Рабочая программа по окружающему миру (человек, природа, общество) для 1 -4 классов - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Рабочая программа по окружающему миру (человек, природа, общество) для 1 -4 классов - страница №1/4


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Николаевская средняя общеобразовательная школа

«Принята»

на педагогическом совете

пр №_1___

«30__» августа 2013г.



« Утверждаю»

Директор МОУ СОШ

________ Балышкова Н.А..

Пр.№__105_____

«__30_» августа 2013 г.


Рабочая программа

по окружающему миру (человек, природа, общество)

для 1 -4 классов,

реализующая стандарты 1 поколения
УМК «Школа России»

Составители: МО учителей начальных классов

2013г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Статус документа

Рабочая программа разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования (2004г), примерной программы по окружающему миру, концепции и программы для начальных классов А.А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ (Москва, 2008г.). Структура документа

Программа включает следующие разделы: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса; тематический план, перечень контрольных работ, требования к уровню подготовки учащихся; критерии и нормы оценки знаний, умений навыков, УМК по предмету, КИМы.

Общая характеристика учебного предмета

Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника. Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.



В 1 классе еще не выделяются и не структурируются в самостоятельные разделы программы те или иные предметные области действительности (например, живая природа, техника и т. д.). Ребенок в этом возрасте — первооткрыватель мира, и его интересует все. Целостный образ окружающего формируется через «мозаику» его компонентов в процессе поиска ответов на детские вопросы: что? кто? как? когда? почему? зачем? и др. Первоклассники учатся задавать вопросы об окружающем мире и искать в доступной им форме ответы на них. Первый круг вопросов, сгруппированных в теме «Что и кто?», обеспечивает формирование у детей представлений об объектах окружающего мира, их разнообразии и свойствах. Предпочтение отдается самому близкому, тому, что доступно непосредственно чувственному опыту детей. Вторая группа вопросов (тема «Как, откуда и куда?») — это познание учащимися различных процессов, явлений окружающего мира, как естественных, так и связанных с деятельностью людей. Третий круг вопросов (тема «Где и когда?») развивает представления детей о пространстве и времени, а четвертый (тема «Почему и зачем?») обеспечивает опыт причинного объяснения явлений окружающего мира, определения целей и смысла той или иной человеческой деятельности. Учебное содержание в каждой теме выстраивается в основном по единой схеме: мир неживой природы, растения и животные, мир людей и созданных ими предметов, наше здоровье и безопасность, экология. Продвигаясь от темы к теме, учащиеся вновь и вновь возвращаются к основным предметным областям, постоянно расширяя и углубляя свои знания о них, рассматривая их с новой точки зрения.

Окружающий мир имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе. Окружающий мир носит личностно-развивающий характер. Его цель — воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Приоритетной задачей является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека — доброта, терпимость, ответственность

К числу важнейших задач относятся воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно - научных и обществоведческих дисциплин в основной школе. При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности. Содержание охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Отбор содержания осуществлялся на основе следующих ведущих идей: Идея многообразия мира. Идея экологической целостности мира. Идея уважения к миру. Многообразие, как форма существования мира, ярко проявляет себя в природной и в социальных сферах. На основе интеграции естественно - научных, географических, исторических сведений выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса.

Во 2 классе выделяется несколько содержательных линий. Первую из них составляет ознакомление с природой. Программой для 2 класса предусмотрено формирование важнейших природоведческих понятий: природа, неживая природа, живая природа, дикорастущие и культурные растения, дикие и домашние животные и др. Важное место занимает знакомство с конкретными природными объектами (воздух, вода, различные виды растений и животных). Дети учатся распознавать растения и животных своей местности, комнатные растения, обитателей живого уголка, наиболее распространенные породы собак и т. д. Вместе с тем целенаправленно и последовательно раскрываются доступные пониманию учащихся экологические зависимости, осознание которых необходимо для развития у учащихся современного экологического мышления. Большое внимание уделяется воспитанию гуманного отношения к живому, чувства милосердия, норм поведения в природной среде, следование которым составляет основу экологической культуры личности.

