Рабочая программа по литературе 6 «А» класс 2013-2014 учебный год Рассмотрено на заседании - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по литературе класс: 6б учитель: Сладких Л. 2 425.24kb.
Рабочая программа по литературе (105 часов) Учитель Рубан В. 1 201.5kb.
Рабочая программа по литературе в 10 классе на 2013-2014 учебный год 3 612.39kb.
Рабочая программа по музыке 7 класс на 2013-2014 учебный год 1 112.2kb.
Рабочая программа по иностранному языку для 8 класса 2013-2014 учебный год 3 662.75kb.
Рабочая программа по мхк класс : 9 Учебный год: 2013-2014 34 часа... 1 288.98kb.
Программа по литературе на 2013 2014 учебный год 8 класс 1 183.37kb.
Рабочая программа по искусству 9 класс 2013-2014 учебный год Учитель... 1 259.44kb.
Рабочая программа по истории 4 класс На 2013-2014 учебный год Учитель... 1 115.35kb.
Учебники по курсу Разделы программы курса Литература Мельникова И. 1 152.08kb.
Рабочая программа по иностранному языку (английский) 9 класс на 2013... 4 1504.6kb.
Книга Чужие земли Издательства: аст, Этногенез, 2010 г 5 2929.71kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа по литературе 6 «А» класс 2013-2014 учебный год Рассмотрено на - страница №1/1



Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №358

Московского района Санкт- Петербурга


«Согласовано»

Руководитель МО

«__»__________2013г.


«Согласовано»

Зам. Директора по УВР:

«____»________2013г.


Утверждаю:

Директор ГБОУ СОШ№358

Приказ №____

от «__»______2013г.




Рабочая программа

по ЛИТЕРАТУРЕ



6 «А» класс

2013-2014 учебный год
Рассмотрено на заседании

Педагогического совета

Протокол № _____

от «___» ______2013г.


Учитель русского языка и литературы

Артюхина Елена Александровна

2013

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий (УУД) для общего образования, преемственность с примерными программами для начального общего образования.

В основе программы, составленной с учетом новых образовательных стандартов (Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования под редакцией А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2010; Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010) положены идеи межпредметной интеграции, самообразования, саморазвития учащихся.

Авторы рабочей программы рассматривают образование как смыслообразующую сферу общественной жизни. Потому первично – содержание образования, это особенно важно для образовательной области литература. Технологии обучения – важная, обеспечивающая новое содержание образования, делающие доступной для современного школьника проблемы современного мира сфера преподавания.

Кроме очевидных интегративных связей литература – язык – культура – история, в этот круг входят философия, священная история, искусство и искусствоведение. Интеграция указанных областей человеческого знания является не только важной целью обучения, но способствует развитию концептуального мышления, обеспечивает не только филологическую компетентность учащегося, но и влияет на формирование целостной картины мира растущего человека.

Осуществлению идей модернизации российского образования должны способствовать современные, соответствующие ее целям и задачам программы, учебно-методические комплексы: данная рабочая программа может осуществляться по следующим программам и УМК:

- под редакцией В.Я. Коровиной, базовый уровень;

- под редакцией Т.Ф. Курдюмовой, базовый уровень;

- под редакцией В.Г. Маранцмана, базовый уровень;

- под редакцией Т.Ф. Курдюмовой, базовый уровень;

- под редакцией А.Г. Кутузова, базовый уровень;

- под редакцией В.В. Агеносова, базовый уровень;



- под редакцией И.Н. Сухих, базовый уровень;

- под ред М.В. Черкезовой для учреждений с родным (нерусским) языком обучения.



Доминирующая идея программы 5 – 9 классов:

- системное пошаговое формирование совокупности практических навыков и духовных мотиваций, мировоззренческих, этических и идеологических ориентиров и ценностей, поддерживающих развивающуюся личность, способствующих ее социализации.



Преподавание литературы направлено на достижение следующих основных целей:

- углубление и совершенствование основных читательских компетентностей, а также универсальных учебных действий;

- формирование личности как субъекта культурной деятельности, формирование гуманитарного стиля мышления в процессе приобщения к достижениям культуры;

- формирование осознанного стремления к личностному индивидуальному выбору в рамках системы позитивных ориентиров и образцов;

- системная подготовка к итоговым испытаниям.

Специальная идея для 6 класса: пропедевтика эволюционного развития культуры от античности до литературы новейшего времени. В программу вводится образ «лестницы культуры», на которой расположены ступени развития-движения культуры: античность, средневековая культура, эпоха Возрождения, русское Просвещение и т.д. В результате обращения к произведениям культуры, в которых запечатлены картины мира определённой эпохи, складывается представление о типах личности, мировоззрении, формализованных элементах данной ступени развития культуры. Учащиеся могут усвоить, что каждая эпоха культурного развития формирует и утверждает определенный тип личности, который осознает себя и организует свою жизнедеятельность соответственно данной культуре. Это не влияет на понимание обучающимися вечных идей в культуре каждой исторической эпохи, но помогает воспринимать культуру как развивающуюся систему.

Особенностью данного классного коллектива является следующее:

- разноуровневая подготовка учащихся,

- низкий уровень речевого развития,

- недостаточно развитый кругозор, читательский опыт,

- повышенная возбудимость учащихся,

- низкий уровень мотивации,

- высокий уровень творческих способностей у многих учащихся.

В программе, рекомендованных дополнительных пособиях


сделан акцент не столько на формирование литературоведческих, читательских умений, сколько на осмысление нравственно-этической составляющей предмета, самовоспитания, самообразования учащихся. Серьезное внимание уделено формированию универсальных учебных действий.
Основное содержание

(2 часа в неделю)
Тема 1. Герой в мифах

Изучаемые произведения:

      Мифы о сотворении  мира и человека, античные мифы о героях (Геракл, Ахилл, Орфей). Легенда об Арионе.



Теоретико-литературные знания:

      Представление о мифе. Мифологический герой. Представление о легенде. Крылатые слова и выражения. Миф и литература.



