Рабочая программа по русскому языку составлена на основе следующих нормативных документов - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по иностранному языку (английский) 9 класс на 2013... 4 1504.6kb.
Рабочая программа по литературе для основной общеобразовательной... 5 1386.24kb.
Рабочая программа по географии для 8 класса составлена на основе... 2 623.64kb.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов... 2 441.84kb.
Рабочая программа по истории составлена на основании следующих нормативных... 1 387.38kb.
Рабочая программа по немецкому языку в 3классе составлена на основе... 8 2824.68kb.
Рабочая программа история. 9 класс. II ступень обучения по 1 388.19kb.
Рабочая программа история. 11 класс. II ступень обучения по 1 356.8kb.
Рабочая программа по литературе для учащихся 5 класса создана на... 4 871.9kb.
Рабочая программа по экономике в VI классе составлена на основе следующих... 1 24.42kb.
Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса 7 2463.36kb.
###ice#book#reader#professional#header#start### author: И. Пстыго 1 157.35kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе следующих нормативных документов - страница №1/1

Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 5 класса на 2013-2014 учебный год разработана на основе:

концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования.

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе следующих нормативных документов:

Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 г.

Приказ МО РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

Приказ МОиН РФ от 19 декабря 2012 года №1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013-2014 учебный год»;

Приложение №7 к письму МОиН Челябинской области от 24.07.2013г. №03-02/5639 «О преподавании учебного предмета «Литература» в 2013-2014 учебном году;

Областной базисный учебный план (приказ ГУОиН Челябинской области от 16.06.2011г. №04-997);

Требования СанПиН 2.4.2.2821-10;

Примерные программы основного общего образования по литературе (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. №03-1263);

Областной базисный учебный план общеобразовательных учреждений Челябинской области (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 01.07.2004 № 02 – 678 с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Челябинской области от 5 мая 2005 г. №01-571, от 10 мая 2006 г. №02-510, от 29 мая 2007 г. №02-567, от 5 мая 2008 г. №04-387 и 6 мая 2009 г. №01-269).

Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31 июля 2009г. №103/3404 «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях;

Приказ Министерства образования и науки Челябинской области «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2012-2013 учебный год» от 16.06.2011г. № 04 – 997.

Учебный план МОУ «Донгузловская СОШ» на 2013-2014 учебный год;

Положение «О разработке рабочих программ учебных предметов»

(протокол педагогического совета №1 от 30.08.2012г).
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:


  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, обще гуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.

Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа первого концентра рассчитана на 3 часа в неделю.
Раздел II. Учебно-тематический план.


Содержание

Кол-во часов

Введение. Книга в жизни человека.

1

Устное народное творчество

2

Русские народные сказки.

8

Из древнерусской литературы.

2

Из литературы XVIII века.

1

Из литературы XIX века.

46

Из литературы XX века.

34

Из зарубежной литературы.

8

ИТОГО

102


Раздел III. Содержание тем учебного курса.
Введение.

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.



Устное народное творчество.

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)



Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.

Русские народные сказки.

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.



«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.

Из древнерусской литературы.

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.



«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись.

Из литературы XVIII века.

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.

Из литературы XIX века.

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).



Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).



Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).



Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.



«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.

Антоний Погорельский. Краткий рассказ о писателе.

«Черная курица, или Подземные жители». Фантастическое и достоверно – реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание.

Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика. Юмор.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.



Теория литературы. Эпитет.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ и писателе.

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и ДИна. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение. Сюжет.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ и писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор.

Поэты XIX века о Родине и родной природе.

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». выразительное чтение стихотворений.



Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из литературы XX века.

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Синий май. Зоревая теплынь…» - поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросоветсность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине и родной природе.

И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.



Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор.

Юлий Черсанович Ким. Краткий рассказ о писателе.

«Рыба – кит». Стихотворение-шутка.

Теория литературы. Стихотворения-песни. Песни-шутки. Песни-фантазии.

Из зарубежной литературы.

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада.

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.

Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 5 класса.


  • В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.


  1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класса: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2008.

  2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим… 5 класс. М. Просвещение. 2004

  3. Коровина В.Я., Забарский И.С. Литература: 5 класс: Методические советы. М. Просвещение. 2006, 2007, 2008

  4. Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе. М. Просвещение. 2008

  5. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе 5 класс. М. ВАКО. 2002


Календарно-тематическое планирование

№ урокап/п

№ урока по теме

Тема урока

ИКТ

Р/К

Дата про-веде-ния







Введение 1ч










1.

1.1

Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества







03. 09







Устное народное творчество 2 ч









2.

1.2

Русский фольклор. Малые жанры фольклора.




+

04. 09.

3.

2.2

Детский фольклор







07. 09.







Русские народные сказки 8ч









4.

1.8

Сказка как особый жанр фольклора







09. 09.

5.

2.8

«Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой







09. 09.

6.

3.8

Народная мораль в характерах и поступках героев. Образ невесты-волшебницы







10. 09.

7.

