Региональная общественная организация ученых «балтийская педагогическая академия» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Закона «Об общественных объединениях» 1 21.45kb.
Санкт-Петербургская Региональная общественная организация 1 49.83kb.
Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива» при... 3 819.01kb.
Добровольцы изменяют мир к лучшему 1 95.69kb.
Участники Круглого стола 14 февраля 2013 года 1 71.31kb.
Нижегородская региональная общественная организация (нроо) Негосударственный... 1 93.42kb.
Литературно- художественный альманах поважье орган издания региональный... 6 3232.29kb.
Информация о федеральных списках кандидатов в депутаты Государственной... 1 22.39kb.
Центр социально-психологической и информационной поддержки Региональная... 4 1610.23kb.
«орловская региональная академия государственной службы» 2 576.56kb.
Владимир Рогов – Украина, Молодежная общественная организация 2 576.13kb.
Как наладить отношения со своей половиной 10 2970.24kb.
- 4 1234.94kb.
Региональная общественная организация ученых «балтийская педагогическая академия» - страница №2/7


Литература.

- Богачек, И.А. Управление общеобразовательной подготовкой уча-щихся в среднем профтехучилище:учебное пособие / И.А.Богачек — М.: Высшая школа,1990. - 10 п.л. - 14000 экз.

- Богачек, И.А. Философия управления: монография / И.А.Богачек — СПб.: Наука РАН, 1999. - 15 п.л. - 1000 экз.

- Васильев, Ю.В. Педагогическое управление: теоретико-методологи-ческий аспект рассмотрения— Сов. Педагогика, 1982, №11.

----------------------------------

ПРИОБЩЕНИЕ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЁЖИ К ЗДОРОВОМУ

ОБРАЗУ ЖИЗНИ КАК ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАДАЧА


М.В.Чиковани
Здоровье – фундаментальное понятие о жизни человека, его духовном благополучии и развитии, стремлении к счастью, многогранный феномен природы и здорового образа жизни (ЗОЖ) (Дильман В.М., 1981; Казначеев В.П., 1983; Иванюшкин А.Я., 1982; Давыдовский И.В.). История изучения этого феномена ведёт начало с V века до н.э., когда древнегреческий философ Алкмеон определил здоровье как гармонию или равновесие противоположно направленных сил жизни (isonomia ton dynameon) (Ясперс К.,1997). В современной культуре существуют три наиболее распрост-раненных эталона здорового человека (Васильева О.С., Филатов Ф.Р., 2001).

Античный эталон здоровья базируется на идее оптимального соотношения различных составляющих телесной и душевной природы человека, образующих упорядоченное внутреннее единство. Тело и душа не могут быть гармонизированы каждое по отдельности, без учета их взаимосвязи В свете этой концепции болезнь есть внутриличностное рассогласование, источник любого недуга – в душе (Лосев А.С., 1993).

Адаптационный эталон охватывает систему отношений индивида с окружающим миром, рассматривает здоровье и болезни как проблему прис-пособления человека к условиям жизнедеятельности. Оздоровление понима-ется как успешная адаптация, всесторонняя гармонизация отношений субъ-екта с окружающим миром. Болезнь же есть следствие дистресса –конфлик-та организма человека со средой и условиями его жизни (Селье Г., 1992).

Антропоцентрический эталон обнаруживает связь здоровья человека с представлениями о его высшем (духовном) предназначении. Здоровье рас-сматривается как одна из характеристик индивидуального бытия в мире (Хьелл Л.,Зиглер Д.,1997). Антропоцентрический эталон базируется на представлении о динамичной, свободно развивающейся, открытой опыту и ориентированной на высшие ценности личности. Для концепции ЗОЖ данный подход оказался наиболее продуктивным.
* * *

В поисках обобщенного социокультурного эталона здоровья человека как личности - члена социума, современные исследования проблем ЗОЖ приобрели комплексность, в ХХ веке были продолжены известными зарубежными психологами. Так, Э.Эриксон и Э.Фромм создали т.н. гума-нистический подход в исследованиях ЗОЖ в рамках теории адаптации, предполагая наличие внутренней связи между личностным ростом и здоровьем людей (Фромм Э., 1998).

Американский психолог А.Бандура, соглашаясь с Г. Олпортом, отождествил здоровье с состояниями, в которых люди обретают чувства личностного роста (Bandura A., 1981). К.Р. Роджерс рассматривал здоровье в аспекте естественного развития человека как атрибут свободно развивающейся и открытой опыту личности (Роджерс К.Р., 1994). Другой американский психолог А. Маслоу считал, что практически все болезни можно отнести к психосоматическим, на основе чего провозгласил основным критерием здоровья «полное раскрытие человека» или его «самоакту-ализацию» (Маслоу А., 1997).



В современной научной литературе основными принципами и крите-риями ЗОЖ человека, признаются: его свободное творческое самовыраже-ние, личностный рост, интеграция опыта и духовное самоопределение. В свете этих воззрений болезни людей не столько ограничивают их свободу и блокируют нормальную жизнедеятельность, сколько выступают в качестве критических точек роста и развития человека как индивида и личности (см. табл. 1).
Таблица 1.

Характеристики социокультурных эталонов здоровья

(Васильева О.С., Филатов Ф.Р., 2001)


Структурн. элементы эталонов

Античный эталон

Адаптационный

эталон

Антропоцентрический эталон

Дефиниция здоровья

Внутренняя согласованность, Оптимальное соотношение элементов человеческой природы

Приспособленность индивида к окружающей среде

Всесторонняя самореализация, раскрытие творческого и духовного потенциала личности

Характерис-тики здоровой личности

Уравновешенность, самообладание, господство разума над страстями, духовная автономия

Приспособленность к природному и социальному окружению, соответствие социальным номам, стессоустойчивость

Стремление к самоактуализации, творческая спонтанность, конгруэнтность, духовная автономия, целостность

Основные условия и принципы оздоровле-ния

Умеренность, забота о себе, жизнь согласно природе

Природообразность, социализация личности, примирение социаль-ного и биологического начал в человеке



Открытость опыту, развитие, личностный рост, интеграция

Пути оздоровления

Очистительный ритуал, атартика, гимнастика и музыка, философия и работа над собой.

Нормирование, единение с природой, гуманизация межличностных отношений, оздоровление общества.

Творческое саморас-крытие, самопознание, духовные практики самосовершенствования, мистический путь освобождения.

Болезнь есть форма выражения внутренних стимулов, движущих сил, факторов обновления и духовного роста, благодаря чему по выздоровлению люди приобретают чувство обновлённости, обретают более устойчивые состояния организма и психики, открываются новые знания, необходимые для творческого процесса и самоосуществления личности.

* * *

В.П.Петленко и Д.Н. Давиденко, обобщивших содержание боль-шинства имеющихся в отечественной литературе авторских толкований понятия «здоровье», представили следующий список его определений (Петленко В.П., Давиденко Д.Н., 1999).