Художественная и аналитическая деятельность:

      Поиск информации о мифологических героях. Истолкование  фразеологизмов и крылатых выражений и включение их в собственную речь. Отзыв об экскурсии в музей или об одном из произведений античного искусства (скульптура, архитектура, вазопись). Отзыв о кинофильме или мультфильме  на античный сюжет.



Культурное пространство:

     Античные образы  в европейском искусстве и современной культуре.



Для самостоятельного чтения:     

    Гомер. «Одиссея», «Илиада».

    Овидий.  «Метаморфозы».

    Н.А. Кун.  «Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима», «Легенды и мифы Древней Греции».

    М.Л. Гаспаров. «Занимательная Греция».

    И.А. Ефремов. «На краю Ойкумены».



Тема 2. Герой и человек в фольклоре.

Изучаемые произведения:

  1. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Теоретико-литературные знания:

      Былина. Фольклорная баллада. Гипербола, антитеза, замедление действия, постоянные эпитеты, образный параллелизм, повторы. Ритм. Художественная и аналитическая деятельность:

     Иллюстрирование произведений, выразительное чтение, отзывы о художественных и анимационных фильмах на сюжеты русских фольклорных

произведений.



Культурное пространство:

     Древняя Русь и ее культура. Стилизация. Картины В.М.Васнецова, «Богатырская симфония» А.П.Бородина.

    Фольклорные образы в современном искусстве.

Для самостоятельного чтения:     

    Былины Киевского цикла: «Илья Муромец и Калинин-царь», «Добрыня и змей», «Добрыня и Василий Каземирович», «Бой Добрыни с Дунаем», «Добрыня и Маринка», «Добрыня и Алеша», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Алеша Попович и сестра Петровичей», «Ставр Годинович».

     Былины Новгородского цикла: «Садко».

     Русские былины в переложениях А.К. Толстого: «Садко», «Змей Тугарин».



Тема 3. Герой и человек в литературе.

Раздел 1. Человек в историческом времени

Изучаемые произведения:

  1. Летопись «Повесть временных лет», «Сказание о походе Олега на Царьград», «Сказание о Кожемяке», «Сказание о белгородском киселе».

  2. А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге».

  3. А.К.Толстой. «Курган»

  4. И.А.Крылов. «Волк на псарне»

Теоретико-литературные знания:

  1. Летопись, летописные сказания. Особенности летописного повествования. Документальное и художественное.

  2. Баллада. Историческая основа произведения. Документальное и художественное. Высокая лексика. Архаизмы и историзмы. Строфа. Ритм и метр.

  3. Образ времени и пространства в балладе. Баллада на исторический сюжет. Представление о романтизме и романтическом герое. Представление о художественном вымысле и художественной условности. Стилизация.

  4. Документальное и художественное в басне. Аллегория и мораль в баснях И.А.Крылова. Мораль и позиция автора.

Художественная и аналитическая деятельность:

  1. Иллюстрирование древнерусских сказаний. Описание впечатлений от русского православного храма. Стилизованная под летопись запись о современных событиях.

  2. Сопоставление летописного источника с художественным произведением. Выразительное чтение. Анализ иллюстраций. Составление слайдфильма.

  3. Выразительное чтение. Сопоставление баллады А.К.Толстого «Курган» с балладой М.Ю.Лермонтова «Три пальмы». Наблюдение над образами персонажей и выявление романтических черт произведения. Сопоставление художественной трактовки событий с документальными фактами. Составление киносценария по эпизоду. Осмысление роли тропов в создании образов и атмосферы баллады.

  4. Расшифровка аллегорий в басне. Выразительное чтение. Обобщенное толкование басни.

Культурное пространство:

  1. История, культура, верования и быт Древней Руси. Киев. Византия. Князь Олег. Походы Олега

  2. Предания о смерти Олега. В.М.Васнецов — иллюстратор.

  3. Эпоха Ивана Грозного, опричнина. Отношения Ивана Грозного с князем Андреем Курбским.

  4. Тема войны 1812 года в русском искусстве.

Для самостоятельного чтения:     

       Сказания из «Повести временных лет» (основание Киева, смерть Игоря, месть княгини Ольги за смерть Игоря, о княжении Святослава, о Ярославе). «Сказание о Борисе и Глебе». «Повесть о разорении Рязани Батыем».

      А.Я. Дегтярев, И.В. Дубов. «Начало Отечества».

      Л.Д. Любимов. «Искусство Древней Руси».

      В. Ян. «Чингизхан»,  «Батый».

      А.К. Толстой. «Князь Ростислав», «Князь Серебряный».

     Н.С. Тихонов. «Баллада о гвоздях», «Баллада о синем пакете».

     М.Ю. Светлов. «Гренада».

     А.К. Виноградов. «Три цвета времени».

Раздел 2. Человек в эпоху крепостного права

Изучаемые произведения:

1)  А.В. Кольцов. «Песня пахаря», «Горькая доля»

2)  И.С.Тургенев. «Муму»

3)  Н.А.Некрасов. «Крестьянские дети», «Железная дорога»

4)  Н.С.Лесков. «Левша».

Теоретико-литературные знания:


  1. Первоначальное представление о народности в искусстве. Песня как жанр лирики. Ритм, звуковой мелодизм.

  2. Повесть, композиция, система образов персонажей. Характер в литературном произведении. Автор в эпическом произведении. Отличия повести от рассказа. Образ человека в лирическом стихотворении и повести.

  3. Лиро-эпическое произведение. Поэма. Образ автора в поэме. Отличия лирического произведения от эпического. Представление об индивидуальном стиле писателя.

  4. Представление о сказе. Художественная условность. Гипербола.

Художественная и аналитическая деятельность:

  1. Сочинение-повествование о человеке с элементами портрета (описания). Сопоставление стихотворений А.В.Кольцова и повести И.С.Тургенева

«Муму».  Составление плана повести. Сопоставление образа крестьянина с образами русской природы в пейзажной живописи И.И.Шишкина по тематике и стилю. Рассказы о героях картин А.Г. Венецианова и К.А.Зеленцова.

