Роль киноискусства в развитии - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «История» для... 4 1095.3kb.
С. И. Татаринов роль немцев в развитии и модернизации хозяйства донбасса... 1 206.52kb.
Роль тканевых, клеточных и молекулярных механизмов в развитии различных... 3 590.43kb.
Битлз и их роль в развитии молодежной музыкальной культуры 1 194.74kb.
8. Бреттон-Вудская и Ямайская валютные системы – роль в развитии... 2 484.27kb.
Организационный комитет международной научной конференции "Роль высших... 1 12.24kb.
304. 3 Социальное партнерство и его роль в развитии социального туризма... 1 72.44kb.
Роль одонтогенных инфекции в развитии психических расстройств 1 55.21kb.
Людмила Крищенко Взаперти 2 359.76kb.
Начало княжения Дмитрия 1 187.06kb.
Лекция. Музыка России конца XIX- начала ХХ века 1 174.23kb.
Конспект итогового интегрированного занятия по природному миру для... 2 582.66kb.
- 4 1234.94kb.
Роль киноискусства в развитии - страница №1/1


Морозова Т.В. Роль киноискусства в развитии школьников // Роль искусства в развитии способностей школьников / Под ред. Е.К.Чухман. М.: Педагогика, 1985. С. 86-101.

Т.В.Морозова



РОЛЬ КИНОИСКУССТВА В РАЗВИТИИ

школьников

Киноискусство — одно из важнейших средств массовой информации, идеологического воздействия, нравственного и эстетического воспитания. Важное место кинематографа в процессе всестороннего воспитания молодежи связывает­ся с социально-психологическими возможностями его воз­действия на личность. Одной из причин, лежащих в основе воздействия киноискусства на аудиторию, является высокая степень идентификации зрителя с экранным ми­ром [57]. Как известно, этому отводится весьма значитель­ное место в процессе художественного восприятия. Иден­тификация рассматривается как психологическое отожде­ствление читателя, зрителя с героями произведения, как своеобразный «перенос» своего «я» — переживаний, оценок, мотивов, желаний, представлений и т. д. на героев художественного произведения [17; 36].

Существующие виды и жанры искусства характеризу­ются различными способами реализации указанного про­цесса. Наиболее приспособленными к организации прямо­го переноса оказываются выразительные средства кине­матографа. Здесь можно отметить и конкретность восприя­тия жизни на и экране, и способ изложения кинофильма, при котором, благодаря единству наблюдений пози­ции кинокамеры и зрителя, режиссер, меняя ракурс и «точку зрения» камеры, может заставить зрителя смотреть на все происходящее глазами героя фильма. Механизм идентификации при восприятии фильма функционирует в достаточно полной форме. Зритель попадает как бы внутрь изображаемой жизни, становится действующим лицом, сопереживает происходящему на экране. В резуль­тате процесс восприятия фильма и по существу и по форме становится аналогичным процессу накопления собственного опыта [36]. И следовательно, киноискусство обладает большими возможностями. Оно воспитывает у молодого человека определенные взгляды на жизнь и об­щество, принципы, симпатии и антипатии, т. е. способст­вует формированию внутренних образцов, регуляторов по­ведения, которые в будущем сравнительно устойчивым об­разом будут влиять на его идейно-нравственное поведение [31].

Современная школьная практика подтверждает, что возможности киноискусства в воспитании подрастающего

поколения явно недооцениваются. Более того, несмотря на то что в последнее десятилетие значительно расшири­лись и углубились возможности кино в формировании внутреннего мира человека, в общественном сознании до сих пор живут представления о художественной неполноценности экрана, его духовной второсортности, ма­лой престижности.

Воспитатели нередко опасаются влияния экрана на школьников, считают кинематограф фактором, отвлекаю­щим ребят от выполнения домашних заданий, от чтения книг и других способов проведения досуга. Престижность же киноискусства у современных школьников чрезвычайно велика. При этом сравнение результатов исследования художественных интересов школьников, проводимого сот­рудниками лаборатории в 1976—1980 гг., с результатами аналогичных исследований предыдущих лет обнаруживает тенденцию к постоянному росту интереса школьников к киноискусству.

Так, если результаты исследования 1967 г. свидетельст­вовали о том, что наиболее популярным видом искусства у школьников всех возрастов была литература, то резуль­таты исследования 1972г. показали, что наиболее популяр­ным видом искусства стало кино.

По результатам исследования 1977 г. более половины девятиклассников (56% мальчиков и 52% девочек) в числе наиболее интересующих их видов искусства называют ки­но. Литература, театр, изобразительное искусство зани­мают гораздо меньшее место в художественных интересах школьников.

Конечно, столь выраженный интерес школьников к ки­ноискусству нельзя трактовать однозначно. Вероятно, для какой-то части ребят просмотр фильмов — наиболее зани­мательный, увлекательный вид развлечения; для других школьников кино — это вид искусства, имеющий большое значение в их жизни и в жизни общества и т. д. Так или иначе киноискусство занимает важное место в жизни школьников всех возрастов, в том числе и старше­классников.

