Сборник методических материалов из опыта работы школы - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Сборник методических материалов по курсу экономическая теория 4 619.6kb.
Сборник информационно методических материалов к 65 летию Победы в... 1 274.77kb.
Учебно-методических материалов по курсу основы межкультурной коммуникации... 2 802.71kb.
Сборник методических материалов в помощь проведению мероприятий по... 1 325.79kb.
Сборник методических материалов для проведения еженедельных гайдовских... 2 425.97kb.
Сборники методических материалов 1 90.42kb.
Сборник методических материалов по истории парламентаризма в россии 4 1177.8kb.
Конкурс методических разработок «Лучшее из опыта работы» 1 49.6kb.
Учебно-методических и игровых материалов кабинета педагога-психолога... 1 143kb.
Г. Красноуфимск 2006 Шкатулка мастерства 3 1186.38kb.
План воспитательной работы 1 203.22kb.
Методические рекомендации по проведению в общеобразовательных учреждениях... 1 382.3kb.
- 4 1234.94kb.
Сборник методических материалов из опыта работы школы - страница №1/2


geo3.wmf

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №23 города Костромы

«Реализация

регионального компонента

в воспитательном

пространстве школы»

(Сборник методических материалов

из опыта работы школы)


Кострома

2009г.

Задача патриотического, гражданского, нравственного воспитания является ключевой для любого современного образовательного учреждения, т.к. от её решения во многом зависит сохранение духовно-нравственного потенциала России.

Неотъемлемой частью воспитательной системы МОУ СОШ №23 города Костромы (вот уже на протяжении более 30 лет) является духовно-нравственное и историко-культурное воспитание учащихся на примере культуры Костромского края. Ведь краеведение - это не только краелюбие, это и человеколюбие, и только через судьбы близких ребёнку людей можно воспитать уважение к делам и предшествующих, и нынешнего поколений.

Реализация регионального компонента в воспитательном пространстве образовательного учреждения проходит по двум направлениям: внеклассная работа и деятельность школьного краеведческого музея культуры.

Форм реализации множество: классные часы, ярмарки, литературно-музыкальные композиции, творческие встречи и т.д. Наиболее интересной, активной и увлекательной формой являются традиционные краеведческие экспедиции по районам Костромской области (14 экспедиций).

Гордостью школы по праву считается школьный краеведческий музей культуры (руководитель – Шапорова Т.С., Заслуженный учитель РФ). Советом музея разработаны и проводятся сотни экскурсий различной тематики, традиционными стали такие мероприятия, как «Крещенский вечерок» (вечер чертовщины), календарные народные праздники, встречи с ветеранами. Важно отметить, что большинство экспонатов музея привезено из краеведческих экспедиций.

С 2006 года школа вышла на международное сотрудничество. С большим интересом прошли встречи в нашем образовательном учреждении со школьниками из Черногории и Болгарии.

Целенаправленная воспитательная работа способствует формированию нравственного, духовного идеала, гражданского становления и самоопределения личности.

В предложенном сборнике собраны методические разработки внеклассных мероприятий (из опыта работы педагогического коллектива МОУ СОШ №23 города Костромы), которые будут полезны не только учителю- предметнику, но и классному руководителю.
Директор МОУ СОШ №23 города Костромы С.Н.Абрамова
КОСТРОМСКАЯ ЯРМАРКА

(сценарий праздника 4 – 8 кл.)


Цель: расширить представления школьников о традициях родного края, его культурном наследии.
Задачи: развивать любовь детей к родному краю

воспитывать достойного, любящего и знающего родную культуру и

родной язык Гражданина Отечества;

формировать у учащихся эстетический вкус;

пробуждать любовь к русской речи;

овладевать коммуникативными навыками и умениями.


Оформление: торгующие палатки, каждая из которых имеет вывеску, зазывалу, расхваливающего свой товар. Здесь же расположен город мастеров, где ребята работают над своими поделками: плетут, вышивают, вяжут и т. д. Рядом с городом находится “чайная” c самоваром, баранками, бубликами.
Участники мероприятия: ведущие, скоморохи, Петрушка, поводырь с медведем, коробейники, цыгане, фольклорный ансамбль, зазывалы.

Ход мероприятия
Ведущий: Сколько сказочных мест у России.

Городов у России не счесть.

Может, где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь.

Мы живём с вами в Костроме, в красивом древнем городе, который славится своей историей и традициями. Сегодня мы совершим путешествие в прошлое и побываем на Костромской ярмарке. Не было на Руси более зрелищного и яркого праздника, праздника мастерства, изобилия, народного остроумия и веселья. Ярмарки были многолюдными, так как привлекали обилием и разнообразием товаров, изделиями народного промысла, так необходимых в повседневной жизни людей. Ни одна ярмарка не обходилась без зрелищ и увеселений. На них выступали бродячие музыканты, фокусники, скоморохи, цыгане, кукольные театры. Здесь царили веселье и смех, игры и пляски, хороводы и частушки.

Под весёлую музыку / можно взять пёсню “ Коробейники ” в зал выбегают скоморохи:




1скоморох:

Как во славном во городе нашем

Ожидается ярмарка великая –

Много товара,

Блины с пылу – жару,

Чай из русского самовара,

Пляски удалые,

Песни огневые,

Игрища молодецкие, пряники медовые,

Орехи калёные.


2 скоморох:

На ярмарку. На ярмарку.

Спешите все сюда.

Здесь шутки, песни, сладости

Давно Вас ждут, друзья.

Ярмарка. Ярмарка. Ярмарка.


1скоморох:

Подходи, честной народ,

Базар-ярмарка идёт.

Здесь найдёте, что хотите.