  1. Иллюстрирование и устное словесное рисование эпизодов из прочитанных произведений И.С.Тургенева, Н.А. Некрасова, А.В.Кольцова. Сочинение «История, рассказанная бабушкой (дедушкой)» с сохранением особенностей речи рассказчика. Отзыв о кинофильме С. Овчарова  «Левша». Подбор литературы по темам «Русское прикладное искусство», «Знаменитые русские мастера».

Культурное пространство:

  1. Крепостное право, барская усадьба, быт помещика и крепостного крестьянина.

  2. Крестьянский труд. Крестьянская тема в русском изобразительном искусстве.

  3. Русское прикладное искусство и ремесленные изделия: костюм, украшения, посуда, оружие и т.п.;  русские мастера.

Для самостоятельного чтения:     

      А.В. Кольцов. Стихотворения.

      И.С. Тургенев. Рассказы из «Записок охотника»: «Певцы», «Свидание».

      П.П. Бажов. Сказы.

      Р.П. Погодин. «Тишина».

      С.А. Могилевская. «Крепостные королевны».



Раздел 3. Человеческие недостатки

Изучаемые произведения:

  1. И.А.Крылов. «Свинья под дубом»

  2. А.П.Чехов. «Хамелеон».

  3. М.М.Зощенко. «Аристократка»

Теоретико-литературные знания:

  1. Сатирическое и юмористическое изображение в литературе. Афоризм.

  2. Рассказ. Драматическое и эпическое. Комическое и средства его создания. Художественная деталь. Авторское отношение.

  3. Сказ, образ повествователя. Точка зрения героя и точка зрения автора. Комическое и его художественные средства.

Художественная и аналитическая деятельность:

  1. Сочинение риторической и поэтической басен. Рисование  шаржей и карикатур. Отзыв об иллюстрациях к одному из сборников басен Крылова. Составление сборника афоризмов из басен Крылова.

  2. Выразительное чтение. Устное словесное рисование. Сочинение юмористического рассказа. Инсценирование рассказа Чехова.

  3. Сочинение юмористического рассказа-сказа. Иллюстрирование, драматизация и инсценирование рассказов Зощенко. Рецензия (отзыв) на один из самостоятельно прочитанных рассказов Зощенко.

Культурное пространство:

  1. Писатели-баснописцы. Сатирическое и юмористическое в изобразительном искусстве — карикатура и шарж.

  2. Быт российской провинции второй половины XIX в. Художественный фильм И. Ильинского и Ю. Саакова «Эти разные, разные, разные лица». Актеры — исполнители ролей в постановках чеховских произведений.

  3. Россия начала XX в. Быт и искусство страны Советов. Художественный фильм Л.Гайдая «Не может быть!» по произведениям М.Зощенко.

Для самостоятельного чтения:     

И.А. Крылов. Басни

Ф.Д. Кривин. Басни и притчи

А.П. Чехов. «Смерть чиновника», «Пересолил», «Налим», «Свадьба»

М.М. Зощенко. Рассказы

В.М. Шукшин. «Срезал», «Критики»



Раздел 4. Человек, цивилизация и природа

Изучаемые произведения:

  1. Д.Дефо. «Робинзон Крузо»

  2. А.А.Фет. «Я пришел к тебе с приветом…», «Учись у них — у дуба, у березы…»

  3. Ф.И.Тютчев. «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Фонтан»

  4. С.А.Есенин. «Я покинул родимый дом…»

  5. Б.Л.Пастернак. «Июль»

  6. Н.А.Заболоцкий. «Осенние пейзажи»

  7. Ч.Т.Айтматов. «Белый пароход»

Теоретико-литературные знания:

  1. Роман. Приключенческий роман. Метафорический образ. Антитеза. Композиция романа.

  2. Лирическое стихотворение. Ритм, рифма. Строфа. Антитеза. Символ. Композиция лирического стихотворения. Чувство и мысль в стихотворении.

  3. Строфика. Ритм, рифма. Тропы. Поэтическая интонация. Атмосфера стихотворения. Образ лирического героя. Авторское отношение и способы  его выражения в лирике. Лирический цикл. Антитеза.

  4. Повесть. Повесть-сказка. Композиция повести. Образы персонажей, образы природы. Легенда. Роль фольклорных элементов в художественной литературе.

Художественная и аналитическая деятельность:

  1. Анализ иллюстраций к роману. Сочинение устных рассказов. «Остров Робинзона как рай» и «Остров Робинзона как ад» (от лица Робинзона). Рассказ о путешествии. Подбор научно-популярной литературы по теме «Человек и цивилизация». Отзыв об одном из кинофильмов на сюжет «Робинзона Крузо» (режиссеры Р.Харди; Дж.Миллер; А.Андриевский; Т.Шабер).

  2. Выразительное чтение. Самостоятельное сопоставление стихотворений А.А.Фета и Ф.И.Тютчева на тему «Человек в его взаимоотношениях с природой». Прослушивание романсов на стихи Фета и Тютчева и отзыв об одном из них. Сочинение стихотворений и музыки к стихам.

  3. Сопоставление поэтических интонаций Фета, Тютчева и Есенина. Лексический анализ. Выделение ведущих образов и средств их создания. Анализ композиции. Выразительное чтение. Сочинение об июле. Устное словесное рисование иллюстраций к стихотворениям. Сочинение лирических миниатюр об осени.

  4. Рассказ от лица одного из героев повести Ч.Т.Айтматов. «Белый пароход». Устное словесное рисование. Сопоставление образов персонажей. Отзыв о кинофильме Б.Шамшиева по повести Ч.Айтматова и размышление над его финалом.

Культурное пространство:

  1. Эпоха Просвещения и просветители. Писатель Д.Дефо.

  2. А.А.Фет и Ф.И. Тютчев — русские поэты. Русская лирическая поэзия и музыка. Искусство романса.

  3. Русская поэзия XX в. Песни на стихи С.Есенина.

  4. Быт, верования, фольклор киргизского народа. Культурная традиция.

