Reanimator Extreme Edition 11. 05. 2013 Данная образовательная программа - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Емельянова Наталья Ивановна, преподаватель отделения «Инструментальные... 1 156.03kb.
Кройтор Евгений Константинович Старый Оскол 2013 Дополнительная образовательная... 1 224.77kb.
Патрахина Елена Александровна 2013 г. Тобольск пояснительная записка... 3 901.39kb.
Учителя Биттировой Халимат Хамангериевны Ф. И. О с п. п. Звёздный... 1 156.8kb.
Образовательная программа, реализующая общеобразовательные программы... 5 2869.84kb.
Образовательная программа «Каракулинская специальная (коррекционная) 13 4674.14kb.
Мартинкенайте Кристина Витаутовна, учитель начальных классов Краснокамск... 1 234.65kb.
Образовательная программа «Кнопочки баянные» 1 182.75kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 12 4413.23kb.
Образовательная программа. Цели и задачи образовательной программы... 3 1243.6kb.
Муковнина Ирина Александровна пояснительная записка «Нынче много... 1 217.06kb.
Совместная противоракетная оборона как способ преобразовать ядерное... 1 77.06kb.
- 4 1234.94kb.
Reanimator Extreme Edition 11. 05. 2013 Данная образовательная программа - страница №10/11


II. СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.

Программа «Тропинка здоровья».

(1 час)

1. Пояснительная записка

Общеизвестно, что одним из основных показателей уровня развития государства и его социального благополучия являются показатели продолжительности жизни и состояния здоровья. Его гражданские социально-экономические изменения, в нашей стране в конце XX  века и в начале XXI века привели к катастрофическому снижению человеческого потенциала.

Наша жизнь постоянно преподносит примеры того, как очевидно нарушается соотношение требований к разуму и телу: первые из них завышены, а вторые занижены. Как следствие – деградация современного человека, гиподинамия, недостаток естественных движений. А это патология сердечнососудистой системы и отклонения в осанке, быстрая утомляемость, вялость, огромное число простудных заболеваний, плохое усвоение учебного материала, отклонения в психике.

Ребёнок – наше продолжение, наша любовь, вера и надежда, наш повседневный труд и тяжёлая работа. Да, именно работа, ибо для здоровья ребёнка нужно потрудиться. Только рационально осуществляемый совместными усилиями родителей, учителей, специалистов комплекс мероприятий по укреплению здоровья средствами физической культуры, методов и способов решения воспитательных задач здоровья сбережения может помочь ребёнку сохранить здоровье.



2. Актуальность и необходимость программы

Формирование всесторонне развитой личности – важная задача школы. Современные дети и подростки часто не имеют четкого представления о закономерностях процессов, протекающих в их собственном организме, о принципах здорового образа жизни, в том числе, о научных основах труда и отдыха, путях предупреждения, способах поддержаниях высокого уровня работоспособности, культуре физической деятельности. Они не обладают всеми теми знаниями, значимость которых особенно возросла в настоящее время в связи с увеличением нервно-психических нагрузок и сложной экологической обстановкой. Поэтому так важно, чтобы навыки здорового образа жизни формировались в школе. В обращении президента РФ к Федеральному Собранию одним из важных аспектов в образовании выделено здоровье, поэтому реализация именно этой программы внесёт свою лепту в воспитание здорового образа жизни подрастающего поколения.



3. Основная цель программы

Научить детей быть здоровыми душой и телом, а так же стремится творить своё здоровье, применяя знания и умения с законами бытия.



4. Задачи программы:

  • Отработать систему выявления уровня здоровья учащихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения.

  • Расширить знания о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирования готовности выполнять эти правила.

  • Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни.

  • Организовать систему профилактических работ по предупреждению детского травматизма на дорогах и предотвращению роста заболеваемости учащихся школы.

  • Популяризация преимущества здорового образа жизни, расширение кругозора учащихся в области физической культуры и спорта.

  • Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

Реализация программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:

  • формирование и развитие представления детей о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей;

  • формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;

  • формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;

  • освоение детьми практических навыков рационального питания;

  • формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека;

  • информирование детей о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа;

  • формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;

А так же развивающих задач:

  • развитие творческих способностей и кругозора у детей, их интересов и познавательной деятельности;

  • развитие самостоятельности, самоконтроля;

  • развитие коммуникативных навыков у детей, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы; просвещение родителей в вопросах организации рационального питания.   

  • развитие творческих способностей;

  • развитие мотивации  к овладению навыками базисных образовательных программ: окружающего мира, физической культуры, литературного чтения, ИЗО…

Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности учителя и учащихся. В ходе реализации программы используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.
В связи с этим особое место в программе занимают следующие формы обучения:

• родительские собрания


• индивидуальное консультирование
• совместные мероприятия
• конкурсы
• анкетирование
• семейные праздники
• практические и учебные игры
• викторины
• заочные путешествия
• экскурсии
• презентации
• проекты
• утренники
• занимательные беседы
• оздоровительные минутки
• кроссворды
• встречи с психологом

• педиатром


• инспектором ГИБДД и т.д.

Основные методы обучения: игровые методики - ролевые, ситуационные, образно-ролевые игры, а также элементы проектной деятельности, дискуссионные формы, монологический, диалогический, показательный:

Основные методы преподавания: объяснительный, информационно-сообщающий, иллюстративный;

Основные методы учения: репродуктивный, исполнительский, частично-поисковый, поисковый;

Основные методы воспитания: убеждения, упражнения, личный пример.

Средства обучения: видеоаппаратура, видеокассеты, компьютер.

Содержание  программы, а также используемые форм и методы её реализации носят игровой характер, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков. Задания, предлагаемые в рабочей тетради, также ориентированы на творческую работу ребёнка – самостоятельную или в коллективе.

Преимущество программы заключается в том, что её материал актуален для детей. Всё что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня. При реализации программы используется работа в группах, участие в практических занятиях, а также экскурсии и организационные формы интегрированных уроков различны: это урок-встреча, урок-исследование, урок-экскурсия, урок-практикум.

Психологическое обеспечение программы:


  • создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;

  • применение индивидуальных, групповых форм обучения;

  • формирование творческого воображения учащихся в практической и творческой деятельности;

  • применение знаний учащимися на разных психологических уровнях.

5. Основные направления реализации программы

Программа «Тропинки к здоровью» рассчитана на четыре года обучения.

Участники программы – учащиеся с 1 по 4 класс.

Возраст учащихся – 6,5 – 14 лет.

Состав групп – постоянный.

Режим работы в группах:

1-й год обучения – 1 занятие в неделю – 33 часа в год;

2-й год обучения – 1 занятие в неделю – 34 часа в год;

3-й год обучения – 1 занятие в неделю – 34 часа в год;

4-й год обучения – 1 занятие в неделю – 34 часа в год.

6. Содержание обучения

Курс состоит из нескольких самостоятельных разделов:



  1. Разговор о правильном питании

  2. Питание и зубы

  3. Умывание и купание

  4. Твой режим дня. Активный отдых

  5. Забота о глазах

  6. Сон – лучшее лекарство

  7. Про тебя самого

  8. Основы личной безопасности и профилактика травматизма. Безопасность в повседневной жизни, касающихся:

а) физического здоровья;

б) социального здоровья;

в) личностного здоровья;

г) вредных привычек;

д) эмоционального здоровья;

В содержание каждого учебного блока входят:



  • знания ребёнка о себе, своей индивидуальности и неповторимости;

  • умения выделить процессы физического и психического развития, свойственные индивидуальности;

  • умение избегать стресса, выходить из него с наименьшими потерями;

  • навыки сохранения здоровья.

Полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные. Учащиеся смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия и

получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания с, что в определённой степени повлияет на успешность их социальной адаптации, установление контактов с другими людьми. 

Задачами остальных разделов предложенной программы является следующее:



  • помочь ребёнку осознавать, что главная ценность жизни есть он сам и его здоровье, за которое он отвечает, и сам же обязан поддерживать его в естественном здоровом состоянии;

  • дать детям знания по основам личной гигиены и охраны здоровья.

В процессе приобщения к знаниям ребёнок учится выражать свои эмоции удобным и наиболее адекватным образом; оценивать потенциальные результаты поступка в сравнении с возможными последствиями перед тем, как выбрать тот или иной способ действия, т.е. прогнозировать своё поведение, эффективно общаться с другими, поддерживать межличностные контакты.

Планирование  отражает  все  компоненты  здоровья:



  • режим  дня, 

  • отказ  от  вредных  привычек, 

  • выбор  одежды, 

  • положительные  эмоции, 

  • рациональное  питание,

  • закаливание  и  оздоровление,

  • чистота  тела  и  продуктов  питания,

  • чистота  в  доме  и  в  природе,

  • движение.

