Рабочая программа учебной дисциплины «Управление дошкольным учреждением» Специальность: 050704 «Дошкольное образование» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа учебной дисциплины вспомогательные исторические... 1 279.75kb.
«Модест петрович мусоргский великий сын россии!» 1 110.2kb.
Рабочая программа учебной дисциплинЫ «Введение в специальность» Направление... 1 134.03kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Коммерческое право зарубежных... 1 415.85kb.
Рабочая программа дисциплины международное право (наименование дисциплины) 3 1096.88kb.
Рабочая программа дисциплины парламентское право (наименование дисциплины) 2 753.74kb.
Рабочая программа дисциплины административное право (наименование... 3 1014.29kb.
Рабочая программа дисциплины римское право (наименование дисциплины) 3 636.38kb.
Рабочая программа дисциплины коммерческое право (наименование дисциплины) 2 600.74kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «иностранный язык» 1 303.74kb.
Рабочая программа дисциплины «Страховое право» Специальность: 030503... 2 412.79kb.
К 150-летию создания первого детского сада в России 1 99.17kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Управление дошкольным учреждением» Специальность - страница №1/1



ТАМБОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Рабочая программа учебной дисциплины

«Управление дошкольным учреждением»



Специальность: 050704 «Дошкольное образование»

Квалификация: воспитатель

Тамбов 2008
Одобрено кафедрой Составлена в соответствии с

психологии, педагогики и Государственными требованиями к

частных методик отделения уровню подготовки выпускника по

«Дошкольное образование» специальности:

Зав. кафедрой 050704 «Дошкольное образование»

___________________

О.А.Дробышева

«Утверждаю»

Зам. директора по УР А. Г. Малышкина

Автор:


преподаватель ТОГОУ СПО

«Педагогический колледж» О.А.Дробышева

Рецензенты:

доцент кафедры педагогики и психологии

ТОИПКРО, к.п.н. ….А.П.Самородова

зав.отделением "Дошкольное образование" И.А.Мешкова

ТОГОУ СПО "Педагогический колледж"

Учебный план




Содержание


5 семестр


6 семестр


7 семестр


8 семестр


9 семестр


10

семестр

1

Число недель

в семестре



16

19

14

17

14

11

2

Число часов в неделю

1

1

2

3

1

1

3

Формы аттестации

зачёт

к/р

к/р

зачёт

к/р

Экзамен

4

Кол-во теоретических часов

22

43

40

21

18

21

Всего 165 часов




4

Кол-во практических часов

10

14

16

13

10

12

Всего 63 часа




4

Кол-во часов для самостоятельной работы студентов

6

7

6

8

5

2

Всего 34 часов





ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Управление дошкольным учреждением»

Наименование разделов

и тем

Макс.

Нагрузка.


Всего

Количество теоретических и практических часов

Сам. работа студента

Календарные строки




теоре-

тических

практи-

ческих

1

2

3

4

5

6




Введение




1

1










Раздел I

Современная система дошкольных учреждений

33

29

19

10

4




1.1. Дошкольное образование в различных странах

16

14

10

4

2




1.2.Виды детских дошкольных учреждений

17

15

9

6

2




Раздел II

Сущность управления ДОУ

67

57

45

12

10




2.1. Возникновение и развитие системы дошкольного воспитания в России.

12

10

8

2

2




2.2. Содержание управленческой деятельности

12

10

8

2

2




2.3. Нормативно-правовые документы по управлению ДОУ

14

12

8

4

2




2.4. Проблема программности воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

17

15

13

2

2




2.5. Использование зарубежного опыта в работе дошкольных образовательных учреждений.

12

10

8

2

2




Раздел III

Дошкольное малокомплектное образовательное учреждение как педагогическая система

56

52

40

12

4




3.1. Принципы комплектования

7

6

5

1

1




3.2. Своеобразие оборудования помещения и участка разновозрастных групп.