Для самостоятельного чтения:     

Д.Свифт. «Приключения Гулливера»

Ф. Купер «Зверобой» и другие романы

Р. Стиль. «История Александра Селькирка»

Ф.И. Тютчев. Стихотворения

А.А. Фет. Стихотворения       

С.А. Есенин. Стихотворения

Ч.Т. Айтматов. «Первый учитель»

Г.Н. Троепольский. «Белый Бим, Черное Ухо»

Э. Сетон-Томпсон. Рассказы о животных

Д. Пеннак. «Собака пёс», «Глаз волка»

Раздел 5. Человек в поисках счастья

Изучаемые произведения:

      1)    Э.Т.А. Гофман. «Щелкунчик и мышиный король»

      2)    Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством»

      3)    А.Грин. «Алые паруса»



      4)    Е.Л.Шварц. «Обыкновенное чудо»

Теоретико-литературные знания:

  1. Реальное и сказочное в художественном произведении. Первоначальное представление о двоемирии и двойниках. Композиция: роль вставных эпизодов. Первоначальное представление о романтизме.

  2. Фольклор и литература. Сказочная повесть. Фантастическое и реалистическое. Комическое. Образ места и времени действия. Конфликт. Образ повествователя и образы персонажей. Второстепенные персонажи. Смысл образа. Портрет. Речь как элемент характеристики персонажа. Украинизмы. Индивидуальный стиль писателя.

  3. Феерия. Повесть. Представление о романтизме, романтическом герое и романтическом конфликте. Композиция. Роль пейзажа. Способы создания художественного образа. Антитеза.

  4. Драма как род литературы. Пьеса. Спектакль. Конфликт в драме. Способы выражения авторского отношения в драме. Способы создания образов персонажей в драме.

Художественная и аналитическая деятельность:

  1. Характеристики героев с позиции Мари и с позиции взрослых. Создание киносценария художественного или анимационного фильма «Мари в волшебной стране». Драматизация эпизодов сказки и их инсценирование. Рисование костюмов и декораций к балету или театральному спектаклю по сказке Гофмана. Подбор музыкальных произведений для характеристики героев. Устное словесное рисование триптиха: «Щелкунчик под елкой», «Щелкунчик на поле брани», «Щелкунчик в момент объяснения с Мари». Сопоставление образов русского мастерового в «Левше» Н.С.Лескова, в «Малахитовой шкатулке» П.П.Бажова и королевского часовщика Дроссельмейера в «Щелкунчике и мышином  короле» Э.Т.А. Гофмана. Отзыв об одном из анимационных фильмов по сказке Гофмана.

  2. Выразительное чтение по ролям диалогов персонажей. Сравнение образа Вакулы с образом фольклорного сказочного героя. Иллюстрирование повести Гоголя. Составление киносценария к эпизодам («Гости Солохи», «Вакула у Пацюка» и др.). Конкурс сказителей. Сочинение записок собирателя слов — путешественника по Украине.

  3. Выразительное чтение эпизодов. Иллюстрирование повести. Составление плана произведения. Подбор цветового и музыкального лейтмотивов к каждой главе. Отзыв о кинофильме А. Птушко «Алые паруса» или сравнительный анализ образов Грэя и Ассоль в повести и кинофильме. Сочинение «Мечты сбываются!».

  4. Графическое и вербальное рисование портретов персонажей сказки. Устные портреты-диптихи «Принцесса в первом и последнем действии», «Медведь в первом и последнем действии». Воссоздание историй персонажей. Описание или рисование портретной галереи «Король и его свита». Подбор музыкальных лейтмотивов. к образам персонажей и музыкального сопровождения к эпизодам пьесы. Отзыв о кинофильме М.Захарова «Обыкновенное чудо». Сравнение образов главных героев в пьесе и кинофильме.

Культурное пространство:

  1. Немецкие рождественские традиции. Сказка Гофмана в других видах искусства: балет П.И.Чайковского «Щелкунчик», иллюстрации разных художников, анимация.

  2. Культура Малороссии. Украинский фольклор. Запорожское казачество. Украина в жизни и творчестве писателей и живописцев — Н.В.Гоголя, А.И.Куинджи, И.Е.Репина и др. Русское Рождество и Новый год. Художественный фильм А. Роу «Вечера на хуторе близ Диканьки» и анимационный фильм З. и В. Брумберг «Ночь перед Рождеством».

  3. Образ моря в литературе, изобразительном искусстве и музыке: И.К.Айвазовский, М.А.Волошин, У.Тёрнер, М.Чюрлёнис, К.Дебюсси, Н.А. Римский-Корсаков. Художественный фильм А. Птушко «Алые паруса».

  4. Е.Шварц-драматург. Режиссеры — интерпретаторы пьес Е.Шварца (М.Захаров, Н.Кашеверова). Музыка в театре и кино. Художественный фильм М.Захарова «Обыкновенное чудо».

Для самостоятельного чтения:     

Э.Т.А. Гофман. «Золотой горшок»,  «Крошка Цахес по прозванию Циннобер».

Н.В. Гоголь. «Майская ночь, или Утопленница», «Сорочинская ярмарка», «Вий».

Былички.


Фольклорные сказки о солдате и черте.

М.Ю. Лермонтов. «Парус», «На севере диком…», «Утес».

М.Горький. «Макар Чудра».

А. Грин. «Бегущая по волнам». Рассказы.

Е.Л. Шварц. «Два клёна», «Золушка», «Снежная королева», «Голый король».

Т.Г. Габбе. «Город мастеров, или сказка о двух горбунах».

К. Гоцци. «Король-олень».        

М. Метерлинк. «Синяя птица».

С. Могилевская. «Повесть о кружевнице Насте и великом русском актере Федоре Волкове», «Театр на Арбатской площади».

Раздел 6. Дружеские чувства в жизни человека

Изучаемые произведения:


  1. А.С.Пушкин. «И.И. Пущину»

  2. В.В.Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям».

  3. В.Г. Распутин. «Уроки французского».

Теоретико-литературные знания:

  1. Дружеское послание как жанр лирики. Строфа. Ритм. Тропы.

  2. Способы выражения чувств  в  лирике. Лирический герой стихотворения. Композиция. Антитеза. Метафора. Звукопись. Ритм. Рифма. Строфа и строка — «лесенка» Маяковского.

  3. Рассказ. Первоначальное представление о реалистическом произведении. Точка зрения. Идея.

