Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Результаты тестирования за 2 полугодие по предмету «Основы религиозных... 1 70.25kb.
Методические рекомендации по преподаванию комплексного учебного курса... 3 1513.39kb.
Рабочая программа по предмету основы православной культуры, является... 1 119.27kb.
Пояснительная записка. Рабочая программа по курсу «Основы православной... 1 183.54kb.
Учебно-методическое пособие для преподавателя предназначено для подготовки... 10 4091.28kb.
Презентация «Наш дом Россия» 1 142.25kb.
Рабочая программа по факультативному курсу «Основы Православной культуры» 1 136.55kb.
- 1 229.64kb.
Программа духовно-нравственного направления внеурочной деятельности... 1 175.77kb.
Программа духовно-нравственного направления внеурочной деятельности... 1 167.23kb.
Методические разработки по вводной теме «Наш дом Россия» в рамках... 1 25.14kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 5 классов 2 575.59kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы - страница №1/1

c:\documents and settings\admin\рабочий стол\1.jpg

Содержание

1. Пояснительная записка стр. 3

2. Требования к уровню подготовки учащихся стр. 4

4. Содержание программы стр. 5 -8

3. Календарно-тематическое планирование стр. 9 - 10

5. Формы и средства контроля стр.11

6. Перечень учебно-методических средств стр.12-13

7. Приложение стр.14-16



Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, регионального образовательного стандарта Белгородской области, в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету «Православная культура», концепции и программы учебного предмета «Основы православной культуры» автора Шевченко Л.Л. М:, Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2010

Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

- письмо Министерства образования РФ от 22.10.2002 № 14-52-876 ин/16

«Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная

культура».

- закон Белгородской области «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области» от 3 июля 2006 г. N 57, закон Белгородской области от 04 июня 2009 года №282 «О внесении изменений в закон Белгородской области «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в

Белгородской области.



- положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ «Немцевская ООШ» Приказ от 26.05.2010г. №103. - приказ от 25.06.2013г. №118 «Об утверждении учебного плана МБОУ «Немцевская ООШ» на 2013-2014 учебный год» Рабочая программа составлена с учетом инструктивно-методического письма «О преподавании учебного предмета Православная культура в образовательных учреждениях Белгородской области» Белгородского института развития образования Департамента образования Белгородской области. Цели курса: ознакомить школьников с историей, культурой и основными ценностями православного христианства.

Задачи курса: - дать современным школьникам знания об истории христианской православной культуры и ее связи с историей родной земли; - способствовать осознанию себя потомками славного прошлого, о котором они узнали, пройдя маршрутами духовного краеведения; - дать знания о христианском понимании смысла добра и зла, смысла жизни и пути его воплощения в жизни святых и героев Отечества; научить детей беречь святыни родной земли. Учебно-методический комплекс: 1. учебник Шевченко Л. Л. Основы духовно-нравственной культуры народов России.

Основы православной культуры,2010 2. Л.Л. Шевченко «Православная культура. Методическое пособие для учителя» М:, Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2010 Место комплексного учебного курса в учебном плане: а) по результатам мониторинга был выбран модуль «Основы православной культуры»; б) модуль изучается в течение учебного года в объѐме 34 часа как предмет, входящий в состав федерального компонента базисного учебного плана 1 час в неделю. Диагностических работ – 3.



Требования к уровню подготовки учащихся

В рамках требований учащиеся должны:

- называть и показывать;

- определять и измерять, фиксировать;

- описывать, составлять;

- объяснять;

- прогнозировать (простейшие действия).

Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо знаний и умения школьников охарактеризовать термины и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий, как в общем культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте. А также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества.

В связи с этим критериями оценки образовательно-воспитательных результатов изучения православной культуры школьниками являются: критерий факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала), критерий отношений (как ученик, используя полученные знания, организует и выражает свое отношение к себе, окружающим людям, значимым социальным ценностям, социальным институтам и учреждениям) и критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит). Критерии имеют специфические особенности: альтернативность ответа, право морального выбора, необходимость нравственной характеристики цели и результата деятельности.

Содержание программы

Культура и религия в жизни человека (2ч.)

Россия - наша Родина. Обращение к детям. О духовных ценностях жизни людей.

