Рассказу К. Д. Воробьева «У кого поселяются аисты»(1961 год). Мы и «братья наши меньшие» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Рассказу К. Д. Воробьева «У кого поселяются аисты»(1961 год). Мы и «братья наши меньшие» - страница №1/1

Урок самостоятельного чтения в 5 классе по рассказу К.Д.Воробьева « У кого поселяются аисты»(1961 год).

Мы и « братья наши меньшие».
Цели :

1) познакомить учащихся с личностью писателя К.Д.Воробьева;

2) развивать умение вести исследовательскую работу с текстом художественного произведения;

3) воспитывать доброту в сердцах учащихся, любовь к природе, к братьям нашим меньшим, ответственность за них.


Оборудование к уроку :

портрет писателя К.Д.Воробьева, выставка книг писателя, толковый «Словарь русского языка» под редакцией С.И.Ожегова(1986 год), запись музыки Поля Мориа к передаче «В мире животных» (или любого другого лирического фрагмента) .



Х О Д У Р О К А
I. Оргмомент.

II.Вступительное слово учителя (или учащихся ) о курском писателе К.Д.Воробьеве(1919─1975)

Имя писателя Константина Дмитриевича Воробьёва стало известно широкому кругу читателей только в постперестроечное время ─ с середины 90-х годов, когда в свет вышли его повести «Убиты под Москвой» и «Это Мы, Господи!». Произведения заставили читателей по-иному взглянуть на события Великой Отечественной войны.

Константин Воробьёв родился в 1919 году в деревне Нижний Реутец Медвенского района Курской области. Семья была небольшая: мать, отец, бабка .А из детей , кроме Константина , были ещё 2 старшие сестры. Мальчик родился в тяжёлое время: Гражданская война, холод, голод. Но детское сердце впитывало только хорошее.

С раннего детства мальчик учился наблюдать за тем, как встаёт солнце, как шумит высокая трава ,как «говорят» в ночном лошади .Он был очень любознательным. Рано выучился писать и читать.

В 16 лет написал стихотворение , откровенно обвиняющее Сталина и его режим, поэтому по совету друзей отца был вынужден уехать из родной деревни, чтобы больше никогда в неё уже не вернуться. Он жил в Москве, работал в редакции газеты. Потом окончил Кремлевское военное училище в1941 году. Принимал участие в боях за оборону Москвы, был ранен, попал в плен, был концлагерях, несколько раз бежал , партизанил на территории Западной Белоруссии и Прибалтики. После войны женился и остался жить в Вильнюсе. Там же вышли его первые книги рассказов.

Рассказ «У кого поселяются аисты», написанный в 1961 году –автобиографический. В его основе лежат воспоминания детства писателя.



Главный вопрос урока :

У кого же поселяются аисты?



III . Исследовательская работа с текстом.

- Какие мысли и чувства вызвал у вас рассказ?

Задание: найдите в тексте те места, которые вам особенно понравились. Почему? (объясните!). Комментированное чтение рассказа (учащиеся зачитывают те места в тексте, которые им особенно понравились).

IV. Проверка домашнего задания.

1. Фронтальная беседа.

- Назовите главного (главных) героя (героев) рассказа. (Это мальчик Костя и аист Колька).

- Как мальчик Костя относится к аисту?

- Что общего у Кости и аиста? ( Оба сироты, оба всегда голодные).

- От лица кого ведется повествование?

- Есть ли в рассказе образы – антиподы* главному герою (Костику)?(Да. Это его бабка ).

2.Лексическая работа :

Антипод (книжн.) ─ человек, противоположный кому-нибудь по убеждениям, свойствам, вкусам.( «Словарь русского языка» под ред. С.И.Ожегова).

- Какая все же бабка? (Хорошая). Почему?

- Для чего автор ввел в текст такой персонаж? (Чтобы сравнили добро и зло).

- Перекликаются ли образы аиста Кольки и Костика Мухина? Что их объединяет?

(Дружба, они дружат; они добрые).

Задание : докажите это текстом!



Задание: перечитайте финал рассказа и ответьте на вопрос : Почему Костя Мухин так и не закончил свой рассказ? ( Он не захотел, видимо, еще раз переживать потерю друга, слишком ему было тяжело).

- А как сам автор относится к своему герою ─ Косте Мухину? Докажите это текстом!

- Только ли аисту способен сопереживать* Костя?

3.Лексическая работа :

Сопереживать─ волноваться, беспокоиться в связи с чем – нибудь, страдать из-за чего - нибудь (прост.).( «Словарь русского языка» С.И.Ожегова).

4. Выводы (их формулируют сами учащиеся).



5. Беседа об авторе:

- А каким вы видите автора рассказа? (Добрым). Объясните, почему.

- А откуда же берутся истоки * доброты? (Все мы родом из детства).

6. Лексическая работа:

Исток : 1. Место, где начинается водный источник (река, ручей).

2. перен. чего. Начало, первоисточник чего-нибудь. Истоки культуры Древней Руси .

( «Словарь русского языка» С.И.Ожегова).

7. О родине К.Д.Воробьева, о его малой родине, о том месте, которое и стало истоком доброты автора.

- Какое настроение создаётся у вас, когда вы смотрите на те места, где родился писатель? Почему?

- Какую музыку вы бы сочинили к этому рассказу? Почему?



8. Музыкальное сопровождение: звучит фрагмент (музыкальная заставка к телепередаче «В мире животных» в обработке Поля Мориа).

-Какое настроение создал писатель своим рассказом нам, читателям?(Немного грустное, потому что нам жаль аиста Кольку, жаль Костика, который очень тяжело переживает потерю друга).

-Так у кого же поселяются аисты? (Только у добрых людей. У тех, кто способен понять мир живой природы, постичь душу братьев наших меньших, защитить , заслонить их от злобы людской, от недоброты , от несправедливости…).

- Чему учит рассказ? (Добру).



-Какова же главная мысль рассказа?(Аисты поселяются только у добрых людей!)

V. Обобщение

Аист – Аист является символом весны, новой жизни, чистоты и счастья.

Аист на крыше — мир на Земле. Молва гласит, что аисты приносят счастье тому человеку, на чьем доме они гнездятся.

VI. Самостоятельная работа: под музыку написать сочинение-миниатюру о прочитанном рассказе. Тема «Мы всегда в ответе за тех, кого приручили»

VII. Домашнее задание : закончить сочинение.