Художественная и аналитическая деятельность:

  1. Подготовка сообщений о лицейских друзьях А.С. Пушкина. Выразительное чтение. Анализ текста. Устное сочинение по картине Н.Н.Ге «Пушкин в селе Михайловском».

  2. Сочинение киносценария. Выразительное чтение. Анализ текста.

  3. Рассказ от третьего лица о ярком событии в жизни ребенка. Сочинение «Взрослые и дети».

Культурное пространство:

  1. А.С. Пушкин и декабристы. Лицейские друзья поэта.

  2. Искусство в послереволюционной России.

  3. Жизнь в России в 50-е гг. XX в., послевоенный быт.

Для самостоятельного чтения:     

Книги о жизни А.С. Пушкина

В.О. Богомолов. «Иван»

Ю.Я. Яковлев. Рассказы

Ю.И. Коваль. «Недопёсок»

А. Тор. «Острова в океане»



Раздел 7. Человек в экстремальной ситуации

Изучаемые произведения:

  1. А.С.Пушкин. «Выстрел»

  2. П.Мериме. «Маттео Фальконе»

Теоретико-литературные знания:

  1. Композиция повести. Конфликт и его развитие. Название как элемент композиции. Образы пространства и времени. Способы создания образов персонажей. Роль детали. Антитеза. Автор, повествователь, рассказчик. Представление о стиле пушкинской прозы.

  2. Представление о реалистическом произведении. Новелла. Композиция. Конфликт. Способы создания образов персонажей. Портрет. Представление об индивидуальном стиле писателя.

Художественная и аналитическая деятельность:

  1. Анализ текста. Составление плана повести. Осмысление роли названия. Составление характеристик героев. Подбор музыки к эпизодам и образам персонажей. Анализ иллюстраций к повести и ее иллюстрирование. Составление киносценария по эпизодам. Отзыв об исполнении повести чтецами-актерами или о кинофильме Н. Трахтенберга «Выстрел».

  2. Составление плана новеллы. Наблюдения за динамикой переживаний и мыслей Фортунато. Анализ текста. Выявление мотивов поступков персонажей. Выразительное чтение. Отзыв о самостоятельно прочитанной новелле П.Мериме.

Культурное пространство:

  1. Дуэль и дуэльная традиция в России. Представления о чести и достоинстве человека. Художники-иллюстраторы произведений А.С. Пушкина.

  2. Корсика и корсиканские традиции. Связи между русской и французской литературами.

Для самостоятельного чтения:     

А.С. Пушкин. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»(«Метель», «Барышня-крестьянка»).

А. Гессен. «Жизнь поэта».

П.Мериме. «Таманго», «Взятие редута», «Песни западных славян» (в переводе А.С. Пушкина).


Распределение учебных часов по разделам программы
Тема 1. Герой в мифах (5 часов)

Тема 2. Герой и человек в фольклоре (5 часов)



Тема 3. Герой и человек в литературе (60 часов)

  • Раздел 1.  Человек в историческом времени (7 часов)

  • Раздел 2. Человек в эпоху крепостного права (15 часов)

  • Раздел 3. Человеческие недостатки (3 часа)

  • Раздел 4. Человек, цивилизация и природа (8 часов)

  • Раздел 5. Человек в поисках счастья (11 часов)

  • Раздел 6. Дружеские чувства в жизни человека (5 часов)

  • Раздел 7. Человек в экстремальной ситуации (11 часов)


Примерное тематическое планирование основного содержания курса «Литература»

для школ с русским (родным) языком обучения

6 класс




Тема урока

Кол-во часов

Тема 1. Герой в мифах (5 часов)

1

Охрана труда. Мифы и современность

1

2

Мифы о Геракле

1

3

Ахиллес как мифологический герой

1

4

Миф и легенда (мифы об Орфее и легенда об Арионе)

1

5

Итоговый урок по теме «Герой в мифах»

1

Тема 2. Герой и человек в фольклоре (5 часов)

6

Представление о героическом эпосе и былине

1

7

РР Гипербола и литота




8

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Образ богатыря в русском фольклоре

1

9

РР Сочинение-описание  по картине В.М. Васнецова «Три богатыря»

1

10

РР Сочинение-описание  по картине В.М. Васнецова «Три богатыря»

1

Тема 3. Герой и человек в литературе

Раздел 1.  Человек в историческом времени (7 часов)

11

История в документах и художественном творчестве. Летопись. «Повесть временных лет»

1

12

Летопись. «Сказание о походе князя Олега на Царьград»

1

13

Летопись. «Сказание о Кожемяке», «Сказание о белгородском киселе»

1

14


Представление о документальном и художественном. Летописи как источники художественного творчества. Анализ баллады А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

1

15

А.К. Толстой. «Курган». Чтение и анализ

1

16

Аллегорические образы в баснях. И.А. Крылов. «Волк на псарне»

1

17

ВЧ Инсценирование басни Крылова

1

Раздел 2. Человек в эпоху крепостного права (15 часов)

18

Песня как жанр лирики. Стихотворения А.В. Кольцова. «Песня пахаря», «Горькая доля»

1

19

И.С. Тургенев. Слово о писателе. «Муму»

2

20

Герасим в деревне и в городе

1

21

Барыня и ее слуги: московская жизнь.

1

22

Муму в жизни Герасима и барыни.

1

23

Выбор ценностей, выбор пути.

1

24

РР Подготовка к сочинению-повествованию с элементами описания

1

25

РР Сочинение - повествование с элементами описания

1

26

Поэзия  Н.А.Некрасова. Поэма «Крестьянские дети». Художественная правда о крестьянской жизни в поэме

1

27

Образы крестьянских детей в поэме Н.А. Некрасова «Крестьянский дети»

1

28

Образ героя-поэта в поэме Н.А.Некрасова «Крестьянский дети»

1

29

Стихотворение Н.А. Некрасова «Железная дорога». Картины подневольного труда

1

30

Сказ как форма повествования. Н.С. Лесков. «Левша»

1

31

Образ Левши

1

32

РР Особенности языка произведения. Приемы сказочного повествования

1

Раздел 3. Человеческие недостатки (3 часа)

33

Юмор и сатира. И.А. Крылов. «Свинья под Дубом»

1

34

А.П. Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон»

1

35

М.М. Зощенко. Слово о писателе. «Аристократка»

1

Раздел 4. Человек, цивилизация и природа (8 часов)

36

Приключенческий роман. Д.Дефо. «Приключения Робинзона Крузо»

1

37

Что влечет человека путешествовать? Как выжить на необитаемом острове?

