Рабочая программа по музыке 5-7 классы разработана на основе государственной программы общеобразовательных учреждений «Музыка 1-8 кл - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по музыке составлена на основе Программы общеобразовательных... 1 78.44kb.
Рабочая учебная программа по музыке для 3-го класса разработана на... 1 246.28kb.
Рабочая учебная программа по музыке для 4-го класса разработана на... 1 207.7kb.
Пояснительная записка литература, 5 класс рабочая учебная программа... 3 668.23kb.
Рабочая программа по учебному курсу «Музыка» 5 класс Рассмотрено... 2 655.45kb.
Пояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана на... 1 151.94kb.
Количество часов 1 220.7kb.
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального... 2 713.59kb.
- 2 548.8kb.
Рабочая программа по музыке 5-7 классы Разработана в соответствии... 1 318.48kb.
Тематическое планирование по родному языку и литературе Классы 9... 1 550.85kb.
Программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных... 1 262.3kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа по музыке 5-7 классы разработана на основе государственной программы - страница №1/3

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5

УТВЕРЖДЕНА

Педагогическим советом МКОУ СОШ №5

Протокол от 30 августа 2013г. №1

Председатель Пед. совета

Мельников В.Е.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по

МУЗЫКЕ

2013-2014 учебный год



5-7 классы

Разработала учитель

музыки

Рогова Н.Н.,



первая категория.

Узловая 2013



Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке 5-7 классы разработана на основе государственной программы общеобразовательных учреждений «Музыка 1-8 классы» под руководством Д. Б. Кабалевского из-во «Просвещение» М., 2006 и Федерального компонента государственного стандарта. Из-во «Дрофа» М., 2007.

Создание данной рабочей программы обусловлено:



  • расхождением авторской программы с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта;

  • необходимостью согласования рабочей программы с новой программой развития МКОУ СОШ№5 на 2011-2015 гг.

  • изменениями в содержании программы;

  • появлению новых тем;

  • распределением тем 8 класса с 5 по 7 класс.

В данной программе необходимо реализовать задачи школы, связанные с достижением терминальной цели (образованием и развитием личности учащихся):

  • достижение высокого качества образовательного процесса, необходимого для обеспечения повышенного уровня музыкального образования, соответствующего статусу лицея; предоставление равных, но разнообразных возможностей освоения современного знания и культуры учащимися в качестве предпосылок для творческой самореалиазации и позитивного самоопределения в современной социокультурной ситуации.

  • улучшить качество музыкального образования как наиболее социально востребованных областей знания, являющихся базой для получения профессионального образования, соответствующего актуальным потребностям современного рынка труда.

Образовательный процесс строится с использованием дистанционного обучения (ДО). Дистанционное обучение – это взаимодействие учителя и учащихся, учащихся между собой специфичными средствами Интернет-технологий.

Интернет-ресурсы в школе могут использоваться:



  • при подготовке обучающихся к поступлению в учебные заведения определенного профиля;

  • для углубленного изучения темы, раздела из школьной программы или вне школьного курса;

  • для ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках обучающихся по определенным предметам школьного цикла;

  • для изучения базового курса школьной программы для обучающихся, не имеющих возможности по разным причинам посещать школу;

  • для диагностики и контроля знаний обучающихся, в т.ч. при подготовке к государственной (итоговой) аттестации;

  • для дополнительного образования по интересам.

Сетевые технологии, используемые в ДО:

  • электронная почта;

  • мультимедийные вставки;

  • доступ к данным школьного сайта;

Виды самостоятельной работы обучающихся в ДО:

  • работа с гипертекстом;

  • поиск информации по сети;

  • дискуссии в сети (телеконференции; чат);

  • выполнение индивидуальных и групповых проектов;

  • работа в виртуальной библиотеке.


Целью музыкального воспитания в школе является развитие музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи музыкального образования учащихся 5 – 7 классов:

  • развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

  • освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; слушательской и исполнительской культуры учащихся.


Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения музыки пятиклассники должны:

- понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);

- знать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки; находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;

- знать основоположника русской классической музыки, композиторов «Могучей кучки»;

- уметь находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;

- размышлять о знакомом музыкальном произведении, инструментальной, сценической музыки; находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;

- уметь творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально – ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

- уметь передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах);

- развивать умения и навыки музыкально – эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, посещение концертов, театров и др.;

- проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально – эстетической жизни класса, школы, поселка.
В результате изучения музыки шестиклассники должны:

- понимать жизненно – образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;

- иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;

- знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;

- различать полифоническую и гомофонную музыку;

- уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, религиозная, современная;

- владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений

- анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;

- уметь раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусств.

- развивать навыки исследовательской художественно – эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);

- совершенствовать умения и навыки самообразования
В результате изучения музыки семиклассники должны:

- понимать роль музыки в жизни человека;

- совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор, исполнитель, слушатель);

- понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей;

- иметь представление об особенностях музыкального языка, музыкальной драматургии, средствах музыкальной выразительности;

- знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации;

- выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства.

- уметь исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;

- уметь эмоционально – образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои предпочтения и в ситуации выбора;

- уметь творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально – ритмического движения, импровизации, ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи

- уметь использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполняя творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;

- иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом;

- совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и др.

5 класс

1 четверть

РАЗДЕЛ 1. МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА.(16ч.)
ТЕМА 1. Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы.(9ч.)
Искусство в нашей жизни. Способность искусства доставлять человеку эстетическое наслаждение, увлекать и покорять его своей красотой. Роль музыки в семье искусств, ее влияние на другие искусства. Специфика русской народной музыкальной культуры и ее основные жанры (былины, обрядовые, трудовые, лирические песни и частушки). Взаимодействие музыки и литературы - основа песенного жанра. Вторая жизнь песни. Обращение композитора к мелодиям песен при создании инструментальных произведений. Поэзия-основа музыкального творчества композитора Г. Свиридова. Литературно-драматическая основа произведений оперного жанра. Связь музыки и литературы в балетном жанре. Песенная тематика в симфонической музыке. Музыка в храме. Основа церковных песнопений – канонические тексты. Нерасторжимая связь музыки со словом. Русские композиторы. С. Рахманинов. М. Балакирев, Н. Мясковский. Д. Бортнянский. П. Чайковский. Г. Свиридов. Н. Римский-Корсаков. М. Глинка. Зарубежные композиторы. И. Морозов. Жанр. Песня. Вокализ. Кантата. Опера. Балет. Изобразительный язык движений. Балетная вариация. Кордебалет. Романс. Симфония. Либретто. А капелла. Канон. Финал. Фольклор. Былина. Колыбельная. Певческие голоса. Сопрано. Тенор. Баритон. Бас. Дирижер. В. Федосеев. Е. Мравинский. Н. Калинин. Симфонический оркестр. Оперный театр. Ансамбль скрипачей Большого театра. Русский народный академический оркестр имени Н.П. Осипова. Русские народные инструменты. Домра. Баян. Балалайка. Бубен. Ложки. Трещотка. Ксилофон. Металлофон. Колокольчики. Румба.
Музыкальный и литературный материал.
Веснянка, украинская народная песня.

