Региональная общественная организация ученых «балтийская педагогическая академия» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Закона «Об общественных объединениях» 1 21.45kb.
Санкт-Петербургская Региональная общественная организация 1 49.83kb.
Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива» при... 3 819.01kb.
Добровольцы изменяют мир к лучшему 1 95.69kb.
Участники Круглого стола 14 февраля 2013 года 1 71.31kb.
Нижегородская региональная общественная организация (нроо) Негосударственный... 1 93.42kb.
Литературно- художественный альманах поважье орган издания региональный... 6 3232.29kb.
Информация о федеральных списках кандидатов в депутаты Государственной... 1 22.39kb.
Центр социально-психологической и информационной поддержки Региональная... 4 1610.23kb.
«орловская региональная академия государственной службы» 2 576.56kb.
Владимир Рогов – Украина, Молодежная общественная организация 2 576.13kb.
Как наладить отношения со своей половиной 10 2970.24kb.
- 4 1234.94kb.
Региональная общественная организация ученых «балтийская педагогическая академия» - страница №6/7


Литература:

- Гумилёв Л.Н.Древняя Русь и Великая степь.- М.:Мысль,1989.–764 с.

- Ключевский В.О. Полный курс русской истории. – М.:АСТ; СПб.: Астрель-СПб, 2009. – 542 с.

- Решетников М.М. Психическая травма.- СПб.: Восточно-европейский институт психоанализа, 2006.- 322 с.

- Шевцов А.А.Введение в общую культурно-историческую психологи.- СПб.: Тропа Троянова, 2000. – 544 с.

- Шевцов А.А. Учебник самопознания.- Иваново,Изд.Роща Академии», 2010. – 264 с

- Шевцов А.А.Жизнь как тайна самопознания //Вестник БПА, 2011,вып. 101, - с.12-16.

- Фурст Дж. Невротик и его среда обитания. М.: Изд.«Иностранной литературы», 1957. – 374 с.

------------------------
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКОЙ ПРИКЛАДНОЙ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
В.Г.Самойленко, А.А.Шевцов
В настоящей статье представлен краткий обзор того, что необходимо знать и учитывать практическому психологу в его психологической работы с заказчиками и клиентами в целях успешного решения их проблем. Ниже да-но краткое описание предмета и методов КИ-психологии в их методолого-мировоззренческом аспекте и прикладном использовании. Данная статья слу-жить кратким введением прикладную КИ-психологию, будет полезна читате- лям и психологам, интересующимся методами самопознания и самосовер-шенствования. Содержание данной статьи основывается на исследованиях проф. А.АШевцова, опубликованных в его книгах [1-5].В своих трудах А.А. Шевцов изучил историю и современное состояние знаний о душе,  предста-вил результаты своих исслелеваний в серии своих публикаций по проблеме природы души как формы человеческого сознания и методам работы с ду-шой представителей русской народной психологии в досоветскую эпоху. Своё авторское виденье исследований психологии души он узрел в куль-турно-исторической (КИ) парадигме нашей отечественной психологической науки. А потому в своих трудах , изложил теоретико-методические основы современной КИ- психологии в её прикладном аспекте. Ниже предлагается содержательно боле развернутая характеристика вышесказанного.

.

* * *



О КИ-психологии в ХХI веке.

В нашей академической психологии до сих пор утверждается, что КИ - психология возникла в Советском Союзе в школе Л.С. Выготского (1896-1934) - А.Р. Лурии (1902-1977).Затем их идеи в ХХ веке получили развитие в США в трудах Майкла Коула, учившегося у советского нейропсихолога-этнолога Лурии. Детская и возростная психология, разработанная в 20-30-е годы прошлого века Выготским, безусловно, использовала культурно-историчес-кий подход, но не столько в прикладном, сколько в философско-социологи-ческом, теоретико-аналитическом ключе. Собственно прикладных КИ-пси-хологических исследований у Выготского нет.Соответственно и Майкл Коул, будучи последователем этнолога-нейропсихолога Лурии, не является прик-ладным КИ-психологом в нашем понимании.

Можно конечно спорить, но по существу КИ-психология – это предмет не культуры и истории психологии, а психологического гешаталь-диагноза сознания и души человека «здесь и сейчас». В его основе лежат принципы, которые уже были определены в 1872 году русским психологом Константи-ном Дмитриевичем Кавелиным (1818-1885) в его «Задачах психологии». Кавелин был одним из тех русских учёных, которые в творческом содружес-тве с Надеждиным и Бэром начинали русскую этнографию. Но он считал, что у психологии есть своей предмет и подменять его культурологией и этногра-фией недопустимо.

Суть научных воззрений К.Д.Кавелина достаточно подробно освещена А.А.Шевцовым во «Введении в прикладную культурно-историческую психо-логию» [5]. Итоговый вывод в том, что психологияэто прежде всего наука о душе, и лишь затем наука о психических процессах, состояниях, свойства личности. В современных учебниках психологи все это перевернуто наоборот, и видимо потому, что душа недоступна для прямого наблюдения и измерения её проявлений. Поэтому мы вынуждены изучать ее опосредованно, то есть через то, в чём она себя являет наблюдателю. А являет она себя через поведение, язык и речь, посредством нашей деятельности и общения в труде и бытовой жизни, в творениях единства разума и души человеческой,- в том, что суммируется, исторически обобщается и проявляется в культуре и нашем образе жизни.



Поэтому предмет КИ-психологии – это не культура каких-то отдель-ных народов, это не предмет этнографии и культурологи. Предмет КИ-психологии – это моя индивидуальная душа как опредмеченная во мне внутренняя, уже усвоенная моим сердцем и душою культура моего народа и моих предков. КИ-психолог это специалист по изучению, анализу и коррекции субъективных переживаний и психических состояний людей, на сознание которых наложена историческая печать-проекция народной культуры моих предков.

Войдя в мое сознание посредством психической «интериоризации» (термин Выготского) культура моих предков и поныне живет в моём коллективном и индивидуальном бессознательном (К.Г.Юнг), проявляя себя в стереотипных формах речевого и наблюдаемого поведения. Следовательно, и история КИ-психологии как прикладной науки – это не история моего государства, а история явлений моего сознания как носителя неких культурно-исторических ценностей - языка, обчаев, традициций и нравов, привычек мышления и образа жизни. Ки-психология утверждает, что для каждого из нас важна прежде всего его собственная личностная история как картина в рамке истории моих предков.

