Рабочая программа по русскому языку в 11 классе на 2013-2014 учебный год Составлена в соответствии с программой по по русскому языку - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по литературе для 10 класса на 2013-2014 учебный... 1 803.66kb.
Программа по географии для 6 10 классов общеобразовательных учреждений. 1 249.15kb.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе следующих... 1 290.78kb.
Рабочая программа по русскому языку для 3а класса на 2013/2014 учебный... 2 888.82kb.
Рабочая программа по иностранному языку (английский) 9 класс на 2013... 4 1504.6kb.
Рабочая программа по русскому языку в 7 классах Переславль-Залесский... 1 208.67kb.
Рабочая программа по литературе 10 класс Разработана в соответствии... 1 240.55kb.
Рабочая программа по французскому языку для 6 класса составлена в... 2 499.2kb.
Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Ооо «тид «Русское... 2 339.58kb.
Рабочая программа по литературе в 6 классе 1 172.32kb.
Программа по географии для 6 10 классов общеобразовательных учреждений Е. 5 1311.96kb.
Нормативно – правовая основа рабочей программы для реализации общеобразовательной... 1 357.62kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа по русскому языку в 11 классе на 2013-2014 учебный год Составлена - страница №1/1

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа им.Н.Р.Ирикова с. Зилаир»

муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан


Рассмотрено на заседании МО «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДЕНО»

____ августа 2013 года с зам.директора по учебной работе руководителем ОУ

руководитель МО _____ августа 2013 года 30 августа 2013 года

приказ №137

___________\Вилкова Е.А.\ _________\Позднякова Н.Н.\ __________ \Сухов К.Б.\



Рабочая программа

по русскому языку в 11 классе
на 2013-2014 учебный год

Составлена в соответствии с программой по по русскому языку для 10-11 классов под редакцией Н.Г.Гольцовой – М.: ООО « ТИД «Русское слово – РС» 2010

Составила: Вилкова Е.А. учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории
2013


  1. Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по русскому языку для 11 класса (базовый уровень) составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку для 10-11 классов базового уровня

На изучение предмета в 11 классе отводится 99 часов в связи с 33 недельной сеткой (3 часа в неделю).

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Данная программа обеспечивает в преподавании единство процессов познания окружающего мира через родной язык, осмысления основных его закономерностей, усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа, развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, а также навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, речевого самосовершенствования.

Программа реализует деятельностно-системный подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врожденного языкового чутья и речемыслительных способностей школьников.

Новизной данной программы является направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие . Центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых уроках связной речи, к проведению которых привык учитель, но и на каждом уроке, какой бы теме он ни был посвящен. Необходимо также отметить, что программа учитывает новые условия итоговой аттестации (подготовка к ЕГЭ) и поэтому большое место учитель должен отводить занятиям по подготовке к ЕГЭ. Отличительной особенностью данной программы также является то, что она акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации.

Последовательный подход к языковым явлениям с точки зрения их триединой сущности помогает по-новому решать очень важную методическую проблему, которая заключается в реализации внутрипредметных связей. Деятельностно-системный подход в обучении, направленность на трехсторонний анализ языкового факта (с точки зрения его смысловой наполняемости, формы выражения и функционального назначения) пронизывают весь курс обучения родному языку в целом, что отражается даже в необычном предъявлении материала в программе

Свободное и умелое использование средств языка в речевом общении требует от человека не только хорошего знания системы родного языка и владения правилами употребления в речи языковых единиц, но и соблюдения правил речевого поведения. Вот почему в программе большое внимание уделяется развитию навыков использования в речи элементов русского речевого этикета.

Коммуникативная направленность курса подразумевает более глубокое внимание к проблеме формирования навыков выразительной речи, воспитания любви к русскому языку, интереса к его изучению. Решению этой задачи, в частности, способствуют систематическая и целенаправленная демонстрация эстетической функции родного языка, знакомство с его изобразительными возможностями, наблюдение за функционированием различных языковых средств в лучших образцах художественной литературы. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволяет не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и формировать элементарные навыки лингвистического анализа и осмысленного выразительного чтения художественного произведения. Таким образом, уроки русского языка становятся, по сути дела, уроками русской словесности, на которых постигаются истоки выразительности и красоты русской речи и формируется представление о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена, развивается языковое чутье, способность оценивать эстетическую сторону художественного высказывания.

Программа реализует идею дифференцированного подхода к обучению. Выражается это прежде всего в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы и являющегося необязательным для усвоения всеми учащимися. Необходимость дифференциации вводимых лингвистических сведений продиктована неподготовленностью большинства школьников к восприятию лингвистической теории: они испытывают значительные трудности в понимании лингвистических текстов, поскольку опыт общения на научные темы у них практически отсутствует.

Основные идеи программы и ее содержание реализуются не только в учебнике, организующем процесс обучения, но и в других компонентах учебно-методического комплекса, адресованных учащимся: в справочниках и учебных словарях, в разнообразных учебных пособиях, с помощью которых поддерживается и развивается интерес к изучению родного языка.

Курс русского языка в 11 классе направлен на достижение следующих целей:


  • формирование представления о русском языке как духовной, нравственной культурной ценности народа;

  • дальнейшее развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; осознанному выбору профессии;

  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной системе, языковой норме и ее разновидностях;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности;



2.Требования к уровню подготовки учащихся 10-11 классов

В результате изучения курса русского языка ученик должен



знать:

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • основные единицы и уровни языка;

  • орфоэпические, лексические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка, нормы речевого общения;

уметь:

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • осуществлять речевой самоконтроль;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебных текстов, справочной литературы, средств массовой организации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

  • создавать устные и письменные монологические высказывания различных типов и жанров, использовать основные приемы информационной переработки текста;


Использовать приобретенные знания и умения в практической

деятельности и повседневной жизни:

  • осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей, самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • совершенствование коммуникативных способностей, развитие готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению;


