Региональная общественная организация ученых «балтийская педагогическая академия» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Закона «Об общественных объединениях» 1 21.45kb.
Санкт-Петербургская Региональная общественная организация 1 49.83kb.
Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива» при... 3 819.01kb.
Добровольцы изменяют мир к лучшему 1 95.69kb.
Участники Круглого стола 14 февраля 2013 года 1 71.31kb.
Нижегородская региональная общественная организация (нроо) Негосударственный... 1 93.42kb.
Литературно- художественный альманах поважье орган издания региональный... 6 3232.29kb.
Информация о федеральных списках кандидатов в депутаты Государственной... 1 22.39kb.
Центр социально-психологической и информационной поддержки Региональная... 4 1610.23kb.
«орловская региональная академия государственной службы» 2 576.56kb.
Владимир Рогов – Украина, Молодежная общественная организация 2 576.13kb.
Как наладить отношения со своей половиной 10 2970.24kb.
- 4 1234.94kb.
Региональная общественная организация ученых «балтийская педагогическая академия» - страница №1/7




Региональная общественная организация ученых

«БАЛТИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»


Научное издание

-----------------------------------------------




«Воспитание – великое дело:

им решается участь человека».

Н.Г.Белинский

ВЕСТНИК


БАЛТИЙСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

АКАДЕМИИ
Вып. 104. – 2012 г.
Актуальные психолого-педагогические

проблемы обучения, воспитания, -

физической культуры и спорта

учащихся и студентов
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Редакционная коллегия выпуска:
Доктор психол. наук, проф. И.П.Волков; доктор педагогич. наук, проф. Ю.А.Гагин; доктор психол. наук, проф. В.Н.Панферов; гран-доктор психо-логии, канд. педагогич. наук, проф. И.В.Курис; канд. психол. наук, проф. И.Г.Станиславская; канд. психол.наук, проф. М.В.Чиковани.

Ответственный за выпуск:


канд. психол. наук, профессор И.Г.Станиславская
Редакция вестника:

Главный редактор - И.П.Волков


Зам. гл. редактора - Д.Н.Давиденко

Секретарь - Л.Г.Минина


Адрес редакции :

190121. Г. Санкт-Петербург. Ул. Декабристов, 35

СПбГАФК им.П.Ф.Лесгафта. Кафедра психологии.

Тел. 714-66-27. Факс 550-02-11.



Е-mail: Volkov_bpa@rambler.ru

WWW. baltacademy.ru



В 36 © Балтийская Педагогическая Академия


© Волков И.П.


  • Печатается на средства авторов статей и взносы

членов РООУ БПА по секциям культурно-исторической

психологии и отделения валеологии и акмеологии



В 43162014 – 75 Без объявления
С 96 (03) – 2012

«ВЕСТНИК БАЛТИЙСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ»

Научное издание (сокращенное название: «Вестник БПА»)
Основано в июле 1995 года. Гос. лицензия ЛП СПБ

в г.Санкт-Петербурге № 00-5832.Рег.2160\2000.


ISSN 1818-6467 (Vestnik BPA)

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Подписано к печати 29.02.2012 г. Печать ризографическая.

Зак.02. Тираж 100 экз. Формат бумаги 60х90. Изд. РООУ БПА.



СОДЕРЖАНИЕ:
От редакции …………………………………………………………… 5
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ,

ВОСПИТАНИЯ, ЗДОРОВЬЯ МОЛОДЕЖИ



Волков И.П., Павел Д.Н.Россия на пороге педагогических перемен

Богачек И.А. Современные тенденции управления педагогическим образованием в России…………………………………...

Чиковани М.В. Приобщение российской молодежи к здоровому

образу жизни как государственная задача ………………



Буланов В.Ю. Психотопография пространства школьного класса и его влияние на учебную активность учащихся……….

6
15
19
24


ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛЬНЫЙ

И СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ:



Штуккерт А.Л.Актуальные проблемы развития российского сту-

денческого спорта …………………………..……….. …



Снетков В.М. Особенности проявлений сознания спортсменов в

состояниях «спортивной формы»………………………...



Завадский Г.С. Исследование психологической совместимости

партнеров в социальных и спортивных танцах………….



Геева Г.О. Зарубежные исследования насилия в спорте……………..

Хватская Е.Е., Латышева Н.Е. Как обучить своего ребенка быть

успешным в общении со сверстниками………….............



Савенко С.И. Влияние межличностных отношений в спортивной

команде на соревновательную успешность……………..



Аль Арджа М.А.(Иордания). Задачи спортивного психолога фут-

больной команды…………………………………………



Анедреев В.В., Казанская М.В. Переживание травматического стресса у действующих и бывших спортсменов ………..

Крылов А.И., Шустиков Г.Б., Фудимов В.В. Требования видов спорта к развитию личностных качеств спортсменов……

Терёхина Р.Н. Психологические особенности тренерской деятель- ности в подготовке гимнастов к международным сорев-нованиям ……………………………………………………

Дуванина А.В., Станиславская И.Г. Семейное консультирование

в спорте……………………………………………………….



Сытник Г.В. Изучение кризисов личностного роста у студентов-

спортсменов…………………………………………………..



28
30


33

36
40


44
46
50
52

56
60


63

НОВОЕ В РОССИЙСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ - ВОСПИТАНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ДЕНЬГАМ:


Правоверов Л.И. Магия денег в общественной и личной жизни

граждан……..……………………………………………..



Мосолов В.А. Деньги в нравственном измерении личности………..

