесь проводят экскурсии для всех любителей природы.

И у нас на Орловщине тоже есть национальный парк. Он носит название «Орловское Полесье». Ребята, поднимите руки, кто из вас был в национальном парке «Орловское Полесье»? (Ответы детей)

Сейчас мы совершим виртуальное путешествие и познакомимся с национальным парком «Орловское Полесье».

Посмотрите как тут красиво! Все утопает в зелени! Настоящий мирный, сказочный природный уголок! Здесь есть и святые источники! Стало традицией проводить в Орловском Полесье праздник Троицы, с песнями и хороводами.

Послушайте мою загадку:

Ладно скроен,

Крепко сшит,

За землю русскую стоит. (Богатырь)

Орловское Полесье — край легенд. Одна из них утверждает, что защитник земли русской Илья Муромец, бывал на Орловщине и сразился с Соловьём-разбойником в деревне Девять Дубов, находящейся на территории Полесья. В церковной летописи говорится, что на месте деревни в древние времена были непроходимые болота, а в самой густой части леса было девять дубов, росших из одного пня. Они так тесно срослись между собой, что представляли удобное место для укрывательства Соловья-разбойника и его шайки, грабивших и убивавших путников.

Итак, Начнём наше знакомство с Орловским Полесьем и его растительным миром.

На территории национального парка встречаются редкие растения, занесённые в Красную книгу. К ним относятся: грибы - рогатик пестиковый, гиропор синеющий; растения - хохлатка, ветреница, пострел, по - другому его еще называют сон-трава, ковыль перистый, кувшинка чисто-белая и многие другие.

Продолжим знакомство с Орловским Полесьем и его животным миром.

Назовем все вместе животных, которых мы видим на экране.



(Зубр, рысь, страус, лебедь, павлин, пятнистый олень, верблюд, аист, кабан, лось)

Эти все животные разные по величине, окраске, они передвигаются разными способами. Какими? (Ответы детей)



Библиотекарь: Да, они бегают, ползают, летают ...

Издают различные звуки. Какие? (Ответы детей)



Библиотекарь: Действительно, лают, мычат, каркают …

Давайте с вами прослушаем голоса птиц и попробуем определить кому они принадлежат.



(звукозапись)

Мы знаем, что животные, которые живут рядом с человеком, называются...?



(Ответы детей)

Конечно, домашние.

А как же называются остальные животные? (Ответы детей) Правильно, дикие.

Теперь давайте поговорим о том, как же надо относиться к природе, чтобы она не погибла? (Ответы детей) (не сорить, не разжигать костры, не ломать ветки и деревья, не бросать мусор в водоемы, не трогать диких животных и птиц)

А что можете сделать для охраны родной природы вы, дети?? (Ответы детей) (подкармливать птичек зимой, вешать скворечники)

Мы с вами говорили о редких растениях и животных. Скажите, как же государство заботится о сохранении растений и животных? (Ответы детей)



(Создаются заповедники, национальные парки).

А вот мы с вами можем помочь природе, стать ее другом? (Ответы детей.)

На территории парка нужно соблюдать определенные правила. Давайте вместе подумаем какие? (Ответы детей)

В национальном парке, на его территории, можно увидеть экологические знаки. Сейчас мы с вами попробуем дать названия знакам и догадаться, что они обозначают?кувшинкибутылка в водемашина и вода 2



ракушки моллюскисачок стрекоза

(Ответы детей.)

Экологические знаки нам говорят о том, чтобы мы охраняли природу.

И для вас есть еще одна викторина - «Знатоки природы».