Особенности организации учебного процесса

Преобладающим становятся виды работ, связанные с анализом текста, его

переработкой, а также составление своего текста, сочинения-рассуждения по

данному тексту – подготовка к ЕГЭ



3. коррекционная работа

Учитывая индивидуальные особенности учащихся класса ,приходится вести



дополнительную работу ,направленную на подготовку к ЕГЭ . с этой целью применяю на уроках дифференцированный подход в обучении. Материал урока отбирается в зависимости от имеющихся нарушений. При планировании и проведении занятий особое внимание следует уделять предметно-практической деятельности. Содержание индивидуальных занятий не допускает «натаскивания», формального механического подхода, должно быть максимально направлено развитие ученика. На занятиях необходимо использовать различные виды практической деятельности. Действия с реальными предметами, использованием наглядно-графических схем и т. п. Создают возможность для широкой подготовки учащихся к выполнению различного типа задач: формирования пространственных представлений, умения сравнивать, обобщать предметы и явления, анализировать слова и предложения различной структуры; осмысления художественных текстов; развития навыков планирования собственной деятельности, контроля и словесного отчёта. Периодически на индивидуальные занятия привлекаются дети, не усвоившие материал вследствие пропусков из-за болезни либо из-за «нерабочих» состояний (чрезмерной возбудимости или заторможенности) во время уроков.

2.Учебно-тематический план



Название раздела

Количество часов

сочинения

диктанты

1

Повторение

6




1

2

Синтаксис и пунктуация

3







3

Словосочетание

2







4

Предложение

11







5

Простое осложненное предложение

32

2

1

6

Сложное предложение

21

1

1

7

Предложения с чужой речью

7

1




8

Употребление знаков препинания

7




1

9

Культура речи

4







10

История русского языкознания

2

1




11

Резервные уроки

4







12

Итого :

99

5

4

5. Содержание дисциплины

Повторение и обобщение по лексике, морфемике, морфологии, орфографии

Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значение слова. Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. Основные правила правописания.



  • основные единицы языка и их особенности;

  • лексическое и грамматическое значение слова;

  • части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки;

  • основные правила правописания

Уметь:

  • правильно произносить слова с учетом вариантов произношения;

  • владеть приемом разбора слов по составу;

  • пользоваться этимологическим и словообразовательным словарем;

  • правильно писать слова с орфограммами, изученными в 5-7 классах;


Синтаксис и пунктуация

Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ.



Основные термины и понятия:

Синтаксис, пунктуация, функция знаков препинания, принципы пунктуации.



Знать:

  • определение пунктуации;

  • основные функции знаков препинания;

  • разделительные знаки препинания;

  • выделительные знаки препинания;

  • многофункциональные знаки препинания;

  • порядок пунктуационного разбора;

Уметь:

  • производить пунктуационный анализ предложения;

  • объяснять общие случаи постановки разделительных, выделительных и соединительных знаков препинания;

  • ставить знаки препинания в соответствии со структурой предложения;

Словосочетание

Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания.



Основные термины и понятия:

Словосочетание, типы словосочетаний, виды синтаксических связей (сочинительная и подчинительная), синтаксический разбор словосочетаний.



Знать:

  • типы словосочетаний;

  • виды синтаксических связей (сочинительная и подчинительная);

  • окончания частей речи;

  • порядок разбора словосочетания;

Уметь:

  • определять тип словосочетаний;

  • определять виды синтаксических связей (сочинительная и подчинительная);

  • изменять окончание существительных, прилагательных, числительных в соответствии с типом словосочетания;

  • строить словосочетания различных типов;

  • делать разбор словосочетаний;

Предложение

Понятие о предложении. Основные признаки предложения. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.



Основные термины и понятия:

Предложение, предикативность, грамматическая основа, предложения простые и сложные.



Знать:

  • определение предложения;

  • характеристику предложений;

  • пунктуационный разбор предложения;

Уметь:

  • ставить знаки препинания в предложении;

  • производить пунктуационный разбор предложения;

Простое неосложненное предложение

Виды простых предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные.

Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенное и нераспространенное предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в простом предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.

Порядок слов в простом предложении. Инверсия.

Синонимия разных типов простого предложения.

Простые осложненные и неосложненные предложения.



Основные термины и понятия:

Виды предложение по цели высказывания, виды предложение по эмоциональной окраске, предложения утвердительные и отрицательные, распространенные и нераспространенные предложения, предложения двусоставные: подлежащее, сказуемое; односоставные предложения; второстепенные члены предложения: определения, дополнения, обстоятельства, структурная неполнота предложения, соединительные тире, интонационное тире.



Знать:

  • виды предложений по цели высказывания;

  • виды предложений по эмоциональной окраске;

  • распространенные и нераспространенные предложения;

  • предложения утвердительные и отрицательные;

  • определение главных членов предложения и способы их выражения;

  • определение второстепенных членов предложения и способы их выражения;

  • основные типы односоставных предложений;

  • условия постановки тире в разных типах простых предложений;

Уметь:

  • разбирать предложения по членам предложения;

  • характеризовать односоставные предложения;

  • ставить тире в разных видах простого предложений;

  • осуществлять синтаксический разбор предложения;

  • осуществлять пунктуационный разбор предложения;

Простое осложненное предложение

Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.

Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах.

Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.

Параллельные синтаксические конструкции.

Знаки препинания при сравнительных оборотах.

Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вводных конструкциях. Знаки препинания при междометиях, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах.

Основные термины и понятия:

Предложение, осложненное предложение, однородные члены предложения, однородные и неоднородные определения, приложения, сочинительные союзы, группы сочинительных союзов, обобщающие слова, функции знаков препинания, обособленные члены предложения, уточняющие, пояснительные, присоединительные члены предложения, сравнительный оборот, обращения, вводные слова, вставные конструкции, междометия, утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные словах.



