Рабочая программа учебной дисциплины американская общественно-политическая мысль - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Социально-политическая... 1 195.01kb.
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Политическая и экономическая... 3 429.86kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «история санкт-петербурга» 1 251.46kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Коммерческое право зарубежных... 1 415.85kb.
Рабочая программа дисциплины международное право (наименование дисциплины) 3 1096.88kb.
Рабочая программа дисциплины римское право (наименование дисциплины) 3 636.38kb.
Рабочая программа дисциплины коммерческое право (наименование дисциплины) 2 600.74kb.
Рабочая программа дисциплины парламентское право (наименование дисциплины) 2 753.74kb.
Рабочая программа дисциплины административное право (наименование... 3 1014.29kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «иностранный язык» 1 303.74kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «история политических и правовых... 2 413.32kb.
Североамериканская буржуазная революция 1 365.35kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа учебной дисциплины американская общественно-политическая мысль - страница №1/1


Правительство Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

факультет международных отношений





Регистрационный номер




рабочей программы учебной дисциплины




 

 

/

 




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Американская общественно-политическая мысль

основных образовательных программ высшего профессионального образования




подготовки по направлению

Международные отношения

для получения квалификации (степени)




магистр




код дисциплины

МО812

по учебному плану




форма обучения

очная




Трудоемкость учебной дисциплины 6 зачетных единиц

Санкт-Петербург

2010



Раздел 1. Характеристики, структура и содержание учебной дисциплины

1.1. Цели и результаты изучения дисциплины
Изучение развития различных направлений общественно-политической мысли Соединенных Штатов Америки начиная от колониального периода американской истории до начала XXI в.
1.2. Языки обучения
Русский
1.3. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Магистранту необходимо ориентироваться в основных событиях американской истории. Магистрант должен иметь представление об истоках формирования различных идей и доктрин, иметь навыки проведения сравнительного анализа. Данный курс подразумевает владение магистранта английским языком на уровне возможности читать неадаптированные тексты по гуманитарным дисциплинам, написанные в различные исторические периоды.
1.4. Перечень компетенций, формируемых при изучении дисциплины

Код компетенции

Наименование и (или) описание компетенции

ОК-5

способность к систематизации информации с помощью методов, принятых в социальных и гуманитарных науках, способен применять их на практике, в том числе с использованием современных информационных технологий

ОК-14

способность выполнять распоряжения руководителя, выстраивать равноправные отношения с коллегами, поддерживать рабочую атмосферу

ОК-22

способность самостоятельно планировать время, расставлять приоритеты, соблюдать поставленные сроки выполнения работ

ОК-25

способность творчески подходить к порученному заданию

ПК-5

способность пользоваться понятийно-категориальным аппаратом современных социальных и гуманитарных наук

ПК-9

способность эффективно организовать аналитическую работу

ПК-20

способность редактировать различные по жанру и стилю тексты, в том числе на иностранных языках и с применением современных информационных технологий


1.5. Знания, умения и навыки, осваиваемые обучающимися при изучении дисциплины

Магистранту необходимо знать наиболее выдающихся представителей общественно-политической мысли США и содержание их основных теоретических трудов. Магистрант должен уметь проводить сравнительный анализ различных течений американской и мировой общественно-политической мысли, делать выводы о степени и характере влияние той или иной теоретической концепции на развитие внутренней и внешней политики США. Магистрант должен уметь разбираться в теоретических основах истории идей, владеть соответствующим понятийным аппаратом. Изучение данного курса предусматривает знакомство магистранта с рядом теоретических трудов американских мыслителей как в рамках выполнения обязательных заданий, так и самостоятельно.


1.6. Перечень и объем активных форм учебной работы по дисциплине
В рамках дисциплины предусмотрено проведение семинаров в соответствии с пунктом 1.8 настоящей рабочей программы в объеме не менее 32 аудиторных часов
1.7. Организация изучения дисциплины, текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации


Код модуля

Аудиторная учебная работа обучающихся

Самостоятельная работа

Объем активных форм учебной работы

Трудоемкость

лекции

семинары

консультации

практические занятия

колоквиумы

под руководством преподавателя

в присутствии преподавателя

без участия преподавателя







Модуль 1

30 часов

32 часа

2 часа

нет

нет

нет

нет

112 часов

32 часа

6 зачетных единиц

до 160 студентов

до 160 студентов (не более 20 студентов в семинарской группе)

160 студентов

нет

нет

нет

нет

до 160 студентов

Итого:

