Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 11 класса на 2013-2014 учебный год разработана - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по музыке для 5 класса учителя Яковлевой Тамары... 2 679.83kb.
Нормативно – правовая основа рабочей программы для реализации общеобразовательной... 1 357.62kb.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе следующих... 1 290.78kb.
Рабочая программа по экономике для девятого класса разработана на... 1 140.56kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 5 классов 2 575.59kb.
Рабочая учебная программа по музыке для 1-го класса на 2013-2014... 1 279.62kb.
Рабочая программа по немецкому языку для 2 класса базовый уровень... 2 805.8kb.
Рабочая программа по истории для 11 класса Павловой Татьяны Ильиничны... 3 480.88kb.
Рабочая программа по истории для учащихся 9 класса на 2013-2014 учебный... 1 237.2kb.
Рабочая программа по математике для 5 класса на 2013/2014 учебный... 1 288.58kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для... 1 336.93kb.
Урок подготовила и провела сотрудник Унечской центральной библиотеки 1 130.62kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 11 класса на 2013-2014 - страница №2/2

Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля.


Изучение и первичное закрепление новых знаний

Сб. Сениной

материалы ЕГЭ по орфографии В2. ЗП при ОЧП

С.289

Упр.463


тесты

4

23.09-29.09

23.09

Основные жанры официально-делового стиля. Входной контроль

Проверка и оценка знаний и способов деятельности

таблица

материалы ЕГЭ В3

Постановка тире и дефиса



табл.,схем тесты

5

30.09-06.10

30.09

Обобщающее повторение по теме «Синтаксис и пунктуация». Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов.


Изучение и первичное закрепление новых знаний

Сб. Сениной

материалы ЕГЭ по орфографии В.4

табл.,памятка

с117 упр247



6

07.10-13.10


7.10



Смысловая роль, принципы и функции русской пунктуации. Авторское употребление знаков препинания

Закрепление новых знаний и способов деятельности

учебник

Правописание частиц.

Сб. Сениной В5



Н и НН в прич. и прил анализ текста





7

14.10-20.10


14.10


Р/р. Написание сочинения-рассуждения по тексту ЕГЭ

Комплексное применение знаний и способов деятельности

Сб. Сениной




таблица КИМ ЕГЭ

8

21.10-26.10


21.10

Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

Изучение и первичное закрепление новых знаний

таблица

Сб. Сениной В7 Н и НН в прич. и прил.;


Упр257

9

28.10-03.11

28.10


Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложения, предложений с прямой речью.

Комплексное применение знаний и способов деятельности

таблица

Сб. Сениной В8

КИМ ЕГЭ










Публицистический стиль речи (6ч)













10

11.11-17.11

11.11


Назначение публицистического стиля. Основные признаки публицистического стиля.

Изучение и первичное закрепление новых знаний

учебник

Чередование гласных в корне Сб. Сениной В9

Словарь с223-226 упр.284

11

18.11-24.11


18.11

Лексические особенности публицистического стиля речи. Средства эмоциональной выразительности в нём.

Изучение и первичное закрепление новых знаний

учебник




С.226, с231 упр387

12

25.11-01.12

25.11


Синтаксические особенности публицистического стиля речи.

Закрепление новых знаний и способов деятельности

учебник

Указат. местоим.

Сб. Сениной В10



С.236 упр.406

13


02.12-08.12


2.12

Жанры публицистики. Очерк (путевой, портретный, проблемный), эссе.

Изучение и первичное закрепление новых знаний

учебник

Сб. Сениной В11

С.243-244

Упр.411


14

09.12-15.12


9.12

Устное выступление. Доклад. Дискуссия. Правила деловой дискуссии, требования к её участникам

Комплексное применение знаний и способов деятельности

учебник




С.258-262 подг. К соч.-рассужд.

15


16.12-22.12

16.12

Р/р. Написание сочинения –рассуждения по тексту ЕГЭ

Проверка и оценка знаний и способов деятельности

Сб. Сениной

Сб. Сениной В12 Средства художественной выразительности

памятка, словарь

16

23.12-29.12

23.12

Устное выступление. Доклад. Дискуссия. Правила деловой дискуссии, требования к её участникам. Рубежный контроль.


Изучение и первичное закрепление новых знаний

учебник




С.260-262, тесты




2 полугодие (18ч.)

Разговорная речь (4ч.)








17



13.01-19.01



13.01


Разговорная речь, сферы её использования, назначение. Основные признаки разговорной речи.







Изучение и первичное закрепление новых знаний

учебник

Сравнительные союзы

Сб. Сениной В13



С.301-303 упр.477

18

20.01-26.01

20.01

Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи.

Изучение и первичное закрепление новых знаний

учебник

Сб. Сениной

В.14 Средства художественной выразительности



С.301-303 упр.480, тесты

19

27.01-02.02

27.01

Невербальные средства общения. Культура разговорной речи.

Изучение и первичное закрепление новых знаний

учебник




С.304-305,

Упр.483


20


03.02-09.02

03.02

Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистических сферах общения.

Изучение и первичное закрепление новых знаний

учебник

с. 129Трудные случаи орфографии ФроловаТ.Я. Сб. Сениной В15

Табл.

Упр.546





Язык художественной литературы (6.)











21

10.02-16.02

10.02

Общая характеристика художественного стиля.


Изучение и первичное закрепление новых знаний




Сб. Сениной В16

С.310-312. УПР.504

22

17.02-23.02

17.02

Язык как первоэлемент художественной литературы.

Изучение и первичное закрепление новых знаний




Сб. Сениной В17

Словарь, ТЕСТЫ

23

24.02-02.03

24.02

Языковая личность автора в произведении. Подтекст.

Комплексное применение знаний и способов деятельности




Сб. Сениной В18

УПР.504

24

03.03-09.03

03.03

Источники богатства и выразительности русской речи. Основные виды тропов и стилистических фигур.

Изучение и первичное закрепление новых знаний

презентация




ТАБЛИЦА.ТЕСТЫ

25

10.03-16.03

10.03

Анализ художественно-языковой формы произведений. Р/р. Написание сочинения –рассуждения по тексту ЕГЭ

Комплексное применение знаний и способов деятельности

Сб. Сениной

Сб. Сениной В19

СхемЫ

ТЕСТЫ











Общие сведения о языке (4ч.)














26

01.04-06.04



17.03


Язык как система. Основные уровни языка.

Изучение и первичное закрепление новых знаний




Сб. Сениной В21

АНАЛИЗ ТЕКСТА

27

07.04-13.04

7.04


Культура речи. Нормы современного русского литературного языка.

Изучение и первичное закрепление новых знаний

презентация

Сб. Сениной В22

ТЕСТЫ

























28

14.04-20.04


14.04


Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм.

Изучение и первичное закрепление новых знаний




Знаки препинания в простом предложении Сб. Сениной В23

С.301-30 СхемЫ

ТЕСТЫ


29

21.04-27.04


21.04


Выдающиеся учёные-русисты.

Изучение и первичное закрепление новых знаний


презентация

Знаки препинания в предложениях с обособлением Сб. Сениной В24

. КИМ ЕГЭ









Повторение. (4ч.)









30


28.04-04.05



28.04




Повторение. Морфология и орфография.

Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности



КИМ ЕГЭ


Сб. Сениной В25 Знаки препинания в предложениях с обособлением



КИМ ЕГЭ


31

05.05-11.05

05.05


Повторение. Словообразование и орфография. Р/р. Написание сочинения –рассуждения по тексту ЕГЭ

Комплексное применение знаний и способов деятельности

КИМ ЕГЭ

Сочинительные союзы Сб. Сениной В26

Схема, ПОДГ. К СОЧИНЕНИЮ

32

12.05-18.05

12.05


Повторение. Словообразование и орфография.

Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности

Сб. Сениной В27

Авторские знаки препинания Сб. Сениной В27

С.63-74 ПРАВИЛА, УПР156

33

19.05-25.05

19.05

Контрольное тестирование по теме «Повторение и обобщение изученного».

Проверка и оценка знаний и способов деятельности

КИМ ЕГЭ

Сб. Сениной В28 чС

КИМ ЕГЭ

34

19.05-25.05

23.05


Анализ контрольного тестирования.

Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности




Сб. Сениной В28




Раздел 4
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

11 КЛАСС - 34 часа

Официально-деловой стиль речи (4 ч.)

Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки официально-делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля.

Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, объявление, деловое письмо, резюме, автобиография. Форма делового документа.

Синтаксис и пунктуация (6 ч.)

Обобщающее повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений, предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование.

Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов.

Интонационное богатство русской речи.

Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении. Факультативные и альтернативные знаки препинания. Авторское употребление знаков препинания.

Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью.

Публицистический стиль речи (6 ч.)

Назначение публицистического стиля. Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля.

Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле.

Жанры публицистики. Очерк (путевой, портретный, проблемный), эсе.

Устное выступление. Доклад. Дискуссия. Ознакомление с правилами деловой дискуссии, с требованиями к её участникам.

Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.



Разговорная речь (4 ч.)

Разговорная речь, сферы её использования, назначение. Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи.

Невербальные средства общения. Культура разговорной речи.

Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.



Язык художественной литературы (6 ч.)

Общая характеристика художественного стиля (языка художественной литературы): образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, использование языковых средств других стилей, выражение в нём эстетической функции национального языка.

Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов структуры художественного произведения. Языковая личность автора в произведении. Подтекст.

Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Стилистические функции порядка слов.

Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.

Анализ художественно-языковой формы произведений русской классической и современной литературы, развитие на этой основе восприимчивости художественной формы, образных средств, эмоционального и эстетического содержания произведения.



Общие сведения о языке (4 ч.)

Язык как система. Основные уровни языка.

Нормы современного русского литературного языка, их описание и закрепление в словарях, грамматиках, учебных пособиях, справочниках. Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм.

Выдающие учёные-русисты.



Повторение (4 ч.)

Раздел 5

Формы и средства контроля
С целью выявления степени усвоения программного материала в 11 классе рабочая программа предусматривает следующее количество письменных контрольных работ:

  • тестирование – 2;

  • сочинение - 4.


Входной контрольный тест по теме «Повторение»

Вариант 1.

1. Выделите вариант с непроизносимой согласной:

А) словес..ный, безопас..ный, Б) вкус..ный, прекрас..ный, В) горес..ный, радос..ный,

Г) искус..ный, ровес..ник, чудес..ный, Д) ше..ствие, че..ствовать, блес..нуть.

2. Определите вариант, в котором дана форма слова мести:

А) вымести, Б) подмету, В) подметенный, Г) подметавший, Д) метет.



3. Назовите антоним фразеологизма «спустя рукава»:

А) бить баклуши, Б) положа руку на сердце, В) сложа руки, Г) не покладая рук, Д) море по колено.



4. Когда пол- пишется через дефис с последующим существительным?

А) пол..зарплаты, пол..часа, пол..беды; Б) пол..круга, пол..суток, пол..тарелки; В) пол..города, пол..минуты, пол..дома; Г) пол..Москвы, пол..арбуза, пол..литра; Д) пол..дыни, пол..метра, пол..километра.



5. Укажите простую форму превосходной степени прилагательного:

А) самый интересный; Б) острее; В) наивысший; Г) жарче; Д) наиболее верный.



6. С какими словами употребляются собирательные числительные?

А) девушки, собаки, дом, ученицы, молоток; Б) ученики, котята, ножницы, сани, дети, мы;

В) баран, школа, яблоки, деревья; Г) училище, лодка, гвоздь, кошка; Д) учитель, арбуз, сумка, забор.

7. Какие местоимения не изменяются по падежам?

А) весь, таков, Б) себя, сколько; В) никто, ничто; Г) кто-либо, ваш; Д) некто, нечто.



8. Какие причастия имеют краткую форму?

А) цветущее поле; Б) плескавшиеся о берег волны; В) покрытые снегом горы;

Г) бившиеся о гранитные берега; Д) ползущий по земле.

9. Укажите наречие, которое пишется через дефис:

А) разделить (по)ровну, Б) запеть (по)тихоньку, В) оказаться не (по)вкусу, Г) называть (по)именно,

Д) оставить (по)прежнему.

10. Укажите правильный вариант написания НЕ-НИ в предложении: Как н.. старались китайцы сохранить тайны бумаговарения, их раскрыли.

А) ни (слитно), Б) ни (раздельно), В) не (раздельно), Г) не (слитно), Д) не (через дефис).



11. Слитно пишутся предлоги:

А) (в)продолжение занятий, (в)течение суток, Б) (в)силу обстоятельств, (в)заключение выступления,

В) работать (в)течение года, (в)целях повышения урожайности, Г) (в)следствие снегопада, (на)счет подписки,

Д) (по)причине засухи, (по)мере необходимости.



12. Укажите ССП с противительным союзом:

А) Мы собирались ехать за город, наши родственники, гостившие у нас в это лето, также захотели ехать с нами.

Б) На реке было холодно и ветрено, зато рыба клевала.

В) Только иволги кричат да кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые годы.

Г) Или ты поешь кашу, или я тебе не буду читать сказку.

Д) Раздался треск, да стон перенесся через поле.



13. В каком предложении прилагательное пишется с –нн-:

А) Тесть постукивал по лубя..ой табакерке. Б) Воздух наполнен крепким пря..ым запахом.

В) Воду вычерпали берестя..ым ковшом. Г) Я вынул из футляра бекаси..ое ружье.

Д) В кладовке лежали разные дикови..ые вещи.



14. Выберите вариант с суффиксом –ова- в глаголах:

А) доказ..вать, испыт..вать; Б) доклад..вать, запис..вать; В) врач..вать, гор..вать;

Г) след..вать, завид..вать; Д) воспит..вать, использ..вать.

15.Укажите наречие с буквой –о на конце:

А) сначал.. скажи, Б) раскалить докрасн.., В) издавн... повелось, Г) начист.. вымыть,

Д) слев.. от нас.
Вариант 2

1. Какие буквы не участвуют в русской транскрипции?

А) ы, я, ю. Б) а,о,у, В) ч, ж, х, Г) ц, ф, э, Д) я, ю, е, ё.



2. Укажите слово, образованное по модели «∩^^□»:

А) молчание, Б) сдержанный, В) опасно, Г) городской, Д) давненько.



3. Какому словосочетанию синонимичен фразеологизм «хранить молчание»?

А) как в воду глядел; Б) набрать в рот воды; В) выйти сухим из воды; Г) как рыба в воде; Д) не разлить водой.



4. От каких слов можно образовать существительные с суффиксом –щик?

А) обида, разведать, камень; Б) поднос, автомат, заказ; В) буфет, переводить, резать; Г) переписать, возить, подряд; Д) угон, барабан, кровля.



5. Укажите сложное прилагательное, которое пишется слитно:

А) (пепельно)русый оттенок; Б) (притворно)скромный взгляд;

В) (прекрасно)душное настроение; Г) (юго)восточный регион;

Д) (культурно)историческое наследие.



6. Как склоняется числительное 90?

А) девяносто, девяноста, девяноста, девяносто, девяностами, девяностах;

Б) девяносто, девяносто, девяносте, девяносте, девяноста, девяноста;

В) девяносто, девяноста, девяносту, девяносто, девяностом, девяносте;

Г) девяносто, девяноста, девяноста, девяносто, девяноста, девяноста;

Д) девяносто, девяносты, девяностам, девяносто, девяноста, девяноста.



7. Какие местоимения не имеют формы именительного падежа?

А) каждого, иному; Б) столько, чей-нибудь; В) некому, нечему, себя; Г) их, тобой; Д) нас, что-то.



8. От каких глаголов можно образовать только одну форму причастий?

А) решать; Б) побелеть; В) раскрыть; Г) разбрасывать; Д) колоть.



9. Укажите вариант с одной –н-:

А) прийти одновреме..о, Б) таинстве..о шептать, В) возражать пута..о, Г) открове..о признаться,

Д) медле..о гаснуть.

10. Определите, в каком из предложений нет формообразующей частицы:

А) Что это она все смеется?

Б) Трудно даже представить, что бы со мною случилось.

В) Пусть бор бушует под дождем.

Г) Да здравствуют знания!

Д) Давайте завтра отправимся в парк.



11. Выберите предложение, в котором предлог пишется раздельно:

А) Стены были выкрашены какой-то голубенькой краской (в)роде серенькой.

Б) (В)виду скорого окончания плавания настроение команды сделалось веселым и приподнятым.

В) Я хотел поговорить с вами (на)счет квартиры.

Г) (В)продолжение ночи я не спал ни минуты.

Д) Дальнейший наш путь был утомителен и (в)следствие этого малоинтересен.



12. Укажите ССП с разделительным союзом:

А) Еще напор, и враг бежит.

Б) Не то вода была холодная, не то мой охотничий пес молод и глуп.

В) Вздрагивали оконные рамы, а в печных трубах дико завывало.

Г) Его не тянуло к подушке, однако ж он уперся локтем в нее.

Д) Весь дом казался спящим, несмотря на яркое освещение.



