Рабочая программа по предмету «Русская литература» для 7 класса - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по предмету «русская литература» для 9 класса 2 416.06kb.
Рабочая программа по предмету: литература 2 558.42kb.
Рабочая программа по истории для 11 класса Павловой Татьяны Ильиничны... 3 480.88kb.
Рабочая программа по музыке для 5 класса учителя Яковлевой Тамары... 2 679.83kb.
Рабочая программа по предмету «Литература» 2 341.87kb.
Рабочая программа по предмету «Литература» для 5-9 классов 5 1110.5kb.
Рабочая программа по ученбному предмету «музыка» для 5 класса 2 382.78kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» базовый уровень... 4 778.17kb.
Рабочая программа по учебному предмету «музыка» для обучающихся 5... 1 353.66kb.
Рабочая программа по учебному предмету «окружающий мир» для обучающихся... 1 263.64kb.
Рабочая программа по предмету «Искусство» для обучающихся 9 класса... 1 249.23kb.
Рабочая программа по литературе в 8 а классе 1 178.31kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа по предмету «Русская литература» для 7 класса - страница №3/3


31

1

Внеклассное чтение. Н.А.Некрасов. «Вчерашний день в часу седьмом», «В дороге»

Позиция автора в оценки героев.. Отношение автора к герою

Рецептивная:

осмысление сюжета, событий, поведения героев, их характеров

репродуктивная: связный

рассказ, ответы

на вопросы

поисковая: самостоятельный

поиск ответа на

проблемный вопрос



Познакомить учащихся с произведением, усвоить его содержание, уметь анализировать.

Ответить на вопросы: каково авторское отношение к героям?

1.Подг.сооб.о Лескове

2.Прочит.рассказ «Человек на часах»









32

1

Николай Семенович Лесков. Биография писателя. «Человек на часах». Глубокое сострадание и жалость к простому человеку

История создания рассказа. Нравственные проблемы рассказа. Отношение автора к герою. Жанр анекдота. Понятие о парадоксе

Рецептивная:

выборочное чтение глав 1,2,4; диалога (глава 13), сцены наказания (глава 14); главы 17 (наказание Постникова шпицрутенами) 18; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: сообщение о порядках в армии времен царствования Николая I; поисковая: комментирование исследовательская: сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт



Знать историю создания и содержание рассказа, смысл понятий: «анекдот», «парадокс»;

Понимать: почему автор изменил первоначальное заглавие «Спасение погибавшего»; каковы мотивы, побудившие солдата Постникова спасти тонущего человека; идею рассказа, авторское отношение к герою; уметь оценивать поступки героев, А.П.Чехова, выявлять в них общее



Ответить на вопросы. Как вы считаете: прав ли Постников, который не смог противиться голосу сердца и спас тонущего? Как отреагировало воинское начальство на его поступок? Николай Иванович Миллер, полковник Свиньин, обер-полицмейстер Кокошкин: чем все эти герои озабочены? Что ков?

Какие человеческие пороки и недостатки высмеивает Чехов?



1.Подг.сооб.о М.Е.Салтыкове –Щедрине

2.Проч. «Повесть о том. Как один мужик двух генералов прокормил»









33

1

Михаил Евграфович Салтыков- Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатира на паразитизм, нравственное ничтожество господствующего класса

Комментированное чтение текста.

Чтение и полное восприятие текста.

Словарная работа. Противопоставление генералам трудолюбивого, находчивого, сметливого мужика. Осуждение его рабской покорности. Приемы сказочного повествования в произведении.


Рецептивная:

осмысление сюжета, событий, поведения героев, их характеров

репродуктивная: связный

рассказ, ответы

на вопросы

поисковая: самостоятельный

поиск ответа на

проблемный вопрос



Знать: автора и факты его биографии, литературной деятельности

Первичное знакомство с творчеством великого сатирика






Прочитать сказку «Премудрый пескарь», «Дикий помещик»







34

1

Вн.чт. М.Е.Салтыков-Щедрин. «Премудрый пескарь», «Дикий помещик».

Беседа










Составить кроссворд по сказкам Щедрина







35

1

Игра по сказкам Салтыкова-Щедрина


Урок-игра







Игра-тестирование

Составить свою сказку; подг.сооб. о Л.Н.Толстом







36

1

Лев Николаевич Толстой. «Детство» (гл. из повести «Классы»).

