Рабочая программа по учебному предмету "Литература" в 10-11 классах учителя русского языка и литературы - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Литература для учителя 308 Литература для обучающихся 309 14 3734.01kb.
Рабочая программа по учебному предмету литература 1 313.22kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» базовый уровень... 4 778.17kb.
Мартюкова Ирина Леонидовна учитель русского языка и литературы 1... 1 183.02kb.
Методическая разработка. Работа учителя русского языка и литературы... 1 137.08kb.
Литература 5-11 классы (Базовый уровень) М: «Просвещение» 1 293.36kb.
Рабочая программа по учебному предмету русский язык 14 4306.48kb.
О. В. Дмитриева 8-е изд. М.: Ооо «тид «Русское слово-рс», 2012 1 310.72kb.
Урок литературы в 11 12 классах укп №25 Провела учитель русского... 1 151.35kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Краеведение» 2 439.18kb.
Рабочая программа по учебному предмету «литературное чтение» 1 273.73kb.
Рабочая программа по литературе 10 класс Базовый уровень Ушакова О. 1 276.64kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа по учебному предмету "Литература" в 10-11 классах учителя русского - страница №1/2

Утверждена приказом

руководителя образовательного учреждения

__________ от _________



Рабочая программа

по учебному предмету "Литература"

в 10-11 классах

учителя русского языка и литературы

СОШ №80 г. Ярославля

с углублённым изучением

английского языка

Кулаковской Ирины Юрьевны

Пояснительная записка

Настоящая программа разработана на основе примерной программы Министерства образования РФ для 10- 11 классов общеобразовательных учреждений.

Перечень литературных произведений, историко-литературных и теоретико-литературных понятий, подлежащих обязательному изучению, составлен в полном соответствии с федеральным Государственным стандартом среднего (полного) общего образования по русскому языку базового уровня.

Рабочая программа основана на использовании учебников:


  1. Коровин В.И. «Литература» 10 класс, 1 и 2 часть (базовый и профильный уровни).- М.: «Просвещение», 2007.

  2. Смирнова Л.А., Михайлов О.Н., Турков А.М. и др. / под ред. Журавлева В.П. «Литература» 11 класс, 1 и 2 часть (базовый и профильный уровни).- М.: «Просвещение», 2008.

Программа направлена на приобщение обучающихся к искусству слова, богатству русской классической литературы, на формирование понимания специфики литературы как вида искусства, особенностей развития литературного процесса, представления о сущности основных литературных течений, направлений, школ, о писательском труде, художественном мире произведения, его поэтике и стилистике.



Рабочая программа рассчитана на 204 учебных часа (68 учебных недель).

Цели изучения курса литературы в 10- 11 классах:

  1. Воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, формирование гуманистического мировоззрения, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и отечественной культуре;

  2. Развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей обучающихся, художественного вкуса; устной и письменной речи обучающихся;

  1. Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведенийи теоретико-литературных понятий;

  1. Совершенствование умений по освоению литературных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

  • Выразительное чтение.

  • Различные виды пересказа.

  • Заучивание наизусть стихотворных текстов.

  • Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

  • Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

  • Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

  • Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

  • Подготовка рефератов, докладов, презентаций; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Тематическое и поурочное планирование

10 класс




Тема и основное содержание урока

Всего часов

Р/Р

Вн/ч

К/Р

Наизусть




Русская литература первой половины XIX века в контексте мировой культуры.

3













1.

Художественная литература как искусство слова Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода личности, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека)
















2.

Национальное самоопределение русской литературы. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм. Историко-культурные и художественные предпосылки романтизма, своеобразие романтизма в русской литературе.
















3.

Формирование реализма как новой ступени познания и художественного освоения мира и человека. Расцвет русского романа. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина Развитие русской критики



















А.С.Пушкин

10

2

1

1

4

4.

Жизнь и творчество А.С.Пушкина. Основные темы и мотивы лирики, ее национально-историческое и общечеловеческое содержание. Становление литературного языка
















5.

Романтическая лирика А.С.Пушкина периода южной и Михайловской ссылок. Трагизм мировосприятия и его преодоление в стихотворениях: «Погасло дневное светило», «Подражания Корану», «Демон»
















6.

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. Стихотворения «Поэт», «Поэт и толпа», «Пророк», «Разговор книгопродавца с поэтом»













«Пророк»

7.

Эволюция темы свободы и рабства в стихотворениях «Вольность», «Свободы сеятель пустынный»
















8.

Философская лирика А.С.Пушкина. Тема жизни и смерти в стихотворениях «Брожу ли я вдоль улиц шумных», «Вновь я посетил», «Элегия»













«Элегия»

9.