13. В каком предложении не с наречием пишется слитно:

А) Ты поступил (не)лепо.

Б) Никогда (не)поздно попросить прощения.

В) Ничуть (не)искренне говорил он эти слова.

Г) Этот музей вовсе (не)далеко от нас.

Д) Взглянул (не)доверчиво, а с подозрением.



14. Укажите предложение с деепричастием несовершенного вида:

А) Отшумев, замолчала листва.

Б) Напившись чаю, Василий уселся против огня.

В) Старик отошел, понурив голову.

Г) Обогнув высокий мыс, пароход вошел в залив.

Д) Лиственницы смиренно сторонились, давая дорогу.



15. Определите, в каком варианте не пишется Ь:

А) открыть настеж.., Б) уйти проч.., В) выйти замуж.., Г) сплош.. усыпано, Д) мчаться вскач…


Рубежный контроль

Вариант 1

Часть 1

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

  1. лгАла 3) пролИла

  2. клАла 4) порвАла

A2. В каком предложении вместо слова ВОДНЫЙ нужно употребить ВОДЯНИСТЫЙ?

  1. На месте ВОДНОЙ глади часто возникает грязная болотная трясина, которая постепенно зарастает лесом.

  2. Со временем ВОДНАЯ поверхность озера становится зеленоватой или красноватой: в ней поселяются мириады клеток микроводорослей.

  3. Незнакомец подарил мне букетик лиловых цветов с ВОДНЫМИ стеблями.

  4. ВОДНЫЙ стадион — гордость района и излюбленное место горожан, куда они приходят семьями в выходные дни.

А 3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.


1) много облаков

2) хорошо проповедовает



  1. поезжай

  2. с двумястами бойцами




А 4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Используя языковые средства выразительности,

1) речь наполняется яркими красками.

2) писатель в образной форме решает проблему наполеонизма.


  1. подчёркивается индивидуальность стиля.

  2. мысль автора выглядит более убедительно.

А 5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) График проведения ремонтных работ в цехах завода был нарушен вопреки указания директора.



  1. Те, кто сидел на берегу реки, не раз испытывали ни с чем не сравнимое блаженство.

  2. Приезжий, видимо турист, спросил у прохожего, есть ли поблизости почта.

  3. Моя сестра любит играть на фортепиано и петь в хоре.

А6. В каком слове нет суффикса -К-?

  1. стайка 2) распайка 3) мойка 4) гайка

А 7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Разработа(1)ые китайскими лингвистами различные проекты перехода на буквенно-звуковое письмо так и не были реализова(2)ы: обществе(3)ость увидела угрозу разрыва с многовековой культурой, воплощё(4)ой в иероглифическом письме.

1) 1,3 3) 3

2) 2 4) 2, 4

А 8. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) экз..менатор, парад..ксальный, пол..скать (кошку)



  1. ав..нгард, утр..мбовать, возг..рание

  2. фил..рмония, рест..врировать, безотл..гательный

  3. ц..ремония, заг..релый, неприк..сновенность

А 9. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?



  1. под..брать, пр..образ, н..илучший

  2. пр..обретенье, пр..светлый, пр..рост

  3. в..лелеять, обе..доленный, ра..грести

  4. под..ёмник, суб..ективно, выл..ешь




А10. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Я?



  1. люб..щие разговаривать, пассажиры дремл..т

  2. стро..щийся дом, иголки кол..тся

  3. крас.щие вещества, травы стел..тся

  4. пен..щиеся волны, соседи разбуд..т




А11. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?


A. успока..ваться
Б. отрасл..вой

B. скле..вающий
Г. ткан..вый


1) А, Б, Г 2) А, Б, В 3) В, Г 4) А,В

А 12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква И?

Честный исследователь н(1) может, чем бы он н(2) занимался, оказаться в ряду лжеучёных: он н(3) пойдёт н(4) на обман коллег, н(5) на искажение фактов.

1) 2,4,5 2)2 3) 1, 2, 3 4) 4, 5



А 13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Перелистывая страницы (1) принесённой из кабинета (2) книги (3) отец остановился у приоткрытой двери (4) прислушиваясь к разговору на кухне.

  1. 1,4 3) 3,4

  2. 1,2,3 4) 4

А 14. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

В портрете воссоздается облик человеческой индивидуальности: вместе с внешним сходством художник запечатлевает духовный мир изображаемого человека.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.



  1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

  2. Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена первой части.

  3. Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

А 15. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Психологический портрет героя литературного произведения (1) примером (2) которого является (3) описание Маши Мироновой в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (4) призван раскрыть внутренний мир героя через его внешность.

  1. 1 3) 1,4

  2. 1,2 4) 2,3

(Прочитайте текст и выполните задания А16, А17)

(1)Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в ром, что жить духовной жизнью значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. (2)Но вот в «Пророке»:

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился...

(З)Чего же не хватало пушкинскому герою — споров, театров и выставок? (4)Что это значит — духовная жажда? (5)Духовность не то, что культура поведения или образованность. (б)Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа. (7)Интеллигентность — не образованность, а духовность. (8)Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? (9)Да потому, что само по себе чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. (10)Духовная жизнь человека — это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям. (11)В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника — ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. (12)Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства. (13)Точно так же может быть бездуховным и само искусство — все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъёмно, в этом его назначение.

(14) Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в детстве и в юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. (15)Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. (16)Добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот.

(17)Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? (18)Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. (19)Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные. (20)Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать... (21)Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные — назовем их стремлениями: «священный сердца жар, к высокому стремленье» (Пушкин). (22)Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте... (С. Соловейчик)

А16. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 5—13?


  1. повествование 3) рассуждение

  2. есть все типы речи 4) описание и рассуждение

А17. Укажите предложение, в котором используются контекстные синонимы.

1) 5 2) 9 3) 10 4) 12



Часть 2

Ответы к заданиям В1—В3 запишите словами.

В1 Из предложения 11 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

В2 Из предложений 5—10 выпишите прилагательное в форме простой превосходной степени.

В3 Определите вид подчинительной связи в словосочетании СПОСОБНЫЕ ЛЮБИТЬ (предложение 14).

Ответы к заданиям В4—В6 запишите цифрами.

В4 Среди предложений 14—22 найдите простое односоставное определённо-личное предложение. Напишите номер этого предложения.

В5 Среди предложений 15—22 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи союза, лексического повтора и антонимов. Напишите номер этого предложения.

В6 «Тон размышлениям автора задает ________ (предложение 2). Строки высокой поэзии А.С. Пушкина настраивают читателя на участие в серьёзном разговоре, в котором центральными понятиями являются «духовность», «интеллигентность», «воспитанность». Именно поэтому с особым пафосом звучит («духоподъемно»). Делясь своими наблюдениями с читателем, автор прибегает
к таким приёмам, как_________(предложения 8, 9) и __________(предложения 18, 19)».


Список терминов:

  1. литота

  2. сравнение

  3. ирония

  4. синтаксический параллелизм

  5. эпитеты

  6. цитирование

  7. индивидуально-авторское слово

  8. вопросно-ответная форма изложения

  9. противопоставление




Часть С

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором, и коротко прокомментируйте. Объем до 50



Ответы 1 варианта


А1 – 2

А2 - 3


А3 - 2

А4 - 2


А5 - 1

А6 - 4


А7 - 2

А8 - 1


А9 - 3

А10 - 4


А11 - 4

А12 - 1


А13 - 3

А14 - 2


А15 - 3

А16 - 3


А 17 – 4

В1 – СОБЕСЕДНИК(А)

В2 – ВЫСОЧАЙШЕЙ(АЯ)

В3 - ПРИМЫКАНИЕ

В4 - 19

В5 - 21


В6 – 6, 7, 8, 9


Основные проблемы:

1) проблема духовности (необходимо ли современному человеку это понятие? что значит «жить духовной жизнью» в современную нам эпоху?);

2) проблема истинного содержания понятия духовности (не подменятся ли сегодня это понятие другим?);

3) проблема духовности в искусстве (можно ли говорить о духовности//бездуховности искусства?).


Вариант 2 Часть 1

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?



  1. сОрит

  2. занЯла

  3. опредЕлен

  4. знАчимость




А2. В каком предложении вместо слова ЕДИНЫЙ нужно употребить ЕДИНИЧНЫЙ?

  1. Большинство отрицательных героев Н. Гоголя можно собрать в ЕДИНЫЙ образ пошлости.

  2. Вокруг голубовато-белая пустыня без ЕДИНОЙ складочки — ни бугров, ни впадин.