Здоровье – это:

  • состояние организма, в котором отмечается соответствие структуры и функции, органов и систем органов человеческого тела, а также способность регуляторных систем поддерживать гомеостаз;

  • процесс сохранения и развития психических, физических и биологических способностей человека, его оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни;

  • способность организма сохранять соответствующую возрасту устой-чивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации;

  • состояние организма, определяющие его адаптивные возможности и сос-тавляющее потребностно-мотивационную и информационную основу жизнедеятельности организма;

  • не только отсутствие заболевания или функциональных отклонений орга-низма, но и наличие высокого уровня функционирования различных систем, а также гармоничность развития;

  • такое состояние организма, когда функции всех систем уравновешенны с внешней средой и отсутствуют болезненные изменения;

  • существование, допускающее наиболее полноценное участие в различных видах общественной и другой деятельности;

  • психофизическое состояние человека, характеризующееся отсутствием патологических изменений и функциональным резервом, достаточным для полноценной биосоциальной адаптации и сохранения физической и психической работоспособности в данных условиях среды обитания;

  • нормальное психосоматическое состояние человека, способное реали-зовать свой потенциал телесных и духовных сил и оптимально удов-летворить систему материальных, духовных и социальных потребностей».

Механизмы здоровья поддерживаются в организме человека регуляторным, энергетическим и структурным гомеостазом. Поэтому и существует динамическое равновесие внутри организма. И хотя живая система устойчиво неравновесна, выполняет работу за счет внутренней энергии, тем не менее, под воздействием гомеостаза организм, подвергшийся стрессу, вновь и вновь стремиться восстановить норму благодаря способности к адаптации. Своевременное возвращение организма, подвергшегося стрессу, к его функциональной норме характеризует уровень индивидуального здоровья человека, определяемый накоплением опреде-ленного количества внутренней энергии организма.

* * *


Индивидуальный потенциал здоровья и ЗОЖ. Состояние здоровья на протяжении жизни человека формируется в зависимости от его возрастных особенностей, характера взаимодействия с окружающей средой, специфики условий и факторов социально обусловленной деятельности. В настоящее время учёные различают четыре основных состояния здоровья человека:

1) Здоровье как норма – состояние оптимальной устойчивости орга-низма к действию патогенных факторов – это физическая, психическая и социальная адаптивность к меняющимся условиям жизнедеятельности;

2) Донозологические состояния, при которых жизненные функции реализуются более высоким, чем в норме, напряжением организма;

3) Преморбидные состояния (предболезнь), при которых возможно развитие патологического процесса без изменения силы действующего фак-тора вследствие снижения резервов адаптации;

4) Болезнь - состояние срыва адаптации, характеризуются резким сни-жением функциональных возможностей организма, наличием заболевания.

Вышеназванные состояния даны человеку для осознания периодически возникающих в его жизни несоответствий механизмов функциональной адаптации и мобилизации резервных сил организма и психики до уровня нормы здоровья за счёт внутриорганных внутрисистемных и межсистемных компенсаторных механизмов.

При этом следует учитывать, что динами-ческие резервы организма в целом обеспечиваются взаимодействием его систем, каждая из которых имеет свои собственные ритмы функционирования. Эти ритмы определяют форму жизнедеятельности систем на основе принципа динамического равно-весия, а системный эффект достигается за счет взаимодействия между ними. Функциональные6 резервы организма и создают индивидуальный потенциал здоровья (ИПЗ),

Поскольку ИПЗ человека величина динамичная, может быть увели-чена специальными оздровительными процедурами питания, трениировоч-ными воздействиями, физической культурой, спортом, йогой и пр., или может быть снижена вредными привычками и болезнями, следствием которых являются невосполнимые энерготраты, то на любые воздействия среды ИПЗ человека отвечает непроизвольными реакциями нервной системы, мышлением, поведенческими реакциями, включающим адапта-ционно-защитный механизм сморегуляции состояний. В слаженной и бесперебойной работе этого механизма ведущую роль для человека как личности – члена социума, играют его моральные принципы и смыслы его жизни - интимной, семейной, личной, общественной, трудовой.

Позитивные моральные принципы социальной жизни людей способствуют активизации и усилению регуляторных функций нервно-пси-хической саморегуляции состояний организма. Поскольку мораль основана на соблюдении людьми этики и правовых норм взаимоотношений с друг другом в совместной жизнедеятельности, то наряду с психоло-гическим и социальным факторами в функцию морали вменяется и физиологический гомеостаз организма – фундаментальная основа здоровья и долгожительства.

Соблюдение моральных принципов посредством ЗОЖ трансфор-мирует пёстрый спектр желаний людей в общественно приемлемые для функциональной адаптации и реализации социальные взаимодействия в их совместной деятельности. Те же формы поведения, поступки и действия людей, которые не согласуются или явно противоречат общепринятым нормам морали и права, осуждаются и дезактуализируются. Тем самым в обществе поддерживается оптимальный уровень социального здравоохране-ния населения.



* * *

Уточнение понятия о ЗОЖ. Понятие ЗОЖ индивидуально, его формирование - стихийное или сознательное, начинается для каждого из нас с осознания смыслов своей собственной жизни. Поэтому понятие о ЗОЖ по-разному трактуется специалистами применительно к демографическим, профессиональным и социально-экономическим группам и категориям населения. В исследованиях данной проблемы правомерно использовать понятие об исходном состояния здоровья индивида с момента наблюдений, что позволяет согласовать разные доктрины ЗОЖ.

«Есть две основные доктрины здоровья – западная, ее можно назвать рационалистичной. Она опирается на сократовский тезис: «Человек, познай самого себя!». И доктрина восточная, ее можно назвать эмпатичной, чувственной. Она опирается на конфуцианский тезис: «Человек, сотвори себя сам!» (Ананьев В.А. и др., 2001). Считается, что поскольку здоровье человека в большинстве случаев определяется его образом жизни, то и факторами ЗОЖ, подлежащими изучению, являются поведенческие стереотипы и привычки, условия труда и быта, питание и экология жизненной среды. До сих пор малоизученным является фактор отношения человека к собственному здоровью и к здоровью окружающих его людей, членов ближайшей социальной микросреды.

Завершая обзор отметим, что образ жизни – важнейшая биосоциальная категория, интегрирующая наши представления об определенном типе жизнедеятельности человека как индивида и личности, субъекта и объекта общения, труда и познания. Психолого-педагогическое направление исследований ЗОЖ должно рассматривать феномен образа жизни с позиций сознания, целей, смыслов, мотивации деятельности человека.