Интенсивность посещения (число посещений кинотеат­ра на 1 человека) у мальчиков —3,3, у девочек —2,8 раза в месяц. Большинство обследованных нами девятиклас­сников Москвы (90%) регулярно посещают кинотеатры (не реже 1 раза в месяц). Из них 51% мальчиков по­сещают кинотеатры 1—3 раза в месяц и 39% не реже 1 раза в неделю. Среди девочек 62% девятиклассниц смотрят фильмы 1—3 раза в ме­сяц и 28% не реже I раза в неделю. И только 10% стар-

87


86

шеклассников являются случайными посетителями кино­театра (реже 1 раза в месяц).

Чаще школьники смотрят кинофильмы по телевидению. Достаточно сказать, что 70% старшеклассников называ­ют среди любимых передач демонстрацию кинофиль­мов, а телевизор школьники смотрят практически все. (Так, по нашим данным, только 3% старшеклассников смотрят телевизионные передачи очень редко; 10%— не­сколько раз в месяц; основная же масса школьников (87%) смотрят телевизор несколько раз в неделю.)

Итак, включение кино в число наиболее любимых видов искусства у старшеклассников, по-видимому, неслучайно и соответствует наличию у них весьма устойчивой потребно­сти в киноискусстве.

В числе наиболее понравившихся московские девяти­классники назвали 630 фильмов (1241 человек). Подав­ляющее большинство составили фильмы, вышедшие на эк­раны в 1975—1977 гг., т. е. в течение 2—3 лет, ближай­ших к периоду исследования. Из всех фильмов, выпущен­ных на экраны в 1976 г., в списках любимых старшеклас­сниками произведений оказалось 26% названий; прибли­зительно такая же часть фильмов (24%) отобрана школь­никами из репертуара 1975 г. Из продукции, вышедшей на экраны в 1972 г., школьники выделили в качестве понравившихся 17% фильмов, из репертуара 1971 г. — 14, 1969—9, 1966—7% и т. д. Таким образом, популярность фильмов связана со временем их появления на экране. И это естественно, так как ранее выпущенные фильмы демонстрируются на экранах кинотеатров не столь регу­лярно и широко, как фильмы последних лет, и школьни­ки имеют весьма ограниченные возможности знакомства с ними.

Среди любимых фильмов старшеклассники назвали следующие: 1) «Розыгрыш» (СССР, В. Меньшов) —28%';

2) «Старое ружье» (Франция — ФРГ, Р. Энрико) —9%;

3) «Ромео и Джульетта» (Англия — Италия, Ф. Дзефирелли) — 8%; 4) «Освобождение» (СССР, Ю. Озеров) — 6%; 5) «Семнадцать мгновений весны» (СССР, Т. Лиознова) —6%; 6) «Генералы песчаных карьеров» (США, X. Бартлетт) —6%; 7) «А зори здесь тихие...» (СССР, С. Ростоцкий) —6%; 8) «Ирония судьбы, или С легким

1 Цифры означают процент школьников, назвавших данный фильм в чис­ле трех наиболее понравившихся.

88

паром» (СССР, Э. Рязанов) —4%; 9) «Двое в городе» (Франция, X. Джованни) — 4%; 10) «Большие гонки» (США, Б. Эдвардс) —4%; 11) «Калина красная» (СССР, В. Шукшин) — 4%; 12) «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (СССР, А. Митта) —4%; 13) «Москва — любовь моя» (СССР — Япония, А. Митта, сорежиссер К. Есиде) — 3%; 14) «Зорро» (Италия — Франция, Д. Тессари)—2%; 15) «Два капитана» (СССР, Е. Карелов)—2%; 16) «Есения» (Мексика, А. Кревенна)—2%; 17) «Звезда пле­нительного счастья» (СССР, В. Мотыль)—2%; 18) «Война и мир» (СССР, С. Бондарчук) —2%; 19) «Бобби» (Индия, Р. Капур) —2%; 20) «12 стульев» (СССР, М. Захаров) —

2%.

По содержанию, тематике, жанровым и видовым харак­теристикам представленные фильмы весьма различны, что свидетельствует о разнообразии интересов старшеклас­сников. Большинство составляют фильмы проблемные. Это и фильмы о войне, среди которых «А зори здесь тихие...», «Освобождение», картины о верности, о любви, о мораль­ных проблемах: «Розыгрыш», «Два капитана», «Москва — любовь моя»; фильмы исторические — «Звезда пленитель­ного счастья», философско-психологические — «Война и мир», «Калина красная».



В число наиболее популярных фильмов вошли приклю­ченческие киноленты и комедии: «Ирония судьбы, или С легким паром», «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», «Большие гонки», «Зорро».

На первом месте вне всякой конкуренции фильм «Розыгрыш», снятый по сценарию С. Лунгина режиссером В. Меньшовым. Режиссер попытался максимально учесть самые разнообразные требования молодежного зрителя не только к содержанию, но и к форме произведения. Фильм посвящен чрезвычайно интересной для ребят, важ­ной социальной проблеме — становлению личности под­ростков. Если к интересной теме, остроте конфликта, высо­кому накалу страстей добавить необычайную зрелищность, а также звучание в нем современной музыки, то становится понятным, почему «Розыгрыш» занял особое место среди названных ребятами фильмов. Успех этого фильма под­твердил, что фильмы, которые не только ставят важные жизненные проблемы, но и облекают их в яркую, экспрессивно-динамическую форму, всегда интересны ре­бятам.

