Республики казахстан - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Закон Республики Казахстан от 26 декабря 1995 года n 2733 Ведомости... 1 286.63kb.
Закон Республики Казахстан от 26 декабря 1995 года n 2733 Ведомости... 1 276.73kb.
Астана столица Республики Казахстан 1 133.4kb.
Астана столица Республики Казахстан 1 122.65kb.
Закон Республики Казахстан от 26 декабря 1995 года n 2733 1 333.28kb.
Закон Республики Казахстан от 8 августа 2002 года n 345-ii о правах... 1 302.57kb.
Остановление Правительства Республики Казахстан от 21 декабря 2011... 3 955.51kb.
Закон Республики Казахстан от 19 декабря 2003 года n 508 Ведомости... 1 189.26kb.
Кодекс Республики Казахстан (с изменениями и дополнениями по состоянию... 9 3722.26kb.
Закон республики казахстан о государственных символах Республики... 1 99.47kb.
Праздничные (выходные) дни Республики Казахстан 1 25.83kb.
Фортепиано председатель: Аубакирова Жания Яхияевна 1 52.55kb.
Дубравка Угрешич Снесла Баба Яга яичко 6 3371.85kb.
- 4 1234.94kb.
Республики казахстан - страница №4/5

Тема. Введение. Предмет и задачи курса История педагогики.

Рассматриваемые вопросы:

История педагогики как наука. Предмет и задачи Истории педагогики.

Методологическая основа истории педагогики. Связь истории педагогики с философией, историей культуры, гражданской историей, социологией,

УМКД 042-18.19-6-2013

Ред. №1 от ________ 2013 г.

Страница 78 из 116

культурологией, литературой и другими науками. Научные методы историко-педагогического исследования истории педагогики и ее источников.



Вопросы для самоконтроля

1.Что такое история педагогика?

2.С какими науками предмет история педагогики взаимосвязана?

Литература:

Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Учебное пособие для вузов. М., Издательский дом «Форум», 1998.

Константинов Н.А., Шабаева М.Ф. История педагогики - М.,1984.

Латышина Д.И.. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учебное пособие.- М.:Гардарики, 2006 год.


Практическое занятие № 2 (3 неделя)

Тема. Воспитание в первобытном обществе. Возникновение воспитания. Школа и воспитание в Древнем мире.

Рассматриваемые вопросы:

Концепция генезиса первобытного воспитания. Зарождение воспитания как особого вида деятельности.Возникновение семьи. Воспитание детей в семье. Появление организованных форм воспитания. Воспитание и обучение в условиях цивилизаций Древнего Востока. Школа в Древнем Египте.

Воспитание и школа в Древней Индии. Школьное дело и зарождение педагогической мысли в Древнем Китае. Воспитание и школа в античном мире Средиземноморья. Воспитание и школа в Древней Греции. Воспитание и образование в эпоху эллинизма. Воспитание и школа в Древнем Риме.

Вопросы для самоконтроля

Перечислите видных философов-энциклопедистов Востока, которые занимались проблемами воспитания и образования.

Что нового и традиционного по сравнению с древней эпохой было в воспитании и образовании средневековой Индии?

Почему III -X вв. считаются "золотым веком" китайского образования?

Расскажите о программах и методах обучения, государственных экзаменах в средневековом Китае.

Расскажите об учебных заведениях нового типа, возникших в Западной Европе и США в XVII -XVIII вв.

Дайте характеристику педагогических идей европейского Возрождения. Какие учебные заведения возникли из городских школ? Расскажите о программах, методах этих учебных заведений.

Расскажите об эволюции университетов в Европе в XIV-XVII вв.



Литература:

Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Учебное пособие для вузов. М., Издательский дом «Форум», 1998.

Константинов Н.А., Шабаева М.Ф. История педагогики - М.,1984.

УМКД 042-18.19-6-2013

Ред. №1 от ________ 2013 г.

Страница 79 из 116

Латышина Д.И.. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учебное пособие.- М.:Гардарики, 2006 год.


Практическое занятие № 3 ( 4 неделя)

Тема. Воспитание, школа и педагогическая мысль в эпоху Средневековья. Школа и педагогика в странах Западной Европы (середина XVII конец XVIII века).
Рассматриваемые вопросы:

Воспитание и школа в Византии. Система образования. Педагогическая мысль в Византии. Воспитание и школа на Средневековом Востоке.

Воспитание и обучение в Средневековой Индии и Китае. Педагогическая мысль эпохи возрождения и реформации. Педагогическая мысль начала нового времени. Педагогическая мысль просвещения XVII-XVIII веков.

Педагогические идеи и школьные проекты французской революции.

Тенденции развития школьного образования и новые типы учебных заведений. Педагогическая теория Я.А. Коменского. Педагогические взгляды Дж. Локка и Ж-Ж. Руссо. Педагогическое наследие К. А. Гельвеция.

Тенденции развития школьного образования и новые типы учебных заведений. (Учебно-воспитательные учреждения педагогов-филантропистов).