1

38

Человек и природа. А.А. Фет. «Я пришел к тебе с приветом», «Учись у них – у дуба, у березы…»

1

39

Человек и природа. Ф.И. Тютчев. «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…»

1

40

С.А.Есенин. «Я покинул родимый дом…». Обучение анализу стихотворения

1

41

 Б.Л. Пастернак. «Июль». Обучение анализу стихотворения

1

42

Н.А. Заболоцкий. «Осенние пейзажи». Обучение анализу стихотворения

1

43

Ч.Т.Айтматов. Слово о писателе. «Белый пароход»

1

Раздел 5. Человек в поисках счастья (11 часов)

44

Э.Т.А. Гофман. «Щелкунчик и мышиный король». Представление о двоемирии в произведении

1

45

Как Мари стала королевой? Загадки рождественской сказки. Сказки и сказочники

1

46

Сказка Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» в других видах искусства: балет П.И. Чайковского «Щелкунчик», иллюстрации разных художников, анимация

1

47

Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Заочная экскурсия в Малороссию

1

48

Вакула и черт. Вакула и Чуб. Вакула и Оксана




49

Просмотр и анализ х/фильма А.Роу «Вечера на хуторе близ Диканьки» и анимационного фильма З. и В. Брумберг «Ночь перед Рождеством»

1

50

А.Грин. «Алые паруса». Гринландия и мир Каперны

1

51

Предсказание Эгля

1

52

Живая душа Артура Грэя

1

53

ВЧ Е.Л. Шварц. «Обыкновенное чудо». Приглашение к чтению пьесы

1

54

Е.Л.Шварц. «Обыкновенное чудо». Чудо любви

1

Раздел 6. Дружеские чувства в жизни человека (5 часов)

55

Дружеские чувства в жизни человека. А.С. Пушкин. «И.И. Пущину»

1

56

В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Чтение и анализ

1

57

В.Г. Распутин. «Уроки французского». Характеристика литературного героя

1

58

Сибирский характер. Учительница и ее выбор.

1

59

РР Сочинение «Уроки доброты»

1

Раздел 7. Человек в экстремальной ситуации (11 часов)

60

А.С. Пушкин. «Выстрел». Поступки героев

1

61

А.С. Пушкин. «Выстрел». Поступки героев

1

62

ВЧ А.С.Пушкин «Барышня-крестьянка»

1

63

Повторение и обобщение пройденного в 6 классе

1

64

Итоговый урок за курс 6 класса

1

65

Анализ контрольных работ.

1

66

П.Мериме. «Маттео Фальконе». Новелла

1

67

П.Мериме. «Маттео Фальконе». Новелла

1

68

ВЧ П.Мериме. «Таманго»

1

69

ВЧ П.Мериме. «Таманго»

1

70

Что читать летом?

1

Требования к уровню подготовки: универсальные учебные действия (УУД) и предметные умения, формируемые в 6 классе


№№

Стандартный уровень

1

Высказывать гипотезы, понимать, формулировать и мотивировать основные задачи этапа литературного образования в 6 классе для себя и своего класса. Сверять свои выводы с выводами товарищей. Вносить предложения по корректировке вариативной части программы.

2

Выразительно, осмысленно читать (120-140 слов в минуту: цифра только для научно-популярного текста). Интонировать художественное слово. Читать про себя. Осуществлять маркировку научно-популярной статьи, находить незнакомые слова, работать со словарем, формулировать вопросы к изучаемому тексту, выстраивая логическую цепочку вопросов.


3

Выразительно читать художественные тексты наизусть. Выстраивать логику следования класс-концертов, быть культурным зрителем.

4

Уметь подробно, кратко, выборочно пересказывать тексты. Отбирать информацию для краткого (5-8 предложений) и полного ответов.

5

Осуществлять исследовательское чтение художественных произведений: антиципацию, толкование названия, предварительно формулировать гипотезы о содержании, характеризовать иллюстрации, предлагать стратегию пошагового исследования с называнием ключевых эпизодов.

6

Осуществлять рефлексию собственных и чужих действий, объясняя их новизну, логику и при необходимости производя корректировку.

7

Проводить аналитическую работу с текстом произведения: пересказывать сюжет, находить и объяснять композиционные узлы, характеризовать персонажей, говорить о средствах художественной выразительности, которые помогают создать образ. Делать выводы о теме произведения.

8

Составлять планы подробных и кратких изложений по научно-популярным текстам, писать изложения. Создавать краткие (5-8 предложений) и подробные письменные ответы. Уметь и постоянно тренироваться в планировании, отслеживании и корректировке собственной и коллективной деятельности.


9

Писать сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного опыта. Сремиться постоянно корректировать созданные самостоятельно и другими тексты. Сопоставлять с культурным образцом, производить корректировку.

10

Практически находить и обосновывать в произведении элементы композиции: экспозицию, завязку, кульминацию, развязку.

11

Подбирать и структурировать информацию (по биографии, творчеству писателя, истории создания произведения, прототипах и др.) из двух источников. Составлять таблицу, обозначая линии сравнения.

12

Давать общую характеристику трех родов литературы. Проводить анализ произведения с учетом родо-жанровой принадлежности, выявляя признаки эпоса, лирики, драмы. Объяснять отличие стихотворной речи от прозаической. Доказывать значимость стихотворной реформы Ломоносова. Видеть в поэзии способ самовыражения, создавать лирические стихотворения, поэтические сборники. Различать двусложные и трехсложные размеры стиха, способы рифмовки, приемы аллитерации, анафоры и др.

13

Соотносить содержание изучаемых произведений с представлениями о литературных направлениях (сентиментализм, романтизм, реализм).

