Рабочая программа по литературе в 8 а классе - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по литературе в 5 классе 1 251.36kb.
Программа для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. /Курдюмова Т. 1 264.38kb.
Рабочая программа по литературе 10 класс Базовый уровень Ушакова О. 1 276.64kb.
Рабочая программа по литературе в 10 классе Переславль-Залесский... 1 214.98kb.
Рабочая программа по литературе в 10 классе на 2013-2014 учебный год 3 612.39kb.
Рабочая учебная программа по коми литературе в 10-11 классах. 1 328.58kb.
Рабочая программа по литературе в 6 классе 1 172.32kb.
Приказ № от 2013г. Рабочая программа педагога высшей квалификационной... 2 381.05kb.
Рабочая программа по литературе в 7 класс 1 405.1kb.
Рабочая программа педагога гафуровой Илоны Ивановны, II категории... 2 538.63kb.
Рабочая программа по литературе составлена на основе примерной программы... 6 709.42kb.
Рассказе М. Горького «Макар Чудра» 1 77.39kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа по литературе в 8 а классе - страница №1/1

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3 г. Талдома

Утверждаю

Директор МОУ

СОШ №3 г. Талдома

_________Л.А.Чернышова

Приказ № 336 от 02.09.13

Рабочая программа

по литературе

в 8 А классе

(базовый уровень)

Составитель: Аникина И.Н.,

учитель русского языка и литературы.

2013 г.


Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе в 8 классе средней общеобразовательной школы базового уровня федерального стандарта составлена на 2013-2014 учебный год на основе программы для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.И Беленького и Ю.И. Лыссого к учебнику-хрестоматии для 8 класса под редакцией Г.И.Беленького. (8 класс. Учебник -хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации; 8-е издание. Москва. Мнемозина. 2008)

Программа ориентирована на реальные возможности учеников 8 класса. В курсе литературы сочетаются традиции в подборе и методике изучения художественных произведений с современными требованиями к предмету. Система учебных произведений построена на их преемственности.

Курс рассчитан на 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Цель учебного предмета:

Развитие мышления и речи школьников, формирование комплекса коммуникативных умений, без которых невозможна социализация личности, её потенциальных возможностей.



Задачи:

-приобщение учащихся к богатствам русской и мировой литературы,

-развитие их способности воспринимать и оценивать литературные произведения,

-формирование у школьников художественного вкуса, эстетических потребностей, гражданской идейно-нравственной позиции.

Основные виды контроля деятельности учащихся – сочинения на заданную тему, устный и письменный пересказ, выразительное чтение наизусть стихотворных и прозаических отрывков, тестовые проверочные работы.

В результате изучения программы по литературе учащиеся должны



Знать/понимать:

- содержание изучаемых произведений,

- основные моменты биографии и писателей,

- основные понятия по теории литературы,



Уметь

- выразительно читать отрывки из литературных произведений различных видов,

- выявлять в литературном произведении образы и устанавливать системные отношения между ними,

- давать общую характеристику произведения,

- различать лирические, эпические, драматические произведения,

- определять жанр произведения

-характеризовать тематику и проблематику произведения

- писать сочинения на литературную тему (в т.ч. отзыв, характеристику персонажей)

- составлять план с подбором цитат к произведению

-составлять сообщения о биографии писателя и об истории создания произведения




8 КЛАСС

(68 часов по программе)



ВВЕДЕНИЕ

Урок 1. Литература как искусство слова. Отличие литературы от других видов искусства

Лекция учителя, по ходу которой учащиеся составляют план. Знакомство с программой по литературе для 8 класса.



УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. НАРОДНЫЕ ПЕСНИ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

Уроки 2. Исторические, бунтарские и разбойничьи песни как вид устного народного творчества

Выразительное чтение. "Думы Степана Разина", "Ты звезда ли, моя звёздочка..."

Изучение (по учебнику) статьи Алексея Толстого Земля оттич и дедич". Выяснение основной мысли статьи.

Заключение. Что общего у исторических песен с былинами и в чём их различие?