Вопросы для самоконтроля

Расскажите об особенностях генезиса образования в Византии.

Какими были система и типы учебных заведений в Византии?

Перечислите видных философов-энциклопедистов Востока, которые занимались проблемами воспитания и образования.

Проанализируйте на основе работы "Великая дидактика" педагогическую концепцию Я. А. Коменского. Особо остановитесь на идеях природосообразного, пансофического образования и воспитания.

Изложите основные положения педагогической теории Дж. Локка.

В чем выражалась связь между педагогическими идеями Просвещения и Французской революции XVIII в.? Охарактеризуйте основные проекты школьных реформ в эпоху Французской революции.

На основе содержания педагогического романа "Эмиль, или О воспитании" проанализируйте концепцию естественного воспитания Ж.-Ж. Руссо.



Литература:

Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Учебное пособие для вузов. М., Издательский дом «Форум», 1998.

Константинов Н.А., Шабаева М.Ф. История педагогики - М.,1984.

Латышина Д.И.. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учебное пособие.- М.:Гардарики, 2006 год.




УМКД 042-18.19-6-2013

Ред. №1 от ________ 2013 г.

Страница 80 из 116


Практическое занятие № 4 ( 5 неделя)

Тема. Школа и педагогика в странах Западной Европы в XIX – XX века.

Рассматриваемые вопросы:

Педагогические идеи в философии. Главные направления развития школы. Классики педагоги XIX столетия. Педагогическая теория и практика И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистерверга. Главные направления развития школы.

Современная школа и педагогика за рубежом. Основные направления развития педагогической мысли. Практика школьного обучения и воспитания. Реформирование системы обучения и воспитания.

Вопросы для самоконтроля

Какова педагогическая теория и практика И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистерверга?

Назовите классиков педагогики XIX столетия?

Литература:

Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Учебное пособие для вузов. М., Издательский дом «Форум», 1998.

Константинов Н.А., Шабаева М.Ф. История педагогики - М.,1984.

Латышина Д.И.. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учебное пособие.- М.:Гардарики, 2006 год.


Практическое занятие № 5 ( 6 неделя)

Тема. Воспитание и образование в России в X-XVII века.

Рассматриваемые вопросы:

Начало развития просвещения. Крещение Руси и начало развития школ.

Церковно-религиозная педагогика. Семейная жизнь и воспитание детей.

Средства народной педагогики. Типы обучения. Поучения (руководство по семейному воспитанию).Братские школы, Академии.



Вопросы для самоконтроля

Какие основные традиции лежат в основе западноевропейского средневекового воспитания и образования?

Каким образом проявились эти традиции в педагогической мысли и практике воспитания и обучения?

Какими были идеалы христианского воспитания в эпоху раннего средневековья в Западной Европе?

Проследите эволюцию схоластики в истории педагогической мысли и школы Западной Европы.

Кого можно считать предвестниками европейского Возрождения в воспитании? Охарактеризуйте их деятельность.

Что вы знаете об ученичестве и рыцарском воспитании в средневековую эпоху?


УМКД 042-18.19-6-2013

Ред. №1 от ________ 2013 г.

Страница81 из 116

Проследите историю церковных школ раннего средневековья в Западной Европе. Расскажите об основных типах, устройстве, программах, методах и результатах деятельности церковных школ этого периода.


Литература:

Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Учебное пособие для вузов. М., Издательский дом «Форум», 1998.

Константинов Н.А., Шабаева М.Ф. История педагогики - М.,1984.

Латышина Д.И.. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учебное пособие.- М.:Гардарики, 2006 год.


Практическое занятие № 6 (7-8 неделя)

Тема. Просвещение, школа и педагогика в России в XVIII веке.

Рассматриваемые вопросы:

Средства народной педагогики. Теория и практика образования и воспитания. Первые государственные воспитательно-образовательные заведения. Простонародное воспитание и народная педагогика.



Вопросы для самоконтроля

Откуда произошли городские школы? Что вы знаете о программах и методах обучения первых городских школ?

Расскажите о возникновении университетов в Европе.

Литература:

Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Учебное пособие для вузов. М., Издательский дом «Форум», 1998.

Константинов Н.А., Шабаева М.Ф. История педагогики - М.,1984.

Латышина Д.И.. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учебное пособие.- М.:Гардарики, 2006 год.


Практическое занятие № 7 ( 9 неделя)

Тема. Воспитание и образование в России XIX-XX века.

Рассматриваемые вопросы:

Учебно-воспитательные заведения. Педагогические теории и воплощение их в практике воспитания и образования. К. Д. Ушинский-основоположник научной педагогики. Педагогические взгляды Л.Н. Толстого, Н.И. Пирогова.

Антропологический принцип П.Ф. Лесгафта

Вопросы для самоконтроля

Какие педагогические взгляды Л.Н. Толстого, Н.И. Пирогова?

Раскрыть сущность антропологического принципа П.Ф. Лесгафта?

Литература:

Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Учебное пособие для вузов. М., Издательский дом «Форум», 1998.