Зацепин В.И.(Австралия).Деньги – провокатор совести……………

Волков О.И. Пользуясь деньгами, живите по заветам предков ……..

Афоризмы. Народная мудрость о деньгах ……………………………

68

71



78

82


86


АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ И

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ:



Чеглова И.А. Медиация – новая специальность в профессии юри-

дического психолога-консультанта……………………….



Шевцов А.А.О болезнях современного общества и уроках истории

в диалоге цивилизаций…………………………………….



Самойленко В.Г. , Шевцов А.А. Проблемы и перспективы разви-

тия российской культурно-исторической психологии….



Зиганов Н.П. Жить по вере, решать по совести, действовать по

обстоятельствам………………………………………… ….



Калягин А.Н.Типы личности граждан в современной России…….

Яркина Е.В. Художественное творчество в профессии музейного

реставратора………………………………………………….


89
94


99
105

110
113




НАША ПАМЯТЬ:


К 90-летию со дня рождения Е. С. Кузьмина (1921-2011)……….

Давиденко Дмитрий Николаевич (1942-2011)……..………………

Зацепин Вениамин Иванович (1930-2011)……………………….. .

118

119


120


ПОЗДРАВЛЯЕМ ЮБИЛЯРОВ:


Профессору Г.Е.Ержемскому 94-ый год…………………………….

Профессору В.У.Агеевцу 85 лет………………………………………

Профессору Коневу В.С. 85 лет …..…………………………………

121

122


123


В Президиуме РООУ БПА……………………………………………… 124

Сведения об авторах……….……………………………………………. 125
От редакции.
В советские времена для Запада мы были «империей зла», а теперь стали «донором». К счастью наше российское общество начинает оживать от постсоветской каталепсии. Оставаясь пока в неведении своего будущего, российская педагогическая наука не забывает своего прошлого. Известно, что человек без памяти – кретин, а у нас память в норме. В наступивший век электронных СМИ с его тотальной властью денег, космических полётов, возрождением религиозного мышления, навязывания народу манипулятив-ных избирательных технологий и пр., российская государственная образо-вательно-воспитательная система, к сожалению, утратила свою националь-ную самобытность и былую патриотичность. Публичное упоминание о чем-то исконно «русском» в прессе ныне расценивается как русский национа-лизм, якобы подобный немецкому фашизму. Почему так? И, тем не менее, педагогика в России выживает.

Из педагогических достижений прошедших двух десятилетий укажем на организацию в РФ многовариантного школьного обучения с учётом местных условий, внедрение ЕГЭ для выпускников школ и поступающих в ВУЗы, оживление кружковых форм научно-технического творчества детей и секционной спортивной работы. Как позитивный факт отметим введение в школьную программу трех обязательных в неделю уроков физической культуры. В 2011-2012 гг. наметились также существенные подвижки в совершенствовании законодательной базы народного образования. В проекте нового ФЗ «Об образовании» предусмотрены статьи, направлен-ные на возрождение в РФ среднего профессионального образования (ПТУ), новой структуры университетского образования с учетом приоритетных задач подготовки инженеров и технических специалистов для народного хозяйства, и др. Государством осуществляется повышение стипендий студентам, зарплат школьным учителям и преподавателям вузов, пенсий по старости, и др.

Однако на фоне этих перемен ужасающими воспринимаются статисти-ческие данные об имущественной поляризации нашего общества на богатых и бедных, о коррупции в правительстве, о замерзающих на улицах бомжах, о детской заболеваемости и беспризорности, подростковой преступности, проституции и суицидности (по офиц. данным только в 2011 г. в РФ покончило жизнь самоубийством более 1,5 тыс. подростков и около 3,5 тыс. покушались на суицид).

Мы живем в эпоху перемен. Отечественная теория и практика вос-питания нашей молодёжи ныне нуждается не столько в традиционной духовной, нравственно-религиозной поддержке церкви и общества, сколько в в коренном научно-методическом и морально-правовом обновлении своих научных основ с учетом нового общественного строя, роли и места России в современном мире. Будем же помнить В.Г.Белинского: «Воспитание – вели-кое дело: им решается участь человека».


АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ,

ВОСПИТАНИЯ, ОЗДОРОВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ

----------------------------------------------------------------


РОССИЯ НА ПОРОГЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПЕРЕМЕН
И.П.Волков, Д.Н. Павел

Спустя 20 лет после развала советской государственной образо-вательной и учебно-воспитательной системы, в результате перестройки сис-темы нашего образования на западный лад, развитие отечественной педагогики - науки о народном образовании и воспитании молодёжи, утеряло в РФ значение приоритетной государственной задачи. С печальным состоянием отечественного образования, не говоря уже о состоянии воспитательной практики, согласился и уволенный с должности министра образования и науки РФ Александр Фурсенко (2004-2012). Согласно опросам общественного мнения А.Фурсенко оказался самым нелюбимым россиянами правительственных чиновником. И это из-за возросших, но не удовлет-воренных социальных ожиданий россиян к совершенствованию воспитания и обучения нашей молодёжи в эпоху строительства нового общества.

