Рабочая программа по литературе для учащихся 5 класса создана на основе следующих нормативных документов - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по литературе для 11 классов 2 467.66kb.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе следующих... 1 290.78kb.
Рабочая программа по литературе для основной общеобразовательной... 5 1386.24kb.
Рабочая программа по географии для 8 класса составлена на основе... 2 623.64kb.
Рабочая программа по иностранному языку (английский) 9 класс на 2013... 4 1504.6kb.
Программа для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной... 1 378.1kb.
Закона РФ и рт «Об образовании» 3 518.17kb.
Рабочая программа история. 9 класс. II ступень обучения по 1 388.19kb.
Рабочая программа история. 11 класс. II ступень обучения по 1 356.8kb.
Рабочая программа по «Искусство» (изо) (базовый уровень) для VI класса 1 199.9kb.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов... 2 441.84kb.
Владимир Елистратов 33 этюда из жизни филфака 1 126.34kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа по литературе для учащихся 5 класса создана на основе следующих - страница №1/4

Министерство образования и науки РФ

Рабочая программа

учебного предмета «Литература»

для 5 класса,

составленная на основе «Программы по литературе

для 5-9классов общеобразовательной школы»

автора-составителя Г.С.Меркина

Воронеж 2012



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для учащихся 5 класса создана на основе следующих нормативных документов:

  • Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644)

  • Примерной учебной программы основного общего образования по литературе для 5-9 классов (опубликована в сборнике «Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. (серия «Стандарты второго поколения»)

  • авторской программы к учебникам под редакцией Г.С.Меркина «Литература» для 5–11 классов общеобразовательных учреждений (М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008

  • Рекомендаций по совершенствованию методики преподавания литературы с учетом результатов ЕГЭ 2007 года (главной задачей учителя литературы является построение учебного процесса таким образом, чтобы учащиеся с интересом прочитали произведения отечественной классики, освоили специфические законы литературного творчества, были бы способны к анализу и творческой интерпретации произведений, умели бы выразить свои суждения в устной и письменной форме).


Основные особенности программы

1. Программа нацелена на

формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанной на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (УУД) (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);


2. В программе реализованы

  • личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности;

  • культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип опоры на культуру как мировоззрение;




  • коммуникативно-деятельностный подход. Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса является важнейшим условием формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать. Основными индикаторами функциональной грамотности являются:




  • коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.);

  • познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.);

  • регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.).


Место учебного предмета в учебном плане

Программа рассчитана на 105 учебных часов, из расчета 3 часа в неделю. Содержание планирования включает 105 уроков различных типов.



Тип урока

Кол-во часов

  1. Уроки изучения художественных произведений




Уроки художественного восприятия произведений, уроки углубленной работы над текстом, обобщающие изучение произведений

70

  1. Уроки изучения истории и теории литературы




Уроки освоения теоретико-литературных понятий. Уроки восприятия научных, литературно-критических статей. Уроки по биографии писателя. Уроки по историко-литературным материалам. Уроки обобщения, повторения и опроса

20

  1. Уроки развития речи




Уроки обучения творческим работам по жизненным впечатлениям и по произведениям литературы и искусства. Уроки обучения устным ответам и устным докладам. Уроки обучения сочинениям. Уроки анализа сочинений.

15


Основное содержание курса

Программа решает основную задачу преподавания литературы - развить представление о литературе как об искусстве слова, воспитать культуру читательского восприятия, понимание авторской позиции, читательских интересов, художественного вкуса. Осуществляет межпредметные связи: русский язык – литература - история - музыка – ИЗО - МХК.



Осуществляется концентрический на хронологической основе вариант построения курса с выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9, 10 и 11 классах. В связи с насыщенностью курса 9 класса, куда входят литературные произведения и историко-литературные явления от древнерусской литературы до второй половины XX века, предлагается начинать изучение соответствующих возрасту и уровню читательских интересов с 5 класса. В этом случае постепенно, от класса к классу, будут формироваться первоначальные представления об историко-литературном процессе.
Для реализации программы необходим выбор информационно-творческой модели современного урока, где знания - лишь средство для развития творческих способностей учащихся. Урок сотворчества – и эта модель выдвигает на первое место не учителя, а ученика, который с помощью учителя идёт к литературному произведению, а от него к автору. Данная программа построена с опорой на современные педагогические технологии, открывающие возможности для применения активно – деятельностных подходов (поисково-исследовательской деятельности, самостоятельного изучения материала и т.п.); коммуникационных технологий (организации совместной работы учащихся, самостоятельной работы с информацией); индивидуализации и дифференциации обучения. Это позволяет стимулировать познавательную активность учащихся, формировать навыки самостоятельного приобретения знаний, развивать самостоятельную и творческую активность.
Работа над формированием и развитием творческих способностей учащихся предполагается как во время уроков, так и во внеурочное время. Виды заданий по развитию речи подобраны по принципу дидактики от простого (таблица, план, пересказ и т.д.) к сложному (развернутый ответ по плану, словесное рисование, сравнительная характеристика, сочинение и т.д.).
Программа позволяет учитывать различный уровень литературной подготовки учащихся и в соответствии с ним строить свою работу. С учётом личностно-ориентированного подхода к обучению, способствует формированию ключевых и предметных компетенций.
Обеспечивает прочную связь учебного материала 5 класса с начальной школой. В процессе дальнейшего литературного образования личностные качества ученика как заинтересованного читателя углубляются и расширяются.
Воспитательные возможности предмета реализуются не только за счет информативной стороны произведений, но и за счет воспитательных ресурсов самого языка.
Подбор литературных произведений структурирован: фольклор, произведения русской литературы с древности до 20 в., знакомство с произведениями зарубежной литературы. Содержание доступно восприятию учащихся, выстроено логично, взаимосвязано по разделам и темам, формирует учебную мотивацию.
Вводятся необходимые для работы с художественными текстами литературоведческие понятия с ориентацией на будущую подготовку к сдаче ЕГЭ по литературе.
Программа нацелена на развитие личности, познавательных и творческих способностей учащихся, помогает реализовывать современные подходы к преподаванию литературы:
• "Развитие речи" (практико-ориентированный и деятельностный подходы);
• "Связь с другими искусствами" (работа с иллюстрациями, рисунками, фрагментами фильмов);
•(культуроведческий подход);
• "Возможные виды внеурочной деятельности"(деятельностный, личностно- ориентированный дифференцированный подход к обучению).