Константинов Н.А., Шабаева М.Ф. История педагогики - М.,1984.

УМКД 042-18.19-6-2013

Ред. №1 от ________ 2013 г.

Страница 82 из 116

Латышина Д.И.. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учебное пособие.- М.:Гардарики, 2006 год.


Практическое занятие № 8 ( 10 неделя)

Тема. Школа и педагогика в Советский период России.

Рассматриваемые вопросы:

Педагогические взгляды С.Т. Шацкого, П.П. Блонского.

Педагогическая деятельность и воспитательная система А.С Макаренко.

Гуманистический подход к воспитанию В.А. Сухомлинского.

Первые опытные школы-станции НарКомПроса.

Вопросы для самоконтроля

Каковы педагогические взгляды С.Т. Шацкого, П.П. Блонского и

педагогическая деятельность и воспитательная система А.С Макаренко?

Какие гуманистические подходы к воспитанию В.А. Сухомлинского?



Литература:

Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Учебное пособие для вузов. М., Издательский дом «Форум», 1998.

Константинов Н.А., Шабаева М.Ф. История педагогики - М.,1984.

Латышина Д.И.. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учебное пособие.- М.:Гардарики, 2006 год.


Практическое занятие № 9 ( 11 неделя)

Тема. Современная школа и педагогика России.

Рассматриваемые вопросы:

Наука и гуманизм, планетарные ценности третьего тысячелетия.

Современные педагогические технологии как объективная потребность.

Обзор педагогических технологий. Технологии личностно-ориентированного о6разования. Основные концептуальные идеи.

Педагогика сотрудничества. Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили.

Тенденции развития средней и высшей школы. Разработка проблем развития начальной системы непрерывного образования в условиях современности.



Вопросы для самоконтроля

Какие тенденции развития средней и высшей школы?

Каковы проблемы развития начальной системы непрерывного образования в условиях современности?

Какова гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили?



Литература:

Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Учебное пособие для вузов. М., Издательский дом «Форум», 1998.

Константинов Н.А., Шабаева М.Ф. История педагогики - М.,1984.

Латышина Д.И.. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учебное пособие.- М.:Гардарики, 2006 год.




УМКД 042-18.19-6-2013

Ред. №1 от ________ 2013 г.

Страница 83 из 116


Практическое занятие № 10 ( 12 неделя)

Тема. Педагогическая мысль Казахстана с древнейших времен до образования Казахского ханства (VI-XV века).

Рассматриваемые вопросы:

История развития педагогической культуры казахского народа.

Истоки и первоначальные этапы зарождения общественного прогресса (древнетюркские письменные памятники, наследие Аль-Фараби, творение поэтов мыслителей эпохи распада Золотой Орды). Казахская народная педагогика. Ислам. Мусульманские мектебы и медресе.

Цель, содержание образования в мусульманских школах и медресе, методы обучения. Исламская педагогическая мысль в средние века.

Педагогические идеи мыслителей Коркыт-ата, Х.А.Яссауи и др.

Вопросы для самоконтроля

Какое наследие Аль-Фараби при зарождения общественного прогресса?

Раскройте содержание истории развития педагогической культуры казахского народа?

Какие педагогические идеи мыслителей Коркыт-ата, Х.А.Яссауи ? Литература:

Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Учебное пособие для вузов. М., Издательский дом «Форум», 1998.

Константинов Н.А., Шабаева М.Ф. История педагогики - М.,1984.

Латышина Д.И.. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учебное пособие.- М.:Гардарики, 2006 год.
Практическое занятие № 11 ( 13 неделя)

Тема. Школа и педагогика в Казахстана (20-30 гг.) .
Рассматриваемые вопросы:

Общественно-педагогическое движение в Казахстане в начале ХХ века. Идеи о национальной культуре и создании школ на родном языке. Обсуждение проблем обучения и воспитания на страницах периодической печати. Разработка вопросов этнопедагогики и этнопсихологии.Общественная, организационная и научно-педагогическая деятельность А.Байтурсынова. Идеи о типах начальных школ на родном языке. Вопросы обучения, нужды школ и национальной духовной культуры. Педагогические взгляды М.Жумабаева. Разработка цели воспитания структуры воспитательного процесса, определение основных направлений воспитания, формулировка предмета педагогики и ее основных категорий. Педагогическая деятельность Ж.Аймаутова. Идеи общечеловеческого воспитания и профессионального образования выбора учебных предметов для начальной школы, проблема перегрузки учащихся в трудах Ж.Аймаутова. Педагогическое наследие С.Кубеева. Вопросы



УМКД 042-18.19-6-2013

Ред. №1 от ________ 2013 г.

Страница 84 из 116

воспитания, детей в семье. Практические навыки в процессе обучения и воспитания, формирование у учащихся интереса к учебе. Вопросы трудового воспитания.



Вопросы для самоконтроля

Какая научно-педагогическая деятельность А.Байтурсынова?

Какие педагогические взгляды М.Жумабаева?

Какова педагогическая деятельность Ж.Аймаутова ?



