Рассказов «Человек в футляре», - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Рассказов «Человек в футляре», - страница №1/1

Урок по трилогии А.П. Чехова


( анализ рассказов «Человек в футляре»,
«Крыжовник», «О любви»)

Учитель Николаевской ООШ №44

Кинаш Наталия Ивановна,

учитель высшей категории,

старший учитель

Украина г.Николаев 2013



Тема Мечта А.П.Чехова о красоте человеческих отношений. Лаконизм повествования, искусство детали в рассказах «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».

Цель: произвести анализ рассказов, обратив внимание на лаконизм повествования, установить, почему они объединены в трилогию, чем объединены, в чём поучительное значение этих рассказов, определить роль художественных деталей; развивать умение анализировать художественный текст, составлять устное высказывание; формировать активную жизненную позицию.


«В человеке должно быть

всё прекрасно:

и лицо, и одежда, и душа, и мысли »
Ход урока

I. Организационный момент.

Организация класса, сообщение темы, цели урока, хода его.
II Актуализация опорных знаний учащихся


  1. Работа над эпиграфом.

- В чем суть высказывания А.П.Чехова? (В человеке все должно гармонично сочетаться)

- В реальной жизни это возможно?

- Какой смысл вложен в слово «прекрасно»?

- Не мечта ли это Чехова о «прекрасном» человеке?

- А каковы его герои? Чем живут, чего хотят от жизни, как живут?

Чтобы ответить на эти вопросы, мы с вами проанализируем рассказы А.П.Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» .


III Основное содержание урока.


  1. Работа над теорией литературы.

- Что такое трилогия?

Проблемный вопрос.

Почему автор объединил эти рассказы в трилогию? Какова внутренняя связь между ними?

Это наш проблемный вопрос, на который вы дадите ответ в конце урока.

- Какие вы знаете средства создания образа литературного героя? (портрет, интерьер, монолог, описание поведения, поступков героя, пейзаж).

- Какие из этих средств использовал А.Чехов, создавая образ учителя Беликова в рассказе «Человек в футляре»?


  1. Работа в группах (на выполнение 3-5 минут)

Первая группа: найти описание портрета героя, интерьера, выделить ключевые слова, прокомментировать. Что о Беликове помогают понять эти описания?

Вторая группа: прокомментировать монолог героя, определить его жизненную позицию, охарактеризовать его отношение к учащимся и коллегам.

Третья группа: составьте связный рассказ о том, как окружающие относятся к учителю греческого языка.

Слушаем ответы учащихся

3. Беседа

- Вас не удивило название - «Человек в футляре»? Если удивило, то чем? (Антитеза).

- Чего лишил себя учитель греческого языка? (друзей, общения с природой, внимания, радости жизни, любви)

- Лишил себя сам, а как он это сделал? (он этого лишил себя и другим не давал жить полноценной жизнью)

- Можно ли такую жизнь назвать жизнью?


4.Работа над художественными особенностями рассказа

- Он в футляре! А с помощью каких художественных деталей создан этот футляр?

Работа с текстом (Калоши, пальто с поднятым воротником, зонт, темные очки). Обращают внимание на слово «футляр», которое употребляется автором на протяжении всего рассказа.
5. Продолжение беседы

- А зачем Беликов засадил себя в такой футляр? По какой причине? (всего боялся)

- Когда же он перестал бояться? Когда успокоился? (когда умер)

- В русской литературе уже есть такой герой, боявшийся всего. Кто это? (премудрый пескарь) В чём одинаковость их судьбы?

- Изменилась ли жизнь городка после смерти Беликова?( «не стало лучше»)

- Так в чем причина «утомительной, бестолковой жизни» коллег Беликова? Только ли он жил в футляре?

- Какие размышления о жизни вызвала история Беликова у Ивана Ивановича?

6. Выразительное чтение отрывка от слов «Видеть и слышать, как лгут» до «..больше жить так невозможно». А как же надо жить?


- Беликов - имя нарицательное, появилось понятие «беликовщина». Как вы его понимаете?

