Рабочая программа по предмету «Русская литература» для 7 класса - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по предмету «русская литература» для 9 класса 2 416.06kb.
Рабочая программа по предмету: литература 2 558.42kb.
Рабочая программа по истории для 11 класса Павловой Татьяны Ильиничны... 3 480.88kb.
Рабочая программа по музыке для 5 класса учителя Яковлевой Тамары... 2 679.83kb.
Рабочая программа по предмету «Литература» 2 341.87kb.
Рабочая программа по предмету «Литература» для 5-9 классов 5 1110.5kb.
Рабочая программа по ученбному предмету «музыка» для 5 класса 2 382.78kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» базовый уровень... 4 778.17kb.
Рабочая программа по учебному предмету «музыка» для обучающихся 5... 1 353.66kb.
Рабочая программа по учебному предмету «окружающий мир» для обучающихся... 1 263.64kb.
Рабочая программа по предмету «Искусство» для обучающихся 9 класса... 1 249.23kb.
Рабочая программа по литературе в 8 а классе 1 178.31kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа по предмету «Русская литература» для 7 класса - страница №2/3



Раздел III. Содержание тем учебного курса.

СЕДЬМОЙ КЛАСС

(70 часов)

ВВЕДЕНИЕ(1час)

Значение художественной литературы в жизни человека. Работа ученика с художественным текстом на страницах учебника.



Устное народное творчество. Народные песни (2 часа)

«Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Исторические песни. Песни бунтарские и разбойничьи. Отражение в них жизни народа, выражение его патриотических и освободительных стремлений.

Лирические песни. «Уж ты ночка, ноченька темная…», « Вдоль по улице метелица метет…».

Народная обрядовая песня. Выражение в ней основ народного бытия: любви к родине, близость к природе, мужества, верности слову и долгу.

Лирические и исторические песни татарского народа.



Древнерусская литература. (2часа)

Аввакум. Биография. « Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»(отрывок). Житийный жанр в древнерусской литературе. Протопоп Аввакум, его личность, твердость убеждений, величие духа. Сила и красочность языка сочинений Аввакума.

Теория литературы. Житие.

Для внеклассного чтения: Ю.М.Нагибин «Огненный протопоп».
Русская литература XIX века (32 час)
Василий Андреевич Жуковский. Биография. Личность поэта. Баллада «Светлана». Русский национальный быт и обычаи, поэтические предания в балладе «Светлана». Сюжеты и герои баллад, имеющих один источник(«Людмила», «Ленора»)

Для внеклассного чтения: Баллады «Рыбак», «Перчатка».


Евгений Абрамович Баратынский. Биография поэта. Баратынский в Казани. Лирика. «Мой дар убогий , и голос мой не громок..», «Муза», «Весна, весна! Как воздух чист!..». Выражение переживаний поэта в стихотворениях о родной природе. Поэтические средства языка в пейзажной лирике. Философская природа дарования поэта.

Алексей Васильевич Кольцов. Биография поэта. Лирика. «Песня пахаря», «Не шуми ты, рожь…», «Разлука». Самобытность дарования поэта. Стихи поэта – рассказ о жизни русского крестьянина. Связь лирики поэта с народным песенным творчеством.

Александр Сергеевич Пушкин. Лицейские годы поэта. «Полтава» («Горит восток зарею новой…»)Мастерство поэта в изображении Полтавской битвы . Величественный образ Петра I. Прославление отваги русских солдат. Карл XII. Авторское отношение к героям.

«И. И.Пущину», «Бесы». Тема дружбы в творчестве Пушкина. Выражение нежной привязанности и преданности лицейским товарищам. Единство автобиографического и общечеловеческого в лирике Пушкина.

Теория литературы. Стихотворная речь. Двусложные размеры стиха.

«Дубровский». Гуманизм автора. Художественная глубина романа. Приключенческий сюжет. Чистота и благородство отношений героев, их противостояние деспотизму. Авторское отношение к вооруженному бунту крестьян в финале романа. Особенности построения романа.

Роман Пушкина «Дубровский» В иллюстрациях художников, Кинофильм «Дубровский».



Михаил Юрьевич Лермонтов. Московский университетский благородный пансион. «Желанье» ( «Отворите мне темницу…» ), «Парус».

Мятежный характер лирики Лермонтова: жажда борьбы и свободы как основной мотив стихотворений. Чувство одиночества. Поэтические средства языка.



Теория литературы. Трехсложные размеры стиха.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Историческое прошлое в поэме. Картина быта и их роль в понимании характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Связь поэмы с устным народным творчеством.

Николай Васильевич Гоголь. Биография писателя. «Тарас Бульба» (в сокращении). Изображение быта и характеров запорожских казаков. Сопоставление Остапа и Андрия. Позиция автора в оценки героев. Романтическая приподнятость повествования.