* * *


Православная вера – спаситель воспитания. В постсоветский период новые власти в РФ сделали все возможное, что бы имя А.С.Макаренко (1888-1939), основателя самой передовой в послевоенную эпоху советской педагогической науки, было вычеркнуто из отечественной истории образования и воспитания подрастающего поколения. Но этого у кремлевских властей не получилось. Педагогику спасла вера русского народа в общечеловеческие и нравственные ценности. На помощь воспитанию пришла РПЦ – Российская Православная Церковь. В тот критический период слома государственной машины для возврата России из социализма в капитализм, обращение сознания народа к вере предков спасло Россию от гражданской войны. Пользуясь услугами американских советников, тогдашние кремлевские власти во главе с Б.Н.Ельциным быстренько поменяли социалистическую идеологию с её верой в «человека труда» на капиталистическую с её верой во «власть доллара».

Новоявленная в 1991 году «кремлевская власть» РФ в одночасье отка-залась от веры в коммунистический миф о «светлом будущем» и в возникшую духовную пустоту тут же заполнил церковно-православный миф. Но именно РПЦ в лице патриарха Алексия II, а не Ельцинская команда, спасла народы России от американской колонизации, ибо наша народная память прочно хранит Православную веру предков. Вот сейчас вера предков спасает Россию, объединяя нас в единый народ. А в те смутые годы (1986-1993) вера в помощь Неба и Земли помогла сохранить российскую государственность, защитила нас от хищников американского глобализма. Бывший директор ЦРУ США А.Даллес (1953-1961), главный идеолог холодной войны с СССР, уже в 1945 году призывал Запад морально и экономически дезорганизовать Советскую Россию изнутри, внедрить своих людей в правителство, расчленить Россию на протектораты, «насаждать культ секса, насилия, садизма, предательства – словом всякую безнравственность» (см.: «Вестник БПА, 2010, вып. 94, с. 123-140).Однако, не получилось, Россия вновь выжила, а Даллес уже умер.

Отказ общества в 90-е годы от научного атеизма и возврат массового народного сознания к Православной вере не спас нас от экономического кризиса и краха советской промышленности, но спас от утраты российской самобытности. Быстро заменив тоталитарный социализм на дикий капита-лизм, наше «обновленное» общество быстро восстановило разрушенные большевиками церкви. Денежный станок заработал на всю мощь, вызвав в 1998 г. девальвацию рубля. Государство поспешно, по-чубайсовски, возро-дило и узаконило частную собственность. Поток западных товаров и дол-ларов хлынул в голодную страну. Но сохранив, ценой отказа от «прогнив-шего» социализма, свою государственность, постсоветская Россия вновь, как и в царские времена, оказались заложницей буржуазной идеологии с её влас-тью богачей и социальной несправедливостью.

В каком же состоянии ныне находится наша педагогическая наука и общественная воспитательная практика спустя четверть века после слома советского образования? Стало ли нашему народу и детям от этого лучше? Данная проблема до сих пор является темным пятном постсоветской истории, власти бойкотируют исследования по этим проблемам, но «шила в мешке не утаишь».

* * *

Россия в эпоху перемен. На рубеже ХХI века в нашем обществе возникло масса новых неизученных педагогических проблем и трудностей в воспитании молодёжи, успешное решение которых возможно лишь на основе научного атеистического подхода. Ныне советская атеистическая эпоха сменилась в России эпохой информационного общества, в котором религиозная вера в божью небесную помощь преобразовалась в сугубо личностную ценность. Быстрые темпы развития современной техногенной цивилизации с её рыночной экономикой, спутниковым телевещанием, космическими полётами, новыми технологиями, мобильной связью, властью денег, нагнетают спешку и напряженность жизненного ритма, порождают социальную конфликтность, что чувствуется ныне во всём. В этой жизненной суете под колпаком СМИ оказалась и вера в бога. Но религия не может спасти людей от ошибок, в выборе охраняющих душу смыслов действий и поступков в социуме. Экранная зависимость лишила многих из нас истинной веры в самих себя, способности отличить явную ложь от правды, честность от обмана, законность от беззакония, чиновничий произвол от коррупции, и пр.

В результате возврата РФ в конце ХХ века в «адамо-смитовский капитализм» с тотальным оцерковлением сознания граждан РФ, наши дети и школьники стали заложниками, но теперь уже экранной зависимости, компьютерных игр, гиподинамии, вредных привычек. Взрослые и пожилые люди стали искать утешения в «зелёном змие» и под куполами церквей. Для большинства граждан земная власть денег ныне заменила небесную власть богов и политических идеологий. Под влиянием инициируемой США целенаправленной пропагандистской компании в 80-90-е годы общественное сознание наших трудящихся было дезинформировано и переориентировано с социалистических и коммунистических идеалов на буржуазные, денежные, капиталистические. Идея «светлого коммунистического будущего» в сознании народа померкла. Назревший благодаря гайдаровским инициативам политический кризис советской власти, в конце в 1991 году завершился крахом и «Беловежскими соглашениям» о роспуске СССР.

Подскользнувшись на ошибках и предательстве кремлевских партократов, Советская Россия покатилась в бездну буржуазной морали. В сфере деловых отношений вера честному слову коммуниста в горбачевско-ельцинские времена незаметно подменилась верой слову бизнесмена, подкрепленному всесилием «зелёненьких-$». Рубль в 1998 году девальвировался. И, тем не менее, спустя двадцать лет именно русский народ снова выжил в этом очередном для России социальном катаклизме.

* * *


Кредо России – в социальной справедливости. Чем же может похвастать наша постсоветская педагогическая наука в её нынешней ориентации на капиталистический строй. Наше нынешнее постсоветское капиталисти-ческое государство похоже забыло о воспитательном влиянии трудовых традиций и военных подвигов нашего народа, о том, что светлое будущее нашей страны – в детях, а не в долларах и в бизнесе? Однако первый неудачный исторический опыт с социалистическим строительством для российской государственности не прошел даром. От капиталистического удара мы согнулись, но не упали, - именно на ошибках и учатся. Советские достижения и неудачи в образовании и воспитании молодёжи ныне воспринимаются нами как поучительные и полезные исторические уроки.