30 часов

32 часа

2 часа

нет

нет

нет

нет

112 часов

32 часа

6 зачетных единиц


Виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Код модуля

Период по учебному графику

Промежуточная аттестация

Всего зачетов и экзаменов

Текущий контроль

Виды

Формы

Сроки

Модуль 1

1 год обучения, 24 - 39 недели

экзамен

1

Оценка работы на семинаре

1 год обучения, 24 - 39 недели



Правила оценки успеваемости студента в ходе текущего контроля
Оценка успеваемости студента в ходе текущего контроля ставится исходя из оценок на семинарских занятиях.
На каждом занятии магистрант должен участвовать в обсуждении рассматриваемой темы, опираясь на обязательные материалы (см.списки к соответствующим темам в п.1.8), а также с использованием дополнительной литературы. За работу на каждом занятии магистрант получает оценку по четырехбалльной шкале, в зависимости от уровня его подготовки и активной работы на занятии. По итогам полученных оценок, за прохождение тем 1-4 и 5-7 выставляются промежуточные оценки. Получившие неудовлетворительные оценки могут написать контрольные работы после прохождения каждой группы тем или накануне зачетной недели.
Желающие улучшить свои результаты за работу на занятиях может написать контрольные работы, но в этом случае оценка выставляется по итогам написанной контрольной работы.
Те, кто по каким-либо причинам не прошел аттестацию за работу на аудиторных занятиях и не написал (или написал с оценкой «неудовлетворительно») контрольные работы, должны будут писать данные контрольные работы на экзамене в качестве дополнительного задания. В каждой контрольной работе - 5 заданий.

Образцы задания к контрольной работе:


1. Основные взгляды Томаса Пейна на английскую политическую систему того времени, высказанные им в памфлете «Здравый смысл» (1776 г.)
2. Аргументы, высказанные Джорджем Фитцхью, против капиталистической системы, существовавшей в северных штатах США.

На первом занятии магистрантам будет переданы для обязательные для изучения материалы в электронном виде на цифровом носителе.


Аттестация по прочитанной монографии
На аудиторных занятиях также будет проходить коллоквиумы с обсуждением прочитанных монографий (см.список монографий к соответствующим темам). В течение первой недели занятий магистрантам необходимо выбрать одну из монографий и затем подготовить сообщение по ней в рамках прохождения той или иной темы. Время сообщения – 15-20 минут. В сообщении магистрант должен ответить на следующие вопросы:
1. Какие проблемы рассматриваются в книге.
2. Какова точка зрения автора на данные события, как оцениваются их причины и последствия.
3. Какой подход к исследованиям использует автор.
4. Каковы общие выводы автора.
5. Точка зрения магистранта на степень объективности данной монографии и раскрытие в ней темы.
Участие других магистрантов в обсуждении монографии оценивается как работа в рамках аудиторного занятия. В рамках одного занятия допустимы сообщения не более чем по одной монографии. Подготовка сообщения по одной монографии двумя или более магистрантами недопустима.
Оценка за сообщение выставляется по четырехбалльной шкале исходя из следующих критериев:
1. Уровень знания текста
2. Умение делать обобщающие выводы
3. Степень владения материалом в рамках рассматриваемой темы и использование этих знаний в сообщении.
Магистранты, которые в течение семестра не выступили с сообщением по своей монографии, должны будут написать по ней письменный ответ на экзамене.
Не выбравшие монографию в течение семестра, должны будут прочитать к экзамену три монографии из списка общих монографий и подготовить письменный ответ на экзамене по одной из них (по выбору преподавателя).
Промежуточная аттестация проходит в форме письменного экзамена. Магистрант должен подготовить ответ на два вопроса из экзаменационного билета (см.список вопросов к экзамену). Время экзамена – 2 астрономических часа. При необходимости магистранту предоставляется дополнительное время (не более 2-х астрономических часов для выполнения дополнительных заданий).
Итоговая оценка складывается из оценки за письменный экзамен, оценки за сообщение о прочитанной монографии и оценок за работу на аудиторных занятиях (или за написание контрольных работ по пройденным темам). В случае получения неудовлетворительной оценки хотя бы по одному из вышеперечисленных заданий (или отказа от его выполнения) выставляется итоговая оценка «неудовлетворительно».
Вопросы к экзамену:

1. Основные идейные черты американской политической традиции.


