Рабочая программа по учебному предмету «музыка» для обучающихся 5 класса мбоу - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по учебному предмету «окружающий мир» для обучающихся... 1 263.64kb.
Рабочая программа по предмету «Искусство» для обучающихся 9 класса... 1 249.23kb.
Рабочая программа по истории для 11 класса Павловой Татьяны Ильиничны... 3 480.88kb.
Рабочая программа по музыке для 5 класса учителя Яковлевой Тамары... 2 679.83kb.
Рабочая программа по ученбному предмету «музыка» для 5 класса 2 382.78kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 11 класса... 2 663.25kb.
Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 4-го класса... 2 438.13kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» составлена на основании... 2 464.65kb.
Рабочая программа по учебному курсу «Музыка» для 1 класса разработана... 5 1102.58kb.
Рабочая программа по искусству (музыка) для 7 класса мбоу «Красноярская... 1 281.12kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Физика» для 10 класса базового... 1 12.16kb.
Рабочая учебная программа музыка 6 класс 1час в неделю 2 707.29kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа по учебному предмету «музыка» для обучающихся 5 класса мбоу - страница №1/1





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №24»

Энгельсского муниципального района Саратовской области


Согласовано

Заместитель директора по УВР

МБОУ «СОШ №24»

Энгельсского муниципального района

___________________ / Е.А.Сорокина /


Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ №24»

Энгельсского муниципального района

_______________ /Л.Е. Диамент/

Приказ №_______от____________2013г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

«МУЗЫКА»

для обучающихся 5 класса МБОУ «СОШ №24»

Энгельсского муниципального района

на 2013-2014 учебный год




Составитель:

Разживина Ольга Юрьевна,

учитель музыки

г. Энгельс

2013 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по предмету «Музыка» для 5 класса общеобразовательных учреждений составлена в соответствии со стандартами второго поколения, примерными программа­ми по музыкальному искусству для основного общего обра­зования, базисным планом, основными положениями художественно-педаго­гической концепции Д. Б. Кабалевского и с учётом авторской программы: «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской. – М.: “Просвещение”, 2010 год.

В данной програм­ме нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, пот­ребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования, позволяющие в большей степени реализовать компенсаторные функции искусства: восстановление эмоционально-энергетического тонуса подростков, снятие нервно-психических перегрузок учащихся.

Рабочая программа предполагает использование учебно-методического комплекта: нотная и фонохрестоматия, методические и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, дополнительные аудиозаписи по музыке). В соответствии с базисным планом, данная рабочая программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю).

В программе рассматриваются разнообразные явления му­зыкального искусства в их взаимодействии с художественны­ми образами других искусств — литературы (прозы и поэ­зии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.

Программа состоит из двух разделов: «Музыка и литера­тура» и «Музыка и изобразительное искусство». Такое деле­ние учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным сочинением всегда происходит в тесной взаимосвязи с произведениями других видов искусства, что и нашло свое отражение на страницах учебника и творческой тетради. Промежуточная аттестация (обобщающие уроки) проводится в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся 1-4 класса начальной школы в форме самостоятельных работ 2 раза в год: в конце первого полугодия и в конце второго полугодия.

Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, творческих работ, тестирования.

Цель массового музыкального образования и воспитания — развитие музыкальной культуры школьников как неотъем­лемой части духовной культуры — наиболее полно отража­ет заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного миро­восприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизнен­ном информационном пространстве.

Содержание программы базируется на нравственно-эстети­ческом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постиже­нии школьниками основных пластов музыкального искусства в их взаимодействии с произведениями других видов искус­ства.

В качестве приоритетных в данной программе выдвигают­ся следующие задачи и направления музыкального образо­вания и воспитания, вытекающие из специфики музыкально­го искусства, закономерностей художественного творчества и возрастных особенностей учащихся:

- приобщение к музыке как эмоциональному, нравствен­но-эстетическому феномену, осознание через музыку жизнен­ных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

- развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности;

- воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности в общении с искусством;

- освоение языка музыки, его выразительных возможнос­тей в создании музыкального (шире — художественного) об­раза, общих и специфических средств художественной выра­зительности разных видов искусства.

Методологическим основанием данной программы слу­жат современные научные исследования, в которых отража­ется идея познания школьниками художественной картины мира и себя в этом мире. Приоритетным в программе, как и в программе начальной школы, является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы отечествен­ного музыкального искусства, произведения которого рас­сматриваются в постоянных связях и отношениях с произве­дениями мировой музыкальной культуры. Воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на воспри­ятие иных культур («Я и другой») обеспечивает осознание ценности своей собственной культуры, развивает самосозна­ние ребенка, а также интерес и уважение к культуре других народов мира.

