Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» составлена на основании «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреж - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» 1 93.33kb.
Рабочая программа по письму и развитию речи разработана на основе... 4 1150.29kb.
Рабочая программа по учебному курсу «Музыка» 5 класс Рассмотрено... 2 655.45kb.
Рабочая программа по предмету «Ритмика» Учитель : Кравченко О. 2 675.42kb.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 9 классов образовательных... 1 257.6kb.
Рабочая программа по музыке 5-7 классы разработана на основе государственной... 3 800.14kb.
Программа для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. /Курдюмова Т. 1 264.38kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 5 классов 2 575.59kb.
Рабочая программа по предмету «Музыка» 6 класс 1 157.15kb.
Рабочая программа по музыке составлена на основе Программы общеобразовательных... 1 78.44kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Физика» для 10 класса базового... 1 12.16kb.
Основная образовательная программа основного общего образования (5-9... 13 5225.94kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» составлена на основании «Программы - страница №1/2

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида г. Павлово


«Рекомендовано»

Руководитель ШМО

_____ /Бронникова О.Л./

Протокол №____ от

«___» _________ 20__ г.


«Согласовано»

Зам. директора по УВР

______/Немировченко А.А./

«___» _________ 20__г.



«Утверждено»

Директор школы

_____ __/Жирякина О.Л./

Приказ № ______ от

«___» _________ 20__г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по МУЗЫКЕ 5-8 классы

предмет, класс



Прошина Елена Вячеславовна 1 категория

Ф.И.О., категория

Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол № ___________ от

«____» __________ 20 __г.

2013 – 2014 учебный год



Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» составлена на основании «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 5-9 классы», под редакцией В.В.Воронковой – М.: Просвещение, 2011.

Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 5-9 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

Музыкальное воспитание и обучение является неотъемлемой частью учебного процесса в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида.

Музыка формирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном, способствует эмоциональному познанию окружающей действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственных учащимся специальных учреждений.

Цель музыкального воспитания и образования — формирование музыкальной культуры школьников, развитие эмоционального, осознанного восприятия музыки как в процессе активного участия в хоровом и сольном исполнении, так и во время слушания музыкальных произведений.

Задачи:


  • развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения певческого голоса;

  • освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

  • воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Занятия музыкой способствуют развитию нравственных качеств школьника, адаптации его в обществе. В связи с этим в основе обучения музыке и пению заложены следующие принципы:



  • коррекционная направленность обучения;
    —оптимистическая перспектива образования;

  • индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

— комплексное обучение на основе передовых психолого-медико-педагогических технологий.

Для осуществления этих принципов учителю музыки необходимо разбираться в структуре аномального развития личности ребенка; оценивать уровень развития музыкальных, творческих возможностей, характер эмоциональных нарушений.



Специфика программы:

      Программа по музыке для учащихся 5—8 классов является следующей ступенью в работе с детьми с нарушенными интеллектуальными способностями. Она представляет собой дальнейшую разработку основных принципов Д. Б. Кабалевского, которые помогают понять, что музыка не простое развлечение, а важная часть жизни. В  программе придается большое значение изучению таких музыкальных форм, как песня, танец и марш. Программа ориентирует педагога на развитие детской творческой активности. На каждом уроке рекомендуется уделять большое внимание игре на простых ударных инструментах. Это может быть и повторение ритмического рисунка песни, ритмический аккомпанемент к прослушанной пьесе, определение сильной доли в марше, польке и вальсе. Игра на музыкальных инструментах помогает развитию музыкальной памяти, ритма, а также вырабатывает исполнительские навыки, прививает любовь к коллективному музицированию, пробуждает и стимулирует компенсаторные возможности у детей с умственной отсталостью.


Содержание программного материала уроков состоит из музыкальных сочинений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Основу содержания программы составляют произведения отечественной (русской) музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.

Основные линии курса (разделы):
В программу включены следующие разделы: пение, слушание музыки, элементы музыкальной грамоты.

Раздел «Пение» включает произведения для формирования вокально-хоровых навыков и умений учащихся в зависимости от уровня певческого развития по годам обучения. Классика, фольклор, современная (зарубежная и отечественная) песня — основа формирования вокально-хорового репертуара классного хора.

