Рабочая программа по предмету «Литература» для 5-9 классов - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» базовый уровень... 4 778.17kb.
Рабочая программа по учебному предмету "Литература" в 10-11 классах... 2 384.11kb.
Рабочая программа по музыке для 5 класса учителя Яковлевой Тамары... 2 679.83kb.
Рабочая программа по предмету: литература 2 558.42kb.
Рабочая программа по предмету «Литература» 2 341.87kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» составлена на основании... 2 464.65kb.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 9 классов образовательных... 1 257.6kb.
Рабочая программа по учебному предмету литература 1 313.22kb.
Рабочая программа по предмету «Английский язык» Пестяковской мсош... 3 1371.42kb.
Рабочая программа по литературе для 8 классов 1 337.66kb.
Учебники по курсу Разделы программы курса Литература Мельникова И. 1 152.08kb.
Архиповой Еленой Алексеевной Всего часов: 68 часа Срок реализации... 2 643.53kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа по предмету «Литература» для 5-9 классов - страница №1/5

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Первомайская средняя общеобразовательная школа

Рабочая программа

по предмету «Литература»

для 5-9 классов

(7 – 9 классы)


Составители:

Бакина Г.А., Кушнеревич В.В., Шерстнёва М.В.

Рассмотрена на методическом объединении

Протокол № от

Принята на педсовете

Протокол № от

Утверждаю

Приказ № от

Директор школы


с. Новопервомайское
2013 год
Пояснительная записка

Данная рабочая программа создана на основе требований Федерального компонента государственного стандарта для полного среднего образовании, ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ и авторской программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы под редакцией Г.А.Меркина, С.А.Зинина, В.А.Чалмаева (Москва, издательство «Русское слово», 2009 г.)



Цель данной программы – формирование у обучающихся ценностных ориентиров, художественного вкуса, эстетических и творческих способностей.

Задачи представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной.

  • Формирование эстетического идеала служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению устойчивого интереса к книге, воспитанию духовно-нравственных качеств личности.

  • В круг образовательных задач входит формирование умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, формирование речевых умений – умений составить план и пересказать прочитанное, умение видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.

Для реализации целей и задач в 5-9 классах обучение литературе строится на концентрическом на хронологической основе принципе с выходом на линейное рассмотрение историко-литературного материала в 9, 10 и 11 классах. Изучение художественной литературы в школе предполагает систематическое чтение и осмысление текстов, постижение своеобразия творческой личности писателя и его литературного наследия.

Содержательный компонент программы (что читать) определен регламентирующим документом Министерством образования и науки РФ (Госстандартом)


Методы и формы, применяемые на уроках

1.Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся:

а) методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации: беседа, рассказ, лекция, диспут, доклад ученика, выразительное чтение фрагментов художественного произведения вслух, чтение наизусть;

б) методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации: иллюстрация, наблюдение за художественным текстом, составление опорных таблиц, компьютерная презентация; электронные носители;

в) методы передачи информации с помощью практической деятельности и тактильного кинестетического ее восприятия:

практические упражнения: работа с книгой (реферирование, составление плана, тезисов, конспектирование); работа с текстом художественного произведения.



2.Методы стимулирования и мотивации:

а) эмоциональные: поощрения, порицания, создание ситуации успеха, свободный выбор заданий;

б) познавательные: создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий;

в) волевые: предъявление учебных требований, информация об обязательных результатах обучения, прогнозирование будущей деятельности;

г) социальные: создание ситуации взаимопомощи, заинтересованность в результатах своей работы.

3.Формы организации работы на уроке: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

Типы и виды уроков:

Урок изучения нового материала (вводная и вступительная части, наблюдение и сбор материалов как методические варианты уроков):

  • урок-лекция;

  • урок-беседа;

  • урок с использованием электронных носителей;

  • урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа);

  • урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном).

Урок совершенствования ЗУН (сюда входят уроки формирования ЗУН, целевого применения усвоенного и т.д.):

  • урок самостоятельной работы с текстом;

  • урок – развития речи;

  • урок - практикум;

  • урок – семинар;

  • урок-диспут;

  • урок-концерт;

  • урок-презентация.