Поэзия детства. Образ Николеньки Иртеньева, его духовный мир. Психологическая глубина произведения.

Рецептивная:

осмысление сюжета, событий, поведения героев, их характеров

репродуктивная: связный

рассказ, ответы

на вопросы

поисковая: самостоятельный

поиск ответа на

проблемный вопрос



Знать: автора и факты его биографии, литературной деятельности

Познакомить учащихся с произведением, усвоить его содержание, уметь анализировать.




Ответить на вопросы

Составить план статьи о Толстом, подготовить рассказ об одном из героев произведения







37

1

«Детство» (гл. из повести «Наталья Савишна»).

Взаимоотношение детей и взрослых

Рецептивная:

осмысление сюжета, событий, поведения героев, их характеров

репродуктивная: связный

рассказ, ответы

на вопросы

поисковая: самостоятельный

поиск ответа на

проблемный вопрос





Уметь анализировать.

Дать хар-ку героям повести

Составить устный рассказ о своём детстве; проч. «Отрочество»







38

1

Внеклассное чтение Л.Н.Толстой «Отрочество» (гл.)




Рецептивная:

осмысление сюжета, событий, поведения героев, их характеров

репродуктивная: связный

рассказ, ответы

на вопросы

поисковая: самостоятельный

поиск ответа на

проблемный вопрос



Познакомить учащихся с произведением, усвоить его содержание, уметь анализировать.

Ответить на вопросы: каково авторское отношение к героям?

Подг.сооб.о Чехове и выставку книг







39

1

Антон Павлович Чехов. Слово о пи- сателе.«Хамелеон».

Высмеивание нравов в обществе



Слово о писателе.

Высмеивание нравов в обществе, где человек порабощен капиталом, чином, должностью. Хамелеон – художественный образ обоб-щающей силы. Очумелов и Хрюкин. Роль диалога и художественной детали в раскрытии характеров персонажей. Особенности развития действия. Смешное и грустное в рассказе.




Репродуктивная: рассказ о писателе, ответы на вопросы; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; комментирование художественного произведения; исследовательская: анализ текста.

Знать:, содержание рассказа, определение понятий «юмор», «художественная деталь», «антоним»; понимать: смысл названия рассказа; уметь: делать наблюдения над речью героев, внешним обликом, поведением, выделяя художественные детали описания.

Русский язык (словарная работа) Ответы на вопросы учебника.

Пересказ рассказа «Хамелеон»







40

1

А. П. Чехов

«Тоска». Осуждение черствости и бездушия.



Сюжет рассказа. Рассказа извозчик Иона, его судьба. Осуждение черствости и бездушия. Гуманистический пафос рассказа.

Теория литературы. Юмор. Сатира.

Репродуктивная: рассказ о писателе, ответы на вопросы; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; комментирование художественного произведения; исследовательская: анализ текста.

Знать:, содержание рассказа, определение понятий «юмор», «художественная деталь», «антоним»; понимать: смысл названия рассказа; уметь: делать наблюдения над речью героев, внешним обликом, поведением, выделяя художественные детали описания.

Русский язык (словарная работа) Ответы на вопросы учебника.

Пересказ рассказа «Тоска»







41

1

Контрольная работа или тестирование по творчеству И.С.Тургенева, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова

Урок контроля.



















Русская литература 20 в.

42

1

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.

Лирика


(«Я научилась просто, мудро жить…», «Сжала руки под темной вуалью…», «Сероглазый король», «Ива», «А вы, мои друзья последнего призыва!», «Хорошо здесь: и шелест, и хруст…», «Песенка»)

О памяти и предназначении поэта.




Слово о поэтессе. Поэтизация родной природы. Своеобразие лирики А. Ахматовой

Точность чувств и переживаний лирического героя. Духовное родство поэта и природы. О памяти и предназначении поэта.




Рецептивная:

чтение статьи учебника; репродуктивная: прослушивание стихотворения в исполнении актера, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: сообщение об А. Ахматовой, выразительное чтение стихотворений;

поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, установление ассоциативных связей; исследовательская: анализ текста


Знать автора; понимать, как в

одном развернутом сложном предложении А.Ахматова передает ощущение весеннего пробуждения природы; мир ее образов (видимых, слышимых, осязаемых, обоняемых), особенность лирики поэтессы - ассоциативность (не говорить о чувствах прямо, а только намекать на них) и доверительность; уметь выражать впечатления от прочитанного, устанавливать ассоциативные связи, выразительно читать, передавая интонационно чувства лирического героя



Ответить на вопросы: как, по мнению поэта, весна преображает чувства, ощущения, физическое состояние человека? Прислушайтесь к интонациям актрисы, к тому, как она сдержанно и в то же время трепетно передает чувства поэта.

