Рабочая программа по русскому языку для 3а класса на 2013/2014 учебный год разработчик программы: Зайцева Татьяна Николаевна - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по испанскому языку для 4 класса на 2013/2014 учебный... 1 186.02kb.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе следующих... 1 290.78kb.
Рабочая программа по французскому языку для 11 класса на 2013/2014... 2 496.52kb.
Рабочая программа по немецкому языку для 7 класса на 2013/2014 учебный... 2 401.69kb.
Рабочая программа по русскому языку в 11 классе на 2013-2014 учебный... 1 519.35kb.
Рабочая программа по иностранному языку (английский) 9 класс на 2013... 4 1504.6kb.
Рабочая программа по иностранному языку для 8 класса 2013-2014 учебный год 3 662.75kb.
Рабочая учебная программа по музыке для 1-го класса на 2013-2014... 1 279.62kb.
Рабочая программа по музыке для 5 класса учителя Яковлевой Тамары... 2 679.83kb.
Рабочая программа по искусству (музыке) для 8 класса на 2013-2014... 1 181.49kb.
Рабочая программа по немецкому языку для 2 класса базовый уровень... 2 805.8kb.
Рабочая программа по математике для 5 класса на 2013/2014 учебный... 1 288.58kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа по русскому языку для 3а класса на 2013/2014 учебный год разработчик - страница №1/2


ГБОУ Гимназия №1306

РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей

начальных классов

1 от 29.08.2013



СОГЛАСОВАНО

на заседании №2 методического совета ГБОУ Гимназии №1306

от 26.09.2013

УТВЕРЖДАЮ

Директор Гимназии

Спорышева Е.Б.___________________

27.09.2013


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ДЛЯ 3А КЛАССА
НА 2013/2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

Разработчик программы:


Зайцева Татьяна Николаевна, учитель начальных классов

(ФИО)
2013 год


Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Русский язык» для третьего класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерных программ начального общего образования и авторской программы Л.Я. Желтовской, Т.М. Андриановой, В.А. Илюхиной «Русский язык» УМК «Планета Знаний» (2012 год издания).
Курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели:

познавательная цель связана с представлением научной картины мира, частью которого является язык, на котором говорит ученик, ознакомлением учащихся с основными положениями науки о языке и, как следствие, формированием логического и абстрактного мышления учеников;

социокультурная цель включает формирование:

а) коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи);

б) навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Задачи и направления изучения русского языка:


  1. развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и письменной речи, развитие интуиции и «чувства языка»;

2) освоение первоначальных знаний о системе родного языка, лексических, фонетических, грамматических средствах языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых единиц языка;

3) овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

4) воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа; пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления совершенствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа.

Достижению целей курса русского языка будут активно содействовать такие подходы к его изучению, как культурологический (язык и общество), коммуникативно-ориентированный, информационный, деятельностный. В русле этих подходов был произведён отбор языкового материала, структурирование (выстраивание стержня, последовательности изучения), выбраны перспективные принципы организации содержания курса. Актуальными при работе с языковым материалом становятся принципы:

семиотический — помогающий детям осмысливать двусторонность основных единиц языка, осознавать родной язык как особую знаковую систему в контексте национальной и общечеловеческой культуры;

системно-функциональный — способствующий осмыслению структуры родного языка и предназначенности основных средств для решения речевых задач;

этико-эстетический — направленный на осознание изобразительных свойств языка, на освоение культуры речевого поведения, воспитание чувства “соразмерности и сообразности” в использовании языковых средств.

В соответствии с требованиями к содержанию и результативности обучения русскому языку в начальной школе в программе каждого класса выделяются по два мегараздела: «Речевое общение» и «Язык как средство общения».

Приоритетным в начальном обучении признаётся формирование важнейших коммуникативно-речевых умений младших школьников: читать и писать, понимать смысл обращенной к ним устной и письменной речи (заданий, вопросов, правил, определений и т.п.), отвечать на вопросы, вступать в диалоги, составлять несложные монологические высказывания. К этому же разряду относятся и умения этикетного характера. Поэтому раздел «Речевое общение» начинает программы каждого класса. В этом разделе указывается минимум речеведческих сведений: о формах речи и основных видах речевой деятельности (слушании, говорении, чтении, письме), о тексте, его теме, основной мысли, функциональных типах текста (повествовании, описании, рассуждении) и др. Отмечаются пути и «шаги продвижения» учащихся в овладении коммуникативно-речевыми умениями, связанными с метаумениями — понимать смысл чужой речи и создавать, оформлять и передавать собственные мысли и чувства.

Акцентируется внимание на проведение видов работ по развитию индивидуальной речи учеников: обогащение словаря, развитие чувства языка, расширение грамматического строя речи, развитие речевого слуха и пр. Рекомендуется проведение упражнений в ситуациях диалога, в ходе которых дети учатся слушать и вступать в диалог, высказывать и отстаивать собственную точку зрения, убеждать других, участвовать в групповом и коллективном обсуждении проблем, налаживать сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Формирование коммуникативно-речевых действий (умений слушать, читать, говорить, писать) — прямой путь к обеспечению в будущем социальной компетентности учеников.

Возможность формирования коммуникативно-речевых умений зависит от освоения школьниками круга сведений о правилах, закономерностях построения предложений, использования средств языка в речи. Изучение системы языка, его языковых средств остаётся важнейшим направлением в начальном курсе русского языка, так как именно овладение богатством средств языка является базой и условием развития речи детей. На это нацеливает содержание раздела программы «Язык как средство общения», в котором представлен языковой материал.

Содержательные линии этого раздела: фонетика, графика, состав слова (морфемика), лексика, грамматика (морфология и синтаксис), орфография, орфоэпия и пунктуация. Языковой материал (основы лингвистических знаний) призван сформировать научное представление (с учётом возрастных особенностей младших школьников) о системе и структуре русского языка, являющегося частью окружающего мира учеников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка, постижению его интонационного и лексического богатства. Путь изучения всех языковых средств — от значения к форме, далее — к назначению (функции) в речи.

Ознакомление с языковыми единицами проводится через призму основного средства языка — слова. В 3 классе ядром курса становится изучение предложения, текста.

Неоднократное обращение к основным средствам языка мотивировано новыми задачами. Сначала рассматриваются общие признаки единиц языка, затем, особенно единицы грамматики, с позиции их назначения (функции) в речи. Далее внимание детей фокусируется на роли их главных структурных частей (корень слова, главные члены предложения, тема, главная мысль текста), после этого — на роли структурных частей «второй степени» значимости (приставки, суффиксы, окончания в слове, второстепенные члены предложения, композиционные части текста и пр.). Концентрический путь освоения языкового материала соответствует закономерностям понимания смысла речи при её восприятии и передаче смысла при её создании (продуцировании) и способствует более интенсивному развитию мышления детей, их языкового чутья и речевых способностей.

Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания. Орфографический и пунктуационный материал также даётся с коммуникативной мотивацией — обеспечивать грамотность письменной речи.

Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над качествами письменной речи.

Развитие письменной речи у младших школьников отстаёт от развития устной речи на всём протяжении начальной школы. Преобладание работы над письменной речью требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.

Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся носит практический характер и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.



Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников универсальных учебных действий (УУД), которые способствуют развитию учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой.

В программе и учебниках представлены специальные вводные мини-разделы с целью мотивации как к изучению курса русского языка в целом, так и к изучению отдельных разделов и тем, даны упражнения ситуативного характера, активизирующие творческое отношение учеников к осознанию той или иной закономерности родного языка.