Повесть Н. В. Гоголя в иллюстрациях художников.



Теория литературы. Повесть.

Для внеклассного чтения:

Н. В. Гоголь. «Повесть о том. Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».



Федор Иванович Тютчев. Биография поэта. «Весенние воды», «В небе тают облака…».

Аполлон Николаевич Майков. Биография поэта. « Боже мой! Вчера – ненастье…», «Поле зыблется цветами…».

Алексей Константинович Толстой. Биография поэта. «Звонче жаворонка пенье…», «То было раннею весной…».

Афанасий Афанасьевич Фет. Биография поэта. «Заря прощается с землею…», «Это утро, радость эта…», « Ель рукавом мне тропинку завесила…».

Человек и природа в творчестве русских поэтов XIX века. Красота родной природы. Постижение прекрасного. Яркость и выразительность стиха.


Иван Сергеевич Тургенев. Слово о писателе.

«Бирюк». Мастерство в изображении жизни крепостных крестьян. Сочувственное отношение автора к ним. Пейзаж в рассказе. Художественные особенности произведения.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача», «Воробей». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Иллюстрации к произведениям Тургенева (П. Соколов, К. Лебедев, В. Маковский и др.). Портреты И. С. Тургенева.

Теория литературы. Композиция произведения

Для внеклассного чтения:

И. С. Тургенев «Свидание», «Лес и степь» и другие рассказы.



Николай Алексеевич Некрасов. Слово о поэте. «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога».

Сатирическое изображение представителей господствующего класса. Антитеза как основной художественный прием, раскрывающий идейное содержание стихотворений.



Для внеклассного чтения:

Н. А. Некрасов . «Вчерашний день часу в шестом…», «В дороге» и др.



Николай Семенович Лесков. Биография писателя.

Для обсуждения:

«Человек на часах». Сила воздействия рассказа на читатели. Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг.

Иллюстрации Кукрыниксов , Н. Кузьмина, И. Глазунова к произведениям Лескова.



Для внеклассного чтения:

Н. С. Лесков. «Левша».



Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Биография писателя. «Повесть о том , как один мужик двух генералов прокормил». Сатира на паразитизм, нравственное ничтожество господствующего класса. Противопоставление генералам трудолюбивого, находчивого, сметливого мужика. Осуждение его рабской покорности. Приемы сказочного повество-вания в произведении.

Портреты М.Е.Салтыкова-Щедрина. Иллюстрации Кукрыниксов, Н.Мура-това к произведениям Салтыкова-Щедрина.



Для внеклассного чтения:

М.Е.Салтыков-Шедрин. «Премудрый пескарь» и другие сказки по выбору учителя и учащихся.



Лев Николаевич Толстой. Л. Н.Толстой на Кавказе. «Детство» (главы из повести: «Занятия в кабинете и гостиной», «Наталья Савишна» и др.). Поэзия детства. Образ Николеньки Иртеньева, его духовный мир. Психологическая глубина произведения.

Для внеклассного чтения:

Л. Н. Толстой. «Отрочество» (главы).



Антон Павлович Чехов. Из воспоминаний о писателе.

«Хамелеон». Высмеивание нравов в обществе, где человек порабощен капиталом, чином, должностью. Хамелеон – художественный образ обоб-щающей силы. Очумелов и Хрюкин. Роль диалога и художественной детали в раскрытии характеров персонажей. Особенности развития действия. Смешное и грустное в рассказе.

«Тоска». Сюжет рассказа. Рассказа извозчик Иона, его судьба. Осуждение черствости и бездушия. Гуманистический пафос рассказа.

Теория литературы. Юмор. Сатира.

Для внеклассного чтения:

А.П.Чехов. «Унтер Пришибеев».


Русская литература XX века (19 часов)
Анна Андреевна Ахматова. Биография поэта. «Сероглазый король», «Сжала руки под темной вуалью», «Я научилась просто, мудро жить…», «Хорошо здесь: и шелест, и хруст…», «Ива», «А вы, мои друзья последнего призыва!..», «Песенка».

Точность чувств и переживаний лирического героя. Духовное родство поэта и природы. О памяти и предназначении поэта.



Сергей Александрович Есенин. На родине поэта. «Задремали звезды золотые…», «Мелколесье. Степь и дали…».

Тонкость восприятия поэтом красоты родной природы.



Владимир Владимирович Маяковский. Биография поэта. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Автор о роли поэзии в жизни человека и общества.

Андрей Платонович Платонов. Биография писателя.

«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Герой рассказа. Идея доброты, взаимопонимания, самопожертвования. Своеобразие языка писателя.

Сказка «Неизвестный цветок». Восхищение силой жизни, заключенной в цветке. Тревога за его судьбу, за сохранение окружающего мира. Ответственность человека за все сущее на земле.