  3. М. Горький советовал критикам обращать внимание на литературу в целом, а не на ЕДИНЫЕ явления её.

  4. Просветители XVIII века считали, что права и обязанности гражданина должны быть ЕДИНЫМИ для всех.

А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.



  1. с пятидесятью рублями

  2. оденьтесь теплее

  3. высохла

  4. спелых абрикосов




А4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Потребляя небольшое количество топлива,

1) сберегаются энергоресурсы.



  1. машина может развивать высокую скорость.

  2. решается задача энергосбережения.

  3. одно из достоинств машины — экономичность.

А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

  1. Одним из самостоятельных видов искусства, существующим с конца XV века, является графика.

  2. Все, кто в других странах любит русскую культуру, знает имена великих поэтов и писателей — Пушкина, Тургенева, Достоевского, Толстого.

  3. По приезде из Петербурга Гоголь поселился в доме Аксаковых (ныне на Суворовском бульваре).

  4. О своём отношении к классической музыке В. П. Астафьев написал в очерке «Постскриптум».

А6. В каком слове нет суффикса -К-?

1)стайка 3) мойка



  1. распайка 4) гайка

А7 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется Н?

Если рядом с полюсом Луны будут обнаруже(1)ы водя(2)ые запасы на дне вечно затенё(3)ого кратера, то решится проблема доставки на спутник Земли важнейших ресурсов для его освоения: кислорода, водорода и воды.

  1. 1 3) 1, 2

  2. 2 4) 1, 3

А8. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?



  1. подв..ргать, к..личество, фр..гментарный

  2. н..вация, озн..комиться, зам..рли

  3. ист..рический, перефр..зировать, оп..сание

  4. инф..рмационный, с..стема, ж..лать




А9. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?



  1. и..черпанный, ра..грести, ра..кошелиться

  2. от..двинутъ, пр..мывать, поз..растали

  3. в..ездная, раз..единить, подош..ют

  4. пр..сечь, пр..глубокий, пр..вратности (судьбы)




А10. В каком ряду в обоих словах пропущена буква Е?



  1. перемел..шь, выдвига..мый

  2. прибегн..шь, выправ..вший

  3. залез..шь, разве..нный

  4. задума..шь, нянч..вший




А11. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?


А. эмал..вый

Б. обеспеч..вать

В. уступч..вый

Г. вылет..вший


1) А, В

2) Б


  1. А, Б, В, Г

  2. Б, В




А12. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

  1. Воды прилива шумели (не)умолкая.

  2. Ветер колеблет стебелек с ещё (не)высохшей росой.

  3. Справа над лесистыми холмами сияла (не)мигающая звезда.

  4. Ответ на запрос до сих пор (не)получен.

А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Труд писателя — мука, но он же (1) конечно (2) и счастье. Писатель никогда не свободен, не знает полного отдыха;

он и счастлив и несчастлив своим трудом в минуту, когда (3) кажется (4) и не думает о нём.



  1. 1, 2

  2. 1,3

3) 3, 4

4) 1, 2, 3, 4




А14. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Люди разделяются на два рода: одни прежде думают, а потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом думают.

  1. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

  2. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

  3. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится в первой части.

  4. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

А15. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Мышление (1) обеспечивает способность человека правильно реагировать на новую ситуацию (2) для разрешения (3) которой (4)

нет готового рецепта.

  1. 1, 2 3) 3

  2. 2 4) 2, 4

(Прочитайте текст и выполните задания А16, А17)

1)Однажды ко мне на вахту, октябрьскую, осеннюю, ненастную, прилетели скворцы. (2)Мы мчались в ночи от берегов Исландии к Норвегии. (3)На освещённом мощными огнями теплоходе. {4)И в этом туманном мире возникли усталые созвездия...

(5)Я вышел из рубки на крыло мостика. (б)Ветер, дождь и ночь сразу стали громкими. (7)Я поднял к глазам бинокль. (8)В стеклах заколыхались белые надстройки теплохода, спасательные вельботы, тёмные от дождя чехлы и птицы -- распушённые ветром мокрые комочки. (9)Они метались между антеннами и пытались спрятаться от ветра за трубой.

(10)Палубу нашего теплохода выбрали эти маленькие бесстрашные птицы в качестве временного пристанища в своём долгом пути на юг. (11)Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, ещё лежит снег, а деревья проснулись. (12)И всё вообще вспомнилось, что бывает вокруг нас и что бывает внутри наших душ, когда приходит русская весна и прилетают грачи и скворцы. (13)Это не опишешь. (14)Это возвращает в детство. (15)И это связано не только с радостью от пробуждения природы, но и с глубоким ощущением родины, России.

(16)И пускай ругают наших русских художников за старомодность и литературность сюжетов. (17)3а именами Саврасова, Левитана, Серова, Коровина, Кустодиева скрывается не только вечная в искусстве радость жизни. (18)Скрывается именно русская радость, со всей её нежностью, скромностью и глубиной. (19)И как проста русская песня, так проста живопись.

(20)И в наш сложный век, когда искусство мира мучительно ищет общие истины, когда запутанность жизни вызывает необходимость сложнейшего анализа психики отдельного человека и сложнейшего анализа жизни общества, — в наш век художникам тем более не следует забывать об одной простой функции искусства — будить и освещать в соплеменнике чувство родины.



(21)Пускай наших пейзажистов не знает заграница. (22)Чтобы не проходить мимо Серова, надо быть русским. (23)Искусство тогда искусство, когда оно вызывает в человеке ощущение пусть мимолетного, но счастья. (24)А мы устроены так, что самое пронзительное счастье возникает в нас тогда, когда мы ощущаем любовь к России. (25)Я не знаю, есть ли у других наций такая нерасторжимая связь между эстетическим ощущением и ощущением родины...

(По В. Конецкому)

А16. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 21-25?



  1. рассуждение и описание

  2. рассуждение и повествование

  3. рассуждение

  4. повествование




А17. Какое слово употреблено в тексте в прямом значении?



  1. усталые (предложение 4)

  2. белые (предложение 8)

  3. пробуждение (предложение 15)

  4. скрывается (предложение 17)






Часть 2

Ответы к заданиям В1—В3 запишите словами.

В1. Из предложений 3—5 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

В2. Из предложений 21—23 выпишите все предлоги.

В3. Из предложения 11 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Ответы к заданиям В4—В6 запишите цифрами.

В4. Среди предложений 16—23 найдите сложное, все части которого являются односоставными безличными предложениями. Напишите номер этого сложного предложения.

В5. Среди предложений 7—13 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В6, начиная с первой клеточки.

В6. «Скворцы пробудили в душе автора текста воспоминания о Родине и множество других тёплых чувств, для которых он пытается найти точные слова, прибегая при этом к использованию таких изобразительных средств, как _____ («деревья проснулись»), _____ («вообще вспомнилось» в предложении 12,
«вспомнился Саврасов...» в предложении 11) и («пронзительное счастье» в предложении 24). Позицию автора помогает выразить такое синтаксическое средство, как (предложения 17—18)».

Список терминов:



  1. лексический повтор

  2. олицетворение

  3. синтаксический параллелизм

  4. парцелляция

  5. эпитет

6) ряды однородных членов

  1. просторечное слово

  2. риторическое обращение

  3. сравнительный оборот




Часть 3

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором, и коротко прокомментируйте.

Объем до 50 слов

Ответы 2 варианта


А 1 - 4

А2 - 3


А3 - 1

А4 - 2


А5 - 2

А6 - 4


А7 - 3

А8 - 3


А9 - 4

А10 - 1


А11 - 4

А12 - 3


А13 - 4

А14 - 2


А15 - 2

А16 - 3


А17 - 2

ЧАСТЬ2


В1 - СОЗВЕЗДИЯ

В2 – МИМО, В

В3 – ЕЩЁ ЛЕЖИТ

В4 – 22,


В5 - 9

В6 – 2,1,5,6

Основные проблемы:

1) проблема назначения искусства,

2) проблема ощущения родины.




Итоговый контроль

Вариант 1

Часть 1

1. В каком слове ударение падает на второй слог?



  1. простолюдин

  2. избалован 3)приободрить

4) звонит


2. В каком предложении вместо слова СКРЫТЫЙ нужно употребить СКРЫТНЫЙ?

  1. В его словах ощущалась СКРЫТАЯ угроза.

  2. Разведчик - человек молчаливый, в разговоре с людьми неоткровенный, СКРЫТЫЙ.

  3. СКРЫТОГО, тайного, невидимого врага легко не найти, быстро не обнаружить.

  4. СКРЫТЫЕ намерения противника так и не удалось понять.