Урок обобщения и систематизации (сюда входят основные виды всех семи типов уроков)

Контрольные уроки ( учета и оценки ЗУН):

  • устная форма проверки (фронтальный, индивидуальный и групповой опрос);

  • зачет;

  • тест;

  • творческие работы (различные виды сочинений);

  • контрольная работа.

Комбинированный урок (на нем решается несколько дидактических целей).

Данная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса литературы на этапе среднего (полного) образования являются:



- познавательная деятельность;

- информационно-коммуникативная деятельность;

- рефлексивная деятельность;

- самостоятельная творческая деятельность.

Используемые методы контроля и самоконтроля проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе:



а) устные: индивидуальный опрос, взаимоопрос (ученик опрашивает ученика), фронтальный опрос, тихий опрос (беседа с 1-2 учениками, класс занят другим делом);

б) письменные: тест, различные виды сочинений;

в) самоконтроль и взаимоконтроль: самоконтроль, самоконтроль по образцу, парный контроль.

Средства обучения: оборудование кабинета русского языка и литературы, книжный фонд школьной и сельской библиотек, компьютерный класс, раздаточный материал, дидактический материал, словари, справочная литература, электронные носители.

Межпредметные связи: музыка, живопись, кино, театр, история, литературоведение.



УМК

1. Программа по литературе для 5-9 классов. Авторы составители: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев (М., «Русское слово», 2009 г)

2. Стандарт основного общего образования по литературе.

3. Учебники «Литература» для 5, 6, 7, 8, 9 класов в двух частях. Авторы: В.И.Сахаров, С.А.Зинин.

4. Электронные учебные издания для 5-6, 7-8, 9 классов. Изд-во «Дрофа»,2006 год

Рекомендуемая литература для учащихся

Даётся в учебниках литературы для 5-9 кл. под редакцией Сахарова В.И., В.А.Чалмаева, С.А.Зинина после каждого изучаемого раздела




Содержание

7 класс

(70 час, из них: на внеклассное чтение - 5 час, на развитие речи - 6 час)

  1. Введение - 2 часа

Знакомство с учебником. Литературные жанры и роды. Личность автора.

ВН. чтение №1. Защита читательского формуляра.

  1. Устное народное творчество – 5 часов

Понятие о былине. Былинные богатыри. Былина « Святослав и Микула Селянинович». Сюжет, герои и художественное своеобразие былины « Илья Муромец и Соловей – разбойник». А.К.Толстой « Илья Муромец». Русские народные песни и их жанры. Своеобразие поэтического языка песен.

Вн. чтение №2. Посиделки в литературной гостиной.

  1. Из древнерусской литературы - 2 часа

Жанры древнерусской литературы, её поучительный характер. « И вспомнил Олег коня своего…». « Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственный смысл повести.

  1. Из литературы 18 века -5 часов

М.В.Ломоносов – 2 часа

Жизнь и судьба. Из оды « На день восшествия на престол…». Теория « трёх штилей». Поэтические образы.

Г.Д.Державин-1 час

Биография поэта. Своеобразие творчества. Ода « Властителям и судиям»



Р.р. №1. Обучение составлению тезисов по стать учебника.

Д.И.Фонвизин – 2 часа. Краткие сведения о писателе. Общая характеристика комедии «Недоросль».

Основной конфликт пьесы и её проблематика. Характеристика героев.

Р.р. №2. Устное сочинение-характеристика литературного героя.

5. Из литературы 19 века – 24 часа

А.С.Пушкин – 4 часа Свободолюбивые мотивы в стихотворениях: « К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…». Человек и природа. Дружба и тема долга.

« Песнь о вещем Олеге». « Полтава» ( в сокращении). Образ Петра и тема Родины.

Своеобразие поэтического языка Пушкина.



Вн. чтение № 3. Мой Пушкин.

М.Ю.Лермонтов – 3 часа

Слово о поэте. Родина в лирических и эпических произведениях поэта. Стихотворение « Родина». « Песня про царя Ивана Васильевича…». Художественное своеобразие « Песни…».

Р.р. № 3. Обучение письменному анализу эпизода.