Система упражнений для уроков составлена в деятельностном ключе и стимулирует учащихся к формированию как регулятивных действий (целеполагания, планирования, ориентировки, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки), так и общеучебных действий («чтение» текстов, схем, таблиц, моделей и т.п., выбор рациональных способов решения языковых задач, использование разных способов поиска информации в лингвистических словарях и справочниках, структурирование материала в таблицы, плакаты и пр.).

Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи.

В познавательно-коммуникативной направленности курса явственно проступает воспитательная сила предмета: дети учатся культуре речевого поведения, общения, обращения с родным языком как действующим средством, как живым средоточием духовного богатства народа, создающего язык.
Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, состоящим из следующих компонентов:

1. Русский язык: учебник: в 2 ч.: для 3 класса четырёхлетней нач.школы/Л. Я. Желтовская, О.Б. Калинина. — М.: АСТ, Астрель, 2013г.

2. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. К учебнику Л. Я. Желтовской «Русский язык». В 2-х частях/Л. Я. Желтовская, О.Б. Калинина. — М.: АСТ, Астрель, 2013г.

3. Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 3 класс. Дидактические карточки-задания. — М.: АСТ, Астрель, 2012.

4. Тетрадь для самостоятельных работ по русскому языку. Учимся различать звуки и буквы: для 2 класса четырёхлетн. нач. шк./ Е.В.Ветров, Т.В.Ветрова. – М. АСТ: Астрель, 2012.

5. Тетрадь для самостоятельных работ по русскому языку. Проверяем сомнительные согласные: для 2-3 класса четырёхлетн. нач. шк./ Е.В.Ветров, Т.В.Ветрова. – М. АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2012.

6. Тетрадь для самостоятельных работ по русскому языку. Проверяем безударные гласные в корне слова: для 2-3 класса четырёхлетн. нач. шк./ Е.В.Ветров, Т.В.Ветрова. – М. АСТ: Астрель, 2012.

В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение предмета «Русский язык» в третьем классе отводится 136 часов в год, 4 часа в неделю.



Литература для учителя

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М.: Просвещение, 2010.

Базисная программа по русскому языку. Материалы ФГОС. — М., 2010.

Русский язык (коммуникативно ориентированный курс). Программа: авт. Л. Я. Желтовская, А. Ю. Купалова;

Сб. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы, ч. 1, 2000—2003 гг. — Просвещение.

О едином курсе русского языка на коммуникативно-деятельностной основе: Сб. статей / Отв. редактор А. Ю. Купалова. — М., 1988.

Соловейчик М. С. О содержании и структуре программы речевой подготовки младших школьников // В сб. статей, см. выше.

Основы теории речевой деятельности / Под ред. А. А. Леонтьева. — М., 1991.

Быстрова Е. А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка // Русский язык в школе. — 1996. — № 1.

Львова С. И. Язык в речевом общении: Факультативный курс. — М., 1991.

Львов М. Р., Горецкий В. Г., Сосновская О. В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. — М., 2002.

Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения / Под ред. М. С. Соловейчик. — М., 1994.

Шанский Н. М. и др. Что значит знать язык и владеть им. — Л., 1989.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Для достижения планируемых результатов освоения цели и задач учебного курса используется следующие

Учебные пособия:


  • школьные орфографические словари;

  • Толковый словарь русского языка;

  • Орфоэпический словарь русского языка.


Специфическое сопровождение (оборудование):

  • Обучающие таблицы;

  • индивидуальные маркерные доски;


Электронно – программное обеспечение:


  • Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (компьютерные программы);

  • DVD-диски с дидактическими играми по русскому языку;

  • Электронные словари;

  • Презентации по русскому языку;

  • Электронные учебники;

  • Видеофильм «Из истории русской письменности»-(Ф.1, Ф.2)

  • Электронное учебное издание «Начальная школа, 1-4 кл.»;

  • Интегрированный УМК нач. шк. 1-4 кл. Кирилл и Мефодий. Русский язык;

  • «Новая начальная школа» 1-4 кл. Русский язык;

  • Цифровые образовательные ресурсы:

Электронные библиотеки (www. gnpbu. ru.);

Русская виртуальная библиотека. (www. rvb. ru.);

«Общий текст» (www. text. net. ru.)

Олимпиада для младших школьников: русский язык.(условия проведения олимпиады, варианты заданий)



(http://www.prioritet-school.ru/olimp.html)

http://school-collection.edu.ru/

http://nachalka.info/

http://www.openclass.ru/

http://fcior.edu.ru/

http://www.classmag.ru/

http://nachalka.seminfo.ru/

http://900igr.net/

http://www.solnet.ee/

Технические средства обучения:

  • Мультимедийный проектор;

  • Компьютер с учебным программным обеспечением;

  • Интерактивная доска Promethean Planet;

  • Демонстрационные доски для работы маркерами;

  • Магнитная доска;

  • Цифровой фотоаппарат;

  • Сканер, ксерокс и принтер;

  • Индивидуальные компьютеры Apple MacBook;

  • индивидуальные планшеты Bamboo Dock



Учебно-тематический план



Содержание программного материала

Количество часов

1 четверть 36 ч.

1.

ЯЗЫК И РЕЧЬ (повторение изученного во 2 классе)

16

2.

ПРОВОДНИКИ НАШИХ МЫСЛЕЙ И ЧУВСТВ

20




Называем…

9




Спрашиваем... Сообщаем.... Побуждаем....

11

2-я четверть (28 ч)




ПРОВОДНИКИ НАШИХ МЫСЛЕЙ И ЧУВСТВ (продолжение)

6




Рассказываем... Описываем... Рассуждаем...

6

3.

О ГЛАВНОМ

22

3-я четверть (41 ч)




О ГЛАВНОМ (обобщаем, изучаем)— продолжение раздела

16




«Работа» частей речи и их форм в роли главных членов предложения

11




Повторение и проверка усвоения раздела «О главном…»

5

4.

КОНКРЕТИЗИРУЕМ ЗНАЧЕНИЕ, РАСПРОСТРАНЯЕМ МЫСЛЬ…

26




Роль приставок и суффиксов в словах

3




Употребление и правописание слов с приставками

11




Употребление слов с суффиксами

3




Назначение зависимого слова в словосочетании

7




Употребление падежных форм имён существительных, имён прилагательных, местоимений

2

4-я четверть (31 ч)




КОНКРЕТИЗИРУЕМ ЗНАЧЕНИЕ, РАСПРОСТРАНЯЕМ МЫСЛЬ... (продолжение)

14




Второстепенные члены предложения

1




Употребление падежных форм имён существительных, имён прилагательных, местоимений (продолжение)

2




Правописание местоимений с предлогами

2




Второстепенные члены предложения

5




Развиваем главные мысли в текстах

1

5.

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 3 КЛАССЕ

16




Основные средства языка

1




Обозначение гласных и согласных звуков на письме

4




Части речи

3




Члены предложения

3




Текст

5




Итого

136


Содержание программы (136 ч.)

РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ (20 ч)
Круг сведений о речи как основе формирования речевых умений ( 13 ч)

Речь. Речь как способ общения с помощью языковых средств. Речевое общение как мыслительно-речевая деятельность. Представление о речевых действиях, об основных видах речевой деятельности: говорении, слушании, письме, чтении. Единство двух сторон речевого общения: передача (говорение, письмо) и восприятие (слушание, чтение) смысла. Качества речи.

Высказывание. Текст. Высказывания в форме текста-диалога и текста-монолога. Тема и основная мысль текста.