3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения:

Поднявшись на гору,



  1. ветер задул со всех сторон.

  2. мы увидели удивительную панораму.

  3. небо приблизилось к нам.

  4. солнце скрылось за её вершиной.

4. В каком ряду во всех словах пропущено НН?

  1. оловя.. .ый солдатик, сено высуше.. .о, нежда.. .ые гости

  2. кова...ое железо, линова...ая бумага, некоше...ый луг

  3. жела...ый подарок, общепризна...ое превосходство, суко...ая скатерть

  4. веществе...ое доказательство, овчи...ый тулуп, лицо заплака...о

5. В каком ряду НЕ со всеми словами пишется слитно?

  1. (не) пользуясь льготами; времени всегда (не) достаёт

  2. сегодня (не) здоровится; (не) заменимый сотрудник

  3. сказать (не) что по секрету; провал есть (не) что иное, как кратер

  4. (не) видимый для охотника след; уйти в (не) былое

6. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

  1. Иной писатель кажется великаном (ПО)ТОМУ, что стоит (В)РОВЕНЬ с читателем.

  2. Наши деды и прадеды (ЗА)ТО воевали, ЧТО(БЫ) мы жили в мире и согласии.

  3. К родителям относись ТАК(ЖЕ), как ты желал бы, ЧТО(БЫ) твои собственные дети относились к тебе.

  4. ПО(ТОМУ), как он замолчал, а ТАК(ЖЕ) по его виноватому взгляду, Серпилин почувствовал, что перед ним стоит человек, не умеющий защитить себя.

7. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е?

  1. в кипуч.. й деятельност.., о неослабевающ.. м интерес…

  2. к растущ..й лип.., в домашн..й обстановк..

  3. в мельчайш..й детал.., о скучнейш..й книжонк..

  4. син..м мор..м, об окружающ…й действительност..

8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в
предложениях должны стоять запятые?

Волчица осторожно (1) чуть дыша (2) и (3) забирая всё в сторону (4) обогнала тёмное пятно, оглянулась на него и узнала.

1)1,2,3,4 2)1,4 3)1,2,4 4)1,3,4

9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые?

Елена размечталась до того (1) что (2) когда услыхала звонок в дверь (3) не сразу

поняла (4) что происходит.

1)1,3,4 2) 2,3 3) 1,2,3,4 4) 1,4



10. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Вначале у него затекли ноги () и только потом заболела спина.



  1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

  2. Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.

  3. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

  4. Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна, так как части сложного предложения имеют общий второстепенный член.

Часть 2

Прочитайте тест и выполните задания 11-15

1)С чего начать разговор о России? (2)Мне, русскому, это непросто: большое видится на расстоянии.

(3)Россия велика. (4)На ее территории можно разместить тридцать Франций или почти два Китая. (5)Вспоминаю, школьный учитель говорил: «Солнцу и тому нужно десять часов, чтобы от Берингова пролива дойти до Москвы».

(6)Может, разговор начать с того, какая Россия разная? (7)Это и безлесная, насквозь промерзшая тундра на Крайнем Севере, и дремучая тайга в Сибири; это и горы Урала и Забайкалья, и ширь пшеничных полей Дона и Кубани; это и города-миллионеры и крохотные деревеньки, никогда не слышавшие паровозного гудка. (По Б.Короткову)



  1. Укажите способ образования слова «пролива» (предложение 5).

  2. Из предложения 7 выпишите словосочетание с подчинительной связью примыкание.

  3. Из предложения 2 выпишите местоимения.

  4. Запишите номер предложения и обособленным приложением.

  5. Какое средство художественной выразительности используется в предложении 5?

Ответы вариант1


1 – 4

2 – 2


3 – 2

4 – 3


5 – 2

6 – 1


7 – 2

8 – 2


9 – 3

10 – 4


11 – бессуффиксный

12 – насквозь промёрзшая//никогда не слышавшие

13 – мне, это

14 – 2


15 – олицетворение



Вариант 2

Часть 1

1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?



  1. красИвее

  2. собрАла

  3. крестьянИн

  4. исчерпАть




2. В каком предложении вместо слова ДОВЕРЧИВЫЙ нужно употребить
ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ?

  1. ДОВЕРЧИВЫЙ разговор завершился перемирием сторон.

  2. Собаки всегда смотрят на людей ДОВЕРЧИВЫМИ глазами.

  3. ДОВЕРЧИВОЕ отношение местных жителей помогло геологам быстро составить карту края.

  4. Этого ДОВЕРЧИВОГО ребёнка легко обмануть.

3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения:

Готовясь к экзаменам,



  1. выучите сначала теорию.

  2. проводятся консультации.

  3. требуется много времени.

  4. у вас должны быть конспекты.




4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых
пишется НН

Когда тума(1)ый восток посветлел и в лагере отгремела бараба(2)ая дробь, нежда(3)о началась атака неприятеля.

1)1 2) 2 3)2,3 4)1,2,3

5. В каком ряду НЕ со всеми словами пишется слитно?




  1. делал (не) правильно; не (с) кем поговорить

  2. (не) где жить; рассказывал (не) былицы




  1. (не) чем хвалиться; говорил (не) громко, а тихо

  2. это был (не) кто в чёрном; (не) у кого взять книгу




6. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

  1. (В)ТЕЧЕНИЕ всего июня собирают землянику, а (ПО)ПОЗЖЕ, в июле, -малину.

  2. (ВО)КРУГ были россыпи белых, (ПРИ)ТОМ молоденьких, только ещё пробивающихся из земли грибов.

  3. Ежедневно, ЧТО(БЫ) ни случилось, композитор выходит из дому: почувствовать простор, увидеть небо ему ТАК(ЖЕ) необходимо, как сидеть за роялем.

  4. Я люблю ТОТ(ЧАС), когда, черпая вёслами прозрачную, как первые льдинки, озёрную воду, выплываешь на лодке (НА)ВСТРЕЧУ едва зародившемуся дню.

7. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е?

  1. к строящ..йся площад.., в светло-син..м плать..

  2. о павш..м воин.., о высш..й власт..

  3. о сыновн. .м долг.., об имеющ. .мся заблуждени..

  4. на закоптевш..м прибор.., на открывш..мся форум..

8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые?

Поздней ночью вновь поднимется ветер (1) и (2) пролетев над бушующим (3) пустынным озером (4) и (5) набрав водяной пыли (6) и гула безлюдных просторов (7) сорвёт с крыши железный лист.


1) 2,7

  1. 1,2,4,7

  2. 1,2,4,5,6,7

4) 2,3,7


9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые?

Когда нужно было спешить в гимназию (1) Николенька изо всех сил старался не отставать от старшего брата (2) и (3) так как тот всегда двигался стремительно (4) то первокласснику часто приходилось догонять его вприпрыжку.

1) 1,2,4 2)1,2,3,4 3) 1,3 4) 2,4



10. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Этого человека я взял к себе в проводники () и с ним же я отправился на охоту.

  1. Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

  2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

  3. Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна.

  4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 11-15

(1)Никакое перо не опишет того ужаса, который совершился в какие-нибудь две недели. (2) Сто лет рос этот дремучий ельник, и его не стало в несколько дней. (3) Люди рубили громадные деревья и не замечали, как из свежих ран сочились слёзы., они принимали их за обыкновенную смолу. (4) С каким стоном падали подрубленные деревья, как жалобно трещали! (5) Некоторые даже сопротивлялись, не желая поддаваться ничтожному человеку. (6) Они хватались ветвями за соседние деревья во время своего падения (7) Но всё было напрасно: и слёзы, и стоны, и сопротивление! (8) Деревья очищались от хвои, затем оголённые стволы разрубались на равные части и складывались правильными рядами в поленницы дров. (9) Да, самые обыкновенные поленницы, которые мы можем видеть везде, но не всегда думаем, сколько живых деревьев изрублено в такую поленницу и сколько нужно долгих - долгих лет. чтобы такие деревья выросли. (По Д. Н. Мамину-Сибиряку)



  1. Укажите способ образования слова «СТОНЫ» (предложение 7).

  2. Из предложения 3 выпишите словосочетание с подчинительной связью управление.

  3. Из предложения 1 выпишите местоимения.

  4. Среди предложений 1-3 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное, напишите номер этого предложения

  5. Какое средство художественной выразительности используется в предложении 3?







Ответы вариант 2


1 – 1

2 – 1


3 – 1

4 – 4


5 – 2

6 – 3


7 – 4

8 – 1


9 – 1

10 – 3


11 – бессуффиксный

12 – рубили деревья//сочились из ран//принимали их//принимали за смолу.