Н.В.Гоголь – 2 часа

Н.В.Гоголь в Петербурге. «Маленький человек» в изображении Гоголя. Повесть « Шинель». Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к герою.

И.С.Тургенев – 3 часа

Рассказ о жизни писателя. Общая характеристика « Записок охотника». Рассказ « Хорь и Калиныч». Тема таланта в рассказе « Певцы». Своеобразие стиля писателя.

Н.А.Некрасов – 4 часа

Слово о поэте. Тематика творчества. «Железная дорога». « Размышление у парадного подъезда». Поэма « Русские женщины» (фрагменты). Тяжёлая доля народа – основная тема произведений. Проблематика лирики Некрасова. Своеобразие стиля.

М.Е.Салтыков – Щедрин – 2 часа

Слово о писателе. Сатирическая направленность творчества. Сказки «Дикий помещик», « Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Своеобразие стиля писателя.

Л.Н.Толстой – 1 час

Л.Н.Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Образы защитников Севастополя. Человек и война – главная тема рассказов.

Н.А.Лесков – 2 часа

Краткие биографические сведения. Особенность проблематики и центральная идея повести « Левша». Образный мир повести.

А.А.Фет – 1 час

Русская природа в лирике Фета. Своеобразие поэтического мира.

А.П. Чехов – 1 час

Ранние юмористические рассказы. «Хамелеон», « Смерть чиновника». Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов.

Стихи о России поэтов 19- 20 веков – 1час

Тема Родины в лирике 19 – 20 в. Своеобразие раскрытия темы в стихах А.К. Толстого «Илья Муромец», Я.П.Полонского «В альбом К.Ш.», А.А.Ахматовой «Молитва», В.Хлебникова «Мне мало надо», И. Северянина «Родник»

6. Из литературы 20 века – 19 часов

М.Горький -2 часа

Слово о писателе. « Детство» ( главы по выбору). «Легенда о Данко» ( из рассказа «Старуха Изергиль».Автобиографическая и романтическая направленность творчества. Приём контраста в раскрытии писательского замысла.

И.А.Бунин – 1 час

И.А.Бунин о себе. Стихотворение « Догорел апрельский светлый вечер». Рассказ « Кукушка». Основные образы. Своеобразие поэтического мира писателя.

А.И.Куприн – 1 час

Слово о писателе. Основная сюжетная линия в рассказе « Куст сирени». Понятие «подтекст». Идея рассказа.

В.В.Маяковский – 1час

Стихотворение « Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским…». Проблематика. Приёмы создания образов. Художественное своеобразие.

С.А.Есенин – 2 часа

Тематика лирики. Человек и природа в стихотворениях « Отговорила роща золотая…», « Я покинул родимый дом…». Образ лирического героя.

Р.р. № 4. Самостоятельный анализ лирического произведения.

И.С.Шмелёв – 1 час

Рассказ « Русская песня». Основные сюжетные линии. Проблематика и художественная идея.

М.М.Пришвин – 1 час

Рассказ « Москва – река». Тема и нравственный смысл. Образ рассказчика.

Н.А.Заболоцкий – 1 час

Стихотворение « Не позволяй душе лениться». Тема и основная идея. Художественное своеобразие.

К.Г.Паустовский – 2 часа

Слово о писателе. Человек и природа в рассказах Паустовского. Образ рассказчика.

Р.р. №5. Изложение с элементами сочинения.

А.Т.Твардовский -3 часа

Война, жизнь и смерть, героизм ,историческая память – основные мотивы лирики Твардовского. Стихотворения « Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни…». Поэма « Василий Тёркин» ( избранные главы).

ВН. чтение №4. Стихи и песни о войне поэтов 20 века.

Б.Л.Васильев – 2 часа

Б.Л.Васильев о себе. Рассказ « Экспонат №…». Смысл названия рассказа, основная идея, проблема истинного и ложного.

В.М.Шукшин – 1 час

Краткие сведения о писателе. Образы « чудиков» в рассказах «Микроскоп», « Волки» , «Срезал», «Постскриптум» (два рассказа по выбору).

Стихи поэтов 20 века о России – 1 час

« Мне о России надо говорить…». Я.Смеляков «История», А.Яшин «Не разлучился я», А.Вознесенский «Муромский дуб», А.Дементьев «Волга». Своеобразие раскрытия темы.