С этой точки зрения ЗОЖ будет определяться оптимальными для каждого конкретного человека привычными для него способами удовлетворения телесно-материальных, душевных, духовных потребностей, определяющих формы его социального взаимодействия со средой, что в свою очередь зависит от уровня осознанности человеком его ответственности в степени принятия объективной реальности его жизни такой, какова она есть.

* * *

Резюме

Ориентация сознания молодёжи и граждан на моральные и правовые нормы взаимоотношений в социуме формирует в нас чувство самоуважения и личностного достоинства, что совершенно необходимо для мотивации ЗОЖ. в значительной степени определяет нашу работоспособность, дает ощущение здоровья. полноты и осмысленности жизни, что и делает людей счаст-ливыми.



Литература:

- Ананьев В.А., Давиденко Д.Н., Петленко В.П., Хомутов Г.А. Этюды ва-леологии. - СПб.: Изд-во СПбГТУ, БПА, 2001- 210 с.

- Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. М.: ИЦ «Академия», 2001.- 352 с.

- Фромм Э. Здоровое общество. // Мужчина и женщина. М.: 1998- с. 336.

- Ясперс К. Общая психопатология. М.: Наука, 1997.- с. 1056.

- Bandura A. Self-efficacy mechanism in human agency // American psycho-logist. N.Y., 1981. т.37. - рр. 122-147.

-----------------------------


ПСИХОТОПОГРАФИЯ ПРОСТРАНСТВА

ШКОЛЬНОГО КЛАССА и его влияние на УЧЕБНУЮ активность УЧАЩИХСЯ


В.Ю. Буланов
Русская поговорка о том, что «не место красит человека, а место украшает человек», справедлива для должности, но не для места, которое занимает школьник за партой в образовательном пространстве учебной комнаты. Мы имеем ввиду реальное пространство школьного класса или учебной аудитории. Мой опыт многолетних наблюдений и работы школь-ным психологом, доказывает, что психотопографические особенности учеб-ного пространства могут существенно влиять на поведение, успеваемость, самочувствие как отдельных учеников, так и всего класса учащихся, облег-чая труд учителя. Данная проблема в педагогике практически ещё не изучена.

Схема работы очень проста, поэтому осваивается любым педагогом достаточно быстро, было бы желание и понимание.



Основные принципы нашей концепции:

- местоположение ребенка в классе влияет на его эмоциональные и когнитивные процессы;

- местоположение ребенка в классе влияет на эмоциональные и когни-тивные процессы учителя;

- местоположение учителя во время подачи нового учебного материала влияет на психологическую атмосферу в классе, отражается на эффектив-ности усвоения учебного материала учащимися.



Топография учебного кабинета и когнитивные процессы.

Данный раздел мы рассмотрим исходя из стандартного расположения парт в классах общеобразовательных школ г. Глазова (Удмуртия).

Возьмем за основу трехрядное расположение парт (Рис.1).Первым рядом будем считать ряд у двери в коридор. Вторым рядом – средний ряд. Третьим – ряд напротив окон. Стандартное местоположение учителя (в центре класса у доски) назовем позицией учителя № 1. Положение учителя ближе к двери у стены с доской – позицией № 2. Положение учителя ближе к окну у доски – позицией № 3.

Ключ к пониманию нашего метода находится в закономерностях восприятия учебного материала, предлагаемого учителем, в связи функциональной асимметрией полушарий мозга учащихся - перекрестности каналов сенсорного восприятия визуальной и слуховой учебной информации (эффект ФАМ).



Рис. 1.Трёхрядное расположение парт в учебном классе

Известно, что левое полушарие – логическое, правое – эмоциональное. Также известно, что информация, получаемая по левым каналам сенсорного восприятия (левые глаз, ухо, рука), обрабатывается по преимуществу правым полушарием, а информация, получаемая по правым каналам – левым полушарием мозга. Это аксиомы психофизиологии мозга.

Поскольку ребята, сидящие на партах в первом ряду ближе к позиции № 1 учителя, больше повернуты левыми ухом-глазом, а ребята третьего ряда – правыми ухом-глазом. Следовательно, информация, получаемая первыми, обрабатывается их правым полушарием (эмоциональным), а вторыми левым полушарием мозга (логическим).Такая специализация полушарий при переработке воспринятой информации приводит к тому, что у ребят первого ряда в течение дня больше стимулируется работа эмоционального правого полушария, которое обрабатывает информацию образно, в цвете и мгновенно. Замечено, что на уроке дети в первом ряду становятся более чувствительными, более эмоциональными, непоседливыми. Особенно это становиться явным, если у детей в первом ряду (позиция № 1) есть какие-то свои личные внутренние психологические проблемы. Эти проблемы могут дать о себе знать в детской непоседливости, нетерпеливости, разговорах с соседом по парте, и др., что обычно вызывает раздражение и замечания учителя. Эти наблюдения подтверждаются и моими беседами с ребятами, сидящими в позиции № 1 в левом ряду от учителя, так и мнениями учителей, специально наблюдавшими за учениками по моей просьбе. При этом отмечено. что ребята первого ряда лучше осваивают предметы гуманитарного цикла, - историю, литературу, географию, обществоведение, где память работает на образном мышлении, на сопереживании эмоцио- нально воспринятой информации, творческое проживание полученных впе-чатлений в форме учебных знаний по школьной программе.

Ребята, сидящие на третьем ряду, наоборот, со временем становятся более спокойными, рассудительными, рациональными. По моим наблюдениям они лучше осваивают предметы, требующие логического мышления, лучше успевают по математике, физике, информатике. Зная эту специализацию, нам неоднократно удавалась улучшить успеваемость ребенка по математике и физике, пересадив его с первого ряда на третий. Точно также, у детей повышались успехи в музыке, рисовании и литературе, когда их пересаживали на в первый ряд.

Однако не возможно учесть всех выявленных нами нюансов в восприятии школьниками учебной информации в зависимости их местоположения в информационном пространстве классной комнаты. Практика пересаживая их в тот или иной ряд возможна лишь в «штучном» варианте. Да это, в принципе, и не нужно. Гораздо проще учителю самому знать и учитывать выявленные нами закономерности восприятия и переработки информации школьниками посредством ФАМ – функции-ональной асимметрии мозга. Зная это учитель регулярно может менять свою позицию перед классной доской и в пространстве классной комнаты. Этим он оживляет психологическую атмосферу урока, облегчает всем ребятам воспринимать даваемый им учебный материал и происходящие у доски события с наибольшей продуктивностью.

Если учителю более важно, чтобы ученики сопереживали, более образно и эмоциональнее восприняли, прочувствовали, «проработали душой» сообщаемый учителем материал, то работу с детьми лучше вести из позиции № 3 - т.е. ближе к окну. Тогда учебная информация будет больше адресована правому полушарию не только ребят первого, но и второго ряда. Ребята же третьего ряда будут воспринимать ее гармонично, т.е. за счет относительно равной активации обоих полушарий мозга.