В качестве другой содержательной линии - знакомство с жизнью общества на примере своего города или села. Учащиеся получают элементарные представления об экономике, о простейших производственных процессах и соответствующих профессиях людей, о культуре и образовании. Раскрываются важнейшие взаимосвязи между природой и хозяйством, между различными отраслями экономики, воспитывается уважение к честному, добросовестному труду в любой сфере жизни.

Следующая содержательная линия включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью ребенка, и нацелена на формирование соответствующих умений и навыков. Наряду с овладениями правилами гигиены предусмотрено обучение умению ориентироваться в ситуациях, которые могут представлять опасность: на улице и дороге, на воде, в быту, при контактах с незнакомыми людьми и т. д. Важной содержательной линией является обучение умению общаться с другими людьми — детьми и взрослыми, освоение азбуки вежливости и элементарных правил поведения среди других людей — в семье, гостях, школе, общественных местах. Еще одна содержательная линия связана с обучением учащихся простейшим способам ориентирования на местности и формированием первоначальных географических представлений о родной стране, ее столице и других городах, о разных странах мира и нашей планете в целом. При этом начинается освоение приемов чтения карты, которое будет продолжено в последующих классах. Изучение этих вопросов способствует развитию пространственных представлений детей, их воображения, помогает воспитывать любовь к Родине, к Земле как общему дому всего человечества.



Основные содержательные линии

Основные содержательные линии предмета определены стандартом начального общего образования и представлены в программе разделами: «Что такое окружающий мир», «Младший школьник», «Природа», «Человек и природа», «Общество», «Родной край – малая Родина», «Земля – планета жизни».

Изучение окружающего мира направлено на достижение следующих целей:

развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задания;

освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;

воспитание ïîçèٍèâيîمî ‎ىîِèîيàëüيî-ِهييîٌٍيîمî îٍيîّهيèے ê îêًَوà‏ùهىَ

миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;

ïîًٍهليîٌٍè َ÷àٌٍâîâàٍü â ٍâîً÷هٌêîé نهےٍهëüيîٌٍè â ïًèًîنه è îلùهٌٍâه, ٌîًُàيےٍü è َêًهïëےٍü çنîًîâüه;



  • формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье;

  • осуществление подготовки к изучению естественно - научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирование учебной деятельности.

При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Рабочая программа направлена на формирование у подрастающего поколения экологической культуры, т.к. одним из противоречий современной эпохи является всё углубляющееся противоречие между обществом и природой. Вводит младшего школьника в мир истории, где происходит объединение знаний о человеке, о природе и обществе.

На данном предмете формируются предпосылки общего научного мировоззрения, их познавательные способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральным базисным учебным планом на изучение предмета «Окружающий мир (человек, природа, общество)» отводится по 2 часа в неделю, в год:



1класс

2класс

3класс

4класс

66 часов

68 часов

68 часов

68 часов

Общий объем учебного времени составляет 270 часов.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

В процессе освоения содержания «Окружающего мира» учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки, осваивают способы деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования. К числу важнейших относятся, в частности, наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта); выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов; проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов; работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; работа с учебными и научно-популярными текстами и др.



Методы обучения и формы организации учебной деятельности.

-ىهٍîنû îلَ÷هيèے: частично-поисковые, исследовательские, метод проектной деятельности, практические, наглядные

- èٌïîëüçَ‏ٌٍے: фронтальная беседа, устная дискуссия, самостоятельные и практические работы, работа с картой, коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах,

-предусматриваются ًàçëè÷يûه âèنû ïًîâهًîê (самопроверка, взаимопроверка, работа с консультантами),

-ïهنàمîمè÷هٌêèه ٍهُيîëîمèè: ИКТ, развивающее, модульное и дифференцированное обучение.

-Применяются разнообразные ًٌهنٌٍâà îلَ÷هيèے: разноуровневые карточки, тесты, справочники, словари, демонстрационный материал, гербарии, таблицы, карты.