2. Либеральная традиция в американской общественной мысли.
3. Консервативная традиция в американской общественной мысли.
4. Религиозный фактор в развитии американской общественной мысли
5. Формирование идеологии американского пуританизма
6. Закат американского пуританизма конец XVII-первая половина XVIII вв.
7. Оппозиция ортодоксальному пуританизму (Т.Хукер, Р. Уильямс и др.)
8. Влияние идеологии Просвещения на общественно-политическую мысль американских колоний в XVIII в.
9. Умеренное направление в общественно-политической мысли американских колоний накануне войны за Независимость.
10. Радикальное направление в американской мысли накануне и во время войны за Независимость.
11. Взгляды американских лоялистов времен войны за Независимость.
12. Идеи А.Гамильтона и программа федералистов.
13. Взгляды Т.Джефферсона и политическая программа республиканской партии.
14. Политическая идеология партии вигов. «Американская система» Г.Клея.
15. Основные черты «Джексоновской демократии»
16. Идеология аболиционизма в первой половине XIX в.
17. Расистская идеология американского Юга
18. Дискуссия между сторонниками унитарного устройства США и сторонниками прав штатов в первой половине XIX в.
19. Основные внешнеполитические доктрины в США в XIX в.
20. Идеология американского феминизма XIX в.
21. Радикальные движения в США в XIX в. Популизм, социализм, анархо-синдикализм.
22. Американский трансцендентализм XIX в.
23. Социал-дарвинизм как явление в американской идеологии и его критика
24. Социальная критика в американской общественной мысли во второй половине XIX в.
25. Формирование реформистской идеологии в США в конце XIX-начале XX вв. «Новый национализм» Т.Рузвельта и «Новая свобода» В.Вильсона.
26. Новые концепции в экономике и менеджменте в первой половине XX в.
27. Эволюция американского либерализма в первой половине XX в.
28. Американский консерватизм в первой половине XX в.

29. Идеология «Нового курса» Ф.Д. Рузвельта.


30. «Новый республиканизм» Д.Эйзенхауэра. 31. Различные течения американского консерватизма в 50-60-е гг. XX в.
32. Эволюция консерватизма в американской общественной мысли второй половины XX в.-начале XXI в.
33. Неоконсерватизм как явление американской общественной мысли второй половины XX-начала XXI вв. – основные идеи и представители
34. Либеральная идеология США во второй половине XX-начале XXI вв. Формирование неолиберализма.
35. Основные этапы развития геополитики в США в XX в.
36. Реализм и неореализм в американской внешнеполитической мысли XX в.
37. Современная внешнеполитическая мысль США. Основные концепции.
38. Афро-американская мысль в конце XIX-первой половине XX вв. – основные направления и представители
39. Основные этапы развития афро-американской общественной мысли в США во второй половине XX-начале XXI вв. Радикальное и реформистское направление.
40. «Экологическое» направление в американской общественной мысли во второй половине XX-начале XXI вв.
41. Ультра-правая и националистическая идеология в США в XX вв.
42. Левая общественно-политическая мысль в США в первой половине XX в.
43. Левая общественно-политическая мысль в США во второй половине XX в.-начале XXI вв. – основные направления.
44. Гендерная проблема в американской общественной мысли в конце XX-начале XXI вв.
45. Либертарианские тенденции в американской мысли начала XXI в.
46. Проблемы милитаризма в американской общественно-политической мысли
1.8. Структура и содержание учебной дисциплины

1.8.1. Распределение часов по темам и разделам дисциплины




Наименование темы / раздела

Лекций

Семинаров

Итого аудиторной работы

Самостоятельной работы

Итого часов

1

Вводная лекция

2

2

4

7

11

2

Тема 1. Идеология колониальной Америки.

2

2

4

7

11

3

Тема 2. Идейные течения в Американской революции.

2

2

4

7

11

4

Тема 3. Общественно-политическая мысль США первой половины XIX в.

4

4

8

14

22

5

Тема 4. Общественно-политическая мысль США второй половины XIX в.

4

4

8

14

22

6

Тема 5. Основные течения американской общественно-политической мысли первой половины XX в.

4

4

8

14

22

7

Тема 6. Основные течения американской политической мысли второй половины XX-начала XXI вв.

6

8

14

28

42

8

Тема 7. Альтернативная идеология в США. XX-начало XXI вв.

6

6

12

21

33

Итого часов:

30

32

62

112

174

1.8.Содержание тем и разделов
Вводная лекция.
Цели и задачи курса. Краткая характеристика тем лекционных курсов. Периодизация американской общественной мысли. Особенности американской истории и политической традиции. Историография и источники.
Тема 1. Идеология колониальной Америки.
Пуританские колонии Северной Америки. Идеология пуританства. Эволюция протестантской идейно-политической в американских условиях. Основные представители пуританской идеологии: Уильям Брэдфорд, Джон Уинтроп, Джон Коттон и другие. Идейная оппозиция пуританизму: Томас Хукер, Энн Хатчинсон, Роджер Уильямс, Джон Уайз. Кризис классического пуританизма в конце XVII в. – Инкриз Мезер, Коттон Мезер. Влияние пуританской идеологии на формирование американской политической традиции. Возрождение пуританской идеологии в первой половине XVIII в., взгляды Джонатана Эдвардса.