Культура и религия. О вере, знании и культуре. О чем расказывает религиозная культура? Культура, культурный человек, историческая память, религия, религиозная культура. Ценности жизни христиан. Любовь к Родине. Отечество. О вере, знании и культуре в жизни людей. Религиозные представления разных народов. Традиционные религии России. Христианство - одна из основных религий мира. Во что верят православные христиане. Иисус Христос. Православие основная религия в России.



Священное Писание (5ч.)

О чем рассказывает Библия? Христианское понимание происхождения знания о Боге. Священное Писание. В какой книге написано о сотворении мира? Библия. Книги, входящие в состав Библии. Смысл жизни человека и правила жизни. Сотворение мира. Шесть дней творения. Обращение к Богу - молитва. Знаменитые люди - о Библии.

Священное Писание. Что говорит о Боге православная культура. Библия рассказывает о том, что Бог открыл о Себе людям. Христианское Откровение о Святой Троице. Явление Троицы Аврааму. Размышления святых о тайне Святой Троицы.

Добро и зло. Добро и зло в православной традиции. Добро и зло в ангельском мире. Добрые и злые ангелы. Ангел Хранитель. Что говорив о человеке православная культура. Священная история рассказывает о Боге, мире, человеке: Бог - Творец красивого мира; как Бог создавал мир; сотворение человека; Адам - любимое чадо Божие; общение человека с Богом. Жизнь в Раю. Правила, данные человеку для жизни. Как зло появились в мире. Искушение Евы. Грехопадение. Изгнание из Рая. Взаимосвязь христианских понятий «послушание - радость». Что говорит о человеке православная культура. О талантах и душе человека. Размышление маленького христианина о человеке: рождение; рост; развитие; смерть; душевные способности; способность воображения; внутренние душевные чувства; совесть; воля; вера в Бога; желание стать умнее и добрее; душа человека - свободная, разумная, бессмертная, желающая добра, верящая в Творца; сердце человека. Притча о талантах. Что такое талант? Ответственность человека за полученный дар. Чуткость, сострадательность к людям как самые главные дары Божии. Где они скрыты в человеке? Человек — образ и подобие Божие. Какими качествами украшается душа человека? Христос спаситель. Христианское учение о спасении. Христианская этика (9ч.) Христианское учение о спасении. Спасение. Пророки. Пророк Моисей. Как Бог спасал людей: десять заповедей. Царь Соломон. Спаситель. Священное Писание рассказывает о Рождестве Христовом. Рождество в вертепе. Явление Ангелов. Поклонение волхвов. Почему Спаситель пришел в мир не грозным Судьей или земным Царем, а кротким Младенцем? О дарах волхвов, которые они принесли Христу: как они выглядят, где хранятся. Христианская этика. Чему Иисус Христос учил людей. Заповеди блаженства. Что нужно человеку для счастливой жизни? Учение Христа. Заповеди блаженства. Блаженство - счастье. Нагорная проповедь. Радость выполнения заповедей. Апостолы и евангелисты Матфей, Марк, Лука, Иоанн. Радостная весть. Божественная благодать. Христианская этика. Золотое правило жизни христиан. Главное правило христианской жизни: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Почему это правило можно назвать «золотым» правилом? Какие еще правила (заповеди) дал Христос людям (повторение заповедей Блаженства). Доброта моей души. Чем я могу поделить? Следует ли мне ожидать ответного добра от людей? Что означают слова «круговая порука добра»? Понятия ответственности и обязанностей. Христианская этика. Добродетели и страсти. Какой я? Что помогает и что мешает человеку подниматься по небесной лестнице? Добродетели и страсти. Как растет в человеке доброе? Притча о сеятеле. Препятствия на пути движения человека к добру. Что это такое? Какие бывают добродетели, какие - страсти. Как научиться бороться со страстями. Где находятся препятствия: внутри человека или вовне? Какие из них сильнее? «Доброе сердце - злое сердце» - как понимать это выражение? Поэма святителя Иоасафа Белгородского о сражении семи добродетелей с семью грехами. Какие добродетели с какими страстями борются? Отношение к труду. Труд души. Нелегкость духовного труда. Рассказ об этом средствами иконописи («Лествица» преподобного Иоанна Лествичника) - представление иконы; средствами светской и духовной поэзии. Древо талантов-добродетелей христианина. Христианская этика. Милосердие. Кто мой ближний? Доброта и милосердие христианина. Притча о милосердном самарянине. Какой он — христианин? Долг и ответственность христианина. За что должен отвечать человек? Милость, милосердие, сострадание христианина. Евангельская притча и милосердном самарянине. Отражение темы милосердия в духовной поэзии (стихотворения Я.П. Полонского и М.