Знать:

  • что такое однородные члены предложения;

  • какие разделительные и соединительные пунктуационные знаки ставятся между однородными членами предложения;

  • какие члены предложения (определения, приложения) называются однородными и какие - неоднородными;

  • что такое обособление;

  • правила обособления различных членов предложения;

  • правила обособления обобщающих слов;

  • определение уточняющих, пояснительных, присоединительных членов предложения;

  • условия постановки соответствующих знаков препинания при уточнении, присоединении и пояснении;

  • присоединение сравнительного оборота;

  • специфику употребления обращений и постановку знаков препинания при обращении;

  • понятие о вводных словах, их группах и знаках препинания при вводных словах;

  • понятие о вставных конструкциях и пунктуационных знаках, оформляющих вставные конструкции;

  • как выделяются знаками препинания междометия, утвердительные, отрицательные и вопросительные слова;

Уметь:

  • разбирать предложения по членам предложения;

  • характеризовать односоставные предложения;

  • ставить тире в разных видах простых предложений;

  • отличать однородные члены предложения от неоднородных;

  • ставить нужные знаки препинания при однородных членах предложения, соединенных союзами, а также не соединенных союзами;

  • ставить знаки препинания в предложениях с обобщающими словами;

  • ставить нужные знаки препинания при уточнении, присоединении и пояснении;

  • находить сравнительные обороты и ставить знаки препинания при сравнительных оборотах;

  • ставить нужные знаки препинания при обращении;

  • находить вводные слова и вставные конструкции в предложениях;

  • грамотно оформлять их пунктуационными знаками;

  • находить междометия, утвердительно-отрицательные и вопросительно-восклицательные слова в предложении;

  • ставить верно знаки препинания при них;

Сложное предложение Понятие о сложном предложении. Главные и придаточные предложения. Типы придаточных предложений.

Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.

Период. Знаки препинания в периоде.

Сложное синтаксическое целое и абзац.

Синонимия разных типов сложного предложения.

Основные термины и понятия:

Сложное предложение, средства связи частей сложного предложения, союзные и бессоюзные сложные предложения, сложноподчиненные предложения, главная и придаточная части сложноподчиненного предложения, виды придаточных, типы придаточных, последовательное подчинение, однородное соподчинение, неоднородное соподчинение, смешанное соподчинение, сложное бессоюзное предложение, сложное предложение в разными видами связи, период, сложное синтаксическое целое, микротема, абзац, знаки препинания в сложном предложении.



Знать:

  • какие предложения называются сложными;

  • особенности построения сложного предложения;

  • основные типы сложных предложений;

  • основные правила постановки знаков препинания в сложном предложении;

  • как связаны части сложного предложения;

  • что называется сложной синтаксической конструкцией;

  • что называется периодом;

Уметь:

  • находить сложные предложения;

  • узнавать в тексте сложные синтаксические конструкции;

  • делать синтаксический разбор сложного предложения;

  • ставить знаки препинания в сложном предложении и аргументировать их выбор;

  • составлять схему сложного предложения;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

  • выделять главное, классифицировать, рефлексировать, осуществлять самооценку деятельности;

  • находить способы взаимодействия при работе в группе;

  • уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

  • уметь выполнять роль представителя группы, производителя идей;

  • самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

  • использование для решения познавательных задач справочные пособия по русскому языку;

  • определять (находить) в тексте средства, подкрепляющие смысловые отношения в СП;


Предложения с чужой речью

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.



Основные термины и понятия:

Способы передачи прямой речи: прямая речь, косвенная речь; несобственно-прямая речь и слова автора, диалог, реплики диалога, цитаты, способы оформления цитат.



Знать:

  • что называют чужой речью, цитатой;

  • какие существуют способы оформления чужой речи;

  • какие знаки препинания ставятся при прямой речи;

  • какие знаки ставятся при оформлении реплик диалога;

  • какие существуют способы включения цитат в контекст;

  • какие знаки ставятся при разнообразных способах цитирования;

Уметь:

  • правильно оформлять чужую речь;

  • ставить знаки препинания при прямой речи;

  • ставить знаки препинания при диалоге;

  • включать цитаты в контекст разными способами;

  • верно ставить знаки препинания при разных способах цитирования;

Употребление знаков препинания

Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания.

Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.

Основные термины и понятия:

Функции знаков препинания, сочетание знаков препинания, факультативные знаки препинания: вариативные, альтернативные, собственно факультативные, авторская пунктуация.



Знать:

  • что называется авторской пунктуацией;

  • какова роль авторской пунктуации в произведении;

  • основные типы возможных сочетаний знаков препинания;

  • особенности и типы факультативных знаков препинания;

Уметь:

  • узнавать возможные в предложении места сочетания знаков препинания или факультативных знаков препинания;

  • обосновывать поставленные знаки препинания;

  • видеть авторскую пунктуацию в тексте;

  • анализировать пунктуационный рисунок текста;

Культура речи

Язык и речь. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи.

Правильность речи.

Норма литературного языка. Нормы литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические. Орфографические и пунктуационные нормы. Речевая ошибка.

Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство.

Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.



Основные термины и понятия:

Язык и речь, культура речи, норма литературного языка, типы норм, орфоэпические нормы, акцентологические нормы, словообразовательные нормы, лексические нормы, грамматические нормы, качества хорошей речи.



Знать:

  • чем отличаются понятия «язык» и «речь»;

  • что называется культурой речи;

  • что такое норма, их признаки и типы;

  • какие качества присущи хорошей речи;

Уметь:

  • дифференцировать типы речи;

  • следовать правильности речи в собственной практике;

Стилистика

Стилистика как раздел науки о языке, изучающий стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства.

Стиль. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Художественный стиль.

Текст. Основные признаки текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров.



Сочинение-рассуждение по проблеме прочитанного текста

Основные термины и понятия:

Функциональные стили, стилистика, стиль, классификация стилей, научный стиль, официально-деловой стиль, публицистический стиль, жанры и признаки стиля, особенности разговорной речи, литературно-художественная речь,



Знать:

  • основные признаки стилей речи;

  • основные признаки разговорного стиля;

  • основные особенности литературно-художественной речи;

Уметь:

  • определить стиль предложенного для анализа текста и аргументировать свое мнение;

  • создавать тексты разного стиля;

  • отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности;

  • выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей;

  • адекватное восприятие устной речи и способность передать содержание прослушанного текста в развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;

Из истории русского языкознания

М.В. Ломоносов, А.В. Востоков, Ф.И, Буслаев, В.И. Даль, Я.К Грот, А.А, Щерба, Д.Н. Ушаков, В.В. Виноградов, С.И. Ожегов.