Нерелигиозная сторона американской идеологии колониального периода. Сэмюэль Сьюолл и начало формирования идеологии прагматизма. Особенности формирования американской мысли в колониальный период, влияние английской политической традиции и местного контекста.


Материалы для обсуждения.

Eliot, John. The Christian Commonwealth (1659). Глава 1,8

Sewall, Samuel. The Selling of Joseph (1700)

Winthrop.A Modell of Christian Charity (1630)


Тема 2. Идейные течения в Американской революции.
Идеология Просвещения в Америке. Связь с европейским Просвещением. Основные представители американского Просвещения. Взгляды Джона Дикинсона, Джейса Отиса и других представителей умеренного течения в Американской революции. Радикальное направление - Бенджамин Франклин, Сэмюэль Адамс, Томас Пейн. Роль идеологии Просвещения в Американской революции.

Характеристика Декларации Независимости.

Идеология американских лоялистов: Томас Хатчинсон, Джонатан Боучер, Даниэль Леонард.

Формирование американской политической системы в период Американской революции.

Взгляды федералистов (А.Гамильтон) и республиканцев (Т.Джефферсон, Дж.Тейлор, Р.Галлатин). Идейная борьба двух течений. Анализ влияния концепций А.Гамильтона и Т.Джефферсона на дальнейшее развитие американской общественной мысли. Характеристика американской конституции. Либеральное и консервативное течение в американской общественной мысли.
Материалы для обсуждения.

Пейн, Томас. Здравый смысл (1776)

Федералист. Сборник статей.

Adams, Samuel. Rights of the colonists (1772)

Franklin, Benjamin. Albany Plan of Union (1754)

Leonard, Daniel. To all nations of men (1773)


Монографии по теме

Каримский А.М. Революция 1776 года и становление американской философии. М., 1976

Печатнов В.О. Гамильтон и Джефферсон. М., 1984

Согрин В. В. Джефферсон: человек, мыслитель, политик. М., 1984

Согрин В.В. Идейные течения в американской революции XVIII века. М., 1980
Тема 3. Общественная мысль США первой половины XIX в.
Формирование и эволюция двухпартийной системы США.

Эндрю Джексон и концепция «джексоновский демократии». Генри Клей и «Американская система».

Идеология американского Юга (Джон Кэлхун, Джон Фитцхью, Александр Стефенс). Расистские концепции в идеологии американского Юга (Сэмюэль Картрайт, Сэмюэль Мортон, Джон Бахман, Джозайа Нотт и др.).

Идеи аболиционистов (Уильям Ллойд Гаррисон, Джон Уиттьер, Гариетт Бичер-Стоу). Начало формирования афро-американской мысли в США (Мартин Дилейни, Фредерик Дуглас). Идеология унитарного устройства США (Джозеф Стори, Дэниэл Уэбстер).

Идейные предпосылки американской гражданской войны. Идеология северян (Авраам Линкольн, Хорас Грили).

Социалистическая мысль в США. Взгляды Орестеса Броунсона. Влияние европейского утопического социализма. Появление идей марксизма в США.

Феминизм (Элизабет Стэнтон, Франсис Райт).

Трансформация религиозной мысли. Унитаринанство (Уильям Эллери Чаннинг). Трасцендентализм (Ральф Уолдо Эмерсон, Генри Торо, Герман Мелвилл, Теодор Паркер).

Внешнеполитические концепции США первой половины XIX в. Доктрина Монро. Джон О`Салливан и концепция «Предопределения судьбы».
Материалы для обсуждения

Торо, Генри. Жизнь вне условностей

Торо, Генри. Рабство в Массачусетсе (1854)

Торо, Генри. Уолден или Жизнь в лесу. Отрывки

Эмерсон, Ральф У. Нравственная философия. Отрывки

Brownson, Orestes. Democracy and Liberty (1843)

Calhoun, John. Slavery a Positive Good (1837)

Fitzhugh, George. Cannibals all! (1857)

Fitzhugh, George. Sociology for the South (1854)

Garrison, William Lloyd. On the Constitution and Union (1832)

Stanton, Elizabeth. Declaration of Sentiments,Seneca Falls Conference.(1848)
Монографии по теме

Иванов Р.Ф. Конфедеративные Штаты Америки. Ч.1-2. М., 2002

Супоницкая И.М. Антиномия американского юга: рабство и свобода. М., 1998

Goetzmann W.H. Beyond the Revolution. A History of American Thought from Paine to Pragmatism. New York, 2009


Тема 4. Общественная мысль США второй половины XIX в.
Американская политическая система после окончания гражданской войны.

