Сборник материалов Международной научно-практической конференции 11-11 апреля 2012 г г. Новосибирск 2012 - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа Международной научно-практической конференции г. Новосибирск... 1 104.48kb.
Программа Международной научно-практической конференции г. Новосибирск... 1 85.67kb.
Сборник материалов I международной заочной научно-практической конференции... 1 106.79kb.
Программа москва 1-4 апреля 2014 года 1 апреля Открытие семинара... 1 38.93kb.
Сборник материалов научно-практической конференции преподавателей... 7 3274.95kb.
Омская гуманитарная академия 14 5080.57kb.
Состав программного комитета по подготовке и проведению Московской... 1 48.24kb.
Семинар для обсуждения актуальных проблем, связанных с подготовкой... 1 37.37kb.
Квалификации руководящих кадров и специалистов системы социальной... 2 722.37kb.
Программа международной научно-практической конференции 1 267.87kb.
Программа конференции 6-ой международной научно-практической конференции 1 42.97kb.
Авиакомпания American Airlines увеличивает сбор за регистрируемый... 1 10.77kb.
- 4 1234.94kb.
Сборник материалов Международной научно-практической конференции 11-11 апреля 2012 - страница №1/17

ГБУК НСО «Новосибирская областная юношеская библиотека»

Социальные аспекты работы с подростками и молодежью в библиотеках
логотип.jpg

Сборник материалов

Международной научно-практической конференции
11-11 апреля 2012 г.

г. Новосибирск

2012

Ответственный за выпуск: Терентьева Т.Н.
Технический редактор: Гребенкина О.В.

Социальные аспекты работы с подростками и молодежью в библиотеках: сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции 11-12 апреля 2012 г. – Новосибирск: ГБУК НСО НОЮБ, 2012. – 119 с.


 Новосибирская областная юношеская библиотека, 2012

СОДЕРЖАНИЕ



Беляева Т.В., Кряжева М.Ф.

Конкурсная деятельность в информационно-образовательной среде: опыт Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий и Централизованной городской библиотечной системы города Тюмени 5

"Меняя минус на плюс": роль позитивно-информационной среды в социализации подростков и молодежи 8

Новое время. Новые формы: традиционные ценности и новые тенденции в работе с молодежью 14

Библиотека. Библиотека? Библиотека! 20

Реализация программы для молодёжи «Книга. Молодость. Успех» 23

Библиотечные акции как инструмент продвижения книги и чтения 25

Использование притчи в клубной работе с читателями 26

«Защити свое право»: реализация проекта ТОДЮБ по обеспечению правовой информацией выпускников детских домов 30

Партнерские отношения коммерческих структур и библиотек в создании социально значимых проектов городского и областного уровня 33

Основные принципы работы публичных библиотек с молодежной аудиторией 36

Коченевская ЦБС – социальные аспекты работы с подростками и молодежью 37

Социальное партнёрство, как стратегия развития успешной библиотеки 42

Библиотека + партнеры: путь к успеху 46

Социальное партнёрство как стратегия развития библиотеки 50

Готовность учреждений образования и культуры к социальному партнерству через изучение социального заказа 57

Проектная деятельность библиотеки - залог развития социального партнёрства: из опыта работы библиотек Искитимской ЦБС 59

Место Ордынской центральной библиотеки в системе социального партнерства регионального сообщества 62

Мы вместе: опыт социального партнерства Усть-Таркской центральной библиотеки 66

Библиотека и молодежное объединение: условия и принципы социального партнерства 70

Пути сотрудничества или вариант успеха 74

Современная молодёжь, современная библиотека 77

Библиотекарь и читатель: современные основы взаимоотношений 81

Психолог в библиотеке. Новые возможности работы с молодёжью 86

Мультимедийный диалог 89

Молодёжный историко-литературный клуб как одна из форм привлечения молодёжи к чтению 91

Чтение как одна из основ социализации молодёжи в библиотеке 94

Молодежь выбирает библиотеку 99

Проект «Культура 2.0» 105



Для молодых и вместе с молодыми, или Некоторые аспекты проектной деятельности Карасукской ЦБС 112


11-12 апреля 2012 года в г. Новосибирске состоялась Международная конференция «Социальные аспекты работы с подростками и молодежью в библиотеках», проведенная Министерством культуры Новосибирской области и ГБУК НСО «Новосибирская областная юношеская библиотека» при поддержке Российской библиотечной ассоциации, Российской государственной библиотеки для молодежи, Новосибирского библиотечного общества, Новосибирской государственной областной научной библиотеки и НРОО «Гильдия молодых библиотекарей».

Цель конференции – определение места и роли библиотек в социализации современной молодежи. Интеграция деятельности библиотек с иными социальными институтами, работающими с молодежью.

