Рассмотрено: Согласованно: Утверждено - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Рассмотрено: Согласованно: Утверждено - страница №1/1

МБОУ «Михневская средняя

общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов » Ступинского муниципального района
Рассмотрено: Согласованно: Утверждено:

на заседании зам. директора по УВР директором школы

методического совета __________/ Паскарь Е.В./ _________/ Филимонова С.А./

протокол №1 от _______2012г. ____________.2012г. ____________.2012г.

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ

по факультативному курсу

«Православная культура»

для 5 классов

Учитель: Кравченко Елена Юрьевна

2012г.


Пояснительная записка

Актуальность изучения предмета «Духовное краеведение Подмосковья» (История христианской православной культуры) обусловлена социально-педагогической потребностью в решении задач духовно-нравственного образования школьников. Указанный предмет ставит цели историко-культурологического и духовно-нравственного образования в системе полного среднего образования. В современной России во всех слоях общества растет интерес к ее культурно- историческому наследию. Культура России на протяжении тысячелетия формировалась под воздействием православной религии. Без знания истории христианской православной культуры невозможно освоение ценностей русской и мировой культуры.

В настоящее время в разных регионах России сформированы условия для изучения истории христианской православной культуры в системе государственного образования. Формы и способы их реализации определяются законодательством РФ об образовании и правовыми условиями деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений: принципами государственной политики в сфере образования и требованиями к содержанию образования (Закон РФ «Об образовании» ст. 2, 14, 14.5).

Православие сильно своими нравственными принципами. Именно этот подход является основополагающим в построении факультативного курса. Нравственное воспитание на основе библейской истории и отдельных фактов отечественной истории – первоочередная задача факультатива.

В процессе обучения на данном факультативе решаются наиболее важные задачи воспитания молодого гражданина России:

1. воспитывается любовь и уважение к Родине, ее народу и святыням;

2.дети приобщаются к нравственным устоям православной культуры и традиционным нормам морали на основе изучения текстов Священного Писания и событий отечественной истории;

3.данный курс поможет школьникам раскрыть смысл нравственных ценностей христианства, представить ориентиры добра и истины в библейских образах на основе веры, надежды, любви;

4. в ребенке развивается способность к сопереживанию, умению мирно разрешать конфликты;

5. у учащихся формируется активная позиция неприятия циничного рационализма, жестокости, алчности, пошлости и хамства, которые сегодня широко распространены среди людей, потерявших веру;

6. показывается тесная и органическая связь православных праздников и традиций православной культуры с народными обычаями, искусством и русской литературой;

7. в ребенке пробуждается чувство личной сопричастности к событиям прошлого, настоящего и будущего нашего Отечества.

Деградация общества, в связи с падением нравов, озлобленностью, насилием и другими пороками, продолжается. Все это подтолкнуло Русскую Православную Церковь к усилению своей роли в развитии общества. Данный курс направлен на сообщение учащимся истоков падения нравов общества через библейскую историю и путей выхода из существующего положения.

Факультатив призван способствовать нравственному воспитанию учащихся через знакомство с вековыми традициями русского православного быта, нравственного уклада семьи, государства.

Влияние тоталитарных сект и псевдорелигий расширяется, и чтобы оградить детей от их негативного влияния, ломающего психику и жизнь в целом, организуется данный факультатив.

Первый принцип построения курса - доступность, логичность и простота изложения материала в зависимости с возрастными особенностями детей.

Второй принцип - развитие национального самосознания, воспитание уважения к вековым традициям русского и православного быта и культуры.

Третий принцип факультатива - добровольность. Именно добровольное согласие родителей и детей на его посещение дает возможность осознанно приобщиться к нравственному воспитанию на основе библейской истории. Учащиеся, которым по каким-то причинам стало неинтересно, могут перейти на другие факультативы беспрепятственно.

Но следует отметить, что данные программы рассчитаны не только на продолжение изучения курса, но и для начинающих, т.к. она обеспечена как повторительно-обобщающим материалом, так и информационно-развивающим.

Преподавание ведется на основе учебников:

1.Л.Л.Шевченко «Православная культура» Учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий.5 год обучения.Книги1,2.-М.:Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества,2007

2. Л.Л.Шевченко «Православная культура» Наглядные пособия «Иллюстрации» для 5-6 годов обучения.

3. Л.Л.Шевченко «Православная культура» Методическое пособие для учителя: 5 год обучения. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества,2008


РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ

по факультативному курсу «Православная культура»

для 5 классов (1 час в неделю)
по учебнику Л.Л.Шевченко «Православная культура» 5 год обучения

№ урока

Содержание

Количество часов

1-2

3-4


5-6

7-8


9-10

11-12


13-14

15-16


17

18

19



20

21

22



23

24

25



26

27-28


29-30

31

32-33



34


Религиозная культура в жизни человека

О чем рассказывает христианская православная культура?