В работе с солистами и при инсценировании песен внимание учителя должно быть направлено на чистоту интонации, строя и ансамбля. Пение без сопровождения способствует выработке стройности и чистоты интонации, красоты звука, ансамбля, воспитывает привычку к слуховому самоконтролю. Задача творческого раскрытия образа песни является главной и подчиняет себе вокально-технические приемы исполнения. В формировании устойчивого интереса к хоровому пению значительную роль играет «концертное» исполнение песен.

Обучение учащихся средних и старших классов сопряжено с определенными трудностями мутационного периода, значительно осложняющего их участие в хоровом пении. Школьникам не рекомендуется громко петь.

В разделе «Слушание музыки» важным является создание благоприятных условий для восприятия музыки: атмосфера концертного зала, доверительное общение со сверстниками и учителем. Опыт слушания учащимися высокохудожественной музыки, накопленный в начальной школе, является основой, на которой осуществляется дальнейшее изучение музыкального материала.

Раздел «Элементы музыкальной грамоты» содержит элементарный минимум знаний о музыке и музыкальной деятельности.

При разучивании хоровых произведений, в процессе слушания музыки учитель в живой и увлекательной форме рассказывает о связях музыкального искусства с жизнью, об элементарных закономерностях музыки, о жанрах музыкального искусства, о непреходящем значении народного творчества, используя при этом яркие примеры звучания музыки различных эпох и стилей, особенности творчества различных композиторов.

В ходе планирования учитель продумывает перспективные и ретроспективные связи уроков музыки в течение одной четверти, учебного года, в начальных, средних и старших классах.

Наряду с освоением учащимися нового материала важнейшей задачей учителя становится повторение и закрепление ранее изученного. Это поможет ученикам вспомнить полюбившиеся им песни, сохранить их в своем репертуаре, включить в программу своих выступлений на школьных вечерах, праздниках и в дальнейшем возвращаться к их исполнению.
Особенности организации учебного процесса на уроках музыки:
Уроки музыки должны проводиться в специально оборудованных музыкальных кабинетах.

В сферу исполнительской деятельности учащихся входят:

-хоровое и ансамблевое пение

- пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения;

- игра на музыкальных инструментах;

- инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера;

-освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

       Виды организации учебной деятельности:

- конкурс

- викторина

- концерт

- элементарное музицирование

-индивидуальное и хоровое исполнение песен

- интонационное варьирование мелодий, песен

- двигательная ритмизация

- беседа, рассказ о музыке и впечатлениях и др.

Примерный музыкальный материал дан в виде списка музыкальных произведений для различных видов музыкальной деятельности. Песенный репертуар выделен в самостоятельный раздел и подразумевает свободный выбор песен учителем. Пьесы для слушания способны выполнять несколько функций:


  • дети могут слушать произведение;

  • беседовать о характере, особенностях формы произведения;

  • пропевать главную тему инструментального произведения
    голосом;

  • выполнять индивидуальные задания творческого характера
    — рисунки на тему произведения, сочинять небольшие сочинения,
    рассказы о музыке;

  • исполнять ритмическое сопровождение к ней на музыкаль
    ных инструментах;

включать ее звучание в инсценировку сказок, жизненных си
туаций И Т. Д.

Существует много методов и приемов, которыми располагает педагог для того, чтобы воплотить в жизнь такую важную задачу, как слушание музыки.

Наиболее распространенные из них: наглядный; словесный; практический.
      1. Наглядный метод имеет две разновидности: наглядно-слуховой (исполнение музыки) и наглядно-зрительный (показ иллюстраций, картинок, применение наглядных пособий).
      2. Значение словесного метода также очень велико. Речь идет не о пересказе музыки, а о необходимости углубить восприятие музыки детьми.
      Перед исполнением пьесы необходимо сообщить детям ее название. Беседа об исполняемом произведении должна обязательно включать в себя следующие компоненты: сведения о музыке как о виде искусства, краткий рассказ о композиторе и о жанровой принадлежности исполняемого произведения. Слушание музыки следует проводить, опираясь на три связанные между собой темы: «Какие чувства передает музыка?», «О чем рассказывает музыка?» и «Как рассказывает музыка?». Эта последовательность может быть использована как схема беседы о музыкальном произведении на протяжении нескольких занятий.
      При первом прослушивании пьесы учащимся предлагается различить настроение, выраженное в музыке. На втором уроке учитель может исполнить фрагмент пьесы. Дети должны вспомнить название пьесы и ее автора. Педагог уточняет и дополняет ответы детей.
      На третьем уроке учащимся предлагается различить средства музыкальной выразительности, жанр произведения и определить их роль в создании музыкального образа.
      Для развития восприятия используются такие приемы, как прослушивание грамзаписи, чтение стихотворений, показ иллюстраций, игрушек, передача характера музыки в движении.
      Музыкальное произведение, сыгранное грамотно, ярко, вызывает у детей сильный эмоциональный отклик, побуждает к высказываниям.

Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.


          Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора — исполнителя — слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.
      Принцип увлеченности, согласно которому в основе музыкальных занятий лежит эмоциональное восприятие музыки, предполагает развитие личностного отношения ребенка к явлениям музыкального искусства, активное включение его в процесс художественно-образного музицирования и творческое самовыражение.
      Принцип триединства деятельности композитора — исполнителя — слушателя ориентирует учителя на развитие музыкального мышления учащихся во всех формах общения с музыкой. Важно, чтобы в сознании учащихся восприятие музыки всегда было связано с представлением о том, кто и как ее сочинил, кто и как ее исполнил; в равной мере исполнение музыки всегда должно быть связано с ее осознанным восприятием и пониманием того, как сами учащиеся ее исполнили.
      Принцип тождества и контраста реализуется в процессе выявления интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка. Этот принцип является важнейшим не только для развития музыкальной культуры учащихся, но и всей их культуры восприятия жизни и осознания своих жизненных впечатлений.
      Интонационность выступает как ведущий принцип, регулирующий процесс развития музыкальной культуры школьников и смыкающий специфически музыкальное с общедуховным. Музыкальное произведение открывается перед ребенком как процесс становления художественного смысла через разные формы воплощения художественного образа (литературные, музыкально-слуховые, зрительные) в опоре на выявление жизненных связей музыки.
      Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус, потребность общения с высокохудожественной музыкой в современных условиях широкого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации.

  

Тематическое планированиe



5 класс

(1 ч в неделю)

(34 часа)

Пение

Исполнение песенного материала в диапазоне: си реу

Развитие навыка концертного исполнения, уверенности в своих силах, общительности, открытости.

Совершенствование навыков певческого дыхания на более сложном в сравнении с 4-м классом песенном материале, а также на материале вокально-хоровых упражнений во время распевания.

Развитие навыка пения с разнообразной окраской звука в зависимости от содержания и характера песни.

Развитие умения выполнять требования художественного исполнения при пении хором: ритмический рисунок, интонационный строй, ансамблевая слаженность, динамические оттенки.

Продолжение работы над чистотой интонирования: пропевание отдельных трудных фраз и мелодических оборотов группой или индивидуально.

Совершенствование навыка четкого и внятного произношения слов в текстах песен подвижного характера.

Развитие вокально-хоровых навыков при исполнении выученных песен без сопровождения.

Работа над легким подвижным звуком и кантиленой.

Повторение песен, разученных в 4-м классе.
Слушание музыки

Особенности национального фольклора. Определение жанра, характерных особенностей песен. Многожанровость русской народной песни как отражение разнообразия связей музыки с жизнью народа и его бытом.

Закрепление интереса к музыке различного характера, желания высказываться о ней.

Снятие эмоционального напряжения, вызванного условиями обучения и проживания.

Закрепление представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов. Народные музыкальные инструменты: домра, мандолина, баян, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка и т. д.

Повторное прослушивание произведений, из программы 4-го


класса.

Музыкальная грамота

Элементарное понятие о нотной записи: нотный стан, нота, звук, пауза.

Формирование элементарных понятий о размере: 2/4, 3/4, 4/4.

Коррекционные задачи:
- Способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения.

- Развитие слуховой памяти.

- Развитие осмысленности восприятия.

- Работа по увеличению объёма восприятия.

- Повышение уровня концентрации слухового внимания

- Развитие комбинированной памяти.

- Обучение умению понимать эмоциональный смысл музыкальных произведений.

- Обучение приёмам сравнения.

Музыкальный материал для пения

/ четверть

«Моя Россия» — муз. Г. Струве, ел. Н. Соловьевой.

«Из чего наш мир состоит» — муз. Б. Савельева, ел. М. Танича.

«Мальчишки и девчонки» — муз. А. Островского, ел. И. Дика.