Концерт для фортепиано с оркестром №1. П. Чайковский.

Вокализ. С. Рахманинов.

Концерт №3 для фортепиано с оркестром. С. Рахманинов.

Жаворонок. М. Глинка, стихи Н. Кукольника.

Жаворонок. М. Глинка – М. Балакирев.

Симфония №6. Н. Мясковский (финал).

Грустная песенка. П. Чайковский.

Музыка. Б. Пастернак.

Мы пойдем погулять. Р.н.п.

Поэма памяти Сергея Есенина. Г. Свиридов, стихи С. Есенина, 2 часть «Поет зима, аукает».

Ой ты, Русь. С. Есенин.

Садко. Былина из русского народного литературного фольклора.

Садко. Опера-былина. Н. Римский-Корсаков. Колыбельная Волховы.

Руслан и Людмила. Опера. М. Глинка.

Руслан и Людмила. А. Пушкин. Отрывки из поэмы.

Конопатая девчонка. Б. Савельев.

Доктор Айболит. Сказка. К. Чуковский.

Доктор Айболит. Балет. И. Морозов. Фрагменты.

Во поле береза стояла. Р. н. п.

Во саду ли в огороде. Р. н. п.

Под горою калина. Р. н. п.




2 четверть (7 ч.)

ТЕМА 2. Что стало бы с литературой, если бы не было музыки.(7ч.)
Музыка – главный герой сказок у всех народов мира. Музыка – главный герой басни. Чудо музыки в повестях К. Паустовского. Музыка – одно из главных «действующих» лиц кинофильмов. Музыка в храме. Средневековая духовная музыка западноевропейской традиции. Григорианский хорал, гимны, псалмодия. Месса, ее духовное значение. Рождение раннего многоголосия. Символический смысл средневековой музыки. Особенности музыки эпохи Средневековья. История создания нотного письма. Готический стиль. Основа церковных песнопений – канонические тексты. Месса – цикл песнопений католической церкви. Фольклор как часть общей культуры народа. Музыка Рождества. Роль духовной, народной, композиторской музыки в праздновании Рождества Христова. Песнопения, посвященные церковным праздникам и «святым земли Русской». А. Бородин. А. Варламов. Д. Кабалевский. М. Таривердиев. Н. Аладов. Я. Дубравин. И. С. Бах. В.А. Моцарт. Э. Григ. Р. Роджерс, Д. Бортнянский. Ф. Грубер. Камерная музыка. Квартет. Скрипка. Альт. Виолончель. Смычок. Пиццикато. Жанр. Романс. Рондо. Ноктюрн. Фантазия. Концерт. Григорианский хорал. Мотет. Мадригал. Месса. Цикл. Песнопения. Хорал. Ария. Литургия. Всенощная. Гамма. Музыкальные иллюстрации. Мюзикл. Орган. Чонгури. Тапер. Большой смешанный хор. Динамика. Фортепиано. Лад. Мажор. Минор. Рождество. Молитва. Тропарь. Коляда. Колядка. Мужской хор. Вертеп. Ладан.
Музыкальный и литературный материал.
Мелодия для скрипки. Н. Аладов.

Чонгурист. Грузинская народная сказка.

Чела. Грузинская народная мелодия.

Волшебный смычок. Норвежская народная песня.

У лукоморья. Попевка. Д. Кабалевский.

Музыкант-чародей. Белорусская народная песня.

Орфей и Эвридика. Опера. К. Глюк. Мелодия.

Маленький принц. М. Таривердиев.

Квартет. Басня. И. Крылов.

Квартет №2. А. Бородин. Ноктюрн.

Спящая княжна. А. Бородин.

Старый повар.(Незнакомец). Рассказ. К. Паустовский.

Симфония №41(Юпитер). В.-А. Моцарт.

Фантазия для фортепиано до минор. В.-А. Моцарт.

Корзина с еловыми шишками. Рассказ. К. Паустовский.

Концерт для фортепиано с оркестром. Э. Григ. 1часть.

Зимушка-зима. М. Королева.

Герои любимых книг. Я. Дубравин.

Урок музыки. Р. Роджерс. Из кинофильма «Звуки музыки».

Романс. Г. Свиридов. Из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель».

Григорианский хорал №1

Мотет 18 века «Земляника свежая»

Мотет «Я томлюсь» Гийом де Машо

Ты шуми, зеленый бор. И. С. Бах.

Высокая месса си минор. И. С. Бах. Фрагменты.

Херувимская песня №7. Д. Бортнянский.

Богородице, Дево, радуйся. С. Рахманинов.

Тихая ночь Ф. Грубер

Народные песнопения о русских святых.

Рождественские песни.

Рождественская молитва. Тропарь.

Записи Братского хора Свято-Введенского монастыря Оптиной пустыни.



3 четверть(10 ч.)

РАЗДЕЛ 11. МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО.(18ч.)
ТЕМА 1. Можем ли мы увидеть музыку.(10ч.)
Воплощение жизненных образов средствами различных видов искусства: музыки, живописи, скульптуры. Русская народная музыкальная культура и ее основные жанры. Былины. Лирические песни. Богатырские образы в музыке и живописи. Героические образы в музыке и живописи. Портрет в музыке и живописи. Творческое содружество композиторов «Могучая кучка». Творчество М. П. Мусоргского. Тема войны и мира в искусстве. Картины природы в музыке. Образ Пресвятой Богородицы в музыке. Иконография Богородичных икон. Вечная тема искусства. Взаимосвязь музыки и иконописи. Духовная музыка в эпоху Возрождения: знаменный распев. Синтез духовной музыки с храмовым искусством. Духовная и светская музыкальная культура 2-ой пол. 17-18вв. Рождение храмового партесного многоголосия. Партесный хоровой концерт. (творчество Н. Дилецкого, В. Титова). Взаимосвязь музыки и изобразительного искусства.

«Могучая кучка»: М. А. Балакирев. Ц.А. Кюи. М. П. Мусоргский. А. П. Бородин. Н. А. Римский-Корсаков. М. И. Глинка. С. С. Прокофьев. С. В. Рахманинов. П. И. Чайковский.

Фр. Шуберт. И.С. Бах. Ш. Гуно. Э. Григ. Л. ван Бетховен. А. Городницкий. С. Никитин.

Гр. Гладков-Югин. Духовная музыка. Знаменный распев. Симфония. Увертюра. Кантата. Рондо. Романс Прелюдия. Сюита. Ария. Синкопа. Темп. Певческие голоса. Бас. Сопрано.