6

6

5

1







3.3. Организация режима дня в малокомплектных дошкольных учреждениях

7

6

5

1

1




3.4. Специфика обучения детей в разновозрастной группе

6

6

5

1







3.5. Планирование занятий детей в разновозрастной группе

8

7

5

2

1




3.6. Своеобразие организации и руководства трудовой деятельностью детей разновозрастной группы

7

7

5

2







3.7. Особенности организации игровой деятельностью детей в разновозрастной группе

8

7

5

2

1




3.8. Сущность управленческого труда руководителя малокомплектным ДОУ

7

7

5

2







Раздел IV

Дошкольное образовательное учреждение как объект управления

65

57

40

17

8




4.1. Детский сад-образовательное учреждение для детей дошкольного возраста

22

20

12

8

2




4.2. Требования к организации жизни детей в детском саду

20

16

12

6

4




4.3. Методы управления, детским дошкольным учреждением

20

18

16

3

2




Раздел V

Финансово-экономические формы хозяйствования ДОУ

40

32

20

12

8




5.1. Основы финансово-хозяйственной деятельности ДОУ

20

16

10

6

4




5.2.Рациональное ведение хозяйства

20

16

10

6

4







262

228

165

63

34




Пояснительная записка
Период от рождения до поступления в школу отличается от всех последующих этапов тем, что обеспечивает общее развитие, которое служит фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков для освоения различных видов деятельности. Фундаментальная роль дошкольного периода развития в процессе становления человеческой личности определяет соответствующие требования к кадровому обеспечиванию педагогического процесса. Реализация новых требований предполагает обновление системы педагогического образования. Первоочередная мера для решения этой проблемы - разработка новых требований к подготовке педагогических кадров.

Современная концепция образования предполагает создание в педагогических учебных заведениях условий для развития творческих способностей студентов, благодаря чему они смогут в самостоятельной профессиональной деятельности выполнять на уровне современных требований не только функции воспитателя, но и управление функции.

В концепции «Дошкольного воспитания» отмечается большая роль разновозрастных сообществ. Систематические контакты ребёнка с разновозрастными партнёрами полезны для формирования полноценного опыта общения, открывая дополнительные возможности его развития путем взаимообучения при взаимодействии старших детей с младшими. Работа в смешанной группе и малокомплектных детских садах требует от воспитателя большого мастерства. Оказать методическую помощь педагогу призван руководитель малокомплектного ДОУ, обладающий высоким уровнем профессионализма. Этим определяется актуальность курса «Управление дошкольным учреждением». Целью курса является вооружение студентов знаниями, умениями, навыками работы по дошкольному образованию и управлению им в условиях малокомплектного детского сада.

Основными задачами курса являются:



  • изучение теоретических основ управления в системе дошкольного образования;

  • вооружение методами и приемами организации и руководства коллективом дошкольных работников;

  • формирование профессионального мастерства, организационно-методических умений

Студент должен:

Знать:


  • специфику работы и организации различных видов деятельности в ДОУ различных видов;

  • основы управления в системе дошкольного образования;

  • основные функции, методы организации и руководства коллективом дошкольных работников;

  • сущность управленческого труда руководителя малокомплектного ДОУ;

  • содержание документов, определяющих работу ЖОУ;

Уметь:


  • составлять конспекты режимных моментов и организации разных видов деятельности в различных группах ДОУ;

  • планировать занятия, в том числе и в разновозрастных группах;

  • анализировать педагогическую деятельность воспитателей, выделяя положительный опыт;

  • планировать работу коллектива ДОУ;

  • распределять работу между сотрудниками ДОУ в соответствии с их профессиональными обязанностями.


Содержание учебной дисциплины
Раздел I. Современная система детских дошкольных учреждений

Студент должен знать:

  • историю возникновения детских садов;

  • виды детских дошкольных учреждений;

Студент должен уметь:

  • анализировать детские сады города Тамбова и области распределяя их на виды.

Тема 1.1. Дошкольное образование в различных странах.

История возникновения детских садов. Фридрих Вильгельм Август – первый в мире организатор детского сада в 1851 году. Дошкольное образование в России, США, в странах Европейских Сообществ, в Болгарии, Великобритании, Венгрии, Германии, Дании, Канаде, на Кипре, на Мальте.



Практическое занятие № 1 на тему: «История развития дошкольного воспитания в России»

Тема 1.2. Виды детских дошкольных учреждений в России..

Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.). Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников. Детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур. Детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеобразовательные, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании). Центр развития ребёнка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников. Малокомплектный детский сад.



Практическое занятие № 2 на тему: «Детские сады города Тамбова и Тамбовской области»

Раздел II. Сущность управления ДОУ.