«Расти, колосок». Из музыкально-поэтической композиции «Как хлеб на стол приходит» — муз. Ю. Чичкова, ел. П. Синявского.

«Учиться надо весело» — муз. С. Соснина, ел. М. Пляцковского.

«Земля хлебами славится». Из музыкально-поэтической композиции «Как хлеб на стол приходит» — муз. Ю. Чичкова, ел. П. Синявского.

// четверть

«Песенка Деда Мороза». Из мультфильма «Дед Мороз и лето» — муз. Е. Крылатова, ел. Ю. Энтина.

«Прекрасное далеко». Из телефильма «Гостья из будущего» — муз. Е. Крылатова, ел. Ю. Энтина.

«Большой хоровод» — муз. Б. Савельева, ел. Лены Жигалкиной и А. Хаита.

«Пойду ль я, выйду ль я» — русская народная песня.

«Пестрый колпачок» — муз. Г. Струве, ел. Н. Соловьевой.

«Наша елка» — муз. А. Островского, ел. 3. Петровой.

III четверть

«Ванька-Встанька» — муз. А. Филиппа, ел. С. Маршака.

«Из чего же» — муз. Ю. Чичкова, ел. Я. Халецкого.

«Катюша» — муз. М. Блантера, ел. М. Исаковского.

«Когда мои друзья со мной». Из кинофильма «По секрету всему свету» — муз. В. Шаинского, ел. М. Пляцковского.

«Нам бы вырасти скорее» — муз. Г. Фрида, ел. Е. Аксельрод.

«Лесное солнышко» — муз. и ел. Ю. Визбора.

«Облака» — муз. В. Шаинского, ел. С. Козлова.

«Три поросенка» — муз. М. Протасова, ел. Н. Соловьевой.

IV четверть

«Бу-ра-ти-но». Из телефильма «Приключения Буратино» — муз. А. Рыбникова, ел. Ю. Энтина.

«Вместе весело шагать» — муз. В. Шаинского, ел. М. Матусовского.

«Калинка» — русская народная песня.

«Дважды два четыре» — муз. В. Шаинского, ел. М. Пляцковского.

«Летние частушки» — муз. Е. Тиличеевой, ел. 3. Петровой.

«Картошка» — русская народная песня, обр. М. Иорданского. J

Музыкальные произведения для слушания

Л. Бетховен. «Сурок». м

Л. Бетховен. «К Элизе».

Р. Вагнер. Увертюра к 3 акту. Из оперы «Лоэнгрин».

Э. Григ. «Утро». «Танец Анитры». Из музыки к драме Г. ИбсеЛ


«Пер Гюнт».

И. Штраус. «Полька», соч. № 214.

Р. Шуман. «Грезы», соч. 15, № 7. н

Е. Гаврилин. «Тарантелла». Из балета «Анюта».

И. Дунаевский. Увертюра. Из к/ф «Дети капитана Гранта».

М. Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке». Вступление к опере «Хованщина».

С. Никитин, В. Берковский, П. Мориа. «Под музыку Вивальди».

А. Петров. «Вальс». Из кинофильма «Берегись автомобиля».

«Дорога добра». Из мультфильма «Приключения Маленького Мука» — муз. М. Минкова, ел. Ю. Энтина.

«Песенка для тебя». Из телефильма «Про Красную шапочку» — муз. А. Рыбникова, ел. Ю. Михайлова.

Вступление к кинофильму «Новые приключения неуловимых» — муз. Я. Френкеля.

Обязательный минимум ЗУН учащихся
Учащиеся должны знать:

роль музыки в жизни, трудовой деятельности и отдыхе людей;

размеры музыкальных произведений (2/4, 3/4, 4/4);

паузы (долгие, короткие);

народные музыкальные инструменты и их звучание (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка).

Учащиеся должны уметь:

самостоятельно начинать пение после вступления;

осмысленно и эмоционально исполнять песни ровным свободным звуком на всем диапазоне;

контролировать слухом пение окружающих;



применять полученные навыки при художественном исполнении музыкальных произведений.

Календарно-тематическое планирование

Музыка 5 класс (1 час в неделю).

I полугодие.




Тема четверти.

Коррек. задачи

Тема урока по программе.

Кол.часов

Дата.

Словарь.

I.

«Связь музыки с жизнью».

Музыкальные впечатления в каникулы.

1










Развитие способности правильно воспринимать речь.