Константин Георгиевич Паустовский. Слово о писателе.

Для обсуждения:

«Стекольный мастер». Автор о мастерстве и талантливости русского человека. Гуманистический пафос рассказа.

Для внеклассного чтения:

К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками», «Во глубине России», «Музыка Верди», «Сказочник».



Александр Степанович Грин. Биография писателя.

Для обсуждения:

«Алые паруса» ( в сокращении). Герои повести. Их душевная чистота. Романтическая мечта героини повести о счастье. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Развитие понятия о герое литературного произведения.

Александр Трифонович Твардовский. Автобиография поэта. «Есть обрыв, где я, играя…», «Спасибо, моя родная…», «Памяти матери».

Любовь поэта к Родине. Поэтические картины родной стороны. Тема сыновней любви и извечной вины перед памятью матери. Своеобразие языка стихотворений.



Николай Алексеевич Заболоцкий. Яркие поэтические картины родной природы. Выразительность стихотворной речи. «Уступи мне, скворец, уголок», «Еще заря не встала над селом…», «Я воспитан природой суровой…», «Журавли».

Яркие поэтические картины родной природы. Выразительность стихотворной речи.



Юрий Павлович Казаков. Автобиография писателя.

Для обсуждения:

«Тихое утро». Взаимоотношение детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Взросление.

Юрий Маркович Нагибин. Биография писателя.

Для обсуждения:

«Мой первый друг, мой друг бесценный». Становление характера молодого человека, участвовавшего в Великой Отечественной войне. Автобиографическая основа рассказа.

Федор Александрович Абрамов. Слово о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно- экологические проблемы, поднятые писателем в рассказе.

Евгений Иванович Носов. Автобиография писателя. «Кукла». Осуждение равнодушного и безразличного отношения к природе и миру. Психологическая глубина рассказа.

Для обсуждения:

«Живое пламя».

Для внеклассного чтения:

К. И. Носов. «Шопен, соната номер два», «Красное вино победы».



Николай Михайлович Рубцов. Автобиография поэта. «В минуты музыки», «Деревенские ночи», «Звезда полей», «Тихая моя родина».

Выражение глубокой любви к Родине. Образность и выразительность языка стихотворения.



Виктор Петрович Астафьев. Детство писателя. «Конь с розовой гривой» (в сокращении). Жизнь сибирской деревни в предвоенные годы. Герои рассказа. Бабушка Катерина Петровна. Нравственные проблемы рассказа. Яркость и самобытность народной речи.

Василий Иванович Белов. Биография писателя. «Мальчики». Война и дети. Герои рассказа, их судьбы.
Зарубежная литература.(5 часов)

Джек Лондон. Слово о писателе.

Для обсуждения:

«Любовь к жизни». Джек Лондон – певец борьбы и мужества. «Северные рассказы» Д. Лондона. Воля к жизни, сила духа, упорство в преодолении трудностей героем рассказа. Тема товарищества. Человеческой солидарности.

Джеймс Олдридж. Слово о писателе.

Для обсуждения:

«Последний дюйм» (в сокращении). Тема взаимоотношений родителей и детей в повести. Ответственность за судьбу близкого человека. Сила личного примера. Любовь к жизни, способность выстоять.

Для внеклассного чтения:

Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна»;

Г. Бичер- Стоу. «Хижина дядюшка Тома» ;

А. Дюма. «Три мушкетера»;

Ч. Диккенс. «Приключения Оливера Твиста»:

Э. Войнич. «Овод».




Произведения для заучивания наизусть

Седьмой класс

Лирическая песня. «Вдоль по улице метелица метет…»

А. С. Пушкин. «Полтава» (отрывок), «И. И. Пущину».

М. Ю. Лермонтов. «Парус».

Ф. И. Тютчев. «Весенние воды».

А. К. Толстой. «То было раннею весной…».

И. С. Тургенев. «Русский язык».

Н. А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» (отрывок).

С. А. Есенин. «Задремали звезды золотые…».

А. А. Ахматова. «Сжала руки под темной вуалью…», «Ива» (по выбору).

Н. А. Заболоцкий. «Уступи мне, скворец, уголок…».

А. Т. Твардовский. «Памяти матери».

Н. М. Рубцов. «Тихая моя Родина».

Урок контроля (4 часа).

- Игра по сказкам Щедрина (игра-тест).

- Контрольная работа или тестирование по творчеству И.С.Тургенева, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова.

- Тест по теме «Русская литература 20 века».

- Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса.



Уроки развития речи (5 часов)

- Р.р. Фольклорный праздник «Лирическиепесни»



- Сочинение «История России в произведениях А.С.Пушкина»

- Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»: «Авторская оценка образа Тараса Бульбы»; «Сопоставление образов Андрия и Остапа в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

- Р/Р. Отзыв о прочитанной книге

- Песни на слова русских поэтов XX века. С.А.Есенин.»Отговорила роща золотая…», Н.А.Заболоцкий. «В этой роще березовой…», Б.Ш.Окуджава. «По смоленской дороге…»


Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 7 класса.
В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;



Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.