РУССКАЯ СТАРИНА

Урок 3. Житийный жанр в древнерусской литературе. "Житие Сергия Радонежского"

Знакомство со статьёй "Люди древней Руси" (стр. 16). Беседа об исторических лицах, о которых велась речь на уроках литературы и истории.

Выразительное чтение "Жития Сергия Радонежского", то есть повествование о жизни Сергия Радонежского, признанного церковью святым. Работа со словарём: келья, литургия, игумен, псалом и др.

Уроки 4-5. Протопоп Аввакум, его личность, несгибаемость убеждений, величие духа. "Житие протопопа Аввакума, им самим написанное" (фрагменты)

Рассказ учителя о расколе в русской православной церкви 17 века.

Устное описание иллюстрации картины В. Сурикова "Боярыня Морозова", сравнение с тем описанием, которое дано в учебнике на стр. 24.

Выразительное чтение "Жития протопопа Аввакума" с комментариями. Работа над непонятными словами.

Пересказ эпизодов из жизни протопопа Аввакума, наблюдения над характером героя.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА. АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН. "КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА"

Урок 6. А.С. Пушкин - историк и создатель повести "Капитанская дочка". (Историческая основа повести)

Урок - лекция.

Лекция учителя об исторической основе повести. Составление учащимися плана лекции.

Знакомство (по учебнику, стр. 34-35) с записями А.С. Пушкина о работе над материалами о Пугачёвском восстании. Беседа о прочитанном.



Урок 7-8. Знакомство с главными героями повести. Рассказчик Пётр Андреевич Гринёв (I глава)

Выяснение смысла пословицы, взятой А.С. Пушкиным в качестве эпиграфа. Рассказ учащихся о жизни Петруши в родительском доме. Чтение эпизодов ("Встреча Гринёва с вожатым", "В Симбирском трактире") в лицах.

Беседа по содержанию. Что же примечательного в характере Петра Гринева?

Урок 9. "Воспитание жизнью продолжается". Гринёв в Белгородской крепости

Усвоение содержания 2-5 глав повести. Чтение иносказательного разговора Пугачева и хозяина постоялого двора.

Заочная экскурсия по Белгородской крепости и знакомство с её обитателями.

Как же закончился первый день жизни Гринёва в крепости? А второй день? Охарактеризовать отношения Гринёва со Швабриным.



Урок 10. Пугачёв у ворот Белгородской крепости. (Усвоение содержания 6-12 глав повести "Капитанская дочка")

Анализ действий Пугачёва и правительственных войск. Выразительное чтение сцены с пленным башкирцем. (Для чего эту сцену показал автор? Как смотрит Гринёв на происходящие события?)

Рассказ учащихся о судьбе коменданта Белгородской крепости, его жены Василисы Егоровны и дочери. На чьей стороне автор? Народ? Рассказчик Гринёв? А вы?

Уроки 11-12. Емельян Пугачёв - центральный герой повести. Его встречи с Гринёвым

Анализ сцен, в которых встречаются Гринёв и Пугачёв. Глава 2 "Вожатый". Глава 8 "Незваный гость". Глава 11 "Мятежная слобода". (Каково первоначальное впечатление Гринёва о Пугачёве и пугачёвцах? А после разговора "с глаза на глаз"? Как пейзаж помогает понять настроение Гринёва, его душевное состояние?)

Выразительное чтение в лицах калмыцкой сказки Пугачёва. В чём смысл этой сказки? Что понял верно и чего не понял Гринёв в Пугачёве и крестьянском восстании? О чём говорит оценка "затейлива"? Как Пугачёв отнёсся к последним словам Гринёва?*

Урок 13. Гринёв, его роль в произведении, формирование его характера и взглядов. Утверждение автором идеалов гуманности, чести и долга

Индивидуальные сообщения учащихся. ("Жизнь Гринёва до начала Пугачёвского восстания", "Пребывание Гринёва в Белгородской крепости и общение с семейством Мироновых", "Встречи с Пугачёвым", "Гринёв и Савельич".) Беседа по образу Гринёва. Составление плана. Обобщение и выводы. Образ Гринёва дан в развитии. Черты его характера постепенно раскрываются перед читателем. Его поведение в каждом случае психологически оправдано.



