Рабочая учебная программа по дисциплине Национальная специфика литератур для специальности - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая учебная программа по дисциплине архитектурные памятники санкт-петербурга... 1 237.49kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине «история горного дела» 1 261.89kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине «История науки» для специальности... 1 266.39kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине «история зарубежной литературы... 1 155.1kb.
Учебная программа учреждения высшего образования по дисциплине для... 1 316.83kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине 4 1158.1kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине Иностранный язык второй (Финский) 1 333.6kb.
Учебная программа учреждения высшего образования по дисциплине для... 1 235.41kb.
Учебная программа по дисциплине технология продаж социально-культурных... 1 154.7kb.
Рабочая учебная программа по коми литературе в 10-11 классах. 1 328.58kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине: «Внутренние болезни, общая... 4 881.38kb.
Конец XIX и начало XX века переломный для литовской культуры момент 1 39.09kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине Национальная специфика литератур для специальности - страница №1/1

Форма 1
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования



Петрозаводский государственный университет

Кафедра русской литературы

УТВЕРЖДАЮ

декан______________факультета

__________________________

"___" _______________ 200__г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине Национальная специфика литератур

для специальности филология (русский язык и литература)

ГОС ВПО направления (специальности) 031001 (021700), утв. МОРФ 10.03.2000; 021712; 021713.


Курс 4

Семестр 7

лекции 34(час.) Экзамен в семестре

Практические (семинарские)

занятия нет (час.) Зачет в 7 семестре

Лабораторные

Занятия нет (час.)

Курсовая работа (проект) по дисциплине нет (есть/нет)

Количество контрольных работ нет

Всего часов 34 Самостоятельная работа 34 (час.)

Итого часов трудозатрат на дисциплину (для студента) 68 (час.)

2008 г.
Рабочая учебная программа составлена на основании авторской программы спецкурса «Национальная специфика литератур», утв. на заседании кафедры русской литературы 20.01.03, протокол № 5 (опубл.: Учебные программы спецкурсов / ПетрГУ, Филологический ф-т. – Петрозаводск, 2003. - С. 92-99).

(примерная/типовая/авторская программа, реквизиты ее утверждения, прилагается)
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры

русской литературы


"__" _____________200__ г.
Заведующий кафедрой
Дисциплина «Национальная специфика литератур» знакомит студентов-филологов с литературами народов, территориально, исторически и культурно связанных с Россией, с литературой «ближнего зарубежья». Национальное начало раскрывается как неотъемлемая составляющая литературы и культуры. Предложенный студентам аспект изучения литературы – через феномен национального - позволяет расширить и, одновременно, уточнить представление о традиции и новаторстве в художественном творчестве, о диалектике общего и особенного в эстетике слова.

Цель преподавания данной дисциплины – дать необходимую научную базу для формирования понятия «национальная литература»; исследовать художественное слово (художественный образ) как один из главных носителей национальной памяти, духовной традиции народа. Студенты знакомятся с древними, новыми, новейшими национальными литературами, их развитием и взаимодействием в историческом пространстве ХХ века.

Методологическая основа – сравнительно-историческое направление в литературоведении и компаративистика, в том ее толковании, что главное – «не сами связи, как таковые, а значение этих связей для литературного процесса», превращение связей в структурный элемент каждой отдельной литературы» (Н. Конрад). Данный курс предполагает активное привлечение научных данных смежных дисциплин гуманитарного цикла: этнографии, истории, культурологии.

Знакомство студентов-филологов русского отделения через художественное слово с культурами народов, географически и исторически связанных с Россией, имеет важное этическое задание. В период кризиса межнациональных отношений, герметизации национальных культур постсоветского пространства, активизации национализма в них, с одной стороны, и нигилизма, с другой, необходимо «вернуть» национальную идею в пространство культуры. Материал спецкурса и дает представление об уникальности каждого национального образа (модели) мира как равноправной и необходимой части мировой культуры.



ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ

В результате овладения дисциплиной студент-филолог должен:



  • иметь представление о национальной специфике литератур;

  • владеть такими понятиями, как национальная литература, региональная литература, национальный образ (модель) мира, национальный характер, национальное своеобразие художественного метода и стиля;

  • получить навыки литературоведческого анализа инонациональных художественных произведений.

Знания по курсу «Национальная специфика литератур» могут быть использованы в курсах «История русской литературы», «Теория литературы», в написании курсовых и дипломных работ, в научной и педагогической деятельности, в журналистике, в культурно-просветительной и воспитательной работе.

Рабочая учебная программа дисциплины

Национальная специфика литератур


Номер недели

Номер темы

Тема

Примечания

Темы для самостоятельной работы

Формы контроля

36

1

Тема 1: Постановка вопроса о национальной природе искусства. Основные проблемы, методы и принципы изучения национальной специфики искусства художественного слова. Понятия «национальная литература» и «национальный образ (модель) мира».

Лекция

2(час.)


Гачев Г. Национальные образы мира. М., 1988.

Зачет в конце 7 семестра

37

2

Тема 2: Национальная идея в современном мире. Национальные культуры и межнациональные отношения. Язык как основа этнокультуры. Билингвизм как механизм взаимодействия национальной культуры с мировым сообществом. Проблема и искусство перевода.

Лекция

2(час.)


Берков П.Н. Проблемы исторического развития литератур. Л., 1970;

Проблемы особых межлитературных общностей / Под общей ред. Д.Дюришина. М., 1993.







38

3

Тема 3: Этногенез и культурогенез. Принципы и критерии классификации этносов и национальных культур: социально-экономические, социальо-культурные, лингвистические, этно-религиозные, литературно-стадиальные. Основные положения этнической теории Л.Гумилева.


