Рабочая учебная программа по дисциплине «История науки» для специальности «Историко-архивоведение» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебная программа для специальности: 1-23 01 13 «Историко-архивоведение» 2 403.13kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине «история горного дела» 1 261.89kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине «история зарубежной литературы... 1 155.1kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине Национальная специфика литератур... 1 102.51kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине архитектурные памятники санкт-петербурга... 1 237.49kb.
Учебная программа учреждения высшего образования по дисциплине для... 1 316.83kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине 4 1158.1kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине Иностранный язык второй (Финский) 1 333.6kb.
Учебная программа учреждения высшего образования по дисциплине для... 1 235.41kb.
Учебная программа по дисциплине технология продаж социально-культурных... 1 154.7kb.
Рабочая учебная программа по коми литературе в 10-11 классах. 1 328.58kb.
Из истории естествознания. Опасные связи: И. И. Иванов и опыты скрещивания... 15 4054.36kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине «История науки» для специальности «Историко-архивоведение» - страница №1/1

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра архивоведения и специальных исторических дисциплин

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ


«История науки»

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Петрозаводский государственный университет

Кафедра архивоведения и специальных исторических дисциплин

УТВЕРЖДАЮ

Декан исторического факультета

Веригин С.Г.

__________________________

"___" _______________ 200__г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «История науки»

для специальности «Историко-архивоведение»

ГОС ВПО направления (специальности) 020800 «Историко-архивоведение», квалификация – историк-архивист. Утверждён 14.03.2000 г. Номер государственной регистрации 59 гум/сп

Курс I

Семестр I



лекции 20 (час.) Экзамен в I____________семестре

Практические (семинарские)

занятия 18 (час.) Зачет в _______________семестре

Лабораторные

занятия 0______________ (час.)

Курсовая работа (проект) по дисциплине нет

Количество контрольных работ 0____________________________________

Всего часов 38 Самостоятельная работа 37 (час.)

Итого часов трудозатрат на дисциплину (для студента) 111 (час.)

2009 г.


Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по соответствующему направлению и примерной программы дисциплины «История науки», утверждённой руководителем Департамента образовательных программ и стандартов профессионального образования Л.С. Гребневым 9 июля 2001 г1.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры архивоведения и специальных исторических дисциплин


«12» февраля 2009 г.
Заведующий кафедрой____________________

Пояснительная записка
Цель курса – формирование у студентов целостного представления о развитии науки и техники как историко-культурном явлении; структурирование информации о достижениях человеческой мысли в различные периоды истории; обобщение сведений, полученных по другим дисциплинам, затрагивающим проблемы развития человеческого общества.

Задачи курса – обучение студентов методике профессиональной оценки событий истории науки и техники.
Требования к уровню освоения содержания курса

Студент, прослушавший курс «История науки», должен



знать:

  • периодизацию истории науки и техники и основные направления развития их важнейших отраслей и проблем;

  • основные даты, события и достижения мировой науки и техники, имена и краткие биографии выдающихся ученых;

  • историографию, основные методологические концепции и исследовательские школы в истории науки и техники;

уметь:

  • анализировать основные события в мировой истории науки;

  • выявлять факторы, влияющие на развитие науки и техники;

иметь навыки:

  • комплексного подхода к изучению истории науки и техники;

  • самостоятельной постановки историко-научной проблемы.


Место курса в образовательной программе

Курс входит в ОПД. Логически и содержательно дисциплина связана со следующими дисциплинами: «Всеобщая история», «История России».

Курс лекций, затрагивая проблемы развития естественных и технических наук в историческом контексте, является связующим звеном между естественнонаучными и гуманитарными дисциплинами. В частности, в рамках курса «История науки» даются сведения из истории математики, физики, химии и других естественнонаучных дисциплин.
Перечень дисциплин (знаний, навыков, умений), которые необходимы для изучения дисциплины

Студентам, слушающим курс «История науки» необходимо владеть основными знаниями, полученными в результате освоения основной общеобразовательной программы среднего (полного) общего образования. Уметь использовать ресурсы сети Интернет.


Возможные области применения приобретенных знаний

Знания, приобретенные в ходе освоения курса, могут быть применены в любых областях, где требуется аналитическая работа.