Набегайте. Подходите.

2 скоморох:

Пришла Маня на базар

Принесла домой товар:

Родной матушке платок-

По серёдочке цветок,

Братьям – соколам –

По козловым сапогам.

Сестрицам–лебедицам

Да по белым рукавицам.
1скоморох:

Поехали. Поехали.

За калёными орехами

Приехали. Приехали.

С грибами, с орехами.
Вместе:

Ярмарка. Ярмарка. Ярмарка.

Всех зазываем.

Всех приглашаем

Подходи, честной народ,

Базар-ярмарка идёт.


2 ведущий:

Да, ярмарка - это продажа товаров, веселье, смех. В нашем городе тоже проводились ярмарки. Главная из них получила название Девятой, т. к. проходила на девятой неделе после Великого поста. А учреждена она была в 1789г.

В начале века ярмарка продолжалась в течение трёхлетних недель.

Лёгкие ярмарочные постройки: лавки, полки – ставились в строгие линии, предназначались лишь для одной или нескольких групп товаров.

Линии ближе к гостиному двору – товар красный: ситцевый, мануфактурный, парфюмерный, ювелирный.

Ближе к Мучному ряду – товар бытовой, домашний.

С началом ярмарки в Кафедральном соборе служили службу. Затем торжественное шествие под колокольный звон перемещалось к памятнику Михаилу Романову и крестьянину Ивану Сусанину, где, освятив предстоящую торговлю, поднимался ярмарочный флаг.

Ярмарка сзывала купеческий и торговый люд не только с окрестных, но и дальних губерний. И слава костромской ярмарки была известна по всей Волге. А ярмарочный гомон был слышен за несколько кварталов. Более всего выделялись крики продавцов, зазывал – приказчиков. Было что костромичам показать. Ткани из чистого льна высших сортов, табак да махорка золотистая, мука да крупа отборная, лесной материал, колокола. Первые дни на ярмарке называли гуляющими: купцы, крестьяне, городской люд выбирали товар, лакомились мороженым, грызли семечки, развлекались.



1скоморох:

И со всех концов земли

Все на ярмарку пришли.

Народ собирается.

Ярмарка открывается.
2 скоморох:

Солнце яркое встаёт,

Спешит на ярмарку народ.

А на ярмарке товары

Пышут жаром самовары.

Продавцы из торговых палаток зазывают покупателей.
Зазывалы:


  1. Мы ребята удалые!

Мы ребята озорные!

Всех на ярмарку зовём!

Мы игрушки продаём!

Игрушки – то на все манеры.

Вот вам барышни,

А вот и кавалеры.


2. А ну, честной народ!

Подходи посмелей.

Покупай товар. Не робей.

Давай покупай!

Выбирай – забирай!

Ребята, не зевайте,

Кто, что хочет, покупайте!


  1. Не ходи никуда, а подходи сюда.

Гляди, не моргай, рот не разевай,

Ворон не считай, товар покупай!

Здесь товары знатные,

Складные да ладные.

Всегда повсюду славятся,

Они и вам понравятся.

4. Кушайте, питайтесь!

На нас не обижайтесь!

Вот на славу пирожки,

Их пекли мы от души!

5. Гости, гости, не зевайте!

Вот товары. Разбирайте!

Ах, товары хороши!

Что угодно для души!

6. Тары – бары – растабары.

Расторгуем все товары.

Наш товар на славу

И всем по нраву.

Мы торгуем честно,

Это всем известно!




В зал вбегает Петрушка:

Тра – ля – ля. Тра – ля – ля.

А вот и я.

Здравствуйте, мои друзья.

Надел я шапку на макушку

А зовут меня ……



Ребята хором: Петрушка.
Петрушка:

Угадали, сорванцы.

Значит, все вы молодцы.

Вот и я по свету шёл

И к вам на ярмарку зашёл.

Покажу вам, ребятушки,

Настоящий театр Петрушки.

Вы смотрите, веселитесь

И домой не торопитесь.

Пусть это представление

Будет вам на удивление.

Занавес открывается –

Представление начинается.
Кукольный спектакль. Действующие лица: Петрушка – автор, И. Сусанин, дочь Антонида, поляки, красна девица, добрый молодец,песенник, человек на коне.
Петрушка: Жил – был неподалёку отсюда…стрелец – зверолов Иван Осипов Сусанин. Знал он всё кругом: и какая тропка в какие края ведёт, и какого зверя ловить в капкан удобно; всё промышлял куницей да горностаем. И звездочёт больно был хорош: мог на память все небесные светила обсказать, одним словом, мудрый мужик. Была у него дочь Антонида - раскрасавица. Жили они, поживали да добра наживали. Как вдруг стряслось это самое…

Пришло тут войной – грозой в наш вольный край войско чужеземное, всё пожгло – пограбило, выпытывает, как к Москве Белокаменной пройти.

Узнал о том Сусанин и говорит такие слова их начальнику:

Сусанин: Куда вам, детушки, чай в Москву?

Поляк: Да, да, дед, в Москву путь держим. Не проведёшь ли нас короткой тропой?

Петрушка: А Сусанину того и надобно. Давно задумал он одну думу, да только никому об этом ни гу – гу…

Сусанин: Проведу я вас до самой Белокаменной, через дремучий сыр – бор, я здешний зверолов, всеми тропками ведаю.

Петрушка: Поклонился всему христианскому люду, Антониду поцеловал, на восток перекрестился и повёл недругов страшными лесами, где только волки рыскали. Блуждали они день, другой, третий на исходе, а всё от Чистого болота ни на шаг. А обратный путь уже замело вьюгой. Выбились недруги из сил, на старика накинулись: - Сказывай, где Москва?

