Рабочая программа по литературе для основной общеобразовательной школы (5-9 классы) составлена на основе следующих нормативных докум - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной... 1 378.1kb.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе следующих... 1 290.78kb.
Рабочая программа по литературе для учащихся 5 класса создана на... 4 871.9kb.
Рабочая программа по географии для 8 класса составлена на основе... 2 623.64kb.
Программа для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. /Курдюмова Т. 1 264.38kb.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов... 2 441.84kb.
Рабочая программа по иностранному языку (английский) 9 класс на 2013... 4 1504.6kb.
Рабочая программа по истории составлена на основании следующих нормативных... 1 387.38kb.
Рабочая программа по музыке 5-7 классы Разработана в соответствии... 1 318.48kb.
Рабочая программа история. 9 класс. II ступень обучения по 1 388.19kb.
Рабочая программа история. 11 класс. II ступень обучения по 1 356.8kb.
Урок в 9 классе. Лирика Н. А. Заболоцкого. «Художественная картина... 1 73.41kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа по литературе для основной общеобразовательной школы (5-9 классы) - страница №1/5

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по литературе для основной общеобразовательной школы (5-9 классы) составлена на основе следующих нормативных документов:

-Федеральный компонент государственного стандарта основного общего
образования по русскому языку, утвержденный приказом Министерства образования
и науки РФ от 05.03.2004 года № 1089;

-Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный
Приказом министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2012 года № 1897 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования»;

-Учебный план МБОУ СОШ №5 г. Тайшета на 2013-2014 учебный год;

-Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от
15.04.2011 года № 75-37-0541/11;

-Программа общеобразовательных учреждений «Литература 5-9 классы». В.Я. Коровина, Журавлев В.П.. Коровин В.И. и др., «Просвещение», 2011

Данная учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов литературы в 5-9 классах с учетом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Структура рабочей программы

Рабочая программа включает 9 разделов: титульный лист, пояснительную записку; основное содержание разделов и тем учебного курса; учебно-тематический план, требования к уровню подготовки учащихся, критерии и нормы оценивания, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование, список

литературы.

Общая характеристика учебного предмета

Литература- базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд

русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте.

Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко •• и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося. Одна из составляющих литературного образования литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Рабочая программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

-осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

-выразительное чтение художественного текста;

-различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами

комментария, с творческим заданием);

-ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

-заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

-анализ и интерпретация произведения;

-составление планов и написание отзывов о произведениях;

-написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных

впечатлений;

-целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения

работать с ними.

Цели и задачи изучения предмета

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:



  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического
    мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к
    литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и
    аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и

понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся: освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета Литература на этапе основного общего образования являются:

-сравнение и сопоставление;

-самостоятельное выполнение различных творческих работ;

- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или
развернутом виде;

- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное,


просмотровое, поисковое и др.);

- владение монологической и диалогической речью, выбор и использование


выразительных средств языка составление плана, тезиса, конспекта;

-формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов


своей деятельности;

-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных


источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы;

-самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и


оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и
возможностей.

Литературное развитие школьника предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и литературно-творческих возможностей, не только накопление читательского опыта и обогащение понятийного аппарата, но и самореализацию в деятельностной сфере, поэтому программа направлена на выработку у обучающихся следующих основных умений:

-владение техникой грамотного и осмысленного чтения;

-владение умениями выразительного чтения;

-восприятие художественного произведения как сюжетно-композиционного единства;

-умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к


читателю;

-умение выделять этическую, нравственную проблематику произведения;

-умение определять жанрово-родовую природу произведения;

-умение самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и


их фрагменты соответственно уровню подготовки;

-умение давать эстетическую оценку произведения и аргументировать ее.



Результаты обучения

Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья,



Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система

Формы обучения: урок изучения новой темы; уроки - закрепления; урок-обобщения; урок внеклассного чтения; урок развития речи; комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок-исследование, урок-практикум, урок развития речи, урок-семинар.

{Методы и приёмы обучения: обобщающая беседа по изученному материалу, индивидуальный устный опрос, фронтальный опрос, виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой; составление учащимися авторского текста в различных жанрах; наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя; написание сочинений.