Если же учителю важно, чтобы ребята лучше восприняли и поняли логику учебного материала, усвоили новый абстрактно символический математический материал, например по арифметике или алгебре, то лучше, его давать школьникам из позиции № 2. Тогда у большей части класса информация будет преимущественно обрабатываться левым полушарием.



Пример практической рекомендации. В одной из школ города меня попросили проконсультировать учителя уроков музыки. Учителю – пожилой женщине, с трудом удавалось управлять дисциплиной на уроке, а сами за-нятия не пользовались у детей популярностью. Проведя наблюдения за тем, как учительница музыки ведет урок. мы обнаружили, что она в основном работает только в позиции №2. И музыкальный инструмент, и музыкальный центр также находились в той зоне позиции № 2.. То есть, учитель пытался преподать музыку, адресуя её левым полушариям мозга школьников, что и не воспринималось ребятами. Этот предмет им не нравился, - многим с нетерпением хотелось уйти урока раньше звонка, но выход у двери классной комнаты «загораживали» как сам учитель (позиция № 2), так и пианино, стоящее рядом с дверью. Призывы же учительницы музыки к дисциплине и порядку в классе еще больше повышало эмоциональное напряжение у учащихся. Решение проблемы было предложено простое – переставить пианино к окну и вести занятия по преимуществу из позиции № 3. Спустя некоторое время после выполнения нашей рекомендации на уроках музыки прозошла определенная гармонизация психологической атмосферы учебных занятий, дети уже не стремились выбежать из класса раньше звонка

* * *


Резюме. Психологически и педагогически обоснованная рассадка учащихся в учебном кабинете может значительно повысить эффективность учебно-воспитательного процесса в классе, способствовать оптимизации его психологической атмосферы учебного проыцесса.

Литература:

- Буланов В.Ю. Психологическая топография в школе. На правах рукописи.



- Руководство по функциональной межполушарной асимметрии. — М.: Научный Мир, 2009. — 836 с.

- Ротенберг В.С., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация. Глава III. Межполушарная асимметрия и адаптация. Москва, изд.Наука, 1984. ------------------------------

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛЬНЫЙ

И СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ

----------------------------------------------------------------------------------------

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО

СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА


А. Л.Штуккерт
В периоды кризисного становления и развития современного мони-тарного общества, в котором информационная конкуренция в Интернете и политическая борьба за власть и влияние в мире и в обществе ныне приоб-рели спортивный характер, особое внимание государства должно быть об-ращено на в организацию и управление массовым физическим воспитани-ем учащихся и студентов, на охрану здоровья подрастающего поколения. В ХХI веке развитие мирового спорта, в т.ч. олимпийского и параолимпийс-кого спорта, европейских и азиатских универсиад, чемпионатов мира сущест-венно омолодилось, приобрело выраженный студенческий характер. Среди победителей крупных международных соревнований всё чаще появляются спортсмены-студенты из стран Восточной Азии и Африканского континента.
К развитию студенческого спорта побуждают современное общество вездесущие средства массовой информации (СМИ), повсеместно насаждаю-щие экранную и компьютерно-игровую зависимость - главный фактор гипо-динамии, роста дефектов физического и умственного развития, заболевае-мости, наркомании, криминогенного поведения молодёжи. Между тем во все времена существования общества выживаемость народов и государств, особенно в военные и кризисные периоды, непосредственно зависела от состояния здоровья подрастающего поколения и физической подготовлен-ности мужской молодежи призывного возраста. В современной постсоветс-кой России эти проблемы вновь становятся актуальными в связи с неудов-летворительным состоянием массового физического воспитания детей и школьников, резким снижением уровня спортивной подготовки студенчес-кой молодёжи. В преддверии ХХХ Олимпийских игр в Лондоне в 2012 году хочется верить, что новые руководители соответствующих думских комите-тов и молодёжной политики и спорта в РФ сумеют разобраться в сложив-шеейся неблагоприятной ситуации в здравоохранении в связи с трудностями возрождения массовости детско-юношеского и студенческого спорта в нашей стране.

* * *


Интеллектуализация физического воспитания и спортивной трении-ровки учащейся молодёжи является ныне центральным и домини-рующим фактором борьбы нашего общества за здоровый образ жизни и поддержания олим-пийской традиции в росте национальных спортивных достижений. Это требует возрождения научного подхода к совершенствованию системы и методов физического воспитания и развития прежде всего массового детско-юношеского и студенческого спорта с учётом влияний СМИ, Интернета и компьютеризации игровой деятельности, современных инноваций и методов спортивной тренировки. Ныне на спортсмена — точнее, на его будущую победу — работает целая команда специалистов, в том числе и тех, кто отвечает за научно-технологическую поддержку тренерской деятельности.

В современном Российском спорте эта поддержка финансируется только для элитных спортсменов, в то время как в советские времена она была государственной задачей физкультурно-спортивного всеобуча, ори-ентирована на школьный, народный и массовый спорт (системы БГТО и ГТО, деятельность профсоюзных спортивных обществ). Ныне же только элитный спорт является заказчиком и потребителем высоких технологий в подготовке к соревнованиям, он не будет бесплатно делиться своими секретами и методами спортивной подготовки с массовым спортивным сообществом. Государство же ныне оказывается неспособным осуществлять надлежа-щую заботу о здоровье и развитии в России массового спорте молодёжи. Между тем апробированная ещё в советский период двусто-ронняя связь массового спорта с наукой о физическом воспитании учащейся и студенчес-кой молодёжи, обновление и в развитие спортивной базы и новых образцов спортинвентаря, является условием оздоровления молодёжи и спортивных достижений нации.

Многие достижения современного спорта напрямую связаны с уров-нем научно-педагогического и медико-биологического обеспечения физи-ческого воспитания и спортивной тренировки молодежи. Занятия спортом высших достижений заставляют организм работать на пределе возможностей, что для студента-спортсмена создаёт существенные труд-ности сочетания учебы в ВУЗе с напряженными тренировками и участием в соревнованиях. Эти проблемы также требуют исследования, научной разработки новых методов, выводящих спортсмена на пик его «спортивной формы» без ущерба для продолжения его образования в ВУЗе.. Наряду с указанным, современный спорт высших достижений требует от спортсменов патриотизма и высокой гражданской, морально-психологической самоотдачи, способности переносить комплексные сверхнагрузки – спортивные и учебные. В своё время в ГДР для элитных спортсменов действовало правило - сначала достижения в спорте, а после спорта – учёба в ВУЗе. В России же учебные и спортивные будни элитных спортсменов-студентов, их участие в УТС и экзаменационных сессиях в ВУЗе как бы слиты в их сознании, что создает дополнительные трудности как в спорте, так и в учёбе. В большом профессиональном спорте сознание спортсменов освобождено от этих трудностей, что доказывает истину -. чемпионами не рождаются, а становятся.