По характеру курс является междисциплинарным, так как учитывает знания, полученные во время обучения по другим предметам.

Программа рассчитана на 33 часа в год (1 час в неделю) для учащихся 1 классов и 34 часа в год (1 час в неделю) для учащихся 2-4 классов. Темы Программы могут быть также интегрированы в содержание базовых учебных курсов.



Календарно-тематическое планирование

1 класс

1-2

Давайте познакомимся. Подарок другу

2

3

Солнечный город. Солнечный зайчик

1

4

Солнечный город. Музыкальная пауза

1

5

Цветок здоровья. Основные правша ЗОЖ

1

6

Цветок здоровья. Пожелай хорошее

1

7

Дом отличных знаний. Школьная жизнь

1

8

Дом отличных знаний. Пальчиковая гимнастика

1

9

Замок Зоркого орла Гигиена зрения

1

10

Замок Зоркого орла О дружбе

1

11

Лесная полянка Гигиена дыхания

1

12

Лесная полянка Дыхательные упражнения

1

13-14

Оазис здоровья. Гигиена зрения

2

15

Оазис здоровья. Дыхательные упражнения

1

16

Стройные берёзки. Осанка

1

17

Стройные берёзки. Упражнения для осанки

1

18

Родник радости. Эмоции человека

1

19

Родник радости. Навыки общения

1

20

Море чувств Эмоции человека

1

21

Море чувств Упражнения для осанки

1

22

Копилка любимых дел. Саморегуляция

1

23

Копилка любимых дел. Пальчиковая гимнастика

1

24

Олимпийская деревня. Режим дня

1

25

Олимпийская деревня. Мышление и воображение

1

26-27

Шкатулка чудес Фантазия

2

28

Шкатулка чудес Упражнения для глаз

1

29

Озеро спокойствия Релаксация

1

30

Озеро спокойствия Упражнения для осанки

1

31

Праздник музыки. Самовыражение

1

32

Праздник музыки. Музыкальные игры

1

33

Город мастеров. Профессии. Итоговое занятие

1

2 класс

34

Праздник музыки. Музыкальные игры

1

35

Город мастеров. Профессии

1

36

Город мастеров. Физические упражнения

1

37

Шоколадный городок Правильное питание

1

38

Шоколадный городок Пальчиковая гимнастика

1

39

Волшебный магазин. Правила ЗОЖ

1

40

Волшебный магазин. Любимые игры

1

41

Река фантазии. Мышление и воображение

1

42

Река фантазии. Взаимопомощь

1

43

Остров сокровищ. Взаимодействие

1

44

Остров сокровищ. Упражнения для глаз

1

45

Школа чистых ладошек. Гигиена человека

1

46

Школа чистых ладошек. Физические упражнения

1

47

Город верных друзей. Школьные друзья

1

48

Город верных друзей. Дыхательная гимнастика

1

49

Остров сокровищ. Упражнения для глаз

1

50

Школа чистых ладошек. Гигиена человека

1

51

Школа чистых ладошек. Физические упражнения

1

52

Город верных друзей. Школьные друзья

1

53

Город верных друзей. Дыхательная гимнастика

1

54

Солнечная Универсиада. Занятия спортом

1

55

Солнечная Универсиада. Спортивные игры

1

56

Улила Белоснежных улыбок. Гигиена зубов

1

57

Улила Белоснежных улыбок. Упражнения для глаз

1

58

Нескучный лес. Ориентирование

1

59

Нескучный лес. Пальчиковая гимнастика

1

60

В гостях у моржа. Закаливание

1

61-62

В гостях у моржа. Физические упражнения

2

63

Пиратский остров. Функция дыхания

1

64

Пиратский остров. Вред курения

1

65

Выставка умных машин. Работа с компьютером

1

66

Мастерская здоровья. Любимые игры

1

67

Ярмарка знаний. Итоговое занятие

1

 Спортивно-оздоровительное направление представлено секцией «Настольный теннис» (1 час).

1 класс – 33 часа;

2 класс – 34 часа;

3 класс – 34 часа;

4 класс – 34 часа.

Цель: укрепление здоровья, развитие двигательных способностей. Повышенная двигательная активность - биологическая потребность развивающегося организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, не только их физическое, но и общее развитие.

III. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.

Пояснительная записка к программе «Экологическое воспитание».

В современных условиях, когда происходит глубочайшее и разностороннее воздействие общества на природную среду, все более возрастающее значение приобретает экологическое образование (воспитание, развитие, обучение) подрастающего поколения. В связи с этим возникает необходимость обновления всей системы учебно-воспитательной работы в школе, в том числе начальной, которая позволила бы воспитать и обучать поколение людей, способных к рациональному природопользованию, гармонизации взаимоотношений с окружающей средой.

В начальной школе закладываются основы экологической культуры. Здесь дети впервые попадают в мир знаний о природе. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

Познание мира невозможно без познания связей и отношений, существующих в ней. Изучение экологических связей играет важную роль в развитии у детей логического мышления, памяти, воображения, речи. Современную экологию можно определить как науку о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимосвязи, взаимодействий человека и природы.

В начальной школе дети более глубоко знакомятся с объектами и явлениями природы. Они начинают понимать единство человека и природы, что человек – совершенное творение природы – не может существовать вне ее. В то же время стало очевидным, что сегодняшнее критическое состояние природной среды обусловлено ошибочным экологическим поведением людей. Дети постепенно подходят к сознанию того, что, пользуясь богатствами природы, люди должны помнить о разумном использовании и охране этих богатств. От личного участия каждого в движении за здоровую биосферу зависит то, каким станет лик Земли и где находится человечество в данный момент; в начале или в конце своего путешествия в будущее.

Экология – это связующее звено между различными предметами. Широкие возможности для экологического образования и воспитания учащихся представляет материал многих учебных предметов. Главное в том, что в результате педагогической работы дети смогли бы:

- осознать зависимость жизни и состояния различных природных объектов от деятельности людей и понятий;

- от практических действий, поведения взрослых и детей зависят состояние, благополучие и сама жизнь растений и животных;

- участвовать в движении за здоровую биосферу, начать свое путешествие в будущее.

Сущность экологического воспитания можно определить следующими категориями: мировоззрение - ценности - отношение - поведение, которые являются основными компонентами всей системы. Каждое звено представляется в последовательности и выполняет определенную функцию, но все они взаимосвязаны и взаимодействуют в процессе организации экологического воспитания.

В соответствии с Программой мероприятий по реализации Концепции экологического образования и воспитания подрастающего поколения, утвержденной постановлением Кабинета Министров РФ от 3 февраля 1997 года за №137, Министерства образования, культуры и здравоохранения РФ и Министерства экологии и природных ресурсов РФ утвердили национальную программу экологического образования, в которой приняты во внимание общие принципы экологической политики в области экологического образования, выработанные ООН, ЮНЕСКО, определены собственные специфические периоды роста и развития системы экологического образования и воспитания. Поэтому среди многочисленных проблем особое место занимают углубление и расширение комплексных экологических знаний среди школьников.

Для каждого учителя очевидно, что эффективность реализации экологического воспитания в начальной школе возрастает при широком использовании разнообразных форм активизации познавательной деятельности учащихся как на уроке, так и во внеклассной работе. Можно использовать разнообразные виды внеучебной деятельности: игровую, познавательную, досугово-развлекательную, трудовую, туристско-краеведческую, художественное творчество. Наиболее эффективными становятся инновационные технологии экологического воспитания, предусматривающие групповую деятельность: дебаты, ролевые игры, проекты, дискуссии, моделирование. Учащиеся начальных классов воспринимают окружающую среду, природу на эмоциональном уровне, чутко улавливают происходящие изменения вокруг. Дети понимают, что в основе добрых дел лежит любовь к природе, ее обитателям, к Родине, бережное отношение к ее богатствам, долг и ответственность перед Отчизной. В силу возрастных особенностей младших школьников необходимо часто ходить в кино, в зоопарк, посещать музеи и выставки, совершать походы и экскурсии в природу.



Цели и задачи.

Основная цель предлагаемой программы экологического воспитания: научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием. Постепенно определяются образовательные и воспитательные задачи:

- углубить и расширить экологические знания учащихся;

- формировать поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков;

- формировать чувство бережного отношения к природе.

Ожидаемые результаты воспитательной работы по направлению «Экологическое воспитание»

По окончании 1 класса:



Будет знать/понимать:

- значение природы для себя, для общества, для страны;

- элементарные представления об окружающей среде и ее обитателей;

- важность воспитания уважения и чувства гордости за природу своего края, за страну;

- правила сохранения природных богатств;

- основные правила поведения на природе.