1. Книга, в которую занесены редкие и исчезающие животные, растения и грибы, нуждающиеся в защите и охране. (Красная)

2. Самое красивое и самое обычное дерево с белой корой и сердцевидными листьями. С давних пор пользуется на Руси особым почетом и уважением. Белый цвет коры предохраняет её от солнечных ожогов, ведь она очень тонкая. (Береза)

3. Самые красивые насекомые. Хрупкие и прекрасные создания, превращающиеся из гусеницы в обворожительное крылатое существо. (Бабочки)

4. Большая болотная птица с длинными ногами и длинной шеей, символ надежды и удачи, вдохновляющая людей на самые прекрасные произведения искусства на протяжении долгих веков. (Журавль)

5. Птицы обычно выводят птенцов, когда у них много еды. У этой птицы главная пища – еловые и сосновые шишки, которые созревают в конце года. Поэтому и птенцы у неё появляются осенью и даже зимой. (Клест)

6. Русский писатель, большой любитель природы. Его известные рассказы: «Двойной след», «Выскочка», «Разговор птиц и зверей», «Рассказы охотника», «Лесной хозяин». Ему принадлежат слова: «Охранять природу – значит охранять Родину» (Пришвин)

Молодцы!

И, конечно же, нам хотелось бы познакомить вас с писателями, которые пишут о природе. Вы их наверняка уже знаете. Это Пришвин, Мамин – Сибиряк, Паустовский, Бианки, Чарушин.

Вы должны всегда помнить слова замечательного русского писателя М.М. Пришвина: «Охранять природу – значит охранять Родину». И вы будьте добры к природе, станьте ее друзьями!




На всех одна планета по имени Земля.

/Сценарий экологического урока/

Для учащихся 5-7 классов.

Душевина О. А., библиотекарь

ЦДБ им. И.А.Крылова

Библиотекарь: В нашей стране 2013 год объявлен годом охраны окружающей среды. И это не случайно. К началу 20 века стало очевидно, что необходимо принимать действенные меры по спасению животного и растительного мира Земли.

Дело охраны природы касается каждого из нас. Оно требует усилий всех государств и народов. По решению ООН ежегодно 5 июня отмечается Международный день охраны окружающей среды. В нашей стране принят ряд законов об охране природы.

Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими. Они внесены в Красную книгу. Специальная комиссия составила список животных и растений, которые находятся на грани исчезновения, и список редких видов. Учёные решили назвать этот список Красной книгой. Эта книга называется так потому, что красный цвет сигнал опасности.

Листы книги под красным переплётом имеют различную окраску – красные, белые, жёлтые, зелёные, серые и чёрные. Красные листы – растения и животные, которых осталось очень мало на Земле, они находятся под угрозой вымирания. Белые листы – редкие виды, которые находятся под угрозой вымирания, но встречаются только в небольших количествах и на такой ограниченной территории, что легко могут исчезнуть. Жёлтые листы – растения и животные, количество которых всё время сокращается, но пока ещё достаточно для выживания, если не ухудшатся резко условия их жизни. Зелёные листы – растения и животные, которые восстанавливаются благодаря заботам человека. На серых листах — сведения о мало изученных и редких видах. Возможно, они находятся под угрозой, но так как нет достаточной информации, то нельзя оценить, к какой группе они относятся. Черными страницы стали тогда, когда вообще с лица Земли исчезли некоторые виды.

В конце Красной книги кратко рассказано о том, где живут редкие растения и животные, сколько их осталось.

А как вы думаете, ребята, чтобы сохранить природу достаточно одной Красной книги? (Ответы детей)



Библиотекарь: Мы все понимаем, что необходимо охранять природу. Для этого в нашей стране созданы особо охраняемые территории.

Одной из таких территорий является заповедник. Это участок земли либо водного пространства, в пределах которого весь природный комплекс полностью и навечно изъят из хозяйственного использования и находится под охраной государства.

Есть еще и национальные парки. Национальный парк это территория (акватория), на которой охраняются ландшафты и уникальные объекты природы. От заповедника отличается допуском посетителей для отдыха.

Также существуют и заказники. Это территория (акватория), на которой при ограниченном использовании природных ресурсов охраняются отдельные виды животных, растений, водные, лесные, земельные объекты. Существуют охотничьи, рыбохозяйственные и другие заказники.