В силу этого современная КИ-психология – это частная психологичес-кая дисциплина, своего рода психологические орудие, позволяющее изучать душу конкретных людей опосредованно, через то, в чем и как она воплоти-лась, продолжает воплощаться в деятельности и сознании людей.Изучая осо-бенности поведения клиентов, черты их личности, оценивая результаты прак-тической деятельности людей - созидателей и потребителей культуры, КИ-психолог использует полученную информацию о конкретном клиенте не ра-ди научного любопытства, а чтобы понять, чем по существу этот человек неудовлетворен в его жизни? И это возможно, если уметь читать следы, оставленные в памяти клиента его предками, завещавшими жить по их вере, быть всегда верными их памяти в самих себе в любых изменяющихся условиях современной цивилизации. При таком подходе консультационная практика психологической помощи людям отвечает задачам прикладной КИ-психологии - помочь человеку сделать свою личную жизнь более осмысленной, душевной и счастливой.

Душа в понимании прикладной КИ-психологии.

Душа есть, она и болит, и радуется, она не зависит от мнений и от пока-заний приборов и тестов. Даже современный полиграф не может уловить её истинных намерений. Существование души в нас не нужно доказывать, но во многих она спрятана так глубоко.Ныне психолог не может успешно работать, без опоры на новейшие достижения экспериментальной психологии и тесты. Зато любой медицински необразованный человек, но умеющий быть душев-ным, способен спасти меня в трудную минуту духовного кризиса.

Идеи и методы прикладной КИ-психологии обращены прежде всего к душе человека, ориентированы на психологическую помощь с опорой на душевные силы человека и его способность решить свою жизненную зада-чу. Можно сколько угодно упрекать человека, доказывая, что он ошибается, что поступками людей руководит не душа, а просто их сознание, забота о хлебе насущном, картинки жизни, внушенные телевиденьем, радио, кино, интернетом, другими людьми. Но успокоение и контакт с душой приносит всегда то, что находит у неё отклик в человеке, а не убежденность в том, что «наука ошибаться не может», что в книгах врать не будут, а на самом деле ох как ещё врут.

Душа – это то, в чем Я переживу смерть тела.Это исходное, это Начало всей психологии. Дальше начинаются трудности. Дальше можно спорить, как, к примеру, святые Феофан Затворник и Игнатий Брянча-ни-нов, что вся ли душа вещественна или только ее внешняя оболочка, поскольку содержа-ниием души является дух.Можно также исследовать, сохраняет ли эта вещес-твенная оболочка образ того тела, в котором жила до его биологической смерти. Также можно спорить с утверждениями метафизиков, что душа – это то самое Я, которое я ощущаю себя собой. Народная психология всегда была, есть и будет религиозной психологией, центральным предметом которой является душа, бессмертным начаоом которой является Дух, а смертнгым – тело. Для КИ-психологии душа – это то, в чем Я-клиента ощущает себя как бы спрятанным плотью его тела.

В общем, вопросов у КИ-психологии множество, но они – предмет и общей психологии, других отраслей психологии. Для прикладной КИ-психо-логии важно лишь то, что источником и началом всего, что происходит со мной в этом мире, «здесь и сейчас», является моя душа, воплощенная в тело. Именно особенности телесного воплощения моей души несут в себе и опре-делённые несовершенства, порождают личные цели и смыслы моей жизни, определяют события моего бытия в этом мире. Пробиваясь и просачиваясь сквозь социальную призму усвоенных мною при жизни языковых и куль-турных стереотипов, именно душа и являет себя мне в моих же сокровен-ных чувствах и верованиях. , в моем субъективном переживании моего бы-тия.Но у души всегда есть её двойник – социальная роль, которым она всегда и прикрывается.Люди часто не различают в других их душу и роль, а когда ролевой обман вдруг раскрывается, то упрекают обманщика в двоедушии .Все высокие светские должности, как правило, запрограммированы на соб-лазн ролевого обмана. Не зря когда-то Д.И.Фонвизин точно сказал: «В боль-шом свете водятся мелкие души».

Соответственно, и прикладная работа психолога должна иметь как ми-нимум две точки приложения, два основных базисных поля работы с клиен-тами. С одной стороны – это т.н. ролевое поле клиента. Здесь КИ-психологу нужно помогать клиенту очистить своё сознания от ролевой «шелухи» путём побуждения его к осознаванию причин трудностей в его внешней социаль-ной жизни и взаимоотношениях с другими людьми и социумом. С другой стороны – это душевное поле клиента. Первая задач консультирования - это очищение сознания клиента от конфликтных сложностей ролевой «шелухи».\ Выполнив эту задачу важно помочь ему перейти с ролевого на душевное поле своего бытия, т.е.обратиться во внутрь себя, к своему внутреннему «Я». Направляемое КИ-психологом общение клиента с самим собой помогает из-бавться от многих психологических травм, учит клиента душевно мобилизо-вать себя изнутри для преодоления трудностей внешней жизни в социуме. И здесь решающее значение имеет не столько волевое насилие над собой или другими людьми, сколько исцеляющая мощь душевного равновесия. В этом смысле работа КИ-психолога сходна с деятельностью священника на испо-веди прихожанина церкви.Таким образом,залогом успеха в прикладной дея-тельности КИ-психолога заключается в его искусстве установить контакт с душой клиента, что помогает поиску оптимального решения личных проблем клиента.

О методологии прикладной КИ-психологии.

Надо честно признать, что советских психологов никогда не интересо-вало знание психики («псюхе» - души) как таковой. Очевидно, это объясняет-ся тем, что их вполне устраивало более идеологически безопасное для них естественнонаучное описание познание и описание психики по аналогии с физическим познанием мира. Однако ясно, что каждая наука должна созда-вать и иметь свою гносеологию, свои приемы и принципы познания изуча-емых явлений, При этом гносеологические принципы и базисные понятия о познании должны оговариваться во введении к учебникам по любой науке. И оговариваться так, чтобы они были понятны всем преподавателям и чле-нам данного научного сообщества. И первое, что должно подчеркиваться в понятии о предмете научного познании, это его намеренность, целенаправленность на получение вполне конкретных и определенных знаний об изучаемых явлениях. Но поскольку практически ценные знания рождаются у людей лишь на определенном этапе обработки и изучения любого материала, то и познание свойств этого материала свершается когда ставленая цель из мыслеобраза преобразуется во внешнюю реальность.

Ощущение и восприятие приносят в наше сознание бесконечное коли-чество впечатлений о работе телесных органов восприятия. Эти впечатления, безусловно, могут стать основанием для познания. Но вот беда, - могут и не стать! Иначе говоря, познание не обязательно использует телесные, явно ощущаемые вещи и впечатления. Оно делает это по выбору.