Международная конференция открылась Пленарным заседанием 11-го апреля. Во второй половине дня состоялась телеконференция с руководителем Американского культурного центра в Москве Кори Глисон, а также молодежный круглый стол «Библиотека и читатель: пути взаимодействия» и творческая визитка «Библиотека нашими глазами».

12 апреля была проведена телеконференция с представителем публичной библиотеки Ричмонда Пат Мюллер (США, штат Виргиния), коллегами из ЦГБ им. К. Маркса г. Могилева (Беларусь), прошли стендовые доклады участников, заседания секций: «Социальное партнерство как стратегия развития успешной библиотеки», «Внедрение новых инструментов взаимодействия с молодежной аудиторией» и «Интеграция молодежи в гражданское общество через реализацию проектов».

Участие в конференции приняли коллеги из США, Беларуси, Казахстана, Тюмени, Ярославля, Томска, Кемерово, Новосибирска и Новосибирской области.

В настоящем издании вашему вниманию предлагаются тексты наиболее интересных выступлений и тезисы докладов. Благодарим всех, кто поделился своим опытом и предоставил материалы в данный сборник.

Конкурсная деятельность в информационно-образовательной среде: опыт Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий и Централизованной городской библиотечной системы города Тюмени



Беляева Таисья Викторовна, старший преподаватель кафедры библиотечно-информационной деятельности Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий

Кряжева Марина Фердинандовна, доцент ВАК, кафедра библиотечно-информационной деятельности Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий
Социальным аспектам работы с подростками и молодежью в городе Тюмени уделено значительное внимание. Применяются различные формы работы, в том числе – интерактивные, соревновательные – конкурсы. В данной статье мы раскроем те конкурсы, которые еще не справляли свой первый юбилей (5 лет), и те, которые являются новоиспеченными, но уже сейчас имеют значительный результат.

Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий совместно с Департаментом культуры Тюменской области четвёртый год подряд проводит Всероссийский открытый форум искусств и культурных инноваций «К успеху через творчество». В рамках форума кафедра библиотечно-информационной деятельности Института интеллектуальных ресурсов и информационных технологий проводит ряд мастер-классов и конкурсов для учащейся молодежи. В числе конкурсов областной конкурс сочинений «Библиотека, информация в жизни моей семьи» (заочный), межрегиональный конкурс аналитической креативности «Интерпретатор» (заочный), областной конкурс «Мультимедийный поток» (I этап – заочный, II – очный).

По итогам 2011 года особой популярностью среди конкурсантов пользуются конкурс сочинений (71 учащийся из трёх городов (Тюмень, Тобольск, Заводоуковск) и одиннадцати районов Тюменской области) и конкурс «Мультимедийный поток» (21 работа 34-х учащихся из четырех городов (Тюмень, Тобольск, Ялуторовск, Ишим) и семи районов Тюменской области).

Информация о предстоящих конкурсах размещается на сайте Академии, рассылается по электронной почте в учебные учреждения и распространяется посредством Департамента образования города Тюмени. Самым эффективным средством распространения, согласно опросу конкурсантов, является электронная почта.

Если объединить цели конкурсов, то их основополагающей целью является повышение престижа чтения и библиотеки, развитие информационной культуры конкурсантов.

Цель кафедры – не только провести конкурсы, но и в заочной форме обучить конкурсанта работать с информацией. Так, в положении конкурса аналитической креативности «Интерпретатор» конкурсант знакомится с методикой написания тезисов, аннотаций (справочной, рекомендательной), интерпретированного реферата, эссе. Положение областного конкурса «Мультимедийный поток» нацеливает конкурсанта на тщательную проработку содержания и формы представления информации в мультимедиа-продукте, грамотного, в соответствии с раскрываемой темой, дизайна. С учетом конкурса 2010 года в положение этого конкурса 2011 года введена поправка – мультимедийный продукт должен содержать информацию об использованных ресурсах. В результате – большинство работ 2011 года включают ссылки на источники информации.

Каждый конкурс имеет свою специфику. Областной конкурс сочинений даёт возможность школьникам немного отдохнуть от развития тестового мышления и погрузиться в мир своих рассуждений, почувствовать себя в роли писателя. В 2011 году кафедра наблюдала рост спроса на данный конкурс.

Межрегиональный конкурс аналитической креативности «Интерпретатор» указывает учащимся на различие методики работы с текстами разной стилевой направленности (официальный, научно-популярный, публицистический и художественный). Вторая часть конкурсной работы, написание эссе на заданную тему и составление на него тезисов, аннотаций, учит передавать свою мысль в различных формах: в сжатых смыслах (тезисы), справки (справочная аннотация), рекламы своего текста (рекомендательная аннотация). Конкурсная работа также способствует формированию логического мышления и тренировки памяти. Следует отметить, что этот конкурс требует хорошей подготовки учащихся (владение письмом, умение понимать текст и передавать его смысл и т.п.).