Следующая природоохранная зона это - питомник - хозяйство, занимающееся размножением и выращиванием сеянцев и саженцев растений, а также животных (собак, змей и др.).

Но есть ещё и ботанические сады - научно-исследовательское, учебно-вспомогательное и культурно-просветительное учреждение. В основе ботанического сада — коллекции живых растений, выращиваемых в открытом грунте и оранжереях. В крупнейших ботанических садах до 20-30 тыс. видов растений.

А кто мне скажет, в Орловской области есть такие территории? (Ответы детей)

Библиотекарь: А кто из вас был в национальном парке «Орловское Полесье»?

Орловское Полесье — край легенд. Одна из них утверждает, что защитник земли русской Илья Муромец, бывал на Орловщине и сразился с Соловьём-разбойником в деревне Девять Дубов, находящейся на территории Полесья. В церковной летописи говорится, что на месте деревни в древние времена были непроходимые болота, а в самой густой части леса было девять дубов, росших из одного пня. Они так тесно срослись между собой, что представляли удобное место для укрытия Соловья-разбойника и его шайки, грабивших и убивавших путников.

На территории национального парка встречаются редкие растения и животные, занесённые в Красную книгу.

Как же надо относиться к природе, чтобы она не погибла? (не сорить, не разжигать костры, не ломать ветки и деревья, не бросать мусор в водоемы, не трогать диких животных и птиц)

А что можете сделать для охраны родной природы вы, ребята? (подкармливать птиц зимой, вешать скворечники, не сорить, не разжигать костры, не ломать ветки и деревья, не бросать мусор, не трогать диких животных и птиц)

В национальном парке, на его территории, можно увидеть экологические знаки. Что они обозначают? (Ответы детей)




Экологические знаки нам говорят о том, чтобы мы охраняли природу.

Прежде всего, надо соблюдать правила поведения в лесу, на лугу, на реке. И что же это за правила:

Не оставлять мусор в лесу, а вырыть яму и всё закопать.

Не ломать зелёные ветки и деревья, не качаться на них.

Не рвать большие букеты, особенно не рвать цветы и растения, занесённые в Красную книгу.

Не разорять муравейники и птичьи гнёзда.

Не разжигать костёр, беречь лес от пожара.

В последнее время много говорят и пишут о неблагоприятной экологической ситуации, которая сложилась на Земле. Все чаще мы слышим об экологических проблемах. Порой удивляемся, почему в городе все реже слышно пение птиц и дышится как-то тяжело? За последние 25 лет биологическое разнообразие планеты сократилось более чем на треть. Ежечасно с лица Земли исчезают безвозвратно три вида животных, ежедневно же – более 70 видов фауны и флоры. Так кто же в этом виноват?

Конечно, человек.

Появилась даже специальная наука, которая занимается этими вопросами. Может кто-то скажет, как она называется? (экология).

Что же такое экология?

В переводе на русский язык - "ойкос" - дом, "логос" - наука. Выходит, что экология - это "наука о доме". Для человека дом, чаще всего, - 4 стены и крыша; для зверя - лес, горы, поле; для рыб - моря, реки, озёра. Значит, у всего живого есть свой дом, а для всех вместе - это, конечно, наша планета Земля. А жить в одном доме разным существам совсем не просто.

Вот наука экология и призвана изучить, как отдельные жильцы нашего большого дома не только уживаются, но и воздействуют друг на друга.

Достижения экологии не пропали даром. Люди заметно обеспокоились здоровьем планеты. Даже образовали партию, которая ставит перед собой одну главную цель: охрана окружающей среды. Называется эта партия "Green peace" - что в переводе на русский язык означает "Зелёный мир", или как её ещё называют "Партия зелёных". Движение "Зелёный мир" следит за состоянием окружающей среды во всём мире.