Студент должен знать:

  • основные направления развития системы дошкольного образования на современном этапе;

  • систему образования РФ, организационно-правовые формы существования ДОУ;

  • формирование корпоративной нормативно-методической базы как один из методов совершенствования ДОУ;

  • основные противоречия современной системы образования РФ.

  • Устав образовательного учреждения. особенности устава ДОУ.

  • Права и обязанности руководителя, распоряжения трудовых соглашений.

  • Порядок управления ДОУ. документационное обеспечение управления на заре нового века.

  • Должностные инструкции муниципального дошкольного учреждения (ДОУ).

  • Современные образовательные программы для дошкольных учреждений.

Студент должен уметь:

  • разбираться в педагогическом менеджменте;

  • составлять программу развития детского дошкольного учреждения;

  • анализировать документацию ДОУ;

  • анализировать современные образовательные программы;

Тема 2.1. Возникновение и развитие системы дошкольного воспитания в России.

Основные направления развития системы дошкольного образования на современном этапе. Система образования РФ. Организационно-правовые формы существования ДОУ. Формирование корпоративной нормативно-методической базы как один из методов совершенствования ДОУ. Основные противоречия современной системы образования РФ. Педагогический менеджмент. Программа развития детского дошкольного учреждения.

Воспитательные системы Античного мира. Влияние идей древних философов (Платон, Аристотель, Квинтилиан) на теорию и практику раннего воспитания и обучения.

Воспитание в период средневековья. Гуманистические идеи эпохи Возрождения. Влияние взглядов Витторино да-Фельтре, Франсуа Рабле, Мишеля Монтеня, Эразма Роттердамского, Людвика Вивеса на развитие образования и воспитания.

Педагогическая теория Я.А. Коменского и её значение для становления дошкольной педагогики как науки. Содержание и методы воспитания и образования детей в "материнской" школе.

Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания Дж.Локка. Педагогические идей эпохи Просвещения (А.Гельвеций, Д.Дидро и др.) и их влияние на развитие обучения и воспитания. Теория естественного воспитания Ж.-Ж.Руссо и её влияние на возникновение концепции "свободного воспитания". Обоснование самоценности детства для становления человека. Содержание и методы воспитания на разных этапах развития ребенка.

Теория элементарного образования И.Г. Песталоцци и её значение для построения системы развивающего обучения маленьких детей. Дошкольное воспитание в педагогике филантропистов (И.Б.Базедов, Х.Вольке, Х.Г.Зальцман), Педагогические воззрения И.Ф.Гербарта, А.Дистервега и их влияние на развитие педагогической мысли.

Вопросы содержания и методов воспитания детей в теории и практике Р.Оуэна,

Ф.Фребель и его теория детского сада. Значение системы дошкольною воспитания Ф.Фребеля для обоснования вопросов организации дошкольных учреждений и методики воспитания дошкольников.

Влияние идей "реформаторской педагогики" конца XIX - начала XX вв. на содержание и методы воспитания и обучения детей до начала систематического образования в школе (А.Лай, Д.Дьюи, О.Декроли и др.). Экспериментальные учреждения США и Западной Европы для маленьких детей.

Методы научной педагогики М.Монтессори и влияние её теории на практику работы современных детских садов.

Основные тенденции развития дошкольного воспитания за рубежом в XX веке.

История дошкольного воспитания в России. Истоки русской педагогической мысли. Педагогические идеи в памятниках древнерусской литературы. Развитие педагогической науки и практики на Руси. Просветительные реформы начала ХVIII в. Гуманистические педагогические идеи русских просветителей (М.В.Ломоносов, И.И.Бецкой. Н.И.Новиков и др.) и возможность их использования в современной педагогической практике. Организация деятельности воспитательных домов в России. Вклад Е.Гугеля в разработку дидактических основ дошкольного воспитания.

В.Ф.Одоевский о первоначальном воспитании и обучении детей. Метод развивающей беседы. Создание детских приютов в России.

Особенности педагогических взглядов В.Г.Белинского, А.И.Герцена, Н.А.Добролюбова, Н.И.Пирогова на необходимость раннего воспитания и обучения детей.

Общественно-педагогическое движение 60-х гг. ХIХ в. и его влияние на развитие идей и практики дошкольного воспитания. Обоснование К.Д.Ушинским антропологического принципа в педагогике. Идея народности воспитания. Задачи, принципы и методы первоначального образования детей.

Педагогическое наследие Л.Н.Толстого.

