Сборник методических материалов для проведения еженедельных гайдовских встреч - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Сборник методических материалов по курсу экономическая теория 4 619.6kb.
Учебно-методических материалов по курсу основы межкультурной коммуникации... 2 802.71kb.
Сборники методических материалов 1 90.42kb.
Сборник методических материалов из опыта работы школы 2 433.59kb.
Сборник методических материалов по истории парламентаризма в россии 4 1177.8kb.
Учебно-методических и игровых материалов кабинета педагога-психолога... 1 143kb.
Сборник методических материалов в помощь проведению мероприятий по... 1 325.79kb.
Сборник информационно-методических материалов для учителей начальных... 1 119.97kb.
Сборник материалов по реализации мегапроекта создание условий для... 15 5205.76kb.
Сборник информационно методических материалов к 65 летию Победы в... 1 274.77kb.
Г. Красноуфимск 2006 Шкатулка мастерства 3 1186.38kb.
Необходимо приносить на каждое занятие 1 47kb.
- 4 1234.94kb.
Сборник методических материалов для проведения еженедельных гайдовских встреч - страница №1/2

«ГАЙДОВСКАЯ ШКАТУЛКА»
ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫХ ГАЙДОВСКИХ ВСТРЕЧ

СЕНТЯБРЬ 2010г.

Подготовила Литовчик Наташа

Содержание




Историко-архитектурные памятники Беларуси. 7

В Мире находится жемчужина белорусского зодчества Мирский замок – первый памятник национальной культуры, включенный в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Возведенный в 1540 г. в стиле белорусской готики, он поражает величием и сегодня. Пять башен высотой до 27 метров соединены между собой толстыми оборонительными стенами. Уникальный ансамбль замка органично вписывается в окружающий ландшафт. Замок – один из самых популярных экскурсионных объектов республики. В программу экскурсии входит знакомство со знаменитым Несвижским замком – бывшей резиденцией могущественного магнатского рода Радзивиллов. Для украшения их владений выписывались лучшие европейские архитекторы, художники, резчики по дереву, садоводы-декораторы, ювелиры (легенда о спрятанных золотых апостолах Радзивиллов не дает покоя многим до сих пор). В Несвиже можно увидеть замечательные памятники, которые ранее дали имя городу «северный Париж», «некоронованная столица Великого Княжества Литовского»: Слуцкая брама (1690 г.), Ратушная площадь с ратушей, Фарный костел, здание типографии и памятник великому белорусскому просветителю Сымону Будному, знаменитый парковый ансамбль. 8

Несвиж – это город-сокровище, прелесть которого не теряется с годами. 8

Уникальный музей народной архитектуры и быта под открытым небом расположен на живописном берегу реки Птичь, между деревнями Строчицы и Озерцо. Идея музея – представить на небольшом участке земли всю Беларусь – возникла еще в 1976 г. Пока воспроизведено только три района: Центральная Беларусь (Минская область), Поозерье (Витебская область) и Поднепровье (Могилевская область). В музее представлен быт белорусской деревни, школа, униатский храм, театр-батлейка, корчма, предметы народного быта. Если смотреть с противоположного берега Птичи, то это – небольшая деревенька со своей церквушкой, мельницей, бревенчатыми избами. Когда попадаешь на территорию музея, то видишь, что деревенька не такая уж и маленькая, делится ни три сектора. В каждом секторе есть церковь, мельница и жилые постройки, различаются они местными особенностями. Например, деревня Витебской области более современная, в крестьянской избе можно увидеть швейную машинку, кровать вместо традиционных полатей, стулья, а не лавки, как в Могилевской деревне. 8

В Строчицах проходят народные праздники и гулянья – Дожинки, Коляды и Масленица, а также Дзяды, Пасха, Купалье. Здесь можно встретить Лесовика на окраине деревни, поздороваться у кузни с богом огня Жижелем, заглянуть в старую хатку к Домовому, познакомиться с мельником Мартином и его женой Мартинихой, попросить ведунью Яну погадать на суженого, а еще покататься на конях, поносить воду коромыслом, походить на ходулях и полакомиться белорусскими «присмаками» в старинной корчме. 8