Прикладное знание начинается только после того, как полученное от ощущения и восприятия впечатление будет преобразовано в образ конечного результата действий. Именно в образ – психический или овеществленный, идеальный или материальный,- только образ может быть естественным хранилищем знаний. И даже если исходно нельзя опреде-лить, все ли образы несут в себе нужные нам знания, все же граница позна-ния проходит именно там, где происходит естественное творение образов ( «псюхе»).Именно тут и пролегает граница КИ-психологии.



О профессиональной подготовке КИ-психологов.

Какое обучение и профессиональная подготовка нужны прикладно-му КИ-психологу?Конечно,ему нужен фундамент общепсихологических зна-ний и знакомство с современными методами и техникой психологического консультирования. Но при этом знания ему нужны специальные, т.е. знания двух родов: 1) об устройстве психики человека вообще, и 2) об отклонени-ях в этом устройстве в том человеке, который обратился КИ-психологу за консультацией и психологической помощью. Под «устройством» в дан-ном случае мы понимаем, конечно, не анатомию и физиологию человека, а прежде всего его душу и душевную жизненную среду.



Знания о душе и душевной жизненной среде, в которой она проявляет-ся, КИ-психологу необходимо иметь в том объеме, в котором их будет доста-точно для решения задач, с которыми ему приходиться сталкиваться в кон-сультировании и исследованиях. И их надо обрести до того, как приступишь к прикладной работе. Это очевидность, мы говорим об этом здесь потому, чтобы не осталось ничего в умолчании, как бы само собой разумеющимся.

И опять же, - то, что необходимо знать КИ-психологу о душе человеческой очень просто, ибо все люди не просто живут, а самоосуществляются душой, управляемой трансцедентальной верой в замысел высшей духовной силы.

Первое: У любого человека душа всегда есть, она прекрасна по замыс-лу, но несовершенна по исполнению.При этом она правит всеми поступками человека, иногда непосредственно, чаще через долгие цепи ассоциативных мыслей, решений и выборов, которые делают людей рассудочными. Если КИ-психолог хочет действительно помогать людям, он должен уметь видеть в поступках людей как исходный их душевный порыв ( мотив), так и ту вяз-кую социальную среду взаимоотношений с другими, в которой воспитывался или исказился.В сущности, ведь вся жизнь человека – это жизнь его души, воплощенной в тело и во множество его телодвижений. Искусство уже давно доказало,что в источнике как подлых, так и подлинных человеческих поступ-ков всегда лежат вполне понятные те или иные душевные движения. Либо это жадность и преступные наклонности, сумасшествие и душевная болезнь, душевная девиация, что является компетенцией психиатров и клинических психологов, либо это неутоленная жажда понять и принять себя, - кто ты в этом мире на самом деле? Именно в этом и может помочь в своему клиенту прикладной КИ-психолог.

Второе. Как прикладник КИ-психолог в работе с клиентами должен уметь находить исходный порыв их душевного движения (переживания), зас-тавивший данного человека обратиться за помощью к специалисту. Выявить этот исходный порыв не так-то просто. Установив контакт с клиентом, КИ-психолог далее по ходу консультации прослеживает шаг за шагом путь, ньюансы, помехи душевного стремления клиента в его желании освободить-ся от душевного томления, решить свою жизненную проблему.Обычно проб-лемы клиента есть его душевные слабости, с которыми надо далее работать. Слабости могут быть двух видов: либо это исходное несовершенство самой души клиента, либо это его неумение решать какой-то вид задач из-за незна-ния, непонитмания, лени, противодействия стихий, людей, общества

Третье. Если выявлено, что у клиента имеет место несовершенство его души, то можно считать, что половина дела уже сделана. В таком случае КИ-психолог обязан показать и пояснить клиенту , ради чего он пришел в своё тело и в этот мир со своим «Я». Мы приходим в этот мир ради того, чтобы души наши стали более совершенными, но для этого сначала должно быть выявлено и осознанно наше несовершенство.

Четвертое. Далее, КИ-психолог побудить клиента самому принять ре-шение о том, как и какими способами можно и нужно устранять свое душев-ное несовершенство и ,тем самым, решать свою личную проблему.Если кли-ент сам такого решения принять не может, а КИ-психолог бессилен побу-дить его к этому, то работу с таким клиентом нужно прекратить, либо пере-дать клиента другому психологу.Если же клиентом такое решение принима-ется, то основная задача консультационной работы прикладным КИ-психоло-гом выполнена. В последующей работе с данным клиентом ему необходимо мотивировать его на усиление внутреннего душевного настроя с целью очи-щения от ролевой грязи и конфликтных взаимоотношений, на личное душев-ное самосовершенствование, обретения уверенности в успехе в каких-то де-лах, и пр. Благодаря такой работе с клиентом его душа исправляется, разви-ватеся, радуется.Ведь дела-то живут не в душе, а в той среде, в которой накапливаются силы и факторы, искажающие душевные движения, что заставляет людей закрываться от мира в защитном поведенческом футляре ролевых взаимоотношений. Там накапливаются помехи и там же находятся задачи, но нет места для применения способности разума думать.

Про душевную среду прикладной КИ-психолог должен знать гораздо больше, чем про душу. Среду он должен изучить в совершенстве и видеть все ее сложности и ловушки. При этом необходимо не забывать, что все эти ло-вушки – лишь прекрасные задачи для обучения разума. В сущности, почти все они находятся в нашем сознании, следовательно, именно его и нужно знать психологу.

Чтобы изучить устройство человека с позиций КИ-психологии, а также научится пользоваться её методами для улучшения своей жизни или для помощи  другим людям - можно пройти обучение в «Академии самопоз-нания» (АС, г. Иваново).

Литература:

-1.ШевцовА.А. Очищение. Том 2. Душа. Издательство «Тропа Троянова», 2005, С.576

-2.Шевцов А.А. Очищение. Том 3. Русская народная психология. Издательство «Тропа Троянова», 2006, С.616

-3.Шевцов А.А. Введение в общую культурно-историческую психологию. Издательство «Тропа Троянова», 2000, С.544

-4.ШевцовА.А. Общая культурно-историческая психология. Издательство «Тропа Троянова», 2007, С.406

-5.Шевцов А.А. Введение в прикладную культурно-историческую пси-хологию. Издательство «Тропа Троянова», 2007, С.352

-6. Шевцов А.А. Учебник самопознания. Издательское товарищество «Роща Академии», 2010. С.264

--------------------------------------
ЖИТЬ ПО ВЕРЕ, РЕШАТЬ ПО СОВЕСТИ,

ДЕЙСТВОВАТЬ ПО ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ

Н.П.Зиганов

Бурные темпы современного научно-технического прогресса, грандиоз-ные успехи электронных и спутниковых СМИ, ТV-экранизация и компью-теризация образования и управления, мобильная связь, завоевания космоса и океанских глубин, и др., - всё это внушают нам оптимизм в дальнейший прогресс современной цивилизации. Однако, как и на заре цивилизован-ного общества, современные люди, словно со дна колодца, смотрят на звез-ды ночного неба, молиться богам, верят в магическую силу любви, соглашаются с церковными догмами, жаждут вечности жизни, подчиняются неписанным моральным нормам человеческих взаимоотношений, боятся ведьм и криминальных авторитетов, уповают на власть денег и мощь государства.