Выучить наизусть понравивш.стихотворение . Прочитайте стихотворение выразительно, стараясь интонационно передать торжественную сдержанность и тонкую лиричность поэзии А.А. Ахматовой







43

1

Сергей Александрович Есенин. На родине поэта. Лирика

«Задремали звезды золотые…», «Мелколесье. Степь и дали…»;

Искренняя любовь

к природе.



Слово о поэте и

его творчестве. Стихотворения «Мелколесье. Степь

да дали»,

«Задремали звезды золотые»

Пушкинские и лермонтовские

традиции в стихотворениях

С.Есенина.

Близость поэзии к устному

народному

творчеству. Искренняя любовь

к природе. Чувство всеобъемлющего родства с окружающим миром


Рецептивная:

чтение статьи

учебника;

репродуктивная: прослушивание стихотворения в исполнении актера, прослушивание пес-

ни на слова

С.Есенина, ответы на вопросы;

продуктивная,

творческая: рассказ о С.А. Есенине, выразительное чтение стихотворений; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, установление ассоциативных связей с произведениями музыки; исследовательская: анализ текста



Знать: автора стихотворении, определение понятии

«образ», «фольклорный образ»,

«сравнение»,

«олицетворение»,

«аллитерация»;

понимать и чувствовать незатейливость изображаемого пейзажа, чуждого ярких красок,

близость стихотворений С.Есенина к произведениям устного народного творчества; уметь по ключевым словам стихотворений определять, какие фразы показывают любовь поэта к «чахленькой местности», находить фольклорные образы, средства художественной изобразительности, определять их роль; выразительно читать стихотворения, интонационно передавая мотив грусти, определять особенности лирики С.Есенина (лиризм, напевность, мелодичность)


Ответить на вопросы: почему

поэт, говоря о

дорогой его

сердцу природе,

не находит высоких, возвышенных слов, а говорит: «неприглядная дорога»,

«чахленькая местность»? Чем

объясняет поэт

свою кровную связь с неяркой русской природой?

Какие качества характера лирического героя раскрыл в своем чтении актер?


Нарисовать

иллюстрацию к

одному из стихотворении

С.Есенина, передавая палит-

рой красок на-

строение, тон-

кий лиризм,

чувства; выуч наиз.стих. «Задремали звёзды золотые…»









44

1

Владимир Владимирович Маяковский. Биография. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. Автор о роли поэзии в жизни человека и общества»


Биография поэта. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Автор о роли поэзии в жизни человека и общества.


Репродуктивная: рассказ о писателе, ответы на вопросы; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос;

Дать ощущение необычности лирики и характера Маяковского, опережающее представление о футуризме, ознакомление с текстом




Выраз.чтение стих.







45

1

Андрей Платонович Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни.

Биография писателя.

Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Герой рассказа. Идея доброты, взаимопонимания, самопожертвования. Своеобразие языка писателя.




Репродуктивная: рассказ о писателе, ответы на вопросы; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; комментирование художественного произведения; исследовательская: анализ текста.


Знать: автора и факты его биографии, литературной деятельности

Первичное знакомство с творчеством

Писателя

Познакомить учащихся с произведением, усвоить его содержание, уметь анализировать.




Ответить на вопросы: каково авторское отношение к героям?










46

1

А.П.Платонов «Неизвестный цветок».Ответственность человека за всё сущее на земле.

Слово о писателе. История

создания сказки-были «Неизвестный цветок». Авторское

отношение к

героям


Репродуктивная: художественный пересказ, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: сообщение о писателе, сообщение об истории создания сказки-были; устное словесное рисование;

исследовательская: сопоставление произведений художественной литературы разных авторов и выявление общих и своеобразных черт



Знать автора, факты его жизни и творческой деятельности, историю создания сказки-были; понимать: почему

автор назвал свое

произведение сказкой-былью, чем сказка Платонова отличается от народных сказок, сказок Пушкина, Ершова, Погорельского и чем напоминает «Attalea princes» Гаршина; размышления автора о непрерывности жизни, необходимости постоянного труда для ее продолжения; авторское отношение к героям повествования; уметь отмечать сказочные и реальные моменты повествования, сравнивать сказку-быль А.Платонова с народными литературными сказками, определять их общее и отличное


