Рабочая программа по истории для 6 класса 2013 2014 учебный год - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по истории для учащихся 9 класса на 2013-2014 учебный... 1 237.2kb.
Рабочая программа по истории для учащихся 7 класса Учитель Брук Е. 1 153.34kb.
Рабочая учебная программа по музыке для 1-го класса на 2013-2014... 1 279.62kb.
Рабочая программа по музыке для 5 класса учителя Яковлевой Тамары... 2 679.83kb.
Рабочая программа по математике для 5 класса на 2013/2014 учебный... 1 288.58kb.
Рабочая программа по экономике для девятого класса разработана на... 1 140.56kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 11 класса... 2 663.25kb.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе следующих... 1 290.78kb.
Рабочая программа на 2013/2014 учебный год учебного курса «Литературное... 1 265.16kb.
Рабочая программа по истории России для 9 класса на 2014-2015 учебный... 1 273.15kb.
Рабочая программа по русскому языку для 3а класса на 2013/2014 учебный... 2 888.82kb.
Страна Город-герой 1 187.26kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа по истории для 6 класса 2013 2014 учебный год - страница №1/1

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Лисицынская основная общеобразовательная школа»

Верхнекетского района Томской области


ОБСУЖДЕНО:

Заседание

методического

объединения № ____

от «___» ___________ 2013г.


СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора

школы по УВР

______________

Батыргалиева Л.С.


УТВЕРЖДЕНО:

Приказ


директора школы

№ ___


от «___» ________ 2013г.

______________

Ильина Н.П.


Рабочая программа по истории

для 6 класса

2013 – 2014 учебный год

Учитель истории и обществознания

Чащин Леонид Алексеевич

2013
Пояснительная записка


Программа ориентирована на учащихся общеобразовательных классов и является началом системного изучения обучающимися исторических дисциплин, связана с проблемами социализации младших подростков, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональные и многоконфессиональное сообщество.

В 6 - ом классе формируется умение воспринимать событие, явление в пространстве и времени, в историческом движении, вычленять периоды и этапы исторического процесса.

Программа предполагает знакомство учащихся с некоторыми документальными источниками (они используются с учетом познавательных возможностей школьников и лишь в отрывках). На элементарном уровне происходит ознакомление учащихся с путями формирования исторического знания, вследствие чего у школьников складывается критический взгляд на события и их оценки, на мотивы поступков исторических деятелей.

Шестиклассник должен овладеть законченным систематизированным комплексом социально значимой информации по истории изучаемого периода, необходимой для ориентации в историческом и жизненном пространстве и в то же время являющейся базой для наращивания исторических и обществоведческих знаний в следующем классе.


Целькурса истории в 6 классе состоит в овладении учащимися основами знаний и конкретными представлениями об истории средних веков и историческом пути нашей страны в IХ – ХVI вв., его социальном, духовном, нравственном опыте и создании на этой основе условий для формирования целостного духовного мира личности, освоения ею выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации.
Данная цель реализуется в процессе решения следующих задач:
– усвоение наиболее актуальных, общественно и личностно значимых знаний и обобщенных представлений об основных этапах, явлениях, процессах, тенденциях истории средних веков и России IХ – ХVI вв.;

– усвоение основных понятий и терминов исторической науки, соответствующих изучаемому периоду истории, совершенствование умений и навыков работы с разнообразными источниками информации;

– формирование на основе личностно-эмоционального осмысления зарубежной и отечественной истории уважительного отношения к предшествующим поколениям, их вкладу в развитие страны и человечества в целом, готовности к конструктивному восприятию иных, отличных от собственного, мнений, к диалогу, позитивному разрешению возникающих конфликтов;

– гражданское самоопределение учащихся через осознание их принадлежности к стране, ее истории, к обществу и государству, восприятие ими ценностей демократии, патриотизма, социальной ответственности, формирование активного отношения к социальной реальности.



Требования к уровню освоения дисциплины

В результате изучения истории классе в 6 классе ученик должен


знать/понимать:

- даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий с древнейших времен до XVII в.;

- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся к XVII в.;

- изученные виды исторических источников.


уметь:

- сравнивать исторические явления и события;

- объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;

- дискутировать;

- анализировать исторический источник;

- самостоятельно давать оценку историческим явлениям,

- высказывать собственное суждение;

- читать историческую карту;

- группировать (классифицировать) исторические события и явления по

указанному признаку.


использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- высказывать собственных суждений об историческом наследии народов

России;

- использовать знаний об историческом пути и традициях народов России в

общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной

принадлежности.

Предмет «история» в 6-ом классе включает два курса: первое полугодие изучается история средних веков – 32 часа; второе полугодие – истории России – 36 часов. Всего - 68 часов. Рабочая программа составлена с учетом данных особенностей преподавания курса истории.
Рабочая программа и календарно – тематическое планирование курса истории в 6 классе предполагает использование следующих учебников:


  1. Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецов А.В., Давыдова С.М. «Всеобщая история. Средние века»: Учебник для 6-го класса основной школы. – М.: Баласс, 2006 г.