Преемственность содержания программы 5—7 классов с программой «Музыка» для начальной школы выражается в таких аспектах, как:

- освоение учащимися основных закономерностей му­зыкального искусства — интонационной природы музыки, жанров, стилей, языка произведений народного творчества, музыки религиозной традиции, классики и современной му­зыки;

- включение в контекст урока музыки широкого культу­рологического пространства, подразумевающего выход за рам­ки музыки;

-расширение музыкально-слуховых представлений школьников, развитие ассоциативно-образного мышления школьников на основе совершенствования «внутреннего слу­ха» и «внутреннего зрения» путем привлечения образов лите­ратуры, изобразительного искусства;

- формирование способов, умений и навыков творческой деятельности учащихся на основе усвоения особенностей ху­дожественных образов различных видов искусства на уроках музыки.



Основные методические принципы построения програм­мы 5 класса:

Принцип увлеченности, согласно которому в основе му­зыкальных занятий лежит эмоциональное восприятие музы­ки, предполагает развитие личностного отношения ребенка к явлениям музыкального искусства, его творческое самовыра­жение, активное включение в процесс художественно-образ­ного музицирования.

Принцип триединства деятельности композитораис­полнителяслушателя ориентирует учителя на развитие му­зыкального мышления школьников во всех формах общения с музыкой. Важно, чтобы в сознании учащихся восприятие музыки всегда было связано с представлением о том, кто и как ее сочинил, кто и как ее исполнил. В равной мере ис­полнение музыки всегда должно быть связано с ее осознан­ным восприятием и пониманием учащимися того, как они ее исполнили сами.

Принцип тождества и контраста, сходства и разли­чия реализуется в процессе выявления интонационных, жан­ровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка. Этот принцип является важ­нейшим для развития не только музыкальной культуры уча­щихся, но и культуры восприятия жизни и осознания своих жизненных впечатлений.

Принцип интонационности выступает как ведущий прин­цип, регулирующий процесс развития музыкальной культуры школьников и смыкающий специфически музыкальное с об­щедуховным. Музыкальное произведение открывается перед ребенком как процесс становления художественного смысла через разные формы воплощения музыкальных образов (ли­тературные, зрительные, пластические и др.) с опорой на вы­явление жизненных связей музыки.

Принцип диалога культур предполагает знакомство уча­щихся с народной и профессиональной музыкой других на­циональностей на основе ее сопоставления и выявления общ­ности жизненного содержания, нравственно-эстетической проблематики, различия стилей, музыкального языка, твор­ческого почерка представителей разных эпох и культур. Диа­лог учащихся с композиторами (известными и безымянны­ми), исполнителями, слушателями заключается в поиске от­ветов на вечные вопросы: что есть истина, добро, красота? А также выяснение значимости музыкального классического наследия для современного подростка, его духовно-нрав­ственных приоритетов как человека XXI в.

В целом все принципы ориентированы на социализацию учащихся, формирование ценностных ориентации, эмоцио­нально-эстетического отношения к музыкальному искусству и жизни.



Виды музыкальной деятельности на уроках разнообраз­ны и направлены на полноценное общение школьников с вы­сокохудожественной музыкой в современных условиях широ­кого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации. Одно и то же музыкальное произве­дение может осваиваться учащимся в процессе слушания и исполнения музыки.

В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интони­рование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (вокальные, ритмические, инструменталь­ные, пластические и др.), инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации му­зыкальной речи.

Помимо исполнительской деятельности, творческое нача­ло учащихся проявляется в размышлениях о музыке (ориги­нальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), художественных импро­визациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбивших­ся музыкальных произведений), самостоятельной индивиду­альной и коллективной исследовательской (проектной) дея­тельности и др.

Реализация данной программы предполагает использование тех методов художественной педагогики, которые нашли отражение в научно-методических исследованиях в области музыкальной педагогики (Д. Б. Кабалевского, Э. Б. Абдуллина, Л. В. Горюновой, А. А. Пиличяускаса, Л. М. Предтеченской, Л. В. Школяр и др.) и получили свое реальное вопло­щение в практике работы учителей музыки.



Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки предполагает организацию такой совмест­ной деятельности учителя и учащихся, при которой содержа­ние произведения осваивается на разных уровнях: а) понима­ние художественной значимости данного сочинения в кон­тексте культурных ценностей эпохи, творчества конкретного композитора, особенностей восприятия современного слуша­теля; б) осознание нравственной проблематики данного сочи­нения, формирование личностных установок учащихся; в) ус­воение общих (художественно-эстетических) и частных (язы­ковых) свойств музыкального образа, отражающих степень развития позитивного отношения учащихся к эстетическим ценностям. Действие этого метода предполагает активное использование в учебно-воспитательном процессе таких форм общения, как диалог и коллективное обсуждение, дискуссия и др. Учитель при этом выступает как мудрый посредник между музыкой и детьми.

Метод интонационно-стилевого постижения музыки предполагает наличие в деятельности учителя таких действий, которые стимулировали бы учащихся к выявлению интонаци­онно-образной и жанрово-стилевой природы музыки и осво­ению ее как искусства временного, процессуального. Действие этого метода проявляется в намеренном соединении на уроке произведений различных эпох, национальных и ин­дивидуальных стилей, опирается на проблемность вопросов и организацию творческих заданий, направленных на выявле­ние связей и отношений между отдельными художественны­ми явлениями, на развитие способности учащихся «схваты­вать» своеобразие индивидуального воплощения композитора­ми и исполнителями вечных тем искусства. Этому могут способствовать приемы интонационно-образного анализа му­зыки, которая слушается и исполняется на уроках: вокализа­ция, пластическое интонирование музыки, ориентация на нотную запись, импровизации — сочинение интонаций, ме­лодий в определенном жанре и стиле.

Метод эмоциональной драматургии урока используется при разработке учителем музыки сценария урока. Драматур­гия урока (последовательность учебных задач, содержание и объем звучащей музыки, кульминация урока, «последей­ствие», эмоциональный тонус) определяется в зависимости от смысловых акцентов на том или ином музыкальном сочине­нии, конкретных художественных пристрастий учителя и уча­щихся, позитивного отношения школьников к тем или иным видам музицирования, уровня общего и музыкального разви­тия учеников класса. Возможны разработки сценарных пла­нов уроков, построенных по законам музыкальной формы (например, трехчастной, рондо, вариаций). В любой из вы­бранных учителем композиций урока важно не утратить его сугубо музыкальную направленность.

Метод концентричности изучения музыкального мате­риала способствует организации всего музыкального матери­ала, во-первых, на разных отрезках учебных циклов (четверть, год, блоки начальной и основной школы): одни и те же про­изведения повторяются с разными задачами; во-вторых, на конкретном уроке, когда изучение нового произведения опи­рается на уже известные детям интонации, темы, образы. Это повторение можно сравнить с движением по восходящей кон­центрической спирали, каждый виток которой выявляет но­вые свойства уже знакомого детям сочинения.

Метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении) тесным образом связан с предыдущим методом музыкального обучения. Выявляя возможности усвоения детьми новых закономернос­тей музыки, учитель в процессе урока обращается к таким яв­лениям, понятиям, категориям музыкального искусства, кото­рых ранее не было в жизненно-музыкальном опыте детей. Возвращение же к знакомым интонационно-образным анало­гиям, нахождение связей знакомого музыкального материала с новым расширяют музыкальный словарь учащихся, попол­няют запас их жизненно-музыкальных впечатлений.

Метод создания композиций (в форме диалога, музы­кальных ансамблей и др.) направлен на варьирование в про­цессе музыкального обучения различных видов музыкальной деятельности. Их сочетание дает возможность не только уси­лить эмоциональное воздействие музыки на слушателей-школьников, но и совершенствовать навыки коллективного, ансамблевого, сольного исполнения музыки, что способству­ет более глубокому и эмоциональному освоению содержания музыкального искусства.

Метод художественного контекста (выхода за преде­лы музыки) обеспечивает целенаправленную совместную де­ятельность учителя и учащихся по освоению содержания учебно-методического комплекта «Музыка» для V—VII клас­сов. Изучение конкретных музыкальных произведений в кон­тексте культурной жизни того времени, художественных тво­рений других видов искусства (литературы, изобразительного искусства, кино, театра) позволяет учащимся более глубоко постигать содержание музыки, особенности ее языка.
Специфика урока музыки заключается в том, что при доминировании музыки «как искусства интонируемого смыс­ла» (Б. В. Асафьев) ее сюжетно-образные, жанровые, сти­листические, языковые особенности определяют подходы к разработке содержания урока, в котором другие виды искус­ства дополняют и расширяют представления школьников о духовном опыте человечества, помогают осознавать вечные темы искусства и жизни. Нравственно-эстетическая, этичес­кая проблематика концентрируются вокруг художественно-педагогической идеи — содержательного стержня урока му­зыки.
Предметными результатами занятий по программе «Му­зыка» являются:

— устойчивый интерес к музыке, к художественным тра­дициям своего народа, к различным видам музыкально-твор­ческой деятельности; понимание значения музыки в жизни человека, представление о музыкальной картине мира;

— освоение/присвоение музыкальных произведений как духовного опыта поколений;

— знание основных закономерностей музыкального ис­кусства, умения и навыки в различных видах учебно-творчес­кой деятельности.