Рабочая учебная программа дисциплины

История науки


Номер

недели


Номер

темы


Тема

Примечания

Темы для самостоятельной работы

Формы контроля

1-2

1

История науки как научная дисциплина

История науки, ее предмет, цель и задачи. Историография, источниковая база и методологические проблемы истории науки. Концепции развития науки (концепции развития науки в философии позитивизма, концепция научных революций Т. Куна, развитие науки как смена научных программ И. Лакатоса).




Литература:

1. Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956.

2. Кузнецова Н.И. Наука в ее истории. М., 1982.

3.Кузнецова Н.И. Возникновение науки // Философия и методология науки. Ч.1. М., 1994.

4. Микулинский С.Р. Современное состояние и теоретические проблемы истории науки // Философия, естествознание, современность. М., 1981. С. 181-208.

5. Кун Т. Структура научных революций. М., 1998.







Обсуждение результатов самостоятельной работы, представленных в виде устных сообщений на семинарском занятии



3

2

Представления о мире в доцивилизационный период развития человечества.

Предпосылки возникновения науки; наука и магия.

Специфика архаического мировосприятия. Концепция пралогического мышления Л. Леви-Брюля. Представления о мире в мифе. Причины, обусловившие необходимость накопления знаний о природе. Зарождение знаний в области географии, биологии, медицины, астрономии, математики. Освоение первых технологических процессов. Эволюция орудий труда.




1.Топоров В.Н. Первобытные представления о мире (общий взгляд) // Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. М., 1982. С. 8-40.

Фролов Б.А. Астральные мифы и рисунки // Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. М., 1982. С.41-58.






Резюмирование


4

3

Знания о мире и человеке в древних цивилизациях Африки и Азии (Древний Египет, Месопотамии, древний Китай, древняя Индия)
Система знаний в Древнем Египте, Междуречье и Индии.

Специфика научного знания в Египте и Месопотамии. Представления о возникновении и строении мира. Географические представления. Появление письменности (шумерская письменность и египетская иероглифика). Зарождение астрономии и появление календаря. Практическая необходимость календаря. Шумерский лунный календарь. Создание солнечного календаря в Египте. Звездные таблицы. Точные науки и медицина в Египта и Месопотамии. Ведическая литература. Система образования. Письменность. Развитие индийской математики. Создание десятичной системы. Трансляция индийских цифр на Запад. Математик и астроном Ариабхата. Астрономические идеи Ариабхаты: вращение Земли вокруг своей оси, объяснение солнечных и лунных затмений. Делийская колонна как свидетельство высокого развития металлургии Индии. Древнеиндийские философские системы. Атомизм вайшешики. Логика ньяи.




1.Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. М., 1993. С. 244-275.

2.Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М., 2000. С. 513-530.

3.Володарский А.И. Отдельные отрасли науки в древней Индии // Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. М., 1982. С. 156-177.

4. Дьяконов И.М. Научные представления на древнем Востоке (Шумер, Вавилония, Передняя Азия) // Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. М., 1982. С. 59-119.

5. Коростовцев М.А. Наука Древнего Египта // Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. М., 1982. С. 120-130.

6. Молодцова Е.Н. Естественнонаучные представления эпохи Вед и Упанишад // Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. М., 1982. С. 131-155.






Резюмирование


5

3

Знания о мире и человеке в древних цивилизациях Африки и Азии (наука традиционного Китая)

Историография проблемы. Теоретико-методологическая основа традиционной китайской науки. Представление о происхождении и строении Вселенной. Астрономия и календарь. Математика. Медицина. Историческое знание в Китае. Технические изобретения. Пути передачи древнекитайских открытий и изобретений на Запад.




1.Березкина Э.И. О зарождении естественнонаучных знаний в древнем Китае. // Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. М., 1982. С. 178-197.

2. Еремеев В.Е. Символы и числа «Книги перемен». М., 2002.

3. Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1994.

4. Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., 2000. С. 299-374.







Резюмирование


6

4

Античная наука в VI – V вв. до н.э.

Натурфилософия и логика Древней Греции и Рима.

Предпосылки возникновения греческой науки. Полисная демократии и развитие науки. Специфика и периодизация античной науки. Десакрализация знания. Древняя ионийская натурфилософия. Поиски первосубстанции. Фалес, Анаксимен, Анаксимандр. Пифагорейский союз. Математический взгляд на природу Пифагора. Идея всеобщей изменчивости и Вселенский логос Гераклита. Атомизм Левкиппа и Демокрита. Традиционное врачевание. Культ Асклепия. Храмовая и эмпирическая медицина. Исследования анатомии животных пифагорейцем Алкмеоном. Гиппократ и начало естественной медицины. Теория жизненных соков. Зарождение исторической науки. «История» Геродота.




