Рабочая программа по учебному курсу «Литературное чтение» в общеобразовательном втором классе разработана на основе - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по учебному курсу «Музыка» для 1 класса разработана... 5 1102.58kb.
Рабочая программа по учебному предмету «литературное чтение» 1 273.73kb.
Пояснительная записка рабочая программа предмета «Литературное чтение» 2 417.41kb.
Пояснительная записка Рабочая программа по курсу «Права человека» 1 142.9kb.
Литературное чтение (4 класс) 1 297.24kb.
Лель Ольга Александровна, учитель первой квалификационной категории г. 3 744.49kb.
Рабочая программа по литературному чтению Предмет: литературное чтение... 5 1461.19kb.
Рабочая программа по учебному предмету "Литература" в 10-11 классах... 2 384.11kb.
Рабочая программа по дополнительному образованию курса «Немецкий... 4 1587.55kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для... 1 336.93kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для... 1 337.56kb.
Русский язык 3 779.22kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа по учебному курсу «Литературное чтение» в общеобразовательном втором - страница №1/1

Аннотация к рабочей программе учебного курса

«Литературное чтение» 2 класс
Рабочая программа по учебному курсу «Литературное чтение» в общеобразовательном втором классе разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ МО и Н РФ от 06.11.2009 г.), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов качества общего образования, учебной программы «Литературное чтение» (авторы программы Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова).

Учебный курс «Литературное чтение» рассчитан на 102 часа (3 часа в неделю).

Отбор содержания учебного курса осуществлялся с учетом требований федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Специфика курса

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

 В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Цели данного курса: - развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

-  овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

-  воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Задачи: -  развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

-  учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

-   развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус; -   формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства; -   обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе; -  формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы; -   расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка; -   обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения; -   создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».



Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения; об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка); особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать  изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

 Цели и задачи изучения учебного предмета «Литературное чтение». 2 класс.

Цель: совершенствование всех видов речевой деятельности, овладение правильным и  выразительным чтением  целыми словами, воспитание интереса к книге и чтению.

Задачи:


  • учить детей чувствовать и понимать образный язык  художественного произведения,   выразительные   средства,  создающие    художественный    образ,    развивать    образное  мышление учащихся;

  • формировать потребность в постоянном чтении книг развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей;

  • создавать условия для формирования потребности  самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

  • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать  нравственно-эстетический  и  познавательный  опыт  ребенка;

  • обеспечивать развитие речи школьников и активно  формировать навык чтения и речевые умения;

  • работать с различными типами текстов.

В зависимости от усвоения материала детьми учитель может сократить или увеличить этот период по своему усмотрению. Учитель вправе с учетом региональных особенностей, национальных традиций, этнографической специфики, возможностей школы вносить коррективы в порядок изучения учебного материала. В программе предусмотрены возможные риски (карантин, курсы, болезнь учителя и др.). В таком случае возможно сокращение количества часов в разделе «Русские писатели» (с 11 ч на 8 ч) и в разделе «Писатели детям» (с 18 ч на 15 ч). Необходимо учитывать особенности школы (в осеннее – весенний период школьники проходят курс химиопрофилактики). У таких детей рассеянное внимание, большая утомляемость, заторможенная реакция на любые действия и слова учителя, для них в ходе учебного процесса предусматривается индивидуально-личностный и дифференцированный подход. При распределении количества часов на различные темы учитель учитывает уровень обучаемости класса и отдельных школьников, а также особенности контингента учащихся (поступают дети из социально неблагополучных семей, с низким уровнем обучения). Таким образом, учитель вправе урезать количество часов с тех тем или разделов, которые учащиеся осваивают легко и продуктивно, на темы, которые дети осваивают с большим трудом.

Использование меж предметных связей на уроках литературного чтения:

с уроками изобразительного искусства (изучение произведений живописи – иллюстрации и картины к произведениям); русского языка (работа над лексическим значением слов из произведения, артикуляционная гимнастика и т.д.), с окружающим миром (сведения о природе; воспитание бережного отношения к природе и т.д.); историей (биография писателей, живущих в разное время).

Требования Федерального государственного стандарта к преподаванию образовательной области.

Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.



Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты

Во втором классе проверяется сформированность умения читать целыми словами и словосочетаниями; осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 50 слов в минуту (на конец года); умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев.



Основные требования к знаниям, умениям и навыкам к концу 2 класса:

Обучающиеся должны:

  • владеть навыками осознанного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 50 слов в минуту;

  • понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему.