Ю. Лермонтова). Спаситель. Жертвенная любовь. Крестная Жертва. Христианское почитание Креста. Тайная Вечеря. Предательство Иуды. Смерть на Кресте. Погребение. Стража у Гроба. Апостол Павел о любви. Спаситель. Победа над смертью. Самый великий праздник православного календаря. События праздника и его духовный смысл. Пасха - переход от смерти к жизни. Воскресение Христово. Русские поэты и писатели рассказывают о Воскресении Христовом. Исторические свидетельства описанных в Евангиелях событий. Туринская Плащаница. Библия о будущих судьбах мира. Страшный суд. Ответственность христианина. Православные традиции России (6ч.) Православный храм. Православные традиции жизни. Православный храм в жизни христиан. Храм — дом, посвященный Богу. Православный храм, его духовное и культурное значение. Духовная красота. Внешняя красота храма и духовная красота его создателя. Основные части храма. Колокола. Виды звона (перезвон, благовест, трезвон, набат). Символический смысл храма. Иконостас, четверик, алтарь, Престол. Скиния - первый храм. Изгнание Христом из храма торговавших там. Русские поэты рассказывают о православных храмах, их устройстве, богослужении, колокольном звоне, христианской радости. Православные Таинства. Православный храм и Таинства Православной Церкви. Начало христианской жизни в Таинстве Крещения. Крестные родители. Таинство Причастия - центр духовной жизни христиан. Тайная Вечеря. Установление Таинств Крещения и Причастия. Таинство Исповеди. Православное богослужение. Божественная Литургия. Евхаристия - благодарение. Духовный смысл Литургии. Правило веры - символ православной веры. Православный храм в традициях жизни православной семьи: крестины, венчание, отпевание. Московский Кремль - сердце духовной жизни России. Вера русских князей и традиции почитания святынь. Успенский собор - самый главный собор Московского Кремля. Венчание на царство Русских государей. Восхождение на церковный престол Патриархов. Правила поведения в храме. Священные образы. О чем рассказывает икона. Символический язык православной культуры. Как человек воспринимает красоту окружающего мира? Христианская религия о мире материальном и нематериальном. Икона - окно в мир невидимый. Икона - христианская святыня. Кому посвящались христианские иконы? Что означает почитание иконы? Почему икона является священным изображением? История создания первой иконы. Спас Нерукотворный. Иконописные изображения. Фреска. Мозаика. Словарик иконописца. Иконография Христа. Духовная красота иконы. Картина и икона. Христианское искусство. Христианская семья. Родина. Отчий дом - самое родное место на земле. Семья. Члены семьи. Предки и потомки семьи. Родительская любовь. Дар любви. Служение близким. Ценности жизни христианской семьи. Чему учат христиан заповеди Божии? Поучения Евангелия о любви к ближним. Добрые дела любви. Священная история о почитании родителей. Дети Ноя. Христос Отрок. Его жизнь в Назарете. Традиции освящения христианского дома. Молебен. Иконы Спасителя и Богородицы. Православный календарь и праздники. История церковного календаря. Устроение Церковью жизни христиан по церковному календарю. Чему посвящены православные праздники? Православные традиции жизни. Библия о посвящении седьмого дня недели Богу. Двунадесятые праздники. Какой праздник празднуется христианами чаще всего? Иконы праздников. Пост - подготовительные дни к празднику. В чем заключается православный пост? О духовном и телесном воздержании. Радости православного поста. Православный календарь. Почитание святых (8ч.) Почитание святых в православном календаре. Православие в России Святая Русь. Христианские святые. Что означает почитание святых? Христианский подвиг святых. Как христианство пришло на Русь. Лики святых. О святых юных мученицах Вере, Надежде, Любови и матери их Софии. Изображение святых в иконописи. Икона «Все святые, в Земле Российской просиявшие». Отражение подвигов святых в духовной поэзии. Православный календарь. Почитание святых. Верность. Сыновья князя Владимира - святые братья-князья. Христианский подвиг святых князей Бориса и Глеба. За что они прославлены? Добродетели, явленные святыми. О вере и верности. Мученики - страстотерпцы. Пример кротости и послушания Богу, показанный Христом. Евангельский рассказ «В саду Гефсиманском»). Любовь к Богу, кротость, любовь к ближнему - заповеди, выполнение которых святые князья засвидетельствовали мученической смертью. Рассказ о подвиге святых в житиях, иконописи, поэзии. Чтение евангельского текста и его соотнесение с подвигом святых Бориса и Глеба: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10,28). Как почтили память святых Бориса и Глеба? Архитектурные памятники в честь