Общечеловеческое чувство веры в мудрость предков и в самих себя пред-писывает нам жить по заповедям, по вере, решать по совести, действовать по обстоятельствам, - соблюдать мир и общественный порядок, любить бли-жнего, учить и воспитывать детей, уважать старших, охранять дом и близ-ких, зарабатывать на хлеб насущный, заботиться о семейном благе семье ценить здоровье и свою жизнь, как высшую ценность, трудится и служить Отечеству. - Всё это прописные истины мудрости жизни. Но что можно к этому добавить сейчас, в век перемен?

Да, современный мир изменился настолько, что привычные стереотипы жизненного успеха и веры в самоосуществимость благодаря высшему обра-зованию, хорошим манерам в общении, светской воспитанности ныне слабо работают когда дело касается идейного выживания, духовной жизни и телес-ной смерти. Возрожденная в постсоветской России Православная вера пред-ков ныне тоже даёт сбои в мощности. Подобно старому автомобилю она ещё везет наше общество по нашему новому историческому пути, но больше не по городским проспектам и площадям, а по просёлочным дорогам и провин-циям нашей страны. А ведь каких-то 100-150 лет назад этот «религиозный мотор», изобретённый христианами тысячу лет назад и модернизирован-ный в России Петром I для нужд государства работал с высоким духовным КПД, который однако трудно измерить в физических величинах.

Законы истории не терпят сослагательного наклонения, времена меня-ются и хотя человеческое общество без веры не существует, тем не менее, религииозно заряженные аккоммуляторы народной веры, всегда постоянно подзаряжаются инстинктами жизни, работают без устали, хотя морально стареют.И возникает проблема использования для жизни энергии солнечных батарей. Но это в проекте, а в ХХI  веке мы начали осознавать эволюцию веры. В западной цивилизации первобытный тотемизм сменился язычеством, язычество сменилось христианством, назревает эпоха единой религии и церкви.в Западном мире. В Восточном мире другие религии, другие языки и ритуалы веры, несмотря на различия земное человечество интегрируется, границы между странами, народами, государствами стираются, происходит историческая модификация земного социума, требующая обновления и нашего мировидения, т.е. новой социальной, научной, религиозной, политической картины мира. Всё это закономерно, но почему? – То ли по воле людей, то ли по законам космо-планетарной эволюции земного социума. Вне зависимости от причин веру людей в Высшие силы не зря называют вечной, незыблимой, добродетельной. Поэтому-то и в ХХI веке \существуют её архаические формы. Заходя в церковь мы не отдаём себе отчета в том, что её убранство и служба в своей основе повторяет средневековые византийские церковные ритуалы, обновленные на Руси московским патриархом Никоном (1605-1681). Проповеди и внушения нынешнего патриарха Кирилла по-прежнему воспринимаются нами как слово божие. Точно также и с коммунистическими мифами в советские времена. И до сих пор эти мифы нужны нам для переживания смыслов жизни для поддержания общечеловеческой веры в счастье и Светлое будущее.
Со времен античной эпохи политики кормят народы мифами о светлом будущем. Мифы – это духовная пища веры, а без веры человек ничто. Ныне же мифами умело пользуются не только священнослужители, но и кандидаты в президенты РФ. Главное в их публичных речах - это умение говорить без бумажки, уверенно и от себя лично и без остановок, с внушающими эффектами смыслов, темпа, тембра и громкости речи. Ведь «искусство политики,- это искусство делать так, чтобы каждому было выгодно быть добродетельным» (К.Гельвеций). Но временна меняются, исторические события становятся скоротечными, время сжимается, - год-два и большая часть трибунно-экранных обещаний и проектов наших политиков, проникших во власть по несовершенству нашей избирательной системы, превращаются в «социокультурные консервы» (термин Я.Л.Морено(1889-1974). Но и консервы едят, не так ли? Историческое время изменяет язык письменный и устный. Ныне современный священник вряд без специалиста сумеет прочесть и понять религиозные тексты «Русской правды» времён Ярослава Мудрого (978-1054).

* * *
А в каком состоянии ныне находится военно-патриотическое воспитание наших школьников и студентов? Кто и как проводит исследования этих проблем? Российские граждане старше 60-70 лет прекрасно помнят волну трудового энтузиазма, народного духовного подъема и нравственного обнов-ления народа в 50-е годы восстановления страны из руин после Великой по-беды над Германским фашизмом. Но что осталось от этого победного духа ныне, в нашу эпоху чиновничьего беспредела, возрождения личного культа местных правителей, власти денег? А ведь сознание нашей молодёжи рабо-тает как губка, впитывая в себя все, что их окружает в информационно-вир-туальной и социальной реальности. И слава богу, что воспитательная тема не засохла на корню, снова реанимируется в СМИ и на экранах ТV (пример,- многосерийный телефильм «Жуков», февраль 2012, РЦТ). И хотя воспомина-ния о ВОВ (1941-1945 гг.).В памяти послевоенного поколения наших граж-дан уже поблекли и воспринимаются музейной демонстрацией участие со-ветских солдат-ветеранов на майских парадах на Красной площади в Мос-кве. Но и это хорошо, ибо поддерживает в народе веру в необходимость пат-риотического воспитания молодёжи на славных традициях предков. .