Отражение темы в заголовке. Главная часть текста в раскрытии темы. Основная мысль (идея) текста. Способы выражения идеи: в заголовке, в предложении текста. Наблюдение над развитием мысли в текстах. Особенности текстов с точки зрения их назначения (цели высказывания): описание предметов (цветов, изделий народных промыслов, времени года, поделок и пр.); повествование (о своих увлечениях, любимых играх, об увиденном, услышанном, прочитанном); рассуждение (о любимом периоде времени года, дереве, уголке природы и др.), объяснения выбора своих решений. Жанровое разнообразие текстов. Стихи. Письмо как текст. Объявление. Загадка.



Речевой этикет. Просьба, пожелание, приглашение, разговор по телефону. Средства выразительности речи. Мелодика речи: интонационный рисунок предложений, слов.

Средства выражения авторского отношения: использование оценочной лексики, синонимов, антонимов, сравнений, фразеологизмов. Употребление слов в переносном значении. Роль использования в речи пословиц, поговорок. Приёмы целесообразного использования при общении несловесных средств (мимики, жестов).



Развитие речи. виды речевой деятельности (коммуникативно-речевые умения) ( 7 ч)

Слушание и чтение. Слушание и чтение как процесс восприятия смысла, добывания информации из устного и письменного текста: объяснений учителя, вопросов, содержания небольших текстов как учебного, так и художественного характера, формулировок заданий к упражнениям, правил, определений. Восприятие (понимание смысла обращенной к ученику речи) устных и письменных высказываний, включающих две микротемы. Восприятие интонационного рисунка предложения, фразы, выделение главного, понимание средств выразительности словесных и несловесных средств общения (образные слова, оценочные слова, интонация, мимика, жесты).

Чтение осмысленное, плавное (целыми словами и словосочетаниями). Выявление непонятных слов, выражений, уточнение их значения (с помощью взрослых, толкового, этимологического словарей). Определение темы и основной мысли текста по заголовку, по ключевым словам и главным частям текста.



Говорение и письмо. Говорение и письмо как процесс передачи смысла, информации. Устное и письменное воспроизведение чужой речи. Списывание с образца, письмо по памяти, под диктовку. Устный пересказ, письменное изложение текста по частям (свободное списывание или диктант), изложение целого текста с опорой на коллективно составленный план, на рисунки, иллюстрации.

Создание собственных высказываний (сочинений, небольших по объёму, с 1–2 микротемами). Определение темы и цели высказывания, отбор нужного материала, продумывание способов донесения смысла высказывания до слушателей, читателей. Выделение в собственном высказывании главного, выражение основной мысли и своего отношения к высказываемому (посредством заголовка, употребления специальных слов и выражений, их форм). Употребление слов в соответствии с орфоэпическими нормами, использование точной интонации в собственной речи.

Оформление письменной речи. Разборчивое и достаточно быстрое письмо слов в соответствии с требованиями каллиграфии и грамотного письма.

Составление текста письма (родным, друзьям), подпись конверта; составление текстов записки, объявления о пропаже животного, описание любимых цветов, изделий народных промыслов (матрёшки), выражение своего отношения к разным периодам времён года, месяцам, праздникам, сочинение юмористических историй по рисункам, рассказ об историях, происшедших реально.

Ведение диалога: вступление в разговор, поддерживание его репликами, выражение своей точки зрения, убеждение, рациональное использование при разговоре несловесных средств общения.

Уместное использование и правильное построение высказываний этикетного характера: просьбы, пожелания, разговора по телефону. Оценивание высказывания, редактирование.



ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ ( 116 ч)

Круг сведений о языке как основе формирования языковых умений( 68 ч)

Общие сведения о языке ( 1 ч). О роли языка. Язык как кодовая система отражения реального мира с главным средством — словом. Языковые средства для обозначения предметов и явлений. Язык как средство общения. Сведения из истории происхождения слов (этимологические экскурсы). Происхождение географических названий. Пословицы и поговорки как выразители мудрости и национального характера русского народа. Сведения о некоторых произносительных, словообразовательных и словоупотребительных нормах русского языка (красивее, надеть —одеть, нравиться, красненький и т. п.). Разделы языкознания (представление о разделах науки о языке).

Фонетика, орфоэпия. Словесное ударение. Произношение звуков и сочетание звуков в соответствии с нормами русского литературного языка. Фонетический разбор (анализ) слова.

Графика. Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов с мягкими согласными, с йотированными гласными е, ё, ю, я, с непроизносимыми согласными.

Использование на письме разделительных ь и ъ знаков; небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца, красной строки.

Развитие графической зоркости, умения точного списывания с образца.



Чистописание Совершенствование техники написания письменных букв по группам в порядке усложнения их начертания: 1) и, ш, И, Ш, п, р, т, г; 2) л, м, Л, М, я, Я, А;3) у, ц, щ, У, Ц, Щ, ч; 4) с, С, е, Е, о, О, а, д, б; 5) ь, ы, ъ; 6) н, ю, Н, Ю, к, К; 6) В, З, з, Э, э, Ж, ж, Х, х, ф; 7) Ф, У, Г, Ю, П, Т, Р, Б, Д. Отработка начертания букв и их рациональных соединений при письме слов и предложений.

Слово и его значение (лексика) — 2 ч. Связь формы и значения слова. Лексика как раздел науки о языке, изучающий лексические значения слов. Многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Употребление слов в речи (тексте) в переносном значении. Сведения о заимствованиях в русском языке. Представление о фразеологизмах. Представление о

способах толкования лексических значений слов при работе со словарями разных типов: толковыми, синонимов, антонимов.



Слово и его строение (состав слова, морфемика) — 8 ч. Углубление представлений о морфемном составе слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах. Корень как главная значимая часть слова, «проводник» истории происхождения слова. Слова с двумя корнями (сложные слова). Словоизменение и словообразование. Значения и роль окончаний в словах. Общее представление о продуктивных способах образования слов (приставочный, суффиксальный). Приставка и суффикс как значимые словообразующие морфемы. Наблюдение над оттенками значений, вносимыми в слова приставками (от-, бес-, за-, вы- и др.), суффиксами (-онок-, -ек- ,-ищ-, -тель- и др.). Роль употребления в речи слов с уменьшительно ласкательными суффиксами (-очк-, -ек-,-ик-,-еньк-).

Слово как часть речи (морфология) — 28 ч. Критерии распределения слов по частям речи (общие значения, вопросы как средства их выделения, формы изменения, роль в предложении). Обогащение словарного запаса словами разных частей речи, имеющими эмоционально-оценочную окраску (молодец, красивая, ужасная, приплёлся, умная и т.п.).

Имя существительное. Углубление представлений о значениях имён существительных: обозначение признака (белизна, чернота), обозначение эмоций (счастье, радость, тревога, горе). Имена собственные и нарицательные (единицы административного деления России: края, округа, области, районы, названия улиц). Наблюдение над изменением имён существительных по падежам в единственном и множественном числе. Роль имён существительных в предложениях.

Имя прилагательное. Углубление представлений о значениях имён прилагательных: оценочная характеристика предмета, лица (дружный, смелый, красивый, добрый); материал, из которого сделан предмет (железный ковш, шерстяной костюм). Наблюдение над изменением имён прилагательных по падежам в единственном и множественном числе. Роль имён прилагательных в предложениях.

Глагол. Углубление представлений о значениях глаголов: речевые и мыслительные процессы (думает, говорит, представляет), состояние (болеет, нездоровится, удивляется). Наблюдение над оттенками значений, выражаемых глаголами совершенного и несовершенного вида (без терминов). Общее представление о начальной форме глаголов. Время глаголов. Наблюдение над изменением глаголов по лицам и числам. Роль глаголов в предложениях.

Местоимение. Наблюдение над особенностью значения местоимений — обозначать предмет, лицо, не называя, а лишь указывая на них. Личные местоимения, употребляемые в единственном и множественном числе (я, ты, он, мы, вы, они). Роль местоимений в предложениях.