О чем рассказывает Библия?

Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры.

Монастырь-центр христианской православной культуры.

Язык христианской православной культуры.

Для чего построен и как устроен христианский православный храм?

О чем рассказывает икона?

Рождество Христово.

Святые дети-мученики за веру.

Красивый мир церковно-славянской азбуки.

Христианская церковь входит в мир. Святые апостолы Христа.

Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых.

Мудрость жизни христиан. Святые великомученицы Екатерина и Варвара.

Святые воины. Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Феодор Стратилат.

Святые врачеватели. Святые Косма и Дамиан. Всемилостивый целитель Пантелеимон.

Защита христианской веры. Вселенские соборы. Святые равноапостольные Константин и Елена.

Утверждение христианского учения. Учителя веры- Святитель Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст.

Пути к спасению. Святые преподобные Мария Египетская, Ефрем Сирин.

Крестные страдания Христа. Светлое Христово Воскресение.

Посещение храма

Пути к спасению. Преподобный Досифей, Святитель Павлин Милостивый.

Просветители славянские Кирилл и Мефодий.


2

2

2



2

2

2



2

2

1



1

1

1



1

1

1



1

1

1



2

2

1



2

1

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ

по факультативному курсу «Православная культура»

для 6 классов

по учебнику Л.Л.Шевченко «Православная культура» 6 год обучения




№ урока

Содержание

Количество часов

1-2

3-4


5-6

7-8


9

10-11


12

13

14



15

16

17



18

19

20



21

22

23-24



25

26

27



28

29-30


31-32

33-34



Первые христиане на Руси.

Первые святые Руси- Борис и Глеб

Святые Киево-Печерской Лавры.

Русские святые времен татарского нашествия.

Святители Московские митрополиты Петр и Алексей.

Избавление Руси от татарского ига. Преподобный Сергий Радонежский и святой благоверный князь Димитрий Донской.

Духовная твердыня Беломорья. Чудотворцы Соловецкие Зосима, Савватий и Герман.

Святые Нил Сорский и Иосиф Волоцкий размышляют о богатстве и бескорыстии.

Свирский чудотворец.

Святые Христа ради юродивые. Василий Блаженный.

Святые во времена Московского Государства. Святой Филипп, митрополит Московский.

Русские святые Смутного времени. Патриархи Иов, Ермоген, Филарет.

Исправление церковных книг. Патриарх Никон.

Церковная реформа Петра 1. Святые Митрофан Воронежский и Димитрий Ростовский.

«Блестящий» 18 век .Святитель Тихон Задонский.

Святые 19 века. Преподобный Серафим Саровский.

Святые 19 века. Святитель Филарет, митрополит Московский.

Великие старцы Оптиной Пустыни.

На рубеже веков. Святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Царственные мученики.

Новомученники и Исповедники Российские.

Христианские мученики ГУЛАГа.

Православная культура России свидетельствует.

Православная культура в жизни христиан.

Золотая цепь святых.


2

2

2



2

1

2



1

1

1



1

1

1



1

1

1



1

1

2



1

1

1



1

2

2



2




МБОУ «Михневская средняя

общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов » Ступинского муниципального района
Рассмотрено: Согласованно: Утверждено:

на заседании зам. директора по УВР директором школы

методического совета __________/ Паскарь Е.В./ _________/ Филимонова С.А./

протокол №1 от _______2012г. ____________.2012г. ____________.2012г.

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ

по курсу


«Духовное краеведение Подмосковья»

для 8 а,б,в классов

Учитель: Кравченко Елена Юрьевна

2012г.


Пояснительная записка

Задачи изучения предмета.

Актуальность изучения предмета «Духовное краеведение Подмосковья» (История христианской православной культуры) обусловлена социально-педагогической потребностью в решении задач духовно-нравственного образования школьников. Указанный предмет ставит цели историко-культурологического и духовно-нравственного образования в системе полного среднего образования. В современной России во всех слоях общества растет интерес к ее культурно- историческому наследию. Культура России на протяжении тысячелетия формировалась под воздействием православной религии. Без знания истории христианской православной культуры невозможно освоение ценностей русской и мировой культуры.

В настоящее время в разных регионах России сформированы условия для изучения истории христианской православной культуры в системе государственного образования. Формы и способы их реализации определяются законодательством РФ об образовании и правовыми условиями деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений: принципами государственной политики в сфере образования и требованиями к содержанию образования (Закон РФ «Об образовании» ст. 2, 14, 14.5).