Основными формами контроля являются: наблюдение, тесты, контрольные работы, практические задания Результаты обученияпредставлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать– перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь– владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Распределение изучения учебного материала по классам

Название разделов программы

Кол. – во часов в прим. программе

1класс

2класс

3класс

4класс

Всего часов

Что такое окружающий мир

20 -15

Осваивается в ходе практической деятельности при изучении всех разделов программы

15ч


Осваивается в ходе практической деятельности при изучении всех разделов программы



Осваивается в ходе практической деятельности при изучении всех разделов программы



Осваивается в ходе практической деятельности при изучении всех разделов программы

21


Младший школьник

10 -15

15

14

11

-

40

Природа

70 -60

24

27

25

20

96

Человек и природа

15 -20

3

4

13

3

23

Общество

60 - 55

3

10

5

37

55

Родной край – малая Родина

10 -15

3

4

--

3

10

Земля – планета жизни

15 -20

3

7

10

5

25




215ч.

66

68

68

68

270ч



Содержание программы - 1 класс – 66ч.

Что такое окружающий мир – 15ч. (осваивается в ходе практической деятельности при изучении всех разделов программы)

Природа и общество как составные части окружающего мира Способы познания окружающего мира: наблюдения; опыты; измерения.

Поиск дополнительной информации в различных источниках(включая компьютер); работа со справочниками и энциклопедиями.

Экскурсия: с целью ознакомления с ближайшим природным и социальным окружением

( школьный сад).



Практическая работа: Поиск дополнительной информации в различных источниках (включая компьютер)

Младший школьник - 15ч.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня. Правила организации домашней и учебной работы; подготовка рабочего места, его освещённость, проветривание. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах. Личная гигиена Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой Отдых в семье

Труд в семье, обязанности членов семьи Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых Правила взаимодействия со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.

Экскурсии: по школе; в спортивное учреждение

Практическая работа: составление режима дня

Природа - 24ч

Что такое природа; отличие объектов природы от изделий. Неживая и живая природа; признаки различных объектов природы (цвет, форма, сравнительные размеры). Связи между неживой и живой природой (значение Солнца, воздуха, воды для живой природы). Явления природы: половодье, гроза, листопад, перелеты птиц и др. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Разнообразие веществ в окружающем мире; твердые, жидкие, газообразные вещества. Вода; легко определяемые свойства воды (текуча, не имеет цвета и запаха; занимает форму любого сосуда); ее распространение в природе, значение для живых организмов. Водоемы, их разнообразие (океан, река, пруд, болото); использование человеком.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена), их изображение на рисунке, схеме. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, травы, их наблюдение в ближайшем окружении, нахождение отличительных признаков (с использованием сравнения).

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным.



Практические работы:

№1 Знакомство с частями растений: №2 Условия жизни растений Человек и природа – 3ч. Зависимость жизни человека от природы и ее состояния. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (наблюдение в окружающей местности). Правила поведения в природе. Оценка своего и чужого поведения (на конкретных примерах). Экскурсии: в ближайшее природное окружение с целью наблюдения и оценки положительного и отрицательного влияния человека на природу; Практические работы: участие в доступной природоохранной деятельности (изготовление простейших кормушек, подкормка птиц, уход за растениями и животными). Общество – 3ч. Россия (Российская Федерация) – наша Родина. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России; картины быта в разные исторические времена.



Практическая работа: Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий)

Родной край – малая Родина – 3ч.



Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; Практическая работа: работа с планом своего села, картой края целью получения краеведческой информации и отработки элементарных приёмов чтения плана и карты. Земля – планета жизни – 3ч. Солнце – небесное тело, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли, глобус как модель Земли. Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода. Практическая работа: глобус – модель Земли;

Календарно – тематическое планирование – 1 класс-66ч



дата

Разделы программы

Тема урока

Элементы содержания










1 четверть – 18ч.




1




Что такое окружающий мир

Вводный урок «Задавайте вопросы»

Экскурсия№1: с целью ознакомления с ближайшим природным и социальным окружением ( школьный сад)

Природа и общество как составные части

окружающего мира



2






Младший школьник


Мир вокруг нас, его многообразие


Дорога от дома до школы, правила безопасного

поведения на дорогах.



