Саммит тысячелетия и Организация Объединенных Наций - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Саммит тысячелетия и Организация Объединенных Наций - страница №1/1


Саммит тысячелетия и Организация Объединенных Наций





Григорий МОРОЗОВ


САММИТ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ И ООН

В сентябре 2000 г. в Нью-Йорке проходила 55-ая сессия Генеральной Ассамблеи ООН. Хотя эта сессия была очередной, она войдет в историю международных отношений отдельной страницей, ибо после ее открытия состоялся Саммит тысячелетия, на котором впервые встретились 185 делегаций, в том числе 150 глав государств и правительств, то есть руководители подавляющего большинства стран мирового сообщества. Официально главными вопросами их обсуждения стали "достижение глобализации в мире", укрепление роли ООН в международных отношениях, подтверждение уставных прерогатив ее Совета Безопасности, консолидация основополагающих принципов международного права.

К работе Саммита тысячелетия было привлечено внимание всей мировой общественности. Естественно, что особенно пристально за ней следили в странах Европы, народы которых в минувшем столетии на себе испытали все тяготы, горе и ужасы двух мировых войн и, можно сказать, выстрадали право на мирную жизнь. Сама идея создать Организацию Объединенных Наций как инструмент поддержания мира и миропорядка родилась в умах лидеров государств антигитлеровской коалиции, а рождение ООН увенчало историческую победу над фашизмом и милитаризмом. Во многом всем этим и была продиктована особая заинтересованность европейцев в успехе Саммита тысячелетия, призванного дать новый импульс совершенствованию ООН и повышению ее эффективности в XXI веке.

Саммиту предшествовала серьезная подготовка. Основным материалом для обсуждения послужил разосланный за год до Саммита доклад Генерального секретаря ООН Кофи Аннана.1

Этот доклад содержит деполитизированный анализ глобальных проблем мирового сообщества, с которыми оно неизбежно столкнется в наступающем веке. В нем речь идет о подлинно критических проблемах существования рода человеческого в эпоху величайших научно-технических достижений, контрастом которым является углубление разрыва между бедными и богатыми странами, а также отсутствие ясных представлений о неизбежных вредных последствиях такого прогресса, прежде всего хищнической деятельности человека в отношении природы. Все это создало серьезнейшую угрозу человечеству, которая требует незамедлительных совместных действий

______________________________________________________________________



Морозов Григорий Иосифович, заслуженный деятель науки России, доктор юрид. наук, профессор, почетный президент Всемирной Федерации Ассоциаций содействия ООН.

© 2000


всего мирового сообщества, призванных развеять нависшую над миром тень новой Атлантиды.

"Надо отвлечься, – пишет К. Аннан, – от событий сегодняшнего дня и окинуть более широким, более перспективным взглядом состояние дел в мире и сложные задачи в этой связи единственной в своем роде структуры, являющейся универсальной по своему членскому составу и всеобъемлющей по сфере интересов и охватывающей столь многие области человеческой деятельности".

Накануне Саммита в Нью-Йорке проходила конференция религиозных и духовных лидеров, в которой приняли участие больше тысячи представителей ведущих конфессий. Официальная часть форума завершилась принятием Декларации всеобщего мира. Документ фактически является программой взаимодействия между духовными общинами и Объединенными Нациями. Затем состоялись 53-я ежегодная конференция неправительственных организаций под девизом "Глобальная солидарность: путь к миру и международному сотрудничеству", а также конференция парламентариев.

В Ялте собрался Саммит президентов СНГ, первоначальная цель которого планировалась как неформальная, то есть не предполагающая подписания каких-то документов. Тем не менее, в итоге плодотворной дискуссии было принято заявление, в котором говорилось, что только на основе возрастающего влияния процессов глобализации на политическое и экономическое развитие возможно процветание мира и свободное развитие каждого человека. И только коллективные усилия позволят обеспечить достижение целей на основе принципов ООН.

Саммит в Нью-Йорке преследовал целью рассмотреть три проблемы. Первая – реформирование ООН для успешного решения ею задач нового тысячелетия. Дискуссии по этой проблеме были подготовлены заблаговременно более чем на двухстах страницах доклада Кофи Аннана "Обновление ООН: программа ООН". Саммит высказал лишь принципиально положительное решение по поводу необходимости реформ. Особое внимание при этом было уделено проблеме глобализации мирового сообщества, причем как в докладе К. Аннана, так и в ряде выступлений было отмечено, что глобализация при всех ее достоинствах имеет существенные минусы. Рынок пока еще не руководствуется правилами, основанными на "совместных социальных целях", а возможность пользоваться экономическими преимуществами глобализации имеют главным образом только индустриально развитые страны. Однако в ООН входят государства с различным состоянием экономики, с разными, а иногда и взаимоисключающими интересами. И в этом смысле ООН призвана всемерно способствовать выработке компромисса.