Печатные издания.

Для учащихся:

Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.

Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 7 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2008.

Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс. - М.: Просвещение, 2008.

Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.

Маранцман В.Г. Времена года: Рабочая тетрадь по литературе для 7-8классов. - СПб.: Просвещение, 2004.

Обернихина ГА, Соколова Л.Э., Вольнова И.П., Емельянова Т.В. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. - СПб.: Просвещение, 2006.

Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 2005.

Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. -М.: Просвещение, 2006.

Для учителя:

Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.

Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2004.

Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.

Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 7 класс. - М.: Просвещение, 2005.

Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2006.

Матвеева Е.И. Литература: 6 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь / Е.И.Матвеева. - М.: Эксмо, 2009.

Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2007.

Гурьянская Б.И., Холодкова Л.А. и др. Литература в 6 классе: Урок за уроком. - М.: ООО ТИД «Русское слово - PC», 2000.

Мультимедийные пособия.Фонохрестоматия для учебника литературы 7 класс.

Уроки литературы в 6 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.


РАЗДЕЛ VI. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п




кол-во часов

Тема

урока




Элементы

содержания





Виды

учебной деятельности





Требования

к уровню подготовки обучающихся



Вид

контроля




Домашнее

задание




Сроки

проведения



Примечание

кал

факт.

1


1

Введение. Человек как главный предмет изображения в художественной литературе..

Литература как

художественное отражение

жизни. Книга и

ее роль в жизни

человека. Художественное

произведение и ее автор



Рецептивная:

чтение статьи

учебника

репродуктивная: ответы на вопросы, тестирование, выясняющее уровень восприятия книг, прочитанных в летний период



Знать: о роли книги

в жизни человека;

уметь: подтверждать высказывания писателей собственными примерами из прочитанных книг

пробудить интерес к предмету



Ответить на вопросы хрестоматии

1.Прочитать статью Лихачёва.

2.Ответ.на 5 вопр.

( стр.5)








2

1

Устное народное творчество.На-родные песни. Отражение в них жизнь народа, выражение его патриотических и освободительных стремлений

Отражение в них жизни народа, выражение его патриотических и освободительных стремлений.


Рецептивная:

прослушивание народных песен, чтение статей учебника; репродуктивная: ответы на вопросы;

продуктивная: выразительное чтение;

поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства



Познакомить учащихся с народной обрядовой песней, показать в них отражение жизни народа, выражение его патриотических и освободительных стремлений, выражение любви к родине, близости к природе, мужества, верности слову и долгу, сравнить русские народные песни с татарскими народными.

Выразительное чтение народных песен

1.Стр.5-6

2.Вспомнить обряды татарского народа









3

1

Лирические песни. Народная обрядовая песня.

Выражение в ней основ народного быта



Исторические песни. Песни бунтарские и разбойничьи.

Рецептивная:

прослушивание исторических песен, чтение статей учебника; репродуктивная: ответы на вопросы;

продуктивная: выразительное чтение;

поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства



Познакомить учащихся с историческими , песнями, с народной обрядовой песней, показать в них отражение жизни народа, выражение его патриотических и освободительных стремлений, выражение любви к родине, близости к природе, мужества, верности слову и долгу, сравнить русские народные песни с татарскими народными.

Выразительное чтение исторических песен

1.Подобрать пословицы, посвящённых силе и храбрости воинов

2.Стр.13-17









4

1

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное».Сила и красочность сочинений Аввакума

Древнерусская

литература.

Житийный жанр в древнерусской литературе.




Рецептивная:

чтение статьи

Д.С. Лихачева в

учебнике, прослушивание текста жития по

фонохрестоматии; репродуктивная: связный

рассказ, ответы

на вопросы, крат-

кий пересказ статьи с опорой на

план; поисковая: самостоятельный

поиск ответа на

проблемный вопрос, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства


Познакомить учащихся с произведением, обратить внимание на житейный жанр в древнерусской литературе, выявить силу и красочность языка сочинений Аввакума.

Подготовить вы-

разительное чтение фрагмента

жития, пере-

давая интонационно величественную простоту

речи



Прочитать «Огненный протопоп» Ю.М.Нагибина







5

1

Вн.чт. Ю.М.Нагибин. «Огненный протопоп»

Люди

Древней Руси.

Отражение в

летописи исторических событий и народных

идеалов (патриотизма, ума,

смелости, отваги, находчивости). Связь

древнерусской

литературы с

устным народным творчеством


Рецептивная:

прослушивание текста жития по

фонохрестоматии; репродуктивная: связный

рассказ, ответы

на вопросы

поисковая: самостоятельный

поиск ответа на

проблемный вопрос



Познакомить учащихся с произведением, усвоить его содержание, уметь анализировать.