Виды деятельности учащихся на уроке по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

-осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров, выразительное чтение, различные виды пересказа, заучивание наизусть стихотворных текстов, определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру, анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта, выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения, участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента, подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.



Основные формы и виды контроля знаний, умений, навыков: уровень достигнутых результатов определяется через внутреннюю (сочинение, анализ текста, устные ответы на уроках, тестовые задания, зачеты) и внешнюю экспертизу (мониторинговые исследования уровня учебных достижений, проводимых Службой по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области).

Рекомендуемое число контрольных работ по литературе:

Предмет

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Литература

Классное сочинение

3

1

4

4

5

Домашнее

1

1

1

1

1

Сочинения по литературе в 10-11 классах проводятся после изучения каждой монографической темы. Объем сочинений должен быть примерно таким:



Класс

5

6

7

8

9

10

11

Количество страниц

1-1,5

1,5-2

2-2,5

2,5-3

3-4

4-5

5-7

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в V классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 6 классе -68 часов (2 часа в неделю), в 7 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 8 классе -68 часа(2 часа в неделю), в 9 классе -102 часа (3 часа в неделю). Настоящая рабочая программа предусматривает обязательное изучение литературы в объеме: в 5 классе — 68 часов, в 6 классе — 68 часов, в 7 классе — 68 часов, в 8 классе — 68 часов, в 9 классе — 102 часа, что соответствует учебному плану.



Содержание разделов и тем учебного курса 5 класс Введение.(1)

Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражение в ней богатства и многообразия духовной жизни человека.



Славянские мифы (1)

Миф «Сотворение земли». Языческие представления о земле и ее создании. Устное народное творчество (7).

Устное народное творчество. Жанры фольклора. Детский фольклор. Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка». Высокий нравственный облик Василисы Премудрой. Художественный мир сказки. Народная мораль в сказке. Эстетика волшебной сказки. Сказочные формулы. Сказка и миф. «Иван -крестьянский сын и Чудо - юдо» - волшебная сказка героического содержания. Образ главного героя. Особенности сюжета сказки. Герои сказки в оценке автора -народа.

Из древнерусской литературы(2)

Древнерусская литература. Русские летописи. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания. Фольклор и летописи.


Из литературы 18 века (1)

М.В.Ломоносов - ученый, поэт, художник, гражданин. «Случились вместе два астронома в пиру...» как юмористическое нравоучение.


Из литературы 19 века (27)

Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра(Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века). И.А.Крылов. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков в баснях. «Ворона и лисица», «Квартет», «Волк и ягненок», «Свинья под дубом». Понятие об аллегории и морали. Аллегория. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года. В.А.Жуковский. Слово о поэте. Жуковский - сказочник. «Спящая царевна». Баллады В.А.Жуковского. «Кубок». Нравственно-психологические проблемы баллады. В.А.Жуковский и Тульский край. А.С.Пушкин. Детские и лицейские годы поэта. Поэма «Руслан и Людмила». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. А.А.Погорельский «Черная курица, или Подземные жители». Русская литературная сказка. В.М.Гаршин. Сказки. «Красный цветок», «Апа1еа Рппсерз». М.И.Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Изобразительно - выразительные средства языка стихотворения. Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близь Диканьки...». Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место», «Ночь перед Рождеством». Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. «Крестьянские дети». «Есть женщины в русских селеньях...» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины. И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Нравственный облик Герасима. Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Толстой и Тульский край. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы. Жилин и Костылин: разные судьбы. Толстой и Ясная Поляна. А.П.Чехов. Слово о писателе. Юмористические рассказы. «Хирургия».