Президент России В.В. Путин в своих выступлениях на форуме, а затем на пресс-конференции оценил Саммит как "рубежное событие не только для ООН, но и для истории международных отношений". Вторая половина столетия, его международная обстановка, безусловно, прошли под эгидой ООН. Сам факт существования этой организации был гарантией от произвола, гегемонии и диктата. Главный итог очевиден. То, что полвека назад казалось недостижимым, сегодня стало нормой международных отношений. Уважение друг к другу, к инструментам ООН помогло странам и народам учиться искусству диалога и искать общие решения. Даже глобальное противостояние не смогло помешать совместной работе, в самых кризисных – даже тупиковых – ситуациях.

"Важным результатом Саммита, – подчеркнул президент России, – мы считаем подтверждение авторитета Организации Объединенных Наций. Подтверждена целесообразность сохранения за ООН главенствующей роли в координации деятельности региональных и субрегиональных организаций, в создании дееспособной системы коллективной безопасности и управления глобальными процессами".

В качестве приоритетного вопроса своего выступления В.В. Путин выбрал проблему соблюдения международного права. Новый век Объединенных Наций он определил как столетие реального разоружения. Сославшись на договор по ПРО 1972 года, президент РФ внес два предложения. Первое – провести под эгидой ООН международную конференцию по предотвращению милитаризации космоса в связи с тем, что в 2001 году исполняется 40 лет с момента первого полета туда человека – Юрия Гагарина. Второе – исключить использование в мирной ядерной энергетике обогащенного урана и чистого плутония, что позволило бы более эффективно решать проблемы радиоактивных отходов. Путин предложил разработать с участием МАГАТЭ соответствующий международный проект.

Разумеется, в пятиминутных выступлениях участники форума не имели возможности сколько-нибудь подробно остановиться на всех проблемах Саммита. Тем более что всем ораторам была задана одна и та же тема: роль ООН в уходящем и будущем тысячелетиях.

Зато они активно использовали время для многочисленных полезных контактов и переговоров. Так, за три неполных дня В.В. Путин провел 16 встреч. Важным результатом его переговоров с Клинтоном стало подписание совместного заявления «Инициатива по сотрудничеству в области стратегической стабилизации», в котором указаны конкретные сроки проведения различных мероприятий, а кроме того, что очень важно, речь идет и о сотрудничестве в сфере нестратегических систем ПРО. Учитывая, что США все еще не ратифицировали разграничение стратегических и нестратегических систем ПРО, присутствие в совместном заявлении целого раздела, посвященного сотрудничеству в этой области, можно надеяться, подвигнет Вашингтон на ратификацию. Стороны зафиксировали свое отношение к договору СНВ-3 и договору по ПРО, проведя, как отмечено в заявлении, "интенсивное обсуждение вопроса" о дальнейшем сокращении стратегических наступательных вооружений в рамках будущего договора СНВ-3 и по вопросам ПРО с целью скорейшего начала переговоров.

Помимо Саммита и встреч произошло заседание Совета Безопасности и встреча постоянных членов Совета Безопасности на высшем уровне. Значительное место Совет уделил критическому положению ООН в финансовой сфере, связанному, прежде всего, с содержанием миротворческого контингента ООН. Известно, что, несмотря на сопротивление Конгресса, США вносят в бюджет ООН самую крупную сумму, равную 30% бюджета ООН, – а их задолженность равняется 1 млрд. 700 млн. долл. Второе место по размерам взносов занимает Япония, претендуя на роль постоянного члена Совета Безопасности. Что касается развивающихся стран, то они платят не более 10–20% от той реальной суммы, которую должны были отчислять. Проблема заключается в том, что уровень развития различных стран значительно изменился за последние тридцать лет. Так, по шкале, введенной в 1973 году (во время операции на Синае), США вносят 30% от общей суммы, а Китай – менее 1%. Россия выплачивает сумму, которую выплачивал еще Советский Союз. Саудовская Аравия и Сингапур вносят по 1%.

Китай признал, что существующая система не соответствует нынешней ситуации. Конечно, вполне логичен пересмотр шкалы взносов в соответствии с современным положением дел. К сожалению, ни Саммит, ни Совет Безопасности на уровне глав государств этой меры не предусмотрели.

Что касается реформирования самого Совета Безопасности, то британское правительство выступило за расширение состава постоянных членов Совета Безопасности ООН, за включение в него Германии, Японии, представителей Латинской Америки, Африки и Азии.

В состав постоянных членов Совета Безопасности помимо основных претендентов – Германии, Японии, Индии – хотят войти также Бразилия, Аргентина, Чили, Колумбия, так что в будущем судьба места от латиноамериканских стран, видимо, вызовет наибольшие споры. Африканские государства стремятся быть представлены ЮАР, наиболее развитой страной региона. Основные дискуссии будут вестись по теме права вето при принятии решений.

Совет обсудил и другие вопросы, из которых следует выделить зафиксированное, главным образом благодаря усилиям президента России, в итоговой резолюции, подписанной пятью постоянными членами Совета, положение о том, что только Совет Безопасности правомочен принимать решения о применении силы. Из этого многие сделали вывод, что США косвенно признали ошибочными свои действия в Югославии, а в будущем будут считать такие решения прерогативой Совета.

