Русская печка в русских народных сказках - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Русская печка в русских народных сказках - страница №1/1

Отдел образования администрации Парабельского района Томской области

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом детского творчества



Открытое занятие на тему «Русская печка в русских народных сказках»

Д/о «Волшебный сундучок»

Сухушина Юлия Владимировна

педагог дополнительного образования

Парабель 2012

Тема: Русская печка в русских народных сказках
Цель: Приобщение детей к русской народной культуре. Развивать творческие способности обучающихся. Способствовать развитию навыков самостоятельной работы. Развивать умение строить композицию и воплощать её с помощью тестопластики. Воспитывать трудолюбие и аккуратность.

Оборудование: солёное тесто, фольга, ножницы, стеки, кисти.

Инсценировка сказки «Гуси-лебеди»
Ход занятия

  1. Новый материал.

Сообщение темы

Загадка:


Поленья и хворост берёт,

Взамен их тепло отдаёт.

Греет, сушит, лечит, варит

И печёт, и парит-жарит. (печка)



  1. Беседа.

Знаете загадку: «Стоит терем, в тереме ящик, в ящике мучка, в мучке жучка»? Её отгадка: стоит изба, в избе печка, в печке зола, а в золе – жар. Войдя в избу, на печь сразу обратишь внимание: она занимает почти пол-избы.

С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских сказок: она прячет Машу и её братца от злых гусей-лебедей, везёт Емелю к царю и т.д. Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Такой русская печь дожила и до наших дней. Человек, который умел класть печь, - печник – пользовался почётом и уважением. Слава о хорошем печнике шла по всей округе Важно было не просто сложить печь: она должна была как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше.

Что даёт человеку печь?


  • Тепло – печка отапливает жилище человека.

  • Огонь – в стародавние времена на Руси было обычаем поддерживать в домашнем очаге неугасимое пламя. Это, по древнему верованию, оберегало дом от всякой беды и даже обеспечивало семье мирную счастливую жизнь. В огне видели силу, отгонявшую от жилища всякую нечисть.

  • Место приготовления пищи – в печи пекли хлеб, варили щи и кашу.

  • Спальня – русская печь устроена таким образом, что на ней было место для постели, где спали старики и дети.

  • Лечебница – в русском доме печь считалась целительницей: перед её раскалённым устьем ставили страдающих нервными болезнями; о край печи заставляли тереться шеей больных горлом; в печи готовили целебный отвар из трав; при простуде укладывались на печку, чтобы пропотеть, «выжарить» недуг.

  • Мыльня – специальное устройство в печи – горнило – позволяло мыть детей.

  • Место досуга – вечером вся семья собиралась у тёплой печи, у огня. Рассказывали сказки, пели песни, выполняли мелкую работу (пряли, шили, штопали, плели лапти).


Традиции и обряды, связанные с русской печкой.

  • Вокруг очага собирались в былую пору сородичи для обсуждения важных семейных проблем, общения, празднования.

  • Выселяясь из отцовского дома, молодая семья брала к своему новому очагу горящие уголья со старого. (Только это могло сохранить родственные связи.)

  • Если огонь в чьём-нибудь очаге погасал, это сулило всякие беды, было предвестником вымирания семьи.

  • Плюнуть на очаг почиталось за великий грех.

  • Перед пылающим очагом произносились заговоры.

  • По колебанию пламени предсказывали судьбу и угадывали будущий урожай.

  • К печи прикладывали только что появившихся на свет телят.

  1. Физкультминутка.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы кружимся потом.

Мы топаем ногами:

Топ – топ – топ.

Мы руки опускаем:

Хлоп – хлоп – хлоп.

Мы руки разведём

И побежим кругом.



  1. Практическая работа.

Изготовление из солёного теста панно к русским народным сказкам.

  1. Повторение правил техники безопасности при работе кистью, стеками, ножницами.

  2. Подведение итогов.

  • Что нового узнали о печке.

  • Делается сравнительный анализ выполненных работ, рассматриваются наиболее аккуратные и сделанные со вкусом.


Литература

  1. Конспекты уроков по народной культуре. 2 кл.: пособие для учителя/ (О.В. Фликова и др.). – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 104с. – (Конспекты уроков).

  2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: Детство-Пресс, 2010. – 304с.: ил.