Должен уметь:

- экологически грамотно вести себя на природе;

- проявлять себя в общественно полезном труде;

- проявлять чуткость и милосердие, доброту и отзывчивость ко всему живому;

- любить и беречь природу родного края;

- охранять и беречь природное наследие своего края.



Сможет использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- удовлетворения познавательных интересов об экологии;

- ведения активного образа жизни;

- формирования творческого отношения к природе родного края и его обитателям.



Сотрудничество школы с другими учреждениями

Учреждение

Задачи и направления

Формы взаимодействия

Городские музеи

Знакомство с природой города, родного края.

Экскурсии, просмотры экспозиции, выставок.

Центр Детского творчества

Дополнительное образование детей в области природы и экологии родного края, расширение кругозора учащихся.

Посещение кружков, конкурсы, праздники.

Городской детский эколого-биологический центр

Расширение кругозора учащихся об экологии, дополнительное образование.

Конкурсы, викторины, праздники, посещение кружков.

Основные модули программы



« Природа – наш дом»

Форма внеурочной деятельности

1.Что такое природа?

Беседа, просмотр слайдов.

2.Природа моего города.

Экскурсия по городу.

3.Как прекрасен этот мир!

Конкурс рисунков.

4.Дары леса.

Экскурсия в лес, рисунки.

5.Акция – « Помоги птицам».

Изготовление кормушек.

6.Акция – «Зеленое дерево».

Игра – практикум.

7.Загадки о животных.

Загадки.

8.Птицы - наши друзья.

Внеклассное мероприятие.

9.Сказки леса.

Беседа.

10.Дидактическая игра «Растения»

Игра.

11. «Узнай дерево по листу»

Викторина.

12. «Не плачь, берёза»

Экскурсия в рощу.

13.Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья

Классный час.

14.Волшебные семена

Экологический праздник.

«Сохраним природу!»




1.Растения нашего города.

Работа по слайдам, экскурсия.

2.Животный мир нашего города.

Работа по картинкам, рисункам.

3.Я живу в Дагестане.

Беседа, игра – путешествие.

4.Махачкала- моя столица

Заочная экскурсия.

5.Символы Дагестана

Просмотр слайдов, беседа.

6.Богатство нашего края.

Беседа, работа по карте.

7.Акция «Самый чистый город».

Субботник.

8.Для чего нужна Красная книга?

Беседа.

9.Акция «Сохрани дерево».

Сбор макулатуры.

10.Зелёный город глазами детей.

Конкурс рисунков.

11.Посади дерево.

Выпуск листовок.

12.Организация акции « На наших улицах порядок».




13.Сохраним природу Республики Дагестан.

Сообщение.

14.Как сделать город чистым и цветущим?

Выпуск листовок, агитация.

15. «Мой край – прекрасный Дагестан».

Выставка рисунков, фотосъёмка.

« Мы - защитники природы».




1.Земля - наш дом.

Беседа.

2.Дуб и все вокруг него.

Исследовательский урок.

3.Охранять природу – значит охранять Родину.




4.Моя Родина. Моё Отечество.

Беседа.

5.Витамины- человек- здоровье.

Классный час.

6.Берегите природу.

Конкурс рисунков.

7.Красота вокруг нас.

Трудовой десант.

8.Лесная мозаика.

Конкурс рисунков.

9.Бабушкина аптека.

Беседа.

10. «Доктора природы».

Внеклассное занятие.

11.Мой любимый уголок родного края.

Фотоконкурс.

12.Моё любимое место в нашем ауле, городе.

Тестовый рисунок.

« Знатоки экологии».




1.Экология и экономика.

«Знаешь ли ты родной край?». Викторина.

2.Экологическая катастрофа.




3.Катастрофы, вызванные человеком.




4.Экологическая катастрофа. Озеро Байкал.

Реферат.

5.Наводнение.

Беседа.

6.Экологические профессии.

Внеклассное мероприятие.

7.Знатоки природы.

Викторина.

8.Экологические связи.




9.Экологизация сельского хозяйства.




« Экология и мы».




1.Лесная аптека.

Беседа.

2.Чудо природы – паук.

Кроссворд.

3.Знатоки природы.

Викторина.

4.Леккарственные растения.

Реферат.

5.Красная книга.

Классный час.

6.Заповедники.




7.Земля- матушка, земля- кормилица.




8.Осторожно: гербициды.

Беседа.

9.Экологическая проблема.

Соревнования.

1о.Лесные детективы.

Игра.

11.Мой край хорошо растёт.

Экскурсия.

12.Аллея нашего города.

Проект, исследования.

13. «Планета в твоих руках».

Выпуск листовок,агитация.

14.Война с мусором

Агитация

15. Мы вместе сохраним экологию

Коллаж

16. Заглянем в «Красную книгу»

Работа с книгой

17. «Части света и материки»

Клубный час юного географа

18. «Всемирный день защиты животных».

Игра «Что? Где? Когда?».

Ожидаемый результат

- формирование чувства любви к природе своего села, города, родного края;

- усвоение основных знаний об экологии своего города, родного края, об экологических особенностях Республики Дагестан;

- воспитание интереса к познанию и сохранению природы.

Учащиеся должны получить знания об экологии родного края и понять значение природы для каждого жителя Республики Дагестан, России в целом, а так же овладеть следующими умениями и навыками:

- с помощью учителя и взрослых подбирать литературу;

- наблюдать, сравнивать и обобщать;

- воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Создание целостной системы экологического воспитания, позволяющей формировать у подрастающего поколения высокой экологической культуры, чувства и сознания на основе природных ценностей. Создание благоприятных условий для нравственного интеллектуального формирования личности младшего школьника.

Методическое обеспечение программы

Педагогическое и методическое обеспечение программы предполагает:



  1. Комплекс учебных и специальных программ, методик по организации и проведению экологического воспитания, использование всего многообразия педагогических форм и методов работы.

  2. Использование регулярных издании соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности.

  3. Активное использование метода коллективно – творческого дела, методо – социально значимой деятельности, методо – поддержки и успеха, сотрудничества и сотворчества, различные методики, изучение личности среды и ее влиянии на воспитание.


IV. ОБЩЕСТВЕННО-КУЛЬТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Пояснительная записка.

Программа ориентирована на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. Данная программа несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, мотивации к здоровому образу жизни, их познавательных интересов и способностей; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка.

Проблемы физического воспитания направлены на усиление двигательной активности, сохранения и укрепления здоровья, правильного питания, закаливания организма школьников. Насыщенная учебная программа и внеучебная информация, получаемая посредством радио, телевидения, кино, интернета, печати, которую должен воспринять современный школьник, ограничивает, а подчас и лишает учащегося свободного времени, необходимого для прогулок на свежем воздухе, занятий физкультурой и спортом; снижает двигательную акгивность, которая составляет такую же насущную потребность растущего организма, как потребность в еде и сне. Непременным условием хорошего усвоения учащимися все растущего объема информации и знаний является правильная организация его физического воспитания и разумно построенный режим, предусматриваю-щий достаточный объём движения в течение суток. Каждый человек с юных лет должен заботиться о своем здоровье, обладать знаниями в области гигиены и медицинской помощи, не вредить своему здоровью. Школьник должен осознавать, что плохое здоровье, болезни являются причиной отставания в росте, слабой успеваемости, плохого настроения. Необходимо научить ребенка чутко прислушиваться к своему организму, чтобы помочь ему работать чётко и слажено, чтобы расти крепким и здоровым

Работу по укреплению и охране здоровья учащихся необходимо проводить систематически и целенаправленно. Младший школьник должен получить необходимые знания об организме человека, о сложности работы его органов и умении управлять своим телом; приобрести навыки по правилам оказания первой помощи и личной безопасности. Спортивно-оздоровительные мероприятия помогают познать правила и секреты закаливания организма, организовать активный отдых учащихся,

использовать целебные силы природы, познакомить с секретами долголетия.

Физическое воспитание направлено на укрепление здоровья, на овладение жизненно важными двигательными навыками и умениями, на достижение высокой работоспособности. Кроме физических качеств: быстроты, силы, ловкости, выносливости, развиваются ценные психические качества: настойчивость, воля, целеустремлённость, решительность, самообладание. Учащиеся самостоятельно осуществляют проектную деятельность: сравнивают показатели физической подготовленности, вычисляют процент посещаемости спортивных секций и кружков, процент заболеваемости, доказывают положительное влияние физкультуры и спорта на укрепление здоровья и восстановление трудоспособности. Чтение и обсуждение сочинений об укреплении здоровья воспитывают заботливое отношение к своему организму, например: «Как здоровье?», «Полезные и вредные привычки» и т.д. Организуется «Круглый стол» по выявлению факторов, отрицательно влияющих на здоровье: неупорядоченный режим, малая подвижность, несоблюдение личной гигиены, нерациональное питание и вредные привычки.