7. Из зарубежной литературы – 9 часов

  1. У.Шекспир. Краткие сведения об авторе. Вечные темы в сонетах Шекспира.

  2. Р.Бёрнс. Краткие сведения о поэте. Основные мотивы лирики. Баллада « Джон Ячменное Зерно».

  3. Ш.Пётефи. краткие сведения об авторе. Стихотворение « В деревне». Проблематика, позиция автора.

  4. Р.Стивенсон. Краткие сведения об авторе. Баллада « Вересковый мёд». Основные мотивы баллады. Роман « Остров сокровищ ( часть3). Приёмы создания образов.

  5. А.Конан – Дойл. Краткие сведения об авторе .« Записки Шерлока Холмса». Рассказ « Голубой карбункул». Сюжет, образ главного героя.

Вн.чтение № 5. Интерпретация самостоятельно прочитанного произведения.

  1. А.Сент – Экзюпери. Краткие сведения об авторе. « Планета людей» (в сокращении). Основные события и позиция автора.

  2. Р.р. №6 .Сочинение-рассуждение по повести «Планета людей».

  3. Повторение и обобщение за курс 7 класса – 4 часа

Повторение и обобщение пройденного.

Итоговая к/работа и её анализ. Подведение итогов. Рекомендации на лето.

Резервный урок – 1 час

Содержание программы

8 класс

(72 ч, из них р.р.-8 ч., к/р-1 ч.)

Введение-2 ч.

Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история в культурном наследии страны.



Вн.чт.№1. Защита читательского формуляра.

Из устного народного творчества-2 ч.

Исторические песни: «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Солдаты освобождают Смоленск ». Песни-плачи. Нравственная проблематика песен.



Из древнерусской литератур-3 ч.

« Слово о погибели Русской земли», из « Жития Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении), «Житие Сергия Радонежского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Тематическое многообразие жанров.



Из литературы 18 века-2 ч.

Основные направления, темы литературы 18 века. Г.Р.Державин. Тема поэта и поэзии. «Памятник». Власть и народ в стихотворении «Вельможа». Н.М.Карамзин. «Бедная Лиза».

Понятие сентиментализма.

Из литературы 19 века-34 ч (30+4)

Поэты пушкинского круга (обзор)-1 ч.

К.Н.Батюшков, Е.А.Баратынский, А.А.Дельвиг, Н.М. Языков. Краткие биографические сведения. Основные темы, мотивы лирики.



В.А.Жуковский-1 ч.

Баллады «Лесной царь», «Море», «Сельское кладбище», «Невыразимое». Понятие о романтизме.



А.С.Пушкин-9 ч.(7+2)

Тематическое богатство лирики Пушкина: «И.И.Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Степане Разине». «Пиковая дама» (обзор). «Маленькие трагедии» (обзор, содержание). Повесть «Капитанская дочка» (проблематика, система образов, авторская позиция по отношению к героям и событиям). Новый тип исторической прозы.



Р.р №1.. Самостоятельный анализ одной из «Маленьких трагедий» (по выбору учащегося).

Р.р. №2.Анализ эпизода (по повести «Капитанская дочка»).

М.Ю.Лермонтов-3 ч.

Кавказ в жизни и творчестве поэта. Поэма «Мцыри». Основные мотивы, идея и средства её выражения, образ-персонаж, образ-пейзаж. Романтические традиции в поэме.

Н.В.Гоголь-7 ч.(6+1)

Основные вехи творчества. Пушкин и Гоголь. Комедия «Ревизор» (основной конфликт пьесы, композиция, смысл эпиграфа). Сатирическая направленность комедии.



Р.р.№3. Рецензия на спектакль (фильм) по комедии Гоголя.

И.С.Тургенев-3 ч.

В мире художественного слова писателя. Повесть «Ася» (тематика, проблематика, Художественное своеобразие).

Н.А.Некрасов-2 ч.

Стихотворения «Тройка», «Внимая ужасам войны». Жизнь народа в лирике Некрасова.



А.А.Фет-1 ч.

Мир природы и духовности в поэзии Фета: «Учись у дуба…», «Целый мир от красоты».