Литература:

Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Учебное пособие для вузов. М., Издательский дом «Форум», 1998.

Константинов Н.А., Шабаева М.Ф. История педагогики - М.,1984.

Латышина Д.И.. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учебное пособие.- М.:Гардарики, 2006 год.


Практическое занятие № 12 ( 14 неделя)

Тема. Основные проблемы развития педагогической теории в Казахстане в 40-60 годы. XX века.

Рассматриваемые вопросы:

Вопросы педагогики в научном наследии Р.Г.Лемберг. Проблемы


содержания образования, структуры уроков в дидактическом наследии
Р.Г.Лемберг.Создание А.И.Сембаевым целостной, истории школы и педагогики Казахстана Советского периода. Педагогические взгляды и идеи Т.Тажибаева. Вопросы воспитания детей в аулах. Использование основ народной педагогики. Педагогическое наследие К.Бержанова. вопросы истории развития казахской национальной школы.

Вопросы для самоконтроля

Какие проблемы содержания образования, структуры уроков в дидактическом наследии Р.Г.Лемберга?

Акие педагогические взгляды и идеи Т.Тажибаева. Вопросы воспитания детей в аулах?
Литература:

Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Учебное пособие для вузов. М., Издательский дом «Форум», 1998.

Константинов Н.А., Шабаева М.Ф. История педагогики - М.,1984.

Латышина Д.И.. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учебное пособие.- М.:Гардарики, 2006 год.


Практическое занятие № 13 ( 15 неделя)

Тема. Школа и педагогика суверенного Казахстана (с 1992 года по настоящее время).

УМКД 042-18.19-6-2013

Ред. №1 от ________ 2013 г.

Страница 85 из 116


Рассматриваемые вопросы:

Тенденции развития начальной, средней и высшей школы. Современные учебно-воспитательные школы. Образовательный аспект Конституции Республики Казахстан; закон об образовании РК; закон о высшем образовании РК: государственные стандарты образования. Современные педагогические технологии обучения и воспитания и их классификация. Технологии личностно-ориентированного образования.Деятельность КазНПУ имени Абая в подготовке учительских кадров, разработка проблем развития национальной системы непрерывного образования в условиях изменяющегося мира.



Вопросы для самоконтроля

Каковы тенденции развития начальной, средней и высшей школы?

Какие современные педагогические технологии обучения и воспитания и их классификация?
Литература:

Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Учебное пособие для вузов. М., Издательский дом «Форум», 1998.

Константинов Н.А., Шабаева М.Ф. История педагогики - М.,1984.

Латышина Д.И.. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учебное пособие.- М.:Гардарики, 2006 год.





УМКД 042-18.19-6-2013

Ред. №1 от ________ 2013 г.

Страница 86 из 116



4 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА

Таблица 1



Неделя


СРСП

СРС

1

-

-

2

Составить глоссарий по изученным темам. Требования: формат А-4 должен быть набран в текстовом редакторе Word шрифтом Times New Roman, межстрочный интервал – 1,0, размер символа - 12, все поля - 15 мм, с выравниванием по ширине строки и обязательной установкой автоматического переноса.

-

3

-

Составить картатеку по изученным темам. Требования: формат А-4 должен быть набран в текстовом редакторе Word шрифтом Times New Roman, межстрочный интервал – 1,0, размер символа - 12, все поля - 15 мм, с выравниванием по ширине строки и обязательной установкой автоматического переноса.

4

Познакомить педагогической деятельностью Я.А.Коменского.

1.Чем характерна жизнь Я.А.Коменского?

2.Как трактовал Я.А.Коменский принцип демократичности школы?

3.Какую роль играли дидактические принципы во времена Я.А.Коменского?

4.Почему в историю педагогики Я.А.Коменский вошел как наставник мира?


-

5

-

Этапы развития школ в средневековом Китае.

Составить таблицу с основными этапами развития школ в средневековом Китае.



6

Познакомить педагогической деятельности И.Г.Песталоцци .

1.Каковы были социально-политические и философские взгляды Песталоцци?

2.Как трактовал Песталоцци задачи умственного воспитания?

3.В чем видел Песталоцци задачи умственного воспитания?

4.Что конкретно сделал И.Г.Песталоцци для совершенствования начального образования?


-

7

-

Подготовить структурную схему развития педагогической мысли в Казахстане с XV века по XIX века.

Подготовить структурную схему развития педагогической мысли в Казахстане с XV века по XIX века.



8

-

-

9

-

-

10

Педагогические идеи Н.Г.Чернышевского и Н.А.Добролюбова

1.Какую роль воспитанию отводили Н.Г.Чернышевский и Н.А.Добролюбов?

2.Как трактовали сущность умственного воспитания Н.Г.Чернышевский и

А.Добролюбов?

3.Как трактовали Н.Г.Чернышевский и Н.А.Добролюбов положение женщины и ее воспитание? Защита рефератов.


-



11

-

Педагогическая мысль в Казахстане в XV–XIX века.