Социал-дарвинизм как форма индивидуалистического либерализма в американской политической традиции (Уильям Самнер). Формирование реформистской идеологии (Лестер Уорд).

Социальная критика (Уэнделл Филипс, Эдвин Годкин, Джордж Уильям Кэртис, Марк Твен, Уильям Демарест Ллойд).

Критика системы с позиций политэкономии (Генри Джордж).

Радикальные идеи в американской мысли – популизм, различные течения социализма (Юджин Деббс, Эдвард Беллами,Уильям Д. Хоуэллс), анархо-синдикализм.

Социальное христианское движение (Уильям Глэдден).

Идеологи и практики американского экспансионизма и глобализма конца XIX в.: Джон Фиске, Джон Барджесс, Альфред Мэхэн, Фредерик Тернер и др.
Материалы для обсуждения

George, Henry. Poverty and Progress (1879)

Lloyd, Henry Demarest. Wealth against Commonwealth (1894)

Sumner, William. What Social Classes Owe Each Other (1883), отрывки


Монографии по теме

Белявская И.А. Теодор Рузвельт и общественно-политическая жизнь в США. М., 1973

Дементьев И.П. Идейная борьба в США по вопросам экспансии (на рубеже XIX-XX вв.). М., 1973

Rafferty E.C. Apostle of Human Progress. Lester Frank Ward and American Political Thought, 1841-1913. Lanham (MD), 2003

Reed, A.L. W.E.B. Du Bois and American Political Thought. New York, 1997

Тема 5. Основные течения американской политической мысли первой половины XX в.
Рождение американского реформизма в начале XX в. Оформление идеологии реформизма (Герберт .Кроули, Уолтер Липман, Луис Брандейс). Движение «разгребателей грязи» (Ида Тарбелл, Линкольн Стеффенс и др.). Прогрессистское движение. «Новый национализм» Теодора Рузвельта и «Новая демократия» Вудро Вильсона. Эволюция американского либерализма.

Американская общественная мысль после Первой мировой войны. Идеология эпохи «просперити». Социально-экономическая трансформация, развитие технологий и их влияние на общественную мысль. Система «научного менеджмента» Фредерика Тейлора. Экономисты-теоретики (Томас Карвер, Торстейн Веблен). «Менеджерский элитизм». Инструментализм Джона Дьюи.

Американский консерватизм –идеи Герберта Гувера.

«Великая депрессия» и трансформация американского либерализма – «Новый курс» Франклина Делано Рузвельта. Идейно-политические взгляды Ф.Д.Рузвельта.

Социалистическая мысль в США. Норман Томас.

Ультра-правая мысль в США. Американский фундаментализм. Влияние идеологии нацистской Германии и фашистской Италии. Взгляды Чарльза Кофлина, Эзры Паунда и др..

Афро-американская мысль. Реформистское направление - Букер Вашингтон и «Движение Таскиги». Радикальное направлении - движение за политические и гражданские права афро-американцев. Взгляды Уильяма Дюбуа. Декларация Ниагара (1905 г.). Оформление идеологии афро-центризма. Взгляды Маркуса Гарви.

Т.Рузвельт и его политика «большой дубинки». Идеализм В.Вильсона («14 пунктов»). Американский изоляционизм 1920-30-х гг. Американские геополитические концепции (А.Т. Мэхэн, Н.Спайкмен).


Материалы для обсуждения

Мэхэн, Алферд Т. Влияние морской силы на историю (1890), отрывок

Хайек, Фридрих фон. Дорога к рабству (1944). Отрывки

Croly, Herbert. The Promise of the American Life (1909)

Du Bois, William E.B. The Souls of Black Folks (1903)

Taylor, Frederick.W.Shop Management (отрывки)


Монографии по теме

Иванов Р.Ф. Дюбуа. М., 1968

Никитин В.А. Консерватизм и политическая борьба в США, 1900-1929. М., 1991

Юнгблюд В.Т. Внешнеполитическая мысль США, 1939-1945 гг. Киров, 1998

Horne, Gerald. The Color of Fascism. Lawrence Dennis, racial passing and the Rise of Right-Wing Extremism in the United States. New York, 2006

Тема 6. Американская общественная мысль после 1945 г. до настоящего времени.
Американский либерализм после Ф.Д. Рузвельта. Программы Г.Уоллеса и Г.Трумэна.