Сусанин: Кто вас, нехристи, звал на нашу землю? Пошто терзаете народ? Нет, никогда не видать вам Москвы, нашей матушки. Все здесь сгинете, и косточки ваши обгложет дикий зверь. А меня бейте, режьте, жгите на медленном огне – не сойду с этого места.

Петрушка: приложился спиной к сосне – не шелохнётся. Тут поляки и набросились: рубили острыми мечами, кололи пиками, жгли на костре. Но как не старались, в злобе лютой своей не могли убить Сусанина. Тогда привязали старика верёвками к стволу сосны и разбрелись в разные стороны искать дороги на Москву. Но нашли тех заветных тропок, какие один Сусанин знал, и все погибли.

А сосна в тот же день поднялась выше облака ходячего, могучая, стройная. Её ветер ураган не согнёт, гром – молния не спалит.

Пройдёт мимо сосны пеший – поклонится до земли. Конный пройдёт – коня остановит. Молодой удалец – подбоченится, красна девица – пригорюнится, а пройдёт песенник – складну песенку споёт. Всяк Сусанину славу поёт.

Петрушка: Ну, что понравилось представление? А теперь всем гостям моё почтение. /Кланяется и уходит. /
Входит поводырь с медведем.

Поводырь: Расступись, народ честной,

Идёт медведюшка со мной.



/ Медведь кланяется./

Поводырь: Много знает он потех,

Будет шутка, будет смех.



Скоморох: Медведюшка, а ты петь умеешь?

/ Медведь утвердительно кивает головой. Поводырь подаёт медведю гармошку, просит спеть да погромче. Зверь берёт гармонь, начинает играть. Беззвучно поёт, широко раскрывая рот./



Поводырь: Больно тихо ты поёшь. / К зрителям / А вам слышно? Попросите медведюшку, пусть громче споёт. / Дети просят. Медведь начинает громко реветь. Поводырь отступает назад, закрыв уши руками. Медведь, продолжая реветь и играть, приближается к поводырю, который отмахивается от него руками. Потом забирает у него гармонь. Тот кланяется. Поводырь: А теперь, Мишенька, покажи-ка нам, как красны девицы румянятся, в зеркальце смотрятся, прихорашиваются.

/Медведь садится на пол, смотрится в зеркало, прихорашивается/.

Поводырь: А как малые дети горох воруют?

/Медведь ползает, показывает./



Поводырь: А как бабы на барскую работу, не спеша, идут?

/ Медведь еле передвигается. / Поводырь: А как с работы домой бегут?

/Медведь показывает/.

Поводырь: Покажи всем, как Дуняша в круг заходит, лихо пляшет.

/Медведь надевает на голову платок, берётся за концы и под звуки русской народной песни пляшет: идёт по кругу, неуклюже переваливаясь с одной ноги на другую, кружится. Далее попеременно выбрасывает ноги вперёд, снова кружится. Потом садится на пол./
Поводырь: Ух, Мишутка утомился,

Но народу поклонился. /Медведь встаёт, кланяется, и поводырь с ним уходят. /


Скоморох: а вдоль ярмарки во конец

Шёл удалой молодец.

И товар продавать –

И себя показать.



1 коробейник: Бубны. Тумбы.

Трещотки. Ложки.

Кто хочет поиграть немножко?

Становись в ряд

Выбирай подряд.

Красиво – приятно.

Для всех занятно.

/Дети подбегают к коробейнику, берут музыкальные инструменты и исполняют ”Ах вы, сени, мои сени ”.

2 коробейник: Пришёл я на ярмарку,

Принёс я книжки

Для вас, девчонки и мальчишки,

Книжки красивые, разные,

С былинами, песнями, сказками.

/Вытаскивает из короба книги костромских писателей и показывает детям, рекомендует почитать. /

1 скоморох: Пришла ярмарка с добром. Выбегающие цыгане: А мы для вас станцуем и споём.

/ Исполняется цыганский танец/.

2 скоморох: Эй, девчонки – хохотушки,

Запевайте – ка частушки.

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей.


/ Выходят девочки в русских народных костюмах и исполняют частушки. /

Вы раскройте шире ушки,

Слушайте внимательно.

Пропоём мы вам частушки –

Будет замечательно.
Балалайку и гармошку

Любит каждый человек.

Всё народное прекрасно,

Всё народное навек.


Я, девчонка молодая, -

Ничего не утаю.

Откровенные частушки

Вам сегодня пропою.

Гармонист, гармонист,

Ты не вешай глазки вниз,

Гляди прямо на меня,

Завлекать буду тебя.


Вот гармошка заиграла,

Надо будет выходить, Чтоб самой повеселиться

И народ развеселить.

Запевай, подружка, песню

Запевай, повеселей.

Своей выходки и голоса,

Подружка, не жалей.
Я плясать – то не умею,

Только лишь побегаю.

А для публики такой

Я уваженье сделаю.

Ой, топни, нога,

Топни, правенькая,

Всё равно ребята любят,

Хоть и маленькая.


На базаре говорили,

Что ребята дёшевы,

Две копейки с половиной –

Самые хорошие.

У милёнка моего

Поговорочка на “о”.

Ну и пусть она на “о”,

Всё равно люблю его.


Ох, баянчик заиграл,

Заходили пальчики.

Любят песни и гармони

Девочки и мальчики.

Балалайку и гармошку

Любит каждый человек.

Всё народное прекрасно,

Всё народное навек



1скоморох: Эй, весёлая детвора, все пожалуйте сюда!

Подходи и других приводи.

Давай – ка налетай,

Вместе с нами поиграй.


/ Ребята играют в игры:

Прыжки в мешках.