Поэты 19 века о Родине и родной природе (3)

А.В.Кольцов «Косарь», «Разлука». Ф.И.Тютчев «С поляны коршун поднялся...», А.А.Фет «Учись у них - у дуба, у березы...», «Вечер», А.К.Толстой. Стихотворения о родной природе и Родине. Волшебный мир поэзии. Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, И.С.Никитин, И. Сурико


Из литературы 20 века (13)

И.А.Бунин. Слово о поэте и писателе. Стихотворения. И.А.Бунин и Тульский край. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа. В.Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец. Изображение города и его обитателей. «В дурном обществе». Маруся и Соня: два детства. Два отца: Тыбурций и судья. Вася и его отец. К.Г.Паустовский «Теплый хлеб». Герои и их поступки. Нравственные проблемы произведения. А.И.Куприн. Слово о писателе. «Тапер». Талант и труд. Проблемы взаимоотношений детей и взрослых. Восприятие прекрасного. Музыка в рассказе. П.П.Бажов. Слово о писателе. «Медной горы хозяйка». Данила - мастер, трудолюбие и талант. Образ хозяйки Медной горы. Сказ. С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои. Традиции народных сказок в пьесе. А.П.Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Оптимистическое восприятие окружающего мира. В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черта характера героя и его поведение в лесу. «Открытие» Васюткой озера. Понятие об автобиографическом произведении. «Мои сверстники в русской литературе 19-20 веков» (на примере произведений литературы народов России Р.Гамзатов, М. Джалиль, М. Карим).



«Ради жизни на земле» (1)

Война и дети. К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете...» Патриотические подвиги детей в годы ВОВ. А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста».



Произведения о Родине и родной природе (2)

Русские поэты 20 века о Родине и родной природе. И.А.Бунин, А.А.Блок, С.А.Есенин, Н.М.Рубцов, Д.Б. Кедрин и др. Саша Черный «Кавказский пленник», «Игорь -Робинзон». Юмор в литературе.



Из зарубежной литературы (12)

Р.Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков. Ж.Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Д.Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа. Х.К. Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда. Мои любимые сказки Андерсена. Гофман «Щелкунчик и мышиный король» М.Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Черты характера героев. Дж. Лондон. Слово о писателе. «Сказания о Кише». Нравственное взросление героя рассказа.



6 КЛАСС

Введение.(1) Литература и другие виды искусства. Художественное произведение. Содержание о форма. Автор и герой. Выражение авторской позиции.

Устное народное творчество (4)

УНТ как часть общей культуры народов, выражение в нем национальных черт характера. Обрядовый фольклор. Обрядовые песни. Народные песни из собрания П.Киреевского ( «Татарский полон», «Горе», «Как во городе во Вереюшке...») «Расти, расти, моя калинушка», «Сизенький мой голубочек, да...» и др. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора. Их народная мудрость. Загадки как малый жанр фольклора. Афористичность загадок.



Из Древнерусской литературы (2)

Русские летописи. «Повесть временных лет». «Сказание о Никите Кожемяке». Утверждение высоких нравственных идеалов. « Повесть временных лет».« Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел.


Из русской литературы 18 века

Русские басни. И.И.Дмитриев «Муха», И.И. Хемницер «Лев, учредивший совет», И.А.Крылов «Листы и корни», «Ларчик», «Осел и соловей». Аллегория и мораль в басне. Особенности языка 18 столетия.



Из русской литературы 19 века (29)

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых


устремлений поэта. «Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения.
Стихотворная речь. Двусложные размеры стиха. «Зимнее утро». Роль композиции в
понимании смысла стихотворения «Няне», «И.И.Пущину». Тема дружбы. Чувства
добрые в лирике поэта. «Зимняя дорога». Тема жизненного пути. Эпитет, метафора
как средства создания художественных образов. «Повести Белкина». «Барышня —
крестьянка». Сюжет и герои повести. Роль антитез в композиции повести. «Выстрел».
Мастерство композиции повести. «Дубровский». Картины жизни русского барства.
Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова. Протест Владимира
Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма. Роль эпизода
в повести. Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши
Троекуровой. Авторское отношение к героям. Развитие понятия о композиции
художественного произведения. Роль эпитета, метафоры в композиции. Поэты «
пушкинской поры». Стихотворения К.Н.Батюшкова, А.А. Дельвига, А.В.Кольцова,
Д.В.Давыдова, Е.А.Баратынского, Н.М.Языкова. М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте.
«Тучи», «Парус». Тема, идея, композиция стихотворений. Особенности поэтических
интонаций. Антитеза как основной прием в стихотворениях «Листок», «Утес», «На
севере диком...» Особенности выражения темы одиночества. «Три пальмы».
Разрушение красоты и гармонии человека с миром. Двусложные и трехсложные
размеры стиха. Поэтическая интонация. И.С.Тургенев. Слово о

писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бежин луг». Духовный мир крестьянких детей. Народные верования и предания. Юмор автора. Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Портреты героев как средство изображения их характеров. И.С.Тургенев - мастер портрета и пейзажа. Ф.И.Тютчев. Слово о поэте. Природа в лирике поэта. «Неохотно и несмело...», «Листья», «Есть в осени первоначальной...». Пейзаж как средство создания настроения. А.А.Фет. Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила...». Природа как воплощение прекрасного. «Еще майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности. Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «Железная дорога».Картины подневольного труда. Величие народа - создателя. Своеобразие композиции стихотворения: эпиграф, диалог - спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа, особенности поэтических интонаций. Н.С.Лесков. Слово о писателе. «Левша». Понятие о сказе. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа. Изображение представителей царской власти в сказе. Бесправие народа. Авторское отношение к героям повести. Особенности языка повести Н.С.Лескова «Левша». «Человек на часах». А.П.Чехов. Слово о писателе. «Пересолил», «Лошадиная фамилия».«Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора.



Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. А.К.Толстой «Где гнутся над омутом лозы...», Я.П.Полонский «По горам две хмурых тучи», «Посмотри - какая мгла...», Е.А.Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...». Развитие понятия о лирике.

Из русской литературы 20 века (22)

А.П.Платонов. Слово о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное - вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои Платонова. М.М.Зощенко. Рассказ о писателе. «Встреча», «Галоша», «Монтер». Смешное и серьезное в рассказе. А.С.Грин. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни. Душевная чистота главных героев книги. М.М.Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца».

8

Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти. Образ природы в сказке -были «Кладовая солнца». Стихи русских поэтов о ВОВ. К.М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», Д.С.Самойлов «Сороковые» и другие. Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне. А.А.Лиханов. «Последние холода». Дети и война. Н.Парыгина «Похоронка», отрывок из романа «Вдова». В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы. Самобытность героев рассказа. Нравственные проблемы - честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Роль речевых характеристик в создании образов героев. В.Г.Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. Отражение в повести трудностей военного времени. Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика.



Родная природа в русской поэзии 20 века. Стихотворения А.Блока, «Летний вечер», «О как безумно за окном...», С.Есенина «Пороша», «Мелколесье. Степь и дали...», А.А.Ахматовой «Перед весной бывают дни такие...», Н.М.Рубцова « Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице» о родине и родной природе. В.Лазарев и Тула «Ах ты, город мой красивый», «Золотые умельцы России». В.Сапожников «Яснополянский вечер», «На Воронке». Ф.Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор в рассказе. В.М.Шукшин. Слово о писателе. Рассказы «Срезал», «Критики. Особенности героев. Образ «странного» героя в творчестве писателя. К.Кулиев. Слово о поэте. «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы ни был малым мой народ...». Г.Тукай «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине, верность традициям народа.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (11)

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Понятие о мифе. Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки. Гомер. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. Хитроумный Одиссей: характер и поступки. М.Сервантес -Сааведра. Слово о писателе. «Дон - Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире. Народное понимание правды как истинная ценность. Ф.Шиллер. Слово о писателе. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести. П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтизм и реализм в произведении. М.Твен «Приключения Гекльберри Финна». Дружба Тома и Гека. Их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении. А. де Сент - Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказка - притча. Мечта о естественных отношениях между людьми. Вечные истины в сказке.



7 класс ВВЕДЕНИЕ (1)

Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность.



УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (3)

9

Понятие о былине. Собирание былин. « Вольга и Микула», «Илья Муромец и Соловей - разбойник». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Былина и сказка. Традиционная система образов в русском героическом эпосе. Новгородский цикл былин. «Садко».



былин. Тематическое различие. «Калевала» - карело-финский мифологический эпос. Эпическое изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев.

Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Собиратели пословиц.

Пословицы и поговорки Тульского края. Особенности смысла и языка пословиц.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3)

Поучение как жанр древнерусской литературы. Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. «Поучение Владимира Мономаха.» ( отр.). Основы христианской морали в «Поучении...». Русские летописи. «Повесть временных лет» (отр. «О пользе книг»). Формирование традиции уважительного отношения к книге. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности.



ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА

Классицизм в русской литературе. М.В.Ломоносов. Слово о поэте и ученом. Понятие о жанре оды. « Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747г.». Стихотворение «К статуе Петра Великого». Мысли автора о родине, русской науке ее творцах. Г.Р.Державин «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку», «Призвание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества.



РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА (31)

В.А.Жуковский. Слово о поэте. Романтизм в русской литературе. Баллада «Светлана». Баллада как лироэпический жанр. Сюжетные особенности, образы баллады, ее фольклорная основа. А.С.Пушкин. Слово о поэте. Интерес поэта к истории России.«Полтава». Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. «Медный всадник» (отр.) Выражение чувства любви к родине. Образ автора в отрывке из поэмы. Прославление деяний Петра I. «Песнь о вещем Олеге». Поэтическая интерпретация эпизода из «Повести временных лет». Тема судьбы и пророчества в «Песне... » Развитие понятия о балладе. Нравственный смысл исторических сюжетов. Особенности содержания и формы баллады А.С.Пушкина. «Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры. Обращение русских писателей к историческому прошлому Отечества» Повести Белкина». Повесть «Станционный смотритель». Образ Самсона Вырина и тема «маленького человека». Образ повествователя. Гуманизм повести. Выразительность и лаконизм прозы Пушкина Повесть «Барышня - крестьянка». Сюжет и герои повести. Переосмысление Пушкиным проблематики шекспировской трагедии. Преодоление преград на пути к счастью. М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про...купца Калашникова». Сюжет поэмы, его историческая основа. Образ Ивана Грозного и тема власти. Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и И.Грозным: сила и цельность характеров героев. Особенности языка поэмы, ее связь

с УНТ. Образ автора. Образ гусляров. «Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов. Развитие и переосмысление пушкинских традиций в пейзажной лирике Лермонтова. Н.В.Гоголь Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Героико - патриотический пафос повести, прославление товарищества, осуждение предательства. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев: широта души, самоотверженность, способность к боевому товариществу и подвигам во имя родной земли. Остап и Андрий, принцип контраста в изображении героев. Трагизм конфликта отца и сына. Столкновение любви и долга в душах героев. Особенности изображения человека и природы в повести. Роль детали в раскрытии характера. Развитие понятия о литературном герое. А.Н.Островский. Жизнь и творчество (обзор). «Снегурочка». Мотив любви и «весенней остуды» в «весенней сказке» «Снегурочка». Власть природы и порывы человеческого сердца. Берендеи и Снегурочка. Гуманизм театра Островского.

И.С.Тургенев Слово о писателе. «Записки охотника», их гуманистический


пафос. Мастерство писателя в изображении картин природы и внутреннего состояния
человека в рассказе «Бирюк». Художественные достоинства рассказа. Тургенев и
Тульский край. Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два

богача», «Воробей». Лирико-философские раздумья автора о мире и человеке, о величии, красоте и образности русской речи. Особенности жанра. Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины». Историческая основа поэмы. «Княгиня Трубецкая». Величие духа женщины. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска» «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом...», «Тройка». Боль поэта за судьбу народа. Некрасовская муза. А.К.Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михаиле Репнин». Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластья. М.Е.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Изображение нравственных пороков общества. Нравственное превосходство человека из народа, авторское осуждение его покорности. Гротеск. «Дикий помещик», «Премудрый пискарь». Отражение парадоксов народной жизни в сказках. Сильные и слабые стороны народного характера. Эзопов язык. Аллегория, фантастика, фольклорные мотивы в сказках. Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Повесть «Детство» (главы). Сложность взаимоотношений детей и взрослых. Автобиографический характер повести. Л.Н. Толстой и Ясная Поляна. Детские годы Толстого. Главный герой повести Л.Н.Толстого «Детство». Роль внутреннего монолога в раскрытии характера героя. Изображение внутреннего мира ребенка, сложность его чувств и переживаний. Тема детской открытости миру. А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «Хамелеон». Особенности авторской позиции в рассказе. Роль художественной детали, ее связь с внутренним состоянием персонажа и авторским отношением к нему. Сатирический пафос произведения. Развитие понятий о юморе и сатире. Живая картина нравов. Два лица России в рассказе «Злоумышленник».