святых, храмы, названия городов, поселков, улиц в разных городах. Православный календарь. Почитание святых. Смирение. О святом преподобном Сергии Радонежском в истории Руси. Детские годы Преподобного. Послушание родителям. Основание монастыря - центра духовной жизни Руси. Смиренный чудотворец. В чем проявляется добродетель смирения? Размышляем о добродетели смирения в жизни современного человека. О добродетели смирения рассказывают произведения духовной поэзии. Смирение - это сила или слабость? Объединение русских князей. Чему учил преподобный Сергий русских князей. Защита Отечества. Благословение князя Димитрия Донского на битву. Святые воины - схимонахи Троицкой Лавры Александр Пересвет и Родион Ослябя. Что защищали святые воины? Как преподобный Сергий помогал русским воинам на Куликовом поле. Ученики преподобного Сергия. Христианские добродетели, которые воспитывал в князьях Преподобный. О святых учениках преподобного Сергия. Представление иконы: «Видение Сергию множества птиц» (фреска). Паломничество в Троице-Сергиеву лавру. Православный календарь. Почитание святых. Ратный подвиг. Святые вожди в земле Русской. Защитники Отечества. Преподобный Илья Муромец. Как Илья Муромец богатырем стал. Что он защищал, с чем сражался. Святой богатырь, преподобный монах. Какие христианские добродетели почитались на Руси. Князь Димитрий Донской. Князь Александр Невский. О святом князе Александре Невском. Паломничество в Александро-Невскую Лавру. Святой Александр Невский на фреске собора Московского Кремля. О словах князя «Не в силе Бог, а в правде». В чем заключался подвиг князя? Защитник Отечества в наше время. Какие добрые дела во славу своего Отечества может совершить человек сегодня? Какие качества души ему для этого необходимы? Православный календарь. Почитание святых. Мужество. Защитник русской земли святой Патриарх Ермоген. Его послания к русским людям. Оборона Троице-Сергиевой Лавры, Мученическая смерть Патриарха Ермогена. Из истории Троице-Сергиевой Лавры. Как почтили память монахов - защитников Троице-Сергиевой лавры: архимандрита Дионисия и келаря Авраамия Палицына? Надпись на гробнице Авраамия Палицына на Соловках. О мужестве в наше время. В каких делах оно проявляется? Православный календарь. Почитание святых. Христианская радость. О святом преподобном Серафиме Саровском. Христианская радость. Отличается ли радость христианская от обычной, житейской? Что означают слова «радость о Господе»? Явления Пресвятой Богородицы преподобному Серафиму. Какую главную христианскую добродетель проявил святой Серафим Саровский? Христианское прощение. Почему Серафим Саровский всегда радостно встречал людей? Что питало его любовь к людям? Изображение жития преподобного Серафима в иконописи. Представление житийной иконы. Почитание христианских святынь. Паломнический маршрут в Серафимо-Дивеевский монастырь. Троицкий собор. Канавка Божией Матери. Православный календарь. Почитание святых. Подвиг веры. Что такое подвиг? Как его объяснить в христианском значении? Русская Голгофа. Новомученики Российские. Что помогало Новомученикам сохранить мужество перед лицом злобы? Представление иконы: «Собор Новомучеников и Исповедников Российских». Как разрушили храм Христа Спасителя. Добро и зло в душе человека: созидателя - православного зодчего; разрушителя святынь - вандала. Любовь и уважение к Отечеству. Как сохранить красивый мир? Святыни России. Что такое чудотворная икона? Почему на Руси сложились традиции почитания икон Пресвятой Богородицы? Из истории христианской культуры. «Тихвинская», «Казанская», «Владимирская», «Смоленская», «Донская», «Почаевская» иконы Божией Матери. История о том, как была спасена Москва от войск завоевателя Тамерлана. Словарик иконописца: основные иконографические типы изображений Богоматери - Умиление, Одигитрия, Оранта. Почему на Руси сложились традиции почитания икон Пресвятой Богородицы? Творческие проекты «Диалог культур и поколений» (4 ч.) Творческие проекты «Диалог культур и поколений: сохранном духовное, культурное наследие России». Сохраняем святыни России. Сокровища духовные. Духовные завещания. Поучение князя Владимира Мономаха детям. Какие сокровища завещали родители детям в 17-18 веках? Духовное завещание святого Митрофана Воронежского. Насталения святого Тихона Задонского своим духовным детям. Какие добрые дела может выполнять современный человек, учитывая наставления святых? Обращение к школьникам 22 века: «Желаю тебе». Какие ценности я хотел бы передать в наследство школьникам 22 века? Какие добрые дела может выполнять современный человек, учитывая наставления святых? Но святым местам моей Родины - России. «Герои России», Русские святые», «Золотая цепь святых. Мои предки».