1.Бринтон К. Истоки современного мира. История западной мысли. СПб., 1991.

2. Лурье С.Я. Очерки по истории античной науки. М., 1947.

3. Надточаев А.С. Философия и наука в эпоху античности. М., 1990.

4. Рожанский И.Д. Античная наука. М., 1980.






Обсуждение результатов самостоятельной работы, представленных в виде устных сообщений на семинарском занятии

7

4

Античная наука V-IV вв. до н.э.

Основание в Афинах платоновской Академии. Гносеология и космология Платона. Создание Евдоксом первой теории планетарного движения. Идея вращения Земли и геоцентрическая модель космоса Гераклита Понтийского. Научная школа Аристотеля. Реализм Аристотеля. Критика учения об идеях. Учение Аристотеля о четырех первоначалах. Аристотелевское учение о материи и форме. Физика и космология Аристотеля и формирование первой научной картины мира. Появление формальной логики. Использование классификации как научного метода. Классификация и описание видов животных. Классификация наук Аристотелем.




  1. Лурье С.Я. Очерки по истории античной науки. М., 1947.

  2. Надточаев А.С. Философия и наука в эпоху античности. М., 1990.

  3. Рожанский И.Д. Античная наука. М., 1980.




Обсуждение результатов самостоятельной работы, представленных в виде устных сообщений на семинарском занятии

8

4

Античная наука эпохи эллинизма

Особенности эллинистической науки. Дифференциация наук. Александрийская научная школа. Александрийская библиотека и Мусейон. Расцвет науки в Александрии.

Анатомические исследования Герофила и Эразистрата. «Начала» Эвклида, «География» Страбона. Гелиоцентрическая модель космоса Аристарха Самосского. Архимед как новый тип ученого. Классическая механика и математика Архимеда. Технические достижения Архимеда. Пневматика. Кассиодор.


  1. Лурье С.Я. Очерки по истории античной науки. М., 1947.

  2. Надточаев А.С. Философия и наука в эпоху античности. М., 1990.

  3. Рожанский И.Д. Античная наука. М., 1980.

  4. Рожанский И.Д. История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи. М., 1988.




Обсуждение результатов самостоятельной работы, представленных в виде устных сообщений на семинарском занятии

9

4

Античная наука эпохи Римской империи.

Особенности научного знания и образования в эпоху Римской империи. Утилитаристский подход к науке. Компилятивность знаний. Римский энциклопедизм. Естественная история Плиния Старшего. Медицина Корнелия Цельса. Изучение анатомии Галеном. Начала алгебры у Диофанта. Завершение построения геоцентрической системы мира. Астрономические воззрения Клавдия Птолемея. Основы классической астрономии в «Альмагесте» Птолемея. Римская астрология. Прикладная математика Птолемея.




  1. Лурье С.Я. Очерки по истории античной науки. М., 1947.

  2. Надточаев А.С. Философия и наука в эпоху античности. М., 1990.

  3. Рожанский И.Д. Античная наука. М., 1980.




Резюмирование


10

5

Средневековая наука.

Значение арабской системы знаний в истории науки.

Средневековое понимание природы и человека. Господство религиозной идеологии, зависимость науки от теологии. Особенности символического представления о мире. Природа как символ могущества бога. Антропоцентризм и теоцентризм. Схоластика. Проблема соотношения веры и разума. Фома Аквинский и примирение разума и веры. Повышение роли опытного знания у Роджера Бэкона. Алхимия и астрология в системе миропонимания средневековья. Основы средневекового образования у Алкуина: “семь свободных искусств”. Основание Парижского университета. Центры учености в Оксфорде и Кембридже. Рост технологического уровня средневековой Европы. Появление пороха, бумаги, часов, компаса, хомута, жесткого руля. Развитие средневекового ремесленного производства. Влияние технических новшеств на формирование европейской цивилизации



1.Гайденко В.П., Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века. М., 1989.




Резюмирование


11

6

Развитие науки в эпоху Возрождения.