Урок 14. Маша Миронова, её душевная стойкость, нравственная красота

Рассказ о первом знакомстве с Машей Мироновой и о произведённом впечатлении на читателя.

Развёрнутые ответы на вопросы: Как открывается характер Маши Мироновой в любви к Гринёву? Какие изменения и почему произошли в характере Маши Мироновой по сравнению с началом повествования?

Подробный пересказ и анализ сцены "Встреча Маши Мироновой с императрицей". Почему Екатерина II помиловала Гринёва? Обобщения и выводы. Автор подчёркивает в характере героини высокие душевные качества, смелость и стойкость, близость к народу.



Урок 15. "Точность и краткость - вот первые достоинства прозы". А.С. Пушкин

Урок - лекция о художественных особенностях повести "Капитанская дочка". Своеобразие композиции. Историческая правда и художественный вымысел в повести. Точность и лаконизм пушкинской прозы. Роль эпиграфов.



Уроки 16. Урок развития речи

Сочинение по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка":

1. Мои любимые страницы повести.

2. Образ Пугачёва

3. Почему А.С. Пушкин произведение о крестьянской воине назвал "Капитанская дочка"?

4. Формирование характера и взглядов Петра Гринёва.

5. История Маши Мироновой.

Уроки 17-18. Урок внеклассного чтения

А.С.Пушкин «Метель», М.Цветаева «Генералам двенадцатого года»



Урок 19-20. Михаил Юрьевич Лермонтов - певец свободы. ("Узник". "Пленный рыцарь", «Завещание»)

Слово о Лермонтове с чтением его стихотворений, изученных в младших классах. Знакомство со стихотворениями "Узник", "Пленный рыцарь", выяснение главного смысла этих произведений. Символический образ тюрьмы в лирике Лермонтова.

Сравнение как основной композиционный приём в стихотворениях.

Урок 21-22. М.Ю. Лермонтов. Поэма "Мцыри"

Слово учителя об истории создания поэмы, её теме и идее. Выразительное чтение поэмы "Мцыри", комментарий по ходу чтения. Работа с трудными словами: обет, алтарь, ниц, чадра, терновник. Работа с иллюстрациями.



Урок 23.Урок развития речи. Идейное содержание поэмы. "Мцыри - любимый идеал Лермонтова". (В.Г. Белинский)

Идейное содержание поэмы. Главный герой Мцыри. Художественный рассказ о жизни Мцыри в монастыре и во время скитаний. Беседа. (Что увидел герой Лермонтова на воле? Как раскрылся характер Мцыри за "три блаженных дня"? Какова цель побега? Почему мечта Мцыри увидеть свою Родину оказалась несбыточной?)

Чтение наизусть выученных глав. Реферат или индивидуальные сообщения учащихся на тему "Особенности построения поэмы (роль вступления, лирического монолога, пейзажей)".

Обобщения и выводы. В образе главного героя поэт выразил свои мечты о человеке, который стремится к свободной жизни и готов к борьбе за неё. Значение поэмы.

Домашнее сочинение

1. Мои размышления над прочитанной поэмой М.Ю. Лермонтова

"Мцыри".

2. В чем для Мцыри смысл жизни?

3. Природа в понимании Мцыри.

4. "Кругом меня цвёл божий сад". (Мцыри на свободе.)



НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ. "РЕВИЗОР"

Урок 24-25. Н.В. Гоголь - великий сатирик. Комедия "Ревизор". История создания

Слово о Гоголе. Идейный замысел и особенности композиции комедии "Ревизор".

Знакомство с героями. Чтение 1 действия учителем или подготовленными учениками в лицах или просмотр кинофильма.

Работа над словами: инкогнито, предуведомить, присутственное место, коллегия, натурально, арапник.