7. Проверка домашнего задания (первая группа получила опережающее задание написать от имени Беликова завещание потомкам) Представитель первой группы зачитывает завещание.


Анализ рассказа «Крыжовник»

1. Беседа

- Какая связь между предыдущим рассказом и рассказом «Крыжовник»? (в нем речь тоже идет о жизни в футляре)

- Чем создан футляр Николая Ивановича? («Уходить из города» до «..монашество без подвига».

- А что, по мнению Чехова, нужно человеку?

( «Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа»).

- Чем ограничил вокруг себя пространство Николай Иванович? О чём мечтал? Как жил?

- Добился ли своего наш герой? Был ли он счастлив?

2. Проверка домашнего задания (вторая группа получила опережающее задание написать монолог Николая Ивановича, впервые вкусившего выращенный им крыжовник) Представитель второй группы читает монолог.

3. Продолжение беседы.

- Почему Ивана Ивановича охватило отчаяние при виде счастливого брата, «довольного своей судьбою и самим собою»?

- О чем нужно напоминать счастливому человеку? ( что где-то кому-то плохо, «что есть несчастные», которым нужна помощь).

- В чем же смысл человеческой жизни, по мнению Чехова?

4 Выразительное чтение текста от «..не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя» до «Делайте добро!».



Анализ рассказа «О любви»

  1. Беседа

- Объясните смысл названия рассказа.

- Как его содержание связано с содержанием предыдущих рассказов?

- А чем жизнь Алехина была не похожа на жизнь Беликова и Николая Ивановича? (он любил, мог вырваться из футляра)

- Почему же этого не произошло? (страх, сомнение)

- Закономерна ли разлука при таких отношениях? (зачитать момент прощания).


  1. Проверка домашнего задания (третья группа получила опережающее задание написать прощальное письмо Анны Алексеевны) Представитель третьей группы читает прощальное письмо Алехину.

  1. Проблемное задание.

Почему автор объединил эти рассказы в трилогию? Какова внутренняя связь между ними? (общность темы, идеи, преемственность сюжета, главные герои)


  1. Подведение итогов урока

- Какую большую проблему, вечную проблему человека решает Чехов в этих коротких рассказах? (смысл человеческой жизни)
- В чём она, по мнению Чехова?

Жизнь в футляре, который человек создаёт себе сам — это гибель, гибель души.

Нельзя жить в футляре, думать только о себе. Живи для других, делай добро. Люби, страдай, переживай, вникай в то, что вокруг тебя, не будь равнодушен, делай людей счастливыми — и ты будешь счастлив по-настоящему.
5. Слово учителя

Гончаров в «Обломове» решает эту проблему. Толстой в «Войне и мире», а Чехов успешно в коротком рассказе. Это ли не лучшее доказательство лаконизма произведений А.П.Чехова. Ведь писатель считал, что совершенство в литературе заключается в лаконизме, доверии к читателю, в отсутствии малейших изобразительных излишеств.

И завершить урок я хочу словами самого А.П.Чехова: «Вспомните, что писатели, которых мы называем вечными или просто хорошими и которые пьянят нас, имеют один общий и весьма важный признак: они куда-то идут и Вас зовут туда же, и вы чувствуете не умом, а всем своим существом, что у них есть какая-то цель… Лучшие из них реальны и пишут жизнь такою, какая она есть, но оттого, что каждая строчка пропитана, как соком, сознанием цели, Вы, кроме жизни, какая есть, чувствуете еще ту жизнь, какая должна быть, и это пленяет вас».

Это же и поныне пленяет нас и в самом Чехове.


Использованная литература

1.А. Турков «А.П.Чехов и его время». Москва, «Художественная литература» 1980.

2. Н.Ф. Раевская, Т.Н. Михайленко «Литература, 10 класс, планы- конспекты уроков». Харьков, издательство «Ранок» «Веста» 2002



3.Р.В. Комина «Над страницами русской классики». Москва, «Просвещение» 1991.