4.8

Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников. Поэтика волшебной сказки







14. 09.

8.

5.8

Изобразительный характер формул волшебной сказки. Народная мораль и поэтика волшеб-ной сказки. Вариативность народных сказок







16. 09.

9.

6.8

«Иван – кресть-янский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического со-держания. Тема мирного труда и защиты родной земли.







17. 09.

10.

7.8

Особенности сю-жета сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке народа. Поэтика сказки.







21. 09.

11.

8.8

Сказка о живот-ных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдат-ская шинель»

+

+

23. 09.







Древнерусская литература 2ч










12.

1.2

Возникновение древнерусской литературы.

Начало пись-менности на Руси. «Повесть вре-менных лет». «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»









24. 09.

13.

2.2

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи.







28. 09.







Литература XVIII века 1ч









14.

1.2

М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…»

+




30. 09.







Литература XIX 46ч










15.

1.46

Русские басни. Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр







  1. 10.

16.

2.46

И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне»

+




  1. 10.

17.

3.46

И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом»

+




05. 10.

18.

4.46

Жанр басни. Повествование и мораль в басне







07. 10.

19.

5.46

Басенный мир Ивана Андреевича Крылова







08. 10.

20.

6.46

В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна»

+




12. 10

21.

7.46

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки.







14. 10.

22.

8.46

Баллада В.А.Жуковского «Кубок»

+




15. 10.

23.

9.46

Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед»

+




19. 10.

24.

10.46

Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители»







21. 10.

25.

11.46

Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание







22. 10.

26.

12.46

В.М.Гаршин. Человек обостренной совести. Сказка «Attalea Prinseps»







26. 10.

27.

13.46

«Attalea Prinseps»: героическое и обыденное в сказке. Антитеза как основной художественный прием. Пафос произведения







28. 10.

28.

14.46

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне». «У лукоморья…»







29. 10.

29.

15.46

А.С.Пушкин. «Ска-зка о мертвой ца-ревне и о семи бо-гатырях». Борьба добрых и злых сил







31. 10.

30.

16.46

Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа.







08.11.

31.

17.46

Помощники царевны. Богатыри, Соколко. Народная мораль, нравственность







09. 11.

32.

18.46

Королевич Елисей. Победа добра над злом. Музыкальность пушкинской сказки




+

11. 11.

33.

19.46

Сказки А.С.Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила»

+

+

12.11.

34.

20.46

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино»

+

+

16. 11.

35.

21.46

Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино»

+




18. 11.

36.

22.46

Н.В.Гоголь. Слово о поэте. Понятие о повести как эпическом жанре. Сюжет повести «Заколдованное место»







19. 11.

37.

23.46

Реальное и фантастическое в сюжете повести




+

23. 11.

38.

24.46

Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»






25. 11.

39.

25.46

Тест за первое полугодие.




+

26. 11.

40.

26.46

Н.А.Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение «На Волге»

+




30. 11.

41.

27.46

«Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»

+




02.12.

42.

28.46

Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети»

+

+

  1. 12.

43.

29.46

И.С.Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе.







07. 12.

44.

30.46

История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение







10. 12.

45.

31.46

Герасим и Муму. Счастливый год.







14. 12.

46.

32.46

Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню.







16. 12.

47.

33.46

Духовные и нравственные качества Герасима – сила, достоинст-во, сострадание, великодушие, тру-долюбие. Протест героя против отно-шений барства и рабства. Подготов-ка к сочинению







17. 12.

48.

34.46

Анализ сочинений. Работа над ошибками







21. 12.

49.

35.46

А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь»

+

+

23. 12.

50.

36.46

Л.Н.Толстой: детство, начало литературной деятельности. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа.




+

24. 12.

51.

37.46

Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы







28. 12.

52.

38.46

Странная дружба Жилина и Дины.







13. 01.

53.

39.46

Краткость и выразительность языка рассказа. Рассказ, сюжет, композиция, идея произведения







14. 01.

54.

40.46

Как работать над сочинением «Жилин и Костылин: разные судьбы»







18. 01.

55.

41.46

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия»

+




20. 01.

56.

42.46

Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова







22. 01.

57.

43.46

Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф.И.Тютчев, А.Н.Плещеев. Образ лета. И.С.Никитин, Ф.И.Тютчев










58.

44.46

Образ осени. Ф.И.Тютчев, А.Н.Майков. Образ зимы. И.С.Никитин, И.З.Суриков.










59.

45.46

Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения










60.

46.46

И.А.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине
















Литература XX века 34ч










61.

1.34

В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе»










62.

2.34

Повесть. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе»










63.

3.34

Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Путь Васи к правде и добру










64.

4.34

Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести










65.

5.34

Путь Васи к правде и добру. Обучение работе над сочинением










66.

6.34

С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина










67.

7.34

Стихотворение «С добрым утром!». Самостоятельная работа «Картинки из моего детства»










68.

8.34

П.П.Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка» Отличие сказа от сказки










69.

9.34

Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя










70.

10.34

«Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова










71.