Тема любви и дружбы в стихотворениях «На холмах Грузии», «Я вас любил», «Не пой, красавица, при мне»













1 по выбору из указанных в теме

10.

Петербургская повесть «Медный всадник». Проблема человека и среды. Тема «маленького человека».
















11.

Человек и история в «Медном всаднике». Художественный образ Петра как царя-преобразователя. Социально-философские проблемы в произведении.
















12.

Основные типы тем сочинений по лирическому произведению. Обучение сочинению-анализу лирического стихотворения




1










13.

Сочинение-анализ лирического стихотворения А.С.Пушкина «Туча»




1




1




14.

Урок-концерт по лирике А.С.Пушкина







1




1 по выбору




М.Ю.Лермонтов

10

3

1

1

2

15.

Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики. Своеобразие художественного мира поэта. Анализ стихотворения «Нет, я не Байрон, я другой»
















16.

Жанры лирики. Особенности жанра молитвы в творчестве Лермонтова. Анализ стихотворения «Молитва»
















17.

Тема жизни и смерти в стихотворениях Лермонтова «Валерик», «Сон», «Завещание»
















18.

Философские мотивы и мироощущение поэта в стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен»













«Как часто пестрою толпою окружен»

19.

Мечта о гармонии в мире и душе человека в стихотворении «Выхожу один я на дорогу»













«Выхожу один я на дорогу»

20.

Тема поэта и поэзии в русской литературе. Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Анализ стихотворений «Дума», «Желание», «Поэт», «Смерть поэта»
















21.

Сопоставительный анализ стихотворений «Пророк» Пушкина и Лермонтова




1










22.

Адресаты любовной лирики Лермонтова. Урок-исследование







1







23.

Подготовка к сочинению-анализу лирического произведения.




1










24.

Сочинение-анализ стихотворения «Нищий»




1




1







Н.В.Гоголь

5

2

1







25.

Жизнь и творчество Н.В.Гоголя. Романтические произведения. Поэтика «Вечеров на хуторе близ Диканьки»: народный стиль, фантастика, лиризм.
















26.

Сатирическое и эпико-героическое начала в сборнике «Миргород»







1







27.

Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях». «Невский проспект»: образ Петербурга. Символика повести, особенности композиции
















28.

Выборочное изложение по повести «Невский проспект»




1










29.

Анализ изложения. Редактирование.




1













Русская литература второй половины XIX века.

1













30.

Характеристика прозы, журналистики, литературной критики второй половины XIX века. Традиции и новаторство поэзии. Формирование национального театра.



















И.А.Гончаров

4

1










31.

Жизнь и творчество И.А.Гончарова. Место романа «Обломов» в творчестве писателя. Социальная и нравственная проблематика романа «Обломов»
















32.

Обломов – «коренной наш тип». Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти.
















33.

«Обломов» как роман о любви. Выборочный пересказ эпизодов встреч Ольги Ильинской и Обломова. Сравнительная характеристика образов Ильинской и Пшеницыной
















34.

Авторская позиция и способы ее выражения в романе. «Обломов» в русской критике. Конспект статьи Н.А.Добролюбова «Что такое обломовщина?»




1













А.Н.Островский

7

5




1

2

35.

Жизнь и творчество драматурга Островского. Драма как род литературы. Традиции русской драматургии в творчестве писателя. Формирование национального театра.
















36.

Драма «Гроза»: история создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев, своеобразие конфликта, смысл названия.
















37.

Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Выразительное чтение наизусть монолога Кулигина.




1







Монолог Кулигина

38.

Катерина в системе образов. Протест Катерины против «темного царства». Выразительное чтение наизусть монолога Катерины.




1







Монолог Катерины

39.

Нравственная проблематика пьесы. Авторская позиция в драме. Оценка драмы Д.И.Писаревым и Н.А.Добролюбовым. Составление тезисов статьи Н.А.Добролюбова «Луч света в темном царстве»




1










40.

Обучение сочинению групповой характеристике героев.




1










41.

Сочинение групповая характеристика жителей Калинова по драме «Гроза».




1




1







И.С.Тургенев

9

2

1

1




42.

Жизнь и творчество Тургенева И.С. Развитие жанра «роман» в его творчестве. Творческая история романа «Отцы и дети». Смысл названия
















43.

«Отцы» и «дети» в романе. Духовный конфликт поколений и мировоззрений в романе, его причины. Споры о путях улучшения мира: революция или эволюция и духовное возрождение человека. Анализ эпизода «Дуэль Базарова с Павлом Петровичем». Понятие «пародия», ее роль в данном эпизоде.
















44.

Базаров – герой своего времени. Сторонники и противники Базарова. Духовный конфликт героя. Выявление опасности своеволия и прагматизма.
















45.