14

Осваивая модуль литературы о детстве, почувствовать и определять смысл, логику сложного пути становления человека, ответственность самого человека и окружающих его людей на примере художественных произведений и собственном опыте. Уметь рассказать о вехах этого пути, причинах взлетов и падений. Прослеживать и отчетливо выявлять и уяснить изменения, произошедшие в литературе о детстве и для детей с течением времени.

15

Высказывать гипотезы о смеховых ситуациях в жизни и в художественных произведениях. После освоения юмористических и сатирических произведений сформулировать собственные выводы о природе смешного, сопоставить с культурным образцом, провести корректирование выдвинутых гипотез.

16

Занимать свою «нишу» в групповом проекте, будучи активным в работе и толерантным в восприятии различных точек зрения.

17

Уметь работать индивидуально, в группе, в паре, учиться формам взаимодействия с партнерами.

18

Участвовать в полемике, осваивать основы диалогового общения: умение слушать, возражать, осуществлять рефлексию.

19

Решать тестовые задания с последующей корректировкой собственных результатов.

20

Понимать роль и смысл диагностирования в начале и в течение года. Осуществлять корректировку собственных учебных действий в результате диагностирования. Самостоятельно формулировать учебные задачи на перспективу, мотивируя образование и самообразование. Подводить итоги собственных достижений, определяя конкретные успехи.



Предполагаемые результаты обучения

Личностные результаты

- уметь самостоятельно мотивировать предметную и внеклассную деятельность;

- сознательно планировать свою деятельность в рамках предмета (составлять «дерево целей», заполнять таблицу ЗХУ (Знаю, Хочу узнать, Узнал); вести портфолио, фиксируя результаты деятельности и определять дальнейший образовательный маршрут);

- предлагать включение в вариативную часть предмета выбранных художественных произведений, очные и заочные экскурсии по личностно значимым литературным и общекультурным проблемам.

- предлагать часть или целостную программу внеклассной работы в рамках предметных интересов.

- быть способным к объективному самооцениванию и самокорректировке учебных результатов;

- определять зону своего ближайшего развития и задачи на перспективу;

- работать индивидуально, в группе, полемизировать в рамках толерантных отношений;

- быть способным к выбору решения любой проблемы с точки зрения гуманистической позиции;

- понимать и реализовывать себя как языковую личность, ответственную за связь с культурной традицией.

- понимать и реализовывать себя как субъект, способный к творческому изменению, самосозиданию.
Метапредметные результаты
- работать с различными видами информации (структурировать информацию, осуществлять маркирование, составлять тезисы, вопросы, составлять терминологический словарь, писать аннотацию и др.);

- усваивать и применять на практике алгоритм работы с научно-популярными текстами;

- системно формировать понятийный аппарат в различных областях знаний;

- общаться с другими людьми в рамках толерантных отношений.

- усваивать на практике алгоритмы устных и письменных связных ответов, уметь выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

- владеть ораторскими умениями, приемами публичного выступления, уметь презентовать проблему, выдвигать гипотезы, формулировать проблемные вопросы, предлагать стратегию исследования, формулировать выводы, быть способным к корректировке и дальнейшему исследованию;

- участвовать в полемике, будучи толерантным;

- уметь работать в рамках исследовательского проекта, научного или практического поиска;

- решать проблемы с использованием различных источников информации, в том числе электронных.

- быть способным к индивидуальной учебной работе, а также в сотрудничестве в парах или группах.

- быть способным организовать, провести (хотя бы частично) обсуждение проблемы, полемику, диалог;

- обретать гуманитарный стиль мышления. Быть способным к гибкости, вариативности, диалогу с окружающими людьми;

- сопоставлять различные научные, философские, мировоззренческие позиции в рамках толерантных отношений.

Предметные результаты


  1. в познавательной сфере:

- совершенствовать компетентности, необходимые для аргументации, комментария, обоснования собственной точки зрения;

- понимать ключевые проблемы изученных произведений;

- понимать актуальность изучаемых произведений, связывая их с эпохой написания, выявляя вневременное значение;

- формировать навыки анализа литературных произведений (родо-жанровая специфика, тема, идея, пафос, характеристика персонажей, система персонажей, сопоставление персонажей);

- понимать роль изобразительно-выразительных средств языка в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

- читать научно-популярные и художественные тексты;

- владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

- приобщать учащихся к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, воспринимая их в контексте мировой культуры;

- формулировать оценочные суждения о произведениях отечественной культуры;

- интерпретировать изучаемые художественные произведения, сопоставляя собственные суждения с авторской позицией;

- уметь характеризовать темы и проблематику изучаемых произведения

3) в коммуникативной сфере:

- формировать компетентности осмысленного чтения и адекватного восприятия прочитанного;

- формировать компетентности, необходимые для создания устных монологических высказываний разного типа;

- создавать сочинения на темы, связанные с тематикой и проблематикой изученных произведений;

- создавать творческие работы



- писать отзывы, рецензии на художественные произведения, сочинения как краткий ответ на проблемный вопрос;

4) в эстетической сфере:

- понимать образную природу литературы как явления словесного искусства;

- формировать эстетический вкус;

- развивать и уточнять понимание русского слова и его эстетической функции;

- понимать и толковать роль изобразительно-выразительных средств языка в создании художественных образов литературных произведений.



Предметные результаты
Сформировать ключевые предметные умения:

- понимать ключевые проблемы изученных произведений литературы;

- понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременные ценности;

- читать научно-популярные и художественные тексты. Читать выразительно; с остановками; выборочно, с комментарием и др.;

- пересказывать подробно, кратко, выборочно, с комментированием историко-культурного характера фрагмент текста и др.;

- формулировать собственное отношение к произведениям литературы;

- анализировать художественные произведения разных родов и жанров, Выбрав собственный алгоритм для осуществления анализа;

- на практике выявлять художественные тропы (сравнение, эпитет, метафору, аллегорию, иронию, гиперболу);

- на практике определять основные стихотворные размеры (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест);

- писать отзывы на художественные произведения, сочинения как краткий ответ на проблемный вопрос (5-10 предложений), так и развернутое сочинение (не менее 120 слов) в классе и дома, соблюдая временные рамки для написания текстов разных объемов. Писать и защищать рефераты;

- исследовать художественное произведение, выявляя понимание позиции автора, сопоставляя с произведениями других авторов;

- характеризовать персонажей художественного произведения, практически объяснять систему персонажей, выявлять и характеризовать конфликт, композицию произведения;

- уметь характеризовать темы (вечные, исторические, темы искусства) и проблемы (социально-политические, нравственно-этические, национально-исторические, культурно-бытовые, мифологические, философские и др.).