Первые детские сады в России. Общественно-педагогическая деятельность по распространению идей дошкольного воспитания А.С.Симонович.

Характеристика педагогических взглядов Е.Н.Водовозовой, Е.И.Конради и их роль в создании теории дошкольного воспитания.

Деятельность общественных организаций по созданию разных типов дошкольных учреждений, разработке содержания и методов работы в них, подготовки педагогических кадров в конце XIX - начале XX вв.

П.Ф.Лесгафт о значении периода семейного воспитания для становления личности. Педагогическая теория П.Ф.Каптерева. Теория свободного воспитания К.Н.Вентцеля и её влияние на практику работы дошкольных учреждений в России. Педагогические взгляды и практическая деятельность Е.И.Тихеевой. Теоретическое и практическое обоснование Л.К.Шлегер необходимости создания системы "русского детского сада".

Дошкольные учреждения - первая ступень Единой Трудовой Школы Советской России. Педагогические идеи С.Т.Шацкого, П.П.Блонского и их влияние на теорию и практику дошкольного воспитания. Преемственность и особенности становления системы общественного дошкольного воспитания в дореволюционной и Советской России.

Роль Всероссийских съездов и конференций по дошкольному воспитанию в разработке содержания и методов работы с детьми. Характеристика особенностей развития сети разных типов дошкольных учреждений в России в зависимости от социально-экономических условий страны. Деятельность отделов народного образования, журнала "Дошкольное воспитание", опытных дошкольных учреждений, коллективов научных работников по методическому обеспечению дошкольного воспитания. Характеристика первых программ детского сада, руководств по дошкольному воспитанию. Педология и её влияние на деятельность дошкольных учреждений.

Система подготовки педагогических кадров для дошкольных учреждений.

Проблема взаимодействия семейного и общественного воспитания. Детский сад и общественность.

Педагогические взгляды Н.К.Крупской и её деятельность по организации дошкольного воспитания. Педагогическая теория и практика А.С.Макаренко. Возможность использования их идей в современной педагогической практике.

Специфические черты развития отечественной дошкольной педагогики и её место в мировой педагогической практике.

Основные направления реорганизации и развития образования в условиях социально-экономической реформы.



Практическое занятие № 3 на тему: «Составление программы развития детского дошкольного учреждения»

Тема 2.2. . Содержание управленческой деятельности.

Характеристика основных функций управления. Подготовка и принятие управленческих решений. Особенности основных функций управления. Реализация намеченных планов как функция управления. Проверка результатов деятельности в ДОУ. Анализ управленческой деятельности в ДОУ. Принципы управления образовательным учреждением. Методы управления образовательным учреждением. Стили управления. Самодиагностика. Основные формы управленческих действий. Основы рефлексивного управления. Устав образовательного учреждения. особенности устава ДОУ. Права и обязанности руководителя, распоряжения трудовых соглашений. Порядок управления ДОУ. документационное обеспечение управления на заре нового века. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. Должностные инструкции муниципального дошкольного учреждения (ДОУ).



Практическое занятие № 4 на тему: « Анализ документации ДОУ – базе практики»

Тема 2.3. Нормативно-правовые документы по управлению ДОУ.

Закон «Об образовании» - основной документ в управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения (12.07.1995). Всеобщая декларация прав человека (10.07.1948). Декларация прав ребёнка (20.11.1959).Конвенция о правах ребёнка (15.09-13ю12.1959). О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания. защиты и развития детей в 90-е годы. Указ Президента РФ. типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (01.07.1995 №677).Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации (24.04.1995 № 46/19-15). Решение расширенного заседания коллегии комитета образования администрации г.Тамбова о дошкольном образовании на 2009-2010 год. Устав дошкольного образовательного учреждения в Российской Федерации.



Практическое занятие № 5 на тему: «Изучение нормативно-правовых документов по управлению ДОУ»

Тема 2.4. Проблема программности воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. Программа «Радуга»; «Детский сад-дом радости»; «Развитие»; «Одарённый ребёнок»; «Истоки»; «Детство»; «Из детства в отрочество»; «Триз»; «Юный эколог»; «Я – человек»; «Дружные ребята»; «Наследие»; «Основы безопасности детей дошкольного возраста». «Дошкольник и экономика» и др



Практическое занятие № 6 на тему: « Анализ современных образовательных программ ДОУ»

Тема 2.5. Использование зарубежного опыта в работе дошкольных образовательных учреждений.