Характерные черты науки эпохи Возрождения. Гуманизм. Антропоцентрическое мировоззрение. Призыв к восстановлению античного наследия. Тенденции к секуляризации науки. Синкретизм рационального и мистического. Идея бесконечности мира у Николая Кузанского. Геоцентрическая система мира Коперника в его книге “Об обращениях небесных сфер”. Теория множественности миров ( «О бесконечности, Вселенной и мирах» Джордано Бруно). Модель космоса Тихо Браге. Политическая теория Макиавелли. Технические изобретения. Изготовление печатных прессов Иоганном Гутенбергом. Распространение книгопечатания. Великие географические открытия. Плавание Христофора Колумба к берегам Америки. Открытие Нового света Америго Веспуччи. Путешествие Васко да Гама к берегам Индии. Значение Великих географических открытий для развития науки.




  1. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: Проблемы и люди. М., 1995.

  2. Гребенщиков Е.А. Николай Коперник. М., 1982.

  3. Кузнецов Б.Г. Джордано Бруно и генезис классической науки. М., 1970.

  4. Кузнецов Б.Г.Идеи и образы Возрождения (Наука XIV-XVI вв. в свете современной науки). М., 1979.

  5. Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. М., 1991.




Резюмирование


12-13

7

Научная революция XVII в. Становление новой научной картины мира.

Понятие научной революции. Открытия Г. Галилея. Основание современного точного естествознания Галилеем. Законы движения. «Диалог относительно двух основных мировых систем» Галилея. Открытия И. Ньютона и формирование механистической картины мира. Учение о кровообращении Мигеля Сервета. Основание научной анатомии Андреасом Везалием. «Золотой век» анатомии. «О строении человеческого тела» Андреаса Везалия. Экспериментальная биология, открытие кровообращения в «О движениях сердца и крови у животных» Уильяма Гарвея. Соединение химии и медицины (ятрохимия Парацельса). Минералогия Георга Бауэра (Агрикола), его книга «О металлургии».




1.Белых Ю.А. Иоганн Кеплер. М., 1971.

2. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). Формирование научных программ нового времени. М., 1987.

3. Кирсанов В.С. Научная революция ХVII в. М., 1993.

4. Кузнецов Б.Г. Развитие научной картины мира в физике XVII-XVIII вв. М., 1955.

5. Кузнецов Б.Г. Ньютон. М., 1982.

6. Свасьян К.А. Становление европейской науки. М., 2002.






Обсуждение результатов самостоятельной работы, представленных в виде устных сообщений на семинарском занятии

14

7

Научная революция XVII в. Становление науки как социального института.

Генезис науки Нового времени как социального института, ее функция и динамика развития

Распространение научного метода. Начало математического познания природы. Экспериментальный метод и его роль в развитии естествознания. Проблема научного метода в философии XVII в. (Ф. Бэкон и Р. Декарт).

Профессионализация научного труда и возникновение научных учреждений. Лондонское королевское общество. Парижская естественнонаучная академия. Появление научных сборников и журналов. Формирование академической науки.


1.Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). Формирование научных программ нового времени. М., 1987.

2.Копелевич Ю.Х. Возникновение научных академий. М., 1974.






Обсуждение результатов самостоятельной работы, представленных в виде устных сообщений на семинарском занятии

15-16

8

Развитие науки в XVIII в.

Специализация научного знания и проблемы его синтеза

Наука эпохи просвещения (XVIII в.). Просвещенческий культ разума и его влияние на понимание предназначения науки. Концепция прогресса. «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел» (1751-1780-е гг. Дени Дидро, Жана Лерона Д’Аламбера). «Человек-машина» Жюльена Офре де Ламетри. Основание в Париже в 1794 г. первого Политехнического института. Учреждение Российской Академии наук.

Основные научные достижения XVIII в. Гипотеза И. Канта о возникновении Солнечной системы в результате сгущения газообразного облака. Космогоническая концепция Пьера Симона Лапласа. «Лапласовский» детерминизм. Классификация растений Джоном Рэем. Бинарная спецификация и классификация растений и животных в книге «Система природы» Карла фон Линнея. Открытие Шарлем Дюфе двух видов электричества. Изобретение лейденской банки, предшественницы электрической батареи. «Опыты и наблюдения над электричеством» Бенджамина Франклина. Измерение Шарлем Огюстеном Кулоном электрических и магнитных сил. Естественнонаучные идеи М. В. Ломоносова.


1. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). Формирование научных программ нового времени. М., 1987

2.Кузнецов Б.Г. Развитие научной картины мира в физике XVII-XVIII вв. М., 1955






Резюмирование


17-18

8

Развитие науки XIX вв.

Наука и промышленность. Изобретение промышленных машин и создание парового двигателя. Прядильная машина Ричарда Аркрайта, пароход Роберта Фултона, вязальный станок Уильяма Ли, усовершенствованная паровая машина . Промышленная революция. Химическая промышленность как отрасль промышленности, основанная на достижениях науки. Научно-исследовательская лаборатория.

Основные научные достижения XIX в. Открытия в области естественнонаучных дисциплин (периодическая система элементов Д.И. Менделеева, теория эволюции Ч.Дарвина, новые направления и достижения в физике), достижения в гуманитаристике (позитивизм Огюста Конта, появление социологии, формационная теория).


1. Романовская Т. Наука XIX – XX в контексте истории культуры. М., 1995.




Резюмирование


19

9

Развитие науки в XX - начале XXI вв.

Проблема вненаучного знания; научно-техническая революция и современные глобальные проблемы в развитии науки

Изменение естественнонаучной картины мира (Квантово-релятивистская парадигма. Разработка эйнштейновской космологии).

Научно-техническая революция середины-второй половины XX в. Предпосылки, этапы, достижения.

Современная картина мира. Новые формы организации науки. Возрастание взаимодействия наук, усиление тенденции к интеграции знаний. Сциентизм и антисциентизм. Новые области науки. Роль науки в решении глобальных проблем современности. Прогноз развития науки на ближайшее десятилетие.




  1. Научно-техническая революция: Общетеоретические проблемы. М., 1976.

  2. Петров М.К. Социально-культурные основания развития современной науки. М., 1992.

  3. Романовская Т. Наука XIX – XX в контексте истории культуры. М., 1995.




Резюмирование

Преподаватель:_________________________

дата: 10 февраля 2012 г.

Методические рекомендации для студентов при изучении курса «История науки»
Общие замечания

Изучение каждой темы лекционного курса целесообразно начинать с повторения материалов лекции, при необходимости воспользоваться учебными и справочными пособиям. Лекционный курс способствует формированию как общей картины, так и усвоению сущности процесса развития науки в зависимости от исторического периода и географического региона. Однако его одного еще не достаточно для успешной сдачи зачета. Необходимой составляющей изучения истории науки является самостоятельная работа студентов с основной и дополнительной литературой по курсу (список прилагается).

Чтение литературы позволит конкретизировать и углубить знания по истории развития науки. Лекции, а также научная литература способствуют формированию у студента собственного обоснованного мнения по наиболее спорным вопросам истории науки.
Темы семинарских занятий
Тема 1: Теоретические основы истории науки

Занятия 1-3

Вопросы для обсуждения


  1. Понятие наука. Научное и ненаучное знание

  2. Цель и задачи истории науки.

  3. Историография истории науки

  4. Время возникновения науки

  5. Факторы, влияющие на развитие науки

  6. Концепция развития науки Т. Куна


Литература

  1. Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956.

  2. Кузнецова Н.И. Наука в ее истории. М., 1982.

  3. Кузнецова Н.И. Возникновение науки // Философия и методология науки. Ч.1. М., 1994.

  4. Микулинский С.Р. Современное состояние и теоретические проблемы истории науки // Философия, естествознание, современность. М., 1981. С. 181-208.

  5. Кун Т. Структура научных революций. М., 1998.

  6. Ошарин А.В., Ткачев А.В., Чепагина Н.И. История науки и техники: Учебно-методическое пособие. [Электронный ресурс]- СПб, 2006. Режим доступа: http://portal.gersen.ru/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,9818/Itemid,50/, свободный. – Яз. Рус.



Тема 2: Тема «Античная наука»

Занятия 4-7

Вопросы для обсуждения

1. Характерные черты античной науки.

Теоретический характер античной науки; темп развития античной науки в сравнении с древневосточной; отношение к научному знанию в Древней Греции; систематичность.



2. Аристотелевская картина мира

Естественнонаучные воззрения Аристотеля, учение о материи и форме, объяснение процессов движения, понятие природа у Аристотеля, представление о строении Вселенной, биологические воззрения Аристотеля.