Музыка в жизни народа.

1













Связь музыки с жизнью и бытом народа.

1










Развитие осмысленности восприятия.

Музыка различного характера.

1




Характер музыки




Обучение приёмам сравнения.

Музыкальная грамота: размер.

1




Музыкальный размер




Обучение классифицированию.

Размер музыкального произведения.

1










Развитие слухового восприятия.

Размер музыкальных произведений: 2/4, ¾.

1




Музыкальный размер: 2/4, ¾.




Повышение точности восприятия.

Окраска звука и содержание песни.

1




Окраска звука




Развитие долговременной памяти.

Национальный фольклор.

1




фольклор




Обучение умению понимать эмоциональный смысл музыкальных произведений.

Художественное исполнение музыкальных произведений.

1










Развитие процессов анализа.

Роль музыки в трудовой деятельности людей.

1










Развитие целостности восприятия.

Жанры русской народной песни.

1




Жанры песни




Обучение приёмам сравнения.

Роль музыки в отдыхе людей.

1










Развитие долговременной слуховой памяти.

Музыкальный размер: 2/4, ¾, 4/4.

1




Музыкальный размер







Повторное прослушивание музыкальных произведений.

1










Развитие комбинированной памяти.

Характерные особенности народной песни.

1










Развитие процесса обобщения.

Музыка в жизни, трудовой деятельности и отдыхе людей.

1










Развитие навыков общения.

Урок-концерт.

1







II полугодие.




Развитие слуховой памяти.

Повторение изученного в 1 полугодии.

1










Развитие осмысленности восприятия.

Национальный фольклор.

1










Развитие осмысленности восприятия.

Нотная запись.

1













Нотная запись: нота, нотная запись.

1




Нотная запись




Развитие процессов анализа.

Ансамбль, оркестр (слушание)

1




Ансамбль

Оркестр





Развитие слухового внимания.

Музыкальные инструменты и их звучание (флейта, саксофон, труба).

1




Флейта

Саксофон


Труба




Обучение классифицированию.

Народные инструменты.

1













Нотная запись.

1










Работа по увеличению объёма восприятия.

Жанры русской народной песни.

1










Формирование положительных черт характера.

Шуточные русские народные песни.

1










Развитие слуховой памяти.

Шуточные песни.

1













Музыка моего народа (обобщающий урок).

1










Развитие процесса обобщения.

Музыкальные инструменты (флейта, труба).

1










Развитие процесса анализа.

Музыкальный размер.

1




Музыкальный размер







Нотная запись.

1










Обучение приёмам сравнения.

Ансамбль, оркестр.

1













Национальный фольклор.

1










Развитие долговременной памяти.

Музыкальная викторина.

1







6 класс (1 час в неделю) 34 часа

пение

Формирование легкого, певучего звучания голосов учащихся. Отработка четкого, ясного произношения текстов песен. Контроль за тем, чтобы широкие скачки в мелодии не нарушали вокальную мелодическую линию и ровность звуковедения.

Углубление навыков кантиленного пения: ровность, напевность звучания; протяженное и округлое пение гласных, спокойное, но вместе с тем, относительно быстрое произнесение согласных; длительность фраз, исполняемых на одном дыхании.

В произведениях маршеобразного характера наряду с требованиями четкости, решительности, добиваться напевности и мягкости звучания.

В случаях дикционной трудности необходимо проведение специальной работы, включающей анализ слов и использование выразительного чтения текста в ритме музыки.

Развитие умения выразительного пения, передавая разнообразный характер содержания (бодрый, веселый, ласковый, напевный и др.).

Повторение песен, изученных в 5-м классе.

Слушание музыки

Музыка и изобразительное искусство. Картины природы в музыке и в живописи. Способность музыки изображать слышимую реальность и пространственные соотношения. Программная музыка, имеющая в основе изобразительное искусство.

Музыка, театр, киноискусство и анимация. Музыка, как эмоци
ональный подтекст происходящего на сцене и на экране, ее само-
стоятельное значение. Роль музыки в раскрытии содержания спек-
такля, фильма, в изображении образов героев, в характеристике явлений и событий.

Сопоставление характера настроения прослушанных произведений. Выводы учащихся о музыкальных образах этих произведений.

Особенности творчества композиторов: В. Моцарт, Л. Бетховен, Э. Григ.