А.Н.Островский-4 ч.(3+1)

Слово о драматурге. Сказка «Снегурочка» (сюжет, образ Снегурочки, связь с УНТ).



Р.р. №4. Защита рефератов по пьесе Островского.

Л.Н.Толстой-3 ч.

Слово о писателе. Автобиографическая трилогия. «Отрочество» (избранные главы). Рассказ «После бала» (проблематика, композиция, образ рассказчика).



Из литературы 20 века-19 ч (16+3)

А.М.Горький-2 ч.

Краткие биографические сведения о писателе. Ранние романтические произведения. «Песня о Соколе», «Макар Чудра» (проблематика, художественное своеобразие).



В.В.Маяковский-1ч.

Краткие сведения о поэте. Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям».



Н.Н.Теффи-1 ч.

Сатира начала века. «Свои и чужие». Большие проблемы маленьких людей.



М.М.Зощенко-1 ч.

Рассказы «Счастливый случай», «Аристократка». Художественное своеобразие рассказов.



Б.Л.Пастернак-1 ч.

Краткие сведения о поэте. Тема поэта и поэзии в стихотворении «Мне кажется, я подберу слова…»



Д.Б.Кедрин-1 ч.

Слово о поэте. Стихотворение «Зодчие» (основные идеи, художественное своеобразие).



Н.А.Заболоцкий-1 ч.

Слово о поэте. Тема духовной красоты в стихотворении «Некрасивая девочка».



А.Грин-2 ч.(1+1)

Краткие сведения о писателе. Вечные темы в повести «Алые паруса».



Р.р.№5. Сочинение-размышление по повести А.Грина «Алые паруса».

В.П.Астафьев-3 ч.(2+1)

Слово о писателе. Основные мотивы творчества. Проблема нравственной памяти в рассказе «Фотография, на которой меня нет».



Р.р. №6. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу Астафьева.

В.Г.Распутин-3 ч.(2+1)

Слово о писателе. Основные вехи 20 века на страницах прозы Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского».



Р.р. №7. Урок- диспут «Уроки жизни».

А.Т.Твардовский-3 ч.(2+1)

А.Т.Твардовский о себе. Творческая история поэмы «За далью даль». Образ России. Образ автора. Художественное своеобразие поэмы.



Р.р. №8.Час поэзии «Судьба Отечества» (по произведениям поэтов 20 века)

Из зарубежной литературы-6 ч.

У.Шекспир-3 ч.

Краткие сведения о Шекспире. Основные темы и жанры творчества. Трагедия «Ромео и Джульетта». Восприятие трагедии молодым поколением 21 века.



М. Сервантес-2 ч.

Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»( образ главного героя, понятие донкихотства).



Дж.Г.Байрон-1 ч.

Краткие сведения о поэте. Основные мотивы творчества. Стихотворения «Ода Наполеону», « Властитель дум», « С французского».



Заключительные уроки-2 ч.

Итоговая контрольная работа и её анализ. Рекомендации на лето.



Резервные уроки-2ч.

9 класс

Всего часов - 102, из них р.р.-12 час

Роль литературы в духовной жизни России. Связь русской литературы с мировой культуры Основные темы и мотивы русской классики.



Вн. чт. Защита читательского формуляра. (Отчёт о прочитанном за лето).

Древнерусская литература –5 ч

Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы (

с обобщением ранее изученного). «Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской литературы».

Р.р. №1. Сочинение по «Слову о полку….».

Из зарубежной литературы – 2 час

У.Шекспир. Жизнь и творчество (обзор). Трагедия «Гамлет». Проблематика. Основной конфликт. Гамлет в ряду «вечных образов».



Литература XVIII века –9 час

Понятие классицизма. Классицизм в русской и мировой литературе. Ж. Б. Мольер «Мещанин во дворянстве».

Классицизм в отечественной драматургии (общий обзор).

Новая эра русской поэзии. Значение творчества М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина в развитии поэтического слова.

Понятие о сентиментализме. Н. М. Карамзин. Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях Карамзина.

А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву».

Обобщение изученного материала по теме «Литература 18 века».

Зарубежная литература –2 ч

И. Гёте. «Фауст» (фрагменты) – вершина философской литературы.