СТИХОТВОРЕНИЯ РУССКИХ ПОЭТОВ 19 ВЕКА О РОДНОЙ ПРИРОДЕ.

Ф.И.Тютчев «Тени сизые сместились...» и др., А.А.Фет. Радость слияния человеческой души с миром природы.



ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20 ВЕКА(22)

И.А.Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Лапти». Нравственный смысл рассказа. Выразительность и точность художественной детали в рассказе. Художественное мастерство Бунина-прозаик. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы. М.Горький Слово о писателе.

«Детство» (главы). Автобиографический характер повести. «Свинцовые мерзости жизни» и живая душа русского человека. Изображение внутреннего мира подростка. Активность авторской позиции. Дед Каширин. Изображение быта и характеров. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни. «Вера в творческие силы народа. Романтизм раннего творчества М.Горького. Вопрос о смысле жизни. Проблема гордости и свободы. Тема подвига в «Легенде о Данко» из рассказа «Старуха Изергиль». В.В.Маяковский Слово о поэте. «Необычайное приключение...на даче». Реальное и фантастическое в сюжете произведения. Представление поэта о сущности творчества. Сатира. Юмор. Особенности поэтического языка поэта. Роль рифм. Л.Н.Андреев Слово о писателе. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический пафос произведения. А.П.Платонов Слово о писателе. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию и уважению к человеку. Б.Л.Пастернак Слово о поэте. Стихотворения. «Июль», «Никого не будет в доме». Картина природы, преображенная Поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта. Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Утверждение нерушимости нравственных устоев в сложных жизненных обстоятельствах. Стихотворения А.Ахматовой, К.Симонова, А.Суркова, А.Твардовского. Тульские поэты о ВОВ. Ф.А.Абрамов. Слово о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. Понятие о литературной традиции. Литературные традиции в рассказе Ф.Абрамова « О чем плачут лошади». Е.И.Носов Слово о писателе. «Живое пламя». «Кукла» (Акимыч). Нравственные проблемы рассказа, Ю.П.Казаков Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека.

СТИХОТВОРЕНИЯ ПОЭТОВ 20 ВЕКА О РОДНОЙ ПРИРОДЕ, родине, восприятии окружающего мира. ( С.Есенин, А.Яшин, Н.Рубцов, Н.Заболоцкий). Стихотворения поэтов Тульского края о родине и о природе. Н.А. Заболоцкий Слово о поэте. Стихотворения «Гроза идет», «Не позволяй душе лениться». Традиции русской философской поэзии в творчестве Заболоцкого. Мир природы и душа человека. Непосредственность человеческих чувств. А.Т.Твардовский Слово о поэте. «Братья», «Спасибо, моя родная...», «Снега потемнеют синие...», «Июль-макушка лета», «На дне моей жизни». Философские проблемы в лирике поэта. Д.С.Лихачев Слово о писателе, ученом, гражданине. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи. Публицистика, мемуары как жанры литературы. В.С.Высоцкий Слово о поэте. Стихотворения «Охота на волков», «Кони привередливые», «Я не люблю». Лирический герой поэзии. Исповедальный пафос и напряженность чувств в лирике. Влияние авторского исполнения на восприятие его произведений.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА. (8)

Р.Бернс Слово о поэте. «Честная бедность» и др. стихотворения. Представления


поэта о справедливости и честности. Дж.Г.Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни
путь, герой...» как прославление подвига во имя свободы родины. Японские хокку.
Особенности жанра. О.Генри. Нравственные проблемы в рассказе «Дары волхвов».
Преданность и жертвенность во имя любви. Э.А.По Слово о писателе. Жанр
фантастической новеллы в зарубежной литературе. «Падение дома Ашеров».
Романтический пейзаж как средство воздействия на читателя. Образ главного героя.
Фантастические события и реальное их объяснение. Р. Д. Бредбери. Слово описателе. «Каникулы». Фантастический рассказ - предупреждение. Мечта о победе добра.

8 КЛАСС

Введение (1) Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Русская литература и история. Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства.