Сейчас человечество стоит на пороге экологического кризиса. А как вы думаете, что такое экологический кризис?

Экологический кризис – временное напряжение состояния взаимоотношений между человечеством и природой.

(Учащимся демонстрируются слайды с мест экологических катастроф.)

Посмотрите внимательно и подумайте, что иллюстрируют эти кадры? Давайте попытаемся найти решения этой проблемы, простые, зависящие от нас. (Ответы детей)

Прежде мы не слишком внимательно прислушивались к сигналам бедствия, которые подавала нам природа. Сегодня её здоровье в опасности.

(Глобусу подвязывается «зубная» повязка.)

Наша планета нуждается в скорой экологической помощи.

Очень серьезным является уменьшение биологического разнообразия, т.е. сокращение видов организмов.

Какие царства живых организмов вам известны? (Растения, животные, грибы, простейшие, бактерии.)

Потеря биологического вида из любого царства крайне нежелательна для биосферы (живой оболочки Земли), т.к. он участвует в круговороте веществ, поддержании равновесия в природе. Каждый вид уникален и обладает только ему присущими особенностями.

Каково значение растений природе? (Выделение кислорода, поглощение углекислого газа, питание животных)

Поэтому важной проблемой является исчезновение лесов. Это отчетливо видно даже из космоса. К настоящему времени в зоне субтропиков вырублено 80% первоначальной площади. Тропические леса сокращают площадь и есть опасения, что полностью исчезнут через 25 лет.

Лес - эту бесценную кладовую природы называют “зеленым золотом”. Он бескорыстно служит человеку, являясь источником сырья для продукции более двадцати тысяч наименований. Лес служит средой обитания ценных промысловых зверей, птиц. Лекарственных растений, грибов, ягод, плодов.

Нашу планету свободно можно было бы назвать планета «Вода», поэтому нам кажется, что водные ресурсы неисчерпаемы. Однако серьезной болезнью нашей планеты является загрязнение воды. Соленые воды морей и океанов используются людьми очень мало, а они составляют 96% всех вод Земли.

А откуда люди получают пресную воду? (Реки, ледники, озера.)

Однако сегодня много водоемов покрыто сплошной нефтяной пленкой, а вследствие этого могут погибнуть все живые организмы, пресная вода становится непригодной к употреблению. Скоро может наступить момент, кода вся вода станет загрязненной.

Во всех государствах планеты приняты законы, обязывающие всех жителей рационально использовать воду, строго соблюдать водоохранный режим, беречь наши моря, реки, озера, и другие водные источники от загрязнения и истощения.

Воздух – один из основных, жизненно важных элементов окружающей природной среды. Его чистота имеет для жизни на Земле исключительное значение. Если человек может прожить несколько дней без воды и несколько недель без пищи, то без воздуха – считанные минуты.

Загрязнение атмосферы оказывает вредное влияние на здоровье человека, наносит значительный ущерб растительному и животному миру.

Большое значение в охране воздушного бассейна имеет благоустройство городов, перевод на газовое топливо котельных, установка пылеулавливающего и газоочистного оборудования на предприятиях, чтобы уменьшить выбросы в атмосферу вредных промышленных отходов.

А закончить нашу встречу я хочу следующей цитатой:

“…Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем”.

Общение человека с природой – жизненная необходимость. Ежегодно миллионы людей отправляются в ближние и дальние походы, гуляют в пригородных лесах и парках, отдыхают на берегах морей, озер, рек. При несоблюдении отдыхающими соответствующих правил поведения загрязняется природная среда, разрушается почва, вытаптываются растения, ухудшаются условия для обитания диких животных.

Давайте же будем беречь нашу природу! Старайтесь не уносить из природы сувениры: растения, насекомых, птиц, зверушек. Они должны жить на воле, радуясь жизни и радуя нас. А от общения с природой старайтесь уносить здоровье и бодрость, хорошее настроение и хорошие впечатления, желание помочь природе стать еще краше. Это зависит от каждого из нас.
II. «Загадки матушки-Природы»

«Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть ещё природы храм,

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам».