Обучающиеся должны уметь:

  • определять главную мысль прочитанного текста и выражать ее своими словами;

  • составлять пересказ ( краткий, полный) прочитанного текста;

    • выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

    • самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;

    • осознанно и полно воспринимать содержание читаемого произведения, устного ответа товарища;

Обучающиеся должны знать:

  • наизусть не менее 5 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;

  • название, темы и сюжеты нескольких произведений фольклорных жанров;

    • содержание 3-4 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 3 пословиц, 2-3 крылатых выражения.

Особенности организации контроля:

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

 Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).



Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.

 Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.



 

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.
Содержание программы.
Самое великое чудо на свете. Р. Сеф. Выставка книг по теме. Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. Устное народное творчество. Русские народные песни, потешки и прибаутки, считалки, небылицы и перевертыши, загадки, пословицы и поговорки. Сказки о животных, бытовые и волшебные («Сказка по лесу идет...» Ю. Мориц, «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди»). Люблю природу русскую. Осень. Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», К. Бальмонт. «Поспевает брусника», А. Плещеев. «Осень наступила...», А. Фет. «Ласточки пропали...», А. Толстой. «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...», С. Есенин. «Закружилась листва золотая...», В. Брюсов. «Сухие листья», И. Токмакова. «Опустел скворечник...», В. Берестов. «Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии), М. Пришвин. «Осеннее утро». Русские писатели А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...», «Вот север тучи нагоняя», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...», «Сказка о рыбаке и рыбке». И. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Мура вей». Л. Толстой. «Старый дед и внучек». О братьях наших меньших Б. Заходер. «Плачет киска в коридоре...», И. Пивоварова. «Жила-была собака...», В. Берестов. «Кошкин дом», М. Пришвин. «Ребята и утята», Е. Чарушин. «Страшный рассказ», Б. Житков. «Храбрый утенок». Из детских журналов 1. Д. Хармс. «Игра», «Вы знаете?..»; 2. Д. Хармс, С. Маршак. «Веселые чижи»; 3. Д. Хармс. «Что это было?»; 4. Н. Гернет, Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»; 5. Ю. Владимиров. «Чудаки»; 6. А. Введенский. «Ученый Петя». Люблю природу русскую. Зима. Бунин. «Зимним холодом...», К. Бальмонт. «Светло-пушистая...», Я. Аким. «Утром кот...», Ф. Тютчев. «Чародей кою Зимою...», С. Есенин. «Поет зима – аукает...», «Береза». Писатели – детям Произведения о детях, о природе, написанные К. И. Чуковским («Путаница», «Радость»), С. Я. Маршаком («Кот и лодыри»), С. В. Михалковым («Мой секрет», «Сила воли». «Мой щенок»), А. Л. Барто («Веревочка», «Мы не заметили жука...», «В школу», «Вовка – добрая душа»), Н. Н. Носовым («Затейники», «Живая шляпа»). Я и мои друзья В. Берестов. «За игрой», Э. Мошковская. «Я ушел в свою обиду...», В. Берестов. «Гляжу с высоты...», В. Лунин. «Я и Вовка», Н. Булгаков. «Анна, не грусти!», Ю. Ермолаев. «Два пирожных», В. Осеева. «Хорошее».

И в шутку и всерьез 1. Б. Заходер. «Товарищам детям», «Что красивей все го?», «Песенки Винни Пуха»; 2. Э. Успенский. «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой...», «Над нашей квартирой», «Память»; 3. В. Берестов. «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»; 4. И. Токмакова. «Плим», «В чудной стране» 5. Г. Остер. «Будем знакомы». Литература зарубежных стран Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения зарубежных классиков («Бульдог по кличке Дог», «Перчатки», «Храбрецы», «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети»). Сказки Ш. Перро («Кот в сапогах», «Красная Шапочка»), Г. X. Андерсена («Принцесса на горошине»), Э. Хогарт («Мафии и паук»).

Аннотация к рабочей программе учебного курса

«Литературное чтение» 3 класс
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.



Общая характеристика курса

«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.



Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.

Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.


Результаты изучения курса

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.


Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

Содержание программы.

Устное народное творчество

Русские народные сказки («Сивка - Бурка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван – царевич и серый волк» и д.р.).

Былины («Добрыня Никитич», «Добрыня и змей», «Илья Муромец и Соловей Разбойник»).

Страницы русской классики – поэтические тетради:


  1. Ф.И. Тютчев «Листья»; А.А. Фет «Мама, глянь-ка из окошка...»; А.К.Толстой «Звонче жаворонка пенье…»; «Вот уж снег последний в поле тает…»; А.Н.Майков «Весна»; «Летний дождь».