3




Младший школьник

Мир вокруг нас, его многообразие




4






Младший школьник

Учимся задавать вопросы об окружающем мире


Основные правила поведения в школе

5




Младший школьник

Учимся задавать вопросы об окружающем мире




6






Младший школьник


Наша школа

Экскурсия№2 по школе; в спортивное учреждение

Правила организации домашней и учебной работы; подготовка рабочего места, его освещённость, проветривание. Классный,

школьный коллектив, совместная учёба, игры,



отдых

7




Младший школьник

Наша школа

Экскурсия№2 по школе; в спортивное учреждение




8




Младший школьник

Дорога от дома до школы. Правила безопасного пути

Дорога от дома до школы. Правила безопасного пути

9




Природа


Что у нас над головой?.


Неживая и живая природа

10




Природа

Что у нас под ногами?




11




Природа


Что растёт на подоконнике?

Пр.р№1 знакомство с частями растений(на примере цветковых растений)


Растения, их разнообразие. Части растений(корень, стебель, цветок, плод, семена)

12




Природа

Что растёт на клумбе?

Пр.р. №2 Условия жизни растений




13




Природа

Что это за листья?

Пр.р№3 знакомство с частями растений (на примере цветковых растений)

Деревья, кустарники, травы, их наблюдение в ближайшем окружении, нахождение отличительных признаков (с использованием сравнения).

14




Природа

Что такое хвоинки?

Пр.р№4 знакомство с частями растений(на примере цветковых растений)

Деревья, кустарники, травы, их наблюдение в ближайшем окружении, нахождение отличительных признаков (с использованием сравнения).

15




Природа

Что общего у разных растений?

Пр. р.№5 знакомство с частями растений(на примере цветковых растений)

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.

16




Природа

Кто такие насекомые?

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери: различение групп животных по существенным признакам, легко выделяемым во внешнем строении (например, перья у птиц, шерсть у зверей)

17




Природа

Кто такие рыбы?

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища).

18




Природа

Кто такие птицы?

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища).










2 четверть – 14ч.




19




Природа

Кто такие звери?




20




Природа

Что такое зоопарк

Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным.

21




Младший школьник

Что окружает нас дома?

Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой

22




Что такое окружающий мир

Что умеет компьютер?

Пр. р.№6 Поиск дополнительной информации в различных источниках(включая компьютер)

Источники информации об окружающем мире: учебники, энциклопедии, справочники ( в том числе на электронных носителях) телевидение и др.

23




Младший школьник

Что вокруг нас может быть опасным?

Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой

24




Общество

Родной край –малая Родина



1.Что мы знаем о нашей стране и своём городе(селе)?

Пр.р.№7 Россия на карте( границы, города, места изученных сражений, исторических событий),


Россия –наша Родина

Родной город (село),регион (область, край, республика) название, достопримечательности



25




Общество

Что мы знаем о нашей стране и своём городе (селе)?

Россия –наша Родина

Родной город (село),регион (область, край, республика) название, достопримечательности



26




Родной край – малая Родина

3. Что мы знаем о нашей стране и своём городе(селе)?

Пр.р.№8 Работа с планом своего села, картой края с целью получения Россия –наша Родина

Родной город (село),регион (область, край, республика) название, достопримечательности краеведческой информации и отработки элементарных приёмов чтения плана и карты.



Россия –наша Родина

Родной город (село),регион (область, край, республика) название, достопримечательности



27




Родной край – малая Родина

4. Что мы знаем о нашей стране и своём городе(селе)

Россия –наша Родина

Родной город (село),регион (область, край, республика) название, достопримечательности



28




Родной край –малая Родина

5. Что мы знаем о нашей стране и своём городе(селе)

Россия –наша Родина

Родной город (село),регион (область, край, республика) название, достопримечательности



29




Земля –планета жизни

На что похожа наша планета?

Пр.р.№ 9 Глобус – модель Земли

Земля –планета, общее представление о форме и размерах Земли, глобус как модель Земли

30




Природа

Куда текут реки?

Водоёмы, их разнообразие(Река, использование человеком

31




природа

Откуда в наши дома приходит вода и куда она уходит?

Река, использование человеком

32




Младший школьник

Откуда в наш дом приходит электричество?