* * *


Внесение изменений закон РФ (2011 г.) о бюджете на перспективный период об увеличение расходов на развитие физической культуры и спорта позволяет уже в текущем году (2012 г.) решить ряд неотложных отраслевых задач организационного, научно-концептуального и методического характера. Одна из них — необходимость возрождение массового, доступного для широких слоёв малообеспеченного населения, детско-юношеского и студенческого спорта. Другая не менее важная задача – создание научно-обоснованной и эффективной системы подготовки элитных спортсменов из числа студентов для национальных сборных команд РФ по видам спорта.

Именно поэтому 10 мая 2011 года Департаментом физической культуры и спорта г.Москвы  принято решение об объединении ГУ «Центр сборных команд Москомспорта» и ГУ «Центр инновационных спортивных техноло-гий  Москомспорта» в единую организацию – Государственное учреждение города Москвы «Центр сборных команд и спортивных технологий»Департамента физической культуры и спорта г.Москвы. Основная задача «Центра сборных команд и спортивных технологий» – создание инновационной площадки для подготовки московских спорт-сменов и управление развитием физической культуры и спорта в нашей стране на новом информационном и научно-методическом уровне.



Литература:

- Информационно-аналитический бюллетень по актуальным проб-лемам физической культуры и спорта /

Психологичекие акспекты подготовки спортсменов// вып. № 11.Минск, БГУФК, 2011. – 309 с.



- Ликстанова Н.В. Психолог в спортивной команде / Психология как профессия // Под ред. Е.В.Дворцовой. НИФИ ГОУ ВПО «Кем ГУ». – Новокузнецк, 2010. – 194 с.

- Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта//Учебн. для вузов. М.:Академ. Проект, 2004.-576 с.

-------------------------------------
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЙ СОЗНАНИЯ СПОРТСМЕНОВ В

В СОСТОЯНИЯХ «СПОРТИВНОЙ ФОРМЫ»


В.М.Снетков
Научное изучение сознания человека как личности предполагает наличие теоретической модели, на основе которой возможно определить цели и методы изучении и управлении сознанием людей в их деятельности, в т.ч. в спорте. Поэтому методологической основой изучения сознания спортсменов является экзистенциально-холистический подход (от лат. existential-существование), суть которого заключается в изучении системной целостности его свойств в соответствии с принципом «единства его сознания и деятельности» (С.Л.Рубинштейн, 1047; А.Ц.Пуни, 1959).

Практика спорта постоянно указывает нам на факты о том, что в предстартовых состояниях даже высококвалифицированные и опытные спортсмены испытывают состояние двойственности сознания, переживая тревогу и неуверенность в успехе соревнования. Значит причиной двойственности сознания выступает соревнование. Когда соревнования закончились, двойственность сознания спортсменов исчезает.

Состояния двойственности сознания по причине неуверенности спортсменов в личном успехе часто возникают потому, что в их воображении сталкиваются противоположные по смыслу противоречивые образы и представления о конечном результате соревновательной деятельности. И чем сильнее желание победить, стать чемпионом, чем сильнее соперники, тем более неопределёнными являются образы и представления спортсмена о конечном результате соревнования. В исследованиях отмечено – чем неопределеннее прогноз на итог соревнований, тем сильнее предстартовое волнение у спортсменов, нередко принимающее форму стартовой лихорадки или апатии.

* * *


В изучении состояний сознания соревнующихся спортсменов мы исходим из инструментально-смысловой концепции человека, обоснованной в трудах Б.Г.Ананьева (1907-1972): человек как индивид и личность, субъект и объект деятельности, человек как уникальная психотелесная инди-видуальность. Успешный спортсмен интегрирует все эти свойства в своем переживании состояния «спортивной формы» - высшей готовности к соревнованию. Такая готовность является итогом напряженных тренировок, личного опыта побед и поражений конкретного спортсмена, без чего невоз-можен рост мастерства в избранном виде спортивной деятельности. В состоянии «спортивной формы» все телесные функции спортсмена начи-нают подчиняться его воле. В свои права вступает спортивная мотивация достижения успеха. Поэтому, с психологической точки зрения, цель подготовки к соревнованиям состоит прежде всего в снижении неопределенности ожидаемого данным спортсменом соревновательного результата до предсказуемого уровня.

Высший уровень предсказуемости соревновательного результата характерен для высоко тренированных спортсменов в состояниях их «спортивной формы».. В этих особых состояниях атлет, хорошо знающий возможности своих соперников, абсолютно уверен в себе, ибо не только его ум, но его тело знает и ощущает свои функциональные возможности. В состоянии «спортивной формы» - высшей готовности к соревнованию, тело спортсмена эвристически мыслит вместе с его мозгом. Ум спортсмена интуитивно и безошибочно программирует его тело на будущий желаемый для него результат соревновательной деятельности.

В состояниях «спортивной формы» рой противоречивых мыслей соревнующегося спортсмена в его сознании исчезает, сменяется чётким порядком и слитностью психических и двигательных представлений на основе доминирующих в сознании образов предстоящих двигательных действий. Сознание спортсмена полностью отождествляется с целью предстоящих действий. В психике спортсмена активны только те двигательные образы предстоящих спортивно-технических и тактических действий, которые образуют состояние его готовности к предстоящему соревнованию.

Пользуясь терминологией Л.С.Выгодского (1896-1934) атлет в состоя-нии «спортивной формы» -это уже победитель самого себя, т.е. человек как субъект успешных психомоторных спортивно-технические действий, доведенных до совершенства на уровне автоматизированного навыка. При этом состязательный результат выступает в сознании соревнующегося спортсмена как объект-цель его действий, не требующих особых волевых усилий. Л.С.Выготский объяснил бы эту метаморфозу в самовосприятии спортсменов эффектом преобразования «интериндивидуальных» взаимодействий в «интраиндивидуальные». В связи этим Л.С.Выготский писал, что «всякая функция в культурном развитии человека появляется дважды, в двух планах, сперва – в социальном, потом – психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем как категория интрапсихическая» (Выготский Л.С, 1960, с. 197-198).

В состоянии «спортивной формы» психика спортсмена, как инструментального субъекта соревновательной деятельности, «сливается» с его физическим телом. В терминологии Л. С. Выготского происходит процесс интериоризации деятельности - преобразование и слияние его физических свойств и качеств со знаками и смыслы предстоящих двигательных действий в соревновании. В состоянии «спортивной формы» атлеты, как правило, как бы отключаются от телесных ощущений и внешнего мира, они не ощущают своего тела, не осознают своих физических качеств и движений тела. Их сознание сливается с телом, абсолютно доверяет телу и своим т.н. «спортивным чувствам». Эти чувства нередко приобретают мистические формы, - спортсмены молятся и медитируют перед ответственным стартом, воображая себя победителем. В состоянии «спортивной формы» из сферы восприятия спортсменов исчезают привычное осознание трудностей соревновательной борьбы, сознание блокирует телесные ощущения тяжести и чувства времени. Наоборот, тело обретает легкость, быстроту, силу не ощущаемых мышечных напряжений. Стартующий спортсмен переживает абсолютную уверенность в себе, - отсюда и выдающиеся их соревновательные результаты.