В соответствии с базисным планом, данная рабочая программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Обучение музыкальному искусству в 5 классе должно обеспечить учащимся возможность:

Ученик должен уметь:

- эмоционально откликаться на музыкальное произведение;

-выявлять жанровое начало (песня, танец марш);

- различать характер музыки;

-узнавать интонации знакомых музыкальных произведений;

- различать звучание знакомых музыкальных произведений;

- передавать свои музыкальные впечатления в устной форме, в различных видах творческой деятельности;

Ученик должен научится:

наблюдать за разнообразными явлениями жизни и ис­кусства и оценивать их; выявлять особенности взаимодей­ствия музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино и др.); раскрывать об­разный строй художественных произведений; находить ассо­циативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;

• передавать свои впечатления в устной и письменной форме; развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);

• заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр., посещении концер­тов, театров и др.;

Кроме того, учащиеся получат представление о крупней­ших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной/художественной жизни в отечественной и за­рубежной культуре.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности для:

-участия в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, музицировании);

- участия в музыкально-эстетической деятельности класса (школы).

Критерии оценки знаний и умений учащихся

На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения учащимися программного материала.

При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к учащимся, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений.

Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа.

Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений, импровизацию, коллективное музицирование.

На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения учащимися программного материала.

Оценка «пять»:

дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.

Оценка «четыре»:

ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя.

Оценка «три»:

ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.

Оценка «два»:

ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.


Требования к оценке:

- оценка должна быть объективной и справедливой, ясной и понятной для обучаемого,

- оценка должна выполнять стимулирующую функцию,

- оценка должна быть всесторонней.


При оценке знаний нужно учитывать:

- объем знаний по учебному предмету (вопросу),

- понимание изученного, самостоятельность суждений, убежденность в излагаемом,

- степень систематизации и глубины знаний,

- действенность знаний, умение применять их с целью решения практических задач.
При оценке навыков и умений учитываются:

- содержание навыков и умений,

- точность, прочность, гибкость навыков и умений,

- возможность применять навыки и умения на практике,



- наличие ошибок, их количество, характер и влияние на работу.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Тематический блок, тема учебного занятия


Количество часов


Форма урока

Музыка и литература

16




Что роднит музыку с литературой.

1

Урок-беседа

Вокальная музыка. Песни народов Крайнего Севера.

3

Урок - размышления

Фольклор в музыке русских композиторов. Особенности восприятия музыкального фольклора своего народа и других народов мира.

2

Урок-беседа

Жанры инструментальной и вокальной музыки.

1

Урок-беседа

Вторая жизнь песни.

1

Урок-концерт

Всю жизнь мою несу родину в душе…

1

Урок- размышления

Писатели и поэты о музыке и музыкантах.

1

Урок-беседа

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

1

Урок-беседа

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

1

Урок-беседа

Музыка в театре, кино, на телевидении.

1

Урок-игра

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

1

Урок-беседа

Мир композитора. Музыка профессиональных композиторов Севера.

Обобщающий урок



2

Урок - контроля и коррекции знаний

Музыка и изобразительное искусство

18




Что роднит музыку с изобразительным искусством.

1

Урок - размышления

Небесное и земное в звуках и красках.

1

Урок-концерт

Звать через прошлое к настоящему.

2

Урок- беседа

Музыкальная живопись и живописная музыка.


2

Урок-беседа

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.

1

Урок - размышления

Портрет в музыке и изобразительном искусстве.

1

Урок-игра

Волшебная палочка дирижера.

1

Урок-беседа

Волшебная палочка дирижера. Образы борьбы и победы в искусстве.

1

Урок - размышления

Застывшая музыка.

1

Урок-беседа

Полифония в музыке и живописи.

1

Урок - размышления

Музыка на мольберте.

1

Урок-игра

Импрессионизм в музыке и живописи.

1

Урок-беседа

О подвигах, о доблести и славе...

1

Урок - размышления

В каждой мимолетности вижу я миры…

1

Урок-игра

Мир композитора. С веком наравне. Обобщающий урок

1

Урок – контроля и коррекции знаний


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел 1. «Музыка и литература»(16 часов)
Урок 1. Что роднит музыку с литературой (1ч)

Интонационно - образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими видами искусства.