Здесь уместно отметить, что в итоговой Декларации Саммита тысячелетия указано, что за последнее десятилетие войны как между государствами, так и внутри государств унесли жизни более 5 млн. жителей. Страны – участницы Саммита в этой связи обязались "приложить все усилия, чтобы освободить наши народы от бедствий войн" и "добиться устранения угроз, создаваемых оружием массового уничтожения". Они взяли на себя обязательство "повышать эффективность ООН в деле поддержания мира и безопасности путем предоставления инструментов, необходимых ей для предотвращения конфликтов, мирного разрешения споров, проведения операций по поддержанию мира, постконфликтного миростроительства и реконструкции".



Устав ООН – всемирная хартия международного права

В своих выступлениях участники Саммита тысячелетия – главы государств и правительств – акцентировали особое внимание на значении международного права и Устава ООН как надежной опоры поддержание правопорядка в международных отношениях наступающего века. Устав ООН – не только правовая основа деятельности Организации. Это главный международный договор особого рода, который от имени всего мирового сообщества провозгласил международно-правовые нормы, призванные обеспечить правопорядок и сотрудничество всех стран мира в интересах прогресса человечества. Все положительное в опыте ООН – результат неуклонного следования Уставу. Его игнорирование, нарушение основных принципов, определяющих компетенцию главных органов Организации и порядок их деятельности, неизменно приводили к плачевным результатам.

В меморандуме, внесенном советской делегацией еще на 41-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН указывалось, что принятие Устава ООН открыло новую эпоху в правовом регулировании межгосударственных отношений. Этот исторический документ, принятый в обстановке мощного антивоенного и демократического подъема, являвшегося результатом победы над фашизмом, воплотил в себе основополагающие международно-правовые принципы, необходимые для поддержания мира и безопасности на планете, для дружественных, добрососедских отношений между государствами, для продвижения народов по пути национального освобождения и социального прогресса.

В числе важнейших черт Устава, способных сделать его незыблемой юридической базой отношений между всеми членами мирового сообщества, следует в первую очередь выделить такие его принципы, как суверенное равенство государств, недопустимость использования силы или угрозы силы в международных отношениях, мирное добрососедское и равноправное международное сотрудничество, уважение государственного суверенитета, недопустимость вмешательства в дела, составляющие внутреннюю компетенцию государств, право наций на самоопределение, права и свободы человека. К таким принципам относится также обязанность членов ООН по решению Совета Безопасности принимать меры, в том числе принудительные, для предотвращения угрозы миру и пресечения актов агрессии.

Устав предусматривает необходимость объединения усилий государств в поощрении прогрессивного развития международного права, то есть в процессе укрепления платформы международного правопорядка. Свидетельство плодотворности этого процесса – основанные на Уставе и развивающие его положения важные документы, принятые как в рамках ООН, так и вне его рамок: Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам, Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, Определение агрессии, Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и многие другие документы, в том числе договорные.

ООН была создана в совершенно иной обстановке нежели уже подзабытая Лига Наций, и это определило сущность ее Устава. Во-первых, он отразил общественную атмосферу периода победы над фашизмом, что обусловило включение в него фундаментальных демократических принципов международного права. Эти незыблемые принципы Хартии, как зачастую называют Устав, сохранили силу до наших дней и, вопреки всякого рода трудностям в международных делах, и многочисленным фактам их нарушения, определяют дальнейшее прогрессивное развитие международного права в постоянно изменяющемся мире. Во-вторых, Устав во многом учел недостатки Лиги Наций, которые привели к ее краху.

Важнейшими положениями Устава являются: особая ответственность великих держав в главном органе ООН, обладающих в качестве постоянных членов Совета Безопасности правом вето при решении коренных вопросов поддержания мира и безопасности, запрет членам Организации применять силу или угрозу силы в международных отношениях, суверенное равенство всех членов ООН, их обязанность разрешать споры мирными средствами, принцип невмешательства во внутренние дела других государств и др.

Нарушение этих положений, попытки различным образом ликвидировать правило единогласия великих держав в Совете Безопасности – а такие попытки предпринимаются все время существования ООН – по сути дела означают не только попрание памяти миллионов людей, павших во имя прочного мира. Они посягают на одно из главных условий сохранения мира и безопасности народов, что в конечном итоге означает стремление ликвидировать ООН.

Итоги деятельности ООН в значительной мере результат развития международных отношений за более чем полвека ее существования. Ведь ООН, как и любая межгосударственная организация, отражает состояние мировой политики, взаимоотношения внешнеполитических и национальных интересов ее членов. Прежде всего, следует отметить, что, несмотря на все негативные явления международной жизни за минувшие года, нагромождение льдов "холодной войны", нередко сковывавших деятельность ООН, она не только сохранилась, но, став универсальной по своему составу, является сегодня органической частью системы международных отношений, что открывает перспективу для превращения ее в будущем в центральный механизм мирового сообщества.

Как уже говорилось, ООН отражает основные факторы, воздействующие на ситуацию в мире. Ее успехи и многие неудачи – результат политики государств-членов. Главным положительным итогом является определенный и весомый вклад ООН в то, что мир избежал ядерного апокалипсиса третьей мировой войны.

