Рабочая программа учебная дисциплина б 19 Вспомогательные исторические дисциплины - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Рабочая программа учебная дисциплина б 19 Вспомогательные исторические дисциплины - страница №1/1



ФГБОУВПО «Марийский государственный университет»

Историко-филологический факультет

УТВЕРЖДАЮ

Декан Историко-филологического

факультета

__________________(И.Ф. Ялтаев)

«____»_________________2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебная дисциплина – Б.3.19 Вспомогательные исторические дисциплины

Направление подготовки – 050100.62 Педагогическое образование

Профиль подготовки – История и обществознание

Квалификация (степень выпускника) – бакалавр

Кафедра отечественной истории

Курс 1, семестр 1-2, форма обучения очная


Программа разработана д.и.н., профессором А.Г. Бахтиным

Рецензент(ы) д.и.н., профессор кафедры истории и психологии МарГТУ А.Н. Павлова__

Йошкар-Ола

2012


Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии исторического факультета по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование

протокол заседания № 9

от «28» июня 2012 г.

________________(В.Л. Ларионов)



Рассмотрена и одобрена на заседании

кафедры отечественной истории

протокол заседания № 13

от «27» июня 2012 г.

______________(А.Г.Иванов)


Согласовано с выпускающей кафедрой всеобщей истории (протокол заседания № 13 от «27» июня 2012 г.)

____________________(Г.Ф. Горбашова)
Сведения о переутверждении рабочей программы учебной дисциплины на очередной учебный год и регистрация изменений
Учебный год

Решение кафедры

(№ протокола,

дата заседания кафедры, Ф.И.О., подпись зав. кафедрой)

Автор изменения

(Ф.И.О., подпись)

Номер изменения

2013-2014










2014-2015














































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Историческая наука строит свои выводы на материале, извлеченном из раз­нообразных исторических источников. Изучением закономерностей возникновения всей массы исторических источников и отражения в них объективной реальности занимается источниковедение. Источниковедами разрабатывается общая методика критики исторических источ­ников, значительное место в которой занимают приемы вспомогательных исторических дисциплин. Относясь в це­лом к дисциплинам источниковедческого цикла, каждая из вспо­могательных исторических дисциплин имеет свою специфику, раз­рабатывает на своем материале теоретические вопросы и методы, овладение которыми является необходимой ступенью к активному восприятию студентами исторического источника.

Наряду с этим усовершенствование методов каждой из вспомо­гательных исторических дисциплин, все большее проникновение в их область историзма приводят к расширению чисто источнико­ведческих задач, которые они традиционно решали, и открывают перспективы использования материалов вспомогательных истори­ческих дисциплин для выводов в области политической, экономи­ческой и культурной истории.

Включенные в программу вспомогательные исторические дис­циплины имеют как самостоятельное значение в изучении истори­ческого процесса, так и помогают решению вопросов источнико­ведческой критики.

Основное содержание программы по вспомогательным истори­ческим дисциплинам определяется задачей профессиональной под­готовки студентов, обучающихся по специальности история. В программе уде­ляется известное внимание освещению не только теоретического материала каждой из вспомогательных исторических дисциплин, но и их методикам, овладение которыми открывает перспективу практического применения выводов этих дисциплин.

Программа предусматривает использование знания материала вспомогательных исторических дисциплин в педагогической, крае­ведческой и просветительской работе учителя.

Ориентируясь на тот объем часов, который намечен для пре­подавания вспомогательных исторических дисциплин новым учебным планом (курс рассчитан на лекции и практические занятия на дневном отделении), про­грамма предусматривает в качестве обязательных для преподава­ния из числа вспомогательных исторических дис­циплин палеографию, хронологию и метрологию. При изучении всех вспомогательных истори­ческих дисциплин также учитываются национальные особенности региона.

1. Цели освоения дисциплины. Целями освоения дисциплины (модуля) являются формирование знаний об основах вспомогательных исторических дисциплин с целью овладения методикой и техническими приемами комплексного источниковедения, необходимыми для внешней критики исторических источников и получения более глубоких представлений о политической, социально-экономической и культурной истории.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата:

«Вспомогательные исторические дисциплины» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.19).