Кант. Партесный хоровой концерт.
Музыкальный, литературный и художественный материал.
Песня о тачанке. К. Листов, стихи М. Рудемана.

Тачанка. М. Греков.

Погоня. Я. Френкель, стихи Р. Рождественского. Из музыки к к-му «Новые приключения неуловимых».

Орленок. В. Белый.

Симфония №2(Богатырская). А. Бородин. Экспозиция 1-й части.

Богатыри. В. Васнецов.

Два князя. И. Глазунов.

Орленок. Л. Головницкий.

Атланты. А. Городницкий.

Кориолан. Увертюра. Л. Бетховен.

Александр Невский. Кантата. С. Прокофьев.

Александр Невский. П. Корин.С

Въезд Александра Невского во Псков. А. Серов.

После побоища. В. Васнецов.

Песня о маленьком трубаче. С. Никитин.

Борис Годунов. Опера. М. Мусоргский. Песня Варлаама.

Протодьякон. И. Репин.

Картинки с выставки. Фортепианная сюита. М. Мусоргский. Фрагменты.

Рисунки художника В. Гартмана.

Песня о картинах. Гр. Гладков, стихи А. Кушнера.

Война и мир. Опера. С. Прокофьев.

Бородино. М. Лермонтов.

Военный совет в Филях. А. Кившенко.

Жизнь за царя. Опера. М. Глинка.

Утро стрелецкой казни. В. Суриков.

Хованщина. Опера. М. Мусоргский.

С чего начинается Родина? В. Баснер.

О Божием промысле. Знаменный распев.

Спаси, Владычице, святую Русь твою. Духовное песнопение.

Царица Небесная. Духовное песнопение.

Богоматерь Владимирская. Икона.

Богородице, Дево, радуйся. П. Чайковский.


4 четверть

ТЕМА 2. Можем ли мы услышать живопись (9 ч.).
Можем ли мы услышать живопись. От зрительного образа к музыкальному. Музыкальный импрессионизм. Непосредственное восприятие жизни, тонкость в передаче мимолетных впечатлений, чувств и настроений, развитие изобразительного начала. Рождение нетрадиционной художественной образности, отражающей субъективное восприятие мира. Импрессионизм, его особенности. Символизм и абстракционизм в живописи и музыке.

Создание ярких зримых образов в воображении слушателя. Звучащие образы в изобразительном искусстве. Роль изобразительного и музыкального искусства на театральной сцене. Сопоставление эмоционально-образного строя музыки и изобразительного искусства на примере произведений русского и западно-европейского искусства. Взаимосвязь музыки, литературы, живописи.

С. Рахманинов. И. Стравинский. Ф. Шуберт. К. Глюк. М. Равель. К. Дебюсси. Д. Каччини.

М. Чюрленис. Д. Кабалевский. Импрессионизм. Символизм. Абстракционизм.

Лад. Мажор. Минор. Темп. Хабанера. Духовые медные инструменты. Прелюдия. Опера. Балет. Литургия. Всенощная. Шарманка. Струнные инструменты. Церковный колокольный звон. Благовест. Перезвон.

Погребальный. Праздничный. Малиновый.


Музыкальный, литературный и художественный материал.
Спокойной ночи. Д. Кабалевский.

Прелюдии соль мажор и соль минор. С. Рахманинов.

Весна. Большая вода. И. Левитан.

Февральская лазурь. Э. Грабарь.

Празднества. К. Дебюсси.

Хабанера. М. Равель.

Бульвар капуцинок. Морской залив в Антеоре. К. Писсаро.

Восход солнца. К. Моне.

Море. М. Чюрленис.

Планета детства. А. Журбин.

Флейтист. Э. Мане.

Лютнист. М. Караваджо.

Трубачи Первой Конной армии. М. Греков.

Погоня. Я. Френкель.

Вечерний звон. И. Левитан.

Вечерний звон. Русская народная песня, стихи И. Козлова.

Колокольные звоны русских храмов и монастырей.

Петрушка (Потешные сцены). Балет. И. Стравинский. Фрагменты.

Масленица. Б. Кустодиев.

Масленичные песни русского народа.

Взятие снежного городка. В. Суриков.

Аве Мария. Каччини.

Аве Мария. Ф. Шуберт.

Аве Мария. И.-С. Бах - Ш. Гуно.

Сикстинская мадонна. Рафаэль.

Аве. Мария. Ф. Шуберт. (Исполняет оркестр П. Мориа)

Богородице, Дево радуйся С. Рахманинов.



6 класс

1 четверть

РАЗДЕЛ 1. ПРЕОБРАЗУЮЩАЯ СИЛА МУЗЫКИ (9 часов)

ТЕМА 1. Музыка – отражение человеческих чувств и настроения (7ч.)

Преобразующая сила музыки. Разное воздействие музыки на людей. Интонация как носитель смысла в музыке. Задушевность лирической интонации музыки. Музыка приносит человеку утешение и опору. Музыка с человеком в горе и радости. Музыка – оружие в борьбе за свободу. Сила героической интонации. «Человек – это звучит гордо». (М. Горький ) Музыка помогает человеку в трудную минуту. С. Рахманинов. П. Чайковский. С. Прокофьев. М. Матвеев. И. Штраус. Ж. Брель. Ф. Шопен. Л. Бетховен. И. С. Бах. К. Глюк. М. Теодоракис. Жанр. Симфония. Опера. Фуга. Хорал. Полифония. Гомофония. Менуэт. Прелюдия. Вальс. Адажио. Аллегро. Сиртаки. Орган. Бузуки. Либретто. Шансон. Шансонье. Лад. Мажор. Минор. Песня-плакат. Песня-призыв.



«Бардовская песня» - 2 часа

Гимн. Авторская песня – своеобразный городской фольклор. Бардовская песня. Самодеятельная песня. Поэзия под гитару. Индивидуальная интонация, искренность, доступность исполнения авторской песни. Гитара. Бард. Акын. Валерий Грушин. «Грушинский» фестиваль. В. Высоцкий. Б. Окуджава. Ю. Визбор. О. Митяев. А. Городницкий.
Музыкальный, литературный и художественный материал
Матушка, что во поле пыльно? М. Матвеев, слова народные.

Неравный брак. В. Пукирев.

Сватовство майора. П. Федотов.

Вальс. Ж. Брель.

Сентиментальный вальс. П. Чайковский.

Вальс ми минор. Блестящий №14. Ф. Шопен.

Симфония №6. Патетическая. П. Чайковский.

Портрет хирурга С. С. Юдина. М. Нестеров.

Повесть о настоящем человеке. Опера. С. Прокофьев.

На побережье тайном. М Теодоракис.

Я – Фронт. Музыка и слова М. Теодоракиса.

