Рабочая программа учебной дисциплины «Деньги. Кредит. Банки» Направление подготовки: 080200 «Менеджмент» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины Брендинг и бренд-менеджмент для направления... 1 230.94kb.
Рабочая программа учебной дисциплины страховое дело Направление подготовки 3 547.26kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление 080100. 62 «Экономика»... 3 416.4kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «стратегия управления предприятием... 1 359.52kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы музыкального развития... 1 302.06kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «введение в биотехнологию» Направление... 1 371.81kb.
Программа дисциплины Креативность в бизнесе для направления 080200. 1 264.37kb.
Программа дисциплины Методы поддержки принятия маркетинговых решений... 1 258.33kb.
Рабочая программа учебной дисциплины вспомогательные исторические... 1 279.75kb.
Рабочая программа учебной дисциплины (рп у д) история религий направление... 2 589.83kb.
Программа учебной дисциплины «Теория и история менеджмента» для направления... 4 657.7kb.
Мастика битумно-резиновая изоляционная мбр 1 33.72kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Деньги. Кредит. Банки» Направление подготовки - страница №1/1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»





Международный факультет управления

Кафедра экономики



УТВЕРЖДАЮ


Декан международного

факультета управления

______________П.Ф. Тарасенко

__________________ 2013 г.




Рабочая программа учебной дисциплины

«Деньги. Кредит. Банки»

Направление подготовки: 080200 «Менеджмент»

Профиль подготовки:

Антикризисное управление
Квалификация (степень) выпускника: «Бакалавр»

Форма обучения: очная

Томск 2013

1. Цель освоения дисциплины «Деньги. Кредит. Банки» (далее – дисциплины) заключается в получении студентами комплексных знаний о функционировании финансовой, денежно-кредитной и банковской систем.
2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина относится к базовой части профессионального цикла дисциплин (Б.3).

Пререквизиты: Экономика

Корреквизиты: Финансовые рынки и институты, корпоративные финансы


3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

  • умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-9);

  • способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-13);

  • способность к экономическому образу мышления (ПК-23);

  • способность анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса (ПК-25);

  • понимание роли финансовых рынков и институтов, способностью к анализу различных финансовых инструментов (ПК-38);

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:



Знать:

  • Виды и функции денег,

  • Как формируется спрос и предложение денег в экономике;

  • Структуру кредитной системы, её виды и функции;

  • Документооборот при безналичном денежном обращении

  • Операции коммерческих банков и центрального банка на финансовом рынке.

  • содержание активных и пассивных банковских операций,

  • содержание закона РФ «О банках и банковской деятельности», закона «О центральном банке»;

  • структуру банковской системы России;

  • международные финансовые и кредитные институты.

  • Сущность и виды кредита

  • Особенности межбанковского кредитования

Уметь:

  • применять закон денежного обращения при определении денежной массы;

  • выделять денежные агрегаты;

  • рассчитать скорость обращения наличных и безналичных денег;

  • уметь выполнять расчеты по начислению процентов по депозитам (вкладам);

  • уметь выполнять расчеты необходимые при погашении кредита, как единым платежом, так и уметь составить график погашения кредитной задолженности;

  • уметь рассчитать достаточность обеспечения при выдаче кредита;

  • уметь рассчитать отчисление в фонд для покрытия кредитного риска, в зависимости от степени риска.