Ответить на вопросы: чем сказка

Платонова отличается от народных сказок, сказок Пушкина, Ершова, Погорельского и чем напоминает «Attalea princes» Гаршина? Почему писатель, размышляя о непрерывности жизни, необходимости постоянного труда для ее продолжения, создает сказку, героями которой являются цветок и девочка? Составить таблицу «Сказочное и реальное в произведении»



Прочитать сказку-быль ответить на вопросы








47

1

Константин Георгиевич Паустовский. Слово о писателе.

«Стекольный мастер». Автор о мастерстве и талантливости русского человека.



Слово о писателе.

Автор о мастерстве и талантливости русского человека. Гуманистический пафос рассказа.



Репродуктивная: рассказ о писателе, ответы на вопросы; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; комментирование художественного произведения; исследовательская: анализ текста.

Знать: автора и факты его биографии, литературной деятельности

Познакомить учащихся с произведением, усвоить его содержание, уметь анализировать.
















48

1

Внеклассное чтение. К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками», «Во глубине России», «Музыка Верди», «Сказочник (Христиан Андерсен)» и другие рассказы




Рецептивная:

осмысление сюжета, событий, поведения героев, их характеров

репродуктивная: связный

рассказ, ответы

на вопросы

поисковая: самостоятельный

поиск ответа на

проблемный вопрос



Познакомить учащихся с произведением, усвоить его содержание, уметь анализировать.

Ответить на вопросы: каково авторское отношение к героям?

Дать отзыв рассказам Паустовского







49-50

1

Александр Степанович Грин. Биография. «Алые паруса». Романтическая мечта героини повести о счастье.

Биография писателя.

Герои повести. Их душевная чистота. Романтическая мечта героини повести о счастье. Авторское отношение к героям.



Теория литературы. Развитие понятия о герое литературного произведения.


Рецептивная:

чтение статьи

учебника об

А.С. Грине; репродуктивная: прослушивание инсценированного фрагмента феерии и осмысление сюжета произведения, ответы на вопросы, пересказ; продуктивная, творческая: сообщение об А. Грине, поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; установление ассоциативных связей с произведениями живописи



Знать: автора,

факты его биографии, творческой

деятельности; объяснять смысл понятия «феерия»;

уметь составлять тезисный план прочитанной статьи, находить в романе яркие, необычные события, элементы фантастики, образы-символы; анализировать авторский стиль, отмечая его ритмичность, музыкальность, обилие эпитетов, метафор, сравнений и т.д.



Составить тезисный план прочитанной статьи

учебника.

Каким вы увидели Эгля в исполнении актера? Почему Ассоль и Лонгрен назвали собирателя сказок Эгля волшебником, а жители Каперны - колдуном?

Почему жители Каперны не поют песен и не рассказывают сказок? Как их это характеризует? Почему нищий и жители Каперны говорят не «алые» паруса, а «красные»? Почему свое повествование А. Грин назвал феерией?



Инд. задания:

подготовить сообщение о писателе ;

прочитать повесть до конца ответить на вопросы








51

1

Александр Трифонович Твардовский. Автобиография поэта. «Есть обрыв, где я, играя...», «Спасибо, моя родная...», «Памяти матери», «Братья». Любовь поэта к Родине.

Любовь поэта к Родине. Поэтические картины родной стороны. Тема сыновней любви и извечной вины перед памятью матери. Своеобразие языка стихотворений.


Рецептивная:

чтение статьи учебника «Учимся читать выразительно»; Репродуктивная: устные сообщения о поэтах -фронтовиках прослушивание стихотворений в записи;

продуктивная, творческая: выразительное чтение стихотворений;

поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос



Знать: биографию поэта, творческую деятельность; понимать, о каких событиях рассказывают стихотворения, какими чувствами проникнуты произведения уметь выразительно читать, передавая при помощи интонации

Ответить на вопросы:

Выразительно читать или выучить наизусть одно из стихотворений.







52

1

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Уступи мне, скворец, уголок», «Еще заря не встала над селом...», «Я воспитан природой суровой...», «Журавли». Яркие поэтические картины родной природы.



Слово о поэте.

Яркие поэтические картины родной природы. Выразительность стихотворной речи.