Здоровый ребенок — хорошо учится, радуется жизни, обладает высокой работоспособностью и огромным творческим потенциалом. Учитель должен знать индивидуальные особенности характера и здоровья каждого ученика, чтобы правильно организовывать оздоровительную работу в классном коллективе. Младшие школьники, сегодня живут богатой внутренней жизнью, имеют довольно широкий круг интересов и умений, усваивают разнообразную информацию, имеют значительный жизненный опыт пребывания в детском саду, в школе, в оздоровительных лагерях и санаториях. Современные младшие школьники больше всего любят играть, читать, с удовольствием рисуют, лепят, делают аппликации, работают с конструктором, строгают, выпиливают, шьют одежду для кукол.

Учащиеся начальных классов воспринимают окружающую среду, мир, природу людей на эмоциональном уровне, чутко улавливают происходящие изменения в семье в обществе,в школе. Дети понимают, что в основе добрых дел лежит любовь к людям, преданность Родине, бережное отношение к традициям своего народа, долг и ответственность, терпение и постоянный труд. В силу возрастных особенностей младших школьников необходимо часто ходить в кино, в театр, в цирк, посещать музеи и выставки, совершать походы и экскурсии в природу, заочно путешествовать по городам страны и республики, проводить конкурсы, викторины, интеллектуальные игры и спортивные соревнования, эколого-краеведческие игры-путешествия.

Процесс подготовки к общешкольным мероприятиям : репетиция концертных номеров, подготовка костюмов, оформление помещения и пригласительных билетов, выпуск стенных газет и поздравительных открыток укрепляет ощущение единства, гордости и волнения за своих товарищей. Дети прежде всего оценивают личностные качества сверстников, а именно доброту, умение дружить, прийти на помощь, трудолюбие; способны оценить свои успехи и свою дисциплину довольно справедливо. Важнейшая задача педагогов и родителей - научить детей простейшим способам общения, развить умение строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях, оценивать ситуации, которые могут быть опасными для здоровья, и противостоять негативному давлению со стороны окружающих.

Цели программы:

- Формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, об укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;

-Развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой, к физкультминуткам и подвижным играм;

- Обучение простейшим способам контроля над физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.

- Формирование ценностного отношения к своему здоровью. здоровью родителей, сверстников.

- Привитие навыков самообслуживания и развитие навыков соблюдения гигиенических норм.

- Дать первичное понятие о физиологии человека, помочь ребенку познать свой организм и научить поддерживать его в здоровом состоянии.

- Привлечь учащихся к регулярным занятиям физкультурой.

- Научить быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

- Дать первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.



Задачи программы :

- Повысить интерес учащихся к получению знаний о том, от чего зависит наше здоровье и безопасность жизнедеятельности.

- Приобрести навыки самосовершенствования.

- Сохранить и укрепить здоровье учащихся.

- Повысить внимание родителей к вопросам сохранения и укрепления здоровья своих детей.

Принципы реализации программы:

- Принцип сознательности и активности. Его реализация предполагает формирование осмысленного отношения к общим и конкретным задачам программы.

- Принцип системности и целесообразности реализуется при помощи четкого определения места и значения каждого вопроса в системе воспитания

Ожидаемые результаты воспитательной работы по направлению «Спортивно-оздоровительная деятельность».

Выпускник начальной школы

будет знать/понимать:

- правила сохранения и укрепления здоровья;

- физиологические особенности младших школьников;

- основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в

школе);

- важность систематических занятий физкультурой.



должен уметь:

- позвать на помощь в экстремальной ситуации;

- оказать первую помощь при ссадинах, порезах, ушибах и т.п.;

- охранять и беречь как свое собственное здоровье, так и здоровье

окружающих людей.

сможет использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- ориентирования на местности с помощью компаса;

- определения температуры тела человека с помощью термометра;

- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного

поведения;

- оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в

природе и участия в ее охране;

- удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной

информации для самосовершенствования;

- для систематических самостоятельных занятий физической культурой.



Сотрудничество школы с другими учреждениями.

Учреждение


Задачи и направления

Формы взаимодействия

Районная детская поликлиника

Профилактика заболеваний, выявление их на ранней стадии и своевременное лечение.


Профосмотры, диспансеризация, медицинская помощь

ГИБДД

Предупреждение детского травматизма на дорогах.


Лекции, беседы, ролевые игры для учащихся.




Дополнительное образование детей в области физкультуры и спорта. Повышение уровня физического здоровья детей.

Дни здоровья, посещение спортивных секций, спортивные соревнования.

Основные содержательные линии воспитательной работы

по направлению «Спортивно-оздоровительная деятельность»:

1.Самопознание через чувство и образ.

2.Школа здорового питания.

3.Ослепительная улыбка на всю жизнь.

4.Случайные отравления лекарственными препаратами.

5.Безопасность детей на дорогах.

6.Поведение в экстремальных ситуациях. Основы личной безопасности.

7.Формирование здорового образа жизни.

8.Профилактическая работа с родителями.

9.Занятия физической культурой и спортом.

10. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и здоровьесберегающего режима дня.

11.Негативное влияние компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Содержание внеурочной образовательной программы

I уровень. По программе 72 часа (36 недель по 2 часа).

«В путь - дорогу собирайся, за здоровьем отправляйся! »

1.Самопознание через чувство и образ. 4 часа.

Форма внеурочной деятельности

1.Я познаю себя.«Я-первоклассник. Кто я? Какой я?»

Час общения. Ролевые игры.

2.Я познаю себя.Я-в детском саду и я- в школе.

Как я изменился?



Беседа по рисункам и фотографиям.Работа в группах.

3.Я и художественный образ.

Конкурс рисунков.Выставка.

4.За что меня любят?

Рассуждение. Беседа.

2.Школа здорового питания. 3 часа.




1.Из чего состоит наша пища?

Работа по иллюстрациям.

2.Приятного аппетита!

Игра-практикум.

3.Что нужно есть в разное время года?

Работа с картинками.

4.На вкус и цвет товарищей нет.

Обсуждение по рисункам детей.

3.Ослепительная улыбка на всю жизнь. 3часа.




1.Красивая улыбка и здоровые зубы.

Наблюдение,рисунки,фотографии.

2.Здоровые зубы - здоровый организм.

Беседа,примеры из жизни детей.

3. Как правильно чистить зубы?

Игра-практикум.

4.Случайные отравления лекарственными препаратами. 3 часа.




1.Для чего нужны лекарства? Домашняя аптечка.

Беседа по иллюстрациям.

Практическая работа.



2.Где хранятся лекарства и почему их убирают от детей подальше?

Игра-доказательство.

3.Лекарства и лекарственные растения.

Беседа по картинкам и гербариям.

5. Безопасность детей на дорогах.

4 часа.




1.Дорога в школу и домой. Самый безопасный путь.

Игра-практикум . Конкурс рисунков.

2.Я дружу со светофором. Пешеходный переход



Игра-практикум с приглашением работников ГИББД.Викторина.

3.Я - пассажир. Правила поведения.

Игра-практикум.

4.Осторожно! Скользкая дорога.

Беседа. Игра.Наблюдения.

6.Поведение в экстремальных ситуациях. Основы личной безопасности и предупреждение травматизма. 4 часа.


Форма внеурочной деятельности.

1.Опасность и личная безопасность.

Рассуждение, работа по иллюстрациям.

2.»Один дома». Я уже большой?

Беседа о занятиях и о безопасности дома.Инсценировка.

3.Как позвать на помощь в эстремальных ситуациях?

Инсценировка, игра-практикум.

4.Игры на школьном дворе и во дворе дома. Люки, кусты, дорога.

Экскурсия, игра.

7.Формирование здорового образа жизни. 3 часа.




1.Мои дела и поступки.

Беседа об образе жизни.

2.Основные правила здорового образа жизни.

Составление правил для первоклассника.

3.Что такое хорошо и что такое плохо?

Работа с книгой. Инсценировка.

8.Профилактическая работа с

родителями. 3 часа.




1.Режим дня первоклассника. Беседа с участковым педиатром.

Совместное составление и обсуждение режима дня первоклассника.

2.Утренняя гимнастика для всей семьи.

Разучивание комплекса упражнений утренней гимнастики для детей и взрослых

3.Активный отдых всей семьёй. Беседа с лечащим врачом.

Обсуждение и составление плана работы на выходные дни.

9.Занятия физической культурой и спортом. 39 часов.




1.Какие спортивные сооружения есть в нашем городе и для кого их построили?

Экскурсия, знакомство.