Уроки 26-28. Усвоение содержания комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"

Выразительное чтение комедии в лицах хорошо подготовленными учащимися.

 Художественный пересказ сцен. Словарный комментарий. Наблюдения над характерами, поведением главных героев. Беседа по содержанию каждого действия. Вопросы в учебнике (стр. 160-161). Выводы.

Урок 29. Хлестаков и хлестаковщина

Выступления учащихся, рассказ с использованием цитат. Беседа о жизненных целях и характере Хлестакова. Вопросы в учебнике (стр. 161).



Урок 30. Образы чиновников

Сообщение учащихся о правителях уездного города: городничем, судье Ляпкине-Тяпкине, попечителе богоугодных заведений Землянике, почтмейстере Шпекине, смотрителе училищ Хлопове.

Поведение чиновников. Разоблачение автором нравственных и социальных пороков чиновничества. Страх перед "ревизором" как основа развития комедийного действия.

Урок 31. "В театре Н.В. Гоголя на "Ревизоре". (Заключительный урок по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор")

Урок - инсценирование отдельных сцен комедии. Рецензирование игры "актёров".

Развитие действия в пьесе (экспозиция, завязка, кульминация, развязка).

Значение авторских ремарок. Учитель делает обобщение о силе и злободневности гоголевской сатиры, о значении эпиграфа, об интересных постановках комедии, исполнителях главных ролей.



Уроки 32. Урок развития речи

Сочинение по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"

1. Уездный город и его обитатели. (По комедии Гоголя "Ревизор".)

2. Хлестаков и Осип.

3. Что роднит Хлестакова и городничего?

4. В уездный город приехал настоящий ревизор...

(Мои размышления над комедией Гоголя "Ревизор".)

Уроки 33-34. Внеклассное чтение

"Петербургские повести" Гоголя. (По выбору учащихся.)



Урок 35. Иван Сергеевич Тургенев. "Ася" - повесть о любви

Слово о писателе. Чтение статьи в учебнике об истории создания повести (стр. 171). Художественный пересказ повести с выразительным чтением отдельных эпизодов. Обмен впечатлениями о прочитанном произведении.



Урок 36. Образ "тургеневской" девушки

Работа по содержанию повести. Наблюдения над характером и поведением Аси. Анализ эпизодов "Разговор господина Н. и Аси" (гл. 9), "Сцена в домике фрау Луизы" (глава 16). Судьба русской девушки.

Поэтическая атмосфера повести.

Урок 37. Герои повести Тургенева и моё отношение к ним

Урок - диспут. Примерные вопросы:

1. Ваши впечатления о прочитанной повести.

2. Можно ли героиню Тургенева назвать девушкой экстравагантной? Какие мысли и чувства вызывает у вас Ася?

3. Почему любовь Аси господина Н. "смущала"?

4. Можно ли господина Н. назвать человеком легкомысленным?

5. Господин Н. не женился на Асе. Прав ли он?

6. Принесла бы счастье им обоим женитьба?

Выводы учителя о сложности человеческих взаимоотношений, об ответственности человека перед другими людьми.

Урок 38. Урок развития речи. Сочинение по повести И.С.Тургенева «Ася»

Урок 39. Лев Николаевич Толстой. "После бала". Жизненные источники рассказа

Слово о писателе, чтение по учебнику "Жизненные источники рассказа "После бала" (стр. 228-230).

Знакомство с содержанием рассказа. Обмен впечатлениями о прочитанном произведении.

 Беседа. (Когда, в какое время происходили события в рассказе? Почему в 900-е годы 19 в. Лев Николаевич Толстой вспомнил случай, произошедший в юности, и положил его в основу своего рассказа?)



Уроки 40-41. Обличительная сила рассказа "После бала". Контраст как приём, помогающий раскрыть идею рассказа

Автор и рассказчик в произведении.

Художественный пересказ "После бала". Беседа по содержанию. Вопросы в учебнике (стр. 228).