Для освоения «Вспомогательных исторических дисциплин» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения предмета «История», «Мировая художественная культура», «Обществознание» на предыдущем уровне образования.

Освоение «Вспомогательных исторических дисциплин» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «История Средних веков», «История Нового времени», «История России с древнейших времён», «История Новейшего времени», «Современная история», «Источниковедение истории России», «Историография истории России», а также курсов по выбору студентов профессионального цикла.



3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения «Вспомогательных исторических дисциплин»:

  • определять пространственные рамки исторических процессов и явлений на локальном, национальном и глобальном уровнях (СК-1);

  • анализировать исторические события, явления и процессы в их темпоральной характеристике (СК-2);

  • характеризовать модели общественного развития (СК-3);

  • ориентироваться в научных концепциях, объясняющих единство и многообразие исторического процесса, специфику интерпретации прошлого различными школами и направлениями в исторической науке (СК-4);

  • готов применять методы комплексного анализа исторических источников для объяснения исторических фактов (СК-5);

  • использовать общенаучные принципы и методы познания при анализе конкретно-исторических проблем (СК-6);

  • готов соотносить собственные ценностно-ориентационные установки с исторически сложившимися мировоззренческими системами, религиозными и научными картинами мира (СК-8).

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

особенности дисциплинарной структуры современной исторической науки и место в ней вспомогательных исторических дисциплин;



уметь:

  • анализировать исторические проблемы, устанавливать причинно-следственные связи;

  • выявлять общие черты и различия сравниваемых исторических процессов и событий;

  • анализировать основные закономерности развития человеческого общества от его возникновения до становления древнейших государств, основываясь на анализе источников;

владеть:

  • принципами и методами отбора и систематизации архивных документов;

  • необходимыми теоретическими знаниями для прохождения археологической, архивной и музейной практик;

  • историческими понятиями и терминами.

4. Структура и содержание дисциплины (модуля) - «Вспомогательные исторические дисциплины». Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц, 216 часов. Форма контроля – зачет, 1 семестр, экзамен – 2 семестр.

Тематический план учебной дисциплины


п/п раздела


Наименование

разделов и тем

Семестр

Количество часов по

учебному плану

Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации


Всего


Виды учебной работы

Аудиторная работа

Индивидуальная

работа

Самостоятельная работа

Лекции

Практические (семинарские) занятия

Лабораторные занятия

1

Вспомогательные исторические дисциплины и их место в исторической науке.

1

12

2

4







6




2

Палеография. Предмет, задачи и методы палеографии.

1

12

2

4







6

Зачётная сдача алфавита

333

Внешние признаки письменных источников Древней Руси XI- XV вв.

1

14

2

4







8

Зачётная сдача цифровой системы

4

Внешние признаки письменных источников Русского государства конца XVI- XIX вв.

1

11

2

2







7

Контрольная работа по карточкам

5

Внешние признаки письменных источников XX вв.

1

10

2

3







5

Чтение текстов

6

6


Хронология. Предмет и задачи и методы исторической хронологии.

1

10

2

3







5

Промежуточный контроль

7

Системы счисления времени.

1


10

2

3







5

Решение задач

8

Хронология в России.

1

10

2

3







5

Решение задач

9
9

Метрология. Предмет и задачи исторической метрологии.

2

11

2

3







6

Решение задач

10

Метрология XI---начала ХХ вв.

1

10

2

3







5

Решение задач

11

Метрическая система.

2

10

2

3







5

Решение задач

12

Геральдика. Предмет, метод и задачи геральдики.

2

10

2

3







5




13

Происхождение гербов.

2

10

2

3







5



14


Городские, областные и государственные гербы и их происхождение.

2

10

2

3







5

Изготовление эскиза герба

15


Генеалогия. Предмет и задачи генеалогии.

2

10

2

3







5




16

Методика генеалогического исследования.

2

10

2

3







5

Подготовка реферата «Моя родословная»

17

Отечественная генеалогия.

2

10

2

3







5

Защита реферата




Экзамен

2

36






















ВСЕГО:




216

34

53







93





Тематический план лекций:


п/п

Темы лекций

Кол-во часов

Формы текущего контроля успеваемости

1

2

3




1

Источниковедение

и ВИД. Взаимная связь ВИД друг с другом и комплексный метод их использования. Возникновение и развитие вспомогательных исторических дисциплин.