О недооценке кинематографистами зрелищной возмож-

89

ности кино писал М. Ромм. Явление это, к сожалению, ха­рактерно и для современной кинематографии. В результате многие значительные фильмы высокого идейно-художест­венного уровня, адресованные молодежи, проходят мимо ребят. Так, малопопулярными среди исследуемых нами старшеклассников оказались киноленты, вышедшие на эк­ран в 1975—1977 гг.: «Не болит голова у дятла», «Сто дней после детства», «Ключ без права передачи».

Фильмы, вошедшие в число наиболее популярных среди старшеклассников, весьма существенно различаются и по своим идейно-художественным достоинствам. Здесь, с од­ной стороны, лучшие картины последнего времени: «Калина красная», «Сказ про то, как царь Петр арапа же­нил», а с другой — мелодрамы весьма невысокого уров­ня: «Есения» и «Бобби»; с одной стороны, прекрасный остросюжетный, полный драматизма фильм «Семнадцать мгновений весны», а с другой — посредственный приклю­ченческий фильм «Зорро» и т. д.

Из 20 наиболее популярных среди старшеклассников фильмов большинство (13) были отнесены экспертами в группу произведений высокого идейно-художественного уровня. Однако не они определили качество киновкусов школьников, поскольку в полном списке фильмов, назван­ных ребятами в числе понравившихся, большинство кино­лент (345 из 630) были оценены экспертами как произведе­ния невысокого, качества.

Анализ же сочетания фильмов различного качества об­наружил, что только у 21% девятиклассников все понра­вившиеся фильмы были достаточно высокого качества (только в данном случае, очевидно, и можно говорить о сформированной системе кинопредпочтений, о наличии адекватных критериев оценки фильмов). У 37% старшеклассников два фильма из трех были достаточно высокого качества, у остальных школьников все три понра­вившихся фильма или два из трех получили низкую оценку (42%).

Наличие среди понравившихся фильмов лент с весьма различными художественными достоинствами характерно для большинства девятиклассников (80%) и свидетель­ствует о том, что художественные достоинства фильма не являются первостепенным критерием его оценки, а эсте­тические качества кинопроизведения большинством стар­шеклассников, по-видимому, не выделяются. И вероятно, в этих случаях речь идет о внехудожественном восприятии фильмов.

Причину этого явления следует искать в характере от­ношения школьников к киноискусству, в особенностях их социально-психологической установки на экран. Харак­тер установки школьника на искусство является чрезвы­чайно важным показателем художественного развития, поскольку определяет основное содержание эстетической потребности. Не случайно, именно на основе особенностей отношения к экрану многие исследователи выделяют социально-эстетические типы зрителей, которые весьма существенно различаются и качеством избиратель­ности, и критериями оценки фильмов, и глубиной их вос­приятия [31, 46].

Наряду с художественно-эстетической функцией, по­средством которой только и могут быть выполнены основ­ные задачи искусства (духовное обогащение личности), фильм является средством массовой информации и про­паганды, выполняет коммуникативно-досуговые функ­ции.

Результаты исследований свидетельствуют о том, что в молодежной среде кино прежде всего выступает как предпочитаемый способ развлечения. Довольно активно реализуется и познавательная функция киноискусства, формируемая всем школьным учебно-педагогическим про­цессом (28, 43]. Художественная функция при этом ото­двигается на второй план. По данным Ю. Н. Семенова и А. Л. Вахеметсы, и среди взрослых преимущественная ориентация на эстетическую функцию киноискусства встречается менее чем у 3% всех опрошенных [46]. При этом ведущей системообразующей функцией является функция проведения досуга, все прочие функции фильма реализуются, подчиняясь ей и преобразовываясь с ее тре­бованиями [31].



Мотив обращения к кино у большинства школьников, так же как и у большинства взрослых людей, лежит вне специфики кино как вида искусства.

Первостепенную роль в процессе образования установ­ки на искусство играют причины социального характера.


Кинематограф в ряду других искусств является наиболее массовым, доступным и демократичным видом искусства.

Это обстоятельство, а также наличие ряда специфических особенностей кинопроизведений (зрелищность, сила не­посредственного перцептивного воздействия, приспособ­ленность выразительных средств к организации прямого перенесения, необычайная эмоциональность восприятия




90

91

и др.) делают кинематограф искусством, с помощью кото­рого самым активным образом удовлетворяются потреб­ности в отдыхе, эмоциональной разрядке, отвлечении от повседневных жизненных забот, развлечении и т. д.

В формировании отношения школьников к киноискус­ству, в создании его социального престижа важнейшее значение имеет кинорепертуар. Производственно-промыш­ленная природа кинематографа приводит к тому, что боль­шую часть в структуре проката составляют развлекатель­ные картины. Нередко на экране появляются фильмы, не отвечающие требованиям искусства, восприятие которых не предполагает высокого уровня осознания, большой личностной активности.

Кинопродукция, которую школьники смотрят по теле­видению, бывает еще более низкого качества, а доля раз­влекательных лент, демонстрирующихся на телеэкране, непомерно велика. И эти обстоятельства, конечно, способ­ствуют выработке потребительского отношения к кинема­тографу. Кроме того, будничная простота общения с филь­мами на телеэкране, создавая ошибочное представление о легкости восприятия произведений киноискусства, выраба­тывает у школьников привычку к созерцательности, пас­сивности их восприятия, формирует поверхностное отноше­ние к кинематографу.