Служебные части речи. Углубление представлений о роли служебных частей речи: выражение различного рода отношений между знаменательными частями речи (пространственные, причинные, цели — предлоги, союзы), оттенки значений и чувств (вопроса, уточнения, восхищения, отрицания — частицы). Наблюдение над ролью предлогов и союзов в составе словосочетаний, союзов в составе сложных предложений.

Синтаксис (29 ч)

Словосочетание. Углубление представлений о структуре и значениях словосочетаний: предмет и его признак, действие и предмет, с которым оно связано (читать книгу, заплетать косу, рубить топором). Словосочетания с синонимическими значениями (малиновое варенье — варенье из малины). Связь слов в словосочетаниях (наблюдение над согласованием, управлением). Роль словосочетаний в предложениях.

Предложение. Виды предложений по цели высказывания (вопросительные и невопросительные), разнообразие целей высказывания (речевых задач), выражаемых невопросительными предложениями: сообщить (повествовательные); убедить, попросить, приказать (побудительные); утвердить, отрицать, предположить и т. п. Виды предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные. Интонационное и пунктуационное оформление предложений, разных по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Развитие речевого слуха: интонирование и восприятие интонации этих предложений.

Структура предложений. Главные члены как основа предложения. Подлежащее и основные способы его выражения в предложениях (имя существительное, местоимение). Сказуемое и основные средства его выражения в предложениях (глаголы).

Предложения распространённые и нераспространённые. Общее представление о второстепенных членах предложения. Расширение грамматического строя речи: целевое использование в предложениях определённых частей речи; распространение мысли с помощью второстепенных членов в зависимости от речевой задачи.

Наблюдения над интонацией предложений, осложненными обращениями.



Орфография и пунктуация (48 ч)

Повторение изученных орфограмм. Слова с двумя безударными гласными в корне (зеленеет, холодит, береговой, воробей). Гласные и согласные в приставках. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода (ночь, мышь). Употребление разделительного твёрдого знака. Написание частицы НЕ с глаголами. Написание родовых окончаний прилагательных, глаголов прошедшего времени. Употребление большой буквы в названиях областей, районов, городов, сёл, улиц.

Знаки препинания в конце предложений.


Специфические для учебного курса формы контроля освоения учащимися содержания

(текущего, промежуточного, итогового)
Формами организации урока являются фронтальная работа, работа в группах и парах, индивидуальная работа, видами занятий - проверочные работы и уроки. Уроки делятся на несколько типов (урок "открытия" нового знания; урок-рефлексия, или урок повторения, закрепления знаний и выработки умений; урок развивающего контроля, оценки и коррекции знаний; урок развития речи.

В программе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний:



  • самоконтроль - при введении нового материала;

  • взаимоконтроль - в процессе его отработки;

  • рубежный контроль - при проведении самостоятельных и проверочных работ по русскому языку;

  • итоговый контроль, включающий проверочную работу по русскому языку.

Для проведения тематического контроля учитель подбирает тексты самостоятельно по системе «1 задание – 1 навык (умение)». Задания должны соответствовать темам, изученным в данном крупном разделе, и проверять уровень усвоения опорных знаний, умений и навыков по разделу. Каждое задание оценивается отдельно в соответствии с предусмотренными критериями по 5-балльной накопительной системе (1 критерий – 1 балл), которые заранее предлагаются детям, отметка за всю проверочную работу выставляется приведением к среднеарифметическому баллу. Тематический контроль может быть осуществлён в разных формах как по отдельности, так и в комплексе. Например, последовательно тестирование (для проверки теоретических знаний и умений), затем диктант (для проверки умений и навыков по разделу).

Любая положительная отметка за задание означает успех учащегося по системе «зачёт-незачёт» и является доказательством усвоения необходимого минимума системы опорных знаний.

Для создания ситуации успеха для ученика с любых уровнем учебных возможностей целесообразно вести лист достижений (требований) с перечислением требуемых результатов (их ученик обязан достигнуть к концу учебного года), в котором отмечаются учебные достижения ребёнка без строгого ограничения времени их освоения. Т.е. ученик может освоить данное умение чуть позже, чем основная масса учащихся (главное, чтобы он его освоил), когда у него появится возможность для этого, но в течении четверти (учебного года).

Для отслеживания уровня освоения универсальных учебных умений и метапредметных умений можно применить проектную деятельность, для которой рекомендуется использовать специально предназначенные страницы учебника.



Уровень личностных достижений отслеживается через портфолио учащегося (папка достижений), туда же помещаются заполненные листы требований, материалы проектной деятельности, творческие работы учащегося, которые позволяют оценить уровень индивидуальных предметных и надпредметных достижений учащихся в комплексе.

Итоговый контроль проводится в виде письменной работы по результатам четверти, учебного года. Для проведения итогового контроля используются диктанты, контрольное списывание.

Контрольный диктант даётся после изучения большой орфографической темы (для выявления уровня сформированности орфографических навыков) или в конце четверти для подведения итогов учебного года. Объём контрольных диктантов – 60-65 слов.

Грамматические задания. Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Словарный диктант позволяет проверить усвоение правописания слов с непроверяемыми орфограммами, «слов из словаря». Тренировочный словарный диктант может проводиться 1 – 2 раза в неделю. Учитель выделяет небольшую часть урока под первичную проверку усвоения изученных ранее слов.

Контрольный словарный диктант проводится 1 раз в месяц и включает в себя 10 словарных слов по выбору учителя из изучаемых в данный момент.


Требования к результатам освоения учебного курса учащимися

Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.


ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • воспринимать историко-географический образ России (территория, границы, географические особенности, многонациональность, основные исторические события; государственная символика, праздники, права и обязанности гражданина.

  • проявлять уважение к семье, к культуре своего народа и других народов, населяющих Россию.

  • проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала.

  • анализировать свои переживания и поступки. Ориентироваться в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей. Находить общие нравственные категории в культуре разных народов.

  • выполнять основные правила бережного отношения к природе, правила здорового образа жизни на основе знаний об организме человека.

  • проявлять эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдениями за природой.

  • сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем.

Учащиеся получат возможность для формирования:

• чувства сопричастности к языку своего народа (я — носитель языка), чувств эстетической красоты и точности русского слова;

• осознания русского языка как основного средства общения народов России;

• осознания предложения и текста как средств для выражения мыслей и чувств, понимание разнообразия и богатства языковых средств для выражения мыслей и чувств;

• восприятия русского языка как основной, главной части культуры русского народа понимания того, что изменения в культуре народа, находят своё отражение в языке;

• понимания богатства и разнообразия слов в русском языке, внимания к особенностям народной речи, познавательного интереса к значению слова и к его истокам, положительная мотивация к решению различных коммуникативных задач (передавать информацию, просить, доказывать и т.д.).


ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • производить фонетический анализ слов и разбор слов по составу в интересах правописания слов;

  • различать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, личные местоимения, предлоги), осмысливать их роль в предложении;

  • устанавливать связь между словами в словосочетании и предложении;

  • производить элементарный синтаксический анализ предложений по цели выказывания, интонации, наличию главных и второстепенных членов предложения;

  • грамотно, без пропусков, искажений букв, каллиграфически правильно списывать, писать под диктовку тексты в 60-65 слов, включающие слова с изученными орфограммами, а также пунктограммы: употребление точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложений, запятых при однородных членах предложения.
    Учащиеся получат возможность научиться:

  • речевому общению как обмене мыслями, чувствами между людьми;

  • разным типам текста по назначению (рассказываем, описываем, рассуждаем), по стилю (художественное описание, разговорная, научная и деловая речь); по жанру (природная зарисовка, письмо, объявление, ответ на вопрос, пословица, считалка и др.);

  • языковым средствам выражения главного смысла в слове, словосочетании, предложении, тексте (корень, главное слово, главные члены предложения, главная часть раскрытия темы, главная мысль);

  • изобразительным средствам языка, приемам создания словообраза (описательный оборот, сравнительный оборот, слово с переносным значением);




МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

  • определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.