Рецептивная:

прослушивание стихотворений в исполнении актера, чтение и восприятие художественного текста; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: устное сообщение о поэте, выразительное чтение, устное словесное рисование; поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями музыки; исследовательская: анализ текста



Знать: автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятий «лирика», «лирический герой», «лирический образ», «эпитет», «метафора», «олицетворение», «строфа» и др.; уметь: объяснять роль восклицания, слышать музыкальный ритм поэтической речи , определять средства художественной выразительности и объяснять их роль в стихотворении

Какие художественные приемы помогают поэту передать эмоциональное состояние Групповые задания: определить средства художественной выразительности в стихотворениях, объяснить их роль.

Подготовить выразительное чтение стихотворений,



Подготовить выразительное чтение стихотворений. Выучить наизусть понравившееся стихотворение. Инд. задание: подготовить устное сообщение о Ю.П.Казакове







53

1

Юрий Павлович Казаков. Автобиография писателя. «Тихое утро». Взросление.

Автобиография писателя. Взаимоотношение детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Взросление.











Проч.и отв.на вопр.







54

1

Юрий Маркович Нагибин. Слово о писателе. «Мой первый друг, мой друг бесценный». Автобиографическая основа рассказа.

Биография писателя.

Становление характера молодого человека, участвовавшего в Великой Отечественной войне. Автобиографическая основа рассказа.

Истинная

дружба в судьбе героев. Автобиографичность рассказа. Сильный, страстный, целенаправленный характер Пав-

лика


Репродуктивная: ответы на

вопросы; продуктивная, творческая: сообщение о писателе,

; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: анализ текста


Знать: автора,

факты его биографии и творческой деятельности, содержание рассказа; понимать, что ис-

тинная дружба -одно из самых ценных явлений жизни

человека;

уметь составлять словесный портрет о герое, анализировать характеры и поступки персонажей, соотносить изображенное на иллюстрации с содержанием рассказа


Ответить на вопросы: как характеризует героев рассказа возникший между ними конфликт? Почему через год их дружба возобновилась?

«Если мерить

мою жизнь последним поступком Павлика, разве могу я считать, что ни в чем не виноват?»: о какой вине говорит писатель? Как вы понимаете смысл этих слов?


Написать рас-

сказ о своем

друге.

Инд. задания: подготовить устные сообщения о жизни и творчестве поэтов фронтового поколения: К.М. Симонове, Д.С. Самойлове









55

1

Федор Александрович Абрамов. Слово о писателе. «О чем плачут лошади».Эстетические и нравственно- экологические проблемы, поднятые писателем в рассказе.


Слово о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно- экологические проблемы, поднятые писателем в рассказе.


Репродуктивная: пересказ

эпизодов


рассказа;

продуктивная,

творческая: устный рассказ о писателе, устное словесное рисование, устный рассказ об одном из героев; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: анализ текста, анализ эпизода


Знать: автора,

факты его жизни и

творческой деятельности, содержание рассказа;

, каково авторское отношение к героям рассказа;

уметь выборочно рассказывать о детстве героев, анализировать эпизоды, прослеживать развитие действия, отбирать наиболее яркие эпизоды, отвечать на проблемные вопросы


Ответить на вопросы:

Что можно сказать об авторском отношении к ним?

Какие жизненные уроки извлек герой из этой истории?


Написать неб. сочинение о любви к животным; проч.рассказ Е.И.Носова «Кукла»







56

1

Евгений Иванович Носов. Автобиография писателя. «Кукла». Осуждение равнодушного и безразличного отношения к природе и миру


Автобиография писателя. «Кукла». Осуждение равнодушного и безразличного отношения к природе и миру. Психологическая глубина рассказа.


Репродуктивная: пересказ

эпизодов


рассказа;

продуктивная,

творческая: устный рассказ о писателе, устное словесное рисование, устный рассказ об одном из героев; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: анализ текста, анализ эпизода


Знать: автора,

факты его жизни и

творческой деятельности, содержание рассказа;

, каково авторское отношение к героям рассказа;

уметь выборочно рассказывать о детстве героев, анализировать эпизоды, прослеживать развитие действия, отбирать наиболее яркие эпизоды, отвечать на проблемные вопросы


Ответить на вопросы:

Что можно сказать об авторском отношении к ним?

Какие жизненные уроки извлек герой из этой истории?


Дать отзыв рассказу «Кукла»







57

1

Евгений Иванович Носов.