3. Аристотелевская классификация наук

Понятие наука у Аристотеля. Критерий классификации наук. Характерные черты аристотелевской классификации наук (сравнить с современными классификациями).



4. Научные школы древней Греции

Милетская школа, пифагорейский союз, Академия Платона, перипатетическая школа, Александрия как центр эллинистической науки.


Литература

  1. Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956.

  2. Ошарин А.В., Ткачев А.В., Чепагина Н.И. История науки и техники: Учебно-методическое пособие. [Электронный ресурс]- СПб, 2006. Режим доступа: http://portal.gersen.ru/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,9818/Itemid,50/, свободный. – Яз. Рус.

  3. Рожанский И.Д. Античная наука. М., 1980.

  4. Рожанский И.Д. Древнегреческая наука // Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. М., 1982. С. 197-275.



Тема 3: Наука Нового времени

Занятия 8-9

Вопросы для обсуждения

  1. Культурно-исторический контекст научной революции XVII в. Предпосылки научной революции.

  2. Формирование новой научной картины мира.

  3. Становление науки как социального института. Первые научные академии.


Литература

  1. Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956.

  2. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). Формирование научных программ нового времени. М., 1987.

  3. Ошарин А.В., Ткачев А.В., Чепагина Н.И. История науки и техники: Учебно-методическое пособие. [Электронный ресурс]- СПб, 2006. Режим доступа: http://portal.gersen.ru/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,9818/Itemid,50/, свободный. – Яз. Рус.


Итоговая аттестация (экзамен)

Ответ на экзамене предполагает беседу по вопросам экзаменационного билета (список вопросов к экзамену прилагается). На экзамене необходимо показать не только знание фактического материала, но и умение самостоятельно анализировать ход развития науки. Кроме этого, студент должен проявить знание основной литературы по курсу.


Вопросы к экзамену по курсу «История науки»

  1. История науки как научная дисциплина. Ее история, предмет, цель задачи.

  2. Теории развития науки.

  3. Представления о мире в доцивилизационный период развития человечества.

  4. Научные знания в древнем Египте и Месопотамии.

  5. Теоретико-методологические основы традиционной китайской науки.

  6. Становление и развитие основных отраслей традиционной китайской науки.

  7. Характерные особенности и периодизация античной науки.

  8. Античная наука VI-середины V вв. до н.э.

  9. Античная наука середины V вв. до н.э. – середины IV вв. до н.э.

  10. Аристотелевская картина мира. Формирование, основные положения и влияние на развитие науки.

  11. Античная наука эпохи эллинизма.

  12. Античная наука эпохи Римской империи.

  13. Наука эпохи средневековья.

  14. Наука эпохи Возрождения.

  15. Научная революция XVII в. Предпосылки, сущность, результаты.

  16. Механистическая картина мира. Формирование, основные положения и влияние на развитие науки.

  17. Разработка метода научного познания в XVII в.

  18. Развитие науки в XVIII и XIX вв.

  19. Развитие науки в начале XX в. Формирование новой научной картины мира.

  20. Развитие науки в XX - начале XXI вв.


Литература
Основная литература

  1. Ошарин А.В., Ткачев А.В., Чепагина Н.И. История науки и техники: Учебно-методическое пособие. [Электронный ресурс]- СПб, 2006. Режим доступа: http://portal.gersen.ru/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,9818/Itemid,50/, свободный. – Яз. Рус.

  2. Афанасьев Ю.Н., Воронков Ю.С., Кувшинов С.В. История науки и техники: Конспект лекций. М., 1999.


Дополнительная литература

Учебные пособия

  1. Виргинский В.С. История науки и техники: Учеб. пособие. Т. 1, 2. М., 1973.

  2. Кирилин В.А. Страницы истории науки и техники. М., 1986.

  3. Поликарпов В.С. История науки и техники. Р-н/Д., 1998.


Научная литература

  1. Березкина Э.И. О зарождении естественнонаучных знаний в древнем Китае. // Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. М., 1982. С. 178-197.

  2. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. М., 1993. С. 244-275.

  3. Бринтон К. Истоки современного мира. История западной мысли. СПб., 1991.

  4. Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М., 2000. С. 513-530.