Резюме. Совершенствование спортивного мастерства человека, как инстру-ментального субъекта, есть процесс преобразования им путем упорных тренировок своих «интраиндивидуальных», врождённых и приоб-ретенных в спортивном обучении личностных свойств, в «интерин-дивидуальные», т.е .в инструментальные, которые и способствуют формированию состояний «спортивной формы» - целостности личности, спортсмена, его высшей готовности к достижению поставленных целей. Состояние «спортивной формы» есть обретение спортсменом полноты и свободы своего спортивного бытия во времени и пространстве его индивидуальной и командной соревновательной деятельности. Вышесказан-ное позволяет сделать вывод о том, что развитие спортсмена как инструментального субъекта двигательной соревновательной деятельности выступает одновременно и целью, и необходимым условием достижения вершин мастерства в избранном виде спорта.

Литература:

- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1969. – 339 с..

- Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс СПб:, 2000. - 517 с.

- Колесников В.Ю.Акмеологические аспекты психодиагностики и управления состояниями спортивной формы квалифицированных спортсме-\нов//Автореф. дисс.канд.психол. наук.- СПбГАФК им.Лесгафта, 2004.- 22 с.

- Матвеев Л.П.,Михайлов В.В.Спортсменам о спортивной форме. М.: ФИС,1962.- 55 с.

- Родионов А.В.Особые состояния сознания спортсменов / Психология физического воспитания и спорта.- М.: Академ. Проект, 2004.- с.455-461.

- Сафонов В.К.Суворов Г.Б. Состояние тренированности и «спортивной формы» // Спортивная психология в трудах отечественных специалистов/ Под. ред. И.П.Волкова. – СПб.: Питер, 2002. – с 107-114.

- Шлахтер В.В. Акмеологические и методические аспекты обучения медитации спортсменов // Вестник БПА, вып. 22, 1998. – с.36-38.

---------------------------


ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СОВМЕСТИМОСТИ ПАРТНЕРОВ В СОЦИАЛЬНЫХ И СПОРТИВНЫХ ТАНЦАХ

Г.С. Завадский


Социальные танцы (англ. Social dance) —вид танцевальных стилей разных народов мира – детей и взрослых, мужчин и женщин, исполняемых под танцевальную музыку публично в праздничной обстановке, либо на танцевальных мероприятиях. Спортивные танцы (англ. Sport dance) - cовременный вид спорта, сходный по своеим социальным функциям со спортивными танциами на льду или парным фигурным катанием.

Социальные, как и спортивные танцы выполняют в обществе функцию древнейшего ритуала межполового социокультурного взаимо-действия. Сам факт существования в мировой этнокультуре парных танцев свидетельствует о скрытом в их глубинах природно-инстинктивных влечений и механизмов сублимации. Спортивно-танцевальная культура есть форма гендерного общения в публичных развлечениях молодёжи и является своего рода «социальным тестом» на психологическую совместимость партнеров. Благодаря спортивно-танцевальной культуре осуществляется приобщение человека к массовой физической культуре межполового общения. Исполнение парного спортивного танца требует исключительной психологической совместимости и синхронности движений партнеров, что достигается посредством упорной тренировки, взаимного эстетического восприятия и идентичностью оценок внешнего облика и поведения танцевального партнера.

Язык общения партнеров в социальных и спортивных танцах носит по-преимуществу невербальный характер, что активирует у партнеров неосознаваемой ими механизм психомоторной совместимости. В сознании же партнеров доминируют ценности танцевальной культуры в форме этических стереотипов публичного досугового поведения в развлекательных целях. Практика парных социальных и спортивных танцев формирует в сознании участников нравственные ,эстетические (гендерные) стереотипы восприятия и понимания молодыми людьми друг друга в ситуациях публичной демонстрации своего мастерства. Очеловечивая половой инстинкт нормами культурного взаимодействия, социальные и спортивные танцы выполняют воспитательную функцию, приобщая молодёжь к нравственным и моральным ценностям контактного межличностного общения лицом к лицу. Техника социальных танцев проста, доступна всем желающим. Техника же спортивных танцев сложна требует от спортсменов особых физических качеств, двигательных умений, тренированности, и др.

* * *


Овладение движениями в парных социальных танцах не требует спортивной двигательной одаренности и длительной тренировки. Социальные танцы доступны и детям, и взрослым, и пожилым людям, - было бы желание общаться посредством танца. В исполнении социальных танцев важны не столько техника, изящество, синхронность танцевальных движений в паре, сколько их привычный автоматизм, представляющий возможность партнёрам наслаждаться психофизической близостью посредством прикос-новений друг к другу, переживания тактильных ощущений тела и рук партнёра в музыкальном ритме синхронных танцевальных движений. В условиях городского образа жизни и необходимости организации культурного досуга молодёжи обучение социальным танцам требует специиальных исследований психологической совместимости партнеров..

Хотя танцующие и наблюдающая публика непроизвольно оценивают искусство движений партнеров, тем не менее, в социальных танцах нет су-дей, как это имеет место в спортивных танцах. Каждый участник танцев во-лен демонстрировать свой стиль, выбирать и приглашать на танец партнё-ра по личной склонности. Однако традиционно в разнополых парных со-циальных танцах преимущественное право выбора партнера, приглашения его к танцу, закрепилось за мужчинами. Однако в карнавальных танцах, ког-да лицо танцующих скрыто маской, - факт мужского преимущества парт-нера нивелируется, ибо за мужской маской может скрываться и женщина, и наоборот.Именно этой танцевальной интригой и привлекательны массовые карнавалы. Вышесказанное выражает гендерный аспект проблемы.
Существующая по сей день практика организации социальных танцев в России на западно-европейский манер известна с ассамблей Петра Вели-кого (1672-1725). В советский послевоенный период (50-е годы ХХ века) популярность социальных танцев резко возросла. Танцевальные вечера проводились практически в любом городском или сельском клубе, на танцевальных площадках парков культуры и отдыха, в домашних условиях на семейных праздниках, и т.п. В репертуар клубных и праздничных тан-цевальных вечеров молодёжи включались парные бальные танцы, краковяк, венский вальс, вальс-бостон, фокстрот, танго, позже появились люби-тели чарльстона и рокен-ролла. Поскольку в своём большинстве социальные танцы являются парными разнополыми танцами, то в их клубном обу-чении и исполнении практикуется свободный обмен партнерами. Ныне тан-цевальные дискотеки школьной молодежи являются популярным культур-ным средством их гендерного воспитания. В западных странах, - в США,- России, Латинской Америке, в качестве социальных танцев практикуются: аргентинское танго, бачата, венский вальс, линди хоп, меренге, реггетон, ру-мба, руэда, сальса, самба, ирландские сетовые танцы, свинг, хастл, и др. Танцующие ощущают дыхание друг друга, происходит обмен психическими состояниями, что при возникающей взаимной симпатии и эмпатии может вызывать у партнеров бессознательное состояние танце-вального транса (экстаза). Одновременно воспринимая музыкальный ритм совместного движения, танцоры синронизируют тем самым свои слуховые и кинестетические (телесно-двигательные) ощущения от прикосновений друг к другу, что вызывает у партнеров психические эффекты синестезии