Календарно-тематическое планирование



урока

п/п



урока

в теме

Сроки

Наименование раздела и тем

план

фак.

Культура и религия в жизни человека (2ч.)

1

1

07.09




Россия – наша Родина

2

2

14.09




Входная диагностическая работа

Священное Писание (5ч.)

3

1

21.09




О чем рассказывает Библия?

4

2

28.09




Что говорит о Боге православная культура

5

3

05.10




Добро и зло

6

4

12.10




Что говорит о человек православная культура

7

5

19.10




О талантах и душе человека

Христос спаситель. Христианское учение о спасении. Христианская этика (9ч.)

8

1

26.10




Спасение

9

2

09.11




Спаситель

10

3

16.11




Чему Иисус Христос учил людей. Заповеди блаженства.

11

4

23.11




Золотое правило жизни христиан

12

5

30.11




Добродетели и страсти. Какой я?

13

6

07.12




Милосердие. Кто мой ближний?

14

7

14.12




Жертвенная любовь

15

8

21.12




Победа над смертью

16

9

28.12




Промежуточная диагностическая работа

Православные традиции России (6ч.)

17

1

18.01




Православный храм

18

2

25.01




Православный храм

19

3

01.02




Православные Таинства

20

4

08.02




Священные образы. О чем рассказывает икона. Христианское искусство

21

5

15.02




Христианская семья

22

6

22.02




Православный календарь и праздники

Православный календарь. Почитание святых (8ч.)

23

1

01.03




Святая Русь

24

2

07.03




Верность

25

3

15.03




Смирение

26

4

22.03




Ратный подвиг

27

5

05.04




Мужество

28

6

12.04




Христианская радость

29

7

19.04




Подвиг веры

30

8

26.04




Как сохранить красивый мир? Святыни России

Творческие проекты «Диалог культур и поколений» (4 ч.)

31

1

03.05




Творческий проект

32

2

10.05




Творческий проект

33

3

17.05




Творческий проект

34

4

24.05




Защита творческих проектов


Формы и средства контроля

В течение года планируется провести три диагностических работы.

Стартовая диагностика проводится в начале прохождения курса с целью выявления стартовых знаний по предмету в форме тестирования.

Текущая диагностика проводится в конце первого полугодия в форме тестовой работы с целью выявления уровня полученных знаний.



Итоговая диагностика проходит в конце учебного года в форме защиты творческих работ учащихся

Контроль уровня обученности.

урока

Тема урока

Вид контроля

Форма контроля

2.

Входная диагностическая работа

письменный

тест (45 мин.)

16.

Промежуточная диагностическая работа

письменный

тест (45 мин.)

34.

Защита творческих проектов

защита проекта

защита проекта(45 мин.)