- на практике выявлять отличия фольклора и художественной литературы.



- на практике узнавать приемы создания художественного образа (портрет, авторская характеристика, характеристика другими действующими лицами, художественные детали и др.);

- Знать и на практике различать стили (публицистический, научный, официально-деловой, язык художественной литературы, разговорный стили).


Литература для учащихся

Альбеткова Р.И. Русская словесность: От слова к словесности: М.: Дрофа, 2000.

Артамонов С.Д. Сорок веков мировой литературы. В 4 кн. – М.: Просвещение, 1997.

Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. – М., 1994.

Безелянский Ю.Н. 69 этюдов о русских писателях – М.: Эксмо, 2008.

Баевский В.С. История русской поэзии. – М., 1996.

Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. – 2-е изд. – СПб., 2007.

Литература. 250 программных произведений для заучивания наизусть: Для школьников и поступающих в вузы. – М.: дрофа, 1999.



Лихачев Д.С. Раздумья о России. – СПб: «Logos», 2004.

Лихачев Д.С. Письма о добром. – СПб.: Издательство «Logos», 2006.

Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – СПб, 1996.

Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…», или Речевой этикет: пособие для учащихся// М.: Дрофа, 2004.

Нелькин А.Г, Фураева Л.Д, Висленко Л.П.. Рабочие тетради по литературе и развитию речи для 6 класса. – СПб., 2007.

Энциклопедия литературных терминов и понятий / Гл. редактор и сост. А.Н. Николюкин. – М., 2003 редактор и сост.

Литература для учителя

Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические педагогические основания образовательной технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2002.

Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения: Пособие для учителя. – 2-е изд. – СПб., 2000.

Гаспаров М.Л. О русской поэзии: Анализ, интерпретации, характеристики. – СПб., 2001.

Гузеев В.В. Преподавание. От теории к мастерству. М.: НИИ школьных технологий, 2009.

Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996.

Еремкин А.И. Одаренность: теория и методология // Одаренный ребенок. 2009, № 6.

Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб,6 КАРО, 2004.

Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: Дидактика и методика. М.: Издательство Центр «Академия», 2007.

Коротаева Е. Ситуация успеха: психолого-педагогические механизмы и этапы организации // Директор школы. – 2002. - № 2.

Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. В 3-х частях. Издательство «Учитель», 2006.

Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. Школьные технологии. 2004. № 5.

Личностно-ориентированный урок: конструирование и диагностика: Под ред. М.И. Лукьяновой. / М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.

Образовательная технология ХХ1 века: деятельность, ценности, успех. – М.: Центр «Педагогический поиск»», 2004.

Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательство Центр «Академия», 2009.

Педагогические мастерские по литературе / Под ред. А.Н. Сиваковой. СПб: Изд. Корифей, 2000.

Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. – М., 1994.

Сборник: Теория и практика образовательной технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2004.



Сборник: Чтение как ценность у детей и взрослых: конфликт или диалог? СПб, 2006.

Склярова Т.В., Янушкявичене О.Л. Возрастная педагогика и психология. М.: Издательство «Покров», 2004.

Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении. Учебно-методическое пособие для учителей: СПб.: КАРО, 2005.

Федоров С.В. Стратегия и тактика формирования культурной памяти в системе гуманитарного образования: монография. – СПб,6 СПб АППО, 2002.
Литературные Интернет-ресурсы
Тематические каталоги

  • http://www.nlr.ru:8101/res/inv/ic/sprav.htm - Словари, энциклопедии, справочники универсального содержания

  • http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm - Каталог сетевых ресурсов по русской филологии и фольклору.


Поиск книг

    • http://www.eboogle.net/ - Поиск книг в электронных библиотеках Рунета

    • http://www.biblus.ru/Default.aspx - Все книги России, библиографический каталог


Академическая наука

    • http://feb-web.ru/ - Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор», академические собрания сочинений русских писателей

    • http://www.lrc-lib.ru/ - Рукописные памятники Древней Руси


Методическое сопровождение

  • http://mlis.ru/ - Методико-литературный Интернет-сервер «Урок литературы»

  • http://metlit.nm.ru/ - Информационно-поисковая система по методике преподавания литературы

  • http://gramma.ru/LIT/?PHPSESSID=d689cbafec193fe4a971e7c1a22c7a51 – «Русская литература. Программа школы» на сайте «Культура письменной речи» С.П. Белокуровой


Словари литературные

  • http://www.philosophy.ru/edu/ref/rudnev/ - Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты.

  • http://old-rus.narod.ru/bio.html - Библиографический словарь на сайте «Древнерусская литература. Антология»

  • http://www.encyclopedia.ru/literature.html - раздел «Литература» на проекте «Мир энциклопедий»

  • http://www.orenburg.ru/culture/encyclop/tom2/ - Оренбургская пушкинская энциклопедия

  • http://www.orenburg.ru/culture/encyclop/tom3/ - Оренбургская толстовская энциклопедия

  • http://yanko.lib.ru/books/philosoph/ilyin-book.htm - Постмодернизм. Словарь терминов.

  • http://www.rubricon.com/ - Крупнейший энциклопедический ресурс Интернета «Рубрикон»

  • http://www.rulex.ru/ - Русский биографический словарь. Сетевая версия.

  • http://www.inforeg.ru/electron/concord/concord.htm - Словарь языка А. С. Грибоедова

  • http://feb-web.ru/feb/slovenc/default.asp?/feb/slovenc/refers/es0.html - Энциклопедия «Слова о полку Игореве»

  • http://slovari.yandex.ru/ - Словари на «Яндексе»