Мир помнит, что именно благодаря народной вере в справедливость Советский народ в кратчайшие исторические сроки достиг всеобщей грамотности, осуществил индустриализацию страны, победил фашизм в ВОВ (1941-1945), а в послевоенный период быстро восстановил государственную экономику, создал передовую в мире систему народного образования и воспитания молодёжи, стал первым в освоении Космоса, - всего этого уже не вычеркнешь из истории нашего народа и государства.

И если человек создан по образу и подобию бога, то и бог способен испытывать наши чувства и мысли, - иначе, зачем нужен бог? Вспоминая о советском партийно-большевистском беспределе и вранье 80-х годов, когда разрушенные храмы были складскими помещениями, когда по партийной дурости запрещалось таинство крещения детей, тайно воровалось народное добро, когда русская интеллигенция направленно унижалась и претеснялась как классовый враг в угоду партийному чванству, думаешь не о том, что социализм плох, а капитализма лучше, а о том, каково человеческое качество личности тех людей. которые взяли тогда и по-прежнему берут на себя ответственность решать судьбы народа и государства.

Теперь-то мы хорошо знаем, что когда эти люди не оправдывают народных ожиданий, наш духовный Спаситель, живущий внутри нас, приходит на помощь не с небес, а из глубин души каждого (Л.Н.Толстой). Но вероятно не христианский Бог, а сатана побудил экономистов создать рынок, а земных инженеров создать СМИ и электронные телекоммуникации. С их помощью власти управляют сознанием народа, превращая его в толпу - «родимое пятно» Капитализма. Но несмотря на рухнувший тоталитарный советский строй, идеи социализма и коммунизма уже прочно поселились в общественном сознании нашего народа.

* * *


Советская забота о детях – не миф, а реальность. Государственная и общественная (профсоюзная) забота о подрастающем поколении в 60-70-е годы была не декларативной, а реально действующей, народно поощряемой и партийно контролируемой. Подрастающее поколение было ограждено от целенаправленной враждебной буржуазной пропаганды и морального развращения соблазнами капиталистической денежной морали - фарцовки, уличной проституции, тунеядства, и др. Школьники в своей массе не смотрели «убойных» телефильмов, были ограждены от уличного порносекса, наркотиков, курения и пивного алкоголизма, не страдали ТV-экранной и компьютерно-игровой зависимости, и т.п.. Какая-то могущественная сила, называемая Советской властью, питаемая ещё свежей памятью о Великой победе над фашисткой чумой в ВОВ (1941-1945), оберегала наших детей от буржуазного растления. Пионерская и комсомольская организации, ДОСААФ, всеобщее школьное обучение, служба призывной молодежи в армии и на флоте, организованный досуг и спорт воспитывали у молодёжи советский патриотизм, - не в пример нынешним порядкам и дедовщине в армии. Подготовка молодёжи к труду и обороне осуществлялась посредством государственной системы БГТО и ГТО. Учебные заведения профессионального образования успешно решали задачи подготовки трудовых резервов (ФЗО, РУ, ПТУ). Межнациональные взаимоотношения в стране в 60-70-е годы прошлого века строились на принципах дружбы, взаимопонимания, братства народов наших республик. Семья была устойчивой, предателей Родины жестко карали, советский народ не вымирал, а жил верой в своё будущее. А что происходит теперь с нашими детьми, молодёжью, пенсионерами? Печально, но факт - наша нынешняя постсоветская педагогическая наука, оскопленная в 90-е годы западни- ческой образовательной практикой, ныне бессильно плетется в хвосте «Болонского процесса».

* * *


Будущность России - в её молодёжи. Какое будущее ждет Россию, когда растёт детская суицидность?. Только в 2011 году зафиксировано 1,5 тыс. случаев детских самоубийств плюс 3,5 тыс. прерванных и неудавшихся суицидных попыток. Рождаемость в РФ сокращается, коренное население вымирает. Более половины трудового населения относится к бедным и нищенствует. Тысячи детей подвергаются насилию со стороны педофилов, ещё тысячи исчезают бесследно. В правительственном почёте у нас теперь олигархи, а массовая нищета правительством замалчивается. В РФ миллион бездомных, зимой бомжы замерзают на городских помойках и улицах. В стране более двух миллионов молодых наркоманов, и столько же детей-инвалидов от рождения. И хотя успехи наших инвалидов-параолимпийцев утешают, но факты упадка массовой народной физической культуры и духовного благосостояния трудящихся очевидны. Стихия компьютерных игр превращает наших детей в информационных рабов-невротиков со сниженным иммунитетом. Сильно поредевшее мужское население спивается (в РФ женщин на 12 млн. больше, чем мужчин). Молодежь, взрослые, старики, - все теперь страдают экранной зависимостью. Но как с этим бороться? Ничего из этих негативных явлений в РФ ныне не изучается, наука в «загоне», а профилактических мер в государственном масштабе не предпринимается. Разве что подумывают об инкубаторах для особо одаренных детей.