Она сделала некоторые, хотя и недостаточные, шаги по ограничению ряда негативных аспектов, связанных с ядерным оружием. Нельзя не отметить и положительных моментов в области прогрессивного развития и кодификации международного права. ООН и ее специализированные учреждения, именуемые в западной литературе "семья ООН",1 предприняли определенные усилия в гуманитарной области, в деле привлечения внимания государств и народов к охране окружающей среды, борьбе с опасными инфекциями, а также в определенной мере к экономическим и социальным вопросам.

ООН неизменно тяготили финансовые проблемы, образовавшиеся как в результате нерегулярности уплаты членских взносов в бюджет, так и в связи с нерациональностью расходов средств Секретариатом (его численность превышает 50 тыс. человек!).

Можно привести в этой связи мнение американской газеты "Лос-Анджелес таймс" в отношении операции ООН по поддержанию мира в Сомали. Эта операция, писала газета, "представляет собой классический пример того, как связанные с ООН подрядчики извлекают доходы из гуманитарных миссий. Она практически показала, как международная миротворческая операция постепенно трансформировалась в прибыльное дело".

ООН: основные принципы международного права

События ушедшего века могут служить иллюстрацией к пониманию основных принципов и форм международного права, какими они были вплоть до Второй мировой войны. Региональные конфликты, союзы, конференции, пакты, хитросплетения дипломатии, облекавшиеся в международно-правовые, зачастую декоративные, формы, составляли содержание отношений государств, международно-правовых норм и принципов. Достаточно отметить, что война, репрессалии и чисто субъективное толкование международно-правовых аспектов межгосударственных отношений в тот период считались вполне правомерными.

Робкие попытки ввести в международно-правовой оборот подходы к проблемам разоружения, самоопределения наций (именовавшихся "нецивилизованными" народами) и т.п. чем охотно, но безрезультатно занималась Лига Наций, не оказали серьезного влияния на международное право.

Событием, открывшим путь развитию современного международного права, явились итоги Второй мировой войны, знаменовавшие ценой огромных людских и материальных потерь новый этап в жизни мирового сообщества. Именно кардинальные изменения в мире, порожденные результатами войны и послевоенным развитием, явились рубежом, за которым началось становление современного международного права.

Анализируя роль Устава в деятельности ООН за прошедшие годы, можно с полным основанием констатировать, что это единственный в истории правовой международный акт, который обязывает все государства мира. Ему следуют все изданные после учреждения ООН международные организации – межправительственные и неправительственные. На его принципы ссылаются все важнейшие международно-правовые документы, хотя его толкование нередко бывает различным. В Уставе заложены основы развития системы коллективной безопасности, провозглашены демократические идеалы цивилизованного мира. Принципы, сформулированные более шестидесяти лет тому назад, и поныне не утратили своей значимости и актуальности. Они содержат все возможности, необходимые для дальнейшего прогрессивного развития международного права, основ и норм международного поведения. Именно на этих принципах происходит развитие новых отраслей в ходе научно-технического прогресса. Великие научные открытия XX века, такие как: теория относительности и квантовой механики, расщепление атомного ядра, освоение космоса, синтез искусственного белка и др., нашли свое отражение и в эволюции международного права, в котором выделились такие новые направления, как договорное, морское, воздушное, гуманитарное, экологическое, космическое, уголовное (прежде всего, антиагрессивное, антитеррористическое), атомное, экологическое право, право разоружения, право международных организаций и др. В этом причина особого внимание В.В. Путина к праву, которое явилось лейтмотивом его выступления на Саммите.

Главной мишенью сторонников ревизии Устава ООН является право вето постоянных членов Совета Безопасности. Поскольку наибольшие атаки на него начались в Соединенных Штатах уже вскоре после принятия Устава, а затем обрели более широкие масштабы, следует еще раз напомнить, что автором "ялтинской формулы", выдвинутой в период подготовки Устава, явился американский президент Ф.Д. Рузвельт. "Не надо забывать, − писал государственный секретарь США Э. Стеттиниус, − что включение вопроса о праве вето для великих держав в Устав ООН было необходимо для того, чтобы добиться утверждения этого Устава народом США и Сенатом".1

Основополагающим документом огромного исторического значения стала принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1960 году Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам. Она внесла большой вклад в торжество национально-освободительных движений, в ликвидацию колониализма и открыла путь к образованию большого числа молодых развивающихся государств.

Разумеется, подобные оценки применимы лишь к небольшому числу наиболее важных актов Генеральной Ассамблеи. Что же касается подавляющего большинства ее резолюций, то очевиден их чисто рекомендательный характер.

Анализируя Устав ООН, необходимо учитывать и тот факт, что политическая картина мира после создания ООН кардинально изменилась. Если в момент учреждения из 51 ее государства−основателя только 4 были государствами Африки и 8 − Азии, то затем в ООН вступили практически все африканские и азиатские государства. Произошли коренные перемены также и в расстановке сил: на мировую арену вышли государства, растущая экономическая и технологическая мощь которых представляет ныне особое значение для решения важнейших проблем и судеб сохранения мира. Вследствие крушения системы колониализма появилось большое число развивающихся государств, возникли региональные организации, некоторые из которых оказывают все более ощутимое влияние на мировые дела.2 После распада СССР закончилось существование мировой системы социализма. Все это имело определяющее воздействие как на ситуацию внутри ООН, так и на ее роль в современном мире.