Школьная песня. Е. Крылатов.

Мальчишки и девчонки. А. Островский.

Зеленая рощица, русская народная песня.

Песня гардемаринов. В. Лебедев.

Сиртаки, греческий народный танец.

Симфония №5. Л. Бетховен.

Свобода на баррикадах. Э. Делакруа.

Органная фуга соль минор. И.-С. Бах.

Прекрасное далеко. Е. Крылатов

Весенняя песня. И.-С. Бах.

Орфей и Эвридика. Опера. К. Глюк. Мелодия.

Менуэт соль мажор. Л. Бетховен.

Прелюдия ми минор. И.-С. Бах.

Песня о друге. В. Высоцкий.

Как здорово О. Митяев

Ты у меня одна. Ю. Визбор.

2 четверть (7 часов)

ТЕМА 2. Музыка воздействует на жизнь человека и в этом ее огромная сила. (Д. Б. Кабалевский) (3ч.)

Воздействие музыки на общество в переломные моменты истории. Взволнованные интонации музыки. Драматизм, напряженность, откровенный пафос музыки А. Скрябина. Сатирические интонации в музыке. Жизнь не только рождает музыку, но и испытывает на себе ее преобразующее влияние. Преобразующая сила музыки. С. Рахманинов. А. Скрябин. Н. Римский-Корсаков. С. Прокофьев. Д. Кабалевский. Руже де Лиль. Г. Эйслер.П. Дегейтер. Е. Крылатов. Я. Дубравин .Реквием. Концерт. Этюд. Фуга. Сатира. Юмор.



«Джаз – искусство XX века» -2 часа

Джаз – дитя двух культур. Афроамериканский фольклор как почва для развития самобытности в музыке. Истоки джаза, особенности джазовой музыки. Спиричуэлс. Блюз. Регтайм. Выдающиеся исполнители: Л. Амстронг, Д. Эллингтон, Э. Фицджеральд. Л. Утесов. Джаз и европейский симфонизм – неожиданный сплав. Симфоджаз. Джазовые интонации в творчестве Дж. Гершвина.

Синкопа. Свинг. Банджо. Саксафон. Труба. Кларнет. Импровизация. Джазовая композиция. «Человек – главный герой искусства» -2 часа

Человек – главный герой искусства. Тема страдания в музыке 18 века. И.- С. Бах «Страсти по Матфею» - по строю чувств и образности не менее современны для нас, чем музыка современников. Влияние музыки И.-С. Баха на музыку бразильского композитора В.-Лобоса. Тема страдания в музыке В.-Лобоса. (19век). Главная черта «Бразильских бахиан» - ярко выраженный национальный характер. Бог, природа, человек – вечные темы художественных произведений. Обращенность к Богу и религиозным проблемам в музыке, литературе, изобразительном искусстве. Любовь Бога и любовь человеческая – одна из доминантных тем искусства. Страсти.
Музыкальный и литературный материал.

Марсельеза. Руже де Лиль.

Интернационал. П. Дегейтер.

Концерт для фортепиано с оркестром №2. С. Рахманинов.

Этюд №12. А. Скрябин.

Золотой петушок. Опера. Н. Римский-Корсаков. Шествие.

Во-кузнице русская нар. песня

Школьная пора. Е. Крылатов.



Молитва, негритянский спиричуэлс.

Блюз Западной окраины, американский народный блюз.

Джазовые композиции в исполнении отечественных и зарубежных ансамблей.

Джаз. Я. Дубравин.

Рапсодия в блюзовых тонах (Голубая рапсодия) Д. Гершвин.

Страсти по Матфею. И.С. Бах. Оратория.

Бразильская бахиана №5. Э. Вила-Лобос.

Слушая пение. А. Ахматова.

Молитва. Б. Окуджава.

Духовные песни на стихи Иеромонаха Василия.
3 четверть (10 часов)

РАЗДЕЛ 11. В ЧЕМ СИЛА МУЗЫКИ (9 часов)

ТЕМА 1. Жизненная правда неотделима от правды искусства, так же как красота искусства неотделима от жизненной правды (4ч.)

Красота и правда в жизни и искусстве. Музыкальная культура 19в. Формирование русской классической школы. Драматизм, героика, психологизм, картинность, народно-эпическая образность - характерные особенности русской классической школы. М. И. Глинка – родоначальник русской классической музыки. Красота и правда музыки И.-С. Баха. Выразительность интонаций музыки И.-С. Баха. Исполнение музыки как искусство интерпретации. Обработка. Интерпретация. Сохранение национального характера обрабатываемой мелодии. Красота и правда шутливой музыки. Добрая роль шутки в жизни. И. Ф. Стравинский – композитор академической направленности. «Русский период» в творчестве И. Ф. Стравинского. Красота природы и правда отображения ее в музыке. Н. А. Римский-Корсаков – былинный сказитель, летописец и музыкальный сказочник. Народно-песенные истоки музыки Н. А. Римского-Корсакова. Способы обращения композитора к народной музыке. Сила нравственной красоты человека в музыке. Сила музыки В. А. Моцарта. В. А. Моцарт - яркий представитель венской классической школы.



ТЕМА 2. Воздействие музыки на слушателя (5ч.).

Разнообразие красоты и выразительности в музыке. Характерные черты русской современной музыки. Ясность и простота музыки Г. В. Свиридова. Современность музыкальных интонаций музыки Г. В. Свиридова. Красота музыки о современной молодежи. Радость, красота, неутомимая энергия музыки Д. Б. Кабалевского. Красота и правда музыки о детях. Средства выразительности в музыке. Красота человеческой души и красота жизни в музыке. Единство русского песенного склада стихов и композиторской музыки. Обращение современных композиторов к народным истокам. Единство содержания и формы – красота музыки. Вокальная музыка. Классический романс. Связь с интонациями народно-песенного искусства. Своеобразие музыки Востока. Интонационное своеобразие музыкального фольклора стран Востока. П. И. Чайковский – певец красоты и силы жизни. Обращение композитора к народной музыке. Глубокая задушевность, красота, яркий русский колорит, доступность – основа музыки П. И. Чайковского. Гармония красоты и правды в жизни и музыке. Музыкальная форма. Опера. Ария. Баллада. Полифония. Гомофония. Сюита. Скерцо. Вокализ. Марш. Вальс. Галоп. Полька. Реквием. Рондо. Серенада. Фуга. Хорал. Увертюра. Романс. Концерт. Финал. Фортепиано. Флейта. Свирель. Солист. Двухчастная. Трехчастная. Вариации. Сюита. Хоровой концерт. Концерт для фортепиано с оркестром. Оперетта. Лад. Мажор. Минор. Темп. Ритм. Динамика. Смешанный хор. Солист. Речевая декламация. А капелла. Романс. Кульминация. Певческие голоса. Сопрано. Меццо сопрано. Тенор. Баритон. Бас. Симфонический оркестр. Струнные музыкальные инструменты. Ударные инструменты. Международный музыкальный конкурс исполнителей имени П. И. Чайковского. Ван Клиберн. Концертный зал имени П. И. Чайковского. С. В. Рахманинов. С. С. Прокофьев. В. Салманов. Ф. Бахор. М. Минков. Н. Елисеев. Ю. Чичков. А. Пахмутова. Музей музыкальной культуры имени М. И. Глинки. Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова. Государственный академический оркестр Ленинградской филармонии. Е. А. Мравинский. Большой театр (Россия, Москва ). В. Соловьев-Седой. А. Зацепин. Е. Крылатов.