Выявление многосторонних связей музыки и литературы. Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? Поэма, былина, сказка. Песня, романс. Роль музыки в семье искусств, ее влияние на другие искусства. Значение слов в песне. Вокализ. Сходство выразительных средств живописи и музыки: плавные изгибы линий рисунка, перекличка светотени в картине и ладовой окраски в музыке. Интонационно- образная, жанровая, стилевая основы музыки в картинах и мелодиях, музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими искусствами. Интонация как носитель смысла в музыке.



Урок 2. Вокальная музыка (1ч)

Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов (лирические). Народные истоки русской профессиональной музыки.

Образ Отчизны, отношение к родной земле, значение культуры своего народа. Представление о песне как истоке и вершине музыки. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов в вокальной музыке. Песня – верный спутник человека.



Урок 3. Вокальная музыка. н.р.к. Песни народов Крайнего Севера.( 1ч)

Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Основные жанры русской народной музыки (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, былины, лирические песни, частушки).

Знакомство с различными жанрами русской народной песни: формирование необходимых вокально-хоровых навыков. Особенности песенных жанров. Календарные песни. Разнохарактерные песенные Жанры: трудовые, обрядовые, величальные, торжественные, хвалебные, шуточные, сатирические, игро-вые, хороводные, лирические песни. Песни - заклички. Взаимосвязь музыкальных, литературных и художественных образов. По содержанию песни делятся на: лирические, сатирические, героические и патриотические. По социальной направленности – на обрядовые, бытовые, колыбельные, о животных и др. Занимаясь хозяйством или собираясь на охоту, изготовляя предметы народного промысла или качая колыбель, лесные ненцы сопровождают свои дела поэтическим языком души, размышляя о счастье, о дружбе, о жизни, выражая пожелания, чтобы сбылись мечты и надежды. Песни в исполнении лесных ненцев - это мотивированная, монологическая внутренняя речь. Впервые услышав эту песню-речь, трудно назвать ее песней. Песней становится только лучший вариант, полюбившийся народу и исполняемый для всех. Выполняя множество трудовых операций, автор песни старается рассказать о том, как это было ему трудно и тяжело, как приходилось побеждать себя, бороться, чтобы  содержать свою семью, воспитать детей. В песнях лесных ненцев условно можно выделить следующие  тематические виды: личные, лирические, песни о женщине, колыбельные песни, песни колорита печального, песни о животных, песни-думы, увеселительные или «застольные» («хмельные») песни, эпические песни, песни об огне, песни об олене, «богатырские» песни и др.



Урок 4. Вокальная музыка.

Развитие жанров камерной вокальной музыки – романс.

Определение романса как камерного вокального произведения для голоса с инструментом, в котором раскрываются чувства человека, его отношение к жизни и природе. Возможность возрождения песни в новом жанре – романс.



Урок 5. Фольклор в музыке русских композиторов (1ч)

Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки.

Знакомство с произведениями программной инструментальной музыки: симфонической сюитой и симфонической миниатюрой. Вокальные сочинения, созданные на основе различных литературных источников (русских народных сказаний, сказок разных народов и др.) Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры.



Урок 6. Фольклор в музыке русских композиторов. Особенности восприятия музыкального фольклора своего народа и других народов мира. н.р.к.(1 ч)

Обращение композиторов к родному фольклору и к фольклору других народов. Общность и интонационное своеобразие музыкального фольклора народов России и других народов мира, их ярко выраженная национальная самобытность.

Интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной музыки народов Крайнего Севера.



Урок 7. Жанры инструментальной и вокальной музыки (1ч)

Развитие жанров светской вокальной и инструментальной музыки. Наиболее значимые стилевые особенности классической музыкальной школы.

Представление о существовании вокальной и инструментальной музыки, не связанной с какой-либо литературной основой (вокализ, песня без слов, баркарола как жанр фортепианной музыки); знакомство с вокальной баркаролой. Выяснение своеобразия и выразительности песни без слов и романса – инструментальной и вокальной баркаролы. Представление учащихся о роли литературы в появлении новых музыкальных жанров и произведений. Превращение песен в симфонические мелодии.



Урок 8. Вторая жизнь песни (1ч)

Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование.

Представление о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках профессиональной музыки: симфония, концерт, опера, кантата. Современные интерпретации классической музыки. Смысл высказывания М.И. Глинки: “Создает музыку народ, а мы, художники только ее аранжируем”. Раскрытие терминов и осмысление понятий: интерпретация, обработка, трактовка.