  5. Вернадский В.И. Труды по общей истории науки. М., 1988.

  6. Володарский А.И. Отдельные отрасли науки в древней Индии // Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. М., 1982. С. 156-177.

  7. Гайденко В.П., Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века. М., 1989.

  8. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. М., 1980.

  9. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). Формирование научных программ нового времени. М., 1987.

  10. Дьяконов И.М. Научные представления на древнем Востоке (Шумер, Вавилония, Передняя Азия) // Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. М., 1982. С. 59-119.

  11. Естественнонаучные представления Древней Руси. М., 1988.

  12. История естествознания в России. Т. 1, 2. М., 1957-1960.

  13. Коростовцев М.А. Наука Древнего Египта // Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. М., 1982. С. 120-130.

  14. Кирсанов В.С. Научная революция ХVII в. М., 1993.

  15. Кудрявцев Б.Б. Ломоносов. М., 1955.

  16. Кузаков В.К. Очерки развития естествознания на Древней Руси X-XVII вв. М., 1976.

  17. Лев Д.Н. К истории горного дела. Л., 1934.

  18. Лурье С.Я. Очерки по истории античной науки. М., 1947.

  19. Лурье И., Ляпунова К. Очерки по истории техники Древнего Востока. М., 1940. Избранные главы по горному делу.

  20. Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., 2000. С. 299-374.

  21. Машковская Т.О., Машковский В.П. История Отечественной науки. XXв.: 1917-1941 гг. Кемерово, 1994.

  22. Машковская Т.О., Машковский В.П. История Отечественной науки. XXв.: 1941-середина 50-х гг. Кемерово, 1995.

  23. Молодцова Е.Н. Естественнонаучные представления эпохи Вед и Упанишад // Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. М., 1982. С. 131-155.

  24. Надточаев А.С. Философия и наука в эпоху античности. М., 1990.

  25. Наука и техника СССР: 1917-1987 гг. Хроника. М., 1987.

  26. Научно-техническая революция: Общетеоретические проблемы. М., 1976.

  27. Нейгебауэр О. Точные науки в древности. М., 1968.

  28. Петров М.К. Социально-культурные основания развития современной науки. М., 1992.

  29. Пуанкаре Анри. О науке. М., 1983.

  30. Райнов Т.И. Наука в России XI-XVIII вв. М., 1960.

  31. Рожанский И.Д. Античная наука. М., 1980;

  32. Рожанский И.Д. Древнегреческая наука // Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. М., 1982. С. 197-275.

  33. Рожанский И.Д. История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи. М., 1988.

  34. Романовская Т. Наука XIX – XX в контексте истории культуры. М., 1995.

  35. Свасьян К.А. Становление европейской науки. М., 2002.

  36. Тарнас Р. История западного мышления. М., 1995.

  37. Топоров В.Н. Первобытные представления о мире (общий взгляд) // Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. М., 1982. С. 8-40.


Internet-ресурсы

  1. Еремеев В.Е. Традиционная наука Китая: Краткая история и идеи // http://science.rsuh.ru/eremeev/china/index.htm

  2. Запарий В. В., Нефедов С. А. История науки и техники: Курс лекций // http://www.distedu.ru/mirror/_hist/hist1.narod.ru/Lec/Histsci.htm

  3. Курс дистанционного образования РГГУ «История науки» // http://history.rsuh.ru/historycd/HISTORY/HTML/Frame1_ie3.htm



Методические рекомендации для преподавателя при чтении курса «История науки»
Курс «История науки» ведется с целью ознакомления студентов с развитием науки в зависимости от исторического периода и географического региона.

В рамках данного курса необходимо провести последовательное и всестороннее изучение особенностей развития науки в различных географических регионах и исторических периодах.

Целесообразно положить в основу курса лекций цивилизационный подход – показывать развитие науки в той или иной цивилизации: в восточной (древние Египет и Месопотамия, древние и средневековые Китай и Индия, арабские страны в эпоху средневековья и нового времени), европейской (в античность, средневековье, новое и новейшее время). В рамках изучения развития науки в каждой из вышеперечисленных цивилизаций материал излагать по проблемному и хронологическому принципам.

Целесообразно начинать рассмотрение каждой темы с анализа основных понятий исторической науки, связанных с рассматриваемым периодом («античность», «средневековье», «феодализм», «рабовладение» и т.п.). Необходимо показать студентам тесную связь между развитием науки и типом государственного устройства, экономикой в той или иной цивилизации.