Все экспонаты музея под открытым небом Строчицы (а их около 20 тысяч) собраны в разных областях Беларуси. Дома, церкви, сараи разбирались и целиком перевозились на его территорию. У каждого дома был свой хозяин, человек «заможный», как говорят белорусы. Некоторых хозяев унесла мутная волна коллективизации, другие успели уехать за границу. По свидетельству, хозяева дома, что перевезен из деревни Садовичи Копыльского района, уезжали спешно, в одну ночь, бросив все пожитки и родной дом. А ведь дом строился на всю жизнь, и для себя, и для детей. Но никто больше не смог жить в этом доме: то умрет новый хозяин, то домочадцы болеют, а то и вовсе невозможно спать по ночам, будто ходит кто-то, вздыхает, плачет. Говорят, хозяин, когда строил этот дом, поранил себе руку и кровью пометил все углы, произнеся заговор, чтобы никогда не жили в доме чужие люди. Так и случилось. Все отказывались от заговоренного дома, он перешел колхозу, а колхоз подарил этот дом музею. 8

В доме, который построил житель деревни Колошино Вилейского района, размещалась первая белорусская народная школа. Здание практически не пострадало от времени. В нем две половины: одна – жилое помещение для учителя, другая – учебный класс. Здесь учились дети 1–4 классов. Обязателен был закон Божий, по утрам приходил ксендз, читал молитву. У учительницы были две помощницы (панёўкi): они убирали в доме, стирали, готовили ей еду. Сейчас в здании школы – выставка документов, посвященных народным школам, гимназиям; в экспозиции документы и учебники, по которым учились раньше. 8

Игра «Красивые руки и глаза». 10

Беседа. 10

Прочитайте сказку: 10

ЦВЕТОК КАКТУСА 10

М.Скребцова 10

Вопросы и задания к сказке: 11

Творческое задание «Украшаем кактус». 11

Способы регуляции психических состояний 14

Дыхательные упражнения. 14



Гайдинг – моя семья.
Еженедельная встреча: История Гайдинга.

Цель:



  • познакомить девочек с историей гайдовского движения;

  • сформировать понятие об основных этапах развития Гайдинга в Беларуси;

  • воспитывать патриотизм, чувство долга, ответственности за слова и поступки.

Ход встречи.


1. Игра по прибытию «Фраза по кругу».

Ведущий предлагает выбрать какую-нибудь простую фразу, например: «В саду падали яблоки». Участники, начиная с перво­го игрока, произносят эту фразу по очереди. Каждый участник игры должен произнести фразу с новой интонацией (вопроси­тельной, восклицательной, удивленной, безразличной и т. д.). Если участник не может придумать ничего нового, то он выбывает из игры, и так продолжается, пока не останется несколько (3—4) победителей. Может быть, игра закончится и раньше, если никто из участников не сможет придумать ничего нового.

2. История про сэра Роберта Бадена Пауэла.

Основатель скаутинга Роберт Стивенсон Смит Пауэлл родился 22 февраля 1857 года в Лондоне в семье священника, профессора теологии Оксфордского университета Бадена Пауэлла. Он не помнил своего отца, так как тот умер, когда Роберту было всего три года. Овдовевшей Генриетте Грейс, дочери адмирала У. Смита, пришлось одной воспитывать семерых детей, из которых старшему было 14 лет. В память о муже она изменила фамилию семьи на Баден-Пауэлл (отсюда сокращенная форма его фамилии – БП, так неформально его называют скауты). Она была строгой и требовательной матерью. Дети должны были не только с малых лет обслуживать себя, но и имели определенные обязанности по дому.

В 1870 году Роберт поступил в лондонскую школу - “Charterhouse School” (Чартерхаус). Он был хорошим футбольным вратарем, но не особенно хорошим учеником. Одноклассники любили его за веселый характер и за исключительную способность копировать учителей. Во время каникул Роберт и четверо братьев уходили на все лето странствовать по Англии.

В 19 лет, окончив школу, Роберт сдал офицерский экзамен, получил чин младшего лейтенанта и был назначен в 13-й гусарский полк. Его военная служба проходила в Индии и Афганистане. В 26 лет он стал капитаном.

Получая скромное жалование, Баден-Пауэлл стал зарабатывать дополнительно тем, что писал статьи для журналов, иллюстрируя их собственными рисунками.

После восьми лет службы в колониях Баден-Пауэлл вернулся в Англию, где перешел на службу в военную разведку. В 1915 году он выпустил книгу воспоминаний “Мои шпионские авантюры”, в которой в увлекательной форме описал свои похождения и сам их проиллюстрировал.

О том, что Баден-Пауэлл был талантливым шпионом, свидетельствует другая книга, написанная им сразу после возвращения из Южной Африки в 1901 году. Она называется “В помощь разведчикам”. В ней давались общие советы по методам наблюдения, дедукции для улучшения качества подготовки солдатского состава. Кроме чисто военных советов здесь примечательны и другие требования к разведчику, сформулированные БП: он должен быть сильным, здоровым, деятельным, настоящий разведчик имеет хорошее зрение и слух, он хороший наездник и пловец, умеет исследовать и читать окружающие. Все эти требования позднее были предъявлены и к юным разведчикам (скаут в переводе с английского – разведчик).