Устное народное творчество(2)

Народные, исторические, лирические песни. Пословицы, поговорки, частушки,


предания. Особенности худ. формы фольклорных произведений. Народные

исторические песни о Ермаке, С. Разине. Обрядовые песни.



ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2)

«Домострой». Памятник литературной и педагогической мысли. Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие А. Невского».

«Житие Бориса и Глеба». Злодейство Святополка. Душевная чистота

святых князей. «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века.

Действительные и вымышленные события, новые герои. Сатирический пафос произведения.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА (5)

Д.И.Фонвизин. Жизнь и творчество. Комедия «Недоросль» Сатирическая направленность комедии. Развенчание нравов Простаковых и Скотининых. Проблема воспитания и идея гражданского служения в пьесе. Черты классицизма в комедии. Н.М.Карамзин. Слово о писателе. Повесть «Бедная Лиза». Сентиментальный сюжет повести, ее обращенность к душевному миру героев. Образ природы и психологические характеристики героев. Авторская позиция и формы ее выражения. Особенности языка и стиля повести



ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19 ВЕКА (33)

Романтизм и реализм в русской литературе XIX века. Проблематика произведений: человек и мир, человек и общество, человек и история. Свобода и ответственность личности. Образ «маленького» человека. Обращение русских писателей к историческому прошлому Отечества. Размышления о национальном характере. Нравственный смысл исторических сюжетов. И.А.Крылов. Поэт и мудрец. Басни. «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков. К.Ф.Рылеев Слово о поэте. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей. Тема расширения русских земель. Связь думы с преданием «О покорении Сибири Ермаком». Понятие о думе. Особенности жанра.



А.С.ПУШКИН

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворения «Туча», «К***»(«Я помню чудное мгновенье»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор). Поэтическая интерпретация эпизода из «Повести временных лет». Тема судьбы и пророчества в «Песни...». Нравственная проблематика произведения. Тема природы в лирике

Пушкина. Высокое звучание темы любви и дружбы в лирике Пушкина. Роман «Капитанская дочка». Тема русской истории в творчестве А.С. Пушкина. Замысел и история создания романа. Соотношение исторического факта и вымысла. Исторические события и судьбы частных людей. Тема "русского бунта" и образ Пугачева. Гринев и Швабрин. Образ Маши Мироновой в свете авторского идеала. Тема милости и справедливости. Роль эпиграфов.

М.ЮЛЕРМОНТОВ

Жизнь и творчество (обзор). Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Философский смысл эпиграфа. Судьба свободолюбивой личности в поэме. Трагическое противостояние человека обстоятельств. Тема природы. Особенности

композиции и смысл финала. Развитие представлений о жанре романтической поэмы.

Н. В. Гоголь

Слово о писателе. Комедия «Ревизор». Мастерство построения интриги в пьесе.

особенности конфликта комедии. Смысл эпиграфа и сатирическая направленность

комедии. Образ города и тема чиновничества. Хлестаков и хлестаковщина.

Авторские средства раскрытия характеров. Мастерство речевых характеристик персонажей. Многозначность финала пьесы. Повесть «Шинель».«Шинель» как одна из «петербургских повестей». Тема города и "маленького человека". Мечта и действительность. Образы Акакия Акакиевича и «значительного лица». Значение фантастического финала повести. Гуманистический смысл повести и

авторская ирония. Роль детали в прозе Гоголя.



М.Е.САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

Краткий рассказ о писателе. « История одного города» (отр.) Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Образы градоначальников. Средства создания комического. Ирония, сатира. Гипербола, гротеск, пародия.



Н.С.ЛЕСКОВ

Краткий рассказ о писателе. «Старый гений». Нравственные проблемы рассказа. Защита обездоленных. Сатира на чиновничество. Художественная деталь как средство создания художественного образа.



Л.Н.ТОЛСТОЙ

Слово о писателе. Рассказ «После бала». Особенности сюжета и композиции. Решение темы любви в рассказе. Проблема смысла жизни. Проблема жестокости. Идея нравственного самосовершенствования. Прием контраста в рассказе.



Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ

Жизнь и творчество (обзор) Повесть «Белые ночи». Традиции сентиментализма в повести «Белые ночи». Судьба Мечтателя и образ Петербурга. Особенности художественной манеры Ф.М. Достоевского.



А.П.ЧЕХОВ

Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа



ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20 ВЕКА (19)

Обращение писателей XX века к художественному опыту своих предшественников. Исторические события, их восприятие современниками. Своеобразие русской поэзии XX века. Художественные искания русских писателей XX века. Человек и история в литературе XX века: проблема выбора пути. Русская литература советского времени. Проблема героя. Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Утверждение нерушимости нравственных устоев в сложных жизненных обстоятельствах (революции, гражданская война. Великая Отечественная война).



И.А.БУНИН

Слово о писателе. «Кавказ». Повествование о счастье и несчастиях героев. Мастерство Бунина-прозаика.



А.И.КУПРИН

Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Утверждение любви и счастья в семье. Понятие о сюжете и фабуле.



М.Горький

Слово о писателе. «Челкаш». Поэтизация гордых и сильных людей. Романтизм раннего творчества Горького. Проблема гордости и свободы.



А.Блок.

Слово о поэте. Историческая тема в творчестве. «На поле Куликовом». Стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе», «О весна без конца и без краю». Своеобразие лирики А. Блока, отражение в ней высоких идеалов. Тема любви и «страшного мира» в лирике поэта. Мотив отрицания и принятия жизни.


С.Есенин.

Слово о поэте. Поэма на историческую тему « Пугачев».Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме.



А.А. Ахматова. Слово о поэте. Стихотворение «Сероглазый король». Психологизм изображения чувств в лирике Ахматовой. Роль художественной детали.

М.А.Осоргин «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе.

И.С.Шмелев «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Журнал

«Сатирикон». Тэффи, А.Аверченко, О.Дымов. Сатирическое изображение исторических событий. М.Зощенко «История болезни», «Жертва революции». Сатира и юмор в рассказах Зощенко. Разоблачение обывательского и потребительского отношения к миру. Человек и история. Образ повествователя и авторская позиция. Традиции сказовой манеры Лескова в сатирическом творчестве Зощенко.



М.А.Булгаков. Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Собачье сердце». Особенности булгаковской сатиры. Сюжет и система образов повести. Авторская позиция и способы ее выражения. "Шариковщина" как социальное и моральное явление. Философская проблематика повести.

А.Т.Твардовский.

Жизнь и творчество (обзор). Поэма «Василий Теркин». Главы: «Переправа», «Два бойца», «Поединок». История создания поэмы, ее читательская судьба. Тема человека на войне в поэме. Особенности сюжета поэмы. Отражение русского национального характера в образе Василия Теркина. Тема родины и ее воплощение в поэме. Сплав трагического и комического, народность языка "Книги о бойце". Стихи и песни о ВОВ. М.Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату». Л.Ошанин

«Дороги». А.Фатьянов «Соловьи». Поэты Русского Зарубежья об оставленной ими

родине.


Б.Окуджава.

Слово о поэте. Стихотворения «Молитва Франсуа Вийона», «Арбатский романс». Мудрость и душевная щедрость лирического героя поэзии. Авторская песня как жанр и явление культуры.



В.П.Астафьев.

Слово о писателе. «Фотография, на которой меня нет». Проблемы рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность деревенских жителей. Развитие представления о герое-повествователе.



ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (8)

У. Шекспир Слово о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта».Драма как род литературы. Основной конфликт в трагедии. Судьба влюбленных в мире несправедливости и злобы. Отражение в трагедии "вечных" тем: любовь, преданность, вражда, месть. Смысл финала трагедии. Сонеты: № 66 («Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж...»); № 130 («Ее глаза на звезды не похожи...»). Мысль и чувство в сонетах Шекспира. Художественное своеобразие его лирики.

Ж.-Б. Мольер. Жизнь и творчество (обзор). Комедия «Мещанин во дворянстве».

Особенности классицистической драматургии. "Мещанин во дворянстве" как комедия нравов и характеров. Сатирическое значение образа господина Журдена. Журден и аристократы.



Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествие Гулливера». Сатира на государственное устройство общества. Гротесковый характер изображения.

В.Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман 9 класс

следующая страница >>