Развитие умения саморегуляции различных эмоциональных расстройств с помощью специально подобранного музыкального материала.

Формирование представлений о составе и звучании симфонического оркестра. Знакомство с инструментами симфонического оркестра: духовыми деревянными (гобой, кларнет, фагот), духовыми медными (туба, тромбон, валторна), ударными (литавры, треугольник, тарелки, бубен, ксилофон, кастаньеты), струнными Инструментами.

Повторное прослушивание произведений из программы 5-го класса.

Проведение музыкальных викторин «Угадай мелодию».

Музыкальная грамота

Формирование представлений о средствах музыкальной выразительности, используемых композитором: лад (мажор, минор); динамические оттенки (громко, тихо, умеренно громко, умеренно тихо, усиливая, затихая); регистр (высокий, средний, низкий).

Элементарные сведения о музыкальных профессиях, специальностях: композитор, дирижер, музыкант, пианист, скрипач, гитарист, трубач, солист, артист, певец и т. д.

Музыкальный материал для пения



I четверть

«Наташка-первоклашка» — муз. Ю. Чичкова, ел. К. Ибряева.

«В Подмосковье водятся лещи». Из мультфильма «Старуха Шапокляк» — муз. В. Шаинского, ел. Э. Успенского.

«Веселый марш монтажников». Из кинофильма «Высота» — муз. Р. Щедрина, ел. В. Котова.

«Ужасно интересно, всё то, что неизвестно». Из мультфильма «Тридцать восемь попугаев» — муз. В. Шаинского, ел. Г. Остера.

«Лесной олень». Из кинофильма «Ох, уж эта Настя» — муз. Е. Кры-латова, ел. Ю. Энтина.

// четверть

«Волшебная сказка» — муз. А. Морозова, ел. Ю. Паркаева.

«Кабы не было зимы». Из мультфильма «Зима в Простокваши-но» — муз. Е. Крылатова, ел. Ю. Энтина.

«Три белых коня». Из телефильма «Чародеи» — муз. Е. Крылатова, ел. Л. Дербенева.

«Облака из пластилина» — муз. М. Протасова, ел. Н. Соловьевой.

«Песенка Странного зверя». Из мультфильма «Странный зверь» — муз. В. Казенина, ел. Р. Лаубе.

«Мы желаем счастья вам» — муз. С. Намина, ел. И. Шаферана.

III четверть

«Воспоминание о полковом оркестре» — муз. Ю. Гуляева, ел. Р. Рождественского.

«Ты у меня одна» — муз. и ел. Ю. Визбора.

«Погоня». Из кинофильма «Новые приключения неуловимых» — муз. Я. Френкеля, ел. Р. Рождественского.

«Варяг» — русская народная песня.

«Песенка про папу» — муз. В. Шаинского, ел. М. Танича.

«Мерси боку!» Из телефильма «Д'Артаньян и три мушкетера» — муз. М. Дунаевского, ел. Ю. Ряшенцева.

«Три танкиста». Из кинофильма «Трактористы» — муз. Дм. Покрасса, ел. Б. Ласкина.



IV четверть

«Дождь пойдет по улице...» Из мультфильма «Речка, которая течет на юг» — муз. В. Шаинского, ел. С. Козлова.

«Крылатые качели». Из телефильма «Приключения Электроника» — муз. Е. Крылатова, ел. Ю. Энтина.

«Наша школьная страна» — муз. Ю. Чичкова, ел. К. Ибряева.

«Песенка для тебя». Из телефильма «Про Красную шапочку» — муз. А. Рыбникова, ел. Ю. Михайлова.

«Священная война» — муз. А. Александрова, ел. В. Лебедева-Кумача.

«Не дразните собак» — муз. Е. Птичкина, ел. М. Пляцковского.

Музыкальные произведения для слушания

Л. Бетховен. «Adagio sostenuto». Из сонаты № 14, ор. 27, № 2.

«Весенняя» — муз. В. Моцарта, ел. Овербек, пер. с немецкого Т. Сикорской.

X. Глюк. «Мелодия». Из оперы «Орфей и Эвридика».

Э. Григ. «Песня Сольвейг». Из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт».

Д. Россини. «Увертюра». Из оперы «Вильгельм Телль».

Е. Дога. «Вальс». Из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь».

С. Прокофьев. «Танец рыцарей». Из балета «Ромео и Джульетта».

