Рабочая программа учебной дисциплины вспомогательные исторические дисциплины - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа учебной дисциплины 1 321.26kb.
Рабочая программа учебная дисциплина б 19 Вспомогательные исторические... 1 298.28kb.
Рабочая программа дисциплины международное право (наименование дисциплины) 3 1096.88kb.
Рабочая программа дисциплины коммерческое право (наименование дисциплины) 2 600.74kb.
Рабочая программа дисциплины римское право (наименование дисциплины) 3 636.38kb.
Рабочая программа дисциплины парламентское право (наименование дисциплины) 2 753.74kb.
Рабочая программа дисциплины административное право (наименование... 3 1014.29kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Коммерческое право зарубежных... 1 415.85kb.
Рабочая программа дисциплины теория государства и права (наименование... 4 750.39kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «иностранный язык» 1 303.74kb.
Рабочая программа учебной дисциплины (программа подготовки бакалавра) 1 240.05kb.
Последнее княжение в Киеве (1155 1157) Войны Юрия Долгорукого. 2 577.41kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа учебной дисциплины вспомогательные исторические дисциплины - страница №1/1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное Государственное Бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Магнитогорский государственный университет»



УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

___________________/Абрамзон М.Г./

(Подпись, ФИО)

«___» _____________________ 2012 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Вспомогательные исторические дисциплины


(наименование учебной дисциплины)

Уровень основной образовательной программы бакалавриат_____________________

(бакалавриат, магистратура, специалитет)



Направление(я) подготовки (специальность) 050100.62 "Педагогическое образование"______

(номер.уровень, полное наименование направления подготовки (специальности))



Профиль(и) "История и Право"

(полное наименование профиля направления подготовки (специальности) из ПООП)



Форма обучения Очная_____________________________________________________________________

(очная, очно-заочная (вечерняя), заочная)



Факультет Исторический­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_______________________________________________________

(сокращенное и полное наименование факультета)



Кафедра Истории России____________________________

(сокращенное и полное наименование кафедры)



Курс _1_ Семестр II

Учебный план набора 2012 года и последующих лет.

Распределение рабочего времени:



Виды учебной работы

Семестр 1

Семестр 2

Семестр 3

Семестр 4

Семестр 5

Семестр 6

Семестр 7

Семестр 8

Всего

Единицы

  1. 1

Лекции




18



















18

часов



Лабораторные работы

























-

часов



Практические занятия




18



















18

часов



Курсовой проект/работа (КРС) (аудиторная)

























-

часов



Всего аудиторных занятий (Сумма 1-4)




36



















36

часов



Из них в интерактивной форме




18



















18

часов



Самостоятельная работа студентов (СРС)




36



















36

часов



Всего (без экзамена) (Сумма 5,7)




72



















72

часов



Самост. работа на подготовку, сдачу экзамена




0



















0

часов



Общая трудоемкость (Сумма 8,9)




72



















72

часов




(в зачетных единицах)




2



















2

ЗЕТ

Зачет _______2______семестр Диф. зачет _________________ семестр

Экзамен ______________семестр

Магнитогорск 2012

Лист согласований
Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения по направлению подготовки (специальности) историки, утвержденного 17.01.2011 г. №64

(дата утверждения ФГОС ВПО)

рассмотрена и утверждена на заседании кафедры «14» сентября 2012 г., протокол № 1.
Разработчики доц. кафедры Истории России Чернова Н.В.

(должность, кафедра) (подпись) (Ф.И.О.)


Зав. кафедрой доц. каф. Истории России Фролова Н.С.

(должность, кафедра) (подпись) (Ф.И.О.)


Эксперты: доц. каф. Истории России __ Токарев В.

____________________________________________________________ _____________ ____________________

(место работы, занимаемая должность) (подпись) (Ф.И.О.)

1. Цели и задачи дисциплины:

Целью учебной дисциплины «Вспомогательные исторические дисциплины» является формирование общего представления о месте и назначении вспомогательных исторических дисциплин, а также овладение некоторыми приёмами и навыками предварительного изучения некоторых видов исторических источников с акцентом на их внешнюю критику.