«Вечная тема искусства и жизни» -1 час

Балет «Ромео и Джульетта» - одно из самых популярных классических произведений современности. Балет
Музыкальный, литературный и художественный материал.
Жизнь за царя. Опера. М.И. Глинка. Ария Сусанина, хор «Славься».

Баллада о солдате. В. Соловьев-Седой, стихи М. Матусовского.

Сюита№2 для оркестра. И.-С. Бах. 7-я часть – Скерцо (Шутка).

Сюита №2 для оркестра. И. Ф. Стравинский.



Сюита №2 для флейты с оркестром. И.-С. Бах. Шутка.( ВИА «Свингл Сингерс»).

Ты, соловушко, умолкни. М. И. Глинка.

Вокализ №1 на тему И.-С. Баха. Д. Б. Кабалевский.

Улица хмурится. Скороговорка.

Ты слышишь, море? А. Зацепин.

Морские пейзажи. И. Айвазовский.

Снегурочка. Русская народная сказка.

Снегурочка. Весенняя сказка. А. Островский. Отрывки.

Снегурочка. Опера-сказка. Н. Римский-Корсаков. Фрагменты.

Маленькая ночная серенада. В.-А. Моцарт. Рондо.

Реквием. В.-А. Моцарт. Лакримоза.

Моцарт и Сальери. А. Пушкин. Маленькие трагедии. Отрывки.

Свадьба Фигаро. Опера. В.-А. Моцарт. Ария Фигаро.

Время, вперед! Увертюра. Г. В. Свиридов.

Романс. Г.В. Свиридов. Из муз. иллюстраций к повести А. С. Пушкина «Метель».

Концерт для фортепиано с оркестром. Д. Б. Кабалевский. Финал.

Зимний костер. Симфоническая сюита. С. Прокофьев.

Лебедушка. Концерт для смешанного хора. В. Салманов.

Лебединая верность Мартынов

Чайхана группа Ялла

Мараканда Ф. Бахор

Весенние воды. С. Рахманинов.

Зеленый шум. А. Рылов.

Дорога добра. М. Минков.

Планета детства. А. Журбин.

Старый клён Пахмутова

Стоят девчонки Пахмутова

Трус не играет в хоккей Пахмутова

Песня про жирафа. Ю. Чичков.

Ромео и Джульетта. Балет. С. Прокофьев (Фрагменты).

4 четверть (9 часов)

«Вечная тема искусства и жизни» -1 час

Мюзикл. Характерные особенности; жанровые категории. Любовь – вечная тема в искусстве. Л. Бернстайн «Вестсайдская история». Эволюция развития мюзикла. Превращение развлекательного представления с песнями и танцами в театральное действо, достойное оперы и балета. Р. Кошан «Нотр-Дам де Пари».

«Что значит современность?» 4 часа

Что значит современность в музыке? Современна ли музыка И.-С. Баха? Общее в музыкальном языке И.-С. Баха и П. Сигера и в воздействии их музыки на чувства людей.

Музыкальная форма «соната». Современность сонаты №14 (Лунной) Л. Бетховена. Радость, веселье, красота, блеск музыки «короля вальсов» венского композитора И. Штрауса. Поэзия вальсов И. Штрауса. Оперетта. Полифония. Гомофония. Токатта. Фуга. Соната. Сонатная форма. Вальс. Полька. Пиццикато. Орган. Фортепиано. Нюансы. Динамика. Ритм. Темп. Регистр. Интонация.

ТЕМА 2. Воздействие музыки на слушателя (1ч.).

Красота и правда музыки о героях Великой Отечественной войны. Оратортя.



«Музыка «лёгкая» и «серьёзная» - 3 часа

«Легкая» и «серьезная» музыка. Соотношение и признаки. Тяготение к «легкой» и «серьезной» музыке жанра – польки. «Легкое» и «серьезное» в танцевальной музыке (вальс). «Легкое» и «серьезное» в песне. Классические образцы французской песенной эстрады. . Танцевальная музыка. Полька. Вальс. Фантазия. Пиццикато. Шансон. Шансонье. Цикл. С. Рахманинов. И. Штраус. М. Глинка. Ф. Лей.

Э. Пиаф. Ш. Азнавур. М. Матье. П. Каас. Д. Дассен.
Музыкальный, литературный и художественный материал.

Фрагменты мюзикла «Вестсайдская история» Л. Бернстайн

Песня «Колокола» из мюзикла «Нотр-Дам де Пари»

Токатта фуга ре минор для органа. И.-С. Бах.

Все преодолеем. П. Сигер.

Соната №14 ( Лунная ) для фортепиано. Л. Бетховен

Полька-пиццикато. И. Штраус.

Вальс. И. Штраус.

В осеннем парке О. Митяев

Осень. Ю. Шевчук.

Снегири. Ю. Антонов.

Во имя любви В.Раинчик

Маленький реквием. Д. Кабалевский.

Не смейте трогать голубой глобус Бальсис(оратория)

Полька-пиццикато. И. Штраус.

Полька. С. Рахманинов.

Вальс о вальсе. Э. Колмановский, стихи Е. Евтушенко.

Вальс-фантазия. М. Глинка.

История любви. Ф. Лей.

Чао, бамбино. Деланоэ.


7 класс

1 четверть (9 ч.)

РАЗДЕЛ 1. Музыкальный образ (9ч.).
ТЕМА 1. Музыкальные образы воплощают в музыке частицу жизни ( 5ч. ).