Педагогика Марии Монтессори. Вальдорсфский детский сад. «Пилотная школа». «Шаг за шагом». Центр ранней социализации детей «Зелёная дверца».



Практическое занятие № 7 на тему: « Зарубежный опыт в работе дошкольных учреждений»
Раздел III Дошкольное малокомплектное образовательное учреждение как педагогическая система.

Студент должен знать:

  • принципы комплектования групп в малокомплектном ДОУ;

  • специфика работы в малокомплектном детском саду в условиях одногруппового комплектования с пятью возрастами одновременно;

  • своеобразие оборудования помещения и участка разновозрастных групп;

  • организацию режима дня в малокомплектных дошкольных учреждениях;

  • специфику обучения детей в разновозрастной группе;

  • особенности и методику проведения занятий по одному разделу «Программы воспитания и обучения в детском саду»;

студент должен уметь:

  • составлять и анализировать конспекты проведения режимных процессов в ДОУ;

  • составлять и анализировать конспекты проведения занятий с детьми по одному разделу «Программы воспитания и обучения в детском саду»;

  • составлять конспекты занятий в разновозрастных группах;

  • анализировать и составлять игры для детей разного возраста;

  • организовывать работы с родителями.

Тема 3.1. Принципы комплектования.

Преимущество совместного воспитания детей разного возраста

Понятие о смежном, контрастном и смежно-контрастном принципе комплектования.

Практическое занятие № 8 на тему: «Специфика работы в малокомплектном детском саду в условиях одногруппового комплектования с пятью возрастами одновременно».

Тема 3.2. . Своеобразие оборудования помещения и участка разновозрастных групп.

Правильный подбор и размещение мебели. Требования, предъявляемые к оборудованию и оформлению участка.



Тема 3.3. . Организация режима дня в малокомплектных дошкольных учреждениях.

Своеобразие организации жизни детей и методика проведения режимных процессов. Гигиенические требования. к комплектованию смешанных групп. гигиенические требования к организации режима дня в смешанной предшкольной группе. гигиенические требования в смешанной дошкольной группе.

Организация жизни и деятельности детей в разновозрастной группе малокомплектного детского сада.

Практическое занятие № 9 на тему: «Составление и анализ конспектов проведения режимных процессов».

Тема 3.4. Специфика обучения детей в разновозрастной группе.

Дидактические основы занятий.

Особенности и методика проведения занятий по одному разделу «Программы воспитания и обучения в детском саду».

Особенности организации и методика проведения занятий по разным разделам «Программы воспитания и обучения в детском саду».

Особенности организации и проведения занятий с детьми одной возрастной группы.

Практическое занятие № 10 на тему: «Составление и анализ конспектов проведения занятий с детьми по одному разделу «Программы воспитания и обучения в детском саду».

Тема 3.5. Планирование занятий в разновозрастных группах.

Практические занятия.

Планирование занятий с тремя подгруппами.

Планирование занятий с двумя подгруппами.



Практическое занятие № 11 на тему: «Составление конспектов занятий в разновозрастных группах»

Тема 3.6. Своеобразие организации и руководства трудовой деятельностью детей разновозрастной группы.

Задачи и содержание трудового воспитания дошкольника.

Руководство трудом детей разного возраста.

Практическое занятие № 12 на тему: «Трудовое воспитание в ДОУ»

Тема 3.7. Особенности организации игровой деятельностью детей в разновозрастной группе.

Задачи воспитания в играх. Место игры в режиме дня. Руководство играми детей разного возраста.



Практическое занятие № 13 на тему: «Анализ и составлений игр для детей дошкольного возраста»

Тема 3.8.. Сущность управленческого труда руководителя малокомплектным ДОУ.

Методическая работа. Изучение и внедрение передового опыта.

Работа с родителями.

Практическое занятие № 12: «Организация работы с родителями в малокомплектном ДОУ»

Раздел IV. Дошкольное образовательное учреждение как объект управления.

Студент должен знать:


  • круг обязанностей сотрудников Функции управления;

  • основной педагогический состав ДОУ: воспитатель. музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре, инструктор по плаванию, педагог-психолог, логопед;

  • формы повышения квалификации;

  • требования к организации жизни детей в детском дошкольном учреждении;

  • санитарные правила устройства и содержания детских дошкольных учреждений.