Ответить на вопросы: каково авторское отношение к героям?

Подг.сообщение о В.А.Жуковском



























































































































































































6

1

Русская литература 19 века. В.А.Жуковский. Слово о поэте. Баллада «Светлана». Русский национальный быт, обычаи и поэтические предания в балладе

Русский национальный быт и обычаи, поэтические предания в балладе «Светлана». Сюжеты и герои баллад, имеющих один источник(«Людмила», «Ленора»)

Рецептивная:

осмысление сюжета, событий, поведения героев, их характеров

репродуктивная: связный

рассказ, ответы

на вопросы

поисковая: самостоятельный

поиск ответа на

проблемный вопрос



Познакомить учащихся с автором, с личностью поэта, с понятием «баллада». усвоить его содержание, уметь анализировать, показать русский национальный быт и обычаи, поэтические предания.в поэме.

Подготовить вы-

разительное чтение фрагмента

баллады


1.Стр.18-29

2.Прочитать баллады : 1В-«Рыбак»; 2В- «Перчатка».









7

1

Внеклассное чтение В.А.Жуковский Баллады «Рыбак», «Перчатка»

Сюжеты и герои баллад

Рецептивная:

прослушивание текста по

фонохрестоматии; репродуктивная: связный

рассказ, ответы

на вопросы

поисковая: самостоятельный

поиск ответа на

проблемный вопрос



Познакомить учащихся с произведением, усвоить его содержание, уметь анализировать.

Ответить на вопросы: каково авторское отношение к героям?

1.Сделать иллюстрации к балладам (по желанию).

2. Подг.сообщ.о Баратынском









8

1

Е.А.Баратынский. Биография поэта.. Лирика. Философская природа дарования поэта

Родная природа в стихотворениях Е. Баратынского

Выражение переживаний поэта в стихотворениях о родной природе. Поэтические средства языка в пейзажной лирике. Философская природа дарования поэта



Рецептивная:

прослушивание стихотворений в исполнении мастеров художественного слова; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: выразительное чтение стихотворений, устное словесное рисование;

поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос


Знать: определение понятий «эпитет», «метафора» «олицетворение», «инверсия», «интонация конца предложения»; понимать, что в стихотворении Е. Баратынского отражаются не только картины природы, но и душевное состояние человека, воспринимающего её;


Ответить на вопросы: как поэт («Чудный град...»), а вслед за ним и чтец, передают легкость, зыбкость, изменчивость картин, создаваемых движением облаков? Какой литературный прием помогает поэту сделать поэтические картины живыми, а все видимые предметы одухотворенными?

1.Стр.30-34

2.Выраз.чтение стихов






































9

1

А.В.Кольцов. Биография поэта.Лирика. Связь лирики поэта с народным песенным творчеством.

. Биография поэта. Лирика. «Песня пахаря», «Не шуми ты, рожь…», «Разлука». Самобытность дарования поэта. Стихи поэта – рассказ о жизни русского крестьянина. Связь лирики поэта с народным песенным творчеством.


Рецептивная:

прослушивание стихотворений в исполнении мастеров художественного слова; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: выразительное чтение стихотворений, устное словесное рисование;

поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос


Познакомить учащихся с автором, со стихотворениями , усвоить их содержание, уметь анализировать.

Выразительно прочитать стихотворение

Ответить на вопрос: какие средства художественной изобразительности использует поэт,



1.Стр.30-34.

2.Выраз.чт.стихов

3.Подг.сообщ.о Пушкине








10

1

Александр Сергеевич Пушкин. Лицейские годы поэта. «Полтавский бой». Величественный образ Петра 1.

Лицейские годы поэта. Мастерство поэта в изображении Полтавской битвы . Величественный образ Петра I. Прославление отваги русских солдат. Карл XII. Авторское отношение к героям.


Рецептивная:

чтение статьи

учебника, дополнительных мате-

риалов по теме,;

репродуктивная: художественный или краткий пересказ истории создания поэмы;

продуктивная, творческая: выразительное чтение поэмы, устное словесное описание репродукции; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос



Знать: факты биографии А.С. Пушкина и периоды его творчества;

уметь определять средства художественной выразительности и их роль



Выразительно прочитать поэму

Ответить на вопрос: какие средства художественной изобразительности использует поэт,



1.Стр.35-38.

2.Ответить на вопр. № 8-13

3.Выучить понравившуюся часть отрывка наизусть








11

1

Лирика Пушкина. Тема дружбы в творчестве Пушкина А. С.

Выражение нежной привязанности и преданности лицейским товарищам. Единство автобиографического и общечеловеческого в лирике Пушкина.