  2. История России: с древнейших времён до конца XVI века: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2006г.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по истории,примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы по истории России Данилова А.А., Косулиной Л.Г.

Объём дисциплины и вид учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Общая трудоёмкость дисциплины

68

Аудиторные занятия

67

Контрольные работы

4

Вид итогового контроля: тестирование

2

Резерв

1

Содержание дисциплины (Всеобщая история. Средние века)

Западная и Центральная Европа в V-XIII вв.

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.

Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.

Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания.Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.


Средневековое европейское общество

Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.

Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.

Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.

Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.
Византия и арабский мир. Крестовые походы

Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.

Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.
Страны Азии и Америки в эпоху средневековья (V-XV вв.)

Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.

Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).

Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.


Государства Европы в XIV-XV вв.

Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв.

Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание УотаТайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.
Культурное наследие Средневековья

Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.

Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.

Культурное наследие Византии.

Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.

Содержание дисциплины (История России)

Введение.Что изучает история Отечества. История России — часть всемирной истории. История региона — часть истории России. Исторические источники по истории нашей Родины.
I. Русь древняя

Восточные славяне и их соседи.Происхождение восточных славян. Крупнейшие племенные союзы и их расселение. Влияние географического положения и природных условий на занятия и образ жизни людей. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян. Эволюция родоплеменных отношений. Особенности управления и военной организации.

Соседи восточных славян.Жители лесной полосы Восточной Европы, их занятия, образ жизни, верования. Взаимоотношения восточных славян с автохтонными племенами Восточно-европейской равнины. Формирование Тюркского и Аварского каганатов, их политические особенности, проблема влияния на восточное славянство. Хазарский каганат и восточные славяне. Волжская Булгария. Восточные славяне и Византия. Великий торговый путь из варяг в греки.

Формирование Древнерусского государства.Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Совершенствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, появление городов. Племенные княжения. Варяги. Два центра восточнославянской государственности — Новгород и Киев. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Норманнский вопрос в исторической литературе. Характер древнерусского государства. Князь и дружина. Полюдье. Вечевая организация. Народное ополчение.

Первые киевские князья.Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению внутреннего и международного положения Древнерусского государства. Походы Святослава. Изменения в управлении Древнерусским государством.

Князь Владимир. Крещение Руси.Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Русская православная церковь. Значение принятия христианства.

Древнерусское государство при Ярославе Мудром.Борьба за власть сыновей Владимира. Князь Ярослав. Внутренняя политика Ярослава. Русская Правда. Политический строй Древнерусского государства. Укрепление княжеской власти. Лестничная система передачи княжеской власти и ее противоречия. Военная организация. Вечевая организация. Система местного управления. Внешняя политика Ярослава Мудрого. Земельные отношения. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Формирование древнерусской народности.

Культура Древней Руси.Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусского искусства. Устное народное творчество. Возникновение письменности. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений (мозаика и фрески, иконы, книги, прикладное искусство). Ценностные ориентации древнерусского общества. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры.

Быт и нравы Древней Руси.Быт и образ жизни земледельческого населения.Древнерусские города. Быт и образ жизни горожан. Образ жизни князей и бояр. Особенности древнерусской одежды. Русские воины.
II. Политическая раздробленность Руси.

Начало дробления Древнерусского государства.Причины раздробления Древнерусского государства. Правление Ярославичей. Половецкая угроза. Княжеские усобицы. Любечский съезд князей. Князь Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха в Киеве. «Устав» Владимира Мономаха.Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Последствия раздробления Древнерусского государства. Идея единства Руси.

Главные политические центры Руси.Владимиро-Суздальское княжество:освоение Северо-Восточной Руси; характер княжеской власти в северо-восточных землях; князь Юрий Долгорукий; внутренняя и внешняя политика Андрея Боголюбского; возвышение Владимиро-Суздальского княжества; Всеволод Большое Гнездо.

Новгородская земля:территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси; особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли.

Галицко-Волынское княжество.Особенности географического положения. Занятие населения. Рост вотчинной собственности на землю. Объединение Волыни и Галича. Роман Мстиславич. Взаимоотношения между боярами и князем. Правление Даниила Галицкого.

Нашествие с Востока.Создание державы Чингисхана. Монгольские завоевания в Азии. Сражение на реке Калке. Первый поход Батыя на Русь. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. ЕвпатийКоловрат. Героическая оборона Москвы. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Героическая оборона Торжка и Козельска. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Героическая борьба русского народа против завоевателей и ее историческое значение. Причины поражения Руси от монголов.

Отражение удара с Запада.Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский и Тевтонский ордена. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Значение побед Александра Невского.

Русь и Золотая Орда.Образование Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Русь и Орда при Александре Невском. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.

Русь и Литва.Создание Литовского государства. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому. Характер Великого княжества Литовского. Конфессиональная политика литовских князей. Значение присоединения русских земель к Литве.