13 – никакое, того, который, какие-нибудь

14 – 2


15 – метафора


Сочинения . Лиханов А.А. Текст о любви к Родине
Два чувства дивно близки нам –

В них обретает сердце пищу –

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века,

По воле Бога самого,

Самостоянье человека –

Залог величия его.

(1)Пушкинские слова эти пронзительной глубиной своей обращают память и чувства к отчему дому. (2)Куда ни относила бы житейская волна, какое бы разнообразие ни предлагала, всё бытие твоё останется суетой без памяти об отчем крове, без тех нитей, которые протягивает сердце к Отчизне, без частицы души, может, наиглавнейшей, обращённой таинственным зеркальцем к матери, к отцу, к городу или деревне, где ты рос.

(З)Поразительная категория - «самостоянье человека». (4)Нет, не примитивно-утилитарная самостоятельность, а именно самостоянье, ведь в этом слове заключено особое определение души, ума и сердца, в самостоянье человека заключено очень многое, и помечено оно - верно! - любовью к родному.

(5)Без любви человек пуст; нет и не может быть любви между двумя людьми, если каждый из них не любит чего-то своего, отдельного, необъяснимого, порой трудно называемого; если не любит своей памяти – прозрачной речки, пескарей на золотистой отмели, тихого кружения берёзового листа в осенний листопад, трепета молодой осинки на весеннем ветру, дымка из трубы и ледяной дорожки, по которой так здорово было прокатиться, разбежавшись что есть мочи, в дальнем и близком детстве...

(6)«С чего начинается Родина?» (7)Песенный вопрос этот кажется неточным и риторическим; родина ни с чего не начинается — она была, она есть, она будет вечно, если говорить о ней применительно ко всем и ко всякому; в отдельном же человеке она не начинается тоже - сам человек и есть Родина, (8)Любовь к ней - естественное чувство. (9)Самостоянье и величие человека зависят от этой естественной любви, а растоптавший любовь эту жалок и ничтожен. (10)0н изгой в отчем доме. (11)Ему всё равно, где жить и что видеть окрест. (12)Такой живёт страстями мелкими - он сам себя отрёк от самостоянья. (13)Родины в нём нет.

(14)Неважно, какой он, отчий дом, где он стоит или, может, не стоит вовсе, снесённый беспощадным лезвием бульдозера. (15)Даже несуществующий, он есть вечно в твоём сознании и будет, пока будешь ты. (По А. Лиханову)
Сведения об авторе:

Лиханов Альберт Анатольевич (родился в 1935 г.) - прозаик, публицист, педагог и общественный деятель, автор книг, посвящённых детям. Председатель правления Российского детского Фонда, Академик Российской Академии образования. Наибольшую популярность получили произведения А. А. Лиханова, посвящённые проблеме становления ребёнка и подростка.



Основные проблемы:

1. Проблема личностной цельности (При каких условиях человек может состояться как личность?)

2. Проблема патриотизма (С чего начинается любовь к Родине?)

3. Проблема любви (Что значит для человека чувство любви? При каких условиях оно возникает?)



Позиция автора по выделенным проблемам:

1. Память – основа человеческой личности; пока жив человек, живо то, что хранит его память; воспоминания об отчем доме - частица души каждого человека. Человек не может состояться как личность без любви к родительскому дому, к семье, к Родине.

2. Любовь к Родине - естественное чувство, которое живёт в каждом человеке, оно начинается с любви к отчему дому; величие человека зависит от способности испытывать это чувство.

3. Без любви человек пуст: не может быть любви между двумя людьми, если каждый из них не любит природы, Родины, своего дома, своих воспоминаний.


Лаптев Е.А. Текст об истинных ценностях
(1)Леонид Тимофеевич Потёмкин загадочно называл себя «собирателем редкостей». (2)Его двухкомнатная квартира была заставлена остеклёнными шкафами, где хранились книги. (З)Чего только не было в этой сокровищнице! (4)Учёный мог обнаружить здесь дефицитный фолиант из серии «Философское наследство», у тонкого ценителя поэзии перехватило бы дух при виде томиков Верлена и Надсона, любителя приключенческой литературы привело бы в восторг собрание сочинений Майн Рида или Фенимора Купера... (5)И на каждой книге, как в настоящей библиотеке, стояла изготовленная самим Потёмкиным печать - экслибрис, представляющий собою выразительно гордый профиль владельца, окаймлённый геральдическим лавром.

(6)Книг Леонид Тимофеевич никому не давал. (7)Отказывая, он с таинственной грустью говорил: «Ну как я могу дать книгу?» - и сокрушённо разводил руками, как бы показывая, что решение подобных вопросов зависит не от него: есть некие высшие силы, которым, хочешь не хочешь, приходится подчиняться. (8)Просители, заворожённые этим жестом, начинали верить, что действительно есть какое-то неведомое другим, почти трагическое обстоятельство, не позволяющее коллекционеру свободно распоряжаться своими книгами. (9)Чаще остальных прибегал книголюб из соседнего дома - Вовка Алексеев, курчавый, живой мальчишка с восторженно горящими глазами. (10)Он всегда начинал свою просьбу одинаково:

-(11)Леонид Тимофеевич, ведь у вас наверняка «Зверобой» есть! (12)Дайте, а то я все библиотеки обегал, а там говорят, что книжка на руках...

- (13)Нет, Володя, как же я могу дать тебе эту книгу? (14)Сам подумай!

(15)И мальчик, измеряя глазами расстояние до книжного шкафа, торопливо кивал головой, как бы говоря: я не маленький и уже знаю, что счастье так просто в руки не даётся, надо стоптать сто пар железных сапог, съесть пуд соли, прежде чем добьёшься своего. (16)Он уходил, но прибегал уже на следующий день с робкой надеждой в горящих глазах: дескать, вы мне уже отказывали раз двести, может, хоть сегодня дадите... (17)Но Леонид Тимофеевич с той же загадочной печалью говорил те же слова, изображая руками всё тот же жест.

(18)Но времена книжного дефицита прошли. (19)Редкости в одночасье превратились в обыкновенные книжки, которыми оказались заполнены все магазины. (20)Теперь Потёмкин с недоумением и растерянностью спрашивал себя, зачем он потратил столько денег на покупку совершенно ненужных вещей. (21)Ему казалось, что он, человек доверчивый и неискушённый, стал жертвой каких-то хитрых аферистов, решивших обобрать его до нитки.

(22)Вечерами он брал калькулятор и скрупулёзно высчитывал, сколько денег он истратил на приобретение своей библиотеки. (23)Производить такие расчёты - дело весьма непростое. (24)Например, на книжке Носова «Незнайка на Луне» стоит цена - 94 копейки, но столько она стоила ещё в начале семидесятых годов, а как вывести её нынешнюю цену? (25)Однако даже при самых грубых округлениях сумма получалась такая астрономическая, что Леонид Тимофеевич хватался за голову и чуть не плакал от обиды...

(26)Собранные книги он никогда не читал, удовольствие он находил в том, что сознавал себя хозяином, царём, владыкой этих сокровищ. (27)И вдруг эти сокровища каким-то сказочным образом превратились в глиняные черепки. (28)Теперь Леонид Тимофеевич страстно ругает бездуховность современной молодежи, отсутствие у неё интереса к чтению и, когда вытирает пыль с полок, внезапно срывается и кричит притихшим книгам: «Я вот соберусь и выброшу вас на помойку...» (По Е.А. Лаптеву)


Сведения об авторе:

Е.А. Лаптев (родился в 1936 г.) - писатель-публицист.



Основные проблемы:

1. Проблема назначения книги (Какую роль играют книги в жизни человека?)

2. Проблема влияния времени на характер ценностей (Чем должен руководствоваться человек при определении жизненных ценностей, чтобы их не разрушило время?)

3. Проблема понимания истинных человеческих ценностей (Какие ценности являются истинными, настоящими?)



Позиция автора по выделенным проблемам:

1. Книги нужны для того, чтобы люди их читали, обогащая при этом свой внутренний мир.

2. В жизни человек должен руководствоваться личными убеждениями, истинными, настоящими духовными ценностями, а не влиянием переменчивой моды.

3. Истинными, настоящими ценностями являются ценности не материальные, а духовные, к каковым относятся книги; их нельзя рассматривать как источник обогащения.