Основные термины и понятия:

Языкознание, филологическая наука, исследование проблем филологии, грамматика русского языка, основоположник сравнительно-исторического метода, искусствовед, палеограф, русская лексикография, «Толковый словарь русского языка», русская диалектология, языковед.



Знать:

  • информацию о развитии русского языка и ученых, занимающихся языкознанием;

  • основные этапы развития языкознания;



7. Календарно- тематическое планирование





Тема урока

Количество часов

Примерная дата проведения

Фактическая дата проведения

примечание



Повторение













1

Основные единицы языка и их особенности

1

03.09







2

Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки

1

04.09







3

Правописание гласных и согласных в приставках и корнях

1

09.09







4

Правописание суффиксов и окончаний

1

10.09







5

Правописание наречий

1

11.09







6

Контрольный диктант «Лес»

1

16.09




методичка

7

Анализ диктанта. Основные понятия синтаксиса и пунктуации

1

17.09










Синтаксис и пунктуация













8

Основные принципы русской пунктуации.

1

18.09







9

Пунктуационный анализ

1

23.09










Словосочетание













10

Словосочетание как синтаксическая единица

1

24.09







11

Виды синтаксических связей.

Классификация словосочетаний



1

25.09










Предложение












12

Предложение как синтаксическая единица

1

30.09







13

Простое предложение

1

01.10







14

Классификация предложений. Предложения простые и сложные

1

02.10







15

Двусоставные и односоставные предложения


1

07.10







16

Виды односоставных предложений

1

08.10

























17

Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенные и нераспространенные предложения

1

09.10

























18

Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении

1

14.10







19

Р.р.Классификация функциональных стилей. Официально – деловой и научный стили речи

1

15.10




























Простое осложненное

предложение













20

Предложение с однородными членами. Знаки препинания в предложении с однородными членами

1

16.10







21

Однородные и неоднородные определения

1

21.10
















22.10







22

Р.р.Классификация функциональных стилей. Разговорный стиль

1

23.10







23

Однородные и неоднородные приложения

1

28.10







24

Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях

1

29.10







25

Знаки препинания при однородных членах предложения, соединенных неповторяющимися союзами

1

30.10







26

Знаки препинания при однородных членах предложения, соединенных повторяющимися и парными союзами

1

06.11







27

Р.р. Подготовка к сочинению по тексту М.Агеева

1

11.11







28

Р.р. Сочинение по тексту М. Агеева

1

12.11







29

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

1

13.11







30

Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами

1

18.11







31

Обособленные и необособленные определения

1

19.11







32

Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями

1

20.11







33

Необособленные определения

1

25.11







34

Обособленные приложения

1

26.11







35

Употребление тире в предложениях с приложениями

1

27.11







36

Обособление обстоятельств

1

02.12







37

Обособленные обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями

1

03.12







38

Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами

1

04.12







39

Обособленные обстоятельства, выраженные другими частями речи

1

09.12







40

Р.р.Классификация функциональных стилей. Художественный стиль

1

10.12







41

Обособленные дополнения

1

11.12







42

Обособление уточняющих членов предложения

1

16.12







43

Знаки препинания в предложениях с уточняющими членами предложения

1

17.12







44

Обособление пояснительных членов предложения

1

18.12







45

Присоединительные члены предложения

1

23.12







46

Знаки препинания при присоединительных членах предложения

1

24.12







47

Знаки препинания при сравнительных оборотах

1

25.12







48

Знаки препинания при обращениях

1

13.01







49

Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях

1

14.01







50

Знаки препинания при вставных конструкциях

1

15.01







51

Р.р. Сочинение по тексту З. Бакланова

1

20.01







52

Знаки препинания при междометиях, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах

1

21.01







53

Повторение изученного по теме «Простое предложение»

1

22.01







54

Контрольный диктант «Весенний вечер»

1

27.01










Сложное предложение













55

Анализ диктанта. Понятие о сложном предложении

1

28.01







56

Знаки препинания в сложносочиненном предложении

1

29.01







57

Синтаксический разбор сложносочиненного предложения

1

03.02







58

Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных

1

04.02







59

Употребление сложноподчиненных предложений

1

05.02







60

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным

1

10.02







61

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными

1

11.02







62

Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными

1

12.02







63

Обобщающее повторение по теме «Сложноподчиненное предложение»

1

17.02







64

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

1

18.02







65

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

1

19.02







66

Тире в бессоюзном сложном предложении

1

24.02







67

Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения

1

25.02







68

Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи

1

26.02







69

Р.р. Подготовка к сочинению по тексту И. Маслова

1

03.03







70

Р.р. Сочинение по тексту И. Маслова

1

04.03







71

Знаки препинания в предложениях с разными видами связи

1

05.03







72

Знаки препинания между двойными союзами в предложениях с разными видами связи

1

10.03







73

Период. Знаки препинания в периоде. Сложное синтаксическое целое и абзац

1

11.03







74

Повторение темы «Сложное предложение»

1

12.03







75

Диктант «Здравствуй, сосновый бор!»