Ориентации школьников на досуговые функции экрана во многом способствует и односторонность сложившейся в современной школе системы художественного образова­ния. Что касается киноискусства, то школа время от вре­мени берет на себя функцию организации коллективных просмотров кинофильмов, вопросами же кинообразования школа по существу не занимается. В результате школьник крайне мало знает об искусстве экрана, не представляет се­бе его истинного назначения и при выборе программы пове­дения в отношении к кинематографу исходит из обыденных представлений о кино как наиболее приятном, интересном способе проведения досуга.

Подход к искусству преимущественно с развлекатель­ными или познавательными требованиями, обусловливает и слишком прямолинейное восприятие художественных про­изведений как аналогии жизни при доминирующем крите­рии «похожести», позволяющем оценить только внешние чисто сюжетные характеристики. Такое чисто информа­ционное восприятие, когда зритель следит только за ходом событий, не требует от школьника особых эмоцио-

нально-интеллектуальных усилий, активности воображе­ния, ассоциативного, образного мышления и т. д. В ре­зультате образная ткань произведения проходит незаме­ченной, эстетическая информация, заложенная в филь­ме, не извлекается и, следовательно, основная функ­ция фильма как произведения искусства не реализуется [31].

Характерная для школьников ориентация на досуговые функции киноискусства не только приводит к весьма по­верхностному восприятию фильмов, но и определяет пре­имущественный способ реализации интереса к данному ви­ду искусства. Способ реализации интереса является одной из важнейших его характеристик [44, 6]. Интерес к кино проявляется у школьников в основном в двух видах дея-тельности: в знакомстве с кинопроизведениями (потребле­ние) ив приобретении искусствоведческих знаний в дан­ной области искусства. Стремление приобретать знания в области искусства свидетельствует о достаточно развитом художественном интересе. Знакомство же с кинопродук­цией— далеко не всегда показатель зрелого интереса к кино. Неизбирательное потребление, сопровождающееся неадекватной оценкой кинофильмов, свидетельствует о не­развитости интереса. Если же потребление осуществляет­ся при наличии сформированной системы кинопредпочте­ний, то можно, вероятно, говорить о достаточно развитом интересе к кино.

Среди старшеклассников, назвавших кино своим люби­мым видом искусства, только 12% ребят проявили доста­точно глубокий и развитый интерес к кинематографу. Эти учащиеся не только смотрели фильмы, но и обнаруживали некоторые искусствоведческие знания в области современ­ного киноискусства, а также обладали сложившейся систе­мой кинопредпочтений, позволяющей им вполне адекватно оценить фильмы. У значительной части школьников (44%) преимущественный интерес к кино проявляется только в потреблении, причем потреблении неизбирательном с точ­ки зрения идейно-художественных достоинств фильмов. Часть ребят (37%) могла самостоятельно воспроизвести некоторые знания из области киноискусства, однако сфор­мированной системы кинопредпочтений у этих учащихся также не наблюдалось. У небольшой части любителей кино (7%) можно было отметить сформированную систему ки­нопредпочтений при отсутствии самых элементарных знаний в области кино. Такова оборотная сторона столь




92

93

распространенного среди школьников интереса к кино­искусству. Преимущественный интерес к кино не является показателем художественного развития учащихся в обла­сти киноискусства. Школьники, назвавшие своим люби­мым видом искусства кино, существенно не отличаются от ребят, предпочитающих другие виды искусства, ни по выраженности интереса к искусствоведческим знаниям в области кинематографа (соответственно 49 и 50%), ни по уровню киновкусов (показатели любителей кино даже не­сколько ниже) (19% против 23).

А вот интерес к театру, изобразительному искусству и в меньшей степени литературе стимулирует художественное развитие школьников в интересующей их области. Так, например, среди интересующихся театром 41% учащихся обладают достаточно высоким развитием в области театра. Среди же ребят, для которых театр не является предпоч­тительным видом искусства, доля художественно развитых в области театра школьников гораздо меньше —11 % маль­чиков и 18% девочек.

Преимущественный интерес к кино не является и фак­тором общего художественного развития старшеклассни­ков. Художественное развитие школьников в данном иссле­довании оценивалось по нескольким показателям: 1) ка­чество художественных предпочтений, 2) искусствоведчес­кая сторона художественного интереса (знание современ­ных авторов), 3) степень развития чувства художествен­ного стиля; 4) наличие предпосылок к художественно-творческой деятельности.

Сравнение по данным параметрам групп школьников, выделяющих кино в числе преимущественных интересов, и школьников, чьи преимущественные интересы в искус­стве связываются с другими видами искусства, показало, что интерес к киноискусству не способствует художест­венному развитию старшеклассников. Любители кинема­тографа гораздо реже обнаруживают развитый художест­венный вкус1 (20% против 34), имеют более низкий уровень знаний об искусстве (39% против 51). Меньше среди них ребят, проявивших художественно-творческие способности (27% против 44), тогда как по показателям

Отрицательное влияние преимущественного интереса к киноискусству на общее качество художественных предпочтений школьников отмеча­лось и ранее [22; 44J.