Захаров В.А. Текст о Добре и Зле

(1)Когда учительница литературы рассказала нам о смерти Пушкина, то сразу же несколько человек спросили: «А что потом стало с Дантесом? (2)Как сложилась его жизнь?» (З)Учительница смутилась и сказала, что он уехал за границу, прожил счастливую жизнь, окружённый теплом семейного уюта. (4)Было видно, что она не хотела об этом говорить, потому что испытывала то же самое чувство, какое испытали мы, - недоумение. (5)Как такое могло произойти, почему такое страшное злодеяние осталось безнаказанным, почему убийцу не настигла карающая рука справедливого возмездия?

- (6)Трудно сказать, насколько счастливой на самом деле была жизнь этого человека. (7)Возможно, его терзала совесть, наверное, он чувствовал на душе тяжесть греха!

(8)Но эти слова вызвали возмущённый гул: подумаешь, «терзала совесть», да за такое преступление полагается лютая казнь.

(9)Я хорошо помню ощущение какой-то фатальной несправедливости в устройстве мироздания, как будто бы в фундамент вселенской постройки залили некачественный бетон и по стене пошли трещины. (10)Нет, в целом жизнь зиждется на прочном основании справедливости! (11)Злых людей наказывают, добрых воспевают. (12)Но почему-то возникают какие-то необъяснимые бреши: почему-то некоторые злодеяния пропускаются, словно чьё-то бдительное око на секунду потеряло эту свою бдительность и безнаказанный подлец успел затеряться в толпе. (13)Вот, например, читаешь про какого-то нацистского преступника, который во время Второй мировой войны расстреливал мирных людей. (14)Живёт сейчас где-нибудь в Южной Америке, на берегу тёплого моря, ему девяносто лет, а он бодр, свеж и здоров. (15)Но почему его не загрызла совесть, где следы мучительных страданий?

(16)Может быть, справедливость, как и медаль, имеет свою оборотную сторону? (17)И, скажем, Дантеса, убившего великого поэта, если смотреть на этот факт глазами беспристрастного судьи, следует считать участником дуэли, тогда было бы несправедливым карать человека, защищавшего в поединке свою честь? (18)Или тот, кого мы называем нацистским преступником, всего лишь солдат проигравшей армии, который, как и подобает военному, послушно выполнял приказы своего начальства? (19)А вот если бы фашисты победили в той войне, тогда что же: преступниками объявили бы тех, кого мы сегодня называем героями? (20)Да, если покрутить справедливостью туда-сюда, то многое может поменяться в наших взглядах и оценках!

(21)Но мне думается, что манипуляции со справедливостью, с общечеловеческими ценностями, нормами морали становятся возможными, когда добро уравнивается со злом. (22)Вроде бы как пришёл человек на рынок жизни, а там два продавца: одного зовут Добро, оно скучное, неразговорчивое, торгует простым товаром в блёклой упаковке, а рядом стоит весёлое Зло, шутит с покупателями, нахваливает свой товар, который хоть и дрянь, но зато в позолоченной фольге. (23)Неискушённый человек покупается на яркую упаковку! (24)И кто же виноват в том, что он обманулся? (25)Конечно, Добро! (26)Надо сражаться за своего клиента, не следует отдавать инициативу более креативному конкуренту.

(27)Но Добро и Зло не выступают в нашем мире как физические силы, существующие помимо человека. (28)Они прямой результат наших действий. (29)3ло ничего не созидает, оно не строит домов, не лечит больных, не рожает детей, не кормит голодных, не пишет сказок... (З0)Оно разрушает. (З1)Вот почему несправедливо ставить знак равенства между Добром и Злом как между двумя равноправными силами жизни. (32)Вот почему справедливость неустанно ищет убийц, презирает трусов и ненавидит лжецов. (По В.А. Захарову)


Сведения об авторе:

В.А. Захаров (родился в 1956 г.) - современный писатель-публицист.



Основные проблемы:

1. Проблема возмездия (Может ли преступление остаться безнаказанным?)

2. Проблема существования вечных ценностей в контексте времени (Стираются ли с течением времени границы добра и зла?)

3. Проблема манипуляции общечеловеческими ценностями (Можно ли манипулировать такими ценностями, как справедливость?)

4. Проблема возможности сопоставления Добра и Зла (Можно ли считать Добро и Зло равноправными силами жизни?)

Позиция автора по выделенным проблемам:

1. Любое преступление рано или поздно наказывается, в том числе осуждением потомков.

2. Меняются взгляды, оценки людей, но невозможно отменить вечные ценности, добро и зло нельзя поменять местами.

3. Человек не должен манипулировать справедливостью и другими общечеловеческими ценностями.

4. Добро и Зло сопоставлять нельзя, их нельзя уравнивать, так как это взаимоисключающие понятия: Добро всегда созидает, а Зло разрушает.
Песков В.М. Текст о пробуждении у человека чувства природы

(1)Для одних лес - это всего лишь деревья и дрова. (2)Если нет грибов или ягод - в лесу им скучно. (З)Для других лес- это мир, полный тайн, красоты, мир, где человека покидают болячки телесные, душевные, где понятие «радость жизни» вдруг становится почти осязаемым.

(4)Люди по-разному выражают свои чувства ко всему, что мы называем природой. (5)У одних выражение этого чувства буднично-грубоватое: «Красотища-то!» (6)Другие в эти минуты боятся обронить слово. (7)И есть люди, душевный инструмент которых особо чутко воспринимает нахлынувшие чувства и исторгает их позже так, что дрогнут струны другой души. (8)В русской литературе, живописи и музыке можно назвать много имён творцов, обладавших этим великим даром: Чайковский, Левитан, Фет, Тютчев, Бунин. Есенин, Пришвин, Паустовский.

(9)Лев Толстой говорил: «Счастье - это быть с природой, видеть её, говорить с ней». (10)Если это так, то как же сделать человека счастливым, сознавая при этом, что в понимание счастья входит многое другое? (11)Чувство природы врождённое. (12)И есть оно у каждого человека. (13)Но чувство это спит. (14)Кто разбудит его в раннем детстве? (15)Сможет ли это сделать школьный учебник? (16)Вряд ли. (17)Но может это сделать умный, чуткий учитель. (18) Этим учителем неожиданно может стать кто угодно - отец, мать (у Горького - бабушка), сельский пастух, охотник, всякий, кто сам был кем-то разбужен. (19)Сильным толчком может стать хорошая, вовремя прочитанная книжка. (20)Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука подложила мне томик Сетон-Томпсона «Животные-герои». (21)Я считаю её своим «будильником».

(22)Благодарность за «пробуждение» я должен сказать и матери, с которой ходил за грибами, и отцу, с которым заготавливал дрова. (23)С благодарностью вспоминаю речку, на которой мы ребятишками пропадали с утра до ночи. (24)От других людей знаю, что для них «будильником» чувства природы были месяц, проведённый летом в деревне, прогулка в лес с человеком, который «на всё открыл глаза», первое путешествие с рюкзаком, с ночёвкой в лесу... (25)Нет нужды перечислять всё, что может разбудить в человеческом детстве интерес и благоговейное отношение к великому таинству жизни. (26)Конечно, нужны и учебники. (27)Вырастая, человек умом постигать должен, как сложно всё в живом мире переплетено, взаимосвязано, как этот мир прочен и вместе с тем уязвим, как всё в нашей жизни зависит от богатства земли, от здоровья живой природы. (28)Эта школа должна обязательно быть.

(29)И всё-таки в начале всего стоит Любовь. (30)Вовремя разбуженная, познание мира она делает интересным и увлекательным. (31)С нею человек обретает и некую точку опоры, важную точку отсчёта всех ценностей жизни. (32)Любовь ко всему, что зеленеет, дышит, издаёт звуки, сверкает красками,- и есть любовь, по мысли яснополянского мудреца, приближающая человека к счастью. (По В. Пескову)


Сведения об авторе:

Песков Василий Михайлович (родился в 1930 г.) - писатель, журналист, автор документальных очерков (многие с авторскими фотоиллюстрациями), описывающих жизнь советских людей, живущих в разных уголках нашей Родины, а также русскую природу, лауреат Ленинской премии 1964 года.



Основные проблемы:

1. Пробуждение чувства природы у человека (Кто может разбудить чувство природы? Что влияет на пробуждение чувства природы?)

2. Предназначение чувства природы (Зачем человеку чувство природы?)

3. Проблема выражения человеком своих чувств к природе (Как люди выражают свои чувства к природе?)



Позиция автора по выделенным проблемам:

1. Чувство природы, в основе которого лежит любовь человека к жизни, врождённое, но его надо вовремя разбудить, и у каждого человека будет свой «будильник»: родители, хорошая книга, первый поход или что-то другое.

2. Чувство природы помогает человеку быть счастливым, с ним человек обретает важную точку отсчёта всех ценностей жизни.