2




2

Архивы. Складывание палеографии как ВИД. Возникновение письменности у восточных славян. Алфавит кириллица и глаголица. Цифровая византийская система.

2




3

Материал и орудия письма. Характеристика графики.

2




4

Характеристика рукописных и печатных памятников XVI-XIХ вв. Материал и орудия письма. Отечественное бумажное производство. Филиграни.

2

Собеседование

5

Материал и орудия письма ХХ в.

2




6

Предмет и задачи и методы исторической хронологии.

2




7

Возникновение счёта времени. Единицы счёта времени. Типы календарей. Египетский, индийский, китайский, еврейский, юлианский, григорианский календари. Мусульманский календарь, Хиджра. Календарь майя. Эры, индикты. Методика перевода дат.

2




8

Славянский календарь. Мартовский, ультрамартовский и сентябрьский счёт времени. Календарная реформа Петра 1. Введение Юлианского и Григорианского календарей.

2

Собеседование

9

Роль метрологии в историческом исследовании. Особенности происхождения мер. История изучения метрологии.

2




10

Источники метрологии. Меры длины, поверхности, веса, объёма и жидких тел.

2




11

Создание и распространение международной метрической системы. Введение метрической системы в России и СССР.

2




12

Предмет, метод и задачи геральдики.

2




13

Теоретическая геральдика. Основные части герба.

2




14

«Титулярник» 1672 г. Учреждение Герольдмейстерской конторы. Дворянские гербы. Составление «Гербовника».

2

Собеседование

15

Роль генеалогии в изучении политической истории и процессов классообразования. Значение генеалогии для архивного дела и историко-биографических исследований.

2




16

Генеалогические таблицы и росписи. Генеалогические источники.

2

Текущий контроль

17

Рюриковичи. Гедиминовичи и Выезжие князья. Старомосковское боярство. Формирование дворянского сословия.

2







ВСЕГО:

34






Тематический план практических (семинарских), лабораторных занятий


п/п

Темы семинарских занятий

Кол-во часов

Формы текущего контроля успеваемости

1

2

3




1

Использование материала вспомогательных исторических дисциплин в научных исследованиях и в школе.

4

Опрос

2

Практическое использование выводов палеографии в процессе исторического исследования. Правила передачи текста.

4

Чтение текстов

3

Устав. Формат и украшения рукописей. Миниатюра. Вытеснение пергамена бумагой. Водяные знаки. Полуустав и его разновидности. Особенности графики берестяных грамот. Чудовищный орнамент. Миниатюра. Вязь. Системы тайнописи.

4

Чтение текстов

4

Эволюция полуустава в скоропись. Шрифты первопечатных книг. Формат рукописей. Балканский и нововизантийский орнамент. Старопечатный орнамент, московское барокко. Миниатюра. Вязь. Гербовая бумага. Скоропись. Введение гражданского шрифта. Поморский старообрядческий стиль. Рококо, ампир.

3

Чтение текстов, работа с иллюстрациями

5

Современное письмо. Машинопись. Наблюдение за знаками препинания и орфографией.

3

Чтение текстов

6

Датировка исторических событий и источников.

3




7

Единицы счёта времени. Типы календарей. Методика перевода дат.

3




8

Методика перевода древнерусских дат на современную систему.

3

Решение задач

9

Практическое использование метрологии в научной работе и в школе.

3

Решение задач

10

Связь метрологии с хозяйственным, политическим и культурным развитием. Вопрос о происхождении русской гривны. Местные меры. Попытки унификации мер. Унификация мер. Меры налогового обложения: соха, обжа, выть, копна. Деятельность Комиссии мер и весов. Английские меры в России. Уточнения мер. Создание образцовых мер.

3

Решение задач

11

Пережитки старых метрологических систем.

3




12

Герб как исторический источник. Геральдика и другие ВИД. История геральдики.

3

Текущий контроль

13

Геральдические фигуры. Виды негеральдических фигур. Короны, девизы.

3




14

Использование генеалогии в научной работе и в школе.