1

17.03










Предложения с чужой речью













76

Анализ диктанта.Способы передачи чужой речи

1

18.03







77

Знаки препинания при прямой речи

1

19.03







78

Употребление предложений с прямой речью

1

01.04







79

Знаки препинания при диалоге

1

02.04







80

Знаки препинания при цитатах

1

07.04







81

Р.р. Подготовка к сочинению по тексту Е.Марковой

1

08.04







82

Р.р. Сочинение по тексту Е.Марковой

1

09.04










Употребление знаков препинания













83

Сочетание знаков препинания

1

14.04







84

Орфографические и пунктуационные нормы. Речевая ошибка

1

15.04







85

Факультативные знаки препинания

1

16.04







86

Авторская пунктуация

1

21.04







87

Повторение темы «Синтаксис и пунктуация»

1

22.04







88

Обобщающее повторение по теме Синтаксис и пунктуация»

1

23.04







89

Итоговый контрольный диктант

«Самовар»



1

28.04










Культура речи













90

Язык и речь. Правильность русской речи

1

29.04







91

Типы норм литературного языка

1

30.04







92

Р.р. Публицистический стиль речи

1

05.05







93

Р.р. Анализ текста

1

06.05










Из истории русского языка




07.05







94

История современного русского языка

1

12.05







95

Р.р. Сочинение по тексту Л. Жуховицкого

1

13.05







96-99

Резервные уроки

4

14 – 21.05








7. Контрольно – измерительные материалы
Контрольные диктанты
Лес

Я люблю лес. Стоит ли он неподвижно в застывшем воздухе, когда каждая ветка дремлет, тихо играя листвой, или шумит он под напором ветра, я всегда слышу его дыхание. Меня радовало, когда я встречал целое поколение молодых и здоровых дерев, а когда при мне рубили живой ствол и он, как бы в смертельном испуге, дрожал от верха до низа своим крепким телом и, подрубленный в своем основании, тяжело падал с треском и скрипом, то в этих звуках мне слышался стон погибающего существа и последний вздох умирающего. Ломая невзначай молодое деревцо, я от всего сердца тужил об этом, как будто я погубил начинающуюся жизнь ребенка. Мне жаль было сломать ветку какого-нибудь дерева, и без боли я не мог видеть, как мальчишки весной сверлят отверстия в деревьях.

В детстве я вел длинные монологи с кустами бузины, всерьез, по-настоящему, ссорился с бояркой, которая злобно колола меня проклятыми иглами, и подолгу наблюдал осину, следя за трепетом ее листьев. В моих глазах это были живые существа, и я вел себя с ними так, как будто они наделены были разумом. В юношестве я забыл эти детские грезы, но теперь, и зрелом возрасте, по призванию выбрав карьеру лесничего, м неравнодушно относился к обязанностям защитника своих любимцев.

(199 слов) (С.Каролин)



Здравствуй, сосновый бор!

Вскоре вправо, на довольно крутой пригорок повела тропа. Прошли по ней, и через полчаса матерый сосновый лес окружил нас.

И было цветение сосен. Стоило ударить палкой по сосновой ветке, как тотчас густое желтое облако окружило нас. Медленно оседала в безветрии золотая пыльца.

Еще вчера, еще сегодня утром принужденные жить в четырех стенах, отстоящих друг от друга не больше чем на пять метров, мы вдруг захмелели от всего этого: от боровых цветов, от солнца, пахнущего смолой и хвоей, от роскошных владений, вдруг ни за что ни про что доставшихся нам. Меня еще сдерживал рюкзак, а Роза то убегала вперед и кричала оттуда, что попались ландыши, то углублялась в лес и возвращалась напуганная «огромной птицей», выпорхнувшей из-под самых ног.

Между тем впереди, сквозь деревья, сверкнула вода, и вскоре дорожка привела к большому озеру. Озеро это было, можно сказать, без берегов. Шла, шла густая сочная трава лесной поляны, и вдруг на уровне той же травы началась вода. Как будто лужу налило дождем. Так и думалось, что под водой тоже продолжается трава и что затопило ее недавно и ненадолго. Но сквозь желтоватую воду проглядывало плотное песчаное дно, которое уходило все глубже и глубже, и, чем больше уходило оно в глубину, чернее и чернее становилась озерная вода.

(205 слов) (В. Солоухин)



Весенний вечер
Чисто выметенная и еще сырая от недавно стаявшего снега улица была пустынна, но красива выдержанной немного тяжелой красотой. Большие белые дома с лепными украшениями по карнизам и в простенках между окнами, окрашенные в тонко-розоватый оттенок весенними лучами заходящего солнца, смотрели на свет божий сосредоточенно и важно. Стаявший снег смыл с них пыль, и они стояли почти вплотную друг к другу такими чистыми, свежими, сытыми. И небо сияло над ними так же солидно, светло и довольно.

Павел шёл и, чувствуя себя в полной гармонии с окружающим, лениво думал о том, как хорошо можно жить, если не требовать от жизни многого, и как самонадеянны и глупы те люди, которые, обладая грошами, требуют себе от жизни на рубли.

Думая так, он не заметил, как вышел на набережную улицы. Перед ним внизу стояло целое море воды, холодно блестевшее в лучах солнца, далеко на горизонте медленно опускавшегося в него. Река, как и отраженное в ней небо, была торжественно покойна. Ни волн, ни частой сети ряби не видно было на ее полированно-холодной поверхности. Широко размахнувшись, она, точно утомленная этим размахом, покойно уснула. А на ней томно таяла пурпурно-золотая бархатная полоса лучей заката. Далеко, уже окутанная сизой дымкой вечера, виднелась узкая лента земли, отделяя воду от неба, безоблачного и пустынного, как и накрытая им река. Хорошо бы было плыть свободной птицей между ними, мощно рассекая крылом синий свежий воздух!
,223 слова.)

Самовар

Самовар предназначен для того, чтобы греть воду для чая. Первая самоварная фабрика открылась в Туле в тысяча семьсот семьдесят восьмом году, так что угольным самоварам в музейной коллекции, возможно, более двухсот лет.

Внутри самовара есть топка, куда накладывают угли, которые горят и отдают свое тепло воде, налитой в самовар. Древесный уголь – незаменимое топливо, и запасались им заранее. Если вдруг затухнут угли в топке, то на помощь приходил обыкновенный сапог, старый, поношенный, уже негодный. Голенище его надевали на верхнюю часть топки, и сапог в руках человека выполнял ту же работу, что и кузнечные мехи в печи-горне.

Хозяйка все время присматривала, как горят угли: тлеют ли они, разгораются хорошо или еле-еле. Иной раз не углядит – и выкипит вода в самоваре. Скорей новый надо ставить: вдруг ненароком кто зайдет. Трудолюбивые хозяйки так начищали свой самовар, что как в зеркало в него смотрись. Полюбуется на себя хозяйка да улыбнется. А улыбка, как известно, всех красит.