Формы и методы обучения
Формой организации педагогического процесса является классно-урочная форма обучения.

Формы организации обучения: урок объяснения нового материала, комбинированный урок, повторительно-обобщающий урок, урок-исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок анализа письменных (творческих) работ учащихся.

В целях реализации программы используются следующие методы обучения: методы объяснительно-иллюстративного обучения (рассказ, беседа, лекция, семинар, самостоятельная работа над учебным материалом); методы проблемно-поискового обучения (проблемное изложение, исследовательский); коммуникативные методы обучения (диалог, дискуссия, метод проектов, презентация).

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков:


• выделение характерных причинно-следственных связей;
• сравнение и сопоставление;
• умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
• самостоятельное выполнение различных творческих работ;
• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
• осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
• составление плана, тезиса, конспекта;
• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей;
• совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях;
• обогащение словарного запаса.


Требования к уровню знаний и умениям учащихся 5-го класса
Важнейшими умениями в 5 классе являются следующие:

  • извлечение явно выраженной информации из учебного текста для ответа на вопрос репродуктивного характера;

  • Выделение предмета речи-темы (о чем идет речь?);

  • Выделение суждения (что именно говорится?);

  • Определение оценки, данной явлению автором, определение коммуникативной задачи;

  • Анализ логико-смысловой структуры текста – узнавание смысловых фрагментов текстов;

  • Составление простого плана учебного текста;

  • Устная и письменная передача содержания учебного текста в сжатом виде со смысловой переработкой исходного текста;

  • Оценка информации с точки зрения ее достоверности;

  • Выражение собственного аргументированного мнения: подбор доказательств из текста, формулирование выводов, привлечение материала, изученного ранее;

  • умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

  • выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;

  • осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);

  • умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);

  • умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;

  • умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

  • умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;

— умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

  • умение владеть монологической и диалогической речью;

  • умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;

  • умение выявлять авторское отношение к героям;

  • умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.


Предполагаемые результаты освоения программы по литературе
Предметные результаты:

- адекватное восприятие воспринятых на слух или прочитанных произведений в объеме программы;

- знание изученных текстов;

- овладение элементарными навыками анализа содержания литературного произведения (умение воспроизвести сюжет, оценить роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания);

- умение использовать основные теоретические понятия, связанные с сюжетом (композиция, завязка, кульминация, развязка: пролог, эпилог).

Метапредметные результаты:

- овладение техникой составления плана;

- овладение различными типами пересказа;

- умение подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования;

- умение формулировать доказательные выводы;

- умение владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов.
Личностные результаты:

- знание наизусть художественных текстов в рамках программы;

- формирование читательского мастерства:

умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;

овладение навыками литературных игр;

формирование собственного мнения;

- формирование навыка чтения отдельной группы учащихся.

Учебно-тематический план


№ п/п


Кол-во часов

материально-техническое оснащение

В том числе на

УУД

Виды контроля

Результаты деятельности










Тема

Развитие речи

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Контроль начального уровня

Промежуточный контроль

Итоговый контроль

Личностные

Метапредметные

Предметные

1

1

Интернет- ресурсы, мультимедийный проектор, проекционный экран, компьютер

Введение




Уважительное отношение

к родной литературе, гордость за неё, как явление национальной культуры



Планирование решения учебной задачи: выстраивание последовательности необходимых операций(алгоритма действий)

Давать обоснованные ответы на вопросы учителя и одноклассников

Извлечение необходимой информации из различных источников

Составление плана статьи учебника

Подготовка к проектной деятельности




Осознание роли литературы в жизни человека и общества

Умение подбирать аргументы, строить логическое рассуждение

Овладение умением определять тему, основную мысль текста, находить ключевые слова