В 1901 году полковник Р. Баден-Пауэлл был произведен в генерал-майоры, а в 1908 году - в генерал-лейтенанты.

После англо-бурской войны БП вернулся на родину в Англию после долгих лет отсутствия. Один из героев войны, он стал очень популярен. Со всех концов Британской империи ему шли письма от детей. Он много ездил по стране, выступая с лекциями, принимая парады кадетов и “бригад”, переписываясь с детьми и подростками. Баден-Пауэлл обратил внимание на разницу между английскими мальчиками в Африке и в Лондоне. Сюрпризом для БП было узнать, что его пособие “В помощь разведчикам” используется не только военными, но и педагогами, работающими с детьми в кадетских корпусах, “Бригаде мальчиков” (с 1902 года он стал вице-президентом этой “Бригады”) и церковных кружках. Однажды У. Смит обратился к нему с предложением переработать книгу “В помощь разведчикам” для детей и педагогов.

Роберт Бадэн-Пауэлл, известный английский генерал, разработал специальную систему подготовки мальчиков. Это была идея скаутинга - естественного развития всех необходимых для жизни умений и навыков через тренировки и жизнь в природе.

Перед тем как ее издать, Баден-Пауэлл решил проверить свои теории на практике. Для этого он собрал группу из 22 мальчиков и провел с ними летом 1907 года 8 дней в палаточном лагере на острове Браунси, близ южного побережья Англии (графство Дорсет). Дети были разделены на пять патрулей, во главе каждого стоял назначенный лидер. Восьмидневная программа была насыщенной и яркой. В первый день производилось размещение, создание патрулей и распределение обязанностей, инструктаж лидеров. Во второй день изучалось лагерное дело: вязание узлов, разведение костров и приготовление пищи, ориентирование, не забыли так же о гигиене. В третий день БП учил распознавать подробности окружающей среды вблизи и вдалеке от наблюдателя, например, следы. Четвертый день посвящался изучению животных, птиц, растений, звезд. Пятый – рыцарству: честь, законы, лояльность королю, офицерам, рыцарское отношение к женщине (это БП взял из традиций рыцарско-монашеского ордена иоаннитов на острове Мальта, где он служил в 1890–1893 гг., а так же из легенды о рыцарях Круглого Стола короля Артура). В шестой день ребята учились оказывать помощь при ожогах, обмороке, отравлениях, действовать во время паники. В предпоследний день БП дал детям понятия о колониальной географии, истории, славных делах империи, ее армии и флота, объяснил обязанности настоящего гражданина. Последний день – день игр, соревнований. Разумеется в этом лагере не было лекций. Всю информацию БП доводил до детей в занимательной, игровой форме. Сначала показывал и рассказывал, а затем проводил практические занятия. Лагерь всем понравился, и в начале 1908 года книга “Scouting for Boys” была издана шестью отдельными тетрадками.



Книга имела огромный успех, и мальчики по всей стране с большим энтузиазмом приняли идеи скаутинга. В результате Роберт Баден-Пауэлл организовал движение мальчиков-скаутов.

3. Игра «Первый скаутский лагерь».

Изготавливаются парные карточки: «номер дня» – «содержание дел в лагере». Например, «1 день» - «Размещение, создание патрулей и распределение обязанностей, инструктаж лидеров». Девочки должны взять по одной карточке «номер дня», найти ей пару среди карточек «содержание дел в лагере» и рассказать, как проходит этот день в лагере.

Карточки:

«1 день» - «Размещение, создание патрулей и распределение обязанностей, инструктаж лидеров»

«2 день» - «Лагерное дело: вязание узлов, разведение костров, приготовление пищи, ориентирование, гигиена»

«3 день» - «Распознавание подробностей окружающей среды вблизи и вдалеке от наблюдателя»

«4 день» - «Изучение животных, птиц, растений, звезд»

«5 день» - «Рыцарство: честь, законы, лояльность королю, офицерам, рыцарское отношение к женщине»

«6 день» - «Оказание помощи при ожогах, обмороке, отравлениях, действия во время паники»

«7 день» - «Понятие о колониальной географии, истории, славных делах империи, ее армии и флота, обязанности настоящего гражданина»

«8 день» - «День игр, соревнований»

4. Продолжение истории про Баден-Пауэлла. На первом параде скаутов в 1909 году, Баден-Пауэлл столкнулся с группой девочек, которые также хотели стать скаутами. И в 1910 году была создана организация девочек-скаутов, которую возглавила сестра генерала Баден-Пауэлла Агнесс.
Несколькими годами позже она была избрана Главным Гайдом всемирного движения девочек-гайдов.