Наблюдения за поведением и внешностью полковника на балу и после бала. Почему он оказался человеком жестоким по отношению к солдату? Можно ли его назвать человеком двуличным? Почему Толстой противопоставляет две части рассказа? Рассказ учащихся об Иване Васильевиче. Чтение по учебнику статьи "Композиция" (стр. 230-232), выполнение заданий на стр. 232.

Работа с иллюстрациями к рассказу.

Урок 42. Владимир Галактионович Короленко. "Огоньки" - поэтическая миниатюра, утверждающая веру в светлые начала жизни

Слово о писателе. Чтение по учебнику воспоминаний М. Горького о Короленко "Человек с большим и сильным сердцем". Знакомство с поэтической миниатюрой "Огоньки". Переносный, обобщающий смысл миниатюры.

Чтение высказываний русских писателей о Короленко (стр. 255).

Урок 43 Проблема смысла жизни и назначения человека в очерке "Парадокс"

Художественный пересказ "Парадокса" с чтением эпизодов. Наблюдения над характером, поведением, настроением главного героя. Беседа с учащимися о смысле жизни и высоком назначении человека.



Урок 44 Бунин И.А. Лирика. Рассказ «Сверчок»

Урок 45. "Безумство храбрых - вот мудрость жизни!" М. Горький. (Символике - аллегорический смысл "Песни о Соколе")

Слово о Горьком. Выразительное чтение "Песни о Соколе" или прослушивание в грамзаписи. Наблюдения над композицией, языком

"Песни...".

Беседа с элементами комментированного чтения. (В чём заключается подвиг Сокола? Смысл противопоставления Ужа и Сокола? Что понимает под "безумством" и "правдой" Уж и что значит "безумство храбрых", провозглашаемое в "Песне..."?)

Работа над афоризмами.

"Безумство храбрых - вот мудрость жизни - лейтмотив "Песни...". Активная, мужественная, дерзновенная поэзия, исполненная жажды подвига.



Урок 46. М. Горький. "Сказки об Италии". Прославление в "Симплонском туннеле" человеческого единства, труда, доброты

Рассказ учителя о пребывании М. Горького на Капри и создании "Сказок об Италии". Выразительное чтение сказки - очерка "Симплонский туннель". Беседа по содержанию. Наблюдения над языком.

Развитие понятия об авторской сказке: романтическая сказка - очерк.

Урок 47. М. Горький. Рассказ "Ма-аленькая!" Основная идея рассказа

Выразительное чтение рассказа. Работа над словарём: урядник, огневица, радеть, меланхоличный и др.

Беседа. (Почему, на ваш взгляд, героиню рассказа выслали в глухую деревню? За что девушку полюбили крестьяне? Можно ли сказать, что поступок двух стариков, отправившихся далеко молиться за умершую девушку, - это выражение воли всех крестьян деревни?)

Заключение. Доброта, гуманность, чувства благодарности человеку за его дела - основная мысль рассказа



 Уроки 48-52. Александр Трифонович Твардовский. Поэма "Василий Теркин"

Слово о Твардовском, поэте и гражданине. История создания поэмы "Василий Тёркин". Знакомство со статьёй в учебнике (стр. 284-285).

Комментированное чтение глав "Переправа", "О награде", "Гармонь". В каких ситуациях мы видим главного героя - солдата Василия Тёркина?

Композиция поэмы.



Урок 53. "Василий Тёркин". Тема "большой" и "малой" Родины в поэме

Инсценирование главы "Два солдата" (или чтение в лицах). Обмен впечатлениями об увиденном. Каким нам показан Тёркин?

Смысл полушутливого сопоставления старого солдата и Василия Тёркина.

Тема Родины.

Знакомство с главой "Кто стрелял?".

Урок 54. Народно-поэтическая основа поэмы А.Т. Твардовского "Василий Тёркин". Главы "Смерть и воин", "От автора". Юмор в поэме

Чтение глав, анализ содержания, наблюдения над языком писателя. Работа по вопросам учебника (стр. 302). Широкая популярность поэмы в годы Великой Отечественной войны и в наше время.

Уроки 55-56. Заболоцкий Н.А.