2.Каким видом спорта я хотел бы заниматься?

Выбор секции по желанию.

3.Значение спорта в жизни каждого человека.

Беседа.Просмотр слайдов.

4-39. Прогулки на свежем воздухе, подвижные игры, катание на лыжах, занятия по общефизической подготовке, лечебная физкультура, гимнастика, эстафеты.

Практические занятия в спортивном зале и на спортивной площадке.

.10.Соблюдение санитарно-гигиени-ческих норм и здоровьесберегающего режима дня. 3 часа.


Форма внеурочной деятельности.

1.Чистота – залог здоровья.

Беседа.Рассуждение.Театр.

2.Что такое гигиена? Выступление медсестры

Викторина.Игра-практикум.

3.Зачем нужно соблюдать режим дня?

Беседа.Расуждение.Игра.

11.Негативное влияние компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека. 3 часа.



Форма внеурочной деятельности.

1.Технические средства информации в нашем доме.

Расследование. Беседа.Конкурс рисунков.

1.Компьютер в жизни маленького человечка.

Дискуссия. Работа с рисунками.

Инсценировка.



2.Детские передачи и фильмы.

Диалог. Ролевая игра.Театр.

2 класс. I уровень и II уровень. По программе 72 часа (36 недель по 2 часа).

« Главное богатство - здоровье»

1.Самосознание через чувство и образ.

5 часов.

Форма внеурочной деятельности.

1.Мы все похожие, но все мы разные.

Наблюдение. Беседа. Игра.

2.Что я чувствую? Радость и обида.

Наблюдение.Ролевая игра.

3.Умею ли я дружить.Образ хорошего товарища.

Ролевая игра.беседа.Театр.

Игры в группах.



4.Волшебные слова.Слово – лечит или калечит?

Диспут.Тренинг.Игры в парах.

5.Моё настроение.От чего зависит настроение?

Беседа.Ролевые игры.

2.Школа здорового питания. 4 часа.




1.Если хочешь быть здоров.Режим питания.

Беседа с медсестрой. Игра-практикум.

2.Самая полезная пища.Составление меню

для первоклассника.



Обсуждение. Практическая работа.Рисунок.

3.Как правильно есть. Поведение за столом.

Игра-практикум.Уроки этикета.

4.Ах как хочется пить!Как утолить жажду?

Беседа.Сказка о капельке воды.

3.Ослепительная улыбка на всю жизнь. 4 часа.

Форма внеурочной деятельности.

1.Почему болят зубы? Строение зубов.

Работа по таблице.Примеры из личного опыта детей.

2.Что вредно для зубов? Сладости и напитки. Овощи фрукты.

Беседа. Рисунки. Театр.

3.В кабинете у зубного врача. Почему ты боишься ходить к зубному врачу?

Беседа.Ролевая игра.

4.Как правильно чистить зубы. Зубная щётка и паста.

Игра-практикум.Сказка.



4.Случайные отравления лекарственными препаратами. 3 часа

.


1.Добрый доктор Айболит.


Работа с книгой.Игра.

2.Какие лекарства мы выбираем.Советы школьной медсестры.

Игра-практикум. Памятка.

3.Аптека.Где и кому продают лекарства?

Экскурсия.Игровая ситуация.

4.Если вызвали доктора.Скорая помощь.

Беседа,игра. Звонок по телефону.

5.Безопасность детей на дорогах. 3 часа.




1.Дорожный патруль.Правила передвижения на дорогах.

Игра-практикум.Выпуск плаката.

2.Игры детей.Осторожно,проезжая часть .



Ролевая игра.Конкурс рисунков.

6.Поведение в экстремальных ситуациях. Основы личной безопасности. 4 часа.




1.Опасность у водоёма.Кака вести себя на воде. Если случилась беда.

Рассуждение.Игра .Рисунки.

2.Если на улице дождь и гроза.

Игровая ситуация.Беседа.

3.Солнечно и жарко.Тепловой удар.

Работа по иллюстрациям.

4.Как защитиься от укусов насекомых.

Работа по рисункам и коллекции насекомых.

7.Формирование здорового образа жизни. 3 часа.




1.Полезные и вредные привычки.

Игра-практикум.Игра-доказательство.

2.Как организм помогает себе сам?

Расследование. Сказка.

3.Твоё свободное время. Проведи его с пользой для своего здоровья.

Беседа.Путешествие во времени.

8.Профилактическая работа с родителями. 2 часа.




1.Обучение детей плаванию.Совместное посещение бассейна.

Беседа.Практическое занятие.

2.Прогулка в лес. Чистый и свежий воздух.

Экскурсия. Беседа.

9.Занятия физической культурой и спортом. 39 часов.

Форма внеурочной

деятельности.

1.Спортивная игра :»Самый, сильный, ловкий, смелый».

Игра-соревнование.

2.Спортивный праздник » Если хочешь быть здоровым -закаляйся!»

Игра-соревнование.

3.Праздник »День физкультурника»

Спортивный праздник-соревнование.

4-39. Прогулки на свежем воздухе, подвижные игры, катание на лыжах, занятия по общефизической подготовке, лечебная физкультура, гимнастика, эстафеты, командные игры с мячом.

Практические занятия в спортивном зале и на спортивной площадке.

10.Соблюдение санитарно-гигиени-ческих норм и здоровьесберегающего режима дня. 3 часа.



1.В гостях у Мойдодыра.

Игра-практикум.Работа с книгой.

2.»Спокойной ночи-малыши».

Игра.Сказка перед сном.

3.Откуда берутся грязнули?

Викторина.

11.Негативное влияние компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека. 2 часа




1.Нахождение и применение компьютера в вашем доме.

Беседа.Конкурс рисунков.



3 класс. II уровень и III уровень. По программе 72 часа. (36 недель по 2 часа).

«Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!»

1.Самосознание через чувство и образ.

6 часов.

Форма внеурочной деятельности.

1.Мой организм – как единое целое.

Работа по таблице.Обсуждение.

2.Дарить радость.Для чего нужна улыбка?

Игра-практикум.Театр и дети.

3.Учись понимать других.Научись разговаривать с людьми.

Диалог.Ролевые игры.

.Интонация и тон.Как найти общий язык?

Игровые ситуации. Инсценировка.Игры в парах.

5.Как научиться преодолевать трудности?

Беседа.Игра-практика.

6.Как понять друг друга без слов.?


Диалог. Игры в парах.

.2.Школа здорового питания. 4 часа.

Форма внеурочной

деятельности.

1.Здоровая пища для всей семьи.

Беседа.Практическое зянятие.

2.Хлеб-всему голова. Без хлеба – и обед не сытный.

Диспут. Составление меню на день.

3.Сервировка стола.Приятного аппетита.

Практическая работа.Приглашение к столу.

4.Как правильно питаться, если занимаешься спортом.

Беседа.Игра-доказательство.

3.Ослепительная улыбка на всю жизнь.

2 часа.




1.Сохраним улыбку красивой и здоровой.

Диспут.Практическое занятие.

.Больные зубы - причина многих заболеваний.

Исследование.Сказка про опасные микробы.

4.Случайные отравления лекарственными препаратами. 2 часа.

Форма внеурочной деятельности.

1.Аптечка для ребёнка есть в каждом доме

Создание аптечки для класса.

2.Как помочь человеку при отравлении.

Вызов скорой помощи.Игра.

5.Безопасность детей на дорогах. 2 часа.





1.Мы – участники дорожного движения. Езда на велосипеде.

Ролевая игра.

2.Отправляемся в дорогу вместе с родителями.

Игра-практикум.

6.Поведение в экстремальных ситуациях. Основы личной безопасности. 3 часа.




1.Если случился пожар?Моя безопасность.

Игровая ситуация.

2.Один по улице иду.Я самостоятельный?

Ролевые игры.Практикум.

3.Моё излишнее любопытство.

Беседа.Игра-практикум.

7.Формирование здорового образа жизни. 4 часа.




1.Посмотри вокруг себя.Мир вокруг нас.

Наблюдения и высказывания.

2.Что для меня лучше?

Диспут. Разбор ситуаций.

3.С кого можно брать пример? Кто мой идеал?

Работа с книгой.Беседа.

4.Будем делать хорошо и не будем плохо.

Диспут.Ролевые игры.

8.Профилактическая работа с родителями. 3 часа.




1.Помоги себе сам.Оказание первой помощи при ушибах и порезах.

Практическое занятие совместно с родителями и медсестрой.

2.Помощь ребёнка в уборке квартиры. Составление плана работы.распределение обязанностей.

Форма внеурочной деятельности.

Практическое занятие.



3.За что мы любим своих детей, а дети любят нас?

Диспут.Фотовыставка.Конкурс рисунков и поделок.