Раньше в любой избе самовару на столе отводилось самое видное и почетное место. Приходилось переезжать семье в новую избу – в первую очередь самовар перевозили, а потом уж все остальное. Если поздней осенью или зимой холодной снаряжали кого-нибудь в дальнюю дорогу, то в сани зачастую и горячий самовар ставили. Около него, как у печи, согреться можно в дороге да кипяточку попить, если захочется. Угольный самовар тем и замечателен, что, пока угли в нем не перегорели, вода остается горячей.
Грамматическое задание

1 вариант, 2 вариант

1. Из 3 предложения 2 абзаца выпишите слово(-а), которое(-ые) образовано(-ы): приставочным способом; 2. из 1 абзаца, 1 предложения суффиксальным способом.

1. Из 3 абзаца выпишите все подчинительные союзы; 2. из 3 абзаца все сочинительные союзы.

1. Из 1 предложения 4 абзаца выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание; 2. из 1 предложения 3 абзаца со связью согласование.

1. Среди предложений 3 абзаца найдите сложные предложения, в состав которых входит односоставное безличное; 2. из 4 абзаца. Напишите номера этих сложных предложений.

1. Среди предложений 1 абзаца найдите такое, в котором есть обособленные определения; 2. в тексте найдите вводные слова. Напишите их номера.

1. Среди предложений 1абзаца найдите такое, в состав которого входит придаточное следствия; 2. среди предложений 2 абзаца найдите определительное придаточное. Напишите номер этого сложного предложения.

1. Среди предложений 4 абзаца найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных; 2. из 2 абзаца с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого сложного предложения.

1. Выпишите просторечное слово из 3 абзаца; 2. выпишите термин из 2 абзаца.



Контрольный тест

А1. В каком слове произносится твёрдый звонкий шипящий согласный?



1) зажигаются 2)чудесный 3)шествовать 4)пощадить

А2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) аэропОртов 2)близкО 3)(первые)блюдА 4)бантЫ

А3. В каком предложении вместо слова доверчивый нужно употребить слово доверительный?


  1. Среди доверчивых животных нередко встречаются те, кто поплатился за свою доверчивость.

  2. Отношения между начальником и его подчинённым постепенно приобрели более доверчивый характер.

  3. Это было существо доверчивое, робкое и слабое.

  4. Братья его были настолько наивными и доверчивыми, что обмануть их было нетрудно.

А4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) дешевле 2) об аэропорте 3) по их указанию 4)едь побыстрее

А5. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.



Играя в шахматы,

  1. у меня заболела голова.

  2. мы развиваем логическое мышление.

  3. незаметно пролетел вечер.

  4. воспитывается воля и наблюдательность.

А6. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

  1. Собеседники укоряли друг друга в неискренности.

  2. Археологические раскопки проводились в соответствии с планом.

  3. Мы заинтересовались книгами, привезённых из нового издательства.

  4. Где бы я ни был, всюду обращал внимание на архитектурные постройки XIX века.

Прочитайте текст и выполните задания А7 – А12.

(1)… (2)В прежней публицистике адресат – это чаще всего однородная масса. (3)Сегодня «адресат» – это люди с разными интересами, информационными запросами и взглядами. (4)Отсюда тактика учёта особенностей адресата становится значительно разнообразней во всех жанрах публицистики. (5)В частности, при сообщении новостей автор, с одной стороны, стремится учитывать информационные запросы своей аудитории и соответствовать им, с другой – в надежде быть правильно понятым он учитывает степень осведомлённости читателей, направленность их интересов, стремится привлечь интерес к сообщению. (6)…

А7. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?


  1. В современной публицистике меняется понятие «адресат».

  2. В современной публицистике существует не меняющееся со временем понятие «адресат».

  3. В современной публицистике понятие «адресат» ничем не отличается от прежнего такого же понятия.

  4. Для современной публицистики понятие «адресат» не актуально.

А8. Какое из приведённых ниже предложений должно быть шестым в этом тексте?

  1. Поэтому учёт адресата проявляется только в аналитических материалах.

  2. Прежде всего учёт адресата проявляется в аналитических материалах.

  3. Однако учёт адресата проявляется не только в аналитических материалах, но и в информационных.

  4. Таким образом, учёт адресата проявляется не только в аналитических материалах, но и в информационных.

А9. Какое(ие) слово(а) является грамматической основой в предложении 3? 1) это люди с разными запросами 2) адресат – люди 3) сегодня это люд 4) это люди

А10. Укажите верную характеристику предложения 5.



1) простое 2) сложное бессоюзное 3)сложносочинённое 4)сложноподчинённое

А11. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПРАВИЛЬНО из предложения 5.



1) краткое прилагательное 2) местоимение 3) наречие 4)причастие

А12. Укажите значение слова ПУБЛИЦИСТИКА в предложении 2.



  1. Зрители, слушатели.

  2. То, что принадлежит обществу.

  3. Открытая, не секретная литература.

  4. Литература по общественно-политическим вопросам современности.

А13. В каком слове есть суффикс –ЩИК-?

1) сыщик 2) ящик 3) угольщик 4 )лёщик
А14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Когда льня…ые вещи в доме старели, их заменяли свежими, вновь вытка…ми сельскими ткачихами на стари…ых станках.

1) 1 2) 2,3 3) 3 4) 1,2,3

А15. В каком ряду во всех трёх словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?



  1. г…ниальный, б…рлога, трад…ционный

  2. г…тический (стиль), асф…льтированный, нак…рмить

  3. соб…раться, зам…нить, ап…лляция

  4. м…гистраль, м…теринский, опров…ргать

А16. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

  1. и…подлобья, ра…мечтался, ра…жаловать

  2. грузопод…ёмник, раз…яснить, в…юга

  3. с…змала, спорт…гра, без…дейный

  4. пр…мудрый, пр…ступление, пр…неприятный

А17. В каком ряду в обоих словах пропущена буква Ю ?