Печально, но факт - власти РФ упорно поворачивают внимание общес-тва на более благополучный Запад и США, - дескать, вот кому надо подра-жать. А раньше было наоборот – подражали нам. Идейно близкими примерами для подражания являются коммунистический Китай, социалистическая Франция, Швеция, и пр. Но почему же ныне мы не желаем вновь стать самими собой? Кто и что нам мешает в этом? И в то время как всё нарастающая информатизация образования обрекает наших детей и учащихся на гиподинамию - болезнь обездвиженности от учебно-сидячего образа жизни, наше Российская, бывшая Советская педагогическая наука закрывает глаза на все эти негативные социальные явления. Зачем тогда нужна государственная педагогическая наука, если её игнорировать? Чего же ждать нам – учителям и воспитателям, в будущем от государственно неуправляемой воспитательной теории и практики? Делать доклады с высоких трибун о важности воспитания большого ума не нужно. А вот воспитывать их в духе наших социокультурных традиций нелегко, требуются и ум, и сердечность родителей и учителей, а главное – научные знания.

Согласно официальным данным 96% российских школьников ныне имеют отклонения в физическом развитии и здоровье. Эти печальные фак-ты заставляют усомниться в правильности осуществляемых, начиная с 1991 года в России, государственных западно-ориентированных реформ в области образования, здравоохранения, педагогической науки. В период послевоен-ного расцвета советского государства массовая физическая культура, школь-ный, сельский и городской спорт и спартакиады, были желанным образом жизни советской молодёжи. Спорт стоял на страже военно-патриотического воспитания молодёжи. Советские спортсмены прославляли наше отечество на Олимпийских играх, а в Москве на Воробьёвых горах уже гордо возвыша-лись строящиеся корпуса МГУ им. М.В.Ломоносова. Советское образование той эпохи считалось передовым в мире, а где оно сейчас?

Однако в конце ХХ века что-то сломалось в духовно-управленческом ме-ханизме нашей российской государственности. В народе говорят, что власти «зажрались», оторвались от народа. Такое на Руси бывало и не раз. Нынеш-няя российская политическая и бизнес-элита, владеющая основными акти-вами и средствами производства, пользующаяся поддержкой правительства и большинства в Госдуме, своими действиями вновь возбуждает народное недовльство, протестные стереотипы которых являются национальной чер-той русского характера. И, слава богу, что власти и Госдума это уже учитывают.

* * *


Так жить нельзя! Каков нынче мировой рейтинг Российского об-щества по критериям экономического благосостояния народа, политичес-ким свободам граждан, воспитанности и образованности нашей учащейся и студенческой молодёжи? – Согласно ЮНЕСКО Россия по этим показателям находиться во второй сотне государств в ряду развивающихся государств. Вступив в эпоху информационного общества мы продолжаем как бы не замечать, что главная опасность для наших детей – это экранно-виртуальная реальность и денежные отношения, которые незаметно уже подменили в сознании многих реальные человеческие отношения. в товариществе и дружбе, семье, на работе, и пр.

Внушающие экранные эффекты «поставленного» актерского голоса, язык жестов и поз, повсеместно используются в психотехнике современной кинорежиссуры. Но именно искусство кинорежиссуры формирует нашу невротическую зависимость от ТV-экранов. превратилось ныне в экранно-народный наркотик. В связи с этим можно понять, почему именно к выдающемуся кинорежиссеру С.Говорухину обратился Владимир Путин в организации его выборной компании на пост президента РФ в 2012 году.



Ныне власти управляют народом посредством СМИ и ТV-экранных внушающих воздействий, вызывающих эффект психонаркотического привыкания. Но именно поэтому, с точки зрения духовного и психического здоровья народа, трудно согласиться с желанием многих наших политиков руководить обществом и государством по преимуществу с помощью театрально-сценических и ролевых пассажей перед ТV-камерой Общество не запрещает политикам использовать личный ресурс актерских данных для достижения успеха в их деятельности. И в древнем мире власть строилась на искусстве ролевого публичного поведения жрецов и правителей. Но участь СССР, и крах многих других современных политических режимов, доказывает, что «игры с народом» с помощью электронных СМИ плохо кончаются

Осознавая это, в душе возникает инстинктивный протест – но что делать? Жить-то надо, но так жить нельзя! И тут вспоминается остро полемический советский кинофильм с той же идеей и названием, постав-ленный по сценарию выдающегося советского кинорежиссера Станислава Говорухина («Так жить нельзя». Премия «Ника» - 1990).

Фильм С.Говорухина «Так жить нельзя» - кинодокументальное свидетельство о крахе советской проворовавшейся партократии, о её морально разлагающем влиянии на советских трудящихся, что обернулось Брежневской коррупцией, Горбачевской перестройкой, и крахом СССР. Печально, но факт, - в интервью газете «Труд» 10 февраля 2012 года Станислав Говорухин – имиджмейкер В.В.Путина, объявил чиновничью коррупцию в России «нормальным явлением», что вызвало шквал возмущенных откликов в прессе и в Интернете. Согласно имиджмейкеру С. Говорухину коррупцию в России не запретишь, - значит воруй кто хочет и сколько может. Но кинофильм С.Говорухина осуждает воровство. Теперь же по Говорухину, - если уж воровать, то быть искусным актером в маске честного гражданина и лучше не попадаться!