В процессе обучения предмету «духовное краеведение» ставятся следующие задачи:


  • дать школьникам знания об истории христианской православной культуры и ее связи с историей родной земли;

  • дать знания о христианской нравственной культуре; понимании христианами этических категорий добра и зла, смысла жизни и показать примеры их воплощения в традициях жизни, житиях святых и героев Отечества;

  • способствовать решению задач нравственного воспитания школьников:

  • формированию качеств патриотизма и гражданственности, ответственному, уважительному отношению к святыням родной земли, к наследию отечественной и мировой культуры, любви к отечественной истории, осознанию себя потомками славного прошлого России и Подмосковья.

Основные понятия предмета.

«Духовное краеведение Подмосковья» изучает историю христианской православной культуры на землях Московского края, представленную в традициях жизни людей и объектах религиозного искусства. Духовным краеведение названо потому, что объектом его изучения является не экономическое и политическое развитие Отечества, но история его духовной культуры. На территории Подмосковья всегда в добрососедстве проживали люди разных национальностей и вероисповеданий. Христианская православная религия традиционно являлась ведущей религией России. Она способствовала формированию общественного сознания и среды обитания людей, в которой сохранялись самые главные этическис нормы и ценности жизни, представленные, в том числе, в творческих формах жизнедеятельности человека. Словари указанное содержание определяют термином «культура». Христианская культура называла среди самых главных ценностей жизни христиан — веру в Бога, любовь к ближним, любовь к Отечеству. Культурологическое содержание предмета «духовное краеведение Подмосковья» позволяет раскрыть школьникам смысл понятий «духовность», «культура», «культурный человек», «историческая память», «религиозная культура», «ответственность», «свобода», «творчество», которые рассматриваются в контексте русской культуры и истории.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА (ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА для учителя :

Основная тема: «Духовное краеведение родного края. Святыни»

Л.Л. Шевченко. Духовное краеведение Подмосковья (История и культура религии (Православие)). Под. ред. Л.Н. Антоновой. Учебное пособие для учащихся основной школы общеобразовательных учреждений Московской области. М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. Издательство МГОУ. 2005-2007.


Л.Л. Шевченко. Духовное краеведение Подмосковья (История и культура религии (Православие)). Под. ред. Л.Н. Антоновой. Методическое пособие для учителя. М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. Издательство МГОУ. 2005-2007.

 УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА для учащихся:

Л.Л. Шевченко. Духовное краеведение Подмосковья (История и культура религии (Православие)). Под. ред. Л.Н. Антоновой. Учебное пособие для учащихся основной школы общеобразовательных учреждений Московской области. М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. Издательство МГОУ. 2005-2007.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Название темы урока

 


Часы

 


Часть 1. 0 предмете «Духовное краеведение Подмосковья. (история христианской православной культуры)»




1

Что такое «религиозная культура»?


1




  2

0 чем рассказывает христианская православная культура?


  1




3

0 христианстве и православии


1




4-5

Крещение Руси и распространение христианства на землях Московского края


2




6

Особенности православной культуры


1




7

Древнерусский монастырь центр христианской православной культуры


1




8-12

Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры


5




13

Язык древнерусского искусства. Символы христианской православной культуры


1




14

Древнерусское зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма


1




15-17

Религиозная живопись. Как разговаривает икона?


3




18

Письменные источники христианской православной культуры. Церковнославянский язык


1

Часть 2. Христианская культура на землях Подмосковья:
образы и духовный смысл.




19

Храмы Ступинского края.


1




20

Историко-культурное краеведение Ступинского края


1




21

Южное Подмосковье. Серпуховской князь Владимир Андреевич Храбрый и Преподобный Сергий Радонежский.


1




22

Восточное Подмосковье. Святая Угреша и великий князь Димитрий Донской. Николо-Угрешский монастырь


1




23

Северное Подмосковье. Святыни Дмитровской земли. Святые князья Борис и Глеб. Борисоглебский монастырь.


1




24

Юго-Восточное Подмосковье. Святыни Коломенской земли


1




25

Западное Подмосковье. Крепость христианской веры Иосифо-Волоцкий монастырь в истории Московского края.


1




26

Западное Подмосковье, Русский Иерусалим Патриарха Никона


1




27

Южное Подмосковье. Подмосковный Синай. Монастырь в честь святой Екатерины


1




28

Западное Подмосковье. Бородинский Спас. История одной семьи и одного монастыря


1




29

Новомученики и Исповедники земли Российской


1




30

Иконы Божией Матери в истории духовной культуры Подмосковья


1




31

Северное Подмосковье. К игумену Русской земли —
преподобному Сергию Радонежскому


1




32

Западное Подмосковье. К Звенигородскому чудотворцу преподобному Савве Сторожевскому


1




33-34

Экскурсии, маршруты духовного краеведения


2