Литература XIX века –62 час ( 51+11)

Обзор - 4 ч(3+1)

Золотой век русской литературы. В. А. Жуковский – поэт – романтик. Романтическая лирика начала века. (К. Н. Батюшков, Н. М. Языков, Е. А. Баратынский, К. Ф. Рылеев, Д. В. Давыдов, П. Я. Вяземский).



Р. р.№2. Обучение письменному анализу лирического произведения.

А. С. Грибоедов –9 ч (8+1)

А. С. Грибоедов: личность и судьба. Комедия «Горе от ума». Творческая история. Личное и социальное в конфликте. Своеобразие языка. Группировка образов. Комедия в русской критике. И. А.Гончаров «Мильон терзаний». Обучение конспектированию.



Домашнее сочинение по комедии «Горе от ума».

Зарубежная литература – 1 час

Дж. Байрон. Поэма « Паломничество Чальд Гарольда» (фрагменты).



А. С. Пушкин –21 ч(18+3)

А. С. Пушкин: жизнь и судьба. Дружба и друзья в лирике А. С. Пушкина. Свободолюбивая лирика Пушкина. Любовная лирика Пушкина. Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. Природа в лирике Пушкина. Поэма «Кавказский пленник». Проблематика. Художественное своеобразие. Цикл «Маленькие трагедии».

Роман «Евгений Онегин». История создания романа. Литературная полемика вокруг романа. Жанр. Онегинская строфа. Сюжет. Система образов романа. Автор и его герой. Картины жизни русского дворянства в романе. Онегин и Ленский. Онегин и Татьяна. Лирические отступления, их тематика и роль в романе.

Р.р. №3. Обучение анализу лирического произведения.

Р.р . №4,5. Классное сочинение по творчеству А.С.Пушкина.

М. Ю. Лермонтов – 14 час(11+3)

М. Ю. Лермонтов: личность, судьба, эпоха. Основные темы лирики Лермонтова. Тема свободы и одиночества. Образ поэта в поэзии Лермонтова. Образ России в лирике Лермонтова. Человек и природа в философской лирике Лермонтова.

Роман «Герой нашего времени». Жанр. Своеобразие композиция и образной системы романа. Автор и его герой. Психологический портрет Печорина. Печорин в ряду героев романа. Печорин в галерее «лишних людей». Тема любви и женские образы в романе.

Проблема судьбы в романе «Герой нашего времени»



Р.р. №6. Обучение сопоставительному анализу стихотворений разных авторов ( «Пророк» А.Пушкина и «Пророк» М.Лермонтова).

Р.р. №7. Обучение анализу эпизода (по главе «Тамань»).

Р.р. №8. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М.Ю.Лермонтова.

Н.В.Гоголь –13 час(10+3)

Н.В.Гоголь: страницы жизни и творчества. Художественные особенности прозы Гоголя (с обобщением ранее изученного). Поэма «Мёртвые души». История замысла, жанр, композиция. Особенности сюжета. Место Чичикова в системе образов. Деталь как средство создания образа. Образы помещиков и чиновников и средства их создания. Народная тема в поэме. Место «Повести о капитане Копейкине» в сюжете произведения. Смысл названия произведения. Души мёртвые и живые. Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги.



Р.р. №9. Деталь как средство создания образа.

Р.р.№10,11. Классное сочинение по поэме «Мёртвые души».

Литература 2 половины 19 века – 11 час (10+1)

(Обзор с обобщением ранее изученного)

Развитие традиций реализма в русской литературе 2 пол. 19 века. Нравственные и философские уроки русской классики. Особенности социально-психологической прозы (на примере произведений И.А.Гончарова и И.С.Тургенева.

.Сатира М.Салтыкова-Щедрина (на примере фрагментов «Истории одного

города» или сатирической. сказки «Коняга»).

Поэзия 2 пол. 19 в. и её особенности. Родина и природа в стихах Ф.И.Тютчева, А.А.Фета.

Н.А.Некрасов. Своеобразие некрасовской Музы.

А.Н.Островский. Театр А.Н.Островского (на примере пьесы «Бедность не порок»)

Л.Н.Толстой и Ф.М.Достоевский: два взгляда на мир.