Правила противопожарной безопасности с электричеством










3 четверть -18ч.




33




Природа

Откуда берётся снег и лёд?

Пр.р.№10 Знакомство со свойствами воды

Разнообразие веществ в окружающем мире; твердые, жидкие, газообразные вещества.. Вода; легко определяемые свойства воды (текуча, не имеет цвета и запаха; занимает форму любого сосуда); ее распространение в природе, значение для живых организмов.

34




Природа

Как живут растения?

Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).
















35




Природа

Как живут животные? Как ухаживать за кошкой и собакой?

Роль животных в жизни людей, бережное

отношение человека к животным





36




Природа

Как зимой помочь птицам?

Пр.р.№11 Участие в доступной природоохранной деятельности (изготовление простейших кормушек, подкормка птиц, уход за животными)

Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным

37




Что такое окружающий мир

Как путешествует письмо?

Способы познания окружающего мира

38




Что такое окружающий мир

Откуда берутся шоколад, изюм и мёд7

Способы познания окружающего мира

39




Человек и природа

Откуда берётся и куда девается мусор?

Экскурсия №3: в ближайшее природное окружение с целью наблюдения и оценки положительного и отрицательного влияния человека на природу

Зависимость жизни человека от природы и ее состояния. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (наблюдение в окружающей местности).

Правила поведения в природе.



40




Что такое окружающий мир

Откуда в снежках грязь?

Способы познания окружающего мира

41




Природа

Когда придёт суббота?

Времена года, их особенности( на основе наблюдений)

42




Природа

Когда наступит лето?

Времена года, их особенности( на основе наблюдений)

43




природа

Где живут белые медведи7

Связи между неживой и живой природой (значение Солнца, воздуха, воды для живой природы).

44




Природа

Где живут слоны?

Связи между неживой и живой природой (значение Солнца, воздуха, воды для живой природы).

45




Природа

Где зимуют птицы?

Связи между неживой и живой природой (значение Солнца, воздуха, воды для живой природы).

46




Природа

Когда жили динозавры7

Условия, необходимые для жизни на Земле

47




Общество

Когда появилась одежда?

Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России; картины быта в разные исторические времена

48




Младший школьник

Когда изобрели велосипед?

Отдых в семье

49




Младший школьник

Когда ты станешь взрослым?

Труд в семье, обязанности членов семьи

50




Земля – планета жизни

Почему Солнце светит днём, а звёзды – ночью?

Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли










4 четверть -16ч.




51




Земля – планета жизни

Почему на луне не живут люди?

Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода

52




Что такое окружающий мир

Почему идёт дождь и дует ветер?

Способы познания окружающего мира

53




Что такое окружающий мир

Почему звенит звонок?

Способы познания окружающего мира

54




Что такое окружающий мир

Почему радуга разноцветная?

Способы познания окружающего мира

55




Что такое окружающий мир

Почему их так назвали?

Способы познания окружающего мира

56




Человек и природа

Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?

Почему в лесу нужно соблюдать тишину?

Правила поведения в природе. Оценка своего и чужого поведения

57




Младший школьник

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

Личная гигиена

58




Младший школьник

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

Личная гигиена

59




Младший школьник

Зачем мы спим ночью?

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня

60




Что такое окружающий мир

Зачем строят корабли?

Способы познания окружающего мира

61




Что такое окружающий мир

Зачем нужны автомобили?

Способы познания окружающего мира

62




Что такое окружающий мир

Почему поезда длинные?

Способы познания окружающего мира

63




Что такое окружающий мир

Зачем нужны самолёты?

Способы познания окружающего мира

64




Что такое окружающий мир

Зачем летают в космос?

Способы познания окружающего мира

65




Человек и природа

Почему мы часто слышим слово «экология»?

Зависимость жизни человека от природы и её состояния

66




Что такое окружающий мир

Как мы находим ответы на свои вопросы?

Работа со справочниками и энциклопедиями

Количество практических работ и экскурсий по четвертям




1четверть

2четверть

3 четверть

4 четверть

Всего

Пр.р.

5ч.

5ч.

1ч.

-

11ч.

экскурсии



-

1ч.

-

3ч.

следующая страница >>