9.Занятия физической культурой и спортом. 41 час.




1.Закаливающие процедуры.Прогулки на свежем воздухе.

Практические занятия.

2.Солнце,воздух и вода – наши лучшие друзья!

Диспут.Игра.Конкурс рисунков и сочинений.

3.Спорт и физкультура в жизни школьника.

Наблюдение.Практические занятия.Игры.

4.Разучивание подвижных игр.Игры наших родителей.

Игры.Эстафеты.

5.Малые олимпийские игры.Олимпийцы среди нас.

Соревнование.

4-39. Прогулки на свежем воздухе, подвижные игры, катание на лыжах, катание на коньках, занятия по общефизической подготовке, лечебная физкультура, гимнастика, эстафеты, командные игры с мячом. Посещение плавательного бассейна и Ледового дворца.


Практические занятия в спортивном зале и на спортивной площадке.

Практические занятия в плавательном бассейне и на катке Ледового дворца.



10.Соблюдение санитарно-гигиенических норм и здоровьесберегающего режима дня.

3 часа.




1.Если в семье-больной инфекционным заболеванием.

Беседа.Составление правил защиты от заражения инфекцией.

2.Гигиенический уход за руками и ногами.

Беседа.Профилактичекое занятие.

3.Чистота и порядок.

Театрализованное представление.

11.Негативное влияние компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека. 2 часа.




1.Реклама на телевидении.Реклама вредная и полезная.

Обсуждение.Игра-практикум.

2.Когда компьютер приносит пользу школьнику?


Практическая работа.Диспут.



4 класс. II уровень и III уровеньПо программе 72 часа (36 недель по 2 часа).

«Я умею думать, я умею рассуждать, Что полезно для здоровья, то и буду выбирать»

1.Самосознание через чувство и образ. 4 часа.

Форма внеурочной деят-ти

1.Как справиться со своими эмоциями? Чувства и поступки.

Ролевые игры.

2.Все ли желания выполнимы? Что нам действительно нужно?

Диспут. Игра.

3.Учись понимать других.Умей дружить

Беседа.Игра-практикум.

4.Волевое поведение.Сила воли.

Тренинг. Просмотр слайдов.

2.Школа здорового питания. 4 часа.




1.Умеем ли мы правильно питаться?

Игра-практикум.

2.Кулинарное путешествие по России. Как сбросить лишний вес?

Работа по иллюстрациям.

Конкурс знатоков.



3.Дары моря.Чем полезен рыбий жир?

Викторина. Слайды.

4.Здоровая пища для всей семьи.Витамины круглый год. Совместимость продуктов.

Практическое занятие.

Конкурс рисунков.Реклама.



3.Ослепительная улыбка на всю жизнь.

3 часа.




1.Правильный подбор щетки и сроки использования.

Встреча с медработником.

Просмотр слайдов.



2.В кабинете стоматолога. Профессия стоматолога.

Экскурсия. Беседа.Ролевая игра.

3.Здоровая и красивая улыбка на всю жизнь.

Питание и уход за полостью рта.



Викторина.Игра-практикум.Беседа.

4.Случайные отравления лекарственными препаратами. 2 часа.




1.Моё отношение к лекарствам.Берегите детей от случайного отравления.

Игра-практикум.Викторина.

2.Витамины-не конфеты.Много витаминов – это тоже опасно. Вкусно или полезно?

Просмотр слайдов. Встреча с медработником.

5. Безопасность детей на дорогах. 2 часа.




1.Движение по просёлочной дороге.

Работа по иллюстрациям.

Практическое занятие .



2.Велосипедный спорт и дорога. Велосипедная дорожка.

Практическое занятие.Инструктаж.

.6.Поведение в экстремальных ситуациях. Основы личной безопасности. 2 часа.

Форма внеурочной деятельности.

1.Детское время закончилось.Дети – домой!

Обсуждение-доказательство.

2.Если кому-то нужна помощь.Наши действия и опасность.

Игра-практикум. Просмотр слайдов.Диалог.

7.Формирование здорового образа жизни.

4 часа.




1.Умей сказать - нет. Как сказать - нет?

Рассматривание ситуаций.

2.Помоги себе сам! Покажи пример товарищам!

Рассказы детей. Диспут.

3.Почему люди курят? О вреде курения.

Беседа. Просмотр слайдов.

4.Зачем люди пьют? Можно ли прожить без алкоголя?

Дискуссия.

8.Профилактическая работа с родителями. 3 часа.




1.Всеобуч родителей по профилактике аддикватного поведения.

Доклад – обсуждение.

Просмотр слайдов.



2.Клуб »Здоровье для всей семьи».

Круглый стол знатоков здорового образа жизни.

3.Профилактика травматизма.Соблюдение правил безопасности для всей семьи.Как сохранить жизнь и здоровье своих близких?

Беседа. Родительский всеобуч.

9.Занятия физической культурой и спортом 42 часа

Форма внеурочной деятельности.

1. Осенний легкоатлетический кросс.

Массовый забег .

2.Лыжный забег «Все на лыжню!»

Лыжные соревнования.

3.Спортивная игра »Весёлые старты».

Соревнования.

4.Весенний легкоатлетический кросс.

Массовый забег.

5.Праздник «Малый Сабантуй».

Игры, соревнования.

6.Как я готовлюсь к олимпиаде? Мы-олимпийцы.

Показательные выступления по любимым видам спорта.

4-39. Прогулки на свежем воздухе, подвижные игры, катание на лыжах, катание на коньках, занятия по общефизической подготовке, лечебная физкультура, гимнастика, эстафеты, командные игры с мячом. Посещение плавательного бассейна и Ледового дворца.

Командные игры и эстафеты .

Экскурсии и походы в лес. Ориентирование на местности


Практические занятия в спортивном зале и на спортивной площадке.

Практические занятия в плавательном бассейне и на катке Ледового дворца.



10.Соблюдение санитарно-гигиенических норм и здоровьесберегающего режима дня.

3 часа.

Форма внеурочной деятельности.


1. Банные процедуры. Такой целебный берёзовый веник.

Беседа. Выслушивание мнений и доказательств.

2. Значение режима для сохранения моего здоровья

Исследование. Составление графика заболеваемости и успеваемости. Проект.

11.Негативное влияние компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека. 3 часа.




1. Увлечение компьютером и его влияние на здоровье школьника

Обсуждение ситуации и выведение правил работы на компьютере.

2. Что нужно и что можно смотреть по телевизору? Познавательные телепередачи для детей.

Викторина. Познавательная игра.

3. Создатели рекламы. Какую цель преследует реклама?

Создание рекламы для детей.

Игра-практикум.



Сроки реализации программы.

Срок реализации программы – 4 года. Каждое мероприятие рассчитано по времени на 35 минут (Каждое занятие состоит из теоретической и практической части).



Список используемой литературы:

1.ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Утвержден

приказом Министерства образования и науки Российской Федерации

от « 6 » октября 2009 г. № 373 .

2.Л.А.Обухова,Н.А.Лемяскина.Учебно-методическое пособие «Школа докторов природы».Смоленск.Издательство «Вако». 2004 год.

3.В.И. Ковалько. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.

1 – 4 классы. М.: «ВАКО», 2004.

4. М.А. Павлова. Дидактические игры, как средство формирования навыков здорового образа жизни. САРАТОВ 2005 г.(http://health.best-host.ru

5.М.М.Безруких,Т.А.Филиппова,А.Г.Макеева. «Две недели в лагере здоровья».Издательство»Олма-Пресс».Москва.2004 год.

6.М.М.Безруких,Т.А.Филиппова,А.Г.Макеева.»Учусь понимать себя» по программе »Все цвета,кроме чёрного».Москва.Просвещение.2002 год. 7.М.М.Безруких,Т.А.Филиппова,А.Г.Макеева.»Учусь понимать других» по программе »Все цвета,кроме чёрного».Москва.Просвещение.2002 год.

8.М.М.Безруких,Т.А.Филиппова,А.Г.Макеева.»Учусь общаться» по программе »Все цвета,кроме чёрного».Москва.Просвещение.2002 год.

  Интернет-ресурсы

1.Сайт Министерства образования и науки РФ

2.Сайт Василеостровского отдела образования г. Санкт-Петербурга

http://schoolinfo.spb.edu.ru

3.Детский портал «Солнышко» http://www.solnet.ee/

4.Законодательство Республики Дагестан

5.Сайт «Учительской газеты» http://www.ug.ru/

6.Сайт «Все о детях и семье» http://www.7ya.ru/

7.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

http://festival.1september.r



V. СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Программа “Юные знатоки ПДД”

1. Пояснительная записка.