4. Структура и содержание дисциплины




п/п




Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

ЛК

СЕМ

СМР




1

Происхождение, формы и функции денег


1

1,2

4




6

Опрос, тестирование

3,4




4

2

Денежный оборот и денежное обращение

1

3,4

4




8

Опрос, тестирование




5,6




4

3

Денежная система

1

5

2




6

Опрос, КР2

7




2

4

Формы безналичных расчетов

1

6

2




4

Опрос

8




2

5

Спрос на деньги

1

7

2




6

Опрос

9




2

6

Инфляция

1

8,9

4




6

Опрос, тестирование

10,11




4

7

Процентные ставки

1

10,11

4




4

Опрос, КР1

12




2

8

Денежно-кредитная политика




12

2




6

Опрос, тестирование, контроль выполнения ДЗ

13,14




4




9

Валютная система

1

13

2




2




10

Денежные системы отдельных стран

1

15,16




4

6

Опрос, ИДЗ




Итого

1

1-16

26

28

54







Экзамен

1
















11

История развития банковского дела в России

2

25

2




4

Опрос

27




2

12

Виды и организационная структура банков: центральные банки, коммерческие банки

2

26,27

4




8

Опрос, ИДЗ

28,29




4

13

Виды банковских операций принципы их осуществления

2

28,29,30

6




12

Опрос, ИДЗ, КР1

30,31,32




6

14

Надежность, ликвидность, платежеспособность коммерческого банка

2

31

2




6

Опрос

33




2

15

Межбанковские расчеты

2

32

2




4

Тестирование

34




2

16

Инвестиционная деятельность банков

2

33

2




4

КР2

35




2

17

Маркетинг в банковской сфере

2

34

2




4

Опрос

36




2

18

Банковские риски. Страхование банковских рисков

2

35

2




4

Опрос

37




2

19

Сущность и виды кредита

2

36,37

4




4

Тестирование

38




2

20

Кредитная система

2

38

2




4

Тестирование

39




2




Итого







28

26

54







Экзамен

2

















5. Образовательные технологии
При изучении дисциплины используются следующие образовательные технологии:

Методы и формы организации обучения

ФОО
Методы

Лекц.

Пр. зан./

сем.,


СРС

IT-методы

+

+




Дискуссия

+

+




Методы проблемного обучения




+

+

Опережающая самостоятельная работа




+

+

Поисковый метод




+

+

Для достижения поставленных целей преподавания дисциплины должны быть реализованы следующие средства, способы и организационные мероприятия:



  • изучение теоретического материала дисциплины на лекциях с использованием презентаций в формате Power Point (IT методы);

  • самостоятельное изучение теоретического материала дисциплины с использованием Интернет-ресурсов, информационных баз, методических разработок, специальной учебной и научной литературы (IT – методы, опережающая СРС, поисковый метод, методы проблемного обучения);

  • закрепление теоретического материала при проведении практических занятий, выполнении домашних заданий, контрольный работ (IT – методы, опережающая СРС, поисковый метод, методы проблемного обучения)



6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.


№ п/п

Раздел

Неделя

Содержание самостоятельной работы

1

Происхождение, формы и функции денег




подготовка к семинарскому занятию, работа с дополнительной литературой, подготовка к тестированию

2

Денежный оборот и денежное обращение




решение задач, работа с литературой, подготовка к тестированию

3

Денежная система




Решение задач, подготовка к контрольной работе

4

Формы безналичных расчетов




подготовка к семинарскому занятию, работа с дополнительной литературой, работа с НПА

5

Спрос на деньги




подготовка к семинарскому занятию, работа с дополнительной литературой

6

Инфляция




подготовка к семинарскому занятию, работа с дополнительной литературой, подготовка к тестированию

7

Процентные ставки




Решение задач, подготовка к контрольной работе

8

Денежно-кредитная политика




работа с литературой, изучение Основных направлений ДКП на 2013-2015 гг. Подготовка к тестированию

9

Денежные системы отдельных стран




Работа с литературой, подготовка ИДЗ

10

История развития банковского дела в России




подготовка к семинарскому занятию, работа с дополнительной литературой

11

Виды и организационная структура банков: центральные банки, коммерческие банки




подготовка к семинарскому занятию, работа с дополнительной литературой, подготовка ИДЗ

12

Виды банковских операций принципы их осуществления




подготовка к семинарскому занятию, работа с дополнительной литературой, подготовка ИДЗ

13

Надежность, ликвидность, платежеспособность коммерческого банка




подготовка к семинарскому занятию, работа с дополнительной литературой, подготовка к КР

14

Межбанковские расчеты




подготовка к семинарскому занятию, работа с дополнительной литературой, подготовка к тестированию

15

Инвестиционная деятельность банков




Подготовка к КР2

16

Маркетинг в банковской сфере




подготовка к семинарскому занятию, работа с дополнительной литературой

17

Банковские риски. Страхование банковских рисков




подготовка к семинарскому занятию, работа с дополнительной литературой

18

Сущность и виды кредита




Решение задач. Подготовка к тестированию

19

Кредитная система




Подготовка к тестированию


Примеры тестовых вопросов:
1.  Денежная реформа – это:

А. Полное преобразование денежной системы страны;

Б. Долгосрочная политика государства, направленная на вытеснение бумажными деньгами металлических денег;

В. Полное или частичное преобразование денежной системы страны;

Г. Процесс утраты золотом денежных функций;

2.  Ревальвация предполагает:

А. Снижение золотого содержания денежной единицы или ее официального валютного курса;

Б. Повышение золотого содержания денежной единицы или ее официального валютного курса;

В. Укрупнение действующего в стране масштаба цен;

Г. Аннулирование сильно обесцененной денежной единицы и введение новой валюты;

3.  Функцию меры стоимости выполняют … деньги:

А. только действительные

Б. только заменители действительных

В. Действительные и заменители действительных

Г. Бумажные и кредитные

4. Состав и структуру денежной массы характеризуют:

А. коэффициенты мультипликации

Б. показатели скорости обращения денег

В. Коэффициенты монетизации

Г. Денежные агрегаты

5.  Безналичные расчеты проводятся:

А. на основании расчетных документов установленной формы

Б. на основании расписок плательщика и получателя средств

В. в порядке, оговоренном плательщиком и получателем денежных средств

Г. в порядке, который самостоятельно устанавливают коммерческие банки

6.  К формам безналичных расчетов не относятся:

А. чеки


Б. акции и облигации

В. аккредитивы

Г. платежные поручения

7.  Биметаллизм и монометаллизм являются типами денежной системы … обращения.