О поэте. Лирика. «Одинокий дуб», «Не позволяй душе лениться», «Некрасивая девчонка»

Урок 57-59. Александр Грин - человек светлой мечты. Рассказы «Голос и глаз», «Победитель». «Алые паруса»

Слово о писателе. Чтение рассказов.

Донести до учащихся главный смысл произведения: именно человек, имеющий цель в жизни, становится хозяином своей судьбы.

Урок 60. Георгий Константинович Паустовский. Рассказ "Телеграмма"

Знакомство с содержанием рассказа. Факты, положенные в основу рассказа. Беседа. (Как же могло случиться, что Настя, проявляя заботу о других, так невнимательна к собственной матери? В чём причина невыносимой тяжести, которая посещает Настю после смерти матери? С какой целью автор изобразил молоденькую учительницу в сцене похорон Катерины Петровны?) Смысл рассказа.



Урок 61. Шукшин В.М.

О писателе. «Дядя Ермолай», «Микроскоп»



Урок 62. Н.Рубцов .Лирика

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Уроки 63-65 Вильям Шекспир. "Ромео и Джульетта". "Вечные" проблемы в творчестве Шекспира

Слово об английском драматурге, о театре, в котором он провёл свои лучшие годы. "Ромео и Джульетта". Чтение сцен по ролям. Сила чувств юных героев, их преданность друг другу.



 Уроки 66-67 Повторение. Художественная литература, её особенности и значение

Статья в учебнике (стр. 369-380). Беседа по вопросам и заданиям ко всему курсу литературы 8 класса.



Урок 68. Внеклассное чтение. "Что читать летом"

Урок - обзор произведений для чтения летом.




 nth_theme_home_and_kids_school_bullet_s

17&n=afe8d157

    

Тематическое планирование

Название темы

Краткое содержание

Количество уроков

Искусство слова

Понятие о литературе как искусстве слова. Отличие художественной литературы от научной. Понятие о художественном образе

1

Устное народное творчество

Народные песни. Исторические, обрядовые, лирические песни

2

Литература Древней Руси

Понятие о житийной литературе. Знакомство с произведениями древнерусской литературы. Произведение Б.Зайцева о Сергии Радонежском как стилизация под житийную литературу

3

Литература 19 века

Знакомство с произведениями А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н,В. Гоголя, И.С.Тургенева, Л.Н. Толстого, В.Г.Короленко, И.А. Бунина. Расширение представления о родах и видах литературы, жанрах литературных произведений. Работа над понятиями: тема и проблемы произведения, система образов, характеристика персонажа. Представление об авторской позиции и способах ее выражения

39 (их них развитие речи- 4 ;

внеклассное чтение -3)



Литература 20 века

Знакомство с произведениями А.М.Горького, А.С.Грина, К.Г. Паустовского, А.Т. Твардовского, В.М. Шукшина. Проблематика произведений. Способы раскрытия человеческих характеров. Тема войны в творчестве писателей 20 века. Поэзия 20 века.

19 (р/р -2;

вн.чт. – 2)



Зарубежная литература

Обзорное знакомство с творчеством В.Шекспира, М. Сервантеса. История в произведениях зарубежных писателей. Тема и сюжет произведений.

4



Список литературы



  1. Беленький Г.И. Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Москва. Мнемозина. 2008



  1. Брусенская Л.А. Учебный словарь лингвистических терминов.- Ростов-на-Дону. Феникс. 2005



  1. Николаев П.А. Русские писатели. Библиографический словарь. В двух частях. Москва. Просвещение. 1990




  1. Тураев С.В. Литература. Справочные материалы. Москва. Просвещение. 1989




  1. Турьянская Б.И. Литература в 8 классе. Урок за уроком. Москва. Русское слово 2000




  1. Уроки литературы 7 - 8 класс. Интерактивное пособие. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.

Согласовано

Руководитель ШМО_______Аникина И.Н

Протокол №___ от____________________

Согласовано

Зам. Директора по УВР

____________Зуева В.А.



« »__________2013 г.