3




15

Особенности изучения недворянской генеалогии. Матримониальные связи и редукция предков.

3




16

Источники дворянства в XVIII-XIX вв. Посадская и купеческая генеалогия. Крестьянская и рабочая генеалогия.

3

Выступление по реферату

17

Методика составления генеалогических таблиц.

3







ВСЕГО:

53






Тематический план самостоятельной работы:

№ п/п

Темы для самостоятельного изучения

Количество часов

Формы текущего контроля успеваемости

1

2

3






Возникновение письменности у восточных славян. Алфавит кириллица и глаголица. Цифровая византийская система.

6

Выучивание алфавита



Полуустав и его разновидности. Особенности графики берестяных грамот. Чудовищный орнамент. Миниатюра. Вязь. Системы тайнописи.

6

Выучивание цифровой системы



  1. Шрифты первопечатных книг. Формат рукописей. Балканский и нововизантийский орнамент. Старопечатный орнамент, московское барокко. Миниатюра. Вязь. Гербовая бумага. Скоропись. Введение гражданского шрифта. Поморский старообрядческий стиль. Рококо, ампир.

7

Контрольная работа по стилям



Машинопись. Наблюдение за знаками препинания и орфографией.

6






Датировка исторических событий и источников.

5






Типы календарей. Египетский, индийский, китайский, еврейский, юлианский, григорианский календари. Мусульманский календарь, Хиджра. Календарь майя. Эры, индикты. Методика перевода дат.

5

Домашняя работа по переводу дат с использованием формул



Введение Юлианского и Григорианского календарей. Методика перевода древнерусских дат на современную систему.

5

Соотношение современных дат с принятыми до 1918 г.



Создание и распространение международной метрической системы. Введение метрической системы в России и СССР. Пережитки старых метрологических систем.

5






Теоретическая геральдика. Основные части герба. Геральдические фигуры. Виды негеральдических фигур. Короны, девизы.

5

Составление собственного герба



Монеты как исторический источник. Связь нумизматики с другими ВИД. Использование нумизматики в науке и в школе.

5






Классификация и систематизация монет. Клады как основной объект нумизматического исследования. Методика изучения кладов. Виды кладов. Датировка и топография монетных кладов.

5






Иностранные монеты античного и средневекового периода на территории России.

5






Денежный счёт Древнерусского государства. Безмонетный период в истории Руси.

5






Русские монеты XIV-XV вв. Техника монетного производства. Местные монетные системы.

5






Складывание единой монетной системы Русского государства. Реформы 1535 г. и 1654-1663 гг. и их значение. Денежная система XVI-XVII вв.

5

Текущий контроль



Монетная реформа Петра 1.

5






Монетные реформы XIX.

5




ВСЕГО:

93





5. Образовательные технологии

Подготовка докладов, сообщений.

Самостоятельное рассмотрение предлагаемых преподавателем вопросов к активным семинарам, инновационным видам практических занятий.

Разработка сценариев дискуссий и альтернативных выступлений.

Формирование умений работы с источниковой базой, научной, учебной, методической литературой.

Работа с текстами и календарными системами, решение задач.


6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Вопросы к зачету и экзамену.
Палеография

  1. Вспомогательные исторические дисциплины и историческая наука.

  2. Использование вспомогательных исторических дисциплин в научной, учебной и школьной работе.

  3. Предмет, цель, задачи и метод палеографии.

  4. Развитие палеографии как вспомогательной исторической дисциплины.

  5. Возникновение письменности у восточных славян.

  6. Эволюция кирилловского алфавита.

  7. Графика письма: устав, полуустав, скоропись.

  8. Цифровая система Руси и России IX – начала XVIII вв.

  9. Материал и орудия письма.

  10. Филиграни (водяные знаки).

  11. Формат и украшения рукописей.

  12. Системы тайнописи.

  13. Реформа письма Петра 1.

  14. Письменность ХХ-ХХ1 вв.


Метрология

  1. Предмет, цель и задачи, метод метрологии.

  2. Развитие метрологии как вспомогательной исторической дисциплины.

  3. Русские меры длины в Х - начале ХХ вв.

  4. Русские меры поверхности в Х - начале ХХ вв. Сошное письмо.