чувства художественного стиля они не различаются (31%).

Особенно низкие показатели художественного разви­тия имеют школьники, которые называют среди своих любимых видов искусства только кино, либо кино в соче­тании с эстрадной музыкой (так, например, среди мальчи­ков, интересующихся только кинематографом, высокое ка­чество художественных предпочтений отмечается всего у 13% ребят). Именно эти ребята составляют боль­шинство всех интересующихся киноискусством (69%).

В то же время у старшеклассников, сочетающих любовь к кино с интересом к изобразительному искусству, театру, серьезной музыке, показатели общего художественного развития, как правило, выше, чем у школьников, не назы­вающих кино в числе своих первоочередных интересов (например, среди этой группы мальчиков 48% обладают высоким общим качеством предпочтений, 60% обнаружи­ли высокий уровень знаний об искусстве, 56% проявили элементы художественно-творческих способностей). Одна­ко эта группа очень немногочисленна и составляет не более 8% всех любителей кино.

Приведенные данные свидетельствуют о неоднород­ности группы школьников, называющих кино в числе преимущественных интересов. Очевидно, мы имеем дело с различными типами отношения к искусству. Если школь­ник считает, что самым интересным, привлекательным и важным из всех видов искусства является кино, то речь, вероятно, идет о преимущественно потребительском, раз­влекательном отношении к искусству вообще, и к кино в частности. Художественные интересы этих ребят удовлет­воряются в основном кинофильмами, воспринимаемыми внехудожественно, включение в круг интересов этих ребят эстрадной музыки ничего не меняет.

Если же старшеклассник называет любимым видом искусства не только кино, но и изобразительное искусство, театр, серьезную музыку, то установка на искусство этих ребят, по-видимому, не исчерпывается ориентацией на развлекательные функции искусства. Приобщение этих школьников к изобразительному искусству, серьезной музыке, вероятно, обогащает, углубляет и процесс восприятия киноискусства.




94

95

Несмотря на то что формирование вкусов учащихся в области киноискусства происходит стихийно, определен­ная часть старшеклассников (20%), как мы уже писали, обнаруживает довольно высокий уровень кинопредпочте­ний. Отметим, что количество мальчиков и девочек с высо­ким художественным вкусом в области кино одинаково, в то время как в других видах искусства девочки обычно об­наруживают более высокий уровень развития художест­венных интересов.

Представляется важным выяснить некоторые законо­мерности формирования киновкусов старшеклассников, поскольку они могут иметь практическое значение в совершенствовании художественной культуры школьника. Прежде всего отметим, что школьники, обнаружившие сформированную систему кинопредпочтений, несколько реже называют кино в числе любимых видов искусства по сравнению с ребятами, у которых еще не сложились адек­ватные критерии оценки фильма (соответствующие пока­затели у мальчиков 52 и 58%). Ранее мы уже говорили, что преимущественный интерес к кино не является фактором художественного развития школьников.

Интерес же к искусствоведческим знаниям в области кино у школьников с развитым киновкусом проявляется значительно чаще (60%), чем у ребят с неразвитым киновкусом (44%). Те школьники, которые вспомнили фа­милию режиссера и название фильма, им созданного, чаще называли среди понравившихся лент высокохудожествен­ные произведения киноискусства (соответственно 27 и 16%). Очевидна связь между наличием самых элементар­ных знаний в области киноискусства и уровнем кино­предпочтений. Наиболее часто высокий киновкус прояв­ляется в группе ребят, у которых не отмечается преимуще­ственного интереса к кино и вместе с тем они обладают в этой области искусства знаниями (31%).

Кино — искусство синтетическое, оно включает элемен­ты литературы, музыки, пластических искусств, поэтому естественно предположить, что эстетический кругозор школьника, приобретаемый им в процессе обучения пред­метам художественного цикла, может явиться фактором, способствующим формированию адекватной системы ки­нопредпочтений. Для того чтобы проверить это предпо­ложение, мы разделили школьников на четыре группы по уровню их художественного развития с учетом видов искусства, которые ребята изучают в школе.

Первая группа — учащиеся с развитой системой худо­жественных предпочтений в области литературы, музыки, изобразительного искусства (33%) (число ребят, проявив­ших высокий киновкус в выделенных группах, дано в %); вторая группа — система художественных предпочтений сформирована в двух видах искусства из трех (25%); третья группа — школьники обнаруживают высокое каче­ство предпочтений только в одном виде искусства (17%); четвертая группа — ни в одном виде искусства из трех школьники не проявляют достаточно высокого уровня художественного развития (15%).

Взаимосвязь развитости предпочтений школьника в области киноискусства с уровнем его художественного развития в области литературы, музыки, изобразительного искусства очевидна. Однако отметим, что даже среди стар­шеклассников, проявивших достаточно высокий художе­ственный вкус одновременно в литературе, музыке и изо­бразительном искусстве, доля ребят с развитой системой предпочтений в области кино весьма невелика (33%).