С.В. Смирнов

«Экологическая эстафета»

/Сценарий познавательно-игровой программы/

для учащихся 5-7 классов.

Душевина О. А., библиотекарь

ЦДБ им. И.А.Крылова

I этап. Разминка для начинающих экологов «Правда ли, что…»

1. Стрижи спят на лету? (Правда. На закате стрижи взлетают на большую высоту и спят на лету, а на рассвете спускаются ближе к земле.)

2. Крокодилы могут взбираться на деревья? (Правда. Молодые крокодилы хорошо лазают по деревьям и спят на ветвях).

3. Змеи могу прыгать до 1 метра в высоту? (Правда. Гадюка в Центральной Америке).

4. Зелёный картофель ядовит. (Правда. В нём содержится яд – соланин, который вреден, особенно для детей).

5. На шкурах зебр водятся полосатые блохи? (Нет. Блохи на зебрах не маскируются).


II этап. Литературно-экологический конкурс: "Писатели и поэты о природе".

Каждая команда получает карточки со словами, из которых нужно составить высказывание русских писателей и поэтов о родной природе.

"Я не знаю ничего более прекрасного, чем наша земля". (К.Г. Паустовский.)

“Счастье — это быть с природой, видеть ее, говорить с ней”. (Л.Толстой.)

“Если каждый человек на куске своей земли сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша”. (А.Чехов.)

Вы должны всегда помнить слова замечательного русского писателя М. М. Пришвина: “Охранять природу – значит охранять Родину”. А теперь продолжим нашу игровую эстафету.
III этап. Игровая пауза.
Задание: превратите выражение в известную пословицу или поговорку.

Сбился с азимута среди трех голосеменных. (Заблудился в трех соснах).

Сколько это млекопитающее не снабжай питательными веществами, оно постоянно смотрит в растительное сообщество. (Сколько волка не корми, он все в лес смотрит).

Если особа женского пола покидает транспортное средство, то движущая сила транспорта испытывает определенные положительные эмоции. (Баба с возу - кобыле легче).

Человек, которому в самом ближайшем будущем грозит прекращение насыщения кислородом его организма, доходит до того, что пытается зажать в руке высохший злачный стебель. (Утопающий хватается за соломинку).

IV этап. Игра-викторина «Шуточные вопросы»

1.Каким гребнем не расчёсывают голову? (Петушиным)

2.Какой город носит название птицы? (Орел)

3.Летели 3 страуса, охотник одного убил, сколько страусов осталось? (Страусы не летают)

4. Можно ли о воду порезать руки? (Да, когда она превращается в лед)

5. Как далеко в лес может забежать заяц? (До средины, а потом он уже выбегает)


V этап. Конкурс “ САМЫЙ…САМЫЙ…”
Самое упрямое домашнее животное. (Осел).

Самая большая змея. (Удав анаконда - 11м, 200кг)

Самая крупная обезьяна. (Горилла).

Самая крупная ягода. (Тыква).

Кто является самым верным другом человека среди животных? (Собака).

Самое скоростное сухопутное животное. (Гепард, 110км1ч).

Самый хитрый зверь в русских народных сказках. (Лиса).

Животное с самыми большими ушами. (Слон).

Назовите самое простейшее животное, состоящее из одной клетки. (Амеба).
VI этап. Игра «Сделай выбор».
1. Какая из этих бабочек самая маленькая?

- моль

- крапивница

- шелкопряд

- махаон

2. Назовите самого крупного паука

- птицеед

- каракурт

- паук-волк

- паук-крестовик

3. У какого животного глаза вращаются на 360 градусов?