  2. И. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы»; И.З.Суриков «Детство», «Зима»; А.Плещеев «Весна», «Мой садик».

  3. Н.А. Некрасов «Славная осень!..» , «Не ветер бушует над бором...», «Дедушка Мазай и зайцы»; С.Соловьев «Смерть птички»; К.Бальмонт «Осень», «Золотое слово»; И.Бунин «Детство»; «Полевые цветы».

  4. С. Черный «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»; А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»; С. Есенин «Черемуха».

  5. С. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной...»; А. Барто «Разлука», «В театре»; С.В. Михалков «Если», «Рисунок»; Е. Благинина «Кукушка», «Котенок».

А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «За весной, красой природы...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане …»; И.А. Крылов «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна», «Ворона и лисица»; М.Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко...» «Утес»; Л.Н. Толстой «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка»; А.Куприн «Слон».

Литературные сказки

В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович», С.Аксаков «Аленький цветочек; В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница», Д.Н. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки».



Любимые детские писатели

1.Были-небылицы: М. Горький «Случай с Евсейкой», К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей», В.Катаев «Дудочка и кувшинчик», С.Маршак «Двенадцать месяцев».

2.Люби живое: М. Пришвин «Моя Родина», И. Соколов-Микитов «Листопадничек», В.И. Белов «Рассказы про Мальку», В. Бианки «Мышонок Пик», Б. Житков «Про обезьянку», В.Л. Дуров «Наша Жучка», В.П. Астафьев «Капалуха».

3.Собирай по ягодке – соберешь кузовок: Б. Шергин «Собирай по ягодке…», А.П. Платонов «Цветок на земле», «Еще мама»; М.М. Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники», Н.Н. Носов «Федина задача», «Телефон».

4. По страницам детских журналов: Ю. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели», Г.Б. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды»; Р. Сеф «Веселые стихи».

Литература зарубежных стран

Мифы и легенды Древней Греции «Рождение героя», «Храбрый Персей»; Братья Гримм «Принц – лягушонок…», Ш.Перро «Рике с хохолком», Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок»



Аннотация к рабочей программе учебного курса

«Литературное чтение» 4 класс

Рабочая программа по учебному курсу «Литературное чтение» в общеобразовательном четвертом классе разработана на основе примерной программы начального общего образования по литературному чтению (базовый уровень), 2004г. и учебной программе по литературному чтению для общеобразовательных учреждений (авторы программы В.Г.Горецкий, Л.Ф. Климанова).

Учитывая особенности школы (в осеннее – весенний период школьники проходят курс химиопрофилактики), были внесены незначительные изменения в учебный план. Так как не все школьники проходят курс лечения, для таких учащихся в ходе учебного процесса предусмотрен индивидуально-личностный дифференцированный подход. По данному предмету класс находится на среднем уровне обучаемости.

Изучение литературного чтения на ступени начального общего образования в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:



  • овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;

  • воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.


Основные задачи:

- обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

- развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

- учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление;

- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров;

- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление;

- развивать поэтический слух;

- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей;

- обогащать чувственный опыт ребенка;

- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни;

Учебный курс «Литературное чтение» рассчитан на 102 часа (3 часа в неделю).

Отбор содержания учебного курса осуществлялся с учетом требований федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Основные формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах. На уроках используются различные методы: беседа, рассказ учителя, диалог. Нетрадиционные формы: викторины, уроки-сказки, конкурсы и соревнования, экскурсии и т.д.

В программе предусмотрены возможные риски (карантин, курсы, болезнь учителя и др.). В таком случае возможно сокращение количества часов по темам: «Чудесный мир классики» (с 10 ч на 6 ч); «Светлый край берез, моя Россия!» - (с 11 ч на 7 ч); «Твоя книжная полка: страна далекого детства» - (с 11 ч на 7 ч)

Использование меж предметных связей на уроках литературного чтения:

с уроками изобразительного искусства (изучение произведений живописи – иллюстрации и картины к произведениям); русского языка (работа над лексическим значением слов из произведения, артикуляционная гимнастика и т.д.), с окружающим миром (сведения о природе; воспитание бережного отношения к природе и т.д.); историей (биография писателей, живущих в разное время).



Требования к уровню подготовки учащихся.

К концу 4 класса обучающиеся должны:

- владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;

- понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему;

уметь:

- устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль и выражать её своими словами;

- составлять план к прочитанному – полный, краткий, картинный;

- вводить в пересказы элементы описания, рассуждения и цитирования;

- составлять пересказ прочитанного текста, придумать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;

- выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

- самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;

- осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассниками произведения, устного ответа товарища;

- оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.