  • составлять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

  • осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач.

  • осуществлять само- и взаимопроверку работ.

  • оценивать правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев.

  • корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.

  • осуществлять выбор под определённую задачу литературы, инструментов, приборов.

  • оценивать собственную успешность в выполнения заданий

Учащиеся получат возможность научиться:

• оценивать правильность выполнения своих учебных действий;

• в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;

• намечать действия при работе в паре, составлять простой план действий при написании творческой работы, создании проектов;

• объяснять, какой способ действий был использован для выполнения задания, как работали;

• осуществлять само- и взаимопроверку работ, корректировать выполнение задания;

• оценивать выполнение задания по следующим параметрам: выполнено с ошибками или без ошибок, в чём проявилась сложность выполнения.

Познавательные

Учащиеся научатся:


  • ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу.

  • самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

  • отбирать необходимые источники информации среди словарей, энциклопедий, справочников в рамках проектной деятельности.

  • извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация таблица, схема, диаграмма, экспонат, модель и др.) Использовать преобразование словесной информации в условные модели и наоборот. Самостоятельно использовать модели при решении учебных задач.

  • предъявлять результаты работы, в том числе с помощью ИКТ.

  • анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне).

  • выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий.

  • активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения заданий, обосновывать выбор наиболее эффективного способа действия

Учащиеся получат возможность научиться:

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя различные справочные материалы: толковые словари, детские энциклопедии и др.;

• свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;

• прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана);

• находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы в корне слова, части речи;

• осуществлять синтез как составление целого из частей (составление предложений);

• владеть способом проверки «труднопроверяемых» орфограмм (словом с историческим корнем).

Коммуникативные

Учащиеся научатся:


  • ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу.

  • самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

  • отбирать необходимые источники информации среди словарей, энциклопедий, справочников в рамках проектной деятельности.

  • извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация таблица, схема, диаграмма, экспонат, модель и др.) Использовать преобразование словесной информации в условные модели и наоборот. Самостоятельно использовать модели при решении учебных задач.

  • предъявлять результаты работы, в том числе с помощью ИКТ.

  • анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне).

  • выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий.

  • активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выпол-нения заданий, обосновы-вать выбор наиболее эффективного способа действия

Учащиеся получат возможность научиться:

• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова);

• озаглавливать текст;

• задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;

• адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (обратиться с просьбой, поздравить).

• строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).



Система контрольно-измерительных материалов освоения учебного курса,

система оценки достижений учащихся
Система оценки предметных достижений учащихся, предусмотренная в рабочей программе, предполагает:

  1. ориентацию образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения содержания предмета и формирование универсальных учебных действий;

  2. оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности учителя;

  3. осуществление оценки динамики учебных достижений обучающихся;

  4. включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);

  5. использование критериальной системы оценивания;

  6. оценивание как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования;

  7. разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.

Оценка уровня достижений учащихся по предмету соотносится с 4-балльной системой (отметка «1» не выставляется).



Овладение учащимися опорным уровнем (образовательным минимумом «Учение научится») расценивается как учебный успех ученика и соотносится с отметкой «удовлетворительно». Умение осознано произвольно владеть опорной системой знаний, изученными операциями и действиями в различных условиях оценивается как «хорошо» и «отлично», что соответствует отметкам «4» и «5».

Уровни овладения системой опорных знаний и умений по предмету


Уровень

Отметка

Комментарий

Материал не усвоен

«2»

(неудовлетворительно)

Учащийся не справился с типовым заданием, отработанным на уроке многократно.

Минимальный уровень

«3»

(удовлетворительно)

Выполнение типового задания с незначительными ошибками или недочётами, либо с привлечением сторонней помощи.

«4»

(хорошо)

Выполнение типового задания самостоятельно и без ошибок.

Программный уровень (решение нестандартной задачи, которая требует применения новых знаний в непривычных условиях)

«4+»

(очень хорошо)

Выполнение задания с привлечением посторонней помощи или незначительными ошибками (недочётами), не влияющими на результат.

«5»

(отлично)

Выполнение задания без ошибок, аккуратно и самостоятельно.

Высокий уровень (решение нестандартной задачи с привлечением не входящих в программу данного класса знаний, умений и навыков)

«5+»

(превосходно)

Выполнение задания в нестандартной форме (с выходом за пределы программы), самостоятельно и без ошибок.



Критерии оценки письменных работ учащихся по русскому языку


Вид работы

«5»

(отлично)

«4»

(хорошо)

«3»

(удовлетворительно)

«2»

(неудовлетворительно)

Диктант

Выполнение работы без ошибок, допускается 1-2 аккуратных исправления

1-2 ошибки на изученные правила либо ошибки на неизученные правила

3-5 ошибок на изученные правила

Более 5 ошибок на изученные правила

Проверочное списывание

Выполнение работы без ошибок с соблюдением каллиграфических норм

1 ошибка или 1-3 исправления

2-3 ошибки либо более 3 исправлений

Более 3 ошибок

Словарный диктант

Выполнение работы также без ошибок, исправлений

1 ошибка, 1-2 исправления

2 ошибки

Более 2 ошибок

В соответствии с требованиями ФОГС введено критериальное оценивание качества овладения программным материалом. Критериальное оценивание позволяет не только проанализировать наиболее частые затруднения и обобщить данные для корректировки дальнейшей работы учителя, но и формирует у учащихся регулятивные умения и навыки (планирование работы; отбор языкового и информационного материала в соответствии с тематикой работы, заявленными критериями; навыки контроля, самоконтроля, умение анализировать свою деятельность, сравнивать с эталоном, своевременно вносить коррективы; навыки взаимной и самооценки и т.п.).

Содержание, форму и критерии оценки текущих проверочных работ каждый учитель может подобрать сам или вместе с учащимися в зависимости от возможностей класса, имеющихся учебных и контрольных материалов. Каждый критерий оценивается в 1 балл. Стоит помнить, что в данном случае 1 или 2 балла не являются отметкой, а лишь выявляют те трудности, которые испытывает ученик. Баллы накапливаются, выявляя уровень освоения учащимися данного вида деятельности.

Контрольные измерительные материалы

1 четверть.

ДИКТАНТ


Цель работы – проверить сформированность навыка правописания безударных гласных в корне слова, разделительного мягкого знака, звонких и глухих согласных на конце слова.

Вариант 1

Ёлочка

Прошло лето. Всю неделю шли дожди. На краю леса притаилась маленькая ёлочка. Ветки ёлочки были пушистые и нежные. Макушка тянулась к свету. Дождь поил её чистой водой. Деревья бросали свой яркий наряд на неё. Берёза укрыла её золотыми листиками. Расти, ёлочка, и радуй нас!



Грамматические задания

1. В третьем предложении обозначить части речи.


2. Разобрать по составу слова маленькаяёлочказолотыми.

Вариант 2

Всё цветёт

На опушке леса расцвела ива. Листьев на дереве ещё нет. Ветки все в цветах – в жёлтых пушистых шариках. Вся ива похожа на жёлтый шар. Гудят пчёлы. Они берут первый мёд.


К вечеру захолодало. Шар умолк. Одни пчёлы успели улететь в ульи. Другие замёрзли. У них нет сил махать крылышками. Они остались ночевать на цветах.