Перетягивание каната

« Бедовые петухи» ( Чертится круг диаметром 2, 5 – 3 м.трое участников входят в круг. Они становятся на одну ногу, руки за спиной.

По сигналу ведущего игроки должны выталкивать противников плечом из круга. Побеждает тот, кто останется один. Ногу во время поединка можно менять.)


2 скоморох: Вот и солнце закатилось,

Наша ярмарка закрылась!

Приходите снова к нам.

Рады мы всегда гостям.

В «чайную» всех приглашаем,

Русским чаем угощаем.



Перед «чайной» зазывалы:

1 зазывала: Вы скорее к нам спешите

И друзей с собой берите!

Всех гостей мы угощаем

Ароматным крепким чаем.

Тех, кто чай с охотой пьёт,

Чайная давно уж ждёт.



2 зазывала: Чай горячий, ароматный

И на вкус весьма приятный.

Он недуги исцеляет

И усталость прогоняет.

Силы новые даёт

И друзей за стол зовёт!

С благодарностью весь мир

Славит чудо - элексир!



Желающие пьют чай, другие рассматривают товары в лавках, посещают “Город мастеров”.

Ведущий даёт напутствие:

Ты чайку сейчас попей,

Да и в лавки поскорей!

Кренделей себе купи

И себя всем покажи!

А потом ты к мастерам

Загляни - ка в город сам

На умельцев погляди,

Их таланты перейми!

Труд их важен и хорош,

Ни на чей он не похож.

Каждый мастер – просто клад

Свою работу делать рад.
Библиография:


  1. Артамонова Л. В. Сценарий фольклорного праздника ”Русская ярмарка”. - Начальная школа. - № 9, 1994.

  2. Сборник “Волга – матушка”. Фольклор Костромской области.

- Кострома. 1952.

3. Литвинова М. Ф. Русские подвижные игры. - М. 1980.

4. Флоренский П. “ Нерехтские частушки” - М. 1997.

5. Губернский город глазами костромских фотографов.

Кострома, 1990.



  1. Аганина В. А. и др. Ярмарка шумит, товарами манит.

Читаем, учимся, играем. - № 4. 2007.
Мероприятие разработано

Черновой Л.С.,

заведующей школьной библиотекой

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ВИКТОРИНА:

«ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОРОДА КОСТРОМЫ И КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ»

Цель : проверить знания учащихся

Задачи: развивать оперативную и долговременную память, внимание, способствовать проявлению эрудиции, скорости реакции, закрепить знания о городе, в котором мы живем.

Ход викторины

Учитель:

Через века несет свое неразгаданное имя - КОСТРОМА. Существует много поверий и версий о названии нашего города. Историк Татищев писал, что ГОРОД КОСТРОМА происходит от финно-угорского племени «КОСТРА», означающее «КРЕПОСТЬ» или «УКРЕПЛЕННОЕ МЕСТО».

Другая версия, что в городе зимою на его берегах рек большими партиями заготавливали лес и сплавляли на восток.

И главная версия - название города связано с именем славянского божества Костромы, олицетворявшего живительные силы весны.

Кострому изображала нарядно одетая кукла!
Правила игры: играет 1 или 2 команды из нескольких человек,

ведущий задает вопросы, учащиеся отвечают выбором из четырех - один правильный.



Оборудование: часы для отсчета времени, протокол, чистые листы бумаги.
ВОПРОСЫ:

  1. Князем Юрием Долгоруким на мерянских землях при впадении р. Костромы в р. Волгу на высоком холме был основан город Кострома, назови дату?

  1. 1152 год

  2. 1247 год

  3. 1546 год

  4. 1552 год

  1. В XIV веке на вотчинных землях, богатых костромских бояр, зерновых, на берегу реки Костромы началось великое строительство?

  1. Торговых пряничных рядов.

  2. Ипатьевского монастыря

  3. Городецкого монастыря

  4. Церкви Воскресенье на Дебри.



  1. Ранний промысел на Костромской земле – обработка железа. Сырье для изготовления - болотные железные руды. Крестьяне трудились и для себя и на продажу: (найди 1 ошибку)

  1. Железные, кованые кровати и стулья

  2. Колеса и корыта

  3. Кадки и бочонки для соления

  4. Сундуки, колеса, прялки



  1. С XIV века в нашем крае развивался солеварный промысел. Добыча велась из подземных соленых вод – по берегам. Почему сейчас нет этого промысла, назови причину?

  1. Конкуренция в России

  2. Истощение лесов

  3. Истощение рек

  4. Отсутствие соленых источников



  1. Одним из исконных промыслов в городе была выделка кожи. Города Кострома и Галич славились выделкой лучшей кожи: юфтью и сафьяном. Изготавливали кустарным промыслом с примитивными приспособлениями. Кожа ценилась на мировом рынке... Угадай страну?

  1. Англия

  2. Мексика

  3. Индия

  4. Китай



  1. Одним из крупнейших промыслов города и области было ювелирное дело. Мастера-ювелиры создавали красивейшие изделия: кресты, евангали, оклады икон, украшения, броши и серьги. С особой заботой изготавливали церковные сосуды. Зачем?

а) Для крещения младенцев

б) Для обмывания тела

в) Для великого поста

г) Для вин



  1. В Костромской губернии на 19 дворах из 22 занимались гончарным делом. Использовались свинцовая глазурь, штампы-«чеканы». Гончары делали из дерева и глины и бережно сохраняли. В основном это были…?

а) Игрушки, свистульки

б) Посуда, настилы в доме

в) Столы и стулья

г) Украшения



  1. Кострома и губерния славились вкусными и сладкими, с глазурью и в шоколаде, пряниками. Торговали с лотков на улицах. Для этого построены торговые ряды. Какие?