знать:

- наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;

- названия, темы и сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;

- не менее 6-7 народных сказок (уметь их пересказывать), знать более 10 пословиц, 2-3 крылатых выражения (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно, кстати, употребить их).


Обучающиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;

  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);

  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

  • работы с различными источниками информации (словарями, справочниками).


Содержание программы.

Летописи

Откуда пошла Русская земля. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». «И вспом-нил Олег коня своего». «Начали братья эти составлять славянскую азбуку»



Былины, древнерусские повести, жития

«Ильины три поездочки» (былина). Илья Муромец выходит на свободу. Садко. Повесть о Петре и Февронии. Житие Сергия Радонежского.



Чудесный мир классики

В.А.Жуковский. «Сказка о царе Берендее…». П.П.Ершов. Конёк – горбунок. А.С.Пушкин. Птичка. Няне. Туча. Осень. и др. А.С.Пушкин. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.

М.Ю.Лермонтов. Дары Терека. Ашик–Кериб.

Поэтические тетради:

«Светлый край берез, моя Россия!»

Ф.И.Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Эти бедные селенья...», «Как неожиданно и ярко…».

А.А.Фет. «Учись у них…»; Бабочка. И.И.Козлов. Киев. Вечерний звон. К.Ф.Рылеев. Иван Сусанин. В.Г.Бенедиктов. Москва. Е.А.Баратынский. «Весна, весна!», «Где сладкий шепот…».

А.Н.Плещеев. Дети и птичка. А.В.Кольцов. Урожай. И.С.Никитин. «В синем небе плывут…», «Русь». Н.А.Некрасов. Тишина. Накануне Светлого праздника. А.Н.Апухтин. Проселок.

С.Д.Дрожжин. Родине. К.Д.Бальмонт. Росинка. И.А.Бунин. Родина. Листопад. Л.Н.Толстой. Детство. А.П.Чехов. Мальчики. В.Ф.Одоевский. Городок в табакерке. А.И.Куприн. Барбос и Жулька. Д.Н. Мамин–Сибиряк. Приёмыш. В.М.Гаршин. Сказка о жабе и розе.

Страна детства

А.Н.Плещеев. Детство. Былое. И.З.Суриков. В ночном. И.С.Никитин. Воспоминания о детстве.

Музыка леса. Н.А.Некрасов. «В зимние сумерки нянины сказки…». Я.П.Полонский. «Я помню, как детьми…». И.А.Бунин. Матери.

«Тихая моя родина»

А.А.Ахматова. Мужество. Б.Л.Пастернак. «Золотая осень». С.А.Клычков. «Ранняя весна», «Весна в лесу». С.А.Есенин. Стихи. А.А.Прокофьев. «Закат», «Я поднял дерево». .Б.Кедрин. «Бабье лето», Б.А.Слуцкий. «Лошади в океане». А.В.Жигулин «О, Родина!», Н.М.Рубцов «Тихая моя Родина».



«Мне вспомнились детства далекие годы…»

В.Я.Брюссов, С.А.Есенин, Н.С.Гумилёв, М.И.Цветаева, А.Т.Твардовский, В.М.Тушнова, Н.М.Рубцов (Стихи).



Твоя книжная полка:

Страна далекого детства.

И.С.Шмелёв. «Егорьев день». В.В.Набоков. «Первая любовь», «Бабочки». А.И.Цветаева. «Детство». Б.К.Зайцев. «Домашний Лар». П.П.Бажов. Серебряное копытце. Б.С.Житков. «Как я ловил человечков». К.Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». М.Зощенко. «Ёлка». А.П.Платонов. «Сухой хлеб».



Человек и природа.

М.М.Пришвин. «Выскочка». К.Г.Паустовский. «Скрипучие половицы». Е.И.Чарушин. «Кабан». В.П.Астафьев. «Стрижонок Скрип».


Делу время – потехе час.

Е.Л.Шварц. «Сказка о потерянном времени». В.Ю.Драгунский. «Англичанин Павел», «Что любит Мишка». В.В.Голявкин «Никакой горчицы я не ел».



Страна «Фантазия».

Е.С.Велтистов. «Миллион и один день каникул». К.Булычёв. «Консилиум».



Зарубежная литература

Ж.Свифт. «Путешествие Гулливера». Э.Распе. «Приключения барона Мюнхаузена». М.Твен. «Приключения Тома Сойера». С.Лагерлёф. «Святая ночь». Г.Х.Андерсен. «Русалочка».