После выхода в отставку БП начал очень много путешествовать по странам Европы. Во время этих разъездов БП познакомился с Олав Соумз, миловидной, деятельной девушкой. Если генерал был обязан своим воспитанием матери, то его будущая жена, наоборот, любила спорт, походы, велосипед, природу благодаря своему отцу. В 1912 году они заключили брак и, несмотря на большую разницу в возрасте, жили счастливо. У них родилось две девочки и один мальчик. Первое время сестра БП Агнесс пыталась руководить движением девочек-скаутов, но постепенно Олав заменила ее у руля девичьей организации.

Баден-Пауэлл был человеком исключительной энергии. В 1922 году за скаутскую деятельность ему был пожалован титул баронета, а в 1929 году - титул “барон оф Гильвель” (Гильвель - Gilwell - это место, где Баден-Пауэлл организовал курсы для скаутских руководителей).

В 1937 году, когда здоровье Баден-Пауэлла пошатнулось, и врачи предписали ему полный покой, он переселился с женой в Кению (Африка). Там он прожил с октября 1938 года до своей смерти, наступившей 8 января 1941 года, за полтора месяца до его 84-го дня рождения.

Д. Харгрейв как-то заметил, что в натуре БП всегда прятался Гекльберри Финн, что в нем было то, что можно было бы назвать “Бой-полтергейством”. За ним в скаутинг устремились многие и многие дети из рационализированного и мертво-скучного мира.

5. Работа в патрулях.

Изготовление сувениров.

6. Гайдовское рукопожатие.

О рукопожатии левой рукой БП говорил так – у одного из африканских племен, с которыми встречался БП, был такой интересный обычай: когда воины встречались для того, чтобы по-дружески обсудить какой-либо вопрос, или заключить мир в разделяющей их войне, они протягивали друг другу левую руку, чтобы подчеркнуть свои миролюбивые намерения, ибо в левой руке они обычно носили свой боевой щит. Левая рука идет от сердца, говорили они. Несмотря на то, что скаутизм английского происхождения, он подлинно международен. Каждый из народов, воспринявший скаутизм БП, видоизменяли его, дополняя основные скаутские идеи своими собственными, национальными.

Все девочки учатся гайдовскому рукопожатию.

7. Медитация.

ПОСЛЕДНЕЕ ПОСЛАНИЕ СТАРШЕГО СКАУТА МИРА

Дорогие скауты!

Если вы видели игру-представление “Питер Пен”, то вы помните, как предводитель пиратов всегда говорил свою предсмертную речь, боясь, что когда пройдет время умирать, то у него не будет возможности сказать все то, что у него на душе. Это то же самое со мной, хотя я и не умираю в настоящий момент, но все же я хочу послать вам прощальное слово.

Помните, это последний раз, что вы услышите от меня, так призадумайтесь над этим.

Я имел наиболее счастливую жизнь, и я желаю каждому из Вас, тоже иметь счастливую жизнь.

Я верю, что Бог поселил нас в этот радостный мир быть счастливыми и наслаждаться жизнью.

Счастье не приходит от богатства и не оттого, что вы имеете большой успех в вашей карьере, или от того, вы высокого мнения о себе. Один шаг к счастью это сделать себя здоровым и сильным, пока вы еще молоды, так что вы сможете быть полезным и в жизни, и сможете наслаждаться жизнью, когда вы будете уже взрослым человеком.

Изучая природу, вы увидите какую красоту и изумительные вещи создал Бог для нас, чтобы мы могли любоваться и наслаждаться. Будьте счастливы тем, что вы имеете и сделайте из этого самое лучшее. Ищите во всем светлую сторону, вместо мрачной и печальной.

Но, чтобы иметь настоящее счастье, надо также давать счастье другим людям. Старайтесь оставить этот мир немного лучше, чем вы его нашли и когда придет ваше время умирать, вы можете умереть со счастливым чувством, что вы не потеряли напрасно время, но сделали самое лучшее, что смогли. “Будьте Готовы” в этом направлении, жить счастливо и умереть счастливо – всегда стойко держитесь Вашего Скаутского Торжественного Обещания – даже после того, как вы перестанет уже быть мальчиком – и Бог поможет Вам в этом.

Ваш друг, Баден – Пауэлл оф Гивель.

(Найдено среди бумаг Баден-Пауэлл после его смерти 8 января 1941 года)

8. Прощание «Пожелание на неделю».



Девочки, передавая по кругу свечу, должны сказать одним словом пожелание стоящей рядом подруге.

Моя Родина – Беларусь.


следующая страница >>