Грамматические задания

1. В первом предложении обозначить части речи.


2. Написать два слова с таким же корнем, как в слове захолодало.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ


Цель работы – выявить умение списывать с рукописного текста, находить границы предложения и правильно оформлять предложение.

Репка

В каждой народной сказке есть мечта однажды посадил дед репку она выросла большая почему деду так хотелось вырастить большую репку надо было кормить и себя, и бабку, и внучку русская деревня раньше кормилась капустой и репой большая-пребольшая репка всегда радовала семью.


РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ


I. Текст обучающего изложения.

На берегу моря

Ночью был шторм. Дул сильный ветер. Весь дом дрожал. Грозно ухали волны.


К утру шторм стих. Наташа и Серёжа пошли к морю. Наташа подняла с песка маленького рачка. Волны его выбросили на берег. Он слабо шевелил лапками. Девочка бросила рачка в воду. Он закувыркался в зелёной воде и уплыл.
В луже на боку плавала рыбка. Серёжа поймал её и выпустил в море. Потом он нашёл двух улиток. Они почти высохли.
В этот день дети спасли много морских зверьков.

Слова для справок: подняла, с песка, шевелил, нашёл, улиток, почти.

План

1. Что произошло ночью?


2. Куда утром отправились Наташа и Серёжа?
3. Кого спасла Наташа?
4. Кого спас Серёжа?

II. Свободный диктант.

Бобры

На берег вылез большой бобр. Хвост толстый и плоский, как лопата. Передние лапы короче задних.


Он осмотрел молоденькую осинку, обхватил передними лапами ствол, начал грызть. Работал бобр быстро. Дерево рухнуло.
Бобр обгрыз ветки, потащил их к воде. Он двигался быстро, ловко. Скоро бобр появился опять и направился к дереву.
На берегу возвышались холмики. Ветки деревьев бобры облепили грязью. Это были жилища бобров.

III. Продолжить рассказ по данному началу.

В цирке

В воскресенье мы всем классом пошли в цирк. Там было много детворы. Цирк сверкал огнями. Вот звонок позвал всех на места. На арену вышел

2 четверть.

Диктант.


Цель работы – проверить умение обнаруживать орфограммы в тексте, писать слова в диапазоне изученных правил.

Вариант 1

Зимой

Завыл ветер. Вечером небо затянуло тяжёлыми, низкими тучами. Ночью началось ненастье. Летели снежные хлопья. Метелью занесло дорожки. В десять часов мы выглянули из окна. На снегу видны вороньи и заячьи следы. На крыльце намело гигантский сугроб. По скользким ступенькам надо ходить аккуратно. Карниз увешан опасными сосульками.



Грамматические задания

1. Во втором предложении подчеркнуть главные члены предложения.

2. Выделенные слова разобрать по составу.

Вариант 2

Зимний лес

Чудесен русский лес зимой! Белый пушистый снег повис на ветвях деревьев. Смолистые шишки украшают вершины елей. Шустрые синицы пищат в сучьях. На сугробах видны узоры заячьих и лисьих следов.


Вот бежит через дорогу белка. Прыгнула на сосну, махнула хвостом. Полетела лёгкая снежная пыль. Постучал молоточком по стволу дятел.

Грамматические задания

1. В третьем предложении подчеркнуть главные члены предложения.

2. Найти и записать два слова, которые в своём составе имеют только корень и нулевое окончание.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ


Вариант 1

Списать текст. Найти в тексте слова, где пишется буква, обозначающая непроизносимый согласный. Подчеркнуть эту букву.



Осень и зима

Поздней осенью в нашей местности погода часто бывает ненастной. Словно осень тяжело переживает свой проигрыш зиме. По небесному своду клочьями летят облака. Льёт дождь. Солнце похоже на пожелтевший от дождя футбольный мяч. Деревья качаются и скрипят от резких порывов яростного ветра.



Вариант 2

Снежная крупа

Стояли последние дни поздней осени. Всю ночь шёл дождь, гудел и свистел ветер. К утру резко похолодало. Я выглянул в окно. Облака летели низко над землёй. Вскоре из них посыпалась колючая крупа. Она была твёрдая, как песок. Резко била по стёклам. На крыше нашей бани быстро образовался толстый снежный бугор. Мы хотели выйти на балкон, но дверь открыть не смогли. Снег завалил её. По узкой тропке мы прошли к тёте Зое и взяли у неё лопату.


РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ


I. Работа над текстом

Изменить текст – записать рассказ не о маленьком котёнке, а о большом жирном коте. Определить, какие суффиксы в словах помогут в этом.

У крыльца сидит маленький котёнок. Мы назвали его Мурзик. Котёнок серенький, хвостик пушистый, на груди белый галстук. Котик глазки зажмурил, спинку выгнул, усиками шевелит. Он острые коготки в лапки спрятал и сладко мурлыкал, малышей забавляя. Мы любим с ним играть.

II. Изложение текста по коллективно составленному плану

Заботливая мать

Под старой елью устроила своё жильё лиса. В норе находились малыши. Лиса была осторожна. Вблизи норы она долго петляла, запутывала следы.


Лисята были очень смешные и очень податливые. Они всё время старались выбраться из норы. Малыши любили играть на зелёной полянке. Возвращалась мать. Лисята затихали. Лиса брала каждого лисёнка и тащила в нору.
Вскоре все лисята были снова в норе. Мать успокаивалась.

Примерный план

1. Нора под елью.


2. Беспокойные малыши.
3. Все дома.

Опорные слова: устроила, вблизи, запутывала, выбраться, притихали, за шиворот, вскоре, снова, успокаивалась.

III. Сочинение

Выбрать заголовок, к которому можно составить и записать текст.



Птицы зимой в лесу.
Сказочный лес.
Интересно зимой в лесу.

3 четверть.

ДИКТАНТ


Цель работы – проверить умение обнаруживать орфограммы в тексте, писать слова на диапазоне изученных правил.

Вариант 1

На лугу


Зелёный луг блестит на солнце. По всей окрестности разливаются запахи цветов и трав. Вот голубые колокольчики. Вьётся цепкий душистый горошек. Сладким медком пахнет розовый клевер. Белеют крупные ромашки с золотой серединкой. Ползают по былинкам жучки с пёстрыми спинками. А в густой траве сидит большой зелёный кузнечик. Над лугом льются звонкие голоса птиц.

Грамматические задания

1. Во втором предложении подчеркнуть главные члены.


2. Образовать от слов утровесна родственные слова с удвоенными согласными. Дописать 2–3 слова с удвоенными согласными ббсс.

Вариант 2

Весной


Стояла поздняя весна. С черёмухи осыпались последние белые лепестки. Птицы свили гнёзда и затихли. Подросли и осмелели зайчата. Они стали похожими на взрослых красивых зайцев. Я подъехал к лугу. Он был мокрый и холодный от росы. Я тихо бродил около полянки. Вдоль поляны тянулась узкая тропа. Вот нора крота. Она осыпалась и заросла травой. Хрустнул сук. Мелькнула серая тень. Это пробежала полевая мышь.

Грамматические задания

1. Указать номер предложения, которое подходит к этой схеме:

========= и ======== ––––––––––– .

Ответ: № _____ .

2. Что объединяет группу приведенных ниже слов: 1) падеж; 2) склонение?

Написать на строке нужную цифру.

___________ с черёмухи, от росы, около полянки, травой.


КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ


Цель работы – проверить умение списывать текст, обнаруживать орфограммы.