- у хамелеона

- у крокодила

- у черепахи

- у лангуста

4. Какая птица ударом ноги может убить человека, а клювом бьёт с такой же силой, как лошадь копытом?

- африканский страус

- скопа


- пеликан

- коршун


5. У каких птиц есть детские сады?

- у рябчиков

- у голубей

- у пингвинов

- у дроздов

6. Какое дерево дольше всех живёт?

- сосна

- осина


- дуб

- ель


7. Какое лекарственное растение любят кошки?

- мать-и-мачеху

- валериану

- чистотел

- душицу

8. Назовите самый ядовитый гриб

- мухомор

- бледная поганка

- желчный гриб

- сатанинский гриб

9. Какой гриб смертелен для людей, но полезен для лосей?

- мухомор

- бледная поганка

- желчный гриб

-подберёзовик

10. Какая наука изучает грибы?

- орнитология

- ихтиология

- микология

- ботаника


VII этап. Экологическая викторина.
1. Вещество, встречающееся на Земле в трёх состояниях. (Вода)

2. Природные богатства, находящиеся в глубине Земли. (Полезные ископаемые).

3. Верхний слой земли, на котором растут растения. (Дёрн).

4. Кто спит вниз головой? (Летучая мышь).

5. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнёзда? (Кукушка).

6. Вода какого озера считается самой чистой? (Озера Байкал).


Зелёная планета

/Экологическая игра/

Для младшего школьного возраста

Шикуля О.В., вед. методист

ЦДБ им. И.А. Крылова
1. Послушав, дайте мне ответ: вы в это верите, иль нет?

Весной пингвины улетают на Север. (Не верю)

В одном африканском цирке крокодилы танцуют вальс. (Не верю)

Если камбала окажется на шахматной доске, она станет клетчатой. (Верю)

Мыши, когда вырастают, становятся крысами. (Не верю)

Лягушки в тропиках умеют летать. (Верю)

Дельфин – это родственник кита. (Верю)

У носорога магический рог. (Не верю)

Лось – это родственник оленя. (Верю)

В южных странах светлячки работают лампочками. (Верю)

Дуремар продавал лягушек. (Не верю, он продавал болотных пиявок)

Северные народы едят рыбу вместо хлеба. (Верю)

Здороваясь, слоны засовывают хоботы друг другу в рот. (Верю)

Самое большое количество репы выращивают в России. (Не верю, больше всего



ее выращивают в Америке)

Радугу можно видеть даже ночью. (Верю)


2. Экосветофор. При ответах будем использовать красные, жёлтые, зелёные кружки.

Красный свет означает, что ваши действия приносят вред окружающей среде и жизни людей.

Жёлтый свет говорит о том, что надо постараться не нанести природе вреда своими действиями и следует соблюдать меру и правила.

Зелёный свет указывает на то, что вы настоящие друзья и защитники природы. Ваши действия полезны для неё, продолжайте помогать природе.

1. Водитель моет свой автомобиль в реке, используя ведро, взятое из багажника машины (красный)

2. Съели мороженое, а упаковку выбросили в мусорный контейнер (зелёный)

3. Сломали просто так ветку с какого-то дерева или кустарника? (красный)

4. Туристы оставили в лесу тлеющее костровище (красный)

5. Дети собирают в лесу цветы (жёлтый)

6. Перед тем, как идти домой, мы собрали весь мусор на лесной полянке, где отдыхали и унесли с собой (зелёный)

7. Поймали красивую птичку и посадили в клетку (красный)

8. Поймали в траве жука и рассматриваете его (жёлтый)

9. Увидели в лесу ландыши, но не стали рвать (зелёный)

10.Гуляете со своей собакой на игровой площадке (красный)
3. Экозагадки

Скачет зверушка, не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку и комар, и мушка. (Лягушка)
Все обходят это место:

Здесь земля как будто тесто;

Здесь осока, кочки, мхи…

Нет опоры для ноги. (Болото)


Бегу я как по лесенке,

По камушкам звеня,

Издалека по песенке

Узнаете меня. (Ручеёк)


Как над речкой, над рекой

Появился вдруг цветной

Чудо мостик подвесной. (Радуга)
В одежде богатой,

А сам слеповатый.