3. Люди по-разному выражают свои чувства к природе: от скупых реплик до высокого полёта души, выраженного в произведениях искусства.






Критерии оценивания:

«5» - 15-14

«4» - 13-10

«3» - 9-6

«2» - 5 и меньше


Сочинение №1

(У)Я сидел в ванне с горячей водой, а брат беспокойно вертелся по маленькой комнате, хватая в руки мыло, простыню, близко поднося их к близоруким глазам и снова кладя обратно. (2)Лотом стал лицом к стене и горячо продолжал:

- (З)Сам посуди. (4)Нас учили добру, уму, логике - давали сознание. (5)Главное - сознание. (б)Можно стать безжалостным, но как возможно, познавши истину, отбросить её? (7)С детства меня учили не мучить животных, быть жалостливым. (8)Тому же учили меня книги, какие я прочёл, и мне мучительно жаль тех, кто страдает на вашей проклятой войне. (9)Но вот проходит время, и я начинаю привыкать ко всем страданиям, я чувствую, что и в обыденной жизни я менее чувствителен, менее отзывчив и отвечаю только на самые сильные возбуждения. (10)Но к самому факту войны я не могу привыкнуть, мой ум отказывается понять и объяснить то, что в основе своей безумно. (1 1)Миллионы людей, собравшись в одно место и стараясь придать правильность своим действиям, убивают друг друга, и всем одинаково больно, и все одинаково несчастны - что же это такое, ведь это сумасшествие?

(12)Брат обернулся и вопросительно уставился на меня своими близорукими глазами.

- (13)Я скажу тебе правду. - (14)Брат доверчиво положил холодную руку на моё плечо. (15)Я не могу понять, что это такое происходит. (16)Яне могу понять, и это ужасно. (17)Если бы кто-нибудь мог объяснить мне, но никто не может. (18)Ты был на войне, ты видел - объясни мне.

- (19)Какой ты, брат, чудак! (20)Пусти-ка ещё горячей водицы.


(21)Мне так хорошо было сидеть в ванне, как прежде, и слушать знакомый голос, не вдумываясь в слова, и видеть всё знакомое, простое, обыкновенное: медный, слегка позеленевший кран, стены со знакомым рисунком, принадлежности к фотографии, в порядке разложенные на полках. (22)Я снова буду заниматься фотографией, снимать простые и тихие виды и сына: как он ходит, как он смеётся и шалит, (23)И снова буду писать - об умных книгах, о новых успехах человеческой мысли, о красоте и мире. (24)А то, что он сказал, было участью всех тех, кто в безумии своём становится близок безумию войны. (25)Я как будто забыл в этот момент, плескаясь в горячей воде, всё то, что я видел там.

- (26)Мне надо вылезать из ванны, - легкомысленно сказал я, и брат, улыбнулся мне, как ребёнку, как младшему, хотя я был на три года старше его, и задумался - как взрослый, как старик, у которого большие и тяжёлые мысли.

(27)Брат позвал слугу, и вдвоём они вынули меня и одели. (28)Потом я пил душистый чай из моего стакана и думал, что жить можно и без ног, а потом меня отвезли в кабинет к моему столу, и я приготовился работать. (29)Моя радость была так велика, наслаждение так глубоко, что я не решался начать чтение и только перебирал книги, нежно лаская их рукою. (ЗО)Как много во всём этом ума и чувства красоты!

(По Л. Андрееву)



*Андреев Леонид Николаевич (1871-1919) - прозаик, драматург, публицист, представитель Серебряного века русской литературы.

Сочинение №2.
(1)Воспалённое состояние Поли, а главное, ее сбивчивая, двусмысленная речь - всё подсказывало худшие догадки, много страшнее, чем даже плен Родиона или его смертельное ранение.

(2)- Да нет же. тут другое совсем, - содрогнулась Поля и, отвернувшись к стенке, вынула из-под подушки смятый, зачитанный треугольничек.

(З)Впоследствии Варя стыдилась своих начальных предположений. (4)Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы находились поблизости, и Родиону был известен Полин адрес. (З)Конечно, командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона в Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открыла! не черкнул своей-то, любимой-то, проездом в действующую армию?..

(6)Итак, что была его первая фронтовая весточка с более чем двухнедельным запозданием. (7)Во всяком случае, сейчас выяснится, с какими мыслями он отправлялся на войну. (8)Варя нетерпеливо развернула листок, весь проткнутый карандашом, - видно, писалось на колене. (9)Пришлось к лампе подойти, чтобы разобрать тусклые, полузаконченные строки.

(9)Варя сразу наткнулась на главное место.

(10)«Пожалуй, единственная причина, дорогая моя, почему молчал вес это время, - негде было пристроиться, - кратко, с неожиданной полнотой и прямолинейно, как на исповеди, писал Родион. (12)- Мы вес отступаем пока, день и ночь отступаем, занимаем более выгодные оборонительные рубежи, как говорится в сводках. (13)Я очень болел к тому же, да и теперь не совсем ещё оправился: хуже любой контузии моя болезнь. (14)Самое горькое - то, что сам я вполне здоров, весь целый, нет пока на мне ни единой царапины. (!5)Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я рассказать про это, -Варя перевернула страничку.

(16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша часть проходила в отступлении. (17)Я шёл последним в роте... а может, и во всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию... (19)Конечно, она не очень разбиралась в стратегической обстановке. (20)Она подбежала к нам с полевыми цветами, и, так случилось, они достались мне. (21)У неё были такие пытливые, вопросительные глаза на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть, но я заставил себя взять букетик, потому что я не трус, матерью моей клянусь тебе, Поленька, что я не трус. (22)3ажмурился, а принял его у неё, покидаемой на милость врага… (23)С тех пор держу тот засохший веничек постоянно при себе, на теле моём, словно огонь за пазухой ношу, велю его в могилу положить на себя, если что случатся. (24)Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стаи, а вот как мо происходи!, всухую... и это купель зрелости! -(25)Дальше две строчки попались вовсе неразборчивые. - (26)И не знаю, Поленька, хвати ли всей моей жизни тот подарок оплатить...»

(27)- Да, он очень вырос, твой Родион, ты права... - складывая письмо, скачала Варя, почему что при подобном строе мыслей вряд ли этот солдат оказался бы способен на какой-либо предосудительный поступок.

(28) Обнявшись, подружки слушали шелест дождя и редкие, затухающие гудки автомашин. (29)Темой беседы служили события истекшего дня: открывшаяся на центральной площади выставка трофейных самолётов, незасыпанная воронка на улице Весёлых, как они уже привыкли её называть в обиходе между собой, Гастелло, чей самозабвенный подвиг прогремел в те дни на всю страну.

По Л. Леонову*)


Критерии оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня

речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в V-IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».

Примерный объем текста для подробного изложения: в V классе – 100-150 слов, в VI классе – 150-200, VII – 200-250, VIII – 250-300, для IX – 300-350 слов.

Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в VIII и IX классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

При оценке учитывается следующий примерный объем классных сочинений: в V классе — 0,5-1, в VI классе — 1,0-1,5, в VII классе — 1,5-2,0, в VIII классе — 2,0-3,0, в IX классе — 3,0-4,0 страницы, в X-XI классов – 5,0-7,0.1

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая за соблюдение орфографических и пунктуационных норм.

Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

- соответствие работы ученика теме и основной мысли;

- полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;

- последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

- разнообразие словарного и грамматического строя речи;


Раздел 6

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Основная литература:

  1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень. - М.: Просвещение, 2003.

  2. Золотарева И.В., Дмитриева Л.П. Поурочные разработки по русскому языку. 11 класс. – М.: ВАКО, 2004. – 368 с.

  3. Тропкина Л. А. Русский язык. 11 класс: Поурочные планы. - Волгоград: Учитель, 2004. - 72 с.

Дополнительная литература:

  1. Научно-методический журнал «Русский язык в школе».

  2. Квятковский А.П. Школьный орфоэпический словарь. – М., 1998.

  3. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М., 1998.

  4. Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М. 1997.

  5. Сборник таблиц по русскому языку.

  6. Сенина Н.А. Русский язык. ЕГЭ-2014 Вступительные испытания: Учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д.: Легион, 2010. – 495 с.

  7. Фролова Т.Я. Русский язык в рисунках и схемах. Симферополь. 2005.

  8. Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. – М., 1997.

Интернет-ресурсы:

http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении.

http://www.9151394.ru/projects/liter/uroksoch/index.html - Дистанционный семинар.

http://www.ug.ru/ -«Учительская газета».




1


<< предыдущая страница