Своё новое моральное кредо главный имиджмейкер России поведал в одном из своих интервью газете «Труд» в феврале 2012 года. Знаменитый кинорежиссер без обиняков оправдал и согласился с коррупцией в РФ: «Не Путин же её породил. Коррупция существовала еще в царской России». Но он тут же уточнил: «При Сталине, кстати, коррупции не было, она расцвела пышным цветом лишь в последние годы Советской власти. Вспомните, - напомнил С.Говорухин, - громкие судебные процессы накануне перестройки. Потом наступили лихие 90-е годы. В 90-е годы коррупции тоже не было — вместо неё был воровской беспредел, открытый грабеж. Воровали миллиар-дами, заводами, отраслями. Разрушили, разворовали, разбили Россию в пух и прах». Но… «сегодня, - умиротворённо заключил С.Говорухин, - мы снова вернулись к „нормальной“, „цивилизованной“ коррупции, которая, увы, есть и в Китае, и в Италии, и в Америке» (См.: «Газета RU», 10.02.2012 г.).Так и пьяницы оправдывают свой алкоголизм: «Все пьют, а я что – рыжий?».

Однако из интервью с С.Говорухиным не ясно, какова же грань между «цивилизованной» и «российской» коррупцией? Снял бы С.Говорухин на данную тему новый кинофильм, просветил бы всех нас. Педагоги были бы особенно ему благодарны. Став главным имиджмейкером на выборах президента РФ в 2012 году выдающийся советский кинорежиссер С.Говорухин подтвердил свою верность Шекспировскому кредо: «Вся жизнь театр, и каждый в нём играет роль». Но то, что часто нормально для кино и сцены, редко ненормально для реальной жизни. Не зря русские говорят: «То, что немцу жизнь, русскому – смерть». И, тем не менее, для сегодняшней России С.Говорухин прав – снова так жить нельзя!

* * *

Государственному образованию вернуть российское лицо. Послуш-но следуя в кильватере западных инициатив «Болонского процесса» наша нынешняя образовательно-воспитательная система, ранее заряженная сози-дательным потенциалом народного патриотизма, ныне явно не поспевает за ходом времени, не отвечает актуальным запросам социального развития общества с его рыночной экономикой, техническим прогрессом, властью денег, информатизацией и компьютеризацией социального управления и образования. Да и как может быть иначе, если наша педагогическая наука находиться у государства в положении Золушки.

Для нормализации ситуации в педагогической сфере государству необходимо прекратить поощрять изобретение всё новых и новых, нередко сомнительных, частных образовательных проектов по грантам, являющихся поводом для чиновничьих злоупотреблений, всяческих дополнений и примечаний к Закону РФ «Об образовании». Необходимо не мельчить, а наоборот, типизировать, укрупнять, сохранять лучшее, делать ставку на фундаментальные, культурно и национально обусловленные, государственно контролируемые организационные формы образовательной и воспитатель-ной деятельности в работе с молодёжью.

Нынешнее поощрение государством многочисленных частных образовательных и воспитательных проектов даёт много поводов ловко раздать и затем «утилизировать» государственные гранты по многочис-ленным авторам согласно их отчетов, что является кормушкой для дающих и получающих гранты при отсутствии государственной системы компетент-ного рецензирования, экспертной оценки их результативности. По-видимому, следует публиковать частные педагогические проекты в доступных научных изданиях, обсуждать их в СМИ, на педагогических конференциях и научных форумах.

При этом следует учесть, что качество государственного управления образованием и воспитанием в условиях современного информационного рыночного общества, а тем более в нашей вновь глобально оцерковленной России с её инертным народно-религиозным сознанием населения, является особо удобным для профанации педагогических инноваций. Принцип профанации известен - умно и трибунно «пустить пыль в глаза». Наше досоветское и постсоветское государство уже привыкло к этой «пыли» чиновничьего произвола и коррупции, а бюрократизмом никого не удивишь.

Печальный исторический опыт учит нас, что главным направлением в разрушении созданной ещё в Советский период педагогически эффективной для той эпохи государственной системы образования и воспитания молодёжи, явились чуждые нашему российскому менталитету типично западные буржуазные идеи свободы и плюрализма. Наша русская болезнь левизны всегда уповала на свободу как лекарство для души. И сегодня мы живём по западным рецептам свободы. И вновь, как и в царские дореволюционные времена, подражаем западной новизне. Но марксизм уже научил нас в ХХ веке, что «свобода есть осознанная необходимость».

* * *


Россия на пороге педагогических перемен. Современная Россия обретает лицо демократического общества и правового государства. Худшие времена дефолта и идейных шатаний позади. Наступает период трезвого осмысления того, что же произошло с нами после слома «Берлинской стены». Политические подходы и новые образовательные идеи 90-х годах на первых порах приветствовались научным и педагогическим сообществом, широко внедрялись и в сфере образования. Это были идеи “творческого подхода”, “нового педагогического опыта”, и т.п. Однако, как правило, этот опыт был мелкомасштабным, индивидуальным, частным, годный для кого-то, а не для обновления нашей государственной системы образования в целом. Очень часто эта “свобода творчества в образовании” являлась кустарщиной и персональной некомпетентностью авторов новых “педагогических инициатив”.

Свобода в воспитании и образовании, как известно, - это палка о двух концах. В руках некомпетентных и амбициозных чиновников и учителей “свобода в образовании” обычно оборачивается утратой чувств реальности и здравого смысла. Особо опасна ампутация этих чувств у родителей. классных руководителей, завучей, директоров школ, министерских чиновников, и др. Дети и учащиеся очень чувствительны в восприятии психических состояний и намерений своих родителей и учителей. Непонимание и конфликты со старшими влекут к недисциплинированности, проявлениям драчливости, снижению интереса к учёбе, и др.