Как известно наши нынешние кремлевские, парламентские власти, и иже с ними педагогические министры отменили празднование 7 ноября в честь Великой Октябрьской революции 1917-го года, - всенародного празд-ника в память торжества социальной справедливости, - освобождении труда и народа от буржуазной эксплуатации народа помещиками и капиталистами. Ловко заменив этот исторический праздник трудового народа днем памя-ти освобождения Руси от польского ига 1611-12 гг (деяниями Козьмы Ми-нина - по прозвищу «Сухорук» (1580-1619 гг.), и князя Дмитрия Пожарско-го (1578-1641 гг.), нынешние правители России пытаются этим прежде всего не только похоронить народную память об октябрьском празднике соци-альной справедливости, но и защитить самих себя от народного гнева. Между тем, именно народная память является хранилищем гнева против социальной несправедливости. Этот народный гнев всегда выступал главным историческим судьёй, средством нравственного воспитания молодёжи.
Следовательно, как учит история, чтобы жить всем нам социально полноценно и лично сознательно в нынешней почти капиталистической России, необходимо вновь и вновь вспоминать о социалистическом прошлом страны. Но вспоминая об этом с тоской думаешь, что исчезнувший из России социализм переехал в другие страны – во Францию, Швецию, Норвегию, на Кубу, в Народный Китай, и др. И хотя вместе с этими воспоминаниями в памяти всплывают картины вопиющего и жестокого произвола советских партократов в их закулисной борьбе за власть, за дармовой корм, за деньги, сворованные из народной казны и т.п., тем не менее, но при всех прочих исторических издержках, советская власть в стране оставила глубокий след в народной памяти. Теперь Россия вновь вернулась в капитализм, а наши олигархи вновь попрятались, либо живут за рубежом, судятся друг с другом за наворованное народное добро, а кое-кто из них уже сидит в тюрьме, но всё это лишь малое утешение для большей половины народа, живущего вновь на грани нищеты.

И хотя в наших СМИ утверждается, что в России уже созрел т.н. «средний класс» по американским образцам ( в США это около 30% граж-дан, имеющих собственный бизнес), но это пока лишь очередной соци-альный миф для успокоения общественного мнения, это защитно-про-пагандистский ход правящей элиты с целью управления массовым соз-нанием граждан.

Что же лучше для России? - честная народная нищета или отнятое обманом народное богатство олигархов? Ведь не зря говорят, что история повторяется, но уже как фарс. Пробудившийся в 2012 гг.в России глас народа это и глас истории государства Российского. И он услышан, поскольку касается всех наших граждан, как работающих, так и пенсионеров, мужчин и женщин. Это и понятно, ибо наше общество ныне остро нуждается в нравственном очищении, в защите от организованной преступности и сговора власти с крупным частным бизнесом. Бизнес же всегда заинте-ресован в законопослушном оформлении прав на своё существование и обогащение. Ведь нынешний бизнесмен это не советский спекулянт или фарцовщик. Ныне бизнес и бизнесменов охраняют законы РФ. Именно для бизнеса теперь изобретены т.н. «бизнес-инкубаторы», школы для выращивания профессиональных управляющих бизнесом, способных изобретать новых теории и методов «заботы» о благе народа ради собственных и корпоративных прибылей. Но манипулировать общественным сознанием граждан в современном информационном обществе властям становиться всё сложнее. Поэтому и вынуждены правители учиться ораторскому искусству, вести дискуссии с молодёжью на вращающемся стуле, нанимать профессиональных режиссеров для тренинга приёмов эмоциональной выразительности своих публичных и выступлений в СМИ.
Ученик Фрейда, известный швейцарский психолог, Карл Густав Юнг, своими исследованиями глубинной психологии человека доказал, что недрах бессознательной психики каждого из нас спрятан архетип Трикстера( т.е. обманщика, соблазнителя, авантюриста). Проявляясь на поведенческом уров-не трикстер - вор в законе,тайный или явный коррупционер, хитроумый ма-нипулятор-политик, он же и обманщик своего народа, он же изменяющий жене муж или жена, - это общечеловеческий тип Мефистофеля, жаждущего личной власти и богатства. Каким будет человеческий облик нынешнего русского предпринимателя-бизнесмена через 20-30 лет? Пора фантастам-социологам заняться и этой проблемой.

Современное общество защищается от трикстеров своей идеологией, религией, моралью, правовой, судебно-тюремной системой. При этом уже хорошо известно и изучено, что всплески коррупционно-бандитской активности в обществе обычно приходятся на кризисные периоды поствоенной и экономической разрухи, периоды революционных преобразований и анархии во власти, чем и пользуются уголовные элементы – питательная почва организованной преступности в сфере государственных органов управления обществом, и т.п. Для русского здравомыслящего человека-гражданина все эти вещи воспринимаются ныне как уже само собой разумеющиеся. Вот до чего мы уже дожили, хотя Станислав Говорухин - имиджмейкер В.В.Путина, утверждает, что «так жить нельзя».

* * *

Что же ждёт педагогическую науку в Россию в будущем? Во что превратиться и уже превращается отечественная педагогическая теория и практика воспитания подрастающего поколения будущих граждан нашей страны под влиянием денежной эрозии общественной морали? Как влияет на нравственные убеждения воспитателей с воспитуемых психология рынка образовательных и воспитательных услуг в не управляемом безудержном прогресса современной техногенной цивилизации ХХI века? Марксистский миф о том. что Человек - царь природы не выдержал экзамена. Это подтверждается не только отчётами МЧС РФ о стихийных бедствиях, пожа-рах, взрывах реакторов АЭС, но и аномальными климатическими явлениями и, как следствие, беспомощностью правительств и гибелью людей.


Но климат климату рознь. В природе климат - это одно, а в обществе – другое. И хотя суть климата общая – это условие нашей жизни, критериями его являются не только природное, но и общественное, и личное здоровье и благополучие граждан, а оно есть следствие их обученности и нравственной воспитанности. Чтобы управлять психологическим климатом в сфере общественного воспитания и образования молодёжи не обязательно летать на Марс или на Луну, не обязательно тратить миллиарды рублей, чтобы бездарно терять столько спутники, не надо и открывать новые банки, и пр. Важнее научно обоснованно и оперативно решать задачи подготовки наших учительских и педагогических кадров на современном мировоззренческом и научно-методическом уровне актуальных для педагогической практики социальных запросов. Важно также не рекламировать в СМИ авральные госкомпании по оснащении сельских школ электронно-компьютерной техникой, но прежде решать проблему регулярного повышения научно-педагогической квалификации наших директорских, учительских и воспи-тательских кадров на современном уровне отечественного человекознания.

Конечно. успех в решении вышеназванных задач был бы наверняка обеспечен, если бы намерения наших педагогических чиновники были более патриотичными, более честными прежде всего перед самими собой, более граждански ответственными, более научно грамотными, т.п.. Эти «более» и «более» лишь благие пожелания. Русские говорят: «Благими намерениями выслана дорога в ад», а адом в обществе является атмосфера лжи, коррупции, манипуляций общественным сознанием со стороны власть имущих и подконтрольных им СМИ.