Перечень учебно-методических средств обучения

Список основной литературы. 1.учебник Шевченко Л. Л. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры,2010 2. Л.Л. Шевченко «Православная культура. Методическое пособие для учителя» М:, Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2010 Список дополнительной литературы.

Литература для учителя:

  1. Азбука православного воспитания. – М. 1997

  2. Афанасьева С. Основы христианской культуры. Занятия для детей младшего возраста (5-7 лет). – Калининград. 2001

  3. Бородина А.В. Основы православной культуры. – М. 2002.

  4. Буквицы заставные. Книга для раскрашивания (по рукописям 12-14 в.). – Спб. 2002.

  5. Священник Артемий Владимиров. Учебник жизни. – М. 2001.

  6. Жизнеописания достопамятных людей земли Русской. 10-20 в. Сост. С.С.Бычков. – М. 1992

  7. Дмитрий Конюхов, священник. Школьное православное образование. – М. 1999.

  8. Максим Козлов, протоиерей. Детский катехизис. 200 детских вопросов и недетских ответов. – М. 2001.

  9. Священник Сергей Коротких. Основы христианской культуры и нравственности. Мир Божий. Материалы для школьных уроков. Часть 2-я (Первый и второй год обучения). – М. 2003.

  10. Как подготовить праздник Рождества Христова. Центр «Покров». – М. 2001.

  11. Куломзина С. С. Наша Церковь и наши дети. – М. 1993.

  12. Основы православной культуры. Для детей дошкольного возраста. Сост. О.К. Харитонова. Под. Ред. Протоиерея Виктора Дорофеева. – М. 2002.

  13. Осень золотая. Праздничные инсценировки, материалы к урокам. Библиотечка еженедельника «Воскресная школа». – М. 2000.

  14. Поселянин Е. Святые вожди земли Русской. – М.-Спб. 2000

  15. Православная культура в школе. Учебно-методическое пособие. Под. Ред. Иеромонаха Киприана (Ященко). – М. 2003

  16. Православная культура. УМП для учителей школа.-М. 2001: Редакция еженедельника «Воскресная школа», 2004.

  17. Шевченко Л.Л. Мир детства: педагогика взаимодействия. — М., 1998.

  18. Евгений Шестун, священник. Православная педагогика. — Самара, 1999.

  19. Евгений Шестун, протоиерей, Огудина Наталья. Православная семья. — Самара, 2001.

  20. Школа православного воспитания / Сост. А. Стрижев. — М., 1999.

  21. Шмелев И.С. Душа России. — СПб., 1998.

  22. Шмелев И.С. Лето Господне. — СПб., 1996.

  23. Этические альтернативы. Словарь учителя / Сост. Л.Л. Шевченко. — М., 2002.

  24. Я иду на урок в начальную школу. Основы православной культуры. — М., 2001.

Литература для учащихся

1. Бахметьева А.Н. Жития святых для детей. — М., 1997.


2. Библия для детей. Священная История в простых рассказах для чтения в школе и дома / Сост. пр. Александр Соколов. — М., 1999.
3. Библия в пересказе для детей. — М.: Библейское общество, 1997.

4.Киреева Н. История Рождественской елочки. – М. 1998.

5.Рассказы о православных святых. Под ред. В. Воскобойникова. – Спб. 1999.
Интернет-ресурсы:

http://www.all-photo.ru

http://www.blagovest.bel.ru

http://www.drevo.pravbeseda.ru

http://www.encyklopedia.narjd.ru

http://www.galereia.ru

http://www.history.istu.edu

http://www.hravoslav.at.tut.bu



Оборудование

Наименование оборудования

Кол-во

Процент оснащенности

Художественные альбомы, содержащие иллюстрации к модулю.

3

100%

Картографические издания.

2

100%

Альбомы с иллюстративным материалом.

3

100%

Компьютер с художественным программным

обеспечением.



1

100%

Музыкальный центр, включающий в себя

устройство для воспроизведения аудиокассет,

CD и DVD.


1

100%

Аудиозаписи. Видеофильмы, слайды,

презентации тематически связанные с содержанием модуля.