Нельзя также не учитывать и того важного факта, что Устав был разработан и принят в доядерный век. С созданием же оружия массового уничтожения претерпело кардинальные изменения само содержание понятия международного мира и безопасности. Оно императивно стало определяться угрозой уничтожения всего живого на Земле в случае ракетно-ядерной войны − угрозой, обусловившей приоритет общечеловеческих интересов выживания мирового сообщества. Сложилась новая концепция безопасности, охватившая не только военные, но и политические, экономические, экологические, а также некоторые другие важные аспекты международных отношений.

Все это приводит к выводу о необходимости отказаться от априорного отрицания целесообразности рассмотрения вопроса о внесении поправок или принятии дополнений к Уставу ООН (разумеется, при условии сохранения некоторых основных принципов международного права).

Подобную точку зрения уже давно высказывают многие крупнейшие зарубежные специалисты, в том числе посвятившие долгие годы как научным исследованиям ООН, так и практической деятельности в ней. Один из наиболее известных экспертов, М. Бертран, считает, что годы, прошедшие после создания ООН, "делают сегодня не только желательной, но и полностью осуществимой возможность серьезно подумать о реформе ООН и ее системы…". "Из этого тезиса, − отмечал он, − не следует, что Организация потерпела крах. Напротив, идея реформы не только совместима с признанием исторической роли, которую сыграла ООН, но и исходит из соображений о ее важности и полезности в настоящее время. Это позволяет использовать возможность создания системы, которая будет еще полезна в современном политическом контексте. Этот тезис также не означает, что можно недооценивать весьма серьезные трудности, которые стоят на этом пути".1

Хотя создатели Устава ООН и предусмотрели в этом документе проведение Генеральной Конференции членов Организации специально для того, чтобы сделать обзор предлагавшихся поправок в ходе или перед 10-й сессией Генеральной Ассамблеи (п.3, ст. 109), такой конференции проведено не было. Изменения в Уставе свелись, как известно, к расширению Совета Безопасности путем добавления четырех непостоянных мест и увеличения числа членов ЭКОСОС. Против пересмотра, прежде всего, отмены принципа вето в Совете Безопасности, исключая приведенные поправки, решительно возражали СССР и ряд других стран. Вместе с тем предложения по вопросам пересмотра Устава ООН возникали вновь и вновь. Их число все более увеличивалось.

Позиции ведущих западных держав со временем претерпели трансформацию, и ныне они едины во мнении, что в любом случае следует сохранить принцип единогласия членов Совета Безопасности. Зато ряд развивающихся стран, наряду с общим требованием пересмотра Устава, особо подчеркивает необходимость отмены или пересмотра права вето. Другие члены ООН не соглашаются на это.

Чтобы ООН соответствовала требованиям современной жизни и смогла сохраниться в будущем, необходимо отразить в ее Уставе новые реалии, не посягая при этом, однако, на принцип единогласия постоянных членов Совета Безопасности. Таким образом, речь идет не о ревизии Устава, а о его адаптации к нынешним условиям и требованиям мирового сообщества. В первую очередь для этого целесообразно расширить состав постоянных членов Совета Безопасности за счет государств, по основным параметрам равных ныне великим державам и способных в силу занимаемого ими положения в современной обстановке нести особую ответственность за судьбы мира.

Наиболее вероятно в этой связи, на наш взгляд, включение в состав Совета в этом качестве Германии и Японии, (соответствующие пожелания неоднократно высказывались от имени многих государств–членов ООН., их поддерживает и Россия) Индии, Бразилии, Нигерии, некоторых других представителей Африки и Латинской Америки. Включение же в число постоянных членов Совета Безопасности ведущих развивающихся стран соответствовало бы как политической необходимости (в Совете эта группа государств представлена лишь непостоянными членами), так и принципу справедливого географического распределения. При этом выглядит логичным наделение их теми полномочиями и обязательствами, которые несут давно действующие постоянные члены Совета Безопасности ООН. Тогда в расширенном составе этот орган будет играть ту же самую роль.

В пользу актуальности и целесообразности такого решения в принципе высказались многие ораторы Саммита, хотя по составу новых постоянных членов и наделению их правом вето мнения были различны.

Следующее предложение о внесении необходимой поправки к Уставу ООН связано с главой XII, именуемой "Совет по Опеке", которая в результате мирового развития за истекшие полвека практически утратила свое значение: на планете больше нет подопечных территорий. Таким образом, вполне оправдана поправка, заменяющая этот орган другим, учреждение которого отразило бы потребность времени. Им может стать – в развитие решений конференций ООН по окружающей среде и развитию в Стокгольме и Рио-де-Жанейро – Совет по экологии или по развитию и экологии.