2

3

Интернет -ресурсы, мультимедийный проектор, проекционный экран, компьютер

Мифология




Уважение к другим народам мира и принятие их культурных ценностей

Самостоятельная постановка целей, умение предположить результат своей деятельности

Создавать устные высказывания научного стиля, групповая работа по сбору необходимой информации

Осознанное произвольное высказывание в устной и письменной форме

Индивидуальные сообщения

Рассказ от лица персонажа

Создание проектов на заданную тему

Овладение фоновыми знаниями, важными для общекультурного развития и более точно-го понимания текстов

Умение применять и преобразовывать знаки, схемы и символы для решения учебных задач

Адекватное восприятие прочитанных и воспринятых на слух художественных произведений в объёме программы

3

9

Интернет- ресурсы, мультимедийный проектор, проекционный экран, компьютер

УНТ



Постижение красоты и богатства, выразительности русского слова



Использование приёмов поискового, просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения при повторении изученного материала

Создавать устные тексты-рассуждения художественного стиля

Определение основной и второстепенной информации и извлечение её из текстов разных типов

Частичный языковой анализ произведения

Анализ художественного произведения; подготовка к проектной деятельности;

Создание проектов на заданную тему

Развитие эстетического сознания через овладение художественным наследием народов России

Развивать умение осмысленного поискового чтения. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи

Знание изученных текстов

4.

4

Интернет -ресурсы, мультимедийный проектор, проекционный экран, компьютер

Древнерусская литература

1

Осознание роли литературы Древней Руси

в жизни общества и государства



Овладение техникой планирования учебной деятельности

Создавать тексты в устной и письменной форме по заданному началу

Установление причинно-следственных связей при изучении литературы Древней Руси

Индивидуальный опрос

Пересказ как средство выявления навыков монологической речи

Контрольное изложение

Формирование осознанного, уважительного отношения к родному языку

Умение применять и преобразовывать знаки, схемы и символы для решения учебных задач

Адекватное восприятие прочитанных и воспринятых на слух художественных произведений

5.

1

Интернет -ресурсы, мультимедийный проектор, проекционный экран, компьютер

Басни народов мира




Преобразование практической задачи в познавательную

Овладение приёмами отбора и систематизации изучаемого материала

Согласовывать свои действия с действиями партнёров при чтении басен

Поиск и извлечение необходимой информации из различных источников

Овладение основными понятиями в области литературы

Письменное высказывание на нравственно-этическую тему

Создание проектов на заданную тему

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его истории, культуре, традициям

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей, владение устной монологической речью

Умение использовать основные теоретические понятия при анализе художественного произведения

6.

5

Интернет- ресурсы, мультимедийный проектор, проекционный экран, компьютер

Русская басня




Выражение положительного отношения к процессу познания, проявление внимания и желание больше узнать




Согласовывать свои действия с действиями партнёров при инсценировке басен

Выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач

Усвоение различных лингвистических терминов

Анализ художественного произведения

Инсценировка басен

Развитие эстетического сознания через творческую деятельность эстетического характера

Умение организовать совместную со сверстниками учебную деятельность

Адекватное восприятие прочитанных и воспринятых на слух художественных произведений

7

40

Интернет- ресурсы, мультимедийный проектор, проекционный экран, компьютер

Литература XIX века

4

Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута

Овладение различными типами пересказа

Создавать устные и письменные высказывания на заданную тему, корректировать свою речь и речь одноклассников

Осознанное произвольное построение высказываний в устной и письменной форме

тестирование

Анализ художественного произведения

Пересказ как средство понимания характера персонажей произведений



Контрольные сочинения и изложение

Овладение фоновыми знаниями культурно- исторического характера для более точного понимания текста

Владение различными видами чтения.

Умение пользоваться ресурсами интернета



Умение использовать основные теоретические понятия. Знание изученных текстов

8

28

Интернет- ресурсы, мультимедийный проектор, проекционный экран, компьютер

Литература XX века




Стремление совершенствовать свою речь

Умение самостоятельно ставить цели и задачи, планировать результаты своей деятельности

Совершенствование навыков изучающего чтения; определение темы текста и составление плана текста

Определение основной и второстепенной информации и извлечение её из текстов разных типов и стилей

Усвоение различных лингвистических терминов

Анализ художественного произведения

Контрольное сочинение



Овладение фоновыми знаниями культурно- исторического характера для более точного понимания текста

Умение организовать совместную с учителем и сверстниками учебную деятельность(работать индивидуально и в группе)

Овладение элементарными навыками анализа содержания художественного произведения

9

14

Интернет-рсурсы, мультимедийный проектор, проекционный экран, компьютер

Зарубежная

литература






Уважение к культуре других народов мира и принятие их культурных ценностей

Внесение необходимых дополнений и изменений в свои действия

Создавать монологические и диалогические высказывания в разных стилях

Осознанное произвольное построение высказываний в устной и письменной форме; постановка и формулировка проблемы

Литературная викторина

Подготовка к проектной деятельности

Создание проектов на заданную тему

Понимание роли мировой литературы в формировании и развитии личности

Умение использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей, владение монологической речью

Адекватное восприятие прочитанных и воспринятых на слух художественных произведений

следующая страница >>