  • санитарно-эпидемиологические правила и нормативы санпина;

  • методы управления. детским дошкольным учреждением.

Студент должен уметь:

  • планировать и учитывать воспитательно-образовательной работы в детском саду;

Тема 4.1. Детский сад- образовательное учреждение для детей дошкольного возраста.

Круг обязанностей сотрудников Функции управления. Выработка и принятие решений. Планирование. Контроль. Организация. Регулирование. Руководство: заведующий ДОУ, старший воспитатель, заместитель руководителя по воспитательно-образовательной работе, заместитель заведующего по административно-хозяйственной части. Основной педагогический состав: воспитатель. музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре, инструктор по плаванию, педагог-психолог, логопед. Дополнительное образование: педагог по изобразительной деятельности, по экологии, театрально-игровой деятельности, по обучению детей иностранному языку, по ритмике. Медицинские работники? старшая медсестра, медсестра по бассейну. диетсестра. Младший обслуживающий персонал: помошник воспитателя. Организация работы педагогического коллектива. Оценка результатов труда и уровня квалификации педагогических работников.

Необходимость оценивания результатов труда, виды оценивания. Повышение уровня квалификации воспитателей - путь к овладению педагогическим мастерством. Формы повышения квалификации.

Практическое занятие № 13 на тему: «Повышение уровня квалификации воспитателей - путь к овладению педагогическим мастерством. Формы повышения квалификации.

Тема 4.2. . Требования к организации жизни детей в детском дошкольном учреждении

Санитарные правила устройства и содержания детских дошкольных учреждений. Участок детского сада. Здание. Освещение. Оборудование помещений. Требования к оборудованию пищеблока, хранению продуктов и приготовления пищи. Санитарное содержание помещений. Воздушный режим. Температурный режим. Режим дня и организация учебной деятельности. Организация занятий физическим воспитанием. Организация питания. Медицинское обслуживание. Организация медицинских осмотров и контроль за физическим здоровьем и развитием ребёнка. Должностные инструкции. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы санпина.



Практическое занятие № 14 на тему: «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы санпина».

Практическое занятие № 15 на тему: «.Деловая игра «Заседание педагогов»

Тема 4.3. Методы управления. детским дошкольным учреждением

Организационно-административные методы. Организационно-педагогические методы. Методический кабинет в дошкольном учреждении. Совет педагогов в ДОУ. Организация преемственности между ДОУ и школой. Административно-хозяйственная деятельность.

Планирование и учёт воспитательно-образовательной работы в детском саду.

Практическое занятие № 16 на тему: «Планирование и учёт воспитательно-образовательной работы в детском саду»

Практические занятия № 17 на тему: « Сущность организации методической работы в современном детском саду».

Практическое занятие № 18 на тему: «Традиционные и нетрадиционные формы и методы работы в ДОУ».

Практическое занятие № 19 на тему: «Детский сад Будущего»

Раздел V

Финансово-экономические формы хозяйствования ДОУ

Студент должен знать:


  • основы финансово-хозяйственной деятельности;

  • рациональное ведение хозяйства в ДОУ;

Студент должен уметь:

  • составлять бизнес-план, строить детский сад будущего;

  • составлять родительский договор.

Тема 5.1. Основы финансово-хозяйственной деятельности ДОУ

Основные источники и условия финансирования ДОУ. Смета расходов. Нормативное финансировании в ДОУ. Анализ платёжеспособности. Анализ поступления и использования финансовых средств. Анализ кадров и использование оплаты труда. Механизмы экономического обеспечения и материально-технического оснащения. Формы и методы регулирования финансово-хозяйственной деятельности современного ДОУ. Образцы организационно-распорядительной и финансово-хозяйственной документации. Сущность долевого финансирования и перехода на казначейскую форму финансирования ДОУ, обеспечивающую финансовую самостоятельность учреждения. Бизнес план. Требования к составлению бизнес-плана.



Практическое занятие № 20. Тема: «Смета расходов».

Практическое занятие « 21. Тема: «Бизнес-план»

Самостоятельная работа студента на тему: «Формы и методы регулирования современного ДОУ»

Тема 5.2. Рациональное ведение хозяйства

Анализ состояния и структуры материально-технической базы. Хозяйственный договор. Договор с предприятиями на содержание детей. Родительский договор. Платные услуги. Методика расчёта цены услуги. Составление договора. Юридическое оформление. Финансовая система и финансовое регулирование. Финансовые отношения. Первичные и вторичные финансы. Финансовая и налоговая политика. Экономика бюджетного финансирования в ДОУ.