Анархические и подстрекательские призывы к “свободе в воспитании” молодёжи в нашей стране приводят, как правило, к неуправляемости системой образования, к утрате социально-педагогического контроля над молодёжью. В государстве, где каждое учебное заведение может “творить что хочет”, общественное воспитание человека, как личности, обречено на неудачу. Эта «обречённость» стихийной воспитательной практики в постсоветской России стала выгодной для бизнеса, коммерции и коррупции. Управлять образованием и воспитанием молодежи «на глазок», игнорируя развитие педагогической науки, в современных условиях уже нельзя.

Нынешняя мода на всевозможные тестирования, на методы “модульного обучения”,”бальные оценки»”, ЕГЭ, и прочие западные новшества “атомарного подхода” к организации образовательно-воспитательного процесса, расщепляют сознание и память учащихся. Все эти атомарные новшества как мельничный жёрнов превращающий зерна школьных знаний в муку. Действующая практика школьного образования в России, построенная на принципах атомарно-дискретного подхода к организации учения, игнорирует системный принцип целостности и единства обучения и воспитания личности, что мельчит смыслы жизни. Тем самым государство калечит мировоззрение наших будущих граждан. В результате такого подхода, да ещё и в масштабах страны, вряд ли можно считать нынешнюю педагогическую науку мировоззренчески целостной.

Не удивительно, что именно молодежной среде ныне много криминально настроенных молодых людей, педофилов, наркоманов, нравственно и умственно неполноценных индивидов. Возраст бомжей тоже существенно помолодел. Именно на государстве в лице ведущих университетов страны, а не на частных образовательных организациях, лежит основное бремя правовой и моральной ответственности за целостность и педагогическую эффективность системы образования и воспитания под-растающего поколения. Чрезмерная заинформационность, дискретность, мозаичность учебного процесса приводят к «заорганизованности», к когнитивной расщепленности сознания учащихся, и, как следствие, к недоученности, к мозаичности мировоззрения, к отсутствию у молодёжи целостной системы нравственных идеалов - ориентиров ценностно-нормативного поведения. Упование же на нравственные приоритеты религиозного воспитания – это удел прежде всего семейного воспитания и родительской мудрости, ибо Бог – есть (есмь).

Ныне российская общественная воспитательной практика остро нуждается в научно образованных детских и школьных психологах, пусть и в сане священника. Религий много, а качество моей собственной воспитанности одно. Страна нуждается в подготовке семейных, школьных, вузовских психологов. Но для этого прежде всего нужна компетентная воля Государства РФ, а помощь специалистов и частных лиц приложится.

* * *.


Резюме. Будем же надеяться, что оживление в 2012 году демократичес-ких институтов социально-политической жизни в стране послужит толч-ком к рос-ту научной активности и профессиональной ответственности учё-ных и прак-тических работников сферы образования и воспитания нашей учащейся и студенческой молодёжи.

Литература:

- Агеевец В.У. О состоянии физического и нравственного воспитания учащейся и студенческой молодежи // Вестник БПА, вып. 101, 2011.-с.26-30.

- Бочков П.В.Влияние манипуляций в церковной сфере на нравствен-ный климат в обществе // Вестник БПА, вып. 101, 2011.-с. 21-26.

- Дженкинс П.Дж. Воспитание духовности у детей. Руководство для занятых родителей / Перев. с анг. – М.: ИД «София», 2005. – 224 с.

- Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурлогия, политика. –

М.: Наука, 2003. – 456 с.

---------------------------------

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ

В РОССИИ
И.А. Богачек
К концу ХХ в рамках советской педагогической теории и практики сформировалась отрасль профессионального педагогического образования. В кратком «Педагогическом словаре» (М.,2007) «педагогическое образование» определяется как профессиональное образование, направленное на подготовку кадров для работы в образовательных учреждениях. Так, начиная с федерального министерства образования и науки и кончая районными управлениями в муниципальных округах, в Советской . России возникла и стала работать на благо народу многоуровневая система управления образованием После кремлевского слома СССР вся эта хорошо работавшая государственная сеть общеобразовательных и профессиональных учебных заведений в нашей стране была брошена на произвол вновь воцарившейся в России чиновничьей бюрократии. И что же мы имеем из этого сейчас в постсоветской России во втором десятилетии ХХI века?

* * *


После упразднения Академий Педагогических Наук (АПН СССР) понятие о «профессиональном образовании» сохранилось благодаря оперативному принятию закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (ФЗ РФ № 125-ФЗ от 22.08.1996 г.). В этом ФЗ были определены с ориентацией на западный опыт две основные ступни высшего профессионального образования – бакалавр и магистр. Само же педагогическое понятие «об образовании», зафиксированное в одноименном ФЗ«Об образовании»(1993), с легкой руки наших чиновников-управленцев ловко трансформировалось в наименование органа муниципально-территориального управления (т.н. «муниципальные образования»). И теперь можно только удивляться инновационной компетентности наших младореформаторов системы российского образования, когда в сознании граждан термином «образование» обозначается то ли результат обучения личности, то ли некая территориальная единица. Видимо авторы этого терминологического заимствования надеялись на литературный памятник в их честь.

Среди десятков нынешних научно-исследовательских институтов Российской Академии Образования (РАО) в постсоветский период сохранился лишь один с правильным названием и назначением – «Институт педагогического образования РАО», который ориентирован на задачи планирования подготовки педагогических кадров. И то, - слава богу! Иными словами, на наших глазах за каких-то 10 лет в стране произошла не просто коррозия управленческого мышления наших госчиновников от образования, ,сменивших советские вывески на новые российские, но амнезия с утратой профессионализма, но не зарплат и доходов от взяток.