Рецептивная:

чтение статьи

учебника, дополнительных мате-

риалов по теме, прослушивание стихотворения;

репродуктивная: художественный или краткий пересказ истории создания стихотворения;

продуктивная, творческая: выразительное чтение стихотворения, устное словесное описание репродукции; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование, установка ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: анализ текста



Знать: факты биографии А.С. Пушкина и периоды его

творчества, историю создания стихотворения, посвященного лицейскому другу, художественные особенности жанра стихотворного послания, определение понятия «эпитет»; понимать, что светлое чувство дружбы – помощь в суровых жизненных испытаниях; уметь определять средства художественной выразительности и их роль, находить в стихотворении признаки жанра послания, прослеживать эволюцию чувств лирического героя



Словарная работа (благословить, провиденье, заточенье). Подобрать синонимы к словам: огласить, утешенье, озарить.

Эпитеты, обращения



Выучить стихотворение «И.И.Пущину» наизусть; опр. его стих.размер; проч. 1 том «Дубровский».





































12

1

А. С. Пушкин. «Дубровский» (в сокр.).Чистота и благородство отношений героев, их противостояние деспотизму

История создания романа. Картины жизни русского барства. Конфликт двух помещиков. проблематика произведения.

Рецептивная: прослушивание 1 главы романа, выборочное чтение эпизодов; репродуктивная: осмысление сюжета, событий, характеров главных героев; продуктивная, творческая: выразительное чтение эпизодов; поисковая: комментирование художественного произведения; исследовательская: анализ текста

Знать историю создания романа; понимать зависимость поведения человека от социальной среды; уметь составлять план в соответствии с рассказом; сравнивать образы главных героев, правильно оценивать поведение героев.

История: исторический комментарий (споры помещиков за право владения землей).

Литература: история помещика Островского.

ИЗО: репродукция Кустодиева «Дубровский» и Шамаринова «На псарне у Троекуова».

Русский язык: словарная работа (подобострастие, лесть, тщеславие, кичиться, надменный, холоп, притязание, земский судья)



1.Прочитать 2 том «Дубровский».

2.Дать хар-ку :

1В-Дубровскому;

2В-Троекурову









13

1

«Дубровский».Авторское отношение к вооружённому бунту крестьян

Воспитание и характер Маши Троекуровой, ее взаимоотношения с отцом. Сцена объяснения с Дубровским. Второе свидание Маши и Дубровского.

Рецептивная: выборочное чтение эпизодов; репродуктивная: осмысление сюжета, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: художественный пересказ эпизода; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; исследовательская: анализ 12-19 глав романа.

Знать: содержание анализируемых глав; понимать причины отказа Владимира от мести Троекурову, отношение автора к своим героям; уметь: составлять устное описание портрета героя, включая в него цитаты из романа.

Устно описать героиню романа. Пересказать близко к тексту эпизод с кольцом. Ответить на вопросы.

1.Ответить на 7 вопр.

2.Сформулировать возможные темы сочинений









14

1

Р/Р. Сочинение




Продуктивная, творческая: обсуждение плана, воспроизведение событий по плану, защита сочинения «Кто виноват в том, что судьбы Владимира и Маши сложились столь трагически?»

Уметь составлять простой план, выделять завязку, кульминацию, развязку действия, прослеживать их связь с развитием конфликта; определять, в чем заключаются особенности сюжета романа, выделять основные событийные линии , делать вывод

Развитие речи

Подготовить сообщение о Лермонтове







15

1

. Михаил Юрьевич

Лермонтов. Мятежный характер лирики Лермонтова



Московский университетский благородный пансион.

Мятежный характер лирики Лермонтова: жажда борьбы и свободы как основной мотив стихотворений.



Теория литературы. Трехсложные размеры стиха.


Рецептивная:

прослушивание стихотворения в исполнении актера и его восприятие;

репродуктивная: осмысление содержания стихотворения, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: выразительное чтение, устное словесное рисование;

поисковая: самостоятельный поиск ответа на

проблемный вопрос, установление ассоциативных связей с произведениями музыки


Знать: автора, факты его биографии и творческой деятельности указанного периода, историю появления стихотворения», определение понятий «эпитет», «художественное сравнение», «антитеза», «инверсия», «лексический повтор»; понимать: в чем поэт находит сходство своей участи с «судьбой» тучек; как меняется характер отношения лирического героя к тучам; каковы особенности композиции стихотворения, настроение и композицию стихотворения;


Ответить на вопросы; как передает интонационно динамику чувств автора актер, читающий стихотворение? к?

1.Стр.119-135.

2.Определить размер стих . Лермонтова.

3.Выуч.наиз.стих.

«Парус».


»


































16

1

М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» .Проблема долга и чести

Историческое прошлое в поэме. Картина быта и их роль в понимании характеров и идеи поэмы.