2. Место дисциплины в структуре ООП:
Б.3 Дисциплина «Вспомогательные исторические дисциплины» входит в состав базовой части программы 030600.62 История (квалификация (степень) «Бакалавр»). Курс по вспомогательным историческим дисциплинам является составной частью предметной подготовки студентов. Обзорные лекции и семинарские занятия по ВИД являются переходным этапом к детальному изучению палеографии, метрологии, исторической хронологии и других исторических дисциплин.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- по окончании курса студент должен иметь навыки анализа мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем (ОК-2);

- обладать и уметь использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

- владеть приемами использования систематизированных теоретических и практических знаний гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

- иметь навыки, необходимые для осуществления педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-4)
В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: предмет и метод вспомогательных исторических дисциплин. Содержание, история развития и современное состояние вспомогательных исторических дисциплин: палеографии, хронологии, метрологии, сфрагистики, геральдики, генеалогии, нумизматики, ономастики. Функции вспомогательных исторических дисциплин в познании прошлого. Комплексное использование вспомогательных исторических дисциплин для овладения навыками внешней критики документов: их датировки, установления подлинности, авторства, места написания. Возможности использования вспомогательных исторических дисциплин для решения самостоятельных вопросов базового исторического исследования в области социально-экономической, политической истории, а также истории культуры и искусства.
Уметь: проводить всестороннюю внешнюю критику разных типов исторических источников на предмет выяснения авторства источника, время, обстоятельства и цели его создания; выработка у студентов-историков навыков самостоятельной исследовательской работы, то есть освоение ими принципов научного анализа, критики источников, методов извлечения, осмысления и использования имеющейся в них информации.

Владеть: решать проблемы источниковедческого плана, связанные с установлением пространственно-временных параметров исторических источников отечественной и всеобщей истории.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц.



Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

2

Аудиторные занятия (всего)

36

36

В том числе:

-

-

Лекции

18

18

Лабораторные работы (ЛР)

-

-

Практические занятия (ПЗ)

18

18

Семинары (С)

-

-

Коллоквиумы (К)

-

-

Курсовой проект/(работа) (аудиторная нагрузка)

-

-

Другие виды аудиторной работы

-

-

Самостоятельная работа (всего)

36

36

Отчет по рабочим тетрадям

16

16

Генеалогическое исследование

20

20

В том числе:

-

-

Курсовой проект (работа) (самостоятельная работа)

-

-

Расчетно-графические работы

-

-

Реферат







Другие виды самостоятельной работы







Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

зачет

зачет

Общая трудоемкость час

72

72

Зачетные Единицы Трудоемкости

2

2

5. Содержание дисциплины

5.1. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекции

Лаборат.

занятия


Практич.

занятия.


Курсовой П/Р (КРС)

Самост. работа студента

Всего час. (без экзам)

Формируемые компетенции

(ОК, ПК)


1.

Понятие Вспомогательные исторические дисциплины

2

-




-

3

5

ОК-2; ОК-4; ОПК-2; ПК-4

2.

Историческая хронология

4

-

12

-

3

19

ОК-4; ОПК-2

3.

Эмблематика

4

-

2

-

3

9

ОК-4; ОПК-2

4.

Историческая ономастика

2

-

2

-

3

7

ОК-4; ОПК-2

5

Генеалогия, Метрология, Палеография

4




2




24

30

ОК-4; ОПК-2; ПК-4




Итого

18

-

18

-

36

72




5.2. Содержание разделов дисциплины (по темам)

№ п/п

Наименование разделов

Содержание разделов

Трудоемкость (час.)

Формируемые компетенции

(ОК, ПК)


1.


Понятие Вспомогательные исторические дисциплины

Предмет и задачи вспомогательных исторических дисциплин

5

ОК-2; ОК-4; ОПК-2; ПК-4

2

Историческая хронология

Астрономическая хронология

4

ОК-4; ОПК-2

Историческая хронология и её основные элементы

5

ОК-4; ОПК-2

Решение хронологических задач по всеобщей истории

5

ОК-4; ОПК-2

Решение хронологических задач по отечественной истории

5

ОК-4; ОПК-2

3.