А. бумажного

Б. кредитного

В. Металлического

Г. Бумажно-кредитного

8. Галопирующая инфляция характеризуется среднегодовыми темпами прироста цен в размере … %:

А. От 5 до 10

Б. Свыше 100

В. От 10 до 100

Г. До 5

9.Основными методами стабилизации денежного обращения являются :

А. Ревальвация, девальвация, стагнация, контрибуция;

Б. Инфляция, дефляция, стагнация, политика доходов;

В. Нуллификация, стандартизация, унификация, деноминация;

Г. Нуллификация, девальвация, ревальвация, деноминация;

10.  Демонетизация представляет собой:

А. Снижение официального валютного курса денежной единицы по отношению к иностранным валютам;

Б. Комплекс мероприятий по ограничению денежного спроса через денежно-кредитный механизм путем снижения государственных расходов, повышения процентной ставки за кредит;

В. Процесс утраты золотом денежных функций;

Г. Укрупнение действующего в стране масштаба цен;

11.  Рассчетно-кассовый центр осуществляет расчетно-кассовое обслуживание:

А. Предприятий

Б. Населения

В. Коммерческих банков

Г. Местных органов власти

12.  Необходимой предпосылкой осуществления безналичных расчетов служит наличие у плательщика и получателя:

А. Лимита оборотной кассы

Б. Банковских счетов

В. Лицензии на право совершения безналичных расчетов



Г. Генеральной лицензии ЦБ РФ

Примеры задач для решения
Задача 1. Совокупность произведенных платежей за наличные деньги в экономике составляет 6140 млрд.руб. Определите величину массы наличных денег в обращении, если число оборотов равно 4.
Задача 2. На основании приведенных данных рассчитайте коэффициент банковской мультипликации Кбм , используя денежный агрегат M2:


Задача 3. В таблице приведены данные о величине собственных средств коммерческого банка. Требуется:

  1. определить отклонение абсолютных размеров собственных средств за 2 периода

  2. определить удельный вес отдельных статей собственных средств банка в общей структуре пассивов за 2 периода

  3. проанализировать структуру собственных средств и сделать выводы

Собственные средства банка

Сумма на 1.10.12, тыс.руб.

Сумма на 1.12.12, тыс.руб.

Зарегистрированные обыкновенные акции и доли

35120

35120

Зарегистрированные привилегированные акции и доли

0

0

Переоценка основных средств

172

102

Расходы будущих периодов и предстоящие выплаты, влияющие на собственные средства

280

539

Фонды и неиспользованная прибыль, оставшаяся в распоряжении банка

19362

19363

Прибыль к распределению (убыток) за отчетный период

825

-1473

Всего источников собственных средств

55199

52573


Домашние задания для студентов


  1. Изучение и анализ положения денежно-кредитной политики Центрального банка

  2. Изучение денежных систем зарубежных стран (по 1 стране для студента)

  3. Посетить банки (филиалы) г. Томска: собрать информацию по привлечению средств физических лиц и информацию об условиях кредитования (отчет)

  4. Сравнительный анализ маркетинговой политики коммерческих банков на примере 2-х КБ (по выбору студентов)

  5. Решение задач


Вопросы к экзамену (1 семестр):

  1. Причины развития денег

  2. Перечислите функции денег и их сущность, проявляющуюся при данных функциях

  3. В чем состоит особенность денег как экономической категории.

  4. Понятие денежного обращения, денежного оборота, платежного оборота.

  5. Назовите основные принципы организации безналичного расчета

  6. Дайте определение денежной массе. Для каких целей и как измеряется денежная масса? По какому принципу строятся денежные агрегаты?

  7. Назовите основные компоненты, которые входят в систему денежных агрегатов

  8. При каких условиях не происходит нарушение денежного оборота

  9. Перечислите основные экономические школы, изучающие или дающие свою оценку влияния денежного обращения, на экономические процессы, происходящие в государстве

  1. В чем состоит основная идея уравнения обмена, и кем она была сформулирована? В чем принципиальное отличие концепции кембриджского уравнения и уравнения обмена?

  2. Дайте характеристику теории «регулируемой валюты»

  3. В чем состоит специфика монетаристской политики? Как данная концепция влияет на современную экономику?