Техника ведения партнерши — одна из наиболее сложных, она обучает лидерству в танце, что прежде всего важно для партнеров-мужчин. У парт-нёрш задача несколько иная — уметь слушаться партнёра, т.е. чувство ведо-мости, - красиво и изящно выполнять предлагаемые партнером движения, синхронизируя их с тактом и движениями ведущего. Умелым ведением дос-тигается удовлетворение потребности партнеров в эмоциональном контакте.
Резюме.В специальной литературе существует большое число теоретических разработок этого вопроса, однако проблема психологической совместимос-ти танцующих партнеров до сих пор остается практически неизученной. В отличие от спортивных танцев в социальных танцах партнеры объединяются в пары протиивополож-ного пола прежде всего для обоюдного знакомства и межличностного контакта Возникающие в танце мысли и сенсорные ощущения от тактильных прикосновений партнеров, - главное условие переживания партнёров в контакте глаза в глаза при синхронном выполнении танцевальных дви-жений.

Литература:

- Драч Г.В. Культурология. Уч. пособие для ВУЗов.-Ростов н/Д: Изд.

Фенгиес, 2007.- 570 с.



- Курис И.В.Танец в биоэнергопластике (Трансперсональный опыт исс-

Ледования).- СПб.: Изд. БПА, 2008. – 144 с.



- Малкина-Пых И.Г. Танцевально-двигательная терапия // Телесная терапия.- М.: Изд. Эксмо, 2005.- с.510-580.

- Bernstein P.Theory and methods in dance-movement therapy/ A manual

for therapists, studets, and educators.Dubuque, Iowa:Kandall/Hant,1972.- p.17-21.

-----------------------
ЗАРУБЕЖНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НАСИЛИЯ В СПОРТЕ
Г.О.Геева
Существует ли насилие в спорте? Да, конечно, спорт – это игра в на-силе над собой и соперниками по принципу «кто кого?». Чтобы преодолеть сопротивление соперников существует судья и правила соревнований, но главное – это личная воля и мастерство спортсмена. Воля побуждает к преодолению внешних и внутренних трудностей в состязаниях с самим собой и другими. Например, все виды бокса, борьбы, контактные спортивные игры – футбол, баскетбол, регби демонстрируют феномен насилия. И хотя спорт – это соревнование под контролем спортивного судьи и по определенным правилам, тем не менее, в спорте демонстрация насилия разрешена.
* * *

Канадский публицист Malcolm Gladwell представил данную проблему в журнале The New Jorker: Offensiv Play: Is Football Any Better Than Dogfighting? (19 октября 2009 г.). В этой статье, под названием «Стоит ли американский футбол большего, нежели собачьи бои?», он анализирует проблему насилия в спорте. В Европе теоретики спорта не сразу осознали скандальный характер этой проблемы. Отмечено, что в США американскому футболу в СМИ уделяется столько же внимания, сколько политическим кампаниям и телевизионным шоу звёезд искусства. Образ атлета-игрока в американский футбол воспринимается молодёжью как элемент национальной идентичности. В США ни один другой вид спорта не может соперничать по популярности с американским футболом.

Совсем другое дело собачьи бои. В плане социальной респектабельности они располагаются на противоположной стороне экстремального досуга. Их все осуждают, и в Америке большинстве штатов они запрещены. За их тайную организацию можно угодить в тюрьму. В своей статье M. Gladwell сравнивает «бриллиант» патриотического духа с запрещенной деятельностью изгоев общества. Это как если бы во Франции поставили на одну ступень святая-святых – игру в регби и петушиные бои, проводимые на фермерских дворах.

Развивая свою точку зрения, Gladwell рисует портрет бедного славного малого Kyle Turley, бывшего игрока в американский футбол, который ушел на пенсию в 2007 году после девяти лет хорошей игры в National Football League на посту offensive lineman. Он играл в командах Нового Орлеана, Сен-Луи и Канзас-Сити. Однако уже в 34 года он страдает от множества нервных расстройств: провалы в памяти, хронические головные боли, проблемы с концентрацией внимания, внезапные потери сознания, приступы головокружений и рвоты. Ему кажется, что его здоровье сильно ухудшается, и он теряет рассудок. Естественно, что его проблемы начались, когда он еще играл в NFL. На соревнованиях и тренировках он получал многочисленные удары в голову. Иногда, чтобы восстановиться, он уходил из команды на несколько дней или недель и очень тяжело переживал это. Даже когда он терял сознание от сильных ударов, его первым желанием затем было встать и дать знак своим staff, что все « о,key», и снова вступал в игру. Конечно, он не выдерживал период полноценного восстановления, положенный после подобных травм. Но, поскольку его благословляли на подвиги и тренер и врач, он не думал о своём здоровье. И его случай далеко не единственный. Многие профессиональные спортсмены кончают гораздо хуже, и поэтому судьбе Kyle Turley можно почти позавидовать. Через два года после ухода на пенсию он был еще жив, собирался заняться музыкой country, хотя ранее скептически относился к музыке как занятию для пенсионеров.

Безусловно, судьба бывших профессиональных спортсменов очень ин-тересует специалистов-неврологов, которые объединяют симптомы их болезни под аббревиатурой CTE (chronic traumatic encephalopathy). Профессор Ann Mckee из Бостонского университета руководит широкой программой клинических исследований мозга бывших спортсменов, главным образом футболистов и некоторых известных боксеров. Анализ тканей выявил общее интересное явление: анормальное наличие протеинов TAU (tubulin associated unit), которые классически ассоциируются с дегенерацией нервных клеток. Были обнаружены также поразительные вещи: так во фронтальной доле бывшего профессионального футболиста, занимавшего пост linebacker в течении шестнадцати лет, в месте, где игрок получал удары, находилась зарубцевавшаяся ткань, которая полностью состояла из TAU. Для исследователей было совершенно ясно, что мозг бывшего футболиста долго являлся «punching ball». Продолжая исследования, учёные увидели также следы старых травм, представлявшие полностью некротические зоны. Это было похоже на болезнь Альцгеймера в глубокой стадии. Но в отличии от сенильной деменции, которая по современным взглядам является полностью эндогенной, симптомы, от которых страдают многие профессиональные футболисты, напрямую связаны с плохим лече-нием и количеством полученных ударов по черепу.