Почему снег загрустил

Пришла весна. Солнце стало пригревать землю своими тёплыми лучами. Все весне обрадовались: и звери, и птицы. Только один снег огорчился. Не рад он весне. Зимой снег был белый, пушистый, блестящий. А сейчас он стал грязный, чёрный. Прячется снег от солнца под кустами и деревьями. Но яркие лучи солнца всё равно его достанут. Скоро снег совсем растает. Ребята выбежали на улицу и радуются лужам – можно пускать кораблики!
Здравствуй, весна-красна!

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ


I. Обучающее изложение.

Лосёнок


Дело было в конце мая. Пошёл Витя в лес. Погода стояла дождливая. Дул холодный ветер. Мальчик вошёл в малинник. Вдруг до него донёсся странный писк.
Витя посмотрел по сторонам. Он увидел большую голову и длинные ноги. Да это же маленький лосёнок! Видно, он отстал от матери. Стоит он весь мокрый, дрожит.
Мальчик привёл лосёнка домой. Уложил в уголок и накрыл старой шубой. Потом Витя нашёл соску и напоил лосёнка тёплым молоком из бутылки. Так остался лосёнок жить у Вити до осени. А осенью ушёл в лес к своим.

План

1. Странный писк.


2. Лосёнок.
3. Витя приютил лосёнка до осени.

Слова для справок: донёсся, странный.

II. Составьте текст.

Первый ручеёк

В тексте используйте следующие сочетания слов: солнечные лучи, побежали струйки, прозрачный ручеёк, как в зеркало, глядят небо и облака, рад весне.

III. Прочитайте начало текста. Подумайте, что было потом. Запишите текст, включив в него концовку. Озаглавьте текст.

______________

У нас под крыльцом жил ёж. Однажды вечером он вылез из своей норы и смешно засеменил по двору. Вдруг он увидел кота …

ДИКТАНТ


Вариант 1

Гроза

Наступила большая засуха. Пыль стояла над полями. Ручьи и речки высохли.


На траве нет росы. Длинные сухие ветки деревьев трещат от жары. Молодые берёзки и дубки опустили свои листочки. Вдруг появилась туча. Замолчали птицы. Ударил сильный гром. Он уходил через поля и леса на юг. Полил дождь. Травка, деревья осветились. Как всё кругом стало радостно!

Слово для справки: осветились.

Задания

1. В предложении «Он уходил через поля и леса на юг» подчеркнуть все слова, начинающиеся с гласного звука.


2. Во втором предложении подчеркнуть буквы, обозначающие безударный гласный звук в корне слова.

Вариант 2

Компас

Было тёплое утро. На деревьях уже лопнули почки. Из земли показалась молодая травка. Цвели ивы. Дружно жужжали пчёлы. Петя двигался по узкой тропе. Она вывела мальчика к ручью. Он напился холодной воды и побежал к палатке. На земле лежали круглые часы с острой стрелкой. Это был компас.



Слова для справок: компас, к палатке.

Задания

1. Найти и выписать из текста три слова с безударной гласной в корне, приписать к ним проверочные слова.


2. Подобрать имена прилагательные, противоположные по смыслу:

тёплое утро – …
узкая тропа – …

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ


Цель работы – проверить умение списывать текст, обнаруживать орфограммы.

Вариант 1

Утро

Вспыхнул первый луч солнца. Ночная тьма укрылась в листве деревьев. Проснулись малиновки. Перья на их грудках окрасились в цвет зари. Над цветами стали кружить пчёлки. Они пьют сладкий сок. Мелькают стрижи. Хорошо иметь быстрые и лёгкие крылья.



Вариант 2

Задание

Прочитай текст. Опираясь на план, раздели текст устно на части. Спиши только первую часть.

Калина

Калина – невысокий ветвистый кустарник. Густые кусты калины покрыты красивыми широкими листьями. Весной чудесные белые цветы украшают этот кустарник. А осенью на нём горят гроздья красных плодов. Калина растёт по берегам рек, озёр, в хвойных лесах. Она предпочитает сыроватые места. Калину очень любили в старину. Народ сложил о ней песни и сказки.



План

1. Как калина выглядит?


2. Где растёт калина?
3. Как к калине относятся люди?

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ


1. Обучающее изложение

Спас птицу

Стоял тёплый день. Пушистый кот Васька грелся на крыльце. Воробей клевал крошки хлеба. Чует кот добычу. Глазки у Васьки заблестели. Кот бросился на птицу.


Это заметил Алёша. Мальчик стал гнать Ваську. Кот злился. Алёша спас птицу. Воробей скрылся в кустах.

Вопросы по тексту

Какой был день?


Кто грелся на крыльце?
Кто клевал крошки хлеба?
Что чует кот?
Что сделал Васька?
Кто стал гнать Ваську?
Где скрылся воробей?

2. Работа с текстом

Прочитать текст. Выбрать из него предложения, которые будут ответами на вопросы. Записать эти предложения.

Добрая берёза

Стоит на лесной опушке берёза. Дятел пробил в коре дырочку. Он напился берёзового сока и улетел. Побежал ручеёк по стволу дерева. Чистые крупные капли сока упали на землю.


Прилетели синицы. Закружились вокруг берёзы бабочки. Пришли и рыжие муравьи.
Всех угостила вкусным соком добрая берёза.

Вопросы по тексту

Как дятлу удалось напиться берёзового сока?


Кого ещё угощала вкусным соком добрая берёза?

3. Составить небольшой рассказ, используя данные слова:

Апрель; наступил, настал, идёт, пришёл; весёлый, тёплый, солнечный.


Капель; падает, звенит, стучит; частая, весенняя; с крыш, на землю.
Сугробы; осели, почернели, растаяли; пушистые, большие; у дома, крыльца.
Ручей; бежит, звенит, журчит; быстрый, проворный; весело, шумно.
Ребята, дети; пускают; кораблики, лодочки.

4 четверть.

ДИКТАНТ


Вариант 1

Могучий дуб

Рос на опушке могучий дуб. Был он самым заметным в округе. Стоял великан и осматривал всю местность, тихо шелестел листвой. Пышным ковром стелилась изумрудная трава под деревом.


Однажды к дубу пришли люди и поставили скамейки. Теперь здесь с утра до позднего вечера толпился народ. Свежесть манила всех. На опушке любили играть дети. Всем дуб дарил радость. Хорошо посидеть на мягкой травке! Это стало любимое место отдыха.

Слово для справки: осматривал.

Задания

1. Запиши по одному примеру из текста в каждый столбик:



Проверяемые безударные
гласные в корне слова


Парные звонкие и
глухие в корне слова


Непроизносимые
согласные в корне слова


 

 

 

2. Подбери синонимы к словам:

изумрудная – … ;
могучий – … .


Вариант 2

Первые цветы

Настала ранняя весна. Все ямки до краёв полны водой. Быстро бегут по дорожкам ручьи.


За городом местами лежит снег. На болотах из воды смотрят зелёные кочки. Над кочками стоят гибкие стебельки. На концах их лежат хлопья снега. Что это такое? Это цветы. Их назвали пушица. Тёплый пух спасает цветы от морозов. Они часто бывают утром в этих местах.

Задания

1. Разобрать по составу слова (по) дорожкам, стебельки.

2. Выписать из текста два слова с безударной гласной, не проверяемой ударением. Подчеркнуть данную безударную гласную.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ


Цель работы – проверить умение списывать текст.

Весна

Весна пришла! Тонкие молодые берёзки потянулись и поздоровались с солнцем.


Настали первые весенние дни. Земля будто заново рождалась. Тепло поднималось из самой её глубины и согревало улицы, дома, деревья, человеческие сердца.
Удивительная тишина! Даже птицы нарушают её сегодня редко и робко. Синее небо. Апрельское солнце. Немножко тепла и очень много света. Здравствуй, весна!

