Репортаж как один из жанров современного радиовещания - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Репортаж как один из жанров современного радиовещания - страница №1/1

РЕПОРТАЖ КАК ОДИН ИЗ ЖАНРОВ СОВРЕМЕННОГО РАДИОВЕЩАНИЯ

Л. В. Григорова



Каждый жанр в системе журналистики в чем-то повторяет более простые по содержанию и по форме жанры, но уже на другом уровне. Он приобретает новое качество. «И в этом смысле радиорепортаж – самый характерный жанр вещания. Он реализует все возможности радио, использует его специфику в полной мере.
В радиорепортаже сочетаются все сильные стороны информационного радиосообщения: оперативность, актуальность, емкость текста. В нем присутствуют также и элементы публицистики – оценка происходящего события, его эмоциональное отражение, образное описание» [1].
Среди исследователей нет единого мнения в вопросе о том, что представляет собой репортаж. Одни считают, что это живо написанная информация, которая даёт читателю наглядное представление о том или ином событии через непосредственное участие журналиста – очевидца или действующего лица.
Другие сближают репортаж с корреспонденцией.
Репортаж – это глаза и уши читателя. Автором репортажа может быть только человек, сам наблюдавший событие, нередко и участвовавший в нём. Отсюда – возможность и необходимость авторской оценки происходящего, личного отношения к изображаемым событиям, то есть использование всех многообразных средств, которые дают в результате так называемый эффект присутствия.
Исследователи называют репортаж «одним из выдающихся средств публицистики», «самым широкоохватным журналистским жанром», «королем жанров». Отмечают, что репортаж ставит целью не информировать читателя, а передать ему знания, которые он из-за социальных или географических барьеров не может или не хочет получить сам. Репортаж должен удовлетворять критериям правдивости и наглядности.
Репортёр всегда должен находиться на месте события. Его задача – донести до слушателей картину происходящего, помочь создать ее зрительное представление у слушателя.
Поэтому в радиорепортаже важны три эффекта – достоверность, присутствие автора и сопереживание.
С одной стороны, в радиорепортаже есть факты, детали, определенные событием, каким-то действием. И они должны быть объективными, отражать самое яркое, характерное. С другой стороны, репортер с его способностью увидеть все это и выбрать из происходящего на его глазах самое значительное, интересное, оценить его, дать возможность другим участникам события высказать своё мнение о происходящем»/
Радиорепортер творит в момент записи. На его «вооружении» все средства радиожурналистики: звук, слово, документальные шумы, музыка. Он создает звуковой эффект происходящего. И отбор этих средств, их использование должны действовать на воображение слушателя.
Классическим видом жанра является репортаж, идущий в эфир с места события. Образец такого событийного репортажа – репортаж со спортивных соревнований. Но нередко слушателю предлагаются радиорепортажи, предварительно записанные.
Встречаются и репортажи, смонтированные в студии, к ним обращаются чаще всего начинающие журналисты, так как репортаж требует высокой квалификации, многих профессиональных качеств: способности легко, непринужденно, но в тоже время кратко и ёмко говорить в микрофон на месте события, импровизировать, схватывать самое существенное и нестандартное: видеть, слышать, думать «монтажно», отбирая по ходу отдельные эпизоды из происходящего события.
Каждый из видов репортажа: событийный, проблемный, познавательный модифицирует некоторые аспекты жанра.
Для репортажа подходят все темы. Конкретизируя, можно сказать, что главные темы репортажа – это судьбы людей, путешествия, рабочие процессы те, что можно персонифицировать и подать под углом действий людей, те, где важны личные чувства – сцены радости, траура, катастрофы.
Одним из важнейших композиционных понятий является «красная нить» – главная мысль текста, к которой репортер возвращается снова и снова. Требование: вытекающее из информационной природы репортажа – ответить на вопросы кто? что? где? когда? почему? зачем? откуда известно?
Другое важное для композиции репортажа понятие – смена, изменение. Композиция репортажа напоминает «катание на американских горках». Описания, интервью, скрытые комментарии, показания свидетелей должны прерывать ход повествования. Меняя перспективу повествования, менять рассказчика, тон, темп, важно сохранить живость репортажа. Как хороший роман, репортаж становится по ходу текста все увлекательнее.
Однако журналист – репортёр не просто наблюдатель, фиксирующий происходящее действо. Он предоставляет картину события не с точки зрения стороннего наблюдателя, а как бы изнутри, из гущи событий. Вместе с «я» журналиста в репортаж врывается публицистическая струя: непосредственные чувства, впечатления, переживания наблюдателя и участника происходящего, связанные с описываемым в репортаже, оценка, рассуждения, комментарии – всё то, что делает в итоге так называемый эффект присутствия.
Журналист Юрий Гальперин в книге «Человек с микрофоном» пишет: «Журналист – не диктофон, он не имеет права, не должен повторять всё, что ему рассказали на предприятии или в учреждении. И всё на веру не может принимать, хотя это не значит, что его обманывают собеседники. Они ведь тоже могут заблуждаться в оценке собственных конструкций или идей. Знать всё невозможно, но умение постичь ту или иную проблему, сопоставить различные точки зрения, изучить основные материалы, разобраться в той или иной схеме, конструкции совершенно необходимы. Иначе не только оценить, но и рассказать ничего не сумеешь» .
Радиожурналисту требуется 2-3 года на то, чтобы овладеть арсеналом профессиональных средств, а затем надо потратить год-два, чтобы отойти от штампов, научиться писать просто, и только о том, что знаешь сам и понимаешь, вправе рассказать другим».
Благодаря достоинствам жанра, репортаж позволяет слушателю стать участником события, не выходя из квартиры, он со дня своего появления остаётся одним из самых любимых жанров журналистов. Благодаря своей гибкости, возможности использовать достоинства других жанров, репортажу уготовлена долгая жизнь.

Литература

1. Смирнов В. В. Жанры радиожурналистики. М.: Аспект Пресс, 2002. С. 84.

2. Хикмет Н. Предисловие к книге Н. Мар «50 интервью» М., 1964. С. 98.

3. Минков М. К проблеме жанров радиовещания. Телевидение и радио за рубежом. М., 1973. С. 38.

4. Навозов А. Поговорим о репортаже // Советская печать. 1999. № 6. С. 27.

5. Смирнов В. В. Жанры радиожурналистики. М.: Аспект- Пресс, 2002. С. 84.

6. Гальперин Ю. Человек с микрофоном. М., 1960. С. 19.

7. Учёнова В. В. Метод и жанр: диалектика взаимодействия. Методы журналистского творчества

М., 1982. С. 77.

8. Летунов Ю. Время. Люди. Микрофон. М.: Искусство, 1974. С. 35.



9. Учёнова В. В. Метод и жанр – диалектика взаимодействия. Методы журналистского

творчества. М., 1998. С. 83.