Третья из предлагаемых поправок имеет отношение к ст. 107 Устава ООН, содержащей полностью устаревшее для нашего времени положение о "вражеских государствах". Напомним, что статья гласит: "…настоящий Устав ни в коей мере не лишает юридической силы действия, предпринятые или санкционированные в результате Второй мировой войны несущими ответственность за такие действия правительствами, в отношении любого государства, которое в течение второй мировой войны было врагом любого из государств, подписавших настоящий Устав, а также не препятствует таким действиям".1

На Конференции в Сан-Франциско, учредившей ООН, было установлено, что ст.107 является "мероприятием по безопасности в переходный период" и "по заключении мирного договора вражеским государствам будет предоставлено членство в Организации и пожалованы все вытекающие из этого права и привилегии". Можно, следовательно, сделать вывод, что данная статья с самого начала носила временный характер.

За годы, прошедшие после принятия Устава ООН, полностью изменился характер государств, которые имелись в виду ст.107. Все эти страны стали подлинно демократическими, некоторые из них в экономическом отношении сравнялись с наиболее мощными державами, и закономерно обсуждается вопрос о предоставлении им мест постоянных членов в Совете Безопасности.

Помимо ст.107 в Уставе имеется еще одна статья (гл. XXI ст.77, параграф 1В), в которой упоминается термин "вражеские государства". Речь здесь шла об одной из тех категорий территорий, на которые могла быть распространена международная система опеки. Под нее в то время подпадали колонии и протектораты Италии в Африке, давно ставшие независимыми, а также Микронезия, захваченная в ходе Второй мировой войны Японией и реформированная США с предоставлением ей "независимости".

Решение вопроса относительно термина “Вражеское государство" давно назрело и в то же время никоим образом не имеет отношения к ревизии Устава ООН. Сохранение этого анахронизма вызывает, по меньшей мере, удивление.
Миротворчество
Главной целью ООН ее Устав провозгласил поддержание мира, предотвращение войн и урегулирование конфликтов. Первостепенное внимание на Саммите было уделено роли ООН в событиях последнего десятилетия.

Свое миротворчество ООН может осуществлять путем мирного разрешения споров, а также действиями в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии. Главы VI и VII Устава, в которых указаны эти действия, не предусмотрели их конкретизации, выработанной практикой. И это не удивительно, ибо создатели Устава не имели прецедентов – конкретные формы были созданы позже. Это: превентивная дипломатия (в том числе направление миссий, наблюдателей, обозревателей), операции ООН по поддержанию мира или силовому принуждению к миру, содействие в послеконфликтном восстановлении. В настоящее время эти формы миротворчества прочно вошли в практику. Адаптация Устава ООН к современным реалиям даст возможность не только их "узаконить" в Уставе, но и регламентировать их взаимосвязь.

В качестве еще одного предварительного замечания целесообразно указать, что в соответствии с инициативой канадца Блю Пирсона в состав сил ООН для проведения миротворческих операций не входят контингенты из стран – постоянных членов Совета Безопасности. Практика показала негативный характер этого ограничения: присутствие наиболее мощных держав в практическом миротворчестве, по нашему мнению, только повысит их оперативность и эффективность.

Россия является активным участником миротворческих усилий ООН. Она так или иначе участвует в 10 из 15 проводимых сейчас под эгидой ООН операциях по поддержанию мира, оказывает материально-техническое содействие многим из них1. Россия поддерживает совершенствование миротворческих возможностей Организации как важной предпосылки сохранения ее лидирующей роли в этой области. Во многом благодаря России удалось подключить ООН к оказанию практической помощи в урегулировании конфликтов на пространстве СНГ, в частности в Грузии и Таджикистане, обеспечить международную поддержку своим миротворческим усилиям.

Саммиту был представлен доклад комиссии, председателем которой был Лахдар Брахими, изучавшей проблемы, связанные с осуществлением ООН операций по поддержанию мира. В направленном странам-членам ООН письме К. Аннан пришел к выводу, что Саммит должен обратить "самое пристальное внимание на этот доклад".

И это закономерно, ибо за последние десять лет целый ряд осуществленных ООН операций оказался неудачным. В основном, по мнению Комиссии, это связано с тем, что в период после окончания “холодной войны” изменился сам характер конфликтов.

По нашему мнению, эта причина отнюдь не единственная. Ситуация показала несостоятельность ООН в урегулировании межгосударственных конфликтов и последовательный рост активности НАТО, сначала постепенно вытеснявшей из этой области ООН, а затем в период крупнейшего после Второй мировой войны регионального конфликта в Европе, происшедшего в Югославии, развязавшей против нее агрессивную войну в нарушение фундаментальных принципов международного права и Устава ООН. При этом США, другие поддержанные Европейским Союзом страны (включая Австрию, Швецию и Финляндию) ссылались как на задачи пресечения гуманитарной катастрофы в Косово, так и на цели создания Единой Европы, в которой будут незыблемы права человека, а государственные границы станут в определенной мере условны.