12

100%

Приложение

Примерный текст входной диагностической работы

1.Полное название нашей страны:

а) Москва б) Российская Федерация в) Россия 2. Почему нашу страну мы называет отечеством: а) это наш родной дом б) наши отцы, деды и прадеды и их предки учились, работали и защищали свою землю 3. Дай толкование слову «отечество» а) страна наших пап, мам б) родная страна отцов и предков в) Россия 4. Дай толкование слову «Родина» а) родная сторона б) любимая сторона в) великая страна 5. Материальный мир – это а) информация из книг, журналов, СМИ б) вещи, предметы, явления природы, которые нас окружают в) явления природы, которые нас окружают 6. Духовный мир – это а) знания и информация из различных источников, которые мы видим б) знания и информация из различных источников, отношения между людьми в) вещи и предметы 7. С духовным миром вы знакомитесь в школе на уроках при чтении учебников и дополнительной литературы - это называется: а) миров знаний б) миром умений и навыков в) миром культуры 8. Духовный мир отражается в человеке и образует: а) состояние души б) внутренний мир человека в) интересы человека 9. Религия определяет внутренний мир человека как: а) познания человека б) душу человека в) увлечения человека 10. Человек в зависимости от состояния своего внутреннего мира может радоваться или огорчаться, быть спокойным или тревожным, создавать что-то нужное и новое. Это зависит от: а) как ты наполняешь свой внутренний мир б) как ты наполняешь свой внутренний мир и как строишь отношения с другими людьми

в) как ты относишься к окружающей тебя природе и людям 11.Во внутреннем и внешнем мире есть: а) только добро, красота, тепло, уют, любовь б) только зло, ненависть, опасность в) есть добро и зло, любовь и ненависть, красивое и безобразное 12.Культурные традиции – это а) народные праздники б) богатство нашей многонациональной страны в) морально - этические нормы 13. Особое место среди культурных традиций занимают: а) народные праздники и ритуалы б) мораль общества в) религиозные культуры и морально-этические нормы 14. Если человек следует культурным традициям своей страны, то: а) может сделать свой внутренний мир чистым, светлым, радостным б) будет востребован со своими знаниями в обществе в) его будут все любить и прислушиваться к советам 15.Что вы вносите в понятие «народы России»: а) все люди на Земле б) люди всех национальностей, живущих в Москве в) люди живущие в России 16. Как мы должны относится к традициям своей Родины: а) соблюдать все традиции б) уважать, гордиться и беречь в) кто как хочет 17. Приведи примеры традиций принятых а обществе__________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

18.Приведи примеры традиций принятых в вашей семье________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

19.Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи_______________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

__________________________________________________________



Примерный текст промежуточной диагностической работы

1.Подчеркните слова, которые относятся к предмету «Основы православной культуры»: книга, акрополь, мифы, Библия, любовь, Заповеди Божии, Кремль, собор Парижской Богоматери, храм, крест, икона, святые.
2.Вставь пропущенные слова и укажи источник текста: «Я - Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов кроме _ _ _ _».

«Апостолы - это ближайшие у _ _ _ _ _ И _ _ _ _ _ X_ _ _ _ _; апостолы М _ _ _ _ _, М _ _ _, Л _ _ _, И _ _ _ _ написали четыре Е _ _ _ _ _ _ _ _



3.Выбери понятия и названия, которые относятся только к христианской православной традиции: храм Христа Спасителя, собор Святой Софии в Константинополе, собор Парижской Богоматери, икона, Патриарх, митрополит, Папа Римский, синагога, мечеть, ступа.

4.Продолжите предложение: «В начале сотворил …….».

5.Подберите слова, противоположные по смыслу следующим: нетерпение - жестокость - зависть - гордость - себялюбие - раздражительность - непослушание.

6.Нарисуйте картинку: «Дерево добродетелей и страстей» и расположите на их плодах следующие понятия: терпение, непослушание, благочестие, неусидчивость, милосердие, черствость, неуступчивость, воровство, прощение, смирение, порядочность, совестливость, злость, себялюбие (эгоизм), кротость, честность.

7.Допишите предложения:

Человека называют добрым, когда ...

Семья — это ...

Любить родителей - значит ...



Примерные темы творческих работ.

1.Сохраняем святыни России. 2.Обращение к школьникам 22 века: «Желаю тебе». 3. По святым местам моей Родины – России - Герои России - Русские святые - Золотая цепь святых. Мои предки.