«Живое пламя». Идея рассказа.



Идея рассказа. Смысл названия

Репродуктивная: пересказ

эпизодов


рассказа;

продуктивная,

творческая: устный рассказ о писателе, устное словесное рисование, устный рассказ об одном из героев; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: анализ текста, анализ эпизода


Знать: автора,

факты его жизни и

творческой деятельности, содержание рассказа;

, каково авторское отношение к героям рассказа;

уметь выборочно рассказывать о детстве героев, анализировать эпизоды, прослеживать развитие действия, отбирать наиболее яркие эпизоды, отвечать на проблемные вопросы


Ответить на вопросы:

Что можно сказать об авторском отношении к ним?

Какие жизненные уроки извлек герой из этой истории?


Проч.другие рассказы Носова







58

1

Внеклассное чтение. Е.И..Носов. «Шопен, соната номер два», «Красное вино победы»

Творческая защита прочитанной книги

Рецептивная:

осмысление сюжета, событий, поведения героев, их характеров

репродуктивная: связный

рассказ, ответы

на вопросы

поисковая: самостоятельный

поиск ответа на

проблемный вопрос



Познакомить учащихся с произведением, усвоить его содержание, уметь анализировать.

Ответить на вопросы: каково авторское отношение к героям?

Сделать иллюстрации к рассказам Е.И.Носова







59

1

Николай Михайлович Рубцов. Автобиография поэта. «В минуты музыки», «Звезда полей», «Деревенские ночи», «Тихая моя родина». Выражение глубокой любви к Родине.

Автобиография поэта. «В минуты музыки», «Деревенские ночи», «Звезда полей», «Тихая моя родина».

Выражение глубокой любви к Родине. Образность и выразительность языка стихотворения.



Рецептивная: чтение статьи учебника; репродуктивная: прослушивание стихотворения в исполнении актера, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: выразительное чтение стихотворений; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, установление ассоциативных связей с музыкальным произведением; исследовательская: анализ текста

Знать: сведения об авторе, основные мотивы его творчества (родина, природа, русская душа), постоянные образы (свет, звезда, огонек); понимать, что тихо произнесенные, сокровенные, выразительные чувства поэта сильны искренней любовью к родине; какие чувства испытывает лирический герой Н.Рубцова; уметь интонационно передавать песенные напевы лирики: задушевность, мелодичность; устно описывать образы, возникающие при чтении стихотворений; соотносить названия стихотворений с их содержанием; определять особенности композиции, художественные приемы, помогающие передавать эмоции лирического героя


Ответить на вопросы: как говорит о своих мыслях и чувствах поэт? Почему лирику Н.Рубцова принято называть «тихой»?


Групповые задания: подготовить сценарий праздника, посвященного изображению родной природы в стихотворениях русских поэтов 19 и 20 века.

Выучить одно понравившееся стихотворение наизусть. Инд. задание: подготовить устный развернутый ответ на вопрос «Верю ли я в спасительную силу книги?»










60

1

Виктор Петрович Астафьев. Детство писателя. «Конь с розовой гривой» (в сокращении). Нравственные проблемы рассказа.

Детство писателя. «Конь с розовой гривой» (в сокращении). Жизнь сибирской деревни в предвоенные годы. Герои рассказа. Бабушка Катерина Петровна. Нравственные проблемы рассказа. Яркость и самобытность народной речи.


Репродуктивная: пересказ

эпизодов


рассказа;

продуктивная,

творческая: устный рассказ о писателе, устное словесное рисование, устный рассказ об одном из героев; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: анализ текста, анализ эпизода «Я отправился по землянику, чтобы трудом заработать пряник...»


Знать: автора,

факты его жизни и

творческой деятельности, содержание рассказа;

определение понятий «эпизод», «фабула»; понимать, каково авторское отношение к героям рассказа;

уметь выборочно рассказывать о детстве героев, анализировать эпизоды, прослеживать развитие действия, отбирать наиболее яркие эпизоды, отвечать на проблемные вопросы


Ответить на вопросы: почему

детей дяди Лево

нтия писатель

называет «орлы», «братья», «орда», «народ»? Что можно сказать об авторском отношении к ним?

Какие жизненные уроки извлек герой из этой истории? Почему он не может забыть «бабушкиного пряника... дивного коня с розовой гривой»?


Составить словарик «сибир-

ских» диалектизмов, местных слов. Подумать над вопросом: почему писатель использовал их в своем произведении?