Живёт без оконца,

Не видывал солнца. (Крот)


Я устраиваюсь ловко,

У меня с собой кладовка,

И надежна и верна кладовая для зерна.

Где кладовка? За щекой.

Вот я хитренький какой! (Хомяк)
Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая (Сорока)


На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно. (Сом)


По тайге, рыча, идёт

Золотистый грозный кот (Тигр)


4. Экотест.

1. Так называется и дорожная разметка, и животное. (Зебра)

2. Какая рыба похожа на змею? (Угорь)

3. Составила компанию козлу, ослу и медведю в басне Крылова. (Мартышка)

4. Так называется и аквариумная рыбка, и астрономический прибор. (Телескоп)

5. Кто бежит задними ногами вперед? (Заяц)

6. Способ передвижения навьюченных верблюдов по пустыне. (Караван)

7.Её можно прислонить к уху и послушать шум моря. (Ракушка, раковина моллюска)

8. О ком говорят: “Трудится, не открывая глаз и не покладая рук”? (Крот)


Путешествие в Экомир

/Игровая программа/

Для младшего школьного возраста

Шикуля О.В., вед. методист

ЦДБ им. И.А. Крылова


  1. Цветочные зарисовки.

1. Сегодня поляна золотисто-желтая от этих цветов, завтра - бело-пушистая. Желтые цветы превращаются в белые головки, а с головок слетают легкие пушинки. Скажите, что это за цветы? (Одуванчики)

2. Между большими остроконечными листьями весной висят гирлянды белых маленьких колокольчиков. А летом на месте цветков – красная ягода. Но есть её нельзя – она ядовита. Как называется это растение? (Ландыш)

3. Верхняя сторона листьев этих растений холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – теплая и нежная, как родная мать. Оно так и называется…

(Мать-и-мачеха)

4. Давайте представим, что перед нами поляна, покрытая голубыми, синими, розовыми цветами. Все чуть склонили головки, и, кажется: вот пробежит ветерок, и над поляной послышится тихий серебристый перезвон. Какие же цветы растут на нашей поляне? (Колокольчики)

5. Это высокое растение с яркими цветами можно увидеть на опушках, полянах, вырубках. У него двойное имя. Одно из них дано растению за то, что из его листьев можно приготовить напиток, похожий на …..чай. И называется оно….. (Иван-чай)


II. Всё о хвостах.

  1. Этому замечательному прыгуну его хвост помогает держать равновесие. (Кенгуру)

  2. Её пушистый рыжий хвостик весело мелькает между зелёных веток и служит своей хозяйке парашютом во время прыжков. (Белка)

  3. На хвосте этого представителя семейства кошачьих есть пушистая кисточка, а в ней острый коготь. (Лев)

  4. У этого великана хвост намного меньше, чем нос. (Слон)

  5. Для этого речного строителя его хвост является и рулём, и веслом, в нём он накапливает жир на зиму. (Бобр)

  6. А кто-то спит, обмотав голову хвостом. Это ночное животное….. (Лемур)

  7. Этот прыгучий зверёк имеет голову зайца, туловище и передние лапы мыши, задние лапы – птицы, а хвост – льва. (Тушканчик)

  8. Хвост этого потомка динозавров служит хватательным органом и умеет хорошо сворачиваться спиралью. (Хамелеон)

  9. А вот она не боится потерять хвост, потому что обязательно вырастет новый. (Ящерица)

  10. Эта птица на своём длинном хвосте «разности новости по лесу». (Сорока)

  11. А вот эта - может лазать по стволам деревьев вперёд хвостом. (Поползень)

  12. Хвост у неё бывает только в младенчестве, потом пропадает. (Лягушка)


III. В мире животных.

/ответьте на вопросы и вспомните пословицы и поговорки/



  1. О каком животном говорят, что его ноги кормят? (Волк. Волка ноги кормят.)