Урок 9. Вторая жизнь песни (1ч)

Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: создание музыки в народном стиле.

Связь между музыкой русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством, отражающим жизнь, труд, быт русского народа.



Урок 10. Всю жизнь мою несу родину в душе…(1ч)

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы, развитие традиций русской классической музыкальной школы.

Сопоставление образного содержания музыки, выявление контраста как основной прием развития произведения в целом. Определение средств музыкальной выразительности. Перезвоны. Звучащие картины. Значимость музыки в жизни человека, ее роль в творчестве писателей и поэтов, а также ее национальному своеобразию. Музыка. Природа родной страны, судьба человека… Вдохновение композиторов, поэтов, писателей, их размышления о смысле жизни, о красоте родной земли, о душевной красоте человека и талантливых людях, которыми может по праву гордиться Отечество.



Урок 11. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. (1ч)

Романтизм в западно – европейской музыке: особенности трактовки драматической и лирической сфер на примере образцов камерной инструментальной музыки – прелюдия, этюд.

Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западно - европейских композиторов – Ф.Шопен. Музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроения, мысли, но и играет в литературе драматургическую роль, выявляя внутреннюю сущность человека, оттеняя, углубляя характеры, ситуации, события. Творчество Ф. Шопена как композитора связано с его исполнительской деятельностью. Именно Ф.Шопен утвердил прелюдию как самостоятельный вид творчества, открыл новое направление в развитии жанра этюда, никогда не отделяя техническую сторону исполнения от художественной.



Урок 12. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. (1ч)

Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками. ( В.Моцарт – Ф.Шопен)

Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов – В.А. Моцарт и Ф.Шопен. Реквием. Музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроения, мысли, но и играет в литературе драматургическую роль, выявляя внутреннюю сущность человека, оттеняя, углубляя, характеры, ситуации, события. Произведения В.Моцарта открывают бесконечное многообразие чувств, полны многогранных реальных характеров.



Урок 13. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера (1ч.)

Развитие жанра – опера. Народные истоки русской профессиональной музыки. Обращение композиторов к родному фольклору.

Особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы. Разновидности вокальных и инструментальных жанров, форм внутри оперы - (увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль), а также исполнители (певцы, дирижёр, оркестр).



Урок 14. Второе путешествие в музыкальный театр. Балет (1ч)

Развитие жанра – балет. Формирование русской классической школы.

На основе имеющегося музыкально-слухового опыта учащихся продолжить знакомство с жанром балета, его происхождением, с либретто балетного спектакля, основой которого являются сказочные сюжеты; с именами лучших отечественных танцоров и хореографов. Балет-искусство синтетическое. В нем воедино переплетены различные виды искусства: литература, инструментально-симфоническая музыка, хореография, (танцоры-солисты, кордебалет- массовые сцены), драматическое и изобразительное искусство (театральное действие, костюмы, декорации).



Урок 15. Музыка в театре, кино и на телевидении (1ч)

Творчество отечественных композиторов – песенников, роль музыки в театре, кино и телевидении.

Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении. Музыка неотъемлемая часть произведений киноискусства, которое существует на основе синтеза литературы, театра, изобразительного искусства и музыки. Киномузыка – одно из важнейших средств создания экранного образа реального события, которое специально инсценируется или воссоздается средствами мультипликации. Динамика развития кинообраза, быстрая смена действия в кино, короткое дыхание кинематографических фраз, свободное владение пространством и временем получили отражение и в музыке к фильмам.



Урок 16. Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл (1ч)

Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки», особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Знакомство с жанром мюзикл.

Особенности мюзикла, его истоки. Знакомство с мюзиклом “Кошки” Э.-Л. Уэббера, в основе либретто которого лежат стихи Т. Элиота. Жанры внутри самого мюзикла близки оперным номерам. Как и в опере, здесь сочетаются пение и танец, но в отличие от оперы все действующие лица, исполняя вокальные номера, постоянно находятся в движении.



Урок 17. Мир композитора. н.р.к. Музыка профессиональных композиторов Севера. (1ч) Знакомство с творчеством региональных композиторов.

Выявление многосторонних связей музыки и литературы. "Музыкальный шаман Ямала". Семен Николаевич Няруй - первый ненецкий композитор, заслуженный работник культуры России. Творчество современных композиторов Ямала.


Раздел 2: «Музыка и изобразительное искусство» (18 часов)
Урок 18. Что роднит музыку с изобразительным искусством. (1ч)

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (лирические).

Взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира. Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы. Специфика средств художественной выразительности живописи. Отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи



Урок 19. Небесное и земное в звуках и красках. (1ч)

Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.

Непреходящая любовь русских людей к родной земле. Духовные образы древнерусского и западноевропейского искусства.. Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве.



Урок 20. Звать через прошлое к настоящему. (1ч)

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героические, эпические)и особенности их драматургического развития (контраст).

Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Кантата. Контраст. Триптих, трехчастная форма. Выразительность. Изобразительность. Сопоставить произведения живописи и музыки. Музыка изображает душевный мир, переживания своих героев.



Урок 21. Звать через прошлое к настоящему. (1ч)

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героико - эпические) и особенности их драматургического развития.

Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Сопоставление героико – эпических образов музыки с образами изобразительного искусства. Песня-плач. Осмысление темы о героических образах в искусстве.



Урок 22. Музыкальная живопись и живописная музыка (1ч)

Общее и особенное в русском и западно – европейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прощлого.

Образы природы в творчестве музыкантов. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов- романтиков. Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Музыкальные образы произведений, созвучные музыкальной живописи художника. Изобразительность.



Урок 23. Музыкальная живопись и живописная музыка (1ч)

Общее и особенное в русском и западно – европейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прощлого.

Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные) и обшность отражения жизни в русской музыке и поэзии. Восприятие, исполнение, сравнение произведений искусства, созданных в жанре пейзажа Ф.Шуберта и С. Рахманинова. Живописная пластика (цвет, линия, характер движения кисти) выражает тончайшие изменения настроений, состояний человеческой души. Изобразительность. Инструментальный квинтет.



Урок 24. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. (1ч)

Народные истоки русской профессиональной музыки.

Представление жизненных прообразов и народные истоки музыки - на примере произведений отечественных композиторов. Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Красота звучания колокола, символизирующего соборность сознания русского человека. Каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям, которым стремились следовать многие поколениям русских людей.



Урок 25. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. (1ч)

Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Постижение гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Великое прошлое родной земли, прекрасные памятники мира, в число которых входят и музыкальные шедевры.



Урок 26. Волшебная палочка дирижера. (1ч)

Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров.

Значение дирижера в исполнении симфонической музыки. Роль групп инструментов симфонического оркестра. Симфонический оркестр. Группы инструментов оркестра. Дирижер.



Урок 27. Волшебная палочка дирижера. Образы борьбы и победы в искусстве. (1 час) Особенности трактовки драматической музыки на примере образцов симфонии.

Образный строй в знаменитой симфонии мировой музыкальной культуры-Симфонии №5 Л.Бетховена. Творческий процесс сочинения музыки композитором, особенности её симфонического развития.



Урок 28. Застывшая музыка. (1ч)

Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Выразительные возможности различного склада письма (полифония).

Пример музыкального в живописном, музыкальной формы в живописи. Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Православные храмы и русская духовная музыка. Хор, а капелла. Католические храмы и органная музыка.



Урок 29. Полифония в музыке и живописи. (1ч)

Музыка И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Знакомство с творчеством композитора на примере жанра – фуга. Выразительные возможности различного склада письма (полифония).

Творчество И.С.Баха. Его полифоническая музыка (органная музыка). Общность языка художественных произведений в музыке и живописи. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга.



Урок 30. Музыка на мольберте. (1ч)

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм.

Выявление многосторонних связей музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса. Живописная музыка и музыкальная живопись М.К. Чюрлениса. Иносказание, символизм. Звуковая палитра пьес. Цветовая гамма картин. Образ моря в искусстве Чюрлениса. Композиция. Форма. Триптих. Соната. Allegro, Andante.



Урок 31. Импрессионизм в музыке и живописи. (1ч)

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Знакомство с произведениями К.Дебюсси.

Стилевое сходство и различие на примерах произведений русских и зарубежных композиторов. Искусство прошлого и настоящего всегда раскрывает перед слушателями, читателями, зрителями жизнь во всём её многообразии. Главное стремиться понять образы различных искусств, не переставая удивляться чудесам, которые они открывают.



Урок 32. О подвигах, о доблести и славе... (1ч)

Стилевое многообразие музыки 20 века. Богатство музыкальных образов - драматические, героические.

Развитие исторической памяти подростков на основе освоения произведений различных видов искусства, раскрывающих тему защиты Родины. Музыкальный жанр – Реквием.



Урок 33. В каждой мимолетности вижу я миры… (1ч)

Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития в камерном – инструментальной музыке.

Образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского. Цикл «Мимолетности» Цикл «Картинки с выставки». Сопоставление музыкальных и художественных образов. Фортепианная миниатюра. Язык искусства. Интермедия



Урок 34. Мир композитора. С веком наравне. (1ч)

Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов.



Информационно-методическое обеспечение

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 5 класса – М.: Просвещение, 2011.

Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 5 кл.: Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004;
Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка. 5 класс» /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина/ - 1 СD, mp3, касета.

Так же, в качестве дополнительного материала, имеет место использование следующих учебно – методических комплектов:



Алеев В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.Н. «Музыка». 1 – 7 классы. – М., Дрофа, 2010.
Дополнительная учебно-методическая литература


  1. «Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно – правовых документов и методических материалов)., М.,ИЦ «Вентана – Граф»,2008г.

  2. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.

  3. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.

  4. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.

  5. «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.

  6. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.

  7. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.

  8. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.

  9. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.

  10. «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.

  11. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.

  12. «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.

  13. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.

  14. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.

  15. Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.

  16. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.

  17. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.

  18. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.

  19. Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.

  20. Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.

  21. Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.

  22. Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г

  23. Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.

23.Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.

  1. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.

  2. Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г.

  3. «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н.Бугаева/, М., Аст, 2002г.

  4. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.

  5. «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.

  6. «Музыка в школе» № №1-3 - 2007г.,№№1-6 - 2008г., №№1-5 – 2009г.

  7. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.

  8. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.

  9. «Пионерский музыкальный клуб» выпуск №№15,20-24.

  10. Фрид Г. «Музыка! Музыка? Музыка…и молодежь», М., Советский композитор, 1991г.

  11. Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.

  12. Самигуллина В.М. «Поурочные планы. Музыка 5 класс», Волгоград, Учитель, 2005г

  13. Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.

  14. Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе», М., Айрис-Пресс, 2003г.

  15. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.

  16. Песенные сборники.

  17. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007 - 176с.

Приложение 1



Примеры заданий для оценки достижений учащихся
1. Значение подчёркнутых слов:

опера, либретто, увертюра, балет, квартет,


2. Жанры, в которых соединились музыка и литература:
3. Развернуть: симфонический оркестр:

деревянные духовые:…

медные духовые:..

струнно – смычковые:…

ударные:…
4. Определить жанр и композитора:

«Жаворонок» -

«Лебединое озеро» -

«Щелкунчик» -

«Иван Сусанин» -

«Садко» -

«Моя Россия» -
5. Соединить фамилии с именами

Глинка Иоганн

Римский – Корсаков Михаил

Чайковский Фридерик

Шопен Николай

Штраус Пётр



6. Какие музыкальные произведения, звучавшие на уроках, напоминают эти иллюстрации?

«Царевна Лебедь» Врубеля -----

«Богатыри» Васнецова ------

Изображение гнома-----


7. Соединить названия произведений с именами композиторов:

«Вставайте, люди русские» Мусоргский

«Гном» С. Рахманинов

«Аве, Мария» И.-С. Бах

«Островок» С.Прокофьев
8. Кто из выдающихся русских композиторов был:

морским офицером - …

ученым, химиком - …

Кого из русских композиторов называют:

«Сказочник русской музыки» - …

«Солнце русской музыки» - …



9. Вид искусства:

Колорит, рельеф, фон, портрет, пейзаж - …

Мелодия, ритм, тембр, динамика - …
10. Назвать понравившееся произведение, которое вы услышали на уроке - …

11. Расшифровать слова


п

с

р

а

е

в




м

г

и

н




л

б

ы

и

н

а




с

р

к

е

о

т

р




  1. Сценарий для оперы или балета

а) вокализ

б) либретто

в) сочинение
13. Музыкальные ассоциации: назвать 2-3 слова:

Опера: …


Балет: …

Симфония:


14. Лишнее слово:

скрипка, гобой, труба, рожок, виолончель

балалайка, гармонь, жалейка, гусли, скрипка

пианист, скрипач, композитор, трубач, гитарист




  1. Жанр, не относящийся к вокальным произведениям:

а) романс

б) кантата

в) симфония

г) песня



  1. Назовите 4-х русских композиторов.




  1. «…Мне день и ночь покоя не даёт мой чёрный человек. За мною всюду как тень он гонится. Вот и теперь мне кажется, он с нами сам-третий сидит…» Кто мог сказать эти слова и какое произведение получилось в итоге визита «чёрного человека»?




  1. Что вы узнали путешествуя по музыкальным театрам?




  1. Назови 4 известных дирижёров.




  1. Что такое А capella ?