Зависимость характера музыки от музыкального языка. Использование композитором богатейших возможностей музыкального языка при создании музыкального образа. Драматический образ. Изящество звучания, гибкость фразировки, динамики, нюансировки – отличительная черта творчества композитора-романтика Ф. Шуберта. «Второе рождение» классических произведений в обработках, интерпретациях, трактовках известных музыкантов-исполнителей. Образ страдания и покорности судьбе и образ неуклонной воли к победе в музыке А. Скрябина. Образ покоя и тишины. Образ народного танца в развитии. Развитие образов в танцевальной музыке. Связь ритма с другими элементами музыкального языка. Образ народного танца в развитии. Яркие образы движения. Особенности музыкального языка, развития и формы, помогающие композитору создавать «зримые» картины. Разнообразие музыкальных образов Музыкальная форма как средство воплощения образного содержания. А.Н. Скрябин. С. В. Рахманинов. Ф. Шуберт. Л. М. Равель. Ф. Лист. К. Молчанов. Ю. Визбор. Б. Окуджава. А. Новиков. Е. Крылатов. Музыкальный язык. Песня. Танец. Марш. Песенность. Танцевальность. Маршевость. Интонация. Форма. Ритм. Лад. Темп. Тембр. Регистр. Динамика. Мелодия. Баллада. Прелюдия. Вальс. Рапсодия. Одночастная форма. Двухчастная. Трехчастная. Вариации. Болеро.


ТЕМА 2. Музыкальный образ – единство жизненного содержания и художественной формы (4ч.)

Музыка на страже мира. Образ молодежи – борцов за мир. Характерные особенности музыкальных образов. Особенности интонационного строения мелодии. Отличительные черты творчества композиторов-романтиков. Романтичные образы. Образ грусти. Родоначальник новой финской музыки – Ян Сибелиус. И.-С. Бах. Ф. Шопен. Б. Дварионас. Д. Шостакович.

Ян. Сибелиус. П. Сигер. В. Хара. В. Лаурушас. А. Новиков. О. Митяев. А. Пахмутова.

В. Егоров. Е. Хоралов. Романтизм. Гимн. Полифония. Фуга. Месса. Вальс. Орган. Ритм. Марш. Динамика. Скудучай. Канклесы. Скрабалай. Национальные композиторские школы 20в. Немецкая музыка и творчество К. Орфа (сценическая кантата «Кармина Бурана»).


Музыкальный, литературный и художественный материал.

Лесной царь. Ф. Шуберт, стихи И.-В. Гете. Перевод В. Жуковского.

Милый мой хоровод, русская народная песня.

Прелюдия №4 ми-бемоль минор для фортепиано. А. Скрябин.

Этюд №12 ре-диез минор для фортепиано. А. Скрябин.

Островок. С. Рахманинов, стихи Ф. Тютчева.

В голубом просторе. А. Рылов.

У водоема. В. Борисов-Мусатов.

Болеро. М. Равель.

Болеро. Стихотворение. Н. Заболоцкий.

Данко Брамс

Венгерская рапсодия №2. Ф. Лист ( исполнение – фортепиано, симфонический оркестр ).

Пора золотая. Е. Крылатов.

Гимн демократической молодёжи А. Новиков

Песня о молоте. Пит Сигер.

В путь. В. Лаурушас.

Деревянные лошадки. Б. Дварионас.

Звездопад. А. Пахмутова.

Вальсы №6, №7. Ф. Шопен.

Фуга ля минор для органа. И.-С. Бах.

Прелюдия № 6 И. С. Бах

Как прекрасен этот мир Тухманов

Грустный вальс. Я. Сибелиус. Из музыки к пьесе А. Ярнефельта «Смерть».

Кармина бурана К. Орф

2 четверть (7ч.)

РАЗДЕЛ 11. МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ (10ч. )
ТЕМА 1. Развитие музыкального образа (7ч. ).
Развитие музыкального образа – элементы музыкальной драматургии. Развитие – изменение музыкальной речи в процессе исполнения. Развитие музыкальных образов и их взаимосвязь в музыкальной драматургии Увертюры «Руслан и Людмила» М. И. Глинки. Жизнь музыкальных образов в одном произведении. Противоборство музыкальных образов в одном произведении. Острый конфликт двух образов. Драматургия образов в увертюре Л. Бетховена «Эгмонт». Образ зла, насилия, вражеского нашествия в симфонии №7 Д. Д. Шостаковича. Борьба двух начал: добра и зла. Драматургия контрастных сопоставлений. Сопоставление образов в музыкальной драматургии « Венгерских напевов» марийского композитора А. Эшпая. Интонации венгерской народной песенности в произведении А. Эшпая. Сонатная форма. Борьба двух образов – основа драматургии сонаты для виолончели и фортепиано норвежского композитора - романтика Э. Грига. Особенности музыкальной драматургии. Музыкальная драматургия увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» П. И. Чайковского. Увертюра. Фантазия. Экспозиция. Главная тема. Побочная. Разработка. Реприза. Кода. Программные произведения. Оратория. Симфоническая картина. Рапсодия. Сонатная форма. Контраст. Камерная музыка. Г. Струве. Д. Тухманов. Б. Окуджава. В. Высоцкий. М. Милано. М. Дунаевский.

Музыкальный, литературный и художественный материал.
Руслан и Людмила. Опера. М. Глинка. Фрагменты.

Эгмонт. Л. Бетховен. Увертюра из музыки к трагедии И. Гете «Эгмонт».

Школьный корабль. Г. Струве.

Симфония №7 (Ленинградская ). Д. Шостакович. Эпизод нашествия.

Венгерские напевы для скрипки с оркестром. А. Эшпай.

Соната для виолончели и фортепиано. Э. Григ.

Звезды. В. Высоцкий.

Ветер перемен. М. Дунаевский.

Ромео и Джульетта. Увертюра-фантазия. П. И. Чайковский.

Ромео и Джульетта. Трагедия. У. Шекспир. Отрывки

Слова любви Н. Рота (из к/ф Ромео и Джульетта)

С новым годом группа АББА

Месса си минор И. С. бах

Город золотой. М. Милано. Обр. Б. Гребенщикова.

Спас Нерукотворный. Икона.

Духовные песни на стихи Иеромонаха Василия.

Мой храм О. Газманов

3 четверть(10 ч.)
ТЕМА 2. Жизненное содержание и форма музыкальных произведений ( 3ч. ).
Представитель польской национальной школы М. Огиньский. Полонез М. Огиньского. «Прощание с родиной» - драматическая поэма о расставании с Родиной. Яркий представитель венской классической школы – В.-А. Моцарт. Драматургия симфонии №40 В.-А. Моцарта. Драматургия балета «Золушка» С. С. Прокофьева. Интонационное единство балета. Симфония. Балет. Полонез.

Музыка «серьезная» и музыка «легкая» (6ч).

Отечественное и зарубежное музыкальное искусство 20 в. Стилевое многообразие музыки. Экспрессионизм, его исторические истоки. Экспрессионизм в музыке. Нововенская композиторская школа. А. Шенберг – создатель додекафонии. Отрицание в додекафонии эстетических нормативов классической музыки, изменение мелодики, ритмики, ладовой организации. Музыкальный авангард. Конкретная музыка (использование шумов и немузыкальных звучностей). Ансамбль – значит вместе. Рок-музыка (поп-музыка) как проявление молодежной контркультуры. История возникновения. Ансамбль «Битлз». Дж. Леннон. П. Маккартни.Р. Стар. Дж. Харрисон. Современные рок-ансамбли и рок-звезды. Эстетика «тяжелого рока». Российские массовые музыкальные жанры. Проникновение фольклора в «легкую» музыку. Обретение новой жизни и современного духа народной темой. . И. Лученок. С. Никитин. Л. Квинт.

