Рабочая программа учебная дисциплина «Основные направления современной психотерапии» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа учебная дисциплина 5 1864.91kb.
Рабочая программа учебная дисциплина 7 2338.96kb.
Рабочая программа учебная дисциплина Общая психология и педагогика 1 197.21kb.
Рабочая учебная программа по коми литературе в 10-11 классах. 1 328.58kb.
Рабочая программа учебная дисциплина 1 198.27kb.
Рабочая программа учебная дисциплина б 19 Вспомогательные исторические... 1 298.28kb.
Рабочая программа учебная дисциплина История средних веков 4 968.95kb.
Рабочая программа учебная дисциплина 1 283.29kb.
Рабочая программа дисциплины Человеко-центрированное проектирование... 1 89.79kb.
Рабочая программа дисциплины Человеко-центрированное проектирование... 1 102.65kb.
Рабочая учебная программа Для направления 080500. 62 «Менеджмент»... 3 590.29kb.
Занятие № Теории личности в зарубежной психологии Концепция личности... 1 29.58kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа учебная дисциплина «Основные направления современной психотерапии» - страница №1/1

ГОУВПО «Марийский государственный университет»

Факультет/институт

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета/директор института

_______________ /____________/

(подпись/ Ф.И.О.)

«_____»______________20__ г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебная дисциплина «Основные направления современной психотерапии»



(наименование)
Направление подготовки ___ 030300.62 Психология _______________________
Профиль подготовки _____________________________
Квалификация (степень) выпускника

_____________Бакалавр_____________


Кафедра __________ Общей психологии _________________

(название)
Курс _____ 2 , семестр 3_________
форма обучения ________ очная ______________________



Программа разработана

Ст. преподаватель кафедры Гусаков НЮ..




(должность, Ф.И.О., ученая степень, звание автора(ов) программы)






Рецензент(ы) __________________________________________________________

(должность, Ф.И.О., ученая степень, звание рецензента(ов) программы)



Йошкар-Ола

2011


Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии/ учебно-методического совета факультета психологии и безопасности жизнедеятельности



Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры


_________Общей психологии____________


(назв. факультета/института, направления подготовки)




(название кафедры)

протокол заседания №____ от




протокол заседания №___ от

«____»_____________ 20__г.




«____»_____________20__г.










(подпись, Ф.И.О. председателя)




(подпись, Ф.И.О. зав. кафедрой,)



СОГЛАСОВАНО с выпускающей кафедрой____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

(название кафедры)

протокол заседания №__ от «__»___________200__г_____________________________________________________

(Ф.И.О. зав. кафедрой, подпись)



Сведения о переутверждении рабочей программы учебной дисциплины на очередной учебный год и регистрация изменений


Учебный год

Решение кафедры

(№ протокола, дата заседания кафедры, Ф.И.О., подпись зав. кафедрой)

Автор изменения

(Ф.И.О., подпись)

Номер изменения





















































































1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На сегодняшний день в мире не существует единого взгляда на определения понятия «психотерапия». Но благодаря усилиям Европейской психотерапевтической ассоциации в европейских странах проводится большая работа по стандартизации законодательной базы Евросоюза согласно определению психотерапии в рамках Страсбургской декларации. Этот документ лаконично и точно определяет современное понятие психотерапии:

Страсбургская Декларация:



  1. Психотерапия является особой дисциплиной из области гуманитарных наук, занятие которой представляет собой свободную и независимую профессию;

  2. Психотерапевтическое образование требует высокого уровня теоретической и клинической подготовленности;

  3. Гарантированным является разнообразие терапевтических методов;

  4. Образование в области одного из психотерапевтических методов должно осуществляться интегрально; оно включает теорию, личный терапевтический опыт и практику под руководством супервизора; одновременно приобретаются широкие представления о других методах;

  5. Доступ к такому образованию возможен при условии широкой предварительной подготовки, в частности, в области гуманитарных и общественных наук.

Европейская психотерапевтическая ассоциация (EAP)[1]. Страсбург, 21 октября 1990 года
Цель освоения дисциплины:

          • Формирование базовых знаний о теоретических основах психотерапевтических подходов и методах практической работы психолога в рамках данного направления.

          • Раскрыть особенности имеющегося наследия в формах и методах психотерапии для использования и выбора той или иной методики в работе с клиентомъ

          • Последние достижения конца XX века в области психотерапии. Инструмент НЛП в практике психолога, психотерапевта


Место дисциплины в структуре ООП:

Курс «СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОТЕРАПИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ » входит в состав базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла учебных дисциплин ФГОС.

Современная психология – это система знаний, состоящая из большого многообразия достоверных и сомнительных фактов, феноменологических описаний психических явлений, а также их всевозможных интерпретаций и объяснений. При этом далеко не все психологические знания, на которые опираются люди в повседневной жизни, носят научный характер. Психические явления часто выступают основой для построения наивных, мистических или спекулятивно-умозрительных представлений, концепций, теорий.

Для того чтобы ориентироваться в «океане» современных психологических знаний, необходимо получить научно обоснованные и подтвержденные знания об общих закономерностях, которым подчиняется формирование и развитие психических функций у живых организмов, а также научиться занимать рефлексивную позицию «над знаниями о психических явлениях».

В современной психологии можно обнаружить множество как взаимно дополнительных, так и альтернативных теорий, которые претендуют на объяснение одних и тех же психических процессов или образований. Вместе с тем, в области психологических исследований пока не сложилась традиция четкого изложения и формулировки объяснительных теоретических оснований и принципов, на которые опирается исследователь при анализе и объяснении психических процессов. Поэтому, наряду с многообразием способов построения объяснений, продолжает существовать и множество различных интерпретаций одних и тех же психологических теорий.