Эмблематика

Нумизматика

3

ОК-4; ОПК-2

Сфрагистика

3

ОК-4; ОПК-2

Геральдика

3

ОК-4; ОПК-2

4

Историческая ономастика

Топонимика

3

ОК-4; ОПК-2

Историческая картография

4

ОК-4; ОПК-2

5

Генеалогия, Метрология, Палеография

Палеография

4

ОК-4; ОПК-2

Генеалогия

22

ОК-4; ОПК-2; ПК-4

Метрология

4

ОК-4; ОПК-2




Итого




72





5.3. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечивающими (предыдущими) и обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами


№ п/п

Наименование обеспечивающих (предыдущих) и обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины из табл.5.1, для которых необходимо изучение обеспечивающих (предыдущих) и обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Раздел 1

Раздел 2

Раздел 3

Раздел 4

Раздел 5

Предшествующие дисциплины




Археология

+

+

+

+

+




Естественнонаучная картина мира

+













Последующие дисциплины




1.

Источниковедение

+

+

+

+

+

2

Этнология

+










+


5.4. Соответствие компетенций, формируемых при изучении дисциплины, и видов занятий

Перечень компетенций

Виды занятий

Л

Лаб

Пр.

КР/КП

СРС

ОК-2

+










+

ОК-4







+




+

ОПК-2







+




+

ПК-4













+

Л – лекция, Пр – практические и семинарские занятия, Лаб – лабораторные работы, КР/КП – курсовая работа/проект, СРС – самостоятельная работа студента

5.5. Соответствие компетенций, формируемых при изучении дисциплины, и видов контроля

Перечень компетенций

Формы контроля по разделам дисциплины

Раздел 1

Раздел 2

Раздел 3

Раздел 4

Раздел 5

ОК-2

Рабочая тетрадь













ОК-4

Рабочая тетрадь

Рабочая тетрадь

Рабочая тетрадь

Рабочая тетрадь

Рабочая тетрадь

ОПК-2

Рабочая тетрадь

Рабочая тетрадь

Рабочая тетрадь

Рабочая тетрадь

Рабочая тетрадь

ПК-4













Генеалогическое исследование


6. Методы и формы организации обучения

Технологии интерактивного обучения при разных формах занятий в часах

Формы

Методы


Лекции (час)

Практические/семинарские

Занятия (час)



Тренинг

Мастер-класс (час)



СРС (час)

Всего

Дискуссия группы экспертов




4







4

«Мозговой штурм»




2







2

Коллоквиум
















Итого интерактивных занятий

-

10

-

-

6


7. Лабораторный практикум

не предусмотрен


8. Практические занятия (семинары)

№ п/п

№ раздела дисциплины из табл. 5.1

Тематика практических занятий (семинаров)

Трудо-емкость

(час.)


Компетенции ОК, ПК

1.

1

Олимпийская эра

2

ОК-4; ОПК-2

2.

1

Иудейский календарь

2

ОК-4; ОПК-2

3.

1

Хиджра

2

ОК-4; ОПК-2

4.

1

Юлианский и григорианский календари

2

ОК-4; ОПК-2

5.

1

Мартовский и ультрамартовский стили

2

ОК-4; ОПК-2

6.

1

Сентябрьский стиль

2

ОК-4; ОПК-2

7.

1

Геральдика

2

ОК-4; ОПК-2

8.

3

Палеография

2

ОК-4; ОПК-2

9.

3

Метрология

2

ОК-4; ОПК-2







ВСЕГО

18





9. Самостоятельная работа

№ п/п

№ раздела дисциплины из табл. 5.1

Тематика самостоятельной работы

Трудо-емкость

(час.)


Компетенции ОК, ПК

Контроль выполнения работы (Опрос, тест, дом.задание, и т.д)

1.

1.

Предмет и задачи вспомогательных исторических дисциплин

  1. Понятие «исторический источник».

  2. Подлинника, копия, подделка.

  3. Становление и развитие вспомогательных исторических дисциплин в России.

3

ОК-2; ОК-4; ОПК-2; ПК-4

Отчет по рабочей тетради

2.

2.

Историческая хронология

  1. Политические, астрономические и религиозные эры.

  2. Земледельческий календарь славян и названия месяцев.