А.П.Чехов. Комическое и трагическое в прозе и драматургии Чехова. Тема «маленького человека» в рассказах «Тоска», « Смерть чиновника».

Р.р. № 12. Сочинение – очерк.

Русская литература 20 века – 8 час

Своеобразие русской прозы рубежа веков (М.Горький, И Бунин, А.Куприн).

«Серебряный век» русской поэзии. Многообразие поэтических голосов России. Основные темы и мотивы. Образ России в творчестве А.Блока и С.Есенина.

М.Булгаков «Собачье сердце». Основные вехи биографии. Повесть «Собачье сердце».Авторская позиция.

М.Шолохов. «Судьба человека». Основные вехи биографии. Русский характер в изображении Шолохова. Рассказ «Судьба человека»: образы, роль сюжета и композиции в создании художественной идеи.

А.Солженицын. «Матрёнин двор». Основные вехи биографии писателя. Творческая история произведения. Реалии и обобщение в рассказе.

Герои и проблематика современной литературы (обзор).

Заключительный урок – 1 час

Подведение итогов. Рекомендации на лето.



Тематическое планирование

7 класс.

Всего часов-70, из них р.р. – 6 часов, вн. чт. – 5 часов, к.работа – 1 час.

Введение – 2 часа

Урок 1. Знакомство с учебником. Литературные виды и жанры. Личность автора.

Урок 2. Вн. чт. Защита читательского формуляра.



Устное народное творчество – 5 часов

Урок 3. Понятие о былине. Былинные богатыри. Былина « Святослав и Микула Селянинович».

Урок 4. Былина « Илья Муромец и Соловей – разбойник». Сюжет. Герои. Художественное своеобразие.

Урок 5. А.К.Толстой « Илья Муромец».

Урок 6. Песенные жанры. Быт, нравы народа. Художественное своеобразие народных песен.

Урок 7. Вн. чт. Посиделки в литературной гостиной.

Из древнерусской литературы – 2 часа

Урок 8. Жанры древнерусской литературы. « И вспомнил Олег коня своего…»

Урок 9. « Повесть о Петре и Февронии». Нравственный смысл повести.

Из литературы 18 века – 5 часов

Урок 10. Слово о Ломоносове. Ода « На день восшествия на престол…»

Урок 11. Г.Р.Державин. Слово о поэте. Ода «Властителям и судиям».

Урок 12. Р.р. Обучение составлению тезисов по статье учебника.

Урок 13. Д.И.Фонвизин. Общая характеристика комедии «Недоросль»

Урок 14. Р.р. Устное сочинение – характеристика литературного героя.



Из литературы 19 века – 24 часа

А.С.Пушкин – 4 часа

Урок 15. Слово о поэте. Вольнолюбивые мотивы в лирике Пушкина.

Урок 16. Баллада « Песнь о вещем Олеге»

Урок 17. Поэма « Полтава»( в сокращении). Образ Петра.

Урок 18. В.н. чт. Мой Пушкин.

М.Ю.Лермонтов – 3 часа

Урок 19. Слово о поэте. Стихотворение « Родина».

Урок 20. « Песня про царя Ивана Васильевича…». Проблематика. Художественные особенности.

Урок 21. Р.р. Обучение письменному анализу эпизода.



Н.В.Гоголь – 2 часа

Урок 22. Н.В.Гоголь в Петербурге. Повесть « Шинель».

Урок 23. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к герою и событиям.

И.С.Тургенев – 3 часа

Урок 24. Слово о Тургеневе. Общая характеристика « Записок охотника». Рассказ « Певцы».

Урок 25. « Хорь и Калиныч». Основная тема. Характеры героев.

Урок 26. Стихотворения в прозе. Тематика. Художественное своеобразие.



Н.А.Некрасов – 4 часа

Урок 27. Слово о поэте. Стихотворение « Вчерашний день, часу в шестом…».

Урок 28. Стихотворение « Размышление у парадного подъезда».

Урок 29. Поэма «Русские женщины». Глава «Княгиня Трубецкая».

Урок 30. Стихотворение « Железная дорога».