Связь качества кинопредпочтений с качеством пред­почтений в различных видах искусства неодинакова. Более всего качество предпочтений в кино связано с качеством вкуса в области театра. Это, по-видимому, можно объяс­нить тем, что кино и театр, относящиеся к синтетичес­ким искусствам, являются наиболее близкими по своим специфическим особенностям и развитие школьников в об­ласти этих видов искусства может иметь общие закономер­ности.

Каждый вид искусства имеет свою специфику, поэтому перенос имеющихся у старшеклассников представлений, знаний в области литературы, музыки, изобразительного искусства на киноискусство ограничен. Для того чтобы каждый школьник мог научиться воспринимать и оцени­вать фильм как художественное произведение, необходи­мо, вероятно, воспитывать всех детей кинограмотными, учить их смотреть фильм, как их учат читать книгу, слушать музыку и т. д. Надеяться на то, что имеющийся у школьника эстетический и социальный багаж позволит ему в старшем возрасте самостоятельно освоить кино, не приходится. Тем более что эстетический опыт, с которым учащиеся приходят к IX—X классам, из-за односторон­ности существующей в современной общеобразовательной школе системы художественного воспитания чрезвычайно ограничен. Так, среди мальчиков девятых классов Москвы



97

96

только 13% ребят имеют сформированную систему худо­жественных предпочтений одновременно в области музыки, изобразительного искусства и литературы (т. е. видов искусства, которые преподаются в школе).

Фактором, способствующим развитию интереса стар­шеклассников к киноискусству, формированию адекват­ной системы кинопредпочтений, является и их сенсорная культура. Первое, с чем сталкивается человек при воспри­ятии художественного произведения,— это «язык» худож­ника, форма произведения или способ организации его мыслей, средства его художественного высказывания. Следовательно, постижение образной ткани произведения искусства является необходимым условием реализации им своих основных функций, связанных с духовным обогаще­нием личности. Вот почему умение понимать «язык» художественных произведений, сенсорная развитость рас­сматриваются в качестве важных предпосылок форми­рования у школьников психологической установки на глав­ное назначение искусства, навыков подлинного художест­венного восприятия, адекватных критериев оценки.

Отработка принципов выбора, критериев оценки в об­ласти кино носит сравнительно стихийный характер, поскольку киноискусство не включено в систему всеобщего образования и воспитания. Оценка кинопроизведений, идущих на экране, их «шкалирование» в общественном мнении или специальной прессе почти не доходят до основ­ной массы зрителей. А ведь школьники, как мы уже гово­рили, смотрят фильмы последних 2—3 лет.

В этой ситуации первостепенную роль играют личност­ные регуляторы поведения. Называя понравившийся фильм, школьник следует своим внутренним принципам отбора и оценки произведений киноискусства. Для того чтобы система кинопредпочтений была адекватной, в нее должны включаться художественные достоинства фильма, и это требует от зрителя умения видеть, фиксировать эти качества, что, вероятно, невозможно без определенного уровня развития сенсорной культуры.

Эти теоретические положения полностью подтверждаются полученными материалами. Школьники, обнаружив­шие высокое качество кинопредпочтений, гораздо лучше справлялись с заданиями на восприятие в области лите­ратуры, изобразительного искусства и театра. Существует и обратная зависимость— школьники, успешно выполня­ющие задания на восприятие в области тех же видов

искусства, чаще обнаруживают более высокий киновкус, чем ребята, которые не смогли выполнить заданий, т. е. можно говорить о наличии положительной взаимосвязи кинопредпочтений с сенсорной культурой школьника, с чувством художественного стиля в области литературы, изобразительного искусства и театра. Хотя эти связи не столь сильно выражены, так как опосредованы каки­ми-то общими закономерностями художественного воспри­ятия, их наличие представляется весьма существенной характеристикой процесса формирования художественно­го вкуса школьников в области кино в существующей социально-педагогической ситуации, которая характери­зуется отсутствием эффективного педагогического руко­водства потреблением кинопродукции.

Фактором, способствующим формированию адекватной установки на киноискусство, внутренних общественно ценных механизмов избирательности, является и общий культурный уровень родителей. Наиболее характерными качествами личности подростков, имеющих референтной группой семью, является любознательность и умение чув­ствовать и ценить красоту [54, 114—115].

Однако наши данные свидетельствуют о том, что совре­менная семья обладает весьма ограниченными возмож­ностями в развитии киновкусов школьников. Даже в тех случаях, когда оба родителя имеют высшее образование, только в трети семей дети обнаруживают достаточно высо­кое развитие в области киноискусства. Это, вероятно, связано с тем, что даже среди образованных родителей далеко не у всех достаточно высокий уровень искусство­ведческих знаний в области кино.

Подведем некоторые итоги. Заинтересованность стар­шеклассников в общении с киноискусством чрезвычайно велика. Более половины девятиклассников Москвы назы­вают кино в числе наиболее интересующих их видов искусства. Вместе с тем школьная практика свидетельству­ет о том, что возможности киноискусства в воспита­нии подрастающего поколения используются недоста­точно.

Существующая в современной школе система худо­жественного воспитания по существу не учитывает, сколь важное место занимает кино в интересах ребят, в то время как этот вид искусства практически отсут­ствует в учебно-воспитательном процессе. Факультативы




98
99

по основам киноискусства пока еще охватывают очень незначительную часть школьников.