а) Красные

б) Пряничные

в) Рыбные

г) Масляные


  1. Назови первые племена, заселявшие наш Костромской край

а) Народы меря, финно-угорского племени

б) Народы русские, славянского племени

б) Украинские народы, берберского племени

г) Новгородцы, русского племени



  1. Центральная и основная площадь в городе Костроме – Сусанинская. Площадь просторная, от неё расходятся красивые улицы, зданий тоже много…. Найди ошибку

а) Пожарная каланча здание

б) Особняк Борщова

в) Рыбные торговые ряды

г) Гауптвахта



  1. Какая река протекала в далёкие времена в центре города Костромы?

а) р. Кострома

б) р. Волга

в) р. Сула

г) р. Покша



  1. Какой вид судна изображен на гербе города Костромы (укажи и изобрази)

а) Лодка

б) Корабль



в) Ладья

г) Яхта


  1. Чем заправляли в начале 19 века фонари на центральных улицах города?

а) Ацетоном

б) Скипидаром

в) Бензином

г) Керосином


  1. Название реки Волга полностью не дано. Греками эта река была известна под названием «Ра», что значит река, арабам – «Итиль», татарам – «Идель». С 10 века славяне называли реку Волгой по названию озера.… Какого?

а) Чухлома

б) Волго

в) Галиче

г) Онего


  1. Костромская область определена как эталон национального парка России (с 1994 года) и, несмотря на ряд экологических проблем, имеет предпосылки стать самым экологически чистым регионом курортной направленности. Какой район стал первым в области?

а) Кологривский лес

б) Вохомский лес

в) Чухломской лес

г) Боговаровский лес

Лучшая команда награждается призами.

Мероприятие разработано

Лаврентьевой Е.И.,

учителем географии

I квалификационной категории

РУССКАЯ ИЗБА

Тематическая экскурсия

Данная методическая разработка предназначена для учащихся младших классов, отражает вопросы краеведческого цикла и знакомит с историческими этапами жизни народа.

Дети познают традиции русского народа, историю своего Отечества, что способствует восстановлению связей с культурой своего народа.

Предложенный материал может использоваться в интеграции с другими дисциплинами.

Подобные экскурсии развивают творческие способности, формируют нравственные убеждения. Воспитывают чувство гордости за историческое прошлое и культурное наследие нашего края; учат понимать и ценить прекрасное в жизни, обогащают словарный запас, формируют у детей собственное отношение к действительности.

photo-0002

Русское жилище, как и жилище любого народа, имеет много разных типов. Но есть общие черты, которые характерны для жилья разных слоев общества и разных времен. Прежде всего, русское жилище - это не отдельный дом, а огражденный двор, в котором сооружалось несколько строений, как жилых, так и хозяйственных. Жилые носили наименования: избы, горницы, повалуши, сенники. Избой называлось жилое строение. Горница, как показывает само слово, называлось строение горнее, или верхнее, надстроенное над нижним, обыкновенно чистое и светлое, служившее для приема гостей. Название повалуши характерно для восточных губерний, и значило кладовую, обыкновенно холодную. В старину, хотя повалуши и служили для хранения вещей, они были также и жилыми покоями. Сенником называлась комната холодная, часто надстроенная над конюшней или амбаром, служившая летним жилым помещением.

Еще в 17 веке двор даже знатного человека представлял собой территорию, обнесенную каменным забором, застроенную несколькими каменными зданиями, между которыми торчали деревянные здания, избы, горницы, светлицы и множество изб людских и служебных, многие из которых были соединены крытыми переходами.

У простолюдинов избы были черные, т.е. курные, без труб; дым выходил в маленькое волоковое окно; при собственно так называемых избах были пристройки, называемые комнатами. “В этом пространстве жил бедный русский мужик ... часто вместе со своими курами, свиньями, гусями и телками, посреди невыносимой вони. Печь служила логовищем целому семейству, а от печи поверху под потолок приделывались полати. К избам приделывались разные пристенки и прирубки. У зажиточных крестьян, кроме изб, были горницы на подклети с комнатами, т.е. двухэтажные домики. Курные избы были не только в городах, но и в посадах и в 16 веке и в самой Москве. Случалось, что в одном и том же дворе находились и курные избы, называемые черными, или поземными, и белые с трубами, и горницы на нижних этажах”.

Крестьянское жилище обычно представляло собой комплекс построек, обслуживавший различные нужды крестьянской семьи, причем на первый план чаще выступают не бытовые, а хозяйственные ее потребности, хотя в реальной жизни отделить одни от других весьма затруднительно. Следовательно, историческое развитие крестьянских построек тесно переплетено с историей развития крестьянского хозяйства, с технологией процессов, развитием орудий труда.

Как правило, жилища богатых и бедных крестьян в деревнях практически отличались добротностью и количеством построек, качеством отделки, но состояли из одних и тех же элементов. Все постройки в буквальном смысле слова рубились топором от начала до конца строительства, хотя в уездных городах, с которыми крестьянские хозяйства поддерживали рыночные связи, были известны и применялись и продольные и поперечные пилы. Эта приверженность традициям видна и в том, что еще в 18 веке большая часть населения предпочитала отапливать жилища “по-черному”, т.е. печи в избах ставились без печных труб. Этот консерватизм прослеживается и в организации самого комплекса крестьянских жилых и хозяйственных построек.

Основными компонентами крестьянского двора были “избы да клеть”, “изба да сенник”, т.е. основная жилая постройка и основная хозяйственная постройка для хранения зерна и другого ценного имущества. Наличие таких хозяйственных построек как амбар, житница, сарай, баня, погреб, хлев, мшаник и др. зависело от уровня развития хозяйства. В понятие “крестьянский двор” включались не только строения, но и участок земли, на котором они располагались, включая огород, гуменник и т.п.