Хотя и не живем в городе, где из года в год стремительно растет число транспорта, в дальнейшем необходимо знать правила дорожного движения. Иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются как водители, так и пешеходы, среди которых есть дети. Главная причина здесь в том, что у детей двойственное отношение к автомобилю. С одной стороны, они боятся этих громадных машин проносящихся на большой скорости мимо них, с другой - они лишены страха и готовы перебежать перед машиной дорогу, не понимая, что водитель остановиться или свернуть в сторону просто не в состоянии. За каждой из дорожных трагедий - судьба ребенка и горе родителей.

Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми. Содержание модуля «Снизить риск происшествий» направлено на то. чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали историю возникновения правит дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания. В содержании модуля учтены требования регионального стандарта, рекомендации работников ГИББД. интересы детей, возрастные особенности.

Ребенок - это тот живой «материал», на основе которого можно сформировать новый тип участника дорожного движения, в основе которого лежит дисциплина и ответственность. Поэтому курс по пропаганде правит безопасного движения на дорогах детей - это программа работы на перспективу. Чем раньше научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.

Каждое занятие модуля «Юные инспектора дорожного движения» помогает детям успешно усвоить правила дорожного движения, узнать их историю. Главная задача - научить детей культуре поведения на дорогах и улицах. В программу курса входят занятия, которые помогают детям ориентироваться в дорожных ситуациях и на практике применять полученные знания. С первых занятий дети знакомятся с историей ПДД. Это помогает учащимся понять значение и важность того или иного правила Практические занятия помогают детям увидеть наглядно, как выполняются правит а дорожного движения водителями и пешеходами, познакомиться с работой сотрудников ГИБДД.

Подготовка буклетов развивает у детей творческое мышление, самостоятельность и инициативность. Проведение конкурсов и мероприятий позволяет вести пропаганду по предупреждению ДТП среди учащихся других классов.

Данный курс - это действительно нетрадиционный подход в обучении младших школьников правилам дорожного движения. Программа курса предусматривает систематическую работу в трех направлениях: знакомство с

историей ПДД, развитие практических навыков и применение их в реальной жизни.

2. Задачи:

-Знакомство с историей правит дорожного движения.

-Развитие дорожной грамотности детей.

-Совершенствование навыков ориентирования на дороге.

-Формирование мотивационно-поведенческой культуры ребенка в условиях общения с дорогой.

-Повышение ответственности детей за свое поведение на дорогах.



Участники образовательного модуля: учащиеся 1 класса

Сроки реализации: один учебный год.

Модуль рассчитан на 33 учебные недели. Занятия проводятся по 35 минут 1 раз в неделю.

К концу года первоклассник получит возможность приобрести знания:

Из истории возникновения ПДД;

о дорожных знаках;

о сигналах светофора;

о видах транспорта;

о причинах ДТП;

о правилах движения на велосипеде;

о правилах движения по дороге.

Научиться ориентироваться в дорожных ситуациях; оценивать свое поведение на дороге; объяснить товарищ)- правила поведения на дороге.

3. Календарно тематическое планирование занятий



Раздел

Тема

Кол-во час

1

«Путешествие в историю ПДД.»

Урок 1 «Откуда появились ПДД».

Урок 2 «Кто ввел первые ПДД в нашей стране».

Тест: «Первые правила дорожного движения».


2 часа

2

«Дорога, что ты расскажешь о себе?»

Урок 1 «Что значит слово «Дорога».

Урок 2 «Правила поведения на дороге».

Урок 3 «Визы перекрестков».

Урок 4 «Практическое занятие. Выход на улицы города»



4 часа

3

«Тротуар, что это такое?»

Урок 1 «Что значит слово «тротуар».

Урок 2 «Практическое занятие.



2 часа

4

«В гости к Светофору Светофорычу».

Урок 1 «История возникновения светофора».

Урок 2 «Визы светофоров».

Урок 3 «Придумай сказку о Светофоре Светофорыче».

Тест: «Знание видов светофоров и их сигналов».



4 часа

5

«На дороге постовой, а кто он такой?».

Урок 1 «История появления на дорогах постовых».

Урок 2 «Практическое занятие. Наблюдение за работой ГИББД на улицах города»



2 часа

6

«Транспорт - каким ты быт раньше?»

Урок 1 «Каким был первый транспорт».

Урок 2 «Что такое «Огненная тележка»?» Конкурс поделок «Транспорт прошлого»



2 часа

7

«Веселый пешеход»

Урок 1 «Движение группами»

Урок 2 «Мероприятие «Азбука дорог».



2 часа

8

«Мой друг - велосипед».

Урок 1 «История появления велосипеда».

Урок 2 «Правила движения на велосипеде».

Урок 3 Создание буклета «Юный велосипедист, запомни!» Тест: «Знание правил движения на велосипеде».


3 часа

9

Современный транспорт.

Урок 1 «Визы транспорта».

Урок 2 Правила поведения в транспорте.

Игровое мероприятие «Я пассажир».


2 часа

10

«Что такое ДТП?»

Урок 1 «Причины возникновения ДТП».

Урок 2 Создание буклета «Помни, пешеход!».

Урок 3-4 Выход на улицу города с сотрудниками ГИББД с целью предупреждения ДТП. Вручение детям – пешеходам буклетов «Помни, пешеход!»


4 часа

11

«В стране дорожных знаков».

Урок 1 «История возникновения дорожных знаков». Урок 2 «Я знаток дорожных знаков». Урок 3 «Группы дорожных знаков». Конкурс рисунков. Урок 4 игра «Угадай, какой знак»

4 часа

12

Повторение Итоговое занятие

Урок 1 Повторение изученного за год. Тесты. Урок 2 Мероприятие «Я с дорогой дружу».

2 часа




Всего:




33 часа

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л. Безопасность на улицах и дорогах.

2. Аронов А. А. Воспитывать патриотов- М.: Просвещение, 2010.

3. Басова Н. В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 2006.

4. Безруких М. М., Филиппова Т. А. Рабочая тетрадь для школьников «Разговор о правильном питании». – Nestle, М. 2002.

5. Горской В. А. Примерные программы внеурочной деятельности. М., Просвещение, 2011.

6. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010.

7. Гульянц Э. К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материала. М., Просвещение, 1991 г.

8. Гусакова М. Л. Аппликация. М., Просвещение, 1987 г.

9. Еременко Т. И. Иголка – волшебница. М., Просвещение, 1988.

10. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. М., Просвещение, 1985.

11. Калугин М. А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки.- Ярославль: «Академия развития», 2006.

13. Коротков И. М. Подвижные игры во дворе. М.: Знание, 1987.

14. Кузьмина М. Азбука плетения. М., Легпромбытиздат, 1991.

15. Ладыженская Т. А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебная тетрадь для первоклассника. В 2-х ч. – М. Издательский дом. С-инфо, 2006.

16. Морозов О., Фаляхова В. Методическое пособие для учителей школ по безопасности дорожного движения. -Казань, 1992.

17. Неботова З. Л. Игрушка – самоделка. СПб., Лениздат, 1995.

18. Перевертень Г. И. Самоделки из разных материалов. М., Просвещение, 1985.

19. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательство. Учебная литература, 2006.

20. Спортивные игры. //Под редакцией Ю.И. Портных. М.: ФиС, 1975.

21. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения – М., 2004.

22. Харламов И. Ф. Педагогика: Учебное пособие. – М.: Высшая школа. 2006.

VI. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Пояснительная записка


В сотрудничестве, под руководством, с чьей – то помощью ребёнок всегда может сделать больше и решить более трудные задачи, чем самостоятельно.

Л.С. Выготский

Многие социальные проблемы современности, в том числе такие, как катастрофическое падение уровня здоровья детей, рост преступности и различных видов зависимостей, неуправляемая агрессия, «произрастают» из единого корня – из непонимания людьми самих себя, смысла своей жизни, неспособности координировать свое взаимодействие друг с другом и средой обитания.

Стремление разрешить названные проблемы привело к созданию программы возрождения семейного культурно-образовательного творчества. Её тематику и содержание подсказала сама жизнь. Сегодня многие родители заинтересованы в успешном обучении и развитии ребенка. Однако не всегда есть понимание того, что хороших результатов можно добиться только при активном взаимодействии родителей и школы. Многолетнее видение диагностико-коррекционной работы по преодолению различных социально-психологических проблем детей вывело специалистов на понимание сути происходящего – нарушено гармония детско – родительских отношений. Как бы многогранна ни была наша жизнь, тем не менее, она должна строится на едином стержне – крепких корневых традициях поколений. Возрождение этих традиций и есть важнейшая задача образовательной системы.