Патриотизм в учительском деле – это прежде всего источник педа-гогического творчества, он работает в душе учителя автономно, не зависимо от его специальности и профессиональной грамотности. Для детей не важно в классном воспитателе, кто он – историк, биолог, физик или учитель русского языка и литературы, дети реагируют на отношение. На чуткость, на учительскую эмпатию и способность человеколюбия. Душа ребенка зреет питаясь любовью – будь то родители или классные руководители.

Выдающийся советский педагог, Герой Социалистического Труда В.А.Сухомлинский (1918-1970) утверждал, что именно в творческом отношении учителя к своему делу, в его любви к детям и своей профессии, пробуждается у молодежи и любовь к своей Отчизне, формируется нравственное сознание учащихся, происходит подготовка человека и к будущей трудовой и семейной жизни. Но как активировать этот источник педагогического творчества в нынешних воспитателях и учителях в условиях организационного чертополоха, при нынешнем несовершенстве госу-дарственной организации и управления образованием и воспитанием подрас-тающего поколения? Повидимому, педагогический организм России вновь нуждается в оздоровлении, обновлении, омоложении. Мы не упрекаем педагогических чиновников в умственной лени, многие из них работают что называется «не покладая рук», ответственны, хорошо знают своё дело. Но, к сожалению, у нас постоянно так получается, что «хотели как лучше, а получилось как всегда» (Черномырдин). Спрашивается, почему? – Без исследований данной проблемы мы будем жить в педагогических сумерках.

* * *

Резюме. Известный эстрадный актёр-юморист Михаил Задорнов как-то заметил со сцены, что «наша политическая система выстроена так, что кто ворует, тот себя и проверяет». Это ещё раз подтверждает, что ключи к совершенствованию обучающей и воспитательной деятельности наших учителей и педагогов, находятся не в директорском сейфе его школьного кабинета, и не в его шкафу с учебниками педагогики, а в душе каждого из нас. И было бы наше личное желание изменяться и совершенствоваться. Но если такой мотивации у учителя нет, то, важно как его оценивают коллеги, ученики, воспитанники на работе и дома на досуге члены семьи и друзья.


Литература:

- Зиганов Н.П.К вопросу о бизнес-инкубаторах, бизнес-ангелах и биз-нес-планах в возрождении России // Вестник БПА, вып. 94, 2010.-с.107-110.

- Платонов Ю.П.Путь к лидерству.- СПб.: Речь, 2006. – с 348 с.

- Шарков В. Коррупция в науке. Лекция. Спб.: Изд. Автора.-2010.- 18 с.

--------------------------------------------

ТИПЫ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАН В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ


А.Н. Калягин
На протяжении ХХ века Россия пережила несколько культурно-исто-рических перемен как в политическом устройстве государства, так и в трагических периодах мировых войн. Это оказало и продолжает оказывать существенное влияние на практику воспитания и образования нашей молодёжи, на формирование и проявление типичных свойств личности живущего и будущего поколения российских граждан. А поскольку личность есть деятельностная модель сформировавшего её общества, то можно сказать, что на устойчивость или модификацию свойств личности так или иначе влияют культурно-исторические и социальные факторы, к числу которых в России начала ХХI века можно отнести: 1) Неустойчивый и неэффективный тип государственной власти - за 100 лет в России дважды произошла смена типа власти - с капитализма на социализм (1917) и вновь на капитализм (1991); 2)Отсутствие в России единой мировоззренческой «национальной идеи» (в РФ - 83% русских); 3) Односторонняя госу-дарственная поддержка частно-собственнического бизнеса и людей с мировоззрением «прошлой» эпохи (царизм, буржуазия, капитализм); 4) Явное имущественное расслоение общества на класс «имущих» (олигархов, миллиардеров, богатых) и класс «неимущих» (бедных, нищих и бомжей); 5)Государственное насаждение религиозности и мистицизма путем возрож-дения церкви (РПЦ) вопреки секуляризации, задачам светского образования, научного прогресса в эпоху освоения космоса; 6)Тайные манипуляции общественным сознанием граждан с помощью СМИ; 7) Ниспровержение традиционных нравственных авторитетов, моральных ценностей вформе неу-важения личности атеистов и неверующих граждан РФ; 8)Отсутствие народно одобряемой государственной стратегии и тактики по борьбе с коррупцией, выходу России из социально-экономического и педаго-гического кризиса воспитательной практики; 9) Принижение в обществен-ном воспитании молодёжи принципов социальной справедливости; 10) Культ власти денег и рыночных отношений между людьми в противовес приоритетам товарищества и братства народов России;

Надо полагать, что нынешнее состояние Российского общества, проис-ходящие в нём социальные изменения носят преходящий характер и через какое-то время культурно-историческая ситуация в России стабилизируется. Но критической может стать необратимая деформация личности юных граж-дан, родившихся в наше сложное переходное время. На этом фоне очень важ-ны для правящей элиты психологические и социальные концепции, которые помогали бы ей не впадать в крайности, не замыкаться в себе, не отрываться от народа, а обоснованно прогнозируя тенденции развития общества, своев-ременно предпринимать меры по оптимизации духовной атмосферы в нашем обществе.

* * *


Интересной и перспективной в аспекте вышеотмеченных тенденций автору данной статьи видится концепция известного специалиста в области современной социологии и практической социальной психологии профессора В.И. Зацепина – эмигранта из СССР, гражданина Австралии, преподавателя социологического факультета Мельбурнского университета. Необходимо отметить, что концепция В.И.Зацепина выгодно отличается от аналогичных концепций своей научной реалистичностью[10].Изложенна автором в опуб-ликованных в России работах[3-8] она позитивно воспринята нашими социо-логами и психологами[1,2,9].

В соответствии со своей концепцией В.И.Зацепин чётко выделяет блок или совокупность связанных в «Я» конкретного гражданина его индии-видуальных качеств и свойств, характеризующих типичное в личности, а именно:

«Холодный тип» - по своей сути это мужской властолюбивый тип, склонный к авторитарности. Во многом это те люди, которые обладают хлад-нокровием в ситуациях риска, склонны к доминированию, лидерству, руко-водству, господствованию над другими.Согласно проф.В.И.Зацепину холод-ный тип – это рабовладелец, хладнокровный солдат, успешный капиталист, эксплуататор, умеющий быть «человечным» в ситуациях выгоды. В связи с этим к «холодному» типу условно можно отнести и тех граждан РФ, которые благодаря своей личной предприимчивости сумели воспользоваться крахом СССР, стали банкирами, капиталистами, бизнесменами, ныне успешно экс-плуатируют труд наемных работников для личного обогащения. Самооцен-ка данного типа строится на понимание того, что личность – это «Я», центр общества.