  5. Русские меры веса в Х - начале ХХ вв.

  6. Русские меры жидких тел в Х - начале ХХ вв.

  7. Русские меры сыпучих тел в Х - начале ХХ вв.

  8. Орудия взвешивания и поверка мер.

  9. Торговые мерные единицы.

  10. Создание и совершенствование метрической системы в XVIII -XX вв.

  11. Принятие метрической системы в мире и в СССР.

Хронология

  1. Предмет, цель и задачи хронологии.

  2. Понятие о времени. Типы календарей и принципы их построения.

  3. Древнекитайский календарь.

  4. Индийские календари.

  5. Календарь Древней Месопотамии.

  6. Календари Древней Греции.

  7. Еврейский календарь.

  8. Мусульманский календарь.

  9. Календарь индейцев майя.

  10. Египетский календарь.

  11. Римский календарь.

  12. Юлианский календарь.

  13. Григорианский календарь.

  14. Французский Республиканский календарь.

  15. Эры и их виды.

  16. Приборы, измеряющие время.

  17. Индикты. Правила перевода дат, выраженных через индикты.

  18. Исчисление времени у народов России.

  19. Церковный православный календарь.

  20. Круги солнца. Вруцелето.

Фалеристика

  1. Предмет, цель, задачи и метод фалеристики.

  2. Способы награждения в Древнем мире на Руси и в России до конца XVII в.

  3. Российские ордена конца XVII – XVIII вв.

  4. Российские медали XVIII в.

  5. Российские ордена XIX – начала ХХ в.

  6. Российские медали XIX – начала ХХ в.

  7. Награды периода Гражданской войны 1918-1920 гг.

  8. Советские ордена 1918-1941 гг.

  9. Советские медали до 1941 г.

  10. Ордена Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

  11. Медали Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

  12. Советские ордена конца 40-х-начала 90-х гг. ХХ в.

  13. Советские медали конца 40-х-начала 90-х гг. ХХ в.

  14. Ордена Российской Федерации после 1991 г.

  15. Медали Российской Федерации после 1991 г.


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

а) основная литература:


  1. Аксенов А.И. Очерки генеалогии уездного купечества XVII в. – М., 1993.

  2. Айплатов Г.Н., Иванов А.Г. Русская палеография. – М. - Йошкар-Ола, 2003.

  3. Гербы городов России. Альбом-справочник / Сост. Н.А.Соболева и др.- М., 1998.

  4. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины: Учебник для вузов. – М., 2000.

  5. Леонтьева Г.А. Палеография, хронология, археография, геральдика. Практическое пособие для вузов. – М., 2000.

  6. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Ключи к тайнам Клио. Палеография, метрология, хронология, геральдика, нумизматика, ономастика, генеалогия. – М., 1994.

  7. Потин В.М. Портреты, клады, коллекции. – СПб., 1993.

  8. Соболева Н.А., Артамонов В.А. Символы России. – М., 1993.

  9. Соболева Н.А. Русские печати. – М., 1993.

  10. Соболева Н.А. Герб Москвы: к вопросу о происхождении // Отечественная история. - 1997. - № 3.

  11. Соболева Н.А. Происхождение печати 1497 года: новые подходы к исследованию // Отечественная история. - 2000. - № 4.

  12. Янин В. Л., Гайдуков П.Г. Актовые печати Древней Руси X – XV вв. Печати, зарегистрированные в 1970 – 1996 гг. – М., 1998. - Т. 3.

б) дополнительная литература:

  1. Борисов (Ильин) И.В. Родовые гербы России. – М., 1997.

  2. Резун Д.Я. Родословная сибирских фамилий. – Новосибирск,1993.

  3. Соболева Н.А. Концепция «Москва – Третий Рим» и официальная российская символика второй половины XVIII – XIX в // Россия и мировая цивилизация. – М., 2000.

  4. Суперанская А.В. Имя – через века и страны. – М., 1990.

  5. Эмблемы и символы. – М., 1995.


в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

Справка о материально-техническом обеспечении дисциплины (модуля)

_______________________________________________________________

(наименование дисциплины (модуля) в соответствии с учебным планом)





№п/п

Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий

Перечень оборудования и технических средств обучения

1












Иллюстрации

N