  4. Что собой представляет денежная система? Виды денежных систем.

  5. Назовите основные элементы современной денежной системы.

  6. Какие стандарты существовали при системе золотого металлического обращения денег?

  7. Что послужило основанием к переходу к постоянному обращению в платежной системе бумажно-кредитных денег?

  8. Охарактеризуйте элементы российской денежной системы. В чем ее особенность?

  9. На чем основывается закон денежного обращения? Что определяет этот закон?

  10. Какие виды спроса на деньги Вы знаете?

  11. По какому принципу в современной экономике оценивается ценность денег?

  12. Как графически строятся кривые спроса со стороны сделок, активов и общего спроса?

  13. Кем регулируется предложение денег, находящихся в обращении?

  14. Какие цели преследует Центральный банк при регулировании денежного предложения?

  15. Что подразумевается под понятием «Равновесие на рынке денег»?

Вопросы к экзамену (2 семестр)



  1. Что такое банк? История развития банковской системы

  2. Какие операции относятся к банковским?

  3. Виды лицензий Основания для отзыва лицензии.

  4. Свойства Банковских операций.

  5. Нетрадиционные банковские операции.

  6. Доходы и расходы банка.

  7. Прибыль банка.

  8. Виды рисков.

  9. Ликвидность банка.

  10. Пассивные операции.

  11. Структура пассивов.

  12. Собственные средства банка.

  13. Фонды банка.

  14. Заемные и привлеченные средства.

  15. Депозитные операции: виды депозитов (вкладов).

  16. Депозитная политика

  17. Порядок осуществления безналичных расчетов.

  18. Расчтено-кассовое обслуживание юридических лиц.

  19. Управления пассивами.

  20. Формы недепозитного привлечения ресурсов.

  21. Межбанковский кредит.

  22. Активные операции.

  23. Структура активов.

  24. Группы активов в зависимости от степени риска.

  25. Классификация кредитов.

  26. Ликвидность активов.

  27. Наиболее доходные активные операции.

  28. Назначение налично-денежных операций.

  29. Соблюдение кассовой дисциплины.

  30. Прогноз по кассовым оборотам.

  31. Факторы, влияющие на кредитную политику.

  32. Объект кредита.

  33. Виды обеспечения кредита, понятие залога.

  34. Контокоррентный кредит.

  35. Овердрафт.

  36. Ипотечный кредит.

  37. Ломбардный кредит.

  38. Кредитоспособность заемщика.

  39. Принципы кредитования.

  40. Классификация кредитов.

  41. Порядок выдачи кредита.

  42. Порядок погашения кредита.

  43. Кредитный договор.

  44. Потребительский кредит.

  45. Консорциальный кредит.

  46. Межбанковские кредиты.

  47. Ссуды под залог векселей.

  48. Баланс и его назначение


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Деньги. Кредит. Банки»

а) основная литература:



  1. Белоглазова Г.Н. Деньги. Кредит. Банки.-М.:Юрайт, 2010, 620 с.

  2. Лаврушин О.И. Банковская система в современной экономике.-М.:Кнорус, 2012, 353 с.

  3. Лаврушин О.И. Деньги. Кредит. Банки.-М.:Кнорус, 2010, 558 с.

  4. Лаврушин О.И. Организация деятельности центрального банка (электронный учебник).-М.:Кнорус, 2010

  5. Соколов Б.И. Иванов В.В. Деньги. Кредит. Банки.-М.:Проспект, 2010, 848 с.

б) дополнительная литература:

  1. Лаврушин О.И. Деньги. Кредит. Банки: электронный учебник.-М.:Кнорус, 2011

  2. Моисеев С.Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика. М.:Московская Тесля П.Н. Денежно-кредитная и финансовая политика государства учебное пособие.-М.:ИНФРА-М, 2012, 172 с.

  3. Остальский А.В. Краткая история денег. Как они устроены? Откуда они взялись? Как изменятся в будущем?-Спб.:Амфора, 2010, 270 с.

  4. Ханина Т.М., Носова Т.П. Деньги. Кредит. Банки. М.:ИНФРА-М, 2011, 414с.

  5. Финансово-промышленная академия, 2011, 778с.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

  1. www.cbr.ru

  2. www.goznak.ru

  3. www.minfin.ru

  4. сайты коммерческих банков


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) Для преподавания курса необходима аудитория, оснащенная оборудованием для показа презентаций, а также маркерной доской.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению «Менеджмент»
Автор Куклина Т.В.

Рецензент Шимширт Н.Д.


Программа одобрена на заседании ____________________________________________

(Наименование уполномоченного органа вуза (УМК, НМС, Ученый совет)

от ___________ года, протокол № ________.