Концепция общества всеобщего благоденствия (Артур Шлезингер-мл., Чарльз Бирд.). Дэниэл Белл и концепция «конца идеологии».

Американский либерализм 50-60-х гг. Программы Эдлая Стивенсона, Джона Кеннеди и Линдона Джонсона. Идеологическая основа этих программ – концепции Сеймура Харриса и Джона Гэлбрейта.

Кризис либерализма в 70-е и развитие нео-либерализма в 80-е гг. (Лестер Туроу и др.). Технократизм во взглядах неолибералов.

Модернизация американского консерватизма (П. Вирек, Р.Кёрк, К.Росситер). Историки школы консенсуса (Дэниэл Бурстин, Леон Харц)

Концепция «Нового республиканизма» А.Ларсона.

«Грубый консерватизм» Барри Голдуотера, Айн Рэнд

Трансформация консерватизма - либертаризм (Ф. Хайек, М.Ротбард), неоконсерватизм.

Рональд Рейган и неоконсерватизм.

Современный консерватизм в США и его течения. Консервативная оппозиция (Кевин Филипс, Патрик Бьюкенен).

Переход к неолиберализму. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта. Две разновидности неолиберализма: технократизм и реформизм. Стратегия технократизма: экономический рост, экспансия, умеренные социальные реформы, усиление исполнительной ветви власти. Стратегия реформизма: демократизация управления обществом, упор на внутреннюю политику, государственное планирование, общественный контроль в экономике, концепция общественной экономики.

Американский консерватизм в XX в. Новый консерватизм и новый республиканизм Дуайта Эйзенхауэра. Либертаризм Ф.Хайека: свободный рынок, невмешательство государства, несовместмость социализма и капитализма. Основные черты неоконсерватизма: рыночные механизмы и социальные проблемы, роль государства, классические либеральные ценности, отношение к социальному неравенству и эгалитаризму, роль морали, семьи и религии в консолидации общества. Неоконсерватизм Рональда Рейгана. Современный неоконсерватизм в США.

Представители школы политического реализма (Г.Моргентау, Дж.Кеннан, Г.Киссинджер и др.) Неореализм – К. Уолц. Современные внешнеполитические доктрины в США – концепция «однополярного мира».
Материалы для обсуждения

Бьюкенен, Патрик.Смерть Запада (отрывок)

Гэлбрейт, Джон. Новое индустриальное общество (отрывок)

Ротбард, Мюррей. К новой свободе. Отрывки

Bell. Daniel. End of Ideology. Глава 13.

Goldwater, Barry. The Conscience of a Concervative. Глава 1

Kristol I. Neoconservative Persuasion (2003)

Muravchik, Joshua. The Past, Present and Future of Neoconservatism (2007)


Монографии по теме

Гаджиев К.С. Эволюция основных течений американской буржуазной идеологии. 50-70-е годы. М, 1982

Михайлов Б.В. Современный американский либерализм: идеология и политика. М., 1983

Уткин А.И. Американская стратегия для XXI века. М., 2000

Яковлев Н.Н. США: политическая мысль и история. М., 1976

Тема 7. Альтернативная идеология в США. XX-начало XXI вв.
Американский радикализм.

Левая идеология в США. Причина слабости позиций социализма в США. Взгляды Майкла Харрингтона. Идеология «новых левых».

Феминизм (Бетти Фридэн и др.)

Общественная мысль американских «зеленых» (Альдо Леопольд, Ральф Надер)

Афро-американская общественная мысль – Мартин Лютер Кинг и движение за политические права. Левое движение (Хьюи Ньютон»). Организации «черных мусульман» (взгляды Малькольма Икса). Консервативное направление (Глен Лаури). Ревизионизм в афро-американской мысли (К.Ричбург)

Идеология американских ультра-правых (Ф.Пирс и др.).


Материалы для обсуждения

Ньютон, Хьюи. Революционное самоубийство. Отрывки

Commoner, Barry. The Closing Cirle (1971)

Frieden, Betty. Feminine Mystique (1963), отрывки

Harrington, Michael. The Social-Industrial Complex (1968)

King M.L. A New Sense of Direction (1968)

Laury, Glenn M. The Call of the Tribe (2008)

Richburg, Keith. Out of America: A Black Man confronts Africa


Список монографий для тех, кто не выбрал монографию в течение семестра

Согрин В.В. Идеология в американской истории: от отцов основателей до конца XX века. М., 1995

Харц Л. Либеральная традиция в Америке. Пер. с англ. М., 1993

Ширяев Б.А. Политическая борьба в США 1783-1801 гг. Л., 1981



Раздел 2. Обеспечение учебной дисциплины
2.1. Методическое обеспечение дисциплины
2.1.1. Методическое обеспечение аудиторной работы

Методические рекомендации преподавателю не используются


2.1.2. Методическое обеспечение самостоятельной работы

Тексты для самостоятельного изучения - в сборнике материалов в электронном виде.