Основным строительным материалом было дерево. Количество лесов с прекрасным “деловым” лесом намного превосходило то, что сохранилось сейчас в Среднерусском регионе. Лучшими породами дерева для построек считались сосна и ель, но сосне всегда отдавалось предпочтение. Лиственница и дуб ценились за прочность древесины, но они были тяжелы и трудны в обработке. Их применяли только в нижних венцах срубов, для устройства погребов или в сооружениях, где нужна была особая прочность (мельницы, соляные амбары). Другие породы деревьев, особенно лиственные (береза, ольха, осина), применялись в строительстве, как правило, хозяйственных зданий. В лесу получали необходимый материал и для кровли. Чаще всего береста, реже кора ели или других деревьев служили необходимой гидрозащитной прокладкой в кровлях. Для каждой надобности деревья выбирались по особым признакам. Так, для стен сруба стремились подобрать особые “теплые” деревья, поросшие мхом, прямые, но не обязательно прямослойные. В то же время для теса на кровлю обязательно выбирались не просто прямые, но именно прямослойные деревья. Соответственно назначению деревья метились еще в лесу и вывозились к месту строительства. Если пригодный для построек лес был далеко от поселения, то сруб могли срубить и прямо в лесу, дать ему выстояться, высохнуть, а потом перевезти к месту строительства. Но чаще срубы собирали уже на дворе или поблизости от двора.

Тщательно выбирали и место для будущего дома.

Для возведения даже самых крупных построек срубного типа обычно не сооружали специального фундамента по периметру стен, но по углам зданий (изб, клетей) закладывались опоры - крупные валуны, большие пни. В редких случаях, если протяженность стен была много больше обычной, опоры ставили и в середине таких стен. Сам характер срубной конструкции зданий позволял ограничиться опорой на четыре основные точки, т.к. сруб - цельносвязанная конструкция.

Срубные конструкции основаны на четком использовании свойств бревен хвойных пород дерева как основного строительного элемента. Сосна и ель имеют прямой ствол со слабым перепадом толщины от комля к вершине. В нижней части спелого дерева (80-100 лет) такие перепады на пролетах в 6-10 м практически несущественны для строительства. Видимо, этим объясняется то, что в строительной практике Восточной Европы в течение второго тысячелетия нашей эры в наземных срубах длина стен основных построек лежит в пределах трех саженей (сажень= 2м 13 см). Этот своеобразный стандарт выработался практикой использования хвойной древесины как основного материала. В массе построек это самый распространенный размер от 10 до 20 века.

В основе подавляющего большинства построек лежала “клетка”, “венец”, - связка из четырех бревен, концы которых были рублены в связь. Способы такой рубки могли быть различными по технике исполнения, но назначение связи было всегда одним - скрепить бревна межу собой в квадрат прочным узлами без каких-либо дополнительных элементов соединения (скоб, гвоздей, деревянных штырей или спиц и т.п.). Бревна метились, каждое из них имело строго определенное место в конструкции. Срубив первый венец, на нем рубили второй, на втором третий и т.д., пока сруб не достигал заранее определенной высоты. Конструктивно такой сруб без специальных связующих элементов мог подняться на высоту нескольких этажей, так как вес бревен плотно вгонял их в гнезда крепления, обеспечивая необходимую вертикальную связь, наиболее прочную в углах сруба.

Основные конструктивные типы рубленых крестьянских жилых строений - “крестовик”, “пятистенок”, дом с прирубом.

Крыша у русских домов была деревянная, тесовая, гонтовая или из драни, иногда, в безлесных местах, - соломенная. Стропильная техника сооружения кровли, как и другие виды конструкции крыш, хотя и были известны русским мастерам, но в крестьянских избах не употреблялись. Срубы просто “сводились” как основания для кровли. Для этого после определенной высоты бревна стен начинали постепенно и пропорционально укорачивать. Сводя их под вершину кровли. Если укорачивали бревна всех четырех стен, получалась кровля “костром”, т.е. четырехскатная, если с двух сторон - двухскатная, с одной стороны - односкатная.



img053

Одним из важнейших элементов жилища крестьян всегда была печь. И не только потому, что в суровом климате Восточной Европы без печного отопления в течение семи- восьми месяцев не обойтись. Нужно отметить, что так называемая “русская”, а правильнее всего духовая печь - изобретение сугубо местное и достаточно древнее. Она ведет свою историю еще из трипольских жилищ. Но в конструкции самой духовой печи в течение второго тысячелетия нашей эры произошли весьма значительные изменения, позволившие гораздо полнее использовать топливо. К концу 18 века уже выработался тип печи, который позволял использовать ее не только для обогрева и приготовления пищи, но и как лежанку. В ней же пекли хлебы, сушили на зиму грибы, ягоды, подсушивали зерно, солод - во всех случаях жизни печь приходила крестьянину на помощь. И топить печь приходилось не только зимой, но в течение всего года. Даже летом нужно было хотя бы раз в неделю хорошо вытопить печь, чтобы испечь достаточный запас хлеба. Используя свойство духовой печи накапливать, аккумулировать тепло, крестьяне готовили пищу раз в день, утром, оставляли приготовленное внутри печей до обеда - и пища оставалась горячей. Лишь в летний поздний ужин приходилось пищу подогревать. Эта особенность духовой печи оказала решающее влияние на русскую кулинарию, в которой преобладают процессы томления, варения, тушения, причем не только крестьянскую, т.к. образ жизни многих мелкопоместных дворян не сильно отличался от крестьянской жизни.