Великие наши «современники» (1ч.)

Традиции и новаторство в творчестве С. С. Прокофьева. Творчество С. С. Прокофьева – связь времен, жизненности высоких идеалов искусства прошлого в современной музыке. Симфония №1

Музыкальный, литературный и художественный материал.
Полонез ре минор (Прощание с Родиной ). М. Огиньский

Полонез ре минор. (Прощание с Родиной). М. Огиньский.

Рок-обработка гитариста В. Зинчука.

Здравствуй, мир! Л. Квинт

Золушка. Балет. С.С. Прокофьев. Фрагменты.

Симфония №40. В.-А. Моцарт.



Звезда по имени солнце В. Цой

Уцелевший из Варшавы А. Шёнберг

Пасифик 231 А. Онеггер

Музыкант Б. Окуджава

Рок на все времена Билл Хейли и группа Кометы

Отель, где разбиваются сердца Элвис Пресли

Голубые замшевые ботинки Элвис Пресли

Старый рок-н-ролл Макаревич

Ленинградский рок-н-ролл группа Браво.

Вчера, Потому, что… Д. Леннон, П. Маккартни.

Честно говоря группа Цветы

Богатырская сила группа Стаса Намина

Привет бит квартет Секрет.

Алиса бит квартет Секрет.

Трава у дома группа Земляне

Возьми моё сердце группа Ария

Косил Ясь конюшину

Кострома ВИА «Иван Купала»

Где ты ходишь? С Назархан

Они отняли мою любовь Д. Гаспарян

Позови меня, Конь группа «Любэ».

Хатынь. И. Лученок, стихи Г. Петренко.

Под музыку Вивальди. С. Никитин.

Симфония №1. С. Прокофьев.
4 четверть (9 ч.)

Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной» музыки (7ч.)

Взаимосвязь «легкой» и «серьезной» музыки. Драматическая роль развлекательной песенки в опере «Риголетто» Д. Верди, классика итальянской музыки. «Легкая» музыка в драматических спектаклях. Музыка к драме М. Лермонтова «Маскарад». «Лирическая драма, разворачивающаяся на фоне вальса». Опера Ж. Бизе «Кармен» - выдающееся произведение мировой музыкальной литературы; драматизация жанра лирической оперы. Сквозное развитие действия, опора на испано-цыганский фольклор, психологизм характеристик действующих лиц. Современность музыки Ж. Бизе. Слияние музыки двух столетий – рождение нового шедевра. Р. Щедрин. «Кармен-сюита».Новые грани музыки Ж. Бизе в сюите Р. Щедрина. От оперы к оперетте. Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной» музыки – толчок к появлению жанра оперетты. Творчество И. О. Дунаевского – «музыкальный символ» своего времени. От оперы к рок-опере. Тема страдания в музыке конца 20 века. Бог, природа, человек – вечные темы художественных произведений. Обращенность к Богу и религиозным проблемам в музыке, литературе, изобразительном искусстве. Любовь Бога и любовь человеческая – одна из доминантных тем искусства. Искренность, эмоциональная открытость музыкальных образов рок-оперы «Иисус-Христос – суперзвезда» А. Уэббера. Великий праздник Пасхи. Пасхальная радость в образах русского искусства. Возвращение к исконным русским ценностям в последнее десятилетие 20 в. Храм Христа Спасителя в Москве – символ новой России.

Взаимосвязь традиций и новаторства, приведших к появлению гениальных образцов современной музыки. А. Рыбников «Юнона и Авось». Сочетание традиционного и новаторского в творчестве А. Шнитке. Симфония №1.

«Ла Скала» (Италия, Милан ). Мариинский театр (Россия, Петербург). «Гранд-опера»

(Франция, Париж). «Ковент-Гарден» (Англия, Лондон). «Метрополитен-опера» (США, Нью-Йорк). Опера. Оперетта. Мюзикл. Сюита. Драма. Сцена. Финал. Концерт. Ария. Рондо-каприччио. Экосез. Опера. Галоп. Вальс. Кастаньеты. Бубен. Маракасы. Виброфон. М. Плисецкая. С. Т. Рихтер. Д.Ф. Ойстрах. Э. Карузо. М. Каллас.

Великие наши «современники» (2ч.)

Выдающиеся представители великого музыкального искусства. Л.Бетховен.

Утверждение в музыке силы человеческого духа. Симфония №9 – вершина творчества композитора, грандиозный вывод, итог всей его жизни. Новаторство М. П. Мусоргского. Мусоргский как выдающийся музыкант-философ и музыкант-драматург. Конфликт народа и власти в опере «Борис Годунов». Национальное и всемирное значение творчества М. Мусоргского, открывшего новые пути развития музыкального искусства.
Музыкальный и литературный материал.
Риголетто. Опера. Дж. Верди. Фрагменты.

Маскарад. Драма. М. Лермонтов.

Маскарад. Музыка к одноименной драме. А. Хачатурян. Вальс.

Кармен. Опера. Ж. Бизе.

Кармен-сюита. Балет. Ж. Бизе – Р. Щедрин.

Белая акация. Оперетта. И. Дунаевский.

Школьный вальс И. О. Дунаевский

Марш веселых ребят. И. Дунаевский, стихи В. Лебедева-Кумача.

Облака. Егоров

Избушка бабы-яги (М. П, Мусоргский) исполняет рок-трио:

Эмерсон, Лейк и Палмер

Симфония № 1 А. Шнитке

Я тебя никогда не забуду. А. Рыбников.

Иисус- Христос – суперзвезда. Рок-опера. Э. Уэббер.

Ярость по поводу утерянного гроша. Рондо-каприччио. Л. Бетховен.

Экосез ми-бемоль мажор. Л. Бетховен.

Верный Джонни, шотландская песня. Л. Бетховен.

Симфония № 9. Л. Бетховен.

Утро стрелецкой казни. В. Суриков.

Исходила младёшенька, русская народная песня.

Хованщина. Опера. М. Мусоргский.

Борис Годунов. Трагедия. А.С. Пушкин.

Борис Годунов. Опера. М. Мусоргский.

Наполним музыкой сердца. Ю. Визбор.

Песни на стихи Иеромонаха Василия, убиенного на Пасху в 1993году.

Журавлиная песня. К. Молчанов.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

Программа «Музыка» 1 – 8 классы. Москва «Просвещение» 2007 Автор: Д.Б.Кабалевский.

Фонохрестоматия к программе «Музыка» ред, Кабалевский;

«Музыка» 5 класс, поурочные планы по программе Д.Б.Кабалевского,

Волгоград. Издательство «Учитель», 2005.