Привлечение родителей к участию в жизни класса позволяет объединить усилия для развития и воспитания детей и осуществлять взаимопомощь при решении возникающих проблем. Родителям при этом полнее открывается жизнь ребенка в школе, а учителя стремятся вовлечь их в педагогический процесс и сделать участниками всех проводимых мероприятий. Школьное учреждение располагает профессиональными знаниями, чтобы помочь семье воспитывать и развивать ребенка, поддерживать и укреплять родственные связи, приобщать к общечеловеческим ценностям. От того, насколько воспитательно-образовательные услуги ориентированы на интересы семьи, во многом зависит эффективность педагогической работы. Задача - увеличить помощь семье и одновременно усилить ее ответственность за воспитание подрастающего поколения. Одним из направлений в системе работы семьи и школы является совместная деятельность детей и родителей. Внеклассные мероприятия, в которых родители являются не вольными слушателями, а активными участниками, способствуют укреплению доброжелательных связей между детьми, родителями и учителями. А совместные проекты способствует сплочению членов семьи, помогает организованно и с пользой проводить досуг.

Программа «Солнечная страна» состоит из постоянно расширяющегося цикла исследовательских проектов. Исследовательский проект – это составная часть современных педагогических технологий. Введение элементов исследовательской деятельности учащихся в этой программе позволяет педагогам и родителям не только учить и воспитывать, сколько помогает ребенку совершенствоваться, направлять его познавательную деятельность.

.

Данная форма жизнедеятельности младших школьников направлена на развитие творческих способностей детей и обеспечивает эстетическое, физическое, нравственное, интеллектуальное, экологическое развитие, познание жизни, самих себя, других людей с помощью активного вовлечения ребят и родителей в совместное дело.



Цель программы: объединение усилий семьи, школы, всех заинтересованных людей и организаций для сохранения здоровья подрастающего поколения, развития творческого потенциала ребят и взрослых.

Задачи программы:

  • Привлечение учащихся к творческим конкурсам.

  • Воспитание здорового образа жизни.

  • Поддерживать инициативы и деятельность родителей учащихся.

  • Способствовать повышению медицинской, психолого-педагогической грамотности педагогов и родителей.

  • Способность формированию у детей и взрослых разумного чувства уверенности в собственных силах, личностной значимости для общества, готовности принимать перемены и активно в них участвовать, умения делать самостоятельно осознанный и ответственный выбор в соответствии с возрастом.

  • Воспитание личной ответственности за порученное дело.

  • Развитие фантазии, раскрытие индивидуальных творческих способностей и познавательных интересов каждого ребенка.

  • Привлечение к участию в учебно-воспитательной работе и интегрирование усилий учителей, родителей, работников внешкольных учреждений.

Общие направления исследований:

  1. Культура. «Красота спасёт мир».

  2. Наука и техника «Ученье – путь к уменью».

  3. Здоровье. «В здоровом теле – здоровый дух».

  4. Природа и Земля «За природу в ответе каждый».

Основные науки и виды деятельности:

    • Природа: экология, ботаника, генетика, природопользование.

    • Земля: город, улица, дом.

    • Культура: язык, религия, искусство, образование.

    • Наука: математика, русский язык, русская литература, татарский язык, татарская литература.

    • Техника: транспорт, конструирование, строительство и дизайн.

    • Здоровье: медицина, психология, спорт, развитие человеческого организма.

В основе программы заложены следующие положения творческой деятельности:

  • самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;

  • видение новой проблемы в знакомой ситуации;

  • видение новой функции знакомого объекта;

  • альтернативное мышление, т.е. видение возможных решений данной проблемы, различных способов решения.

( по М.Н. Скаткину и И.Я. Лернеру).

Для организации и проведения интеллектуально - творческого семейного дела (ИТСД) формируется штаб из представителей учителей начальных классов каждой параллели и председателей родительского комитета каждого класса.

Дела распланированы по четвертям. Итогом каждого ИТСД является совместный проект. По итогам конкурсов баллы выставляются в рейтинговой таблице. Победителем считается команда, которая с лучшими результатами достигла конечной цели игры.

Связь и сотрудничество с другими организачиями

Ожидаемый результат:


  • Создание внутришкольных структур.

  • Повышение уровня социальной защищённости всех участников ИСТД, уровня удовлетворённости (характером взаимоотношений, качеством образования) и уровня компетентности (педагогической – для родителей, методической – для учителей, образовательной – для школьников).

  • Повышение активности, ориентации на сотрудничество.

  • Формирование единого ценностно-смыслового пространства взрослых и детей.



План проведения мероприятий.

Название ступенек

Сроки проведения

Мероприятия

Классы

Для учащихся

Для родителей


Культура «Красота спасёт мир».


сентябрь

Торжественное открытие интеллек-туально – творческого семейного дела.

Составление обращения для родителей.


1-4 классы

Классный час: «Мастерскаяобщения»


Проведение анкетиро вания для выявления потребностей родителей в разнообразных образо вательных услугах.

Создание творческой группы "Солнечная страна"



1 класс

Классный час:

«Лучшее слово о дружбе»



2 класс

Классный час:

«Культура мира. Человек среди людей»



3 класс

Ролевая игра «Этикет»

4 класс

Изготовление шкатулки добрых слов и добрых дел.

1-4 классы

Составление проекта «Семейный музей»

1-4 классы

октябрь

Неделя театра. Конкурс актёрского мастерства.




1-4 классы

Подготовка сцены и костюмов, постановка театральных представлений.

1-4 классы

Конкурс «Эти волшебные макароны»




1 класс

Конкурс «Овощное ассорти»

2 класс

Конкурс: "Осенний натюрморт"

3 класс

"Я пеку, пеку, пеку." (поделки из соленого теста).

4 класс

Выставки, созданные при взаимодействии детей и родителей: "Овощное ассорти", "Осенний натюрморт""Эти волшебные мака роны!"«Я пеку, пеку, пеку:"

1-4 классы







Проект «Театр, а дети в нем актеры»




Наука и техника. «Ученье – путь к уменью».


ноябрь

Неделя русского языка и литературы. Конкурс «Самый читающий класс»




1-4 классы

Классный час «Царство Закон, царство Беззаконие»




1 класс

«Веселый друг детей» интерактивная игра по произведениям Н.Н.Носова




2 класс

Игра: «Что? Где? Когда?»




3 класс

Круглый стол «Любители русского языка»




4 класс

День открытых дверей. «Учимся вместе с детьми» родительский турнир.

1-4 классы




Проект: «Заглавная буква»




декабрь

Неделя татарского языка и литературы.




1-4 классы

Проведение предметных олимпиад




3-4 классы

Игра: «Бесконечный ряд загадок».




1 класс

Страна «Словословная» - интеллектуальная игра




2 класс

Проведение совместного новогоднего утренника «Хуш киләсең Яңа ел!”.

1-4 классы

Проект "Мой сказочный край"

1-4 классы

Здоровье. «В здоровом теле – здоровый дух».

январь

Классный час: «Твое здоровье – что это? Можно ли самому «творить здоровье»?




1 класс

Классный час: «Движение – путь к совершенству (игры дома, в школе, на улице)».




2 класс

Классный час:«Пыль и здоровье. Зачем нужно проветривать класс?»




3 класс

Классный час:«Здоровье и наша квартира. Экология жилища».




4 класс

Исследовательская работа «Моё здоровье». Проект «Сколько весит здоровье ученика»

1-4 классы

Семейная лыжная эстафета

1-4 классы

февраль

Акция «Самый чистый и уютный класс»





1-4 классы

День здоровья (праздник) «Шоу на льду».





1-4 классы

Как настроение родителей влияет на здоровье детей (исследования). Психологический климат в семье.

1-4 классы







Проект: «Витамины – это сила»




«За природу в ответе каждый».

март

Классный час: «Пернатые друзья»




1класс







Классный час:

«Час любителей и знатоков природы»






2 класс







Классный час:

«Что я могу сделать с мусором»






3 класс







Классный час: «Биоразнообразие родного края»




4 класс







Проект «Цветы – таинственная сила».

1-4 классы




апрель

Классный час-игра «На острове Чунга-Чанга»




1 класс







Викторина по экологии «В мире животных»




2 класс







Интегрированный классный час: «Растения и человек»




3 класс







Интеллектуальная игра: «Звери, птицы, лес и я – вместе дружная семья»




4 класс







Проект «Земля, на которой мы живем»

1-4 кл.




май

Мир вокруг нас (живая газета)




1 класс







Путешествие – викторина «В мире природы»




2 класс







Игровой познавательно-развлекательный классный час: «Загадочные музеи»




3 класс







Классный час – игра «Мы – жители Земли»




4 класс







Презентация работы творческой группы "Портфолио ученика начальной школы"










Совместная игра – тест: «Люби и знай свой край»




<< предыдущая страница   следующая страница >>