Практическое занятие № 22 Тема «Родительский договор»

Самостоятельная работа студента на тему: «Финансовые отношения»


Вопросы к экзамену по дисциплине «Управление ДОУ»

1. Возникновение и развитие системы дошкольного воспитания в России.

2. Основные направления развития системы дошкольного образования на современном

этапе.


3. Система образования РФ. Организационно-правовые формы существования ДОУ.

4. Основные противоречия современной системы образования РФ.

5. Педагогический менеджмент. Сущность управления образовательным учреждением.

6. Содержание управленческой деятельности. Характеристика основных функций управления.

7. Подготовка и принятие управленческих решений. Особенности основных функций управления.

8. Реализация намеченных планов как функция управления.

9. Проверка результатов деятельности в ДОУ.

10. Анализ управленческой деятельности в ДОУ.

11. Принципы управления образовательным учреждением.

12. Методы управления образовательным учреждением.

13. Стили управления. Ваш стиль управления на основе самодиагностики.

14. Основные формы управленческих действий в образовательном учреждении.

15. Основы рефлексивного управления.

16. Закон «Об образовании» - основной документ в управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения.

17. Нормативно-правовые документы по управлению ДОУ.

18. Устав образовательного учреждения. Особенности устава ДОУ.

19. Разделение компетенции в управлении образованием РФ. Органы управления образованием.

20. Режимы функционирования и развития в управлении образованием.

21. Лицензирование деятельности ДОУ.

22. Аттестация и аккредитация деятельности ДОУ,

23. Финансирование ДОУ.

24. Заведующий в системе управления ДОУ. Необходимые личностные качества руководителя образовательного учреждения.

25. Работа с педагогическим коллективом. Педагогический и методический советы.

26. Аттестация педагогических кадров.

27. Административная деятельность заведующей ДОУ. Взаимодействие руководителя с общественными организациями.

28. Хозяйственно-финансовая составляющая управленческой деятельности руководителя ДОУ.

29. Современная социальная организация, её основные характеристики.

30. Методическая работа в ДОУ как составляющая управленческой деятельности


Список литературы.


  1. Базовые локальные акты дошкольного образовательного учреждения./Сборник документов и материалов. – М .: Аркти, 2004.




  1. Организация работы сельского детского сада /Сост. Реуцкая Н.А., Петрова Н.А. – М., Просвещение, 1988.




  1. Воспитание детей в дошкольных учреждениях села /Под. ред. Курбатовой Р.А. – М., Просвещение, 1989.




  1. В качестве источников педагогических рекомендаций по организации жизни и воспитанию детей в смешанных группах были использованы:

  2. Аванесова В.Н. «Воспитание и обучение в разновозрастной группе». – М., 1979.

  3. Буре Р.С., Михайленко Н.Я. «Воспитание детей в дошкольных учреждениях села» (в условиях разновозрастной группы). – М., 1998.

  4. Доронова Т.Н. «Воспитание детей в малокомплектных дошкольных учреждениях». ж-л «Д/в» - 1984 - №2, с.46-50.

  5. Минкина М.В. «Работа в разновозрастной группе д/с». – Минск, 1963.

  6. сост. Теленги В.И. «Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет». – М., «Просвещение», 1987.

  7. Алексеева А.С., Дружинина Л.В., Ладедо К.С. «Организация питания детей в ДУ». – М., «Просвещение», 1990.

  8. «Готовимся к аттестации!» (методическое пособие для педагогов ДОУ». – Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2000.

  9. Сост. Исмакова Л.С., Нуруллина Г.Ю. «Утренний сбор» (методические рекомендации). – Н-Новгород, 2000.

  10. Поздняк Л.В. ,Н.Н.Лященко. Управление дошкольным образованием. – М., Академия,1999;

  11. Настольная книга для заведующей. /Автор – составитель ЧестноваН.Ю. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.

  12. .А.К.Бондаренко, Л.В. Поздняк, В.И Шкатулла. Заведующий дошкольным учреждением. – М., Просвещение, 1984.

  13. .Руководителю дошкольного учреждения. /Справочник – ИФ «Образование в документах»,М.2002.