2.1.3. Методические материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по дисциплине (контрольно-измерительные материалы)

Бланки с заданиями для контрольных работ в ходе текущей и промежуточной аттестации. Ведомость с подчетом баллов, набранных магистрантами в ходе аудиторных занятий


2.2. Кадровое обеспечение дисциплины
2.2.1. Требование к образованию и (или) квалификации штатных преподавателей и иных лиц, допущенных к преподаванию дисциплины

Преподаватели, допущенные к преподаванию данной дисциплины, должны обладать ученой степенью кандидата или доктора наук.


2.2.2. Требования к обеспеченности учебно-вспомогательным и (или) иным персоналом

Требует работа представителя учебно-вспомогательного персонала в течение пяти минут в начале и в конце каждой лекции и каждого семинара для установки и снятия аудиторного оборудования в случае, если аудитория не оборудована стационарным оборудованием.


2.2.3. Методические материалы для оценки обучающимися содержания и качества учебного процесса

Анкеты, утвержденные соответствующим Постановлением Ученого совета факультета международных отношений.


2.3. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины

2.3.1. Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий

Для проведения лекций требуется аудитория на минимум 15 рабочих мест, исходя из требований к материально-техническому обеспечению учебного процесса, изложенных в Образовательном стандарте Санкт-петербургского государственного университета для магистерских программ по направлению 022300 "Регионоведение".


2.3.2. Требования к аудиторному оборудованию, в том числе к неспециализированному компьютерному оборудованию и программному обеспечению общего пользования

Для проведения лекций требуется компьютер с установленной операционной системой "Windows", а также пакетом "Microsoft Office", или эквивалент, способный обрабатывать презентации, выполненные в программе "Microsoft PowerPoint", а также проектор с широкоформатным экраном или широкоформатный монитор.


2.3.3. Требования к специализированному оборудованию

нет
2.3.4. Требования к специализированному программному обеспечению

нет

2.3.5. Требования к перечню и объему расходных материалов

Для проведения контрольных работ в рамках аудиторных занятий может потребоваться до 100 копий бланков контрольных работ (формат А4)


2.4. Информационное обеспечение учебной дисциплины
2.4.1. Список обязательной литературы
Источники:


  1. Бьюкенен П.Дж. Смерть Запада. Пер. с англ. М.-СПб., 2004

  2. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. Пер. с англ. М.-СПб, 2004

  3. Джефферсон Т. Автобиография. Заметки о штате Виргиния. Пер. с англ.М., 1990

  4. Мэхэн А.Т. Влияние морской силы на историю, 1660-1783. Пер. с англ. 3-е изд. М., 2002

  5. Пейн Т. Здравый смысл.//Пейн Т. Избранные сочинения. Пер. с англ. М., 1959

  6. Торо, Г.Д. Уолден или Жизнь в лесу. Пер. с англ. М., 1979

  7. Федералист. Политические эссе А. Гамильтона, Дж. Мэдисона, Дж. Джея./под ред. Н.Н. Яковлева. Пер. с англ. М., 1994

  8. Du Bois W.E.B. The Souls of Black Folk. Oxford, 2007


Исследования и учебные пособия:

  1. Дементьев И.П. Идейная борьба в США по вопросам экспансии (на рубеже XIX-XX вв.). М., 1973.

  2. Каримский А.М. Революция 1776 года и становление американской философии. М., 1976

  3. Паррингтон В.Л. Основные течения американской мысли. В 3-х тт. Пер. с англ. М., 1962

  4. Согрин В.В. Идеология в американской истории: от отцов основателей до конца XX века. М., 1995.

  5. Согрин В.В. Политическая история США. XVII-XX вв. М., 2001

  6. Харц Л. Либеральная традиция в Америке. Пер. с англ. М., 1993.

  7. Цветков И.А. Американские историки. Учебное пособие. СПб., 2008

  8. Ширяев Б.А. Политическая борьба в США 1783-1801 гг. Л., 1981.

  9. Яковлев Н.Н. США: политическая мысль и история. М., 1976.