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ


1. Обучающее изложение по коллективно составленному плану

Пшеничный колосок

Брат у Серёжи служит на границе. Он охраняет нашу Родину. Суровое и могучее море бушует там день и ночь. Кругом камни.


Однажды брат попросил Серёжу прислать ему колосок пшеницы. Пшеничное поле начиналось за деревней. Зачем солдату нужен колосок? Что он в себе таит?
Сергей пошёл на поле и сорвал колос. Он вложил его в конверт. В письме мальчик написал, что колос рос на ниве, которая начинается за домом. Написал это и сразу догадался, почему брат колосок попросил.

Слово для справки: на границе.

2. Напиши о самом радостном дне в твоей жизни.

План

1. Когда это было?


2. Что произошло в тот день?
3. Почему он самый радостный?
4. С кем ты поделился своей радостью?

3. Прочитай. Расположи части текста так, чтобы получился связный рассказ. Запиши текст.

Встреча

Через весь лес каждое утро мальчик ходил в школу. Ему предлагали жить при школе, но он отказался.


Мы разговорились. Мальчик жил в маленьком селе на берегу лесного озера. Там было всего несколько домов.
Наступал вечер. В каждом доме ждали мальчика: он приносил жителям села газеты, журналы, книги.
Я шёл по хмурому лесу. Тишина. Высокие сосны и кедры окружали меня. Вдруг я увидел мальчика. За плечами у него висели ружьё и сумка.

Критерии оценивания


Списывание текста

Выполнено без ошибок или допущена 1 ошибка

Достигнут повышенный уровень1

Допущено 2-3 ошибки

Достигнут базовый уровень

Допущено более 3 ошибок

Не достигнут базовый уровень

Дополнительные задания



Критерии выполнения

Макс. балл

1

Если выбранный ответ 1) или 3) совпадает с реальным результатом работы – 1 балл.

Во всех остальных случаях – 0 баллов.



1

2

Если выбранный ответ 1) или 3) совпадает с реальным результатом работы – 2 балла.

Если выбран ответ 1) или 3), но в работе допущена ошибка на перенос слова, постановку запятой – 1 балл.

Во всех остальных случаях – 0 баллов.


2

3

Если выбран ответ, в котором оценка соответствует реальному результату – 2 балла

Если выбран ответ, в котором оценка соответствует реальному результату частично – 1 балл

Во всех остальных случаях – 0 баллов.


2

4

Если в указанном предложении подчёркнуто слово с соответствующим признаком – 2 балла.

Если подчёркнуто слово с соответствующим признаком, но в другом предложении – 1 балл.

Во всех остальных случаях – 0 баллов.


2

5

Если записан правильный ответ (№4) и сделана попытка объяснить, что приходилось сравнивать написание и буквы в словах и слова между собой (например: больше слов; больше сравнений) – 2 балла.

Если записан правильный ответ (№4), но не сделана попытка объяснить – 1 балл.

Во всех остальных случаях – 0 баллов.


2

Всего максимально

9

Достигнут повышенный уровень

5 и более баллов


Критерии оценивания диктанта2


Письмо текста под диктовку

Выполнено без ошибок или допущена 1-2 ошибки

Достигнут повышенный уровень

Допущено 3 – 6 ошибок

Достигнут базовый уровень

Допущено более 6 ошибок

Не достигнут базовый уровень

Напоминаем, что при проверке диктанта необходимо руководствоваться следующими критериями3:



  1. Количество ошибок определяется после классификации допущенных ошибок. Если ученик допустил несколько ошибок на одно и то же правило (орфографическое или пунктуационное), первые три из повторяющихся ошибок подчёркивать, но считать за одну. Исключением являются ошибки на безударные гласные: они считаются за одну, если допущены в родственных словах.

  2. Исправления-описки, допущенные учеником, качество почерка и аккуратность оформления работы не влияют на оценку диктанта. Можно поставить вторую оценку за оформление работы.

Для анализа предметных результатов можно использовать прежнюю схему:



Анализ контрольного диктанта

Школа, класс, учитель

Число учащихся, выполнявших работу

Написали диктант

Выполнили грамматич. задание

— без ошибок ............... чел. ....%.... ...... чел. ...%

— с 1—2 ошибками ......... чел. ....%.... ...... чел. ...%

— с 3—5 ошибками ......... чел. ....%.... ...... чел. ...%

— с 6 и более ошибками ... чел. ....%.... ...... чел. ...%
Число учащихся, допустивших ошибки на

— пропуск, замену, искажение букв, слов чел. %

— употребление гласных и, у, а после шипящих чел. %

— обозначение мягких согласных чел. %

— безударные гласные, проверяемые ударением чел. %

— безударные гласные, непроверяемые ударением чел. %

— парные звонкие и глухие согласные чел. %

— непроизносимые согласные чел. %

— оформление предложений чел. %
Анализ дополнительных заданий

Выполнили без ошибок чел. %

Число учащихся, допустивших недочеты:

— в нахождении слов с корнями, в которых

есть орфограммы чел. %

— в выборе предложения по схеме чел. %



— в подборе заголовка . чел. %
Примечание. На уроке анализа итогов диктанта детям, написавшим безошибочные работы, можно предложить попробовать свои силы в составлении стихотворных или поэтических текстов на тему встречи Нового года.

Количество контрольных и проверочных работ за год


Вид контроля

Количество

Проверочная работа

4

Проверочное тестирование

4

Контрольный диктант

8

Контрольное списывание

2

Контрольный словарный диктант

9


Кодификатор (спектр проверяемых умений в виде перечня действий учащихся

как целей-результатов обучения)

Код

Проверяемые элементы содержания

1

Фонетика. Графика

1.1

Звуки и буквы: гласные, согласные

1.2

Согласные: звонкие и глухие, мягкие и твердые, парные и непарные

1.3

Гласные: ударные и безударные

1.4

Деление слов на слоги

1.5

Словесное ударение. Правильное произношение слов

1.6

Русский алфавит

1.7

Обозначение мягкости согласных звуков на письме

1.8

Пробел между словами, знак переноса

2

Лексика

2.1

Слово и его значение

2.2

Словари русского языка

3

Состав слова

3.1

Части слова (корень, приставка, суффикс, окончание)

3.2

Значение суффиксов и приставок (простейшие примеры)

4

Морфология

4.1

Имя существительное, значение и употребление

4.2

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

4.3

Род имен существительных

4.4

Изменение существительных по числам.

4.5

Имя прилагательное, значение и употребление

4.6

Изменение прилагательных по родам и числам

4.7

Местоимение, значение и употребление

4.8

Глагол, значение и употребление

4.9

Время глагола

4.10

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени

4.11

Изменение глаголов по родам и числам в прошедшем времени

4.12

Неопределенная форма глагола

4.13

Предлоги, союзы

5

Синтаксис

5.1

Слово, словосочетание и предложение

5.2

Разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске

5.3

Главные и второстепенные члены предложения

5.4

Связь слов в предложении

5.5

Простое распространенное и нераспространенное предложения

5.6

Однородные члены предложения

6

Орфография

6.1

Безударные гласные в корне слова

6.2

Парные звонкие и глухие согласные в корне слова

6.3

Непроизносимые согласные, удвоенные согласные в корне слова

6.4

Не с глаголами

6.5

Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу

6.6

Сочетания чк-чн

6.7

Прописная буква в начале предложения, в именах собственных

6.8

Разделительные Ь и Ъ

6.9

Ь после шипящих на конце имен существительных и глаголов

7

Пунктуация

7.1

Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки)

8

Текст

8.1

Определение темы текста и основной мысли текста

8.2

Конструирование несложных текстов

следующая страница >>