Рецептивная:

прослушивание отрывка в исполнении актера, выборочное чтение; репродуктивная: осмысление сюжета, событий, характеров героев, художественный пересказ эпизода, ответы на вопросы;

продуктивная, творческая:


Знать: историю создания поэмы;

уметь определять в поэтическом тексте художественные средства языка, их роль, особенности поэтических интонаций, выразительно читать, соблюдая интонационный строй речи, эмоциональное своеобразие



Ответить на вопросы: какое впечатление произвело на вас чтение актером поэмы.Групповые задания: проследить, как меняется интонационный строй речи, эмоциональная окраска голоса актера

1.Стр.119-135

2.Отв.на 1-3 вопр.

3.Проч.пов.Гоголя «Тарас Бульба»


.


































17

1

Николай Васильевич Гоголь. «Тарас Бульба» (в сокращении). Изображение быта и характеров запорожских казаков

Историческое прошлое в повести. Картина быта и их роль в понимании характеров и идеи повести

Рецептивная:

прослушивание отрывка в исполнении актера, выборочное чтение; репродуктивная: осмысление сюжета, событий, характеров героев, художественный пересказ эпизода, ответы на вопросы;

продуктивная, творческая: устное словесное рисование, устное сообщение о писателе; поисковая: комментирование отдельных фрагментов ,

исследовательская: анализ текста



Познакомить учащихся с атмосферой повести, с исторической эпохой, дать представление о различии между исторической истиной и художественными задачами писателя

Комментированное чтение глав повести с пояснением непонятных слов и бытовых реалий описываемой эпохи

Дать хар-ку:

1В-Остапу;

2В-Андрию;

3В-Тарасу Бульбе









18

1

«Тарас Бульба». Сопоставление Остапа и Андрия

Позиция автора в оценке героев.


Рецептивная:

выборочное чтение; репродуктивная: осмысление сюжета, событий, характеров героев, художественный пересказ эпизода, ответы на вопросы;





Выработка навыков определения характеров персонажей, их развития в ходе повести

Определить последовательность событий, развивающихся в повести. Выделить завязку, кульминацию, развязку действия.

1.Отв.на вопр.1-2 (стр.210)

2.Проч. «Повесть о том, как поссорились…»









19

1

Внеклассное чтение. Н. В. Гоголь. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

Позиция автора в оценки героев. История создания рассказа. Нравственные проблемы рассказа

Рецептивная:

осмысление сюжета, событий, поведения героев, их характеров

репродуктивная: связный

рассказ, ответы

на вопросы

поисковая: самостоятельный

поиск ответа на

проблемный вопрос



Познакомить учащихся с произведением, усвоить его содержание, уметь анализировать.

Ответить на вопросы: каково авторское отношение к героям?

Подг.к написанию сочинения







20

1

Развитие речи. Сочинение. «Сопоставление Остапа и Андрия»






Подготовка к домашнему сочинению по повести «Тарас Бульба»




Написать сочинение

Подг.сооб.о Тютчеве







































21

22

23



24

1

Ф.И.Тютчев. Биография поэта. Лирика. Тютчев-певец природы.
Аполлон Николаевич Майков. Биография поэта. Лирика. Майков-продолжатель традиций Пушкина

А. К. Толстой. Биография поэта. Лирика. Живописность, яркость, лёгкость стихов Толстого

А.А.Фет. Биография поэта.Лирика. Человек и природа в творчестве Фета


Русские поэты 19 века. Переплетение природы и любви. Жизнеутверждающее начало в лирикеТютчева. Природа как воплощение прекрасного, как естественный мир истинной красоты. Мелодичность, лиричность, напевность лирики Майкова

«Звонче жаворонка пенье…», «То было раннею весной…»

«Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Это утро, радость эта...», «Заря прощается с землею...». Человек и природа в творчестве русских поэтов XIX века. Красота родной природы. Постижение прекрасного. Яркость и выразительность стиха.


Рецептивная:

прослушивание стихотворений в исполнении актера, чтение и восприятие художественного текста; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: устное сообщение о поэте, выразительное чтение, устное словесное рисование; поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями музыки; исследовательская: анализ текста

Воспитание культуры речи, любви к родному краю, Родине.


Знать: автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятий «лирика», «лирический герой», «лирический образ», «эпитет», «метафора», «олицетворение», «строфа» и др.; понимать мысль поэта о безыскусственности лирики, стремление остановить мгновение и запечатлеть его в слове, понимать, какие чувства испытывает лирический герой стихотворения при восприятии картин природы; уметь: объяснять роль восклицания, слышать музыкальный ритм поэтической речи , определять средства художественной выразительности и объяснять их роль в стихотворении

Знать: традикции русских поэтов в изображении природы.