  10. Foley M. American Credo. The Place of Ideas in US Politics. New York, 2007

  11. Goetzmann W.H. Beyond the Revolution. A History of American Thought from Paine to Pragmatism. New York, 2009

Дополнительная литература:
Источники:


  1. Айн Рэнд. Атлант расправил плечи. Книги 1-3. Пер. с англ. М., 2009

  2. Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. Пер. с англ. М., 1998

  3. Киссинджер Г. Дипломатия. Пер. с англ. М., 1997

  4. Ньютон Х.П. Революционное самоубийство. Пер.с англ. М., 2003

  5. Ротбард М. К новой свободе. Либертарианский манифест. Пер. с англ. М., 2009

  6. Тернер Ф.Дж. Фронтир в американской истории. Пер. с англ. М., 2009

  7. Хайек, Ф.А. фон. Дорога к рабству. Пер.с англ. М., 2005

  8. Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. Пер. с англ. М., 2004.

  9. Croly H. The Promise of American Life. Norwood (Mass.),1912

  10. Goldwater B.M. The Conscience of a Conservative. Princeton, 2007

  11. Pound E. America, Roosevelt and the Causes of the Present War. London, 1951

  12. Pound E. Jefferson and/or Mussolini. New York. 1935


Исследования:


  1. Гаджиев К.С. Эволюция основных течений американской буржуазной идеологии. 50-70-е годы. М, 1982.

  2. Давидсон А.Б. Антирасистский расизм?//Новая и новейшая история. 2002. № 2.

  3. Дугин А.Г. Основы геополитики. М, 1997.

  4. Иванов Р.Ф. Дюбуа. М., 1968

  5. Иванов Р.Ф. Франклин. М., 1972

  6. Михайлов Б.В. Современный американский либерализм: идеология и политика. М., 1983.

  7. Никитин В.А. Консерватизм и политическая борьба в США, 1900-1929. М., 1991

  8. Овчинников Н.В. Борьба за Америку в 1930-х гг.: Хью Лонг, Патер Кофлин, Чарлз Линдберг, Генри Форд. М., 2009

  9. Печатнов В.О. Гамильтон и Джефферсон. М., 1984

  10. Согрин В. В. Джефферсон: человек, мыслитель, политик. М., 1984

  11. Согрин В.В. Идейные течения в американской революции XVIII века. М., 1980.

  12. Согрин В.В. Либерализм Запада XVII-XX века. М., 1995.

  13. Уткин А.И. Американская стратегия для XXI века. М., 2000

  14. Фурсенко А.А. (ред.) Словарь американской истории с колониальных времен до Первой мировой войны. СПб., 1997

  15. Bailyn B. The Ideology of the American Revolution. Cambridge (Mass.), 1967.

  16. Kolko G. The Triumph of Conservatism. New York, 1963.

  17. McGowan J. American Liberalism. An Interpretation for Our Time. Chapel Hill, 2007

  18. Prindle D.F. The Paradox of Democratic Capitalism. Politics and Economics in American Thought. Baltimore, 2006

  19. Rafferty E.C. Apostle of Human Progress. Lester Frank Ward and American Political Thought, 1841-1913. Lanham (MD), 2003

  20. Rossiter C. Conservatism in America. New York, 1955.



Раздел 3. Процедура разработки и утверждения рабочей программы учебной дисциплины


Разработчики рабочей программы учебной дисциплины

Фамилия, имя, отчество

Учёная
степень

Учёное
звание

Должность

Контактная информация (служебный
адрес электронной почты, служебный телефон)

Федоров Николай Викторович

к.и.н.

 

доцент

nfedorov@yandex.ru



В соответствии с порядком организации внутренней и внешней экспертизы

образовательных программ, установленных приказом первого проректора

по учебной работе от 18.02.2009 № 195/1, проведена двухуровневая экспертиза:




первый уровень (оценка качества содержания программы и применяемых педагогических технологий)

Наименование кафедры

Дата заседания

Номер протокола

Кафедра американских исследований

 

 

Кафедра мировой политики

 

 

второй уровень (соответствие целям подготовки и учебному плану образовательной программы)

Уполномоченный орган (должностное лицо)

Дата приняти решения

Номер документа

Председатель экспертной комиссии факультета международных отношений

 

 




Иные документы об оценке качества рабочей программы учебной дисциплины

Документ об оценке качества

Дата документа

Номер документа

 

 

 

 

 

 

 

Утверждение рабочей программы учебной дисциплины

Уполномоченный орган (должностное лицо)

Дата принятия решения

Номер документа

Декан факультета международных отношений

 

 

 

Внесение изменений в рабочую программу учебной дисциплины

Уполномоченный орган (должностное лицо)

Дата принятия решения

Номер документа