«Тёплый тип» - это люди эмоционального, женского, материнского, любящего типа. Среди них много молчаливых тружеников, правозащитников, журналистов, социальных работников. Много их и среди участников толпы и массовых демонстраций борцов за правду. Для тёплых манифестантов типично поддерживать ораторов, осуждающих власть и несправедливость правителей. Теплые предпочитают тайно бороться с насилием со стороны «холодных», они осуждают полицейского произвол. Теплые часто обращаются за помощью к обществу и правовой защите из-за страха быть униженными, либо из гуманных и альтруистических мотивов. К числу этих людей можно отнести и тех профессионалов, которые не скрывают своих убеждений и намерений в борьбе за гражданские права и социальную справедливость, видят серьёзные пробелы и упущения властей в социальном управлении армией, бизнесом, государством. Однако у людей «теплого» типа, как правило, не хватает коллективной организованности и терпения в стремлении добиться желаемого в жизни.

Нейтральный тип - это люди, которые много размышляют, увлечены своим делом «несмотря ни на что». Они социально более автономны, мудры и самодостаточны, чем холодные и теплые, но менее общественно активны, чем первые. В.И.Зацепин относит к ним прежде всего представите-лей творческих профессий – учёных, художников, музейных работ-ников, врачей, учителей и домохозяек, и др. Но, если посмотреть шире, то этому типу соответствуют и многие профессии, требующие творческой отдачи, чувства профессионального долга и ответственности. Это, например, профессии врача, учителя, историка, социального работника, нумизмата, психолога, адвоката, и др. Обычно в них заняты люди, способные отдаваться служению интересному для них делу.

Тип обывателя. Наряду с вышеназванными тремя базовыми типами личности, согласно В. И.Зацепину, в современном цивилизованном общес-тве имеется наиболее массовая четвертая категория атипичных или «бестипных людей» - обывателей, потребителей благ, социально пассивных, безидейных граждан. В этой категории могут оказаться и банковский клерк-биоробот, и бомж, ищущий еду на помойке. Условно В.И.Зацепин обозначает их абривеатурой «SSC» - Social Stem Cells - «стволовые клетки общества». Эти люди подобны «лунатикам» - на работе или дома в состоянии бодрстсования они находятся как бы в «социальном» сне, т.е. абсолютно аполитичны как животные, но активны как самцы и самки. По сути, как отмечает В.И. Зацепин, SSС-люди - это все мы как народное стадо, просто граждане, народная масса, толпа на улице или в магазине. У человека толпы самосознание просыпается лишь в состояниях голода, жажды, угрозы жизни, а у некоторых граждан в периоды выборных компаний, под влиянием лидеров и героев толпы.

* * *


Резюме. Предложенная В.И. Зацепиным концепция базовых типов личности является новым словом в российской социологии, что важно для понимания природы современного потребительского обществе, в котором мы живем..

Литература:

1.Волков И.П., Мяконьков В.Б. Социальный геном человека как элемент антропосистемы современного общества. // Вестник Балтийской педагогической академии. – 2011. – Вып. 101. – С. 74-78.

2.Волков О.И., Минин И.В. Новая классификация базовых типов личности современного общества. // Вестник Балтийской педагогической академии. – 2011. – Вып. 101. – С. 68-72.

3.Зацепин В.И. Базовые типы личности как активные элементы структуры общества // Вестник Балтийской педагогической академии. – 2003. – Вып. 49. – С. 14-25.

4.Зацепин В.И. На пути к общей типологии личности. – СПб.: Теза, 2002. – 78 с.

5.Зацепин В.И. Об антропосистеме и «стволовых клетках» общества. // Вестник Балтийской педагогической академии. – 2011. – Вып. 101. – С. 72-74.

6.Зацепин В.И. Социологическая типология личности // Вестник Балтийской педагогической академии. – 2001. – Вып. 42. – С.49-60.

7,Зацепин В.И. Счастье как проблема социальной психологии. – Львов: Вища школа, 1981. – 175 с.

8.Зацепин В.И. Человек и общество в марксистском понимании. – СПб.: Изд-во БПА, 2007. – 179 с.

9.Митрофанов А.В. Новый взгляд на общественную природу человека как личности. // Вестник Балтийской педагогической академии. – 2011. – Вып. 101. – С. 78-82.

10.Окладников В.И. Личность (патология, адаптация, коррекция). – Иркутск, 2010. – 216 с.

------------------

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО В ПРОФЕССИИ

МУЗЕЙНОГО РЕСТАВРАТОРА
Е.В.Яркина

Искусство, и в частности, изобразительное искусство, живопись - это особая область в пространстве человеческого творчества, возбуждающего в нас самые разнообразные переживания, поднимающие самосознание че-ловека над обыденностью. Отражая смыслы жизни, искусство предос-тавляет людям возможность созерцать и ощущать себя в каком-то своем уникальном пространственно-временном континууме. Созерцая произве-дение живописи вы вдруг погружаетесь в иной, особенный мир, где царст-вует свое собственное время и другое пространство, наполняющее вас чем-то новым, доселе неведомым. Индивидуальный опыт такого трансового сопри-косновения с виртуальной реальностью имеет каждый из нас. Но есть профессии, которые дают возможность значительно более длительного и более глубокого общения с произведениями искусства, прошедшие долгий путь сквозь смену исторических эпох и культур вплоть до наших дней и требующих ныне обновления своей фактуры. Это - профессия рестав-ратора.



* * *

Профессиональная деятельность реставратора непосредственно связана с поддержанием и продлением жизни произведения искусства во времени, что обычно связано с необходимостью восстановления его как материаль-ной, так и информационной целостности. Специалисты реставрационных профессий, пожалуй особенно остро ощущают пульс прошлых эпох, в которых жилили авторы реставрируемых произведений. Для посетителей же выставок отреставрированные картины и другие произведения искусства является лишь предметом эстетического или коммерческого интереса. Искусство реставрации требует от специалиста особых личностных качеств, умений и навыков, среди которых особо важными являются любовь к своему делу, сенситивность, репродуктивное вооб-ражение, внимательность, акку-рат-ность, терпеливость, что основой для их профессионального отбора.


Опыт реставрационной деятельности порождает и свой философский взгляд на то, чем является произведение искусства или живописи с момента его возникновения в истории человеческой культуры, как оно существует во времени, как взаимодействует с сознанием созерцающих его людей. Обра-зы и картины, запечатленные в музейных произведениях живописи, пройдя многовековые испытания временем, навсегда сохранили свою значимость, продолжая удивлять и восхищать нас поныне. Создатели их остались жить в своих произведениях, являющихся для живущих как бы памятью истории, сохраняющей связь времён.