Областной конкурс «Мультимедийный поток» даёт возможность учащейся молодежи, не связанной с профессиональным овладением компьютерными технологиями, продемонстрировать свои умения работы в мультимедийных программах, провести презентацию своего мультимедиа-продукта, услышать отзывы о своей работе и познакомиться с опытом других конкурсантов.

Таким образом, благодаря заданиям конкурсных работ и их тематике («Библиотека, информация в жизни моей семьи», «Книга в информационном обществе», «Моя книжная полка – отражение моих интересов», «Молодые – о молодёжном чтении», «Моя книжная полка: традиционная или электронная?») в среде учащейся молодежи переосмысляется значение книги, библиотеки, чтения и информации в целом.

Совместно с деятельностью Централизованной городской библиотечной системы г. Тюмени и Института интеллектуальных ресурсов и информационных технологий Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий была разработана серия сетевых конкурсов «Пространство информации».

Предыстория такова: современная библиотека – это не просто фонды печатных документов и «Тишина в библиотеке!». Не даром в октябре 2011 года на четвёртом конкурсе профессионального мастерства библиотекарей «Тюменская кнИгиня» прозвучал своего рода лозунг-слоган библиотечной системы города: «Библиотека – это больше, чем ты думаешь». Это выражение во многом и определяет в настоящий момент библиотечно-информационную деятельность на всех уровнях её реализации. Одним из самых важных и значимых направлений является работа библиотеки в электронной сетевой среде, создание и функционирование библиотечных представительств в Интернете.

У ЦБС Тюмени есть многофунциональный сайт, ведётся микроблог «Twitter».

В результате совместного творчества сотрудников библиотеки и преподавателей кафедры библиотечно-информационной деятельности было создано сообщество ЦГБС в социальной сети «В контакте» – группа «Библиотека – больше, чем ты думаешь». Данное сетевое представительство ориентировано, в первую очередь, на подростков и молодёжь, школьников и студентов – т.е. завсегдатаев «Контакта». Главные цели сообщества: во-первых, «развиртуализация» пользователей, мотивирование их к реальному посещению библиотеки, во-вторых, взаимодействие с виртуальными пользователями в контексте чтения и информации.

Реализация данных целей требует использования различных методов и привлечения различных средств. Нами был разработан цикл городских сетевых конкурсов «Пространство информации». Эти конкурсы ориентированы технологически – на использование компьютерных технологий и работу в электронной сетевой среде, содержательно – на привлечение к чтению, формирование читательской и информационной грамотности, оптимизацию имиджа библиотеки.

Первый конкурс («Мотивируй и читай!») успешно завершён. Участники конкурса (школьники и студенты) создавали мотиваторы чтения. Текстовой основой для мотивационной графики стали афоризмы из сборника «Книга, чтение и библиотека в устном народном творчестве и высказываниях известных людей», составленного студентами и преподавателями кафедры. Графической частью мотиваторов были либо тематические фотографии, либо авторская графика.

Мотиваторы оценивались не только жюри. Их представление в сообществе «В контакте» сделало возможным проведение Интернет-голосования.

Стартовал второй сетевой конкурс – «NetLibraries: RUSSIA and AMERICA». Он проводится по инициативе Американского уголка Центральной городской библиотеки. Это структурное подразделение создано и функционирует на основе партнёрства с Генеральным консульством США в Екатеринбурге. Конкурсное задание заключается в анализе структуры сайтов двух публичных библиотек – российской (ЦГБС Тюмени) и американской (Публичная библиотека Хьюстона – города-побратима Тюмени) и представлении этой структуры в форме мультимедийной презентации. Следовательно, участники конкурса получат информацию о деятельности библиотек в сети, о предоставляемых ими сетевых услугах и одновременно поработают с двуязычной средой.

В серии «Пространство информации» запланированы также и другие сетевые конкурсы. Например, «Ключевые облака» (информационный анализ художественных текстов, выбор ключевых слов, представление их в формате облаков ключевых слов – tag cloud), «БиблиоФильмоВидео» (изучение образа библиотеки будущего в художественных фильмах), конкурс буктрейлеров по книгам тюменских авторов (это будет творческим заданием восьмого краеведческого конкурса «Я знаю о Тюмени всё!»).

Предварительные результаты конкурсов позволяют сделать следующий вывод: данная форма работы весьма перспективна в плане активизации взаимодействия с детьми, подростками и молодёжью, предоставления им возможности иначе посмотреть на деятельность библиотеки и на информационное пространство в целом, получения новых знаний и умений.




следующая страница >>