Таким образом, складывается ситуация, при которой художественное образование в старших классах осуществ­ляется прежде всего на уроках литературы, а общаются школьники в основном с киноискусством и эстрадной музыкой. Вне школы ребята получают огромное коли­чество художественной информации. При этом школа практически исключена из сферы влияния на потребности старшеклассников в области наиболее популярных среди них видов искусства (кино, эстрадная музыка). Внеш­ние факторы оказывают настолько сильное влияние на формирование школьников, что, по мнению отдельных ученых, школа «может потерять (возможно, уже теря­ет) руководящую роль в направлении эстетических вкусов и интересов учащихся» [35, 11].

Существующее несоответствие между масштабом ху­дожественно-образовательной работы в области кино и интересом ребят к этому виду искусства, реальным объемом его потребления способствует формированию у значительной части старшеклассников несерьезного, развлекательного, своего рода потребительского отноше­ния к кинематографу. Самостоятельный интерес к искус­ствоведческим знаниям в области кино проявляет очень незначительное количество старшеклассников.

Увлеченность же кинематографом с установкой на киноискусство только как наиболее привлекательный способ проведения досуга не способствует ни эстетическо­му, ни интеллектуально-творческому развитию учащихся. Практическая действенность киноискусства, его реаль­ный социальный эффект самым существенным обра­зом зависит от уровня художественного развития зри­теля.

Задачу подготовки ребят к киновосприятию должна взять на себя школа. В этой связи назрела необходимость включить киноискусство в школьную систему художест­венного образования и воспитания. Первоочередной зада­чей киновоспитания должна быть существенная переори­ентация интересов школьников — разъяснение им того, что фильм — далеко не всегда развлечение, что элемен­тарное удовольствие не единственное и далеко не самое главное, что может дать фильм, что воздействие произве­дения искусства, в том числе и искусства кино, не должно быть кратковременным, а может и должно дать повод для

раздумий, сопоставлений и глубоких оценок. Необходимо приучить школьника к тому, чтобы он задумывался не только о чем сделан фильм, но и как он сделан.

Развитие и совершенствование зрительских установок должно опираться на кинообразование — планомерное, систематическое знакомство всех учащихся с эстетикой, проблематикой, языком киноискусства. Киновоспитание и кинообразование, осуществляемые в постоянном единстве, будут способствовать формированию у учащихся навыков целостного, адекватного, подлинно художественного восприятия фильмов, а также выработке у них устой­чивой системы ценностных ориентации, обоснованных критериев оценки в области киноискусства.

Включение киноискусства в систему образования один из целесообразных путей решения принципиально важного и актуального вопроса превращения кино из сти­хийного фактора формирования в фактор, целенаправлен­но используемый в воспитании подрастающего поколения.

Введение всеобщего кинообразования школьников дело не столь уже близкого будущего. Еще не завершена работа над созданием единой научно обоснованной систе­мы образования и воспитания в области кино, обсуждается вопрос о формах введения данного раздела художествен­ного воспитания в учебный процесс. Нерешенной является проблема подготовки педагогических кадров, которые мог­ли бы взять на себя ведение курса киноискусства в школе. Представляется важным всячески поддерживать и разви­вать участие в деле киновоспитания работников кинопро­ката, школьных кинотеатров, киноклубов, опыт работы которых накоплен в ряде городов. В содружестве школ с кинотеатрами проводится разнообразная работа со школьниками — кинопанорамы, обозрения фильмов, лек­ции и беседы перед просмотром фильмов, заключительные беседы, дискуссии, обсуждения, встречи с творческими работниками кино и т. д. [31; 43].

Особое внимание следует обратить на улучшение рабо­ты с действующим фильмофондом. Необходимо, чтобы наши лучшие фильмы не сходили с экрана и новые поколе­ния школьников всегда могли познакомиться с наиболее значительными произведениями киноискусства.


100

101

ЛИТЕРАТУРА

6. Алексеев Э. Е. и др. Молодежь и музыка сегодня.— В кн.:


Социальные функции искусства и его видов. М., 1980.

  1. Алиев Ю Б., Белобородова В. К., Ригина Г. С. Музыкальное вос­приятие школьников.— М., 1975.

  2. Алпатов М. В. Матисс— М., 1969.

  3. Белинский В. Г. Поли. собр. соч., т. VIII.— М., 1955.

  1. Беляева Л. И. К вопросу о типологии читателя.— В кн.: Пробле­мы социологии и психологии читателя.—М., 1975.

  2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрас­те.— М., 1968.

  3. Болотина И. С. Натюрморт советских художников.— М., 1971.

  4. Волков Н. Н. Восприятие произведений живописи и скульпту­ры.— В кн.: Художественное восприятие. Л., 1971.

  5. Волков Н. Н. Композиция в живописи.— М., 1977.

  6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрас­те.— М., 1967.

  7. Дадамян Г., Дондурей Д., Невлер Л. Восприятие монументально­го искусства — типы, механизмы, эффективность.— В кн.: Вопросы со­циологии искусства. М., 1979.

  8. Джидарьян И. А. Эстетические потребности.— М., 1976.

  9. Дмитриева Н. А. Вопросы эстетического воспитания.— М., 1956.

  10. Ермолаева-Томина Л. Б. Проблема развития творческих способ­ностей детей.— Вопросы психологии, 1975, № 5.