Подготовить структурную схему развития педагогической мысли в Казахстане с XV века по XIX века.



12

Педагогические идеи Абая Кунанбаева.

В чем выражались пропагандируемые Абаем гуманные педагогические принципы?

В чем ценность написанных Абаем рассказов для детей?

Какое значение для просвещения и укрепления дружбы между русским и казахским народом имели переводы: Пушкина, Крылова, Лермонтова и других писателей?

защита рефератов.


-

13

-

Педагогические идеи крупнейшего общественного и государственного деятеля А.Букейханова.

Общественная, организационная деятельность А.Букейханова.

Основные педагогические идеи А.Букейханова. Подготовить доклад.


14

Современность педагогических взглядов И.Алтынсарина.

В чем состоит Современность педагогических взглядов И.Алтынсарина. Написать эссе.



-

15

-

Развитие школы и педагогики Казахстана в 1960-1990-е годы.

Составить таблицу развития школы и педагогики Казахстана в 1960-1990-е годы.



Примеры тестовых заданий

Раздел 1.

1.Как назывались специальные государственные воспитательные учреждения в Спарте, в которые помещали мальчиков, забрав их в 7 лет из семьи:



  1. педономы;

  2. эфебии;

  3. агеллы;

  4. школа грамматиста;

  5. школа кифариста.

2.Как назывались люди, специально выделенные государством для руководства воспитанием в агеллах:

  1. илоты;

  2. периэки;

  3. спартиаты;

  4. педономы;

  5. педагоги.

3.Кто из философов древности считал, что становление личности человека зависит от его природы и воспитания, которое было для него то же, что и обучение, упражнение:

  1. Аристотель;

  2. Платон;

  3. Сократ;

  4. Квинтилиан Марк Фабий;

  5. Демокрит.

4.Древнегреческий философ-материалист, придававший огромное значение в воспитании среде, примеру взрослых, воздействию «доводами»:

  1. Аристотель;

  2. Демокрит;

  3. Сократ;

  4. Герадот;

  5. Пифагор.

5.Демокрит одним из первых выдвинул принцип:

УМКД 042-18.19-6-2013

Ред. №1 от ________ 2013 г.

Страница 90 из 116

  1. доступности в обучении;

  2. прочности, осознанности и действенности результатов воспитания;

  3. природосообразности в воспитании;

  4. систематичности и последовательности;

  5. сознательности, активности, самодеятельности.

6.Античный философ-идеалист, которого считают одним из первых основателей теории дошкольного воспитания, убежденный в том, что внутренним основанием воспитания маленьких детей являются эмоции, поэтому все науки надо преподавать «играючи», а не насильственно:

  1. Сократ;

  2. Платон;

  3. Квинтилиан Марк Фабий;

  4. Демокрит;

  5. Аристотель.

7.Как называется большое произведение Платона, значительная часть которого посвящена проблеме образования (рассматривая ее, Платон высказывает мнение, что учеников следует обучать в соответствии с их способностями, а не давать всем одно и то же образование):

      1. «Законы»;

      2. «Политика»;

      3. «Республика»;

      4. «Великая дидактика»;

      5. «Эмиль, или О воспитании».

8.Как назывался в школе Платона глава учеников, назначение которого происходило каждый день:

  1. схоларх;

  2. архонт;

  3. периэк;

  4. педоном;

  5. командир.

9.Древнегреческий философ, бывший весьма известным схолархом, в школе которого, находившейся в Ликейской роще – Ликее (лицее, как стали говорить позже с латинским акцентом), было принято вести занятия, прогуливаясь в перипатах:

  1. Сократ;

  2. Квинтилиан Марк Фабий;

  3. Демокрит;

  4. Аристотель;

    УМКД 042-18.19-6-2013

    Ред. №1 от ________ 2013 г.

    Страница 91 из 116

  5. Платон.

10.Древнегреческий философ, утверждавший, что до 7 лет должны воспитываться в семье, указывавший на значение воспитания в этот возрастной период: «Ко всему, к чему можно приучить ребенка, лучше приучить его непосредственно с пеленок»:

  1. Квинтилиан Марк Фабий;

  2. Демокрит;

  3. Сократ;

  4. Платон;

  5. Аристотель.

11.Как называется труд Квинтилиана, содержавший 12 книг, первая из которых называется «Домашнее воспитание мальчика, его занятия в грамматической школе»:

  1. «Воспитание оратора»;

  2. «Ораторская школа»;

  3. «Воспитание»;

  4. «Риторическое образование»;

  5. «Воспитание детей».

12.Французский философ-гуманист эпохи Возрождения, основные труды: «Опыты», «Дневник путешественника»; считавший, что главная задача образования и воспитания – обретение моральных качеств, воспитателем для человека является сама природа, а способность к суждению возникает в опыте из сопоставления разума с действительностью:

  1. Томас Мор;

  2. Мария Монтессори;

  3. Томазо Кампанелла;

  4. Мишель де Монтень;

  5. Франсуа Рабле.