  3. Календарные реформы в России.

3

ОК-4; ОПК-2;

Отчет по рабочей тетради

3.

3.

Эмблематика

  1. Государственный герб России и династическая геральдика.

  2. Систематизация печатей.

  3. Классификация и систематизация монет.

3

ОК-4; ОПК-2;

Отчет по рабочей тетради

4.

4.

Историческая география

  1. Роль топонимики для изучения этногенеза и колонизационно-миграционных процессов.

  2. Гидронимия территорий России.

  3. Этимологические типы названий населенных пунктов.

3

ОК-4; ОПК-2;

Отчет по рабочей тетради

5.

5.

Документоведение

  1. Генеалогические таблицы и росписи.

  2. Народно-бытовые меры длинны.

  3. Тайнопись и ее наиболее распространенные системы.

24

ОК-4; ОПК-2; ПК-4

Отчет по рабочей тетради, генеалогическое исследование







ВСЕГО

36








10. Примерная тематика курсовых проектов (работ)

Курсовая работа учебным планом не предусмотрена. Предлагается подготовка генеалогического исследования (типа реферата) на основе родословной студента.


11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

11.1 Основная литература



Абрамова Н. Г.  Вспомогательные исторические дисциплины : учеб. пособие для вузов / Круглова Т. А. - М. : Академия, 2008. - 367 с. - (Высшее профессиональное образование) - Рек. УМО. Кол-во экземпляров: 24









Специальные исторические дисциплины : Учеб. пособие - СПб. : Дмитрий Буланин, 2003. - 634 с. Кол-во экземпляров: 29






Леонтьева Г. А.  Вспомогательные исторические дисциплины : Учебник для вузов / Шорин П. А., Кобрин В. Б. - М. : Владос, 2003. - 367 с. - Рек. Мин. обр. РФ Кол-во экземпляров: 69




11.2 Дополнительная литература



Силаев А. Г.  Истоки русской геральдики - М. : ФАИР-ПРЕСС, 2003. - 240 с. Кол-во экземпляров: 10






Леонтьева Г. А.  Палеография. Хронология. Археография. Геральдика : Учеб. пособие для вузов - М. : Владос, 2000. - 199 с. - Рек. Мин. обр. РФ Кол-во экземпляров: 49






Введенский Г.  Азбука геральдики - СПб. : Аврора, 2003. - 79 с. Кол-во экземпляров: 1






Анти-История, вычисленная математиками. О новой хронологии Фоменко и Носовского - М. : [Изд-во РГГУ], 2006. - 362 с. Кол-во экземпляров: 2






Пчелов Е. В. Генеалогия древнерусских князей IX - начала XI в. - М. : [Изд-во РГГУ], 2001. - 262 с. Кол-во экземпляров: 5






Чернова Н.В. Вспомогательные исторические дисциплины. Рабочие тетради В 2-х частях. – Магнитогорск: МаГУ, 2010.




11.3 Программное обеспечение










  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины: компьютерные лаборатории, копировательно-множительная техника, проектное оборудование.

  2. Форма итогового контроля: Завершается работа по курсу «Вспомогательные исторические дисциплины» недифференцированным зачетом. Каждый студент на зачете должен ответить на теоретические вопросы по нумизматике, сфрагистике, дипломатике, исторической ономастике, генеалогии, исторической географии. К тому же, студенту необходимо защитить реферат, подготовленный им в течение семестра. Кроме теоретического материала, отвечающего теме работы, реферат должен содержать практическую часть. В последней студентом должны быть составлены и решены несколько хронологических или метрологических задач, выбран и безошибочно расшифрован фрагмент текста, составлен гербовник или генеалогическая таблица. В приложении представлены необходимые карты по исторической географии, статистические данные, списки, таблицы и т.д. по другим дисциплинам. Через выполнение практических заданий выявляется степень владения студентом теоретическим материалом по данным дисциплинам.

Материально-техническое обеспечение дисциплины:

-мультимидийная лекционная аудитория исторического факультета (ауд. 520 )

-компьютерные классы исторического факультета (ауд.516)

-кабинет истории (ауд.509)



Отметка об утверждении

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры, протокол № 1 от 14.09.2012 г.