  11. Ильенков Э. В. О специфике искусства: Вопросы эстетики.— М., 1960, вып. 4.

21. Искусство как фактор интеллектуально-творческого развития
школьников.— М., 1980.

  1. Исследование художественных интересов школьников / Под ред. Е. В. Квятковского, Ю. У-Фохта-Бабушкина.— М., 1974.

  2. Кабалевский Д. Б. Про трех китов и про многое другое.— М., 1970.

  3. Каган М. С. Морфология искусства.— Л., 1972.

  4. Ковалев А. Г. Психология литературного творчества.— Л., 1960.

  5. Корзухин А. Д. Петр Кончаловский. Краски земли.— М., 1974.

  6. Крупник Е. П. и др. Учебно-творческие способности школьников и искусство.— В кн.: Эстетическое воспитание в современной школе. М., 1979.

  7. Куторга 3. Г. Городской житель и художественный кинемато­граф.— В кн.: Кино и городской зритель. М., 1978.

  8. Лайдмяэ В. И. Изобразительное искусство и его зритель.— Таллин, 1976.

  9. Левинская Н. К. С. Петров-Водкин.— М., 1978.

  10. Левшина И. С. Любите ли вы кино?—М., 1978.

  11. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики.— М., 1981.

  12. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность.— М., 1975.

  1. Лепиксаар Т. Развитие содержания занятий по искусству — воз­можность формирования идеологических и эстетических понятий.— В кн.: Школа и искусство. Таллин, 1973.

  2. Лехт К. Комплексное использование искусства в развитии худо­жественного вкуса на уроке литературы.— В кн.: Школа и искусство. Таллин, 1973.

  1. Марков М. Е. Искусство как процесс.— М., 1970.

  1. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская 3. Н. К проблеме художествен­ных способностей и их развития.— В кн.: Педагогика искусства и школа. М., 1982.

  2. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта.— М., 1981.

  1. Неменский Б. М. Распахни окно.— М., 1974.

40. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории.— М., 1971.

  1. Платонов К. К. О системе психологии.— М., 1972.

  2. Пономарев Я. А. Психология творчества.— М., 1976.

  3. Роль киноискусства в воспитании школьников: Тезисы докладов всесоюзной конференции.— Курган, 1978.

  4. Развитие художественных интересов сельских школьников / Под ред. Е. В. Квятковского, Ю. У. Фохта-Бабушкина.— М., 1979.

  5. Семашко А. Н. Художественные потребности и их развитие у мо­лодежи.— Киев, 1977.

  6. Семенов Ю. Н., Вахеметса А. Л. Киноискусство и массовая ауди­тория.— М., 1971, вып. 2.

47. Система эстетического воспитания школьников/Под. ред.
С. А. Герасимова.— М., 1983.

  1. Столович Л. Н. Природа эстетической ценности.— М., 1972.

  2. Театр и сельский школьник: Экспресс-информация. Театр. М., 1980, вып. 4.

  3. Теплое Б. М. Проблемы индивидуальных различий.— М., 1961.

  4. Торшилова Е. М., Дукаревич М. 3. Художественное восприятие живописи и структура личности.— В кн.: Творческий процесс и художест­венное восприятие. Л., 1978.

  5. Тыниссон Л. Идейно-творческое воспитание в процессе художест­венного обучения.— В кн.: Школа и искусство. Таллин, 1973.

  6. Фохт-Бабушкин Ю. У. Об уровнях интереса к искусству.— В кн.: Социологические исследования театральной жизни. М., 1978.

  7. Хазанова М. Референтные группы в сопоставлении с качеством личности: Тезисы докладов V Всесоюзной конференции НСО психоло­гов.— М., 1970.

  8. Человек в мире художественной культуры.—М ., 1982.

  9. Цукерман В. С. Музыка и слушатель.— М., 1972.

  10. Шеин С. А. Воспитательное воздействие киноискусства и механиз­мы личностной идентификации в старшем школьном возрасте.— В кн.: Роль киноискусства в коммунистическом воспитании школьников. Те­зисы докладов всесоюзной конференции. Курган, 1978.

  11. Шудря Е. П. Динамика функций искусства.— В кн.: Искусство и творческая деятельность. Киев, 1979.

  12. Шумилин Е. А. Психологические особенности личности старше­классника.— М., 1979.

  13. Щербаков А. В. Проблемы руководства изобразительным искус­ством подростков.— В кн.: Вопросы художественного развития школьни­ков на занятиях изобразительным искусством. М., 1981.

  14. Щербаков В. С. Изобразительное искусство. Обучение и творчест­во.— М., 1969.

62. Эстетическое воспитание в школе. Вопросы системного
подхода/Под ред. Б. Т. Лихачева.- М„ 1980. системного

,„™63'восприятие искусства и возрастные особенности школьников:- В кн.: Роль художественных музеев в эстетическом воспи­тании школьников.— М., 1973.

64. Юсов Б. П. К проблеме взаимосвязи искусств в детском художест­венном развитии.- В кн.: Теория эстетического воспитан™l M,

Индивидуально-психологические особенности школьников, способных к литературному творчеству.- В кн.: Вопросы психологии способностей школьников М 1964



140