Курс «СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОТЕРАПИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ» направлен на решение важнейших практических задач



          • Изучение истории развития психотерапии;

          • Знакомство с основными психотерапевтическими подходами; транзактный анализ. психоаналитическая психодрама, групп-анализ, психоаналитическая арттерапия, когнитивно-бихевиоральный подход. Гуманистическая и личностно ориентированная психотерапия.

          • Изучение инструментов разных школ психотерапии.

          • Изучение основ оказания психологической помощи в разных школах психотерапии

          • Знакомство с психотерапией новой волны – Нейро Лингвистическое Програмиррование Дж. Гриндер, Рич. Бэндлер.

          • Формирование практических навыков использования инструпентов НЛП

В настоящее время не существует единого учебного пособия по данной дисциплине для студентов психологических факультетов, позволяющего познакомиться с объяснительными принципами, на которые опирается отечественная практическая психология.

Поэтому одна из главных задач курса – обеспечить условия для последовательного овладения студентами практическим содержанием современного культурно-исторического, деятельностного подхода к анализу и объяснению психических явлений. При этом противопоставить этот подход другим теоретическим позициям, на которые опираются психологи при объяснении одних и тех же психических феноменов и фактов.


Связь с другими дисциплинами и практиками:

Описание логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими частями ООП (дисциплинами, модулями, практиками).

Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимые при освоении данной дисциплины и приобретенные в результате освоения предшествующих дисциплин (модулей).

Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) по ФГОС ВПО.

Указывается перечень и описание компетенций, а также требования к знаниям, умениям и навыкам, полученным в ходе изучения дисциплины.
В результате овладения содержанием курса «Современные методы психотерапии и психологической коррекции» в соответствии с образовательной программой бакалавриата по направлению «030300.62 Психология» выпускник должен обладать следующими компетенциями:

Общекультурные компетенции (ОК):

способность и готовность к:

пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1);

пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2);

владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);

использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);

применению теоретического и экспериментального исследования, основных методов математического анализа и моделирования, стандартных статистических пакетов для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач (ОК-5);

владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-6);

восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7);

нахождению организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях и ответственности за них (ОК-8);

проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчётов, заключений и пр. (ОК-9);

пониманию сущности и значения информации в развитии современного информационного общества, осознанию опасности и угрозы, возникающих в этом процессе, соблюдению основных требований информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);

овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);

профессионально профилированному использованию современных информационных технологий и системы Интернет (ОК-12);

использованию знания иностранного языка в профессиональной деятельности и в профессиональной коммуникации (ОК-13);

использованию нормативных правовых документов в своей деятельности (ОК-14);

овладению средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-15).

Профессиональные компетенции (ПК):

общепрофессиональные:

практическая деятельность:

способность и готовность к:

реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1);

отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций (ПК-2);

описанию структуры деятельности профессионала в рамках определённой сферы (психологического портрета профессионала) (ПК-3);

осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-4);

выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к тендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);

психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6);

прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-7);

ассистированию деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности (ПК-8).



Научно-исследовательская деятельность:

способность и готовность к:

применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9);

пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10);

участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-11);

проведению стандартного прикладного исследования в определённой области психологии (ПК-12);

реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-13);

выбору магистерских образовательных программ в различных областях психологии и социальной работы (ПК-14).



Педагогическая деятельность:

способность и готовность к:

преподаванию психологии как общеобразовательной дисциплины (ПК-15);

участию в учебно-методической работе в сфере общего образования (ПК-16);

подготовке условий для лабораторных и практических занятий, участию в их проведении (ПК-17);

использованию дидактических приёмов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-18);

самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19);

просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-20).



Организационно-управленческая деятельность:

способность и готовность к:

анализу форм взаимодействия в трудовых коллективах (ПК-21);

проведению работ с кадровым составом с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса (ПК-22);

реализации интерактивных методов, психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников и охрану здоровья индивидов и групп (ПК-23).

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курс рассчитан на 70 часов аудиторных занятий, из них 18 семинарских практических отдельные темы вынесены на самостоятельное (52ч.) и углубленное изучение с последующим отчетом в виде конспектов первоисточников, устных сообщений, докладов, рефератов. Основными формами изучения материала являются учебные дискуссии, круглые столы, решение практических ситуаций, просмотр показательных занятий и их анализ, творческие задания.

Итоговый контроль осуществляется на зачете (3 семестр), промежуточный – в виде контрольных работ, тестовых заданий, коллоквиумов.
2.1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Количество часов:

Общее количество – 70

Семинарских и практических – 18

Самостоятельная работа – 52



п/п раздела


п/п темы

Наименование

разделов и тем

Количество часов по

учебному плану

Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации


Всего


В том числе

Аудиторная нагрузка

Самостоятельная

работа

Лекции

Практические (семинарские) занятия

Лабораторные занятия




1

2

3

4

5

6

7

8










1

История формирования первых психотерапевтических школ

4

0

2

0

2







2

Психоаналитическая школа. Фрейд З.

10

0

2

0

8







3

Когнитивная психотерапия. Аарон Бек


8

0

2

0

6







4

Телесно-ориентированная психотерапия Фрейд Вильгельм Райх (1897 - 1957)

6

0

2

0

4







5

Арт-терапия. Адриан Хилл. Психодрамма Якоб Леви Морено. Гештальт терапия Фриц (Фредерик) Пёрлз

10

0

2

0

8







6

Нейролингвистическое программирование Гриндер Дж. и Бендлер Дж. Моделирование образа мира

14

0

4

0

10







7

Мета-модель, ВАК модель, конгруэнтность. Основы диагностики посредством инструментов НЛП

18

0

4

0

14




Итого часов:




70

0

18

0

0