Неохватная многообразность художественных произведений искусства рождается из простого, не многозначного, но жизненно значимого. Картина художника рождается из образов его воображения и восприятия, одетых в гамму семи цветов солнечного спектра. Так же и произведения музыкального и песенного искусства - из семи звуков гаммы, семи гласных речи, и др. Но разве не благодаря этому возникают перед нами образы скульптурного искусства, которые из глубины веков вновь и вновь вторгаются в нашу жизнь, оживляют нашу социальную память – слуховую, зрительную, ассоциативную. Эта первоначальная исходная простота восприятия реаль-ности обнаруживается во всяком истинном произведении искусства.

Реставратору интересно помыслить о нём как о живом, исследуя аспекты его проявленности, наполняя их конкретным смысловым содер-жанием. Логику этого интеллектуального исследования в реставрационной деятельности определяет ряд аспектов. Аспект организации позволяет увидеть произведение живописи как структуру, основой для существования которой является материальный носитель. Этот последний представляет собой соединение разнообразных материалов, сочетающихся в определенной, устоявшейся веками логике. Например, состав и структура грунта, накладываемого на холст, а нередко и выбор связующего красочного слоя будут зависеть от того, какой материал использован в качестве основы произведения, - доска, холст, картон, металлическая пластина, и др. В свою очередь, одни и те же краски будут выглядеть по-разному на различных грунтах - клеевых, эмульсионных, масляных; белых или тонированных, однослойных или многослойных, гладких или фактурных.

На технологический аспект реставрационной живописи влияют используемые реставратором различные связующие наполнители, их пигментный состав, способ изготовления грунтов и красок, и др. Мастерство реставратора картин художников накладывает свой неповторимый отпечаток на технику и результаты его о работы - тонкая, полупрозрачная или пастозная; многослойная (с применением цветных грунтов и имприматур, подмалевки, лессировки покровных слоев, объединяющих и утепляющих ко-лорит реставрируемой картины, и др.).

С материаловедческой точки зрения каждый из элементов сложной многоуровневой структуры, какой является реставрируемое произведение живописи, можно соотнести с той или иной группой веществ природного или искусственного (в т.ч. синтетического) происхождения, и каждый из этих материалов, исходя из присущих ему физико-химических характеристик, будет по-своему взаимодействовать с находящимися вблизи другими мате-риалами, реагируя на воздействие внешней среды.

Через аспект материального носителя живопись связана с миром осязаемого, материально-вещественного, и одновременно - с миром природы. Вот почему для произведения искусства так естественны процессы трансформации, старения и распада. Аспект функционирования позволяет осознать, как данное целое проявляет себя во внешнем мире. Функцией произведения живописи является передача разнообразнейшей информации с помощью средств, присущих изобразительному искусству вообще и специфически живописных: рисунка, цвета, пластики, светотени. Восприятие реставратором заложенной восстанавливаемом произведении информации происходит постепенно - от "слоев" общедоступных (непосредственно визуально фиксируемых) к таким, которые требуют определенной под-готовки, осознаваемых специалистом благодаря тем или иным "подсказкам", содержащимся в реставрируемом произведении искусства.

Сначала реставратором воспринимаются и отслеживаются объекты, нарисованные художником картины (предметы, существа) - их форма, ком-позиционные, светотональные и цветовые соотношения, пространственная характеристика, колорит; затем - сюжет и его эмоциональная окраска. Зри-тель-наблюдатель, более искушенный в тонкостях живописи, определит жанр (исторический, мифологический, бытовой, батальный, пейзажный, жанр на-тюрморта, портрета и их разновидности, и т.п.). Профессионал же обратит внимание на стиль - исторический или эпический, его составляющие – нап-равление, течение, школу. Давая информацию сознанию, аспект функцио-нирования обращен в основном к личности человека, развивая и обогащая ее новым содержанием.

Стиль отражает единство аспекта организации и аспекта функциониро-вания. Стиль объединяет в единое целое способы изображения, технологию, художественные идеи, своеобразие исторических, географических и социаль-ных условий, мировоззрение художника, особенности восприятия и отно-шения к пространству и времени в данную эпоху; он выявляет в творчестве отдельного мастера то общее, что свойственно его времени и социуму, кото-рому он принадлежит.

В то же время индивидуальный стиль художника обнаруживается через т.н."живописный почерк", который может проявляться на всех этапах создания картины - подготовительный рисунок, особенности прописок, характерные красочные сочетания, но ярче всего - в фактуре. В триаде "техника - манера - живописный почерк" первое понятие является наиболее общим, поскольку определенные наиболее рациональные приемы создания живописного произведения можно встретить у всех или значительной части художников данной эпохи. Манера художника несет в себе следы более или менее осознанного, более или менее удачного подражания другим (говорят: произведение в манере Рафаэля). В то же время живописный почерк (по аналогии с почерком в письме) невозможно успешно имитировать. Именно поэтому анализ элементов живописного почерка приобретает часто решающее значение в экспертизе художественных произведений

Наиболее гармоничное сочетание этих моментов происходит тогда, когда каждый живописный прием, каждое движение кисти осознанны, полноценны, максимально направлены на передачу замысла художника; такая гармония порождает шедевры.Это дает представление о том, как произведение искусства соединено с другими целыми в пространстве человеческой культуры и позволяет выделить то, посредством чего эта связь осуществляется. Это и есть та трудно осознаваемая, но неизменно присутствующая грань любого произведения, посредством которой оказывается психоэмоциональное воздействие произведения искусства на зрителя-наблюдателя.
Другой момент отражает воплощение принципа единства в целостном объекте и дает представление о том, что является фактором, обуслав-ливающим целостность произведения искусства. Известно, что творческий процесс создания произведения искусства начинается с замысла художника, воплощение которого для автора невозможно без момента осознавания себя творцом. Вера в творца и позволение этому качеству проявиться в себе - это необходимые условия для того, чтобы родилось произведение искусства. Художник живет в своих произведениях посредством постигнутого им и воплощенным в его творении смыслом, с которым может соприкоснуться кто-то другой через наблюдение., созерцание, сопереживание, оценку.

В профессиональной деятельности художника-реставратора восстанав-ливаемое произведение живописи может быть осознано им как новое пространство, восстановленное по авторскому замыслу в результате сопере-живания реставратором этого замысла как лично значимого. При этом сама реставрируемая картина - это лишь окно, через которое можно проникнуть в пространство художественного замысла автора реставрируемой картины. Философия реставрационного искусства основана на принципе творческой репродукции, поскольку отделившись от своего создателя, произведение живописи обретает свою жизнь в пространстве человеческой культуры.

* * *


<< предыдущая страница   следующая страница >>