Целесообразно вписывать развитие науки в контекст развития науки в целом (как рационального, обоснованного, системно-организованного знания о мире) в данный исторический период. Необходимо также выявить факторы, которые оказывали влияние на развитие научных знаний.
Поскольку для студентов заочного отделения количество лекционных часов может быть уменьшено, то некоторые темы из истории науки преподаватель может дать на самостоятельное изучение. Представляется, что темы для самостоятельного изучения преподаватель может выбрать самостоятельно. При этом нужно проконтролировать знания студентов заочного отделения по выбранным для самостоятельного изучения темам.
Пример контрольной работы для студентов заочного отделения
Тема: Развитие науки в эпоху Возрождения

Вопросы:


  1. Перечислите характерные черты науки эпохи Возрождения.

  2. В чем проявлялись тенденции к секуляризации науки?

  3. Геоцентрическая система мира Коперника

  4. Модель космоса Тихо Браге.

  5. Политическая теория Макиавелли.

  6. Технические изобретения.

  7. Значение Великих географических открытий для развития науки.

Литература:

  1. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: Проблемы и люди. М., 1995.

  2. Гребенщиков Е.А. Николай Коперник. М., 1982.

  3. Кузнецов Б.Г. Джордано Бруно и генезис классической науки. М., 1970.

  4. Кузнецов Б.Г.Идеи и образы Возрождения (Наука XIV-XVI вв. в свете современной науки). М., 1979.

  5. Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. М., 1991.

Лист обновления (АКТУАЛИЗАЦИИ)

рабочей программы ДИСЦИПЛИНЫ
Название дисциплины – История науки
Факультет, на котором преподается дисциплина – исторический
Специальность / направление подготовки – 020800 «Историко-архивоведение»
В рабочую программу учебной дисциплины на 20__/20__ учебный год внесены следующие изменения:
1. Пункт 2 списка основной литературы перенесен в перечень дополнительной литературы.

2. В список основной литературы добавлено: Соломатин В.А. История науки. М., 2003.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена и переутверждена на заседании кафедры архивоведения и специальных исторических дисциплин от 15.03.2010 года, протокол № 4.
Зав. кафедрой ____________________ / к.и.н., доц. Кожанов А.А./

Лист обновления (АКТУАЛИЗАЦИИ)

рабочей программы ДИСЦИПЛИНЫ
Название дисциплины – История науки
Факультет, на котором преподается дисциплина – исторический
Специальность / направление подготовки – 020800 «Историко-архивоведение»
В рабочую программу учебной дисциплины на 20__/20__ учебный год внесены следующие изменения:

1. В список дополнительно литературы добавлено: Холл Карл. «Надо меньше думать об основах»: Курс теоретической физики Ландау и Лифшица в культурно-историческом контексте // Исследования по истории физики и механики. М., 2005. С. 156-204.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена и переутверждена на заседании кафедры архивоведения и специальных исторических дисциплин от 15.03.2010 года, протокол № 4.
Зав. кафедрой ____________________ / к.и.н., доц. Кожанов А.А./

Лист обновления (АКТУАЛИЗАЦИИ)

рабочей программы ДИСЦИПЛИНЫ
Название дисциплины – История науки
Факультет, на котором преподается дисциплина – исторический
Специальность / направление подготовки – 020800 «Историко-архивоведение»
В рабочую программу учебной дисциплины на 20__/20__ учебный год внесены следующие изменения:
1. Пункт 2 списка основной литературы перенесен в перечень дополнительной литературы.

2. В список дополнительно литературы добавлено: Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. М., 2004.



Рабочая программа дисциплины рассмотрена и переутверждена на заседании кафедры архивоведения и специальных исторических дисциплин от 15.03.2010 года, протокол № 4.
Зав. кафедрой ____________________ / к.и.н., доц. Кожанов А.А./


1 Афанасьев Ю.Н., Воронков Ю.С., Кувшинов С.В. Примерная программа дисциплины «История науки» // Историко-архивоведение. Специальность 020800: Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования и примерные программы дисциплин федерального компонента (циклы общепрофессиональных дисциплин и дисциплин специальности)/Отв.ред. В.В, Минаев. М.: РГГУ, 2003. С. 287-312.