Любовь в жизни героев романа. Анализ эпизода «Смерть Базарова». Развитие психологизма
















46.

Авторская позиция в романе. Роман «Отцы и дети» в русской критике: обзор статей М.Антоновича «Асмодей нашего времени» и Д.И.Писарева «Базаров»
















47.

Роман И.С.Тургенева «Накануне»







1







48.

Подготовка к домашнему сочинению сравнительной характеристике героев по роману «Отцы и дети»




1










49.

Анализ эпизода «Вечерние размышления Николая Петровича» в формате ЕГЭ










1




50.

Анализ сочинений по роману «Отцы и дети». Редактирование.




1













Ф.И.Тютчев

3

1







1

51.

Жизнь и творчество Ф.И.Тютчева – поэта-философа. Идея стихотворений «Silentium», «Не то, что мните вы, природа», «Еще земли печален вид»
















52.

Человек и история в лирике Тютчева. Выразительное чтение стихотворений «Эти бедные селенья», «Нам не дано предугадать», «Умом Россию не понять». Жанры лирики.




1










53.

Любовь как стихийная сила и «поединок роковой» в стихотворении «О, как убийственно мы любим». Жанр романса. Романс «Я встретил вас – и все былое» в исполнении Б. Штоколова, И. Козловского и др.













1 по выбору на тему любви




А.А.Фет

2













54.

Жизнь и творчество Фета. Жизнеутверждающее начало пейзажной лирики поэта. Комплексный анализ лирического произведения: «Даль», «Это утро, радость эта», «Еще весны душистой нега», «Заря прощается с землею»




1










55.

Гармония и музыкальность поэтической речи Фета. Ассонанс и аллитерация. Выразительное чтение наизусть стихотворений «Шепот, робкое дыханье», «Сияла ночь. Луной был полон сад…»













1 по выбору из предложенных по теме урока




А.К.Толстой

2




2




1

56.

Фольклорные, романтические, исторические черты лирики А.К. Толстого. Стихотворения «Государь ты наш батюшка», «Против течения», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре»







1







57.

Урок-концерт «Любимые стихотворения поэтов XIX века»







1




1




Н.А.Некрасов

7

2




2

3

58.

Жизнь и творчество Н.А.Некрасова. Судьба народа как предмет переживаний лирического героя стихотворений «В дороге», «Еду ли ночью по улице темной»
















59.

Героическое и жертвенное в образе демократа-разночинца. Анализ стихотворений «Рыцарь на час», «Умру я скоро», «Блажен незлобивый поэт»
















60.

Поэтический труд как служение народу. Выразительное чтение с идейно-тематическим анализом стихотворений «Элегия», «Вчерашний день, часу в шестом», «Поэт и гражданин», «О Муза! Я у двери гроба»
















61.

Психологизм и бытовая конкретизация темы любви: «Мы с тобой бестолковые люди», «Тройка», «Я не люблю иронии твоей»













1 «Тройка»

62.

Лиро-эпическая поэма «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания, композиция. Черты эпопеи в произведении. Анализ «Пролога», глав «Поп» т «Сельская ярмонка»













1 отрывок из «Пролога»

63.

Нравственные устои и быт крестьянства в поэме. Образы Ермила Гирина, Якима Нагого, Агапа, Савелия. Матрена Тимофеевна – собирательный образ русской женщины, ее роль в семье и общественной жизни.
















64.

Сатирические портреты помещиков: Оболта-Оболдуева, Шалашникова, Утятина. Юмор, ирония, сарказм как приемы создания их образов. Тема социального и духовного рабства.
















65.

Образы народных заступников, их обращение к народу в поисках нравственного идеала. Гриша Добросклонов – народно-христианский идеал праведника













1 отрывок «Русь»

66.

Народность произведения и фольклорное начало в поэме. Тест на тему «Особенности поэтического языка поэмы: изобразительно-выразительные средства (сравнение, эпитет, метафора, метонимия, гипербола, аллегория)»










1




67.

Обучение сочинению обобщающей характеристике героев




1










68.

Сочинение обобщающая характеристика помещиков из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»




1




1







М.Е.Салтыков-Щедрин

2













69.

Жизнь и творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина. Проблематика и поэтика «Сказок для детей изрядного возраста». Эзопов язык. Гротеск.
















70.

Обзор романа «История одного города»: замысел, история создания, жанровые и композиционные особенности. Образы градоначальников. Историзм в познании закономерностей общественного развития. Выборочный пересказ «Угрюм-Бурчеев как олицетворение власти самодержавия»



















Л.Н.Толстой

11

4

1

1




71.

Жизненный и творческий путь Л.Н.Толстого. Идея нравственного самосовершенствования в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Взгляды писателя на мир и человека
















72.

Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы». Философская глубина постижения сути войны.







1







73.

«Война и мир»: история создания, особенности жанра романа-эпопеи, смысл названия.
















74.

Духовные искания Андрея Болконского. Проблема судьбы, веры и безверия, смысла жизни и тайны смерти. Выразительное чтение эпизодов романа.




1










75.

Духовные искания Пьера Безухова. Идея нравственного самосовершенствования человека как путь к спасению. Сопоставление кинематографического решения образа Пьера в фильме С. Бондарчука с романным.
















76.

Женские образы в романе. Сравнительная характеристика Наташи Ростовой, Марии Болконской, Элен Курагиной. Понятие «истинной красоты» человека. Роль детали в портрете героинь.




1










77.

Семейный принцип в композиции романа. Семья Ростовых и семья Болконских. Диспут «Чьи семейные ценности и принципы воспитания вам ближе?»




1










78.

Историзм в изображении войны 1812 года в романе. Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона.
















79.

Тема народа как ведущей силы исторических событий и источника моральных ценностей. Образ Платона Каратаева. Партизанская война в романе. Образ Тихона Щербатова.
















80.

Художественные особенности романа. Образ автора. Единство содержания и формы произведения. Стиль писателя.
















81.

Подробное изложение с творческим заданием «Андрей на Аустерлицком поле»




1




1







Ф.М.Достоевский

8

1




1




82.

Жизненный и творческий путь Ф.М.Достоевского. Идейные и эстетические взгляды писателя.
















83.

История создания романа «Преступление и наказание». Тема социальной несправедливости и угнетения в обществе. Гуманизм писателя в отношении «маленьких людей».
















84.

Образ Раскольникова, его духовные искания. Способы создания персонажа автором.
















85.

Теория Раскольникова. Выявление опасности своеволия и прагматизма.
















86.

Персонажи-«двойники» Раскольникова. Образ Лужина как тип. Роль Свидригайлова в романе.
















87.

Христианские идеи в проблематике романа. Образ Сони Мармеладовой. Анализ эпизода «Чтение о воскрешении Лазаря». Роль эпилога.




1










88.

Образ Петербурга в романе. Создание иллюстраций к роману.

















89.

Контрольное сочинение по роману «Преступление и наказание»










1







Н.С.Лесков

2




1







90.

Жизнь и творчество Н.С.Лескова. Рассказ «Очарованный странник». Проблема судьбы. Нравственный смысл рассказа.
















91.

Н.С.Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»







1










А.П.Чехов

6













92.

Жизненный и творческий путь А.П.Чехова. Проблематика и поэтика рассказов «Студент», «Дом с мезонином», «Случай из практики»
















93.

Идейно-художественное своеобразие «маленькой трилогии»: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»
















94.

Тема гибели человеческой души в рассказе «Ионыч». Портрет героя, его роль в нравственной оценке персонажа писателем. Творческий пересказ эпизода «Вечер у Туркиных»
















95.

Особенности драмы А.П.Чехова. Понятие «новая драма». «Вишневый сад»: история создания, особенности жанра лирической комедии, новое в системе образов.
















96.

Жизненная неустроенность и разобщенность героев пьесы. Разлад между желаниями и реальным их осуществлением – основа конфликта произведения. Выразительное чтение в ролях сцен «Вишневого сада»




1










97.

Символ сада в пьесе. Отношение автора к героям. Понятие «подтекст». Своеобразие чеховского стиля.



















Литература народов России

1













98.

Отражение в национальных литературах общих и специфических духовно-нравственных и социальных проблем. Переводы произведений национальных писателей на русский язык.

Коста Хетагуров. Сборник «Осетинская лира» - источник знаний о культуре, нравах и обычаях осетинского народа.





















Зарубежная литература

4




1







99.

Взаимодействие зарубежной и русской литературы, отражение в них «вечных» проблем бытия. «Вечные» ценности в новелле Ги де Мопассана «Ожерелье». Особенности жанра новеллы: острота сюжета, мастерство композиции, неожиданность развязки.
















100.

Г.Ибсен «Кукольный дом как «драма идей» и психологическая драма. Проблемы самопознания и нравственного выбора в пьесе.







1







101.

Романтическое двоемирие в сказках Э.Т.А.Гофмана, воспевание человечности, чистоты и искренности человеческих отношений. «Крошка Цахес». Сочетание фантастики и реальности в произведении.
















102.

Протест против прозаической буржуазной действительности в поэзии «постромантизма». Обзор творчества Ш.Бодлера, характеристика сборника стихотворений «Цветы зла». Анализ стихотворения А.Рембо «Пьяный корабль». Корабль как образ-символ поэта, призывающего верить в мечту, бороться за жизнь.

















следующая страница >>