Что касается ООН, то складывавшаяся конфликтная ситуация безрезультатно обсуждалась Советом Безопасности, оказавшимся в более чем двусмысленном положении после неудач операций ООН по поддержанию и принуждению к миру в Сомали, Ираке, Руанде, Сьерра-Леоне и особенно в итоге длившейся четыре с половиной года операции в Югославии. На стадии агрессии ВВС НАТО против этой страны позиция генсека Бутроса Гали способствовала тому, что ООН оказалась практически вне решения проблемы и ее роль была сведена к участию (не руководящему) в вопросах, связанных с беженцами, правами человека, перемещенными лицами и гуманитарной помощью. Что же касается кровопролития во время операции в Персидском заливе, то ООН оказалась вне игры. Все решали американские генералы. Это обозначило глубокий кризис ООН в сфере ее главного предназначения, закат в области миротворчества.

События в Косово и вооруженная агрессия против Югославии в целом, убедительно продемонстрировали стремление США, опираясь на блок НАТО, стать мировым жандармом, хозяином однополярного мира.

Уместно обратить внимание на парадоксальный факт: даже в годы “холодной войны”, когда деятельность ООН была в значительной мере скована противоречиями двухполюсного мира, она предприняла некоторые полезные миротворческие операции и провела определенную работу в ряде других областей1. И в той напряженной международной обстановке ООН оставалась интегральной частью международных отношений. Несмотря на все сложности, периодические резкие обострения в отношениях членов ООН, и тогда не возникал вопрос о целесообразности дальнейшего существования ООН в мировом сообществе.

Тем более драматично, что в постконфронтационный период, когда появилась надежда на превращение ООН в действенный механизм миролюбивых усилий государств, она оказалась в глубоком кризисе, прежде всего, в сфере ее главного предназначения – миротворчества, и даже возник вопрос о перспективах ее дальнейшего существования. Более того, появилась опасность возрождения новой “холодной войны”.

Основная причина этого заключается в том, что на Западе, в первую очередь в США, ошибочно расценили распад СССР как утрату Россией статуса великой державы и как возникновение возможностей осуществления давней мечты многих заокеанских политологов об установлении на земле Pax Americana (американского мира – лат.). Одной из целей, которые поставили перед собой «архитекторы» этой идеи, является придание НАТО главенствующего положения в деле создания угодного Вашингтону миропорядка любыми путями, вплоть до применения вооруженной силы блока. Именно как попытку такого рода можно было оценить ситуацию накануне XXI века.

Стратеги Pax Americana отводят ООН либо второстепенное место, либо считают ее вообще ненужной, действуют, грубо нарушая фундаментальные принципы международного права и Устав ООН, и в то же время, разглагольствуют с трибуны ООН о приверженности ее идеалам.

Реализация решений Совета Безопасности об операциях по поддержанию мира осуществляется посредством двух способов формирования сил ООН. Один − когда Совет одобряет операцию и, определяя все надлежащие для нее действия, принимает мандат о сроках и формах ее осуществления. Значение мандата весьма велико. Его нечеткость открыла путь к бомбардировкам ВВС НАТО по своему усмотрению городов и объектов Югославии, а также Багдада. "Координирующая" роль Б.Б.-Гали в первом случае была явной проформой, причем не всегда соблюдаемой. Цели операции не были достигнуты. В итоге "голубые береты" потерпели неудачу и были заменены силами НАТО.

Операция ООН против Ирака проводилась, как и некоторые другие, на коалиционной основе, причем руководство сколоченной ими коалицией выполняли США, опираясь на членов НАТО. Вооруженная стадия операции осуществлялась, по существу, без ООН. США, произвольно толкуя также нечеткий характер мандата Совета Безопасности, вот уже ряд лет, после устранения поводов для этой операции, продолжают бомбежки Ирака и отказываются прекратить санкции, от которых серьезно страдает мирное население. Исходя из этого опыта, коалиционный путь проведения операций ООН следует с полным основанием считать неприемлемым, все главные вопросы должны решаться только на основе мандата Совета Безопасности ООН.

Вопиющим нарушением Устава ООН и основополагающих принципов международного права явились многочисленные бомбардировки ВВС НАТО Югославии, начатые в связи с событиями в Косово, в обход ООН, без необходимого решения Совета Безопасности.

Эти действия, однако, не получили должной оценки со стороны ООН, престижу которой был нанесен серьезнейший ущерб. Понятно, что никакие «программы помощи Косово» никак не влияют на оценку натовского произвола. Право, в том числе международное, не содержит норм, позволяющих благодеяниям, совершенным после преступления, считаться некоей компенсацией. Такое возможно лишь в период отбытия наказания, вынесенного судом при исполнении срока приговора осужденным. Тот факт, что ни Саммит тысячелетия, ни заседания Совета Безопасности не дали должной оценки удару НАТО по правопорядку в мире, на наш взгляд, является серьезной неудачей указанных мероприятий. В истории ООН и международных отношений в целом акт противоправного произвола НАТО, роль в нем США и их союзников останется примером первой вооруженной агрессии в Европе после Второй мировой войны.
* * *
Подводя итоги Саммита тысячелетия и заседания Совета Безопасности на высшем уровне, следует, прежде всего, указать на оценку ООН, содержащуюся в "Декларации тысячелетия", принятую 8 сентября 2000 г.1 В ней изложена развернутая аргументация и, что особенно важно, отношение к ООН 185 стран-членов, то есть подавляющего большинства государств мира. Подобной возможности члены ООН не имели с 1945 года, со времени принятия Устава ООН в Сан-Франциско 51 государством.