13.Английский мыслитель-гуманист, который, излагая систему воспитания в совершенном обществе, высказал идею об обучении детей исключительно на родном языке:

  1. Томас Мор;

  2. Мария Монтессори;

  3. Томмазо Кампанелла;

  4. Мишель де Монтень;

  5. Франсуа Рабле.

14Итальянский педагог, сторонник свободного воспитания, основные идеи: необходимо предоставить ребенку условия для «самовоспитания и

УМКД 042-18.19-6-2013

Ред. №1 от ________ 2013 г.

Страница 92 из 116

самообучения»; основа обучения дошкольника и младшего школьника – сенсорное воспитание, осуществляемое с помощью организации окружающей среды и занятий с дидактическим материалом, органичное использование игры в процессе обучения; воспитатель выступает лишь в роли наблюдателя за процессом раскрытия «внутренней жизненной силы» ребенка:

  1. Томазо Кампанелла;

  2. Мишель де Монтень;

  3. Мария Монтессори;

  4. Рудольф Штейнер;

  5. Томас Мор.

15.Итальянский мыслитель-гуманист эпохи Возрождения, изложивший систему воспитания в совершенном обществе в книге «Город Солнца»: необходимость общественного воспитания детей с 2 лет, а с 3-хлетнего возраста учить их правильной речи и азбуке, широко используя наглядные изображения, с этого же возраста должно вестись усиленное физическое воспитание, а с 8 лет – систематическое обучение различным наукам:

  1. Томас Мор;

  2. Мария Монтессори;

  3. Мишель де Монтень;

  4. Франсуа Рабле;

  5. Томазо Кампанелла.

16.Что подразумевал Я.А.Коменский под «материнской школой» как ступени воспитательно-образовательной системы:

  1. общественное учреждение;

  2. семейное воспитание;

  3. общественное воспитание;

  4. государственное воспитательное учреждение;

  5. сенсорное воспитание.

17.Названия основных трудов Джона Локка:

  1. «Общественный договор», «Эмиль, или О воспитании»;

  2. «Книга матерей», «Как Гертруда учит своих детей»;

  3. «Дом ребенка», «Метод научной педагогики»;

  4. «Опыт о человеческом разуме», «Мысли о воспитании»;

  5. «Опыты», «Дневник путешественника».

18.Где и когда открылись первые детские сады в Советском Казахстане:

  1. в г.Верном и в г.Семипалатинске в 1917г.;

    УМКД 042-18.19-6-2013

    Ред. №1 от ________ 2013 г.

    Страница 93 из 116

  2. в г.Орске и в г.Тургае в 1920г.;

  3. в г.Верном и в г.Семипалатинске в 1919г.;

  4. в г.Кызыл-Орде в 1925г.;

  5. в г.Оренбурге в 1924г.

19.В Ташкенте в 20-х гг. открылось:

  1. собрание для родителей;

  2. училище по подготовке методистов;

  3. казахское педучилище по подготовке учителей начальных школ и воспитателей дошкольных учреждений;

  4. узбекское педучилище по подготовке учителей начальных школ и воспитателей дошкольных учреждений;

  5. сибирское педучилище по подготовке учителей начальных школ и воспитателей дошкольных учреждений.

20.Где и когда состоялась Всеказахстанская конференция работников дошкольных учреждений, на которой обсуждались вопросы воспитательно-образовательной работы в детских садах, укрепления материальной базы дошкольных учреждений, подготовки детей к школе:

  1. в г.Кызыл-Орде в 1925г.;

  2. в г.Оренбурге в 1924г.

  3. в г.Семипалатинске в 1917г.;

  4. в г.Тургае в 1920г.;

  5. в г.Кызыл-Орде в 1924г.

21.В каком году была проведена в Казахстане 1-я научно-практическая конференция дошкольных работников:

  1. в 1921г.;

  2. в 1943г.;

  3. в 1936г.;

  4. в 1931г.;

  5. в 1925г.

22.В пропаганде передового опыта воспитания детей в первые советские десятилетия в Казахстане большая роль сыграна журналом:

  1. «Ер теңдігі»;

  2. «Бала теңдігі»;

  3. «Әйел бақыты»;

  4. «Әйел теңдігі»;

  5. «Тәрбие».

23.В трудах какого философа, ученого-энциклопедиста, которому в Багдаде было присвоено звание «Муаллим ассана», есть следующие мысли: человек

УМКД 042-18.19-6-2013

Ред. №1 от ________ 2013 г.

Страница 94 из 116

— центр мироздания; он должен стремиться к совершенству, а для того, чтобы достичь совершенства, он должен много учиться, иметь прекрасный характер, т.к. счастливым человека делают духовное богатство и хорошие качества характера:

  1. Абу Наср аль-Фараби;

  2. Махмуд Кашгари;

  3. Кожа Ахмед Яссауи;

  4. Жусуп Баласагуни;

  5. Асан Кайгы.