Внутренняя планировка крестьянских жилищ была подчинена достаточно строгим, хотя и неписаным законам. Большая часть “мебели” составляла часть конструкции избы и была неподвижной.

img_1164_0.tmp

Вдоль всех стен, не занятых печью, тянулись широкие лавки, тесаные из самых крупных деревьев. Такие лавки можно было видеть в старинных избах еще не так давно, и предназначены они были не столько для сиденья, сколько для сна. Около печи была судная, или посудная лавка, где полновластной хозяйкой была старшая женщина в доме. По диагонали, в противоположном от печи углу помещали иконы, и сам угол звался святым, красным, кутным.



img_1165

Одним из обязательных элементов интерьера были полати, специальный помост, на котором спали. Зимой под полатями часто держали телят, ягнят. В северных губерниях, по-видимому, уже в 18 веке полати делали высокие, на уровне высоты печи. В центральных и южных губерниях полати приподнимались над уровнем пола невысоко. Место для сна старшей супружеской пары в избе (но не стариков, место которых было на печке) специально отводилось в одном из углов дома. Это место считалось почетным.

Над лавками, вдоль всех стен устраивали полки-“полавочники”, на которых хранили предметы домашнего обихода, мелкие инструменты и т.п.

img_1163_0.tmp

Хотя большинство крестьянских изб состояло всего из одной комнаты, не деленной перегородками, негласная традиция предписывала соблюдение определенных правил размещения для членов крестьянской избы. Та часть избы, где находилась судная лавка, всегда считалась женской половиной, и заходить туда мужчинам без особой надобности считалось неприличным, а посторонним - тем более.

Крестьянский этикет предписывал гостью, вошедшему в избу, оставаться в половине избы у дверей. Самовольное, без приглашения вторжение в “красную половину”, где ставился стол, считалось крайне неприличным и могло быть воспринято как оскорбление.

К жилой избе в 18 веке обязательно пристраивались сени, хотя в крестьянском обиходе они были более известны под именем “мост”. По-видимому, первоначально это было действительно небольшое пространство перед входом, вымощенное деревянными лагами и прикрытое небольшим навесом (“сенью”). Роль сеней была разнообразной. Это и защитный тамбур перед входом, и дополнительное жилое помещение летом, и хозяйственное помещение, где держали часть запасов продовольствия.

В украшении избы сказывались художественный вкус и мастерство русского крестьянина. Силуэт избы венчали резной конек (охлупень) и кровля крыльца; фронтон украшали резные причелины и полотенца, плоскости стен - наличники окон, зачастую отражавшие влияние архитектуры города (барокко, классицизм и т.д.). Потолок, дверь, стены, печь, реже наружный фронтон расписывали.

Детям после проведения экскурсии можно предложить следующие творческие задания:



  • Узнайте, какие элементы крестьянской избы можно встретить в современном деревенском доме.

  • Нарисуйте, как на ваш взгляд могла выглядеть крестьянская изба в

IX веке.

Мероприятие разработано

Жуковой Г.К.,

учителем ИЗО

высшей квалификационной категории

«КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ТУРНИР»

Внеклассное мероприятие по математике

(6 класс)

Цель: совершенствования вычислительной культуры, отработки навыков

ориентации на координатной плоскости с использованием

краеведческого материала.

Задачи : расширение кругозора учащихся, повышение интереса учащихся к математике,развитие внимания, взаимопомощи, чувства товарищества.

Оборудование: карта Костромской области, карточки для счета.

Ход мероприятия:


Учитель

Учащиеся

1 этап. Организационный момент.

Постановка целей и деление класса на команды



2 этап. Устный счет.

Решить примеры. Если в примерах правильно найдены ответы , то при подстановке вместо чисел букв, вы узнаете о чем пойдет речь сегодня 1) 3,7 – 4,8 = 2) -5,2 – 4,7 =

3) -5,6 – (-3,8) =

4) =

5) -1 – 1 =

6) - + 0,5 =

7) -5,1 : (-1,7) =

8 )-0,2 * 0,3 =

9) -1,3 * (-5) =

10) -1,1 * 9 =

11) -4,4 : 11 =

Ключ:


а - - 9,9 л - -1,1

д - -1,8 н - 0,3

е - с - -0,06

ж - -2 ы - - к - 6,5 я - -0,4

Все верно, речь сегодня пойдет о замечательном ученом-математике, теоретике с мировым именем, нашей землячке Ольге Александровне Ладыженской, которая хорошо известна костромичам.

Ольга Александровна еще с дошкольных лет проявляла удивительные способности к математике. Учась в 4 классе, вела уроки в старших классах, заменяя больного отца, преподавателя математики. Она блестяще закончила Кологривскую среднюю школу, Московский государственный университет, после окончания его – аспирантура и научная работа. В 29 лет стала доктором физико-математических наук. Много лет возглавляла лабораторию математической физики в ленинградском отделении института математики Академии наук В.А.Стеклова. Готовила молодые научные кадры физики и математики.

Ольга Александровна имеет около двухсот научных публикаций.

Почти все труды переведены на многие языки мира. Не случайно Ольга Александровна Ладыженская является Почетным академиком нескольких стран мира. Трудно назвать страну, где она не была. И везде выступала на разных конференциях, симпозиумах, встречах со своими трудами в области математической физики.

Дважды была удостоена первой премии Ленинградского государственного университета, награждена именной союзной академической премией академика П.А.Чебышева.

3 этап. Давайте посмотрим на карту Костромской области и найдем расстояние от города Костромы до города Кологрив, где родилась Ладыженская.