Лекция

2(час.)


Бромлей Ю.В. Пучков П.Н. Этнические общности. Историко-типологическая и этнолингвистическая квалификация // Природа. 1983. № 9.




39

4

Тема 4: Армянский образ мира: его природно-исторические и культурные координаты.

Е.Чаренц – реформатор армянского поэтического языка. Идея синтеза в его творчестве. Духовные искания Е.Чаренца и их поэтическое воплощение. «Книга пути» как итоговая книга поэта и его завещание.




Всего: 6(час.)
Лекция

2(час.)


Чаренц Е. Лирика.




40

4.1

Творчество В.Сарояна: национальная субстанция стиля (к постановке проблемы внеязыкового выражения национального сознания в словесном художественном творчестве).


Лекция

2(час.)


Сароян В. Приключения Весли Джексона.




41

4.2

Г.Матевосян и русская «деревенская проза» (В.Распутин, В.Белов). Натурфилософия писателя (рассказ «Буйволица» и др.).

Проблема национальной памяти и преемственности поколений в «Армянских эскизах» В.Петросяна. Ведущие образы и мотивы книги.




Лекция

2(час.)


МатевосянГ. Рассказы.




42

5

Тема 5: Космософия Грузии.

Г.Табидзе - «король» грузинской поэзии ХХ века. Неоромантизм. Этика рыцарства и основные эстетические установки его творчества. Грузинский символизм: группа «Голубые роги» и поэзия Т. Табидзе.




Всего: 6(час.)

Лекция


2(час.)

Табидзе Г. Лирика.




43

5.1

Грузинский исторический роман: «Десница великого мастера» К.Гамсахурдиа. Европейская философия и культура и ее грузинское освоение в творчестве К.Гамсахурдиа (проблема рецепций).


Лекция

2(час.)


Гамсахурдиа К. Десница великого мастера.




44

5.2

«Сентиментальный гуманизм» Н.Думбадзе. Исследование народного характера в его творчестве (от романа «Я, бабушка , Илико и Илларион» до повести «Кукарача»).

Лекция

2(час.)


Думбадзе Н. Я, бабушка , Илико и Илларион. Кукарача.




45

6

Тема 6: Белорусское древо жизни в истории ХХ века: общая характеристика. Я.Купала и Я.Колас – родоначальники белорусской литературы. Народная поэтическая традиция и литературное творчество. Представительство народного «мы» через поэтическое «я» в лирике Я.Купалы. Эпическая традиция в творчестве Я.Колоса.


Всего: 6 (час.)
Лекция

2(час.)


Купала Я. Лирика.

Колас Я. Лирика.






46

6.1

Тема войны в белорусской литературе. Творчество В.Быкова: личный опыт войны и национальная трагедия. Жанр повести в его творчестве («Сотников», «Круглянский мост», «Дожить до рассвета»). Тема народного подвига и трагедии в повестях «Знак беды» и «Облава».

Лекция

2(час.)


Быков В. Сотников. Знак Беды.




47

7

Тема 7: Общее и особенное в истории и культуре народов прибалтийского региона: Литва, Латвия, Эстония.

Литовская литература. Роль поэта и художественного слова в национальной жизни: К. Донейлайтис (ХУШ в.) - символ возрождения литовской культуры в ХХ веке. Образ Донейлайтиса в творчестве современных литовских художников слова.




Всего: 4(час.)

Лекция


2(час.)

МарцинкявичусЮ. Лирика.

Межелайтис Э. Лирика.






48

7.1

Национальная поэтическая традиция в лирике Ю.Марцинкявичуса. Основные поэтические сборники и циклы. Жанр драматических песен в его творчестве («Миндаугас»).

Мировая поэтическая традиция в поэзии Э.Межелайтиса (цикл «Человек»).




Лекция

2(час.)


Марцинкявичус Ю. Миндаугас.




49

8

Тема 8: Киргизская литература. Культура кочевья и художественное слово. Встреча мифа и современного интеллектуального искусства в творчестве Ч.Айтматова. Тема исторической памяти в повестях и романах писателя.


Всего: 4 (час.)

Лекция


2(час.)

Айтматов Ч. Белый пароход.




50

8.1

Миф и мифотворчество Ч.Айтматова («Белый пароход», «Пегий пес, бегущий краем моря», «Буранный полустанок», «Плаха», «Белое облако Чингизхана»).

Лекция

2(час.)


Айтматов Ч. Буранный полустанок




51

9

Тема 9: Проблема взаимосвязи и взаимодействия культур. Творчество национальных авторов, пишущих на русском языке.

Казахский поэт Олжас Сулейменов. Его книга «Аз и я».. Исторические факты и авторский вымысел.

Поэма О.Сулейменова «Глиняная книга»: национальные образы, герои, идеи и их выражение в русском поэтическом слове. Принцип словесной игры: обретения и издержки.


Всего: 4 (час.)

Лекция


2(час.)

Сулейменов О. Глиняная книга.




52

9.1

Таджикский поэт Тимур Зульфикаров и его поэзия синтеза. Поиск универсальной поэтической формы. Традиция и новаторство в представлении национального мира в «Песнях и притчах дервиша Ходжи Зульфикара девоны».

«Русский цикл» Т.Зульфикарова: «Легенда об Иване Грозном», «Поэма о князе Черниговском», «Троица протопопа Аввакума». Ведущие образы-символы. Русская история – взгляд с Востока.




Лекция

2(час.)


Зульфикаров Т. Русский цикл.



Преподаватель:_________________________



дата:_________________________