24.Основоположник современной педагогической науки Казахстана, видный этнограф, языковед, член-сотрудник Императорского Русского географического общества:

  1. А.Е.Алектров;

  2. С.Н.Граменицкий;

  3. Ы.Алтынсарин;

  4. А.М.Вольпер;

  5. Ш.Ш.Уалиханов.

25.Им создана для подготовки педагогов начальных и народных школ Учительская школа в г.Троицке; подготовлена первая в истории казахской педагогики учебно-методическая база, написаны и изданы два учебника: «Киргизская (казахская) хрестоматия» и Начальное руководство к обучению киргизов (казахов) русскому языку», а также разработан казахский алфавит на основе кириллицы:

  1. Шакарим Кудайбердыулы;

  2. Махмуд Кашгари;

  3. Кожа Ахмед Яссауи;

  4. Ш.Ш.Уалиханов;

  5. Ыбырай Алтынсарин.

26Противники «новометодных» («джадидских») учебных заведений кон.19 – нач. 20 вв., пользовавшиеся поддержкой колониальных мессионеров типа Н.Ильминского, который писал: «Фанатик без русского образования и языка сравнительно лучше, чем по-русски цивилизованный татарин, а еще хуже аристократ, а еще хуже – человек университетского образования»:

  1. суфисты;

  2. кадимисты;

  3. гностики;

    УМКД 042-18.19-6-2013

    Ред. №1 от ________ 2013 г.

    Страница 95 из 116

  4. восточники;

  5. исламисты.

27.Российский педагог-новатор, по первой своей специальности — английский филолог, создавший систему раннего развития, сходную с системой Домана; одни из ключевых моментов обучения чтению: весь материал, компактно выраженный, размещается на стене, используются обучающие кубики; сам об эффекте своей системы: «В школе идет обучение с губы учителя на ухо ученика, а восемьдесят процентов информации ребенок усваивает глазом. Я тысячи раз показываю, может быть, десятки тысяч. На каждом занятии с малышами мы пишем сотни слов, а уже потом когда-то объясняю. Современные школьные методики все таковы, что они лишают детей здоровья – вот главный предмет моих забот. Не слащаво-несбыточно, а реально: охранять здоровье ребенка от бессмысленных перегрузок»:

  1. В.С.Мухина;

  2. Н.И.Рыбников;

  3. Д.Б.Эльконин;

  4. Н.А.Зайцев;

  5. Л.В.Занков.

28.Автор работ «О раннем и достойном воспитании детей», «О методе обучения», «Воспитание христианского государя», «Похвала глупости», «Разговоры запросто», «Оружие христианского воина», «Экклезиаст, или Евангельский проповедник», «Диатриба, или о свободе воли»:

  1. Франсуа Рабле;

  2. Эрзам Роттердамский;

  3. Мишель Монтень;

  4. Роберт Оуэн;

  5. Клод Анри де Рувруа Сен-Симон.

29Известными деятелями-гуманистами Эпохи Возрождения были:

a) Сен-Симон, Ш.Фурье, Р.Оуэн;

b) В.Фельтре, Ф.Рабле, Э.Роттердамский, М.Монтель;

c) И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, И.Ф.Гербарт, Дж.Локк;

d)Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит;

УМКД 042-18.19-6-2013

Ред. №1 от ________ 2013 г.

Страница 96 из 116

e) Конфуций, Авиценна, Аль-Фараби.

30.Учение о душе ребенка как о «Чистой доске» принадлежит:

a) Дж.Локк;

b) К.А.Гельвеций;

c) Д.Дидро;

d) И.Г.Песталоцци;

e) Т.Кампанелла.

31.Основоположник теории свободного воспитания, метода «естественных последствий»:

a) И.Г.Гербарт;

b) С.Т.Шацкий;

c) Ф.Рабле;

d) Ж.-Ж.Руссо;

e) И.Г.Песталоцци.

32.Какой принцип Я.А.Коменский провозгласил «золотым правилом» дидактики:

a) систематичности обучения;

b) сознательности обучения;

c) последовательности обучения;

d) прочности усвоения учащимися учебного материала;

e) наглядности.

33.Китайский философ Конфуций отдавал преимущество перед образованностью развитию в человеке:

a) ораторских умений;

b) религиозности;



УМКД 042-18.19-6-2013

Ред. №1 от ________ 2013 г.

Страница 97 из 116

c) физической выносливости;

d) нравственного начала;

e) законопослушности.

34.Основное условие возникновения воспитания по П.Монро:

a) трудовая деятельность первобытных людей и сформировавшиеся при этом общественные отношения;

b) инстинктивное стремление детей активно подражать взрослым;

c) инстинктивное стремление людей к продолжению рода и закон естественного отбора;

d) совершенствование производительных сил и производственных отношений;

e) научно-технический прогресс.

35.Какая из перечисленных работ была написана А.Байтурсыновым:

a) «Начальное руководство»;

b) «О происхождении наук»;

c) «В здоровом теле – здоровый дух»;

d) «О сущности разума»;

e) «Пробудись, казах».