  1. омыва…щие берега, они прогон…т прочь

  2. сопровожда…щие в поездке, они прикле…т номерок

  3. рекоменду…щие книгу, они современно мысл…т

  4. молнии пуга..т, поддержива…щие друг друга

А18. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И ?

А. выпяч…вать

Б. доходч…вый

В. преодол…вать

Г. игруш…чный

1) А, Б 2) А, Б, В 3) В, Г 4) А, В, Г

А19. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно ?


  1. (Не)ясная речь – мутное зеркало.

  2. Дождь хлынул на нас (не)укротимым потоком.

  3. И скучно, и грустно, и (не)кому руку подать.

  4. Портрет ещё (не)окончен, но слава о талантливом художнике быстро облетела город.

А20. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно ?

  1. (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ дня отец несколько раз вспоминал прошлую жизнь, но ЧТО(БЫ) он ни рассказывал, всё было интересно.

  2. (ЗА)ТЕМ холмом стоит моя деревня, и мне грустно (ОТ)ТОГО, что давно я там не был.

  3. (И)ТАК, начнём с того, что я (НА)КОНЕЦ прибыл в родной город

  4. Хоть в шёлк одень (НЕ)РЯХУ, всё глядеть (НЕ)(НА)ЧТО.

А21Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Царило безмолвие ( ) и солнце погружалось в пепел туч.

  1. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

  2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

  3. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая нужна.

  4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

А22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Опустившая голову (1) Анечка (2) неподвижно сидела в пуховом платке (3) бережно покрывшем (4) её плечи.

1) 1,2 2) 3 3) 1,2,3,4 4) 1,3

А23. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Всё стало (1) очевидно (2) с первого взгляда. Гости (3) очевидно (4) и не представляли себе того, что их ожидает вечером.

1) 1, 2 2) 3,4 3) 1,2,3,4 4) 1,3

А24. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)


  1. Некоторые акварельные произведения относятся как к живописи так и к графике.

  2. Океан словно замер и рокочет тихо и вкрадчиво.

  3. Ответы вы можете дать в устной или в письменной форме.

  4. Арбуз и спел и сахарист и очень вкусен.

А25. Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении.

Всё кажется рельефнее, выпуклее и ярче под косыми лучами утреннего света: и мостик через реку, и деревья, и каждая травинка.

  1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

  2. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

  3. Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

  4. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

А26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Мужество (1) похоже на добродетель (2) повинуясь (4) которой люди (4) совершают прекрасные дела.

1) 1,3 2) 2 3) 3 4) 2,4

А27. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Не бывает скучно в лесу (1) и (2) если вы взгрустнёте (3) повнимательнее взгляните на самую обыкновенную берёзу (4) которая встретится на вашем пути.

1) 1,2,4 2) 2,3 3) 1,2,3,4 4) 1,3

А28. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?


  1. Это путешествие могло дать мне такие впечатления, которых я не мог бы приобрести сидя дома.

  2. Музыкальная тема, которая связана с Татьяной, с огромной силой передаёт предчувствие роковой встречи с Онегиным.

  3. Жизнь, которая оснащена новейшими компьютерными технологиями и современной техникой, становится более рациональной.

  4. Главная задача пейзажиста – создать образ, от которого пахло бы не красками, а цветами.

А29. Какое мнение противоречит мнению автора текста №1 ?

  1. Чтобы сохранить на протяжении жизни свою индивидуальность и врождённую талантливость, нужно обладать духовной силой.

  2. В основе владения профессией лежит творческое начало.

  3. Талант – дар природы, и он развивается сам по себе, не требуя усилий со стороны самого человека.

  4. Каждый человек от рождения наделён какими-либо талантами.

А30. В каких предложениях текста использованы антонимы?

1) 4,6 2) 12,13 3) 16,18 4) 20,21


Текст №1
(1)Не бывает абсолютно одинаковых и совсем бездарных людей. (2)Каждый рождается с печатью какого-либо таланта. (3)Потребность творчества так же естественна, как потребность пить или есть; она теплится в каждом из нас даже в самых невероятно тяжких условиях. (4)Каждая личность по-своему талантлива, иными словами, своеобразна. (5)Людей, абсолютно плохих внутренне и внешне, к счастью, не существует.

(6)То, что потребность творчества свойственна каждому, видно хотя бы из того, что в детстве, даже в младенчестве, у ребёнка есть потребность в игре. (7)Каждый ребёнок хочет играть, то есть жить творчески. (8)Почему же с годами творчество понемногу исчезает из нашей жизни, почему творческое начало сохраняется и развивается не в каждом из нас? (9)Грубо говоря, потому, что мы либо занялись не своим делом (не нашли себя, своего лица, своего таланта), либо не научились жить и трудиться (не развили таланта). (10)Второе нередко зависит от первого, но и первое от второго не всегда бывает свободно. (11)Если не научишься трудиться, так и не узнаешь, чем наградила тебя природа.

(12)Если же духовный потенциал слаб, то личность стирается, нивелируется, быстро теряет индивидуальные, присущие ей одной черты. (13)Стройному восхождению, творческому раскрепощению личности может помешать любой душевный, семейный, общественный или мировой разлад, любая неурядица, которые, кстати сказать, бывают разные. (14)Например, одно дело, когда нет обуви для того, чтобы ходить в школу (а то и самой школы), и совсем другое, когда тебя силой заставляют постигать музыкальную грамоту. (15)Конечно, второй случай предпочтительнее, но разлад есть разлад. (16)Поэтому мы видим, что общественная ориентация отнюдь не всегда безошибочна и что мода вообще вредна в таком деле, как дело нахождения себя.

(17)Почему, собственно, считается творческой только жизнь артиста или художника? (18)Ведь артистом и художником можно быть в любом деле. (19)Это должно быть нормой. (20)Ореол исключительности той или иной профессии, деление труда по таким принципам, как «почётно-непочётно», «интересно-неинтересно», как раз и поощряет мысль о недоступности творчества для всех и для каждого. (21)Но это вполне устраивает сторонников нивелирования личности, которые выделяют безликую толпу бездарных людей и противопоставляют ей людей талантливых. (22)Но разве это правильно? (По В. Белову)


Задания


В1. Из предложений 2-5 выпишите слово, которое образовано приставочно-суффиксальным способом.