Какие художественные приемы помогают поэтуампередать эмоциональное состояние .Чему призывает учиться поэт «у дуба, у березы»? Групповые задания: определить средства художественной выразительности в стихотворениях, объяснить их роль. Уметь выразительно читать стихотворен ия.

Живопись, музыка, посвящённые родной природе.




1.Выуч.понрав.стих.наиз.

2.Подготовить сообщ.о Майкове.

Стр.216-220

1.«То было раннею весной…»-выуч.наиз.

2.подг.к выраз.чт.

3.Подг.сооб.о Фете

1.Подг.сооб. о Тургеневе.

2.Проч.расс. «Бирюк»



.


































25

1

Иван Сергеевич Тургенев. Слово о писателе. «Бирюк». Мастерство в изображении жизни крепостных крестьян.

Слово о писателе.

«Бирюк». Мастерство в изображении жизни крепостных крестьян. Сочувственное отношение автора к ним. Пейзаж в рассказе. Художественные особенности произведения

Рецептивная:

прослушивание отрывка из рассказа в исполнении актера, выборочное чтение и восприятие рассказа; репродуктивная: осмысление сюжета, событий, характеров героев рассказа, художественный пересказ эпизода, ответы на вопросы;

продуктивная, творческая: устное словесное рисование, устное сообщение о писателе; поисковая: комментирование отдельных фрагментов текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи;

исследовательская: анализ текста



Знать: факты биографии и творчества писателя, своеобразие цикла «Записки охотника», исторически реальные детали, изображенные в рассказе, содержание рассказа «Хорь и Калиныч»; понимать авторское отношение к героям;

уметь связно рассказывать о героях, характерах, описывать их по иллюстрациям и воображению, выборочно пересказывать эпизоды, комментировать их



Русский язык:

словарная работа

Ответить на вопросы


1.Дать хар-ку бирюку;

2.Отв.на вопр.№6









26


1

И.С.Тургенев Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения


Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача», «Воробей». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Теория литературы. Композиция произведения


Рецептивная:

выборочное чтение и восприятие произведения; репродуктивная: осмысление сюжета, событий, характеров героев , художественный пересказ эпизода, ответы на вопросы;

продуктивная, творческая: устное словесное рисование; поисковая: комментирование отдельных фрагментов текста,

исследовательская: анализ текста







Ответить на вопросы: какие художественные приемы используются в трех фразах, б из которых состоит все произведение. Что поразило автора в описанном им эризоде

1.Выуч.стих. в прозе

«Русский язык» наизусть.

2.Проч.: 1Гр.- «Свидание»; 2гр.-

«Лес и степь».










27

28






Вн.чт. И.С.Тургенев. «Свидание», «Лес и степь».

Р/Р. Отзыв о прочитанной книге














Попытаться написать своё стих. в прозе

Подг. сооб. о Некрасове







































29

1

Николай Алексеевич Некрасов. Слово о поэте. «Размышления у парадного подъезда»



Сатирическое изображение представителей господствующего класса. Антитеза как основной художественный прием, раскрывающий идейное содержание стихотворения.

Рецептивная:

прослушивание стихотворения в исполнении актера, чтение и восприятие художественного текста; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: сообщение о поэте, выразительное чтение, устное

словесное рисование; поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: анализ текста


Знать: автора и факты его биографии, литературной деятельности
уметь связно рассказывать о поэте, отбирать материал в соответствии с поставленными вопросами

Выразительно прочитать поэму

Ответить на вопрос: какие средства художественной изобразительности использует поэт,



Ответить на вопрос №5; стр.246-251; проч. «Железная дорога»







30

1

Николай Алексеевич Некрасов. «Железная дорога». Тема народа

Н.А.Некрасов -певец тяжелой доли русского народа. Картины подневольного труда и прекрасной осенней поры, изображенные в стихотворении. Величие народа в созидании духовных и материальных ценностей

Рецептивная:

прослушивание стихотворения в исполнении актера, чтение и восприятие художественного текста; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: сообщение о поэте, выразительное чтение, устное

словесное рисование; поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: анализ текста


Знать: автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятий «сюжет», «фабула» и др.; понимать мысль писателя о тяжелейшем каторжном труде рабочих, сочувствии им автора; уметь связно рассказывать о поэте, отбирать материал в соответствии с поставленными вопросами

Сделать письменный вывод на основании сообщения учащегося о Н.А. Некрасове: какие жизненные впечатления детства и юности поэта нашли отражение в его творчестве? Почему поэт начинает рассказ о строительстве железной дороги

описанием прекрасной осенней природы? Как вы понимаете строки: «Многие -в страшной борьбе,/ К жизни воззвав эти дебри бесплодные, / Гроб обрели здесь себе»? Что изображает толпа мертвецов? Почему Некрасов называет голод «царем»? В чем смысл такого финала?



Выучить наизусть 1ч. стихотворения







<< предыдущая страница   следующая страница >>