36.Автор работы «Три истины»:

a) А.Кунанбаев;

b) А.Байтурсынов;

c) Л.Н.Толстой;

d) Ш.Уалиханов;

e) Ш.Кудайбердиев.

УМКД 042-18.19-6-2013

Ред. №1 от ________ 2013 г.

Страница 98 из 116

37.Кому принадлежит мысль что надо считать благом для процесса воспитания, когда он освобождается от педагогов, неспособных к педагогическому труду:

a) К.Д.Ушинскому;

b) А.С.Макаренко;

c) Н.К.Крупской;

d) В.А.Сухомлинскому;

e) Н.И.Пирогову

38.Кому принадлежат следующие слова «Дети – это живые жизни, и жизни прекрасные, и поэтому нужно относиться, как к товарищам и гражданам, нужно видеть и уважать их права»:


  1. А.С.Макаренко;

  2. В.А.Сухомлинскому;

  3. Я.Корчаку;

  4. Ш.А.Амонашвили;

  5. К.Д.Ушинскому.

39.Из каких разделов состоит «Киргизская хрестоматия» Ы.Алтынсарина:

a) стихотворения, детские рассказы, сказки, образцы писем учащихся к родным;

b) рассказы для взрослых,

c) образцы устного народного творчества;

d) пословицы и поговорки,

e) все выше перечисленное.

40.Основное условие возникновения воспитания по Ф.Энгельсу:

a) трудовая деятельность первобытных людей и сформировавшиеся при этом общественные отношения;

b) инстинктивное стремление детей активно подражать взрослым;

c) инстинктивное стремление людей к продолжению рода и закон естественного отбора;



УМКД 042-18.19-6-2013

Ред. №1 от ________ 2013 г.

Страница 99 из 116

d) совершенствование производительных сил и производственных отношений;

e) научно-технический прогресс.

41.Кого из средневековых мыслителей-ученых называли «владыкой наук», кто был советником правителей разных стран Ближнего и Среднего Востока:

a) Аль-Бируни;

b) Аль-Фараби;

c )Ибн-Сина;

d) Ибн-Исхак Кинди;

e) Михаил Пселл.

42.Кому принадлежат слова: «Образование человека нужно начинать в весну жизни, то есть в детстве, ибо детство изображает собой весну, юность – лето, возмужалый возраст – осень и старость – зиму»:

a) Я.А.Коменскому;

b) К.Д.Ушинскому;

c) И.Г.Песталоцци;

d) В.А.Сухомлинскому;

e) А.С.Макаренко.

43.Кто автор труда «Эмиль, или О воспитании»;


  1. Ж.Ж.Руссо;

  2. Р.Оуэн;

  3. И.Г.Песталоцци;

  4. Дж.Локк;

  5. К.А.Гельвеций.

44.Автор первого казахского учебного пособия «Педагогика»:

a) А.Байтурсынов;

b) Х.Досмухамедов;

УМКД 042-18.19-6-2013

Ред. №1 от ________ 2013 г.

Страница100 из 116

c) М.Дулатов;

d) Ж.Аймаутов;

e) М.Жумабаев.

45.Кем был создан казахский алфавит на основе русской графики:



  1. Ы.Алтынсариным;

  2. М.Жумабаевым;

  3. М.Дулатовым;

  4. Н.Д.Хмель;

  5. Ж.Аймаутовым.

46.Основное условие возникновения воспитания по Ш.Летурно, А.Эспинас:

a) трудовая деятельность первобытных людей и сформировавшиеся при этом общественные отношения;

b) инстинктивное стремление детей активно подражать взрослым;

c) инстинктивное стремление людей к продолжению рода и закон естественного отбора;

d) совершенствование производительных сил и производственных отношений;

e) научно-технический прогресс.

47.Название романа Ж.-Ж.Руссо, в котором он выдвинул пути воспитания «нового человека», свободного от пороков феодального общества:

a) «Новая Элоиза»;

b) «Великая дидактика»;

c) «Эмиль или О воспитании»;

d) «Материнская школа»;

e) «Утопия».

48.Создатель первой опытной станции Наркомпроса:

a) П.П.Блонский;



УМКД 042-18.19-6-2013

Ред. №1 от ________ 2013 г.

Страница 101 из 116

b) М.М.Пистрак;

c) А.В.Луначарский;

d) Т.С.Шацкий;

e) П.Ф.Лесгафт.

49.В истории развития педагогической практики выделяют два главных типа воспитания:

а) западного и восточного человека;

b) первобытного и социально-ориентированного человека;

с) атеиста и религиозного человека;

d) физически развитого и нравственного человека;

е) семейного и общественного человека.

50.Какая из перечисленных работ не принадлежит К.Д.Ушинскому:

a) «Человек как предмет воспитания»;

b) «О народности в общественном воспитании»;

c) «Мир чувственных вещей в картинках»;

d) «Родное слово»;

e) «РУД в его психическом и воспитательном значении».



УМКД 042-18.19-6-2013

Ред. №1 от ________ 2013 г.

Страница 102из 116


<< предыдущая страница   следующая страница >>