Сага. «Я тебя никогда не забуду...» Из рок-оперы «Юнона и Авось» — муз. А. Рыбникова, ел. А. Вознесенского.

Т. Хренников. «Колыбельная Светланы». Из кинофильма «Гусарская баллада».

«Первый дождь». Из кинофильма «Розыгрыш» — муз. А. Флярковского, ел. А. Дидурова.

«Последняя поэма». Из кинофильма «Вам и не снилось» — муз. А: Рыбникова, ел. Р. Тагора, русский текст А. Ад

Коррекционные задачи:


  • создавать условия для социокультурной адаптации ребенка посредством общения с музыкальным искусством.



  • Обучение способности устанавливать логические связи между предметами и явлениями.

  • Развитие умения внимательно слушать музыку.

  • Развитие процессов анализа.

  • Развитие процесса обобщения.

  • Обучение эмоционально воспринимать музыку.

Обязательный минимум ЗУН учащихся
Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

несколько песен и самостоятельно исполнять их;

музыкальные профессии, специальности;

инструменты симфонического оркестра и их звучание: духовые деревянные (гобой, кларнет, фагот), духовые медные (туба, тромбон, валторна),ударные (литавры, треугольник, тарелки, бубен, ксилофон, кастаньеты), струнные инструменты.

правила поведения при занятиях любыми видами музыкальной деятельности. Учащиеся должны уметь:

самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью;

сдерживать эмоционально-поведенческие отклонения на занятиях музыкой и во время концертных выступлений;

инсценировать песни.


Календарно-тематическое планирование

Музыка 6 класс

(1 час в неделю).

I полугодие.



Тема четверти.

Коррек. задачи

Тема урока по программе.

Кол.часов

Дата.

Словарь.

I.

«Лёгкая и серьёзная музыка».

Музыкальные впечатления в каникулы.

1










Развитие умения выразительного исполнения музыкального материала.

Повторение песенного материала 5 класса.

1













Лёгкая и серьёзная музыка.

1




Легкая и серьёзная музыка




Развитие процессов анализа.

Образцы лёгкой музыки.

1










Обучение умению внимательно слушать серьёзную музыку.

Образцы серьёзной музыки.

1













Группы музыкальных инструментов.

1




Современные музыкальные инструменты




Обучение классифицированию.

Знакомство с современными электронными музыкальными инструментами (гитара-слушание).

1




Электронные музыкальные инструменты, фонограмма.




Повышение точности восприятия.

Пение одновременно с фонограммой.

1










Повышение уровня концентрации слухового внимания.

Образцы лёгкой и серьёзной музыки.

1




Лёгкая музыка




Развитие умения выразительного исполнения музыкального материала.

Повторение музыкального материала.

1













Сведения о жанрах музыкальных произведений (теория, запись в тетрадь).

1




Жанры музыкальных произведений: балет, опера.




Повышение уровня концентрации слухового внимания.

Классические сочинения в лёгкой музыке (образцы – слушание).

1










Повышение уровня концентрации слухового внимания.

Жанры музыкальных произведений (образцы, слушание).

1




Опера

Балет





Обучение классифицированию.

Электронные музыкальные инструменты (ударные).

1




Ударные инструменты.







Серьёзная музыка в лёгкой (слушание примеров).

1













Урок-концерт.

1










Обучение классифицированию.

Электронные музыкальные инструменты (образцы, слушание).

1




Синтезатор


II полугодие.

II.

«Музыка и изобразительное искусство».



















Повторение материала 1 полугодия.

1










Развитие процессов анализа.

Картины природы в музыке.

1













Программная музыка.

1










Обучение приёмам сравнения.

Сопоставление характера прослушанных произведений.

1










Повышение уровня концентрации слухового внимания.

Симфонический оркестр.

1










Развитие процессов анализа.

Инструменты симфонического оркестра: духовые деревянные.

1




Духовые

деревянные






Повышение уровня концентрации слухового внимания.

Инструменты симфонического оркестра.

1




Духовые медные







Музыкальная грамота: динамические оттенки.

1










Обучение приёмам сравнения.

Сопоставление: народный оркестр, симфонический оркестр.

1













Музыка и изобразительное искусство.

1










Повышение уровня концентрации слухового внимания.

Инструменты симфонического оркестра.

1




Ударные: литавра, кастаньета, бубен, треугольник.

следующая страница >>