Музыка: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений.

Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. М.: Просвещение, 2003

Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка». 5 кл.:

Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2005.

Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 5 кл.:

Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2005.

Программа «Музыка» 1 – 7 классы Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская

Г.П.Сергеева Е.Д.Критская «Уроки музыки» 5 – 6 классы. Пособие для учителя. Москва «Просвещение» 2007.

Музыка: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений.

Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. М.: Просвещение, 2006.

Музыка: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений.

Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. М.: Просвещение, 2006.

Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская «Уроки музыки» 7 класс. Пособие для учителя.

2007. Москва «Просвещение».

Фонохрестоматия к программе «Музыка» ред, Кабалевский;

«Музыка» 8 класс, поурочные планы по программе Д.Б.Кабалевского,

Волгоград. Издательство «Учитель», 2005.

Музыка: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений.

М.: Просвещение, 2003

Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка». 8 кл.:

Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2005.

Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 8 кл.:

Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2005.



Учебно-тематическое планирование
по музыке

Класс 5
Учитель Рогова Наталья Николаевна

Количество часов : 35; 1 час в неделю

Плановых контрольных работ : ----------

Планирование составлено на основе рабочей программы по музыке, составленной на основе ФКГОС, примерной программы по музыке, авторской программы для общеобразовательных школ: «Музыка 1-7 классы» под руководством Д. Б. Кабалевского. Из-во «Просвещение» М., 2007



1 четверть:

«Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?»


п/п

Тема и содержание урока

Выполнение стандартов


Часы

1



«Искусство в нашей жизни».

Пение «Веснянка» украинская народная песня; слушание «Концерт для фортепиано с оркестром №1» П. Чайковский; разучивание «Всё, что сердцу дорого» Чичков; беседа о муз.жанрах; пение «Я сажу, сажу капустку» русская нар. песня; Муз. игра «Отгадай моё настроение».



Способность искусства доставлять человеку эстетическое наслаждение, увлекать и покорять его своей красотой. Роль музыки в семье искусств, ее влияние на другие искусства. Взаимодействие музыки и литературы - основа песенного жанра. Жанр. Песня.

1


2


«Песня - верный спутник человека». Разучивание песни «Всё. что сердцу дорого» Чичков; картина Петрова-Водкина «Полдень» рассмотреть и вспомнить жанры нар. песен; пение «Ах ты степь широкая»; «Мы пойдём погулять» русская.нар.песня; отрывок из рассказа М. Горького «Как песню сложили»; оркестр «Во-кузнице».

Ррусская народная музыкальная культуры и ее основные жанры (былины, обрядовые, трудовые, лирические песни и частушки).

Фольклор. Русские народные инструменты. Домра. Баян. Балалайка. Бубен. Ложки. Трещотка. Ксилофон. Металлофон. Колокольчики. Румба. А капелла



1

3


«Песни без слов». Пение «Осень в лесу» Муз. Жубинской; слушание «Концерт №3» и «Вокализ» Рахманинова; «Грустная песенка» Чайковский. Муз. дидактическая игра «Весело-грустно»; исполнение песни «Всё, что сердцу дорого» Чичкова.

С. Рахманинов, Чайковский. Вокализ. Ансамбль скрипачей Большого театра.

1


4


«Другая жизнь песни». Сообщение детей о детстве композитора Глинки и просмотр видеофрагмента из х/ф «Глинка»; пение романса «Жаворонок» Глинки; слушание пьесы Жаворонок» Балакирева; понятие транскрипция; пение «Осень в лесу» Жубинской.

Романс. М. Глинка. Обращение композитора к мелодиям песен при создании инструментальных произведений. М. Балакирев.



1


5


«Жанр кантаты». Беседа о хоровой музыке. Слушание и анализ «Поёт зима, аукает!» Свиридова; рассмотреть картины тульских художников о зиме: Зимний день» Пузырёв, «Февраль» Ковтунов, «Зима» Батов.Стихи о зиме: Пороша» Есенин, «Зимнее утро» и «Зимний Вечер» Пушкин. Разучивание песни «Зима» Муз. Ханка и «Зимняя сказка» Крылатого повторит; детские мини сочинения о зимнем дне.

Поэзия-основа музыкального творчества композитора Г. Свиридова. Хор и его виды. Певческие голоса. Сопрано. Тенор. Баритон. Бас. Дирижер. Кантата. Нерасторжимая связь музыки со словом.

1

6


«Опера». Пение «Странники» Муз. Рамиреса; сообщения детей о жанре оперы; беседа о возникновении жанра оперы в Италии; знакомство с либретто оперы «Садко» Римского-Корсакого; слушание «Колыбельная Волховы» (цитирование нар. мелодий, варьирование и сочинение в народном духе).

Литературно-драматическая основа произведений оперного жанра. Опера. Либретто. Н. Римский-Корса-

ков. Былина. Колыбельная. Певческие голоса. Сопрано. Тенор. Баритон. Бас. Дирижер. В. Федосеев. Е. Мравинский. Н. Калинин. Симфонический оркестр. Оперный театр.



1


7


«Опера». Доучить «Странники» Муз. Рамиреса. Беседа о номерах, из которых состоит опера; слушание «Рондо Фарлафа» из оперы «Руслан и Людмила» Глинки; форма рондо; игровая и творческая деятельность «Под грибом» Сутеева (импровизация тем для героев и создание спектакля под руководством учителя).

Литературно-драматическая основа произведений оперного жанра. Опера. Либретто. М. Глинка. Рондо. Дирижер. В. Федосеев. Е. Мравинский. Н. Калинин. Симфонический оркестр. Оперный театр.

Ария, ансамбль, хор.



1



8

«Жанр балета». Исполнение песни «Странники» муз.Рамиреса. (Придумать движения для инсцинирования). Сообщения детей о жанре балета и номерах, из которых он состоит (электронная презентация); слушание фрагментов из балета И Морозова « Доктор Айболит».Творческая деятельность: придумать движения для этого фрагмента;

Связь музыки и литературы в балетном жанре. Балет. Изобразительный язык движений. Балетная вариация. Па-де-де. Кордебалет. Классический и характерный танец. Пантомима. Либретто. Симфонический оркестр.


1


9

«Превращение песен в симфонии». Слушание «симфония № 6» Н. Мясковский (финал);пение русской нар. песни «Как за речкою, да за Дарьею»; слушание симфонической картины «Сеча при Керженце» из оперы Римского-Корсакого (антракт); песенное творчество: вокальные импровизации на тексты А.Н.Плещеева и А. К. Толстого.

Песенная тематика в симфонической музыке. Н. Мясковский. Симфония. Антракт. Симфонический оркестр.

Дирижер. В. Федосеев. Е. Мравинский. Н. Калинин.



1


следующая страница >>