(Карта Костромской области прилагается)

Масштаб нашей карты 1:2555000. С помощью линейки находим расстояние между городами в сантиметрах по карте, составляем пропорцию и находим расстояние между городами в действительности, т.е. в километрах.

Расстояние между городами Кострома и Кологрив - 345 км.



4 этап. Костромская земля вырастила и воспитала много известных и выдающихся людей. А велика ли площадь Костромской области. Каждая команда получает карточку с примером. Надо быстро и правильно найти ответ.

(2,3 * 11,8 + 28, 36) : 3,7 + 45,1

Итак, правильный ответ 60,1 тыс. кв. км.

5 этап. А сейчас мы проверим, кто лучше всех ориентируется на местности. Выполните построения точек в координатной плоскости, соедините их последовательно отрезками и скажите , что получилось?

1) (9;-5); (5;-8); (-3;-8); (-7;-5); (9;-5);

2) (3;-5); (3;6); (6;6); (6;5); (10;5); (9;6); (10;7); (7;7); (7;8); (3;8);

(-4;2); (-4;-3); (2;-5);

3) (3;-5); (2;-2); (2;2); (3;6);

4) (3;8); (-2;2); (-2;-2); (2;-5);

5) (-2;-6); (-6;-10);

6) (0;-6); (-2;-10);

7) (2;-6); (1;-10);

8) (4;-6); (5;-10).



Да, верно, это ладья. Она присутствует в гербе нашего города.



6 этап. Подведение итогов и награждение победителей.

Учащиеся делятся на команды,

придумывают название командам

Ответы: 1) -1,1

2) -9,9


3) -1,8

4) -

5) -2

6)

7) 0,3

8) -0.06


9) 6,5

10) -9,9


11) -0,4

Ладыженская

Решение:

расстояние между городами

по карте – 13,5 см

расстояние между городами

в действительности – Х

13,5 : Х = 1 : 2555000

Х = 13,5 * 2555000

Х = 34492500

34492500 см = 344, 925 км 345 км

Ответ: 345 км

Решение:


  1. 2,3 * 11,8 = 27,14

  2. 27,14 + 28,36 = 55,5

  3. 55,5 : 3,7 = 15

  4. 15 + 45,1 = 60,1

Ответ: 60,1 тыс. кв. км


Мероприятие разработано

Тиханчевой Н.М.,

учителем математики

I I квалификационной категории

СТРОИТЕЛЬСТВО ГОРОДА ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ

Интеллектуальная игра

(3 класс)

Цель: обобщить и расширить знания о природе Костромской области

Задачи: воспитывать интерес и любовь к родному краю, развивать познавательные интересы.

Оборудование:


    1. Барабан с вращающейся стрелкой, разбитый на 8 секторов. В каждом секторе – эмблема, обозначающая тематику вопросов. Стрелку вращает ведущий. При разыгрывании сектора эмблема убирается, на ее место ставится стрелочка.

          • Город

          • Хвойный лес

          • Зерновые культуры

          • Полезные ископаемые

          • Растения

          • Животные

          • Птицы

          • Грибы

2.Магнитофон. Запись песни «Наш край»

3.Плакаты



  • Строительство города Любознательных ведут бригады:

  • « Елочка», «Костромская ладья», «Золотое кольцо»

  • Земля – наш дом

  • Знай и люби свой край

4.Фундаменты будущих домов (белые листы бумаги – ¼ ватм. листа для команды)

5.Стройматериалы (геометрические фигуры разного размера и цвета)

6.Выставка книг.

7.Виды Костромы

8.Рисунки цветов, грибов Костромской области

Подготовительный этап:

проводится за 3-5 дней:



  • Сообщается тема

  • Предлагается выбрать команду из 6 человек, придумать название и эмблему

  • Дается задание болельщикам – сочинить частушки о родном крае

Ход игры.

Звучит песня « Наш край»



Ведущий:

Земля - наш дом. Нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Все на этой земле должно быть нам родное: и маленький ручеек, и кудрявая березка у дороги.


Я узнал, что у меня есть огромная родня:

И тропинка, и лесок, в поле- каждый колосок,

Звери, птицы и жуки, муравьи и мотыльки…

Все, что рядышком со мною, это все мое родное.

Как же мне в краю родном, не знать об этом, обо всем.
Ведущий:

Вот мы сегодня и узнаем, как вы знаете свою маленькую родину. Здесь собрались любознательные третьеклассники, и я предлагаю им начать строительство г. Любознательных. А начнем мы строительство с трех домов, которые возведут бригады…/названия команд/. Для получения строительных материалов вам необходимо ответить на наши вопросы. В каждом секторе по 3 вопроса/ по 1 на каждую команду/ Цена ответа от3 до 6 стройматериалов.



Сектора и вопросы:

1.Хвойный лес.

-Какое дерево теряет хвою на зиму?/3/

-Почему хвойные деревья всегда зеленые?/4/

-Чем отличается сосна от ели?/5/


2.Грибы. Встану вместе с солнышком

К лесу час ходьбы

Там в траве под листьями

Ждут меня грибы.

-Определить по рисунку название гриба и рассказать о нем все, что знают/3-5/
3.Птицы.

-Кто зимой гнезда вьет?/4/

-Какие птицы прилетают к нам с Севера?/5/

-От названия какой птицы нужно отнять 1 букву, чтобы получилось название великой русской реки-матушки?/6/


4.Животные.

-Чей домик в лесу указывает на стороны горизонта?/3/

-Назовите дикое животное, которое разводят на ферме./У него самое ценное молоко/4/

-Какое животное выходит на кормежку ночью и питается корнями, червями, плодами дуба, грибами, личинками?/5/


следующая страница >>