В2. Из предложения 4 выпишите местоимение(я).

В3. Из предложения 12 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

В4. Среди предложений 17-22 найдите простое безличное предложение. Напишите его номер.

В4. Среди предложений 17-22 найдите простое безличное предложение. Напишите его номер.

В5. Среди предложений 4-10 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

В6. В третьем абзаце найдите сложноподчинённое предложение с двумя однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

В7. Среди предложений 15-21 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью союза и местоимения. Напишите номер этого предложения.


В8. «Рассуждая на тему творчества и «нахождения себя», автор использует такой приём, как________(предложения 8-9, 17-18). Что может помешать творческой личности? Использованный в 13 предложении ________ даёт, по мнению автора, ответ на этот вопрос. Говоря о том, какие профессии можно считать творческими, а какие – нет, Белов в 20 предложении использует _________ .

Это даёт возможность подготовить читателя к пониманию следующего, 21 предложения. Кроме этого в тексте широко использована ________, например, «потребность», «личность», «ориентация», «принципы» и др.»

Список терминов: 1) сравнительный оборот, 2) литота; 3) антонимы; 4) ирония; 5)просторечная лексика; 6)ряд однородных членов; 7)вопросно-ответная форма изложения; 8)общественно-политическая лексика; 9)риторический вопрос.

Критерии оценки.
Учащиеся 10 класса выполняют задания только части А, учащиеся 11 класса выполняют задания обеих частей, то есть А и В.

На выполнение заданий части А отводится 1 урок, на выполнение заданий частей А и В – 2 урока.


Часть А Каждый правильный ответ оценивается 1-м баллом.

Часть В


Задания В1 – В7 оцениваются 1 баллом, задание В8 – 2-мя баллами. Если в задании В8 ученик правильно определил 2 выразительных средства, использованных автором в тексте, он получает 1 балл.

11 класс. Если ученик набрал 39-36 балов, он получает «5», 35-27 баллов – «4», 26-20 балов – «3».

8. Перечень учебно – методического обеспечения
1. Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина. Русский язык.10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.; ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008.

2. Н.Г.Гольцова. Программа к учебнику «Русский язык.10-11 классы» (авторы Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина). - М.; ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008.

3. Н.Г.Гольцова, М.А.Мищерина. Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Русский язык.10-11 классы» (авторы Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина). - М.; ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008

9. Список литературы

Литература для учителя

1. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация.- М., 2000

2. Гольдин В.Е. Этикет и речь. Саратов, 1978.

3. Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка.

4. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка.-М.,1988

5. Казарцева О.М. Культура речевого общения.-М.,2003.

6. Озеров Ю.А. Экзаменационное сочинение на литературную тему. Пособие для поступающих в вузы.- М., 1994

7. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык.–М., 1994.

8. Русский язык: Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы.9 класс. – М., 2002.

9. Тихонов А.Н. Словарь русских личных имён. – М.,1995

10. Ткаченко Н.Г. Русский язык. Диктанты.- М., 1999
Литература для учащихся

11. Квятковский А.П. Школьный орфоэпический словарь. – М., 1998.

12. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М., 1998.

13. Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М., 1997.

14. Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. – М., 1990.

15. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учеб. пособие для общеобразоват. учеб. заведений (10-11 кл.). – М., 1996.

17. Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. – М., 1997.

18. Энциклопедия для детей, том 10: Языкознание. Русский язык. –


Текст Агеева М.
(1)Тогда, когда началась большая перемена, когда всех нас по случаю холодной, но сухой и солнечной погоды выпускали во двор и на нижней площадке лестницы я увидел мать, то тогда только вспомнил про конверт и про то, что она, видно, не стерпела и принесла его с собой.

(2) Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики (ей было тогда уже пятьдесят семь лет), и с заметным волнением, как-то ещё более усиливавшим её жалкую внешность, беспомощно вглядывалась в бегущую мимо ораву гимназистов, из которых некоторые, смеясь, на неё оглядывались и что-то друг другу говорили.

(3) Приблизившись, я хотел было незаметно проскочить, но мать, завидев меня и сразу засветясь ласковой, но не весёлой улыбкой, позвала меня – и я, хоть мне и было ужас как стыдно перед товарищами, подошёл к ней.

(4) – Вадичка, мальчик, - старчески глухо заговорила она, протягивая мне конверт и жёлтенькой ручкой боязливо, словно она жглась, касаясь пуговицы моей шинели, - ты забыл деньги, мальчик, а я думаю – испугается, так вот – принесла.

(5) Сказав это, она посмотрела на меня, будто просила милостыни, но, в ярости за причинённый мне позор, я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что коли деньги принесла, так пусть сама и платит.

(6) Мать стояла тихо, слушала молча, виновато и горестно опустив старые свои ласковые глаза, - я же, сбежав по уже опустевшей лестнице и открывая тугую, шумно сосущую воздух дверь, хоть и оглянулся и посмотрел на мать, однако сделал это не потому вовсе, что мне стало её сколько-нибудь жаль, а всего лишь из боязни, что она в столь неподходящем месте расплачется. (7) Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив свою голову, смотрела мне вслед. (8) Заметив, что я смотрю на неё, она помахала мне рукой и конвертом так, как это делают на вокзале, и это движение, такое молодое и бодрое, только ещё больше показало, какая она старая, оборванная и жалкая.

(9) На дворе, где ко мне подошли несколько товарищей и один спросил, что это за шут гороховый в юбке, с которым я только что беседовал, я, весело смеясь, ответил, что это обнищавшая гувернантка и что пришла она ко мне с письменными рекомендациями.

(10) Когда же, уплатив деньги, мать вышла и, ни на кого не глядя, сгорбившись, словно стараясь стать ещё меньше, быстро, как только могла, стукая стоптанными, совсем кривыми каблучками, прошла по асфальтовой дорожке к воротам, - я почувствовал, что у меня болит за неё сердце.



(11) Боль эта, которая столь горячо ожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго.

(По М.Агееву)