Можно констатировать, что, несмотря на пережитое, да и сейчас переживаемое крайне трудное положение ООН, ее поддержка и вера в ее принципы Саммитом тысячелетия были подтверждены. Декларация Саммита укрепила "веру в Организацию… и ее Устав как нерушимые основы более мирного, процветающего и справедливого мира…". "Мы, – подчеркнули участники Саммита, – вновь заявляем о нашей приверженности целям и принципам ООН, которые доказали свою неподвластность времени и универсальный характер".

Итоговый документ утверждает центральное место Генеральной Ассамблеи как главного совещательного, директивного и представительного органа, ограничившись в отношении Совета Безопасности обещанием "активизировать… усилия по проведению всеобъемлющей реформы Совета Безопасности во всех ее аспектах". Таким образом Саммит даже не упомянул о давно назревшем вопросе увеличения числа членов Совета и необходимости неукоснительного соблюдения правила единогласия его постоянных членов.

Декларация, по существу, проигнорировала и важнейшую проблему – финансирование ООН, и ни словом не обмолвилась о механизме руководства и контроля за их осуществлением ею же провозглашенных задач.

Упомянем лишь некоторые рекомендации, декларированные в этом итоговом акте. Ведь среди них миротворчество, гуманитарная деятельность, обеспечение (каким образом?) сокращения "вдвое к 2015 г. населения Земли, имеющего доход менее одного доллара в день", прекращение к 2015 г. "распространения СПИДа, малярии и других болезней", обеспечение к 2020 году существенного улучшения жизни как минимум 100 млн. обитателей трущоб и целый ряд других положений. Только контроль за осуществлением этих и множества подобных рекомендаций требует увеличения механизма ООН и делает эфемерным обещание К. Аннана, высказанное в докладе "Обновление ООН", сократить персонал Организации. Нельзя забывать и о нынешнем финансовом положении ООН. Ведь в докладе Генсека ООН "Мы народы: роль Объединенных Наций в XXI веке" сказано: "Бюджет нашей основной деятельности – покрывающий работу Секретариата в Нью-Йорке, Женеве, Найроби, Вене и пяти региональных комиссий – составляет лишь 1,25 млрд. долл. в год. Это приблизительно 4% от ежегодного бюджета города Нью-Йорка". Аналогичным образом обстоит дело в регулярном бюджете и еще серьезнее в бюджете миротворческой деятельности.

В свете таких не декларативных, а подлинных фактов пожелания и рекомендации Саммита требуют весьма существенных и взвешенных указаний на конкретные ресурсы и механизмы самих благих пожеланий.

С сожалением, приходится констатировать, что реальная рекомендация президента России, результатом реализации которой было бы не только сокращение средств, но, главное, движение в направлении нераспространения ядерного оружия, не нашла отражения в "Декларации тысячелетия ООН". Все это не может не повлиять на оценку заседаний и решений, состоявшихся в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке в начале сентября 2000 года.

И тем не менее значение состоявшегося форума исключительно велико. Организация Объединенных Наций как бы обрела второе дыхание, новые импульсы в работе на рубеже XXI века, когда ей, несомненно, предстоит выполнять важную и ответственную миссию по поддержанию мира, стабильности и миропорядка в международных отношениях.



____________________________________________

1 См.: Мы народы: роль Организации Объединенных Наций в XXI веке, ООН. Док. А/54/2000.

1 Более 40 органов и организаций, в их числе 19 международных межправительственных организаций, 20 автономных межправительственных программ, форумов, бюро, исследовательских институтов. Все они ежегодно представляют доклады Генеральной Ассамблее и Экономическому и Социальному Совету (ЭКОСОС). Бюджет ООН и большинства спецучреждений по последним данным на 1994 г. − около 3 млрд. долл. в год. (См.: “Basic Facts About the U.N.”. N.-У.Р.22.).


1 US Department of State Charter of the United Nations. Report to the President on the Results of the San- Francisco Conference/ Publication 2349 (June 1945), P. 68.

2 Такие, как организации африканских, арабских, американских государств и др. Им посвящена гл. VIII Устава ООН. НАТО является не региональной, а военно-политической организацией, и ее представители занимают соответствующее место в Генеральной Ассамблее.

1 International Institutions at Work, L., 1990, p.193.

1 Речь шла о Германии, Японии, Италии, Финляндии, Румынии, Болгарии и Венгрии.

1 Всего за время существования ООН проведено 47 различных операций по поддержанию мира. В них участвовало более 1 млн. чел. военного, полицейского и гражданского персонала из 68 стран. Почти 1000 чел. погибли в ходе операций. Расходы на операции составили 2,8 млрд. долл. Все государства обязаны оплачивать свою долю на миротворческую деятельность.

1 См. Мы, народы Объединенных Наций…. М., 1995.

1 Полный текст документа см.: “Компас” ИТАР–ТАСС, 14.09.2000, № 38. С. 3–16.