  2. Кто уцелеет, если волки сыты? (Овцы. И волки сыты, и овцы целы.)

  3. Какое животное не знает правил этикета? (Свинья. Посади свинью за стол - она и ноги на стол.)

  4. Жадина на сене? (Собака. Собака на сене - сама не ест и другим не даёт.)

  5. Эксперт по новым воротам? (Баран. Смотрит как баран на новые ворота.)

  6. Недруг для свиньи? (Гусь. Гусь свинье не товарищ.)

  7. Разумная альтернатива журавлю? (Синица. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.)


IV. Сказочные птицы.

  1. Кто и в какой сказке «снёс яичко не простое, а золотое»? (Курочка Ряба в одноимённой русской народной сказке).

  2. У кого и в какой басне лисица украла сыр? (У вороны в басне И. А. Крылов «Ворона и лисица»).

  3. С какими птицами летала лягушка-путешественница? (С дикими утками, в сказке В. Гаршина «Лягушка-путешественница»).

  4. В какую птицу превращался министр подземного королевства? (В чёрную курицу, в сказке А. Погорельского «Чёрная курица, или подземные жители»).

  5. В какой сказке произошло чудесное превращение утёнка? (В сказке Г.Х. Андерсена «Гадкий утёнок». Когда он вырос, то превратился в лебедя).

  6. Какую птицу спасла Дюймовочка? (Ласточку, в сказке Г. Х. Андерсена «Дюймовочка»).

  7. С кем и в какой сказке путешествовал мальчик Нильс? (С дикими гусями в сказке С. Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями»).

  8. Какая птица, когда стучались в дверь, спрашивала: «Кто там?». (Галчонок, в сказочной повести Э. Успенского «Дядя Фёдор, Пёс и Кот»).


ПРИЛОЖЕНИЕ

Праздники, посвященные животным

День сурка

Отмечается в США и Канаде 2 февраля. В Северной Америке сурок — наиболее распространенное из животных, впадающих зимой в спячку. Считается, что его пробуждение от спячки знаменует начало весны.



Международный день китов

Отмечается 19 февраля. Учрежден в 1986 г.



День слона

Отмечается в Таиланде 13 марта. В этот день владельцы ручных слонов не заставляют своих животных работать. Проходят праздничные шествия с участием слонов.



Международный день птиц

1 апреля. Он возник в США в 1894 году. Вскоре праздник, получивший популярность благодаря СМИ, начал массово проводиться во всех штатах, а затем пришел в Европу.

Фестиваль ослов

Проводится 1 мая в мексиканском городке Отумба уже более 40 лет. Жители этого городка решили, что осликов совершенно незаслуженно считают упрямыми и ленивыми, а о том, насколько это работящее животное, никто и не вспоминает.



Карнавал улиток

Проводится 1 мая в городе Клуисе (Франция). Шествие возглавляет девятиметровый муляж Короля улиток. Девиз карнавала — хорошо смеяться и вволю кричать.



Всемирный день животных

4 октября. В России отмечается с 2000 года по инициативе Международного фонда защиты животных. День животных установлен с целью повышения осознания общественностью необходимости защиты окружающей среды, повышении их активности в защите животных.

День овец

Отмечается в Испании в последнее воскресенье октября. В этот день по улицам Мадрида прогоняют стада овец. Таким образом, пастухи напоминают о своем праве на свободное перемещение по всей стране — эту привилегию еще в XIII в. дал испанским скотоводам король Альфонс Х Мудрый.



День медведя

Отмечается у славян 13 декабря. Медведь является символом плодородия, здоровья и силы.


d:\мои документы\картинки\экологические\eco003.jpg



[]