М.Е.Салтыков – Щедрин – 2 часа

Урок 31. Слово о сатирике. Сказка « Дикий помещик».

Урок 32. «Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Л.Н.Толстой – 1 час

Урок 33. Л.Н.Толстой – участник обороны Севастополя. «Севастопольские рассказы».Человек и война.



Н.С.Лесков – 2 часа

Урок 34. Слово о писателе. « Левша». Своеобразие стиля писателя.

Урок 35. Левша как носитель русского национального характера.

А.А.Фет – 1 час

Урок 36. В мире художественного слова А.Фета. Стихотворения « Вечер», «Зреет рожь».



А.П.Чехов – 1 час

Урок 37. Слово о писателе. Ранние юмористические рассказы. Разоблачение человеческих пороков.



«О, русская земля…»: стихи о России поэтов 19 – 20 веков.

Урок 38. Тема России в лирике А.К.Толстого, Я.П.Полонского, А.Ахматовой и других.



Из литературы 20 века – 19 часов

М.Горький – 2 часа

Урок 39. Слово о писателе. Главы из повести « Детство».


Урок 40. « Легенда о Данко». Герой – романтик.

И.А.Бунин – 1 час.

Урок 41. И.Бунин о себе. Рассказ «Кукушка».

А.И.Куприн – 1 час

Урок 42. Слово о писателе. Рассказ « Куст сирени».



В.В.Маяковский – 1 час

Урок 43. Слово о поэте. Стихотворение « Необычайное приключение, бывшее с

В.Маяковским на даче…»

С.А.Есенин – 2 часа

С.А.Есенин о себе. Человек и природа в лирике С.Есенина.

Урок 45. Р.р. Самостоятельный анализ лирического произведения.

И.С.Шмелёв – 1 час

Урок 46. Слово о писателе. Рассказ « Русская песня».



М.М.Пришвин – 1 час

Урок 47. Слово о писателе. Рассказ « Москва – река».



К.Г.Паустовский – 2 часа

Урок 48. Слово о писателе. Человек и природа в рассказе « Мещёрская сторона».

Урок 49. Р.р.Изложение с элементами сочинения.

Н.А Заболоцкий – 1час

Урок 50. Слово о поэте. Стихотворение « Не позволяй душе лениться».



А.Т.Твардовский – 3 часа

Урок 51. Слово о поэте. Стихотворение « Прощаемся мы с матерями…».

Урок 52. Главы из поэмы « Василий Теркин». Человек на войне.

Урок 53. Вн. чт. Стихи и песни о войне поэтов 20 века.



Б.А.Васильев – 2 часа

Урок 54. Б.Васильев о себе. Рассказ « Экспонат №…»

Урок 55. Проблема истинного и ложного в рассказе Васильева.

В.М.Шукшин – 1 час

Урок 56. Краткие сведения о писателе. «Чудики» в рассказах Шукшина.



Стихи поэтов 20 века о России -1час

Урок 57. Поэтический час « Мне о России нужно говорить...»



Из зарубежной литературы – 9 часов

Урок 58. У.Шекспир. Краткие сведения об авторе. Сонеты.

Урок 59. Р.Бёрнс. Краткие сведения о поэте. Баллады.

Урок 60.Ш.Петефи. Краткие сведения о поэте. Стихотворение « В деревне».

Урок 61. Р.А.Стивенсон. Краткие сведения об авторе. Баллада « Вересковый мёд».

Урок 62. Р.Л.Стивенсон. Роман « Остров сокровищ»( 3 часть).

Урок 63. А.Конан – Дойл. Краткие сведения об авторе. Сборник « Записки о Шерлоке Холмсе» ( общий обзор).
Урок 64. Вн. чт. Интерпретация самостоятельно прочитанного произведения.

Урок 65.А.Сент – Экзюпери. Краткие сведения об авторе. «Планета людей».

Урок 66. Р.р. Сочинение – рассуждение по повести « Планета людей».

Повторение и обобщение пройденного в 7 классе – 4 часа

Урок 67. Повторение и обобщение изученного.

Урок 68. Итоговая контрольная работа.

Урок 69. Анализ контрольной работы. Подведение итогов. Рекомендации на лето.

Урок 70. Резервный урок.


следующая страница >>