Напомним, что профессиональное управленческое мастерство чиновников всегда оценивалось по их умениям в принятии «правильных», нужных государству решений и успешном их исполнении «здесь и сейчас».. Китайский эксперимент в Гонконге с заменой чиновничьей бюрократии электронным правительством доказывает, что без чиновничьей бюрократии можно обойтись, но в обучении и воспитании заменить учителя компьютером означает погубить души детей и людей. К этому принуждает нас современный технический прогресса с его методами компьютеризации обучения и кнопочного управления педагогическим образованием из кабинетов школьных директоров, руководителей министерств и ведомств.

Но как учесть в педагогических инновациях ведущую роль и влияние «человеческого фактора? Ведь всех нас – специалистов образования. мотивирует человеческая страсть «быть нужным и важным», делать своё дело с использование научно-технических инноваций? Но именно в этом и заключается «ахиллесова пята» чиновничьего труда в сфере организации и управлении педагогическим образованием. ибо каждый из нас не лишен своих человеческих слабостей. В наш век кнопочных управленческих технологий никого не удивишь педагогическим краснобайством. Каждый педагогический инноватор хочет иметь свою «кнопку», нажимая на которую будет ощущать свою нужность обществу и тем респондентам, которые видятт его на экране и слушают. Успешно противостоять рабству экранной зависимости ныне возможно лишь с помощью надлежащего семейного, школьного и вузовского воспитания учащихся и студентов.

Сейчас модно ломать старое без плана постройки нового, ломать быстро и решительно, т.е. “по-ельцински”, - не зря же русские исстари говорили, что «ломать, не строить!». Отсутствие четких представлений о будущем нашей системы управления педагогическим образованием породило размытость границ и неопределенность критериев социальной эффективности практики образования. В результате ныне мы имеем в России неэффективную систему управления образованием на всех её иерархических уровнях - федеральном, региональном, муниципальном. Такова и нынешняя наспех возрожденная система повышения квалификации работников образования. В ней сегодня ваучерно разведены понятия «стандарт» и «потребность». Эта система сверху донизу оказалась в механически собранном состоянии, в то время как. содержание, формы организации и методики современного профессионального образования активно и перманентно меняется, устаревшее должно устраняться. Вместе с тем, вся современная отечественная педагогическая система знаний ныне требует инвентаризации и гуманизации, но для кого и для чего? И не случайно, что наиболее востребованными сегодня в общей педагогике стали дидактические принципы и знания по самообучению и самовоспитанию, в педагогической психологии – знания по самопознанию и самореализации, в частных методиках обучения – знания по самоорганизации и самоконтролю.

* * *


Если представить систему управления педагогическим образованием в стране в виде четырёхуровневой его организации, где все уровни органично связаны и соподчинены между собой, то:.

Первый уровень – общее образование, которое охватывает всех граждан страны от рождения до смерти на основе постоянного педагогического просвещения.

Второй уровень – профессиональное педагогическое образование, которое обеспечивает подготовку кадров для различных учреждений образования.

Третий уровень – педагогическое образование в составе любого профессионального образования. Основу такого образования составляют предметы психолого-педагогического цикла, а также методики обучения различным дисциплинам, которые по праву относят к отрасли педагогического образования.

Четвёртый уровень – специальное педагогическое образование в составе любой учебной дисциплины, когда объект обучения и воспитания всё активнее превращается в субъект самообучения, самоорганизации и самоконтроля.

В свете сказанного полезно учесть, что понятие «педагогическое управление» шире понятия «управление образованием». Оно действует и в иных государственных и общественных структурах, т.е. в системе «человек – человек». Разница лишь в том, что педагогическое управление в образовании – доминирующее, в других же областях – сопутствующее. Педагогическое управление реализует себя в двух разновидностях – в практической и теоретической деятельности.



Цель педагогического управления заключена в его конечном результате, а он выражается в воспитанности и обученности учащихся и студентов, в готовности их к труду и жизни в обществе. Поэтому при всех существующих нормативных критериях оценки эффективности обучения и воспитания их результат носит, как правило, отсроченный и не до конца проявленный характер. Чаще всего реальный результат находится за пределами воздействия субъекта педагогического управления, и в реаль-ности, по существу, проявляется уже после окончания людьми соответ-ствующих учебных заведений. Конечный образовательно-воспитательный эффект может остается законсервированным на протяжении всей жизни человека.

Важнейшим фактором эффективности управления педагогическим образованием является регулярное повышение квалификации педагогичес-ких кадров, их теоретическая и научно-методическая подготовленность с учётом социальной динамики общества. Типичная для нас нерасторопность, замедленность, чиновничий апломб и бюрократическая вялость являются типичными препятствиями в инновационных решениях по обновлению информационно-методической базы обучения и воспитания учащихся и студентов как царской, так и в современной России.

* * *


Резюме. Успешное решение большинства управленческих задач в сфере организации российского образования и воспитания ныне носит многофункциональный характер. Это означает, что государство, как главный субъект управления процессами обучения и воспитания юных и взрослых граждан, должно постоянно заботиться об обновлении научно-методической и управленческой информации на каждом организационном уровне национальной системы образования в стране. В противном случае необходимого результата мы не получим, а наши планы остануться лишь на бумаге.

следующая страница >>