Профессор Mckee утверждает, что более 20% игроков в американский футбол имеют CTE. Акцентируя внимание на зрелищных эффектах спорта, он пишет: «…Более 80 лет известно, что боксеры рискуют стать слабоумными, но они продолжают заниматься боксом. Почему? Потому.что болельщики приходят на матчи по боксу. Так же и в футболе. Следует признать, что порочны и отношения между игроками и сама игра. Не следует ли положить конец этой гекатомбе и, набравшись мужества, запретить футбол?»

Можно ли запретить американский футбол в США? Такое предложение может вызвать только улыбку. Однако уже в 1905 году, после гибели ряда игроков, этот вопрос поднимался президентом Теодором Рузвельтом в Белом Доме. Эксперты из университета Колумбии высказались положительно – запретить. Для них этот запрет соотносился с уважением и охраной человеческого достоинства спортсменов. Один профессор чикагского университета даже назвал этот вид спорта « убийцей мальчиков», - спорт, который калечит мужчин с единственной целью обогащения». Представители двенадцати престижных университетов собрались на Ассамблее, и вопрос о запрете американского футбола был поставлен на голосование. Достаточно было только одного лишнего голоса, чтобы навсегда запретить американский футбол. Но, увы…Этого голоса не хватило. и запрет не состоялся, но были внесены некоторые изменения в правила, спортинвентарь и оборудование американского футбола.

Однако вопрос, касающийся опасности этой игры, не был снят с повестки дня. Безусловно, случаи гибели игроков во время матча стали крайне редкими. Но по мнению журналиста, сейчас самое время вновь поставить вопрос ребром и перестать объяснять каждую новую болезнь бывшей спортивной звезды простой неудачей. Именно поэтому Gladwell в своих публикациях и выступлениях стал сравнивать популярный в США американский футбол с запрещенными собачьими боями. После душераздирающего описания одного из собачьих боёв он заключает, что мучения собак и их гибель являются следствием собачьей преданности хозяину. Наблюдая за боем, можно заметить, что хозяин всегда остается в поле зрения собаки. Эта зрительная поддержка дает животному силы продолжать битву до конца. Когда же этот зрительный контакт прерывается, измотанная и искусанная собака уже не видит смысла продолжать схватку и, будучи серьезно раненной, подыхает с образом своего хозяина в своей собачьей памяти. Но стоит ей услышать призывы своего хозяина, даже в агонии она снова агрессивно скалит зубы. Это очень похоже на психологию игроков в американский фяутбол.

Gladwell считает, что психология профессиональных футболистов мало чем отличается от психологии этих боевых собак. Когда обтекающая кровью собака выигрывает, хозяин ласкает ее, когда же она проигрывает – он ее быстро забывает, просто вычеркивает из своей памяти, переносит свое внимание на более перспективных чемпионов. В подтверждение сказанному автор приводит свидетельство Kyle Turley, который говорит о душевных страданиях, испытываемых игроком, когда его вдруг выводят из состава сборной. Профессиональный боксер или футболист подобно боевой собаке всегда готов к поединку, готов на всё, чтобы не потерять уважение тренера, внимание своих коллег, любовь болельщиков чем и объясняется его привычка к десимуляции, - желанию постоянно скрывать свою неуверен-ность в очередной победе из-за серьезности своих травм. А если травму и лечили, то врачи постоянно говорили ему: «Тебя прооперировали, теперь ты в порядке! Ведь ты герой! Преодолевай боль и будешь получать кайф!». И Kyle шёл и преодолевал, и вновь побеждал на пределе своих сил.

Вышеупомянутый Kyle, как и другие подобные ему игроки, которых мотивирует образ воина-героя, пленяет честь играть роль несокрушимого победителя, носить побуждающие к тщеславию прозвища, вроде: «Jronhead » (железная голова), « Rocket », « Missile », «Megatron », « Measte » (полу-человек), «beaste» (полу-зверь), - он играл до полного разрушения своего позвоночника и превращения в инвалида. Но его coach (тренер) гордился им и ставил его в пример другим игрокам. И поэтому сегодня инвалид Kyle признается, что если бы можно было все начать сначала, он не раздумывая сделал бы это с сознательной заботой о своём здоровье, но в спорте снова бы выбрал футбол. Такова героическая психология атлетов-героев, не щадящих себя ради имиджа «непобедимого№.

Gladwell подчеркивает, что эти черты характера свойственны всем атлетам из NFL. Они не испытывают никакого сожаления о полученных ими травмах и нанесенных ударах. Они мужественно переносят травмы и боль, гордятся своей преданностью своему виду спорта, команде, тренеру, спортивным болельщикам. Храбрость, мужество, настойчивость, упорство – вот черты настоящих спортсменов, играющих в американский футбол. При виде такого самопожертвования Gladwell задает себе вопрос: не связаны ли эти спортсмены с самим дьяволом, – сегодня игрок обласканная звезда, а завтра – жертва насилия. Он подвергает сомнению не только реальные мотивации этих спортсменов, но и конечные цели данного национального для США вида спорта. Поэтому он и сравнивает его с запрещенными собачьими боями, что вызвало скандал в американском обществе, не привыкшем, чтобы попирались его самые могущественные символы.

В свете данной проблемы Gladwell упоминает также автогонки Nascar (National Association for Stock Car Auto Racing), когда машины мчатся со скоростью до 320 км\ч. По силе профессиональной деформации личности и опасности для здоровья и жизни спортсменов американский футбол можно сравнить с Nascarи многими другими современными экстремальными видами спорта. Но если убрать эту опасность из спорта, то соревнования экстремалов теряют свой смысл. Значит в спорте нет успеха без жертвенности? Это относится ко всем видам спорта, связанным с риском для жизни – бокс, регби, хоккей на льду, прыжки с трамплина, и т. д. Многие зарубежные авторы и исследователи задают вопрос: «Можно ли уменьшить риск в спорте, не потеряв при этом интереса зрителей?»

* * *


Резюме. С социологической и психологической точек зрения тема насилия в спорте – одна из самых деликатных. Спортивные руководители постоянно выступают с добродетельными речами, что от насилия следует избавляться не только по нравственным причинам, но и потому, что оно может отвратить молодежь от занятий спортом. Но нельзя отрицать тот факт, что многие спортивные дисциплины являются популярными именно потому, что в них много насилия, и если, каким-нибудь чудом в будущем спорт избавится от насилия, то он, скорее всего, потеряет большую долю своей привлека-тельности не только для мужского, но и женского населения. Данная проблема ещё мало изучена

<< предыдущая страница   следующая страница >>