61

1

Василий Иванович Белов. Биография писателя. «Мальчики». Война и дети.

Биография писателя. «Мальчики». Война и дети. Герои рассказа, их судьбы.

Главные герои рассказа Белова, их нравственная сущность. Непосредственность, простодушие, наивность, трогательное обаяние героев. Авторское отношение к героям



Репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: чтение по ролям эпизода составления письма; поисковая: комментирование художественного произведения, самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос

Знать: содержание рассказа; понимать авторское отношение к героям; уметь в ролевом чтении передавать характеры персонажей, интонационно подчеркивая простодушие, наивность, непосредственность героев

Ответить на вопросы: Как относится автор к своим героям?

Дать хар-ку героям рассказа







62

1

Развитие речи.

Песни на слова русских поэтов XX века.

С.А.Есенин.»Отговорила роща золотая…», Н.А.Заболоцкий. «В этой роще березовой…», Б.Ш.Окуджава. «По смоленской дороге…»











Подг.к тестированию







63

1

Тест по теме «Русская литература 20 века»

Урок-контроль













Попробовать написать свой рассказ







Зарубежная литература

64-65

1

Джек Лондон. Слово о писателе.

«Любовь к жизни» Джек Лондон – певец борьбы и мужества..



Слово о писателе.

Джек Лондон – певец борьбы и мужества. «Северные рассказы» Д. Лондона. Воля к жизни, сила духа, упорство в преодолении трудностей героем рассказа. Тема товарищества, человеческой солидарности.




Репродуктивная: сообщение о писателе, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: чтение фрагментов эпизодов по ролям поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; исследовательская: сравнительная характеристика героев романа, сопоставление произведений художественной литературы

Знакомство учащихся с автором, с содержанием рассказа , усвоить его содержание, уметь анализировать.













66-67

1

Джеймс Олдридж. Слово о писателе

«Отец и сын» (из повести «Последний дюйм»). Тема взаимоотношений родителей и детей в повести.



Слово о писателе

Тема взаимоотношений родителей и детей в повести. Ответственность за судьбу близкого человека. Сила личного примера. Любовь к жизни, способность выстоять.




Репродуктивная: сообщение о писателе, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: чтение фрагментов эпизодов по ролям); поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; исследовательская: сравнительная характеристика героев романа, сопоставление произведений художественной литературы

Знакомство учащихся с автором, с содержанием рассказа , усвоить его содержание, уметь анализировать.













68

1

Внеклассное чтение. А Дюма. «Три мушкетера»

Слово о писателе.

Воспевание мужества, честности, служение долгу, стране. Идея товарищества и рыцарства.



Репродуктивная: сообщение о писателе, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: чтение фрагментов эпизодов по ролям (гл.34,35); поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: сравнительная характеристика героев романа, сопоставление произведений художественной литературы


Знать: автора, факты его биографии и творческой деятельности; определение понятий «комическое», «юмористическое»; понимать смысл высказывания Э.Хемингуэя; уметь сравнивать поведение Тома и Гека с точки зрения сходства и различия


ИЗО: кадры диафильма «Приключения Тома Сойера»: какие события запечатлены здесь?

Изображение памятника героям М.Твена (скульптор Б.Хаббард): в какой момент изображены герои? Решить кроссворд (по книге «Читаем, думаем, спорим...»). Инд. задание: подготовить сообщение о писателе




Рассказать от лица Тома историю освобождения Джима. Ответить на вопросы; как характеризует Тома и Гека их поступок: это баловство, серьезная и благородная затея и или что-то еще? В чем смысл сравнения Тома Сойера и Дон Кихота, Гекльберри Финна и Санчо Пансы? Как вы понимаете слова

Э.Хемингуэя: «Вся американская литература вышла из одной книги М.Твена»?

Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду романа. Озаглавить её словами из текста.








69

1

Итоговый урок .

Урок контроля.




Итоговая викторина по произведениям, изученным в 7 классе. Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса

Репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: сочинение; поисковая: связный письменный ответ на проблемный вопрос

Уметь: определять по фрагментам произведений автора, персонажа, название произведения, связно отвечать на вопрос проблемного характера, оформлять собственное высказывание в форме сочинения-рассуждения




Вопросы и задания литературной викторины









70

1

Обобщение изученного











Список чтения на лето.







<< предыдущая страница