11.34

К.Г.Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки










72.

12.34

Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб». Реальные и фантастические события и персонажи сказки










73.

13.34

К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы»










74.

14.34

Умение видеть необычное в обыч-ном. Лиризм опии-саний. Вырази-тельность и кра-сочность языка. Сравнения и эпи-теты в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»










75.

15.34

С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»










76.

16.34

Положительные и отрицательные герои. Художественные особенности пьесы-сказки










77.

17.34

Роды и жанры литературы. Герои пьесы-сказки. Победа добра над злом










78.

18.34

Х.К.Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева»










79.

19.34

Два мира сказки «Снежная королева»










80.

20.34

Писатели-сказочники и их герои










81.

21.34

Ж.Санд: страницы биографии. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном










82.

22.34

Сочинение-миниатюра «О чем рассказал мне цветок (бабочка, камень, дерево…)»










83.

23.34

А.П.Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита»










84.

24.34

Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита». Характеристика героя. Язык рассказа А.П.Платонова










85.

25.34

В.П.Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро» Сюжет рассказа, его герои










86.

26.34

Человек и природа в рассказе










87.

27.34

Сочинение « Тай-га, наша кормили-ца, хлипких не любит». Становле-ние характера Васютки (по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»)»










88.

28.34

В.П.Астафьев. «Зачем я убил коростеля?», «Бе-логрудка»










89.

29.34

Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). «Сказание о Кише»










90.

30.34

Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста»










91.

31.34

Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К.М.Симо-нов. «Майор при-вез мальчишку на лафете…». Поэма-баллада «Сын артиллериста»










92.

32.34

Великая Отечественная война в жизни моей семьи










93.

33.34

Р.к. Война и дети - тема многих сти-хотворений о вой-не в творчестве тамбовских поэтов




+




94.

34.34

Стихотворения И.А.Бунина. «Помню – долгий зимний вечер…»
















Зарубежная литература 8 ч










95.

1.8

Картина В.М.Вас-нецова «Аленуш-ка». А.А.Проко-фьев «Аленушка» («Пруд заглохший весь в зеленой ряске…»). Д.Б.Кедрин «Аленушка» («Стойбище осен-него тумана..»)










96.

2.8

Н.М.Рубцов. «Родная деревня». Дон-Аминадо. «Города и годы»










97.

3.8

Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор










98.

4.8

Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо»










99.

5.8

Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера










100.

6.8

Том Сойер и его друзья










101.

7.8

Стихотворения-шутки. Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит».










102.

8.8

Подведение итогов года. Рекоменда-ции на лето.











РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 5 КЛАССЕ.


Название раздела

НРК

урока

Тема урока

Содержание НРК

Источник

Вводное занятие.

1

2

Знакомство с книгой «Вокруг тебя-мир».

Представление о рассказе биографического характера. Сопоставление текстов разного жанра. Афоризм как жанр.

Стр.86-95. Книга для ученика «Вокруг тебя-мир».

Фольклор. Народные сказки.

2

13

Сказка народов Северного Кавказа «Общее счастье».

Закрепление представлений о сказках как сокровищнице народной мудрости.

Стр.8-14

Литературная сказка.

3-4

31-32

Т.Александрова «Светофорчик».

Знакомство с жанровыми признаками комикса. Закрепление представления о композиции сказки.

Стр.15-18.




5

36

А.Платонов «Неизвестный цветок». Что такое деятельное сострадание?

Олицетворение. Способы выражения авторского отношения. Символика в литературной сказке.

Стр.26-30.




6-7

37-38

О.Уайльд «Мальчик-звезда». Красота истинная и мнимая.

Приём контраста. Представление о сценарии диафильма как тексте.

Стр.31-46.




8

41

Сказочные традиции в литературе Урала. Ястребов «Сказка о Счастии».

Анализ авторской сказки.

Стр.36-42, «Хрестоматия Южного Урала».




9-10

48-49

Л.Н.Толстой. Отрывки из романа «Война имир».

Многопроблемность художественного текста. Сравнительная хар-ка героев.

Стр.48-68.




11

50

Д.Давыдов «1812 год». Отрывок из дневника.

Прототип литературного героя. Представление о творческой лаборатории писателя.

Стр.69-72.




12

51

Ф.Глинка «Последнее уничтожение на Бородинском поле».

Представление о приёме стилевого контраста.

Стр.73-76.

Рождественский рассказ.

13-14

56-57

А.Куприн «Чудесный доктор».

Приём рассказа в рассказе.

Стр.78-85.

Рассказ о животных.

15-16

65-66

Е.Носов «Трудный хлеб».

Формирование умения сопостовлять близкие по теме произведения в соответствии с поставленной проблемой.

Стр.86-90.

Лирические жанры

17-18

90-91

Конкурс выразительного чтения «Мои любимые поэты Урала».

Выразительное чтение стихов наизусть.

Хрестоматия.




19

101

Итоговое занятие «Вокруг тебя-мир».

Представление о сборнике произведений.

Хрестоматия.