Культура русских земель в XII – XIII вв. Особенности культуры XII – XIII вв.: общерусское культурное единство и складывание местных художественных школ. Накопление научных знаний. Местные стилевые особенности в литературе, архитектуре, живописи. Местное летописание. Возникновение новых литературных жанров. «Поучение детям» Владимира Мономаха. «Слово» и «Моление» Даниила Заточника. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Слово о полку Игореве». Памятники русского зодчества. Церковь Святого Георгия в Ладоге. Церковь Спаса на Нередице под Ладогой. Успенский собор во Владимире. Храм Покрова Богородицы на Нерли. Княжеская резиденция в Боголюбове. Дмитриевский собор во Владимире. Резьба по камню. Живопись. Влияние ордынского владычества на русскую культуру.


III. Русь Московская

Усиление Московского княжества.Предпосылки и причины объединения русских земель. Социально-экономическое развитие Северо-Восточной Руси. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. Княжеская власть и церковь.

Москва — центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. Борьба Москвы за политическое первенство при потомках Ивана Калиты. Митрополит Алексей. Дмитрий Донской. Взаимоотношения Москвы с Тверью и Литвой. Русь и Орда накануне решающего столкновения. Сергий Радонежский. Куликовская битва и ее историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша.

Московское княжество и его соседи в конце XIV—середине XV в. Завещание Дмитрия Донского. Василий I. Московская усобица, ее значение для процесса объединения русских земель. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Образование русской, украинской и белорусской народностей.

Создание единого Русского государства.Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества. Присоединение Твери. Борьба за возвращение западных русских земель. Василий III. Завершение политического объединения русских земель и создание единого государства.

Московское государство в конце XV — начале XVI века.Возвышение великокняжеской власти. Начало складывания органов центральной власти и управления. Боярская дума. Административно-территориальное деление. Система кормлений. Местничество. Судебник 1497 г. Зарождение поместной системы. Преобразования в войске. Вотчинное и церковное землевладение. Ограничение свободы крестьян. Категории крестьянства. Появление казачества.

Церковь и государство.Становление русской автокефальной церкви. Монастыри. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Теория «Москва – третий Рим» - попытка духовного обоснования русской самодержавной власти.

Реформы Избранной рады.Социально-экономические и политические итоги развития Русского государства в началеXVI в. Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г. Избранная рада. А. Адашев. Сильвестр. Начало Земских соборов. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военные реформы.

Внешняя политика Ивана IV. Основные направления внешней политики. Внешнеполитические успехи России в 50-е гг. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Причины Ливонской войны. Ход военных действий. Итоги Ливонской войны. Борьба с набегами крымского хана.

Сибирское ханство и его взаимоотношения с Россией. Поход Ермака. Покорение Западной Сибири. Превращение России в многонациональную державу.

Опричнина и итоги правления Ивана IV.Обострение внутриполитической борьбы в начале60-х гг. Разрыв Ивана IV с Избранной рады. Смена внутриполитического курса. Сущность и цели опричной политики. Опричный террор. Позиция православной церкви. Ликвидация Старицкого удела. Поход Ивана IV на Новгород. Активизация крымской экспансии. Отмена опричнины. Итоги опричной политики. Социально-экономические и политические последствия опричнины и Ливонской войны.

Русская культура в XIV—XVI вв. Исторические условия, особенности и основные тенденции развития русской культуры в XIV—XVI в. Культурный взлет Руси после Куликовской битвы. Москва — центр складывающейся культуры великорусской народности. Культурные контактыРоссии с другими странами. Просвещение. Развитие научных знаний. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Устное народное творчество.Исторические повести. Памятники куликовского цикла. «Задонщина». «Сказание о Мамаевом побоище». «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Возрождение общерусского летописания. Отражение в литературе политических тенденций. Появление новых литературных жанров. «Сказание о князьях Владимирских». Публицистика. «Хронограф». Четьи-Минеи. «Домострой». Возрождение и дальнейшее развитие русского каменного зодчества. Главные сооружения Московского Кремля. Строительство шатровых храмов. Оборонное зодчество. Живопись, формирования национальной живописной школы. Дионисий. Феофан Грек. Андрей Рублев. Произведения декоративно-прикладного искусства.



Быт XIV—XVI вв.Основание новых городов, их структура. Образ жизни тяглого населения русских городов. Сельская Россия. Русская изба. Быт русского крестьянина. Особенности русского костюма. Русская трапеза.

Разделы дисциплины и виды занятий. Календарно – тематический план (Всеобщая история.Средние века).

Тема, предмет

Количество часов

урока

Тема урока

Контроль

Дата проведения

Примечания







1.

Введение.

















2.

Рубеж древности и Средневековья.











Запад христианского мира. V-X века.

4

3.

От королевств к империи.











4.

Рождение феодальной Европы.











5.

Феодальная раздробленность.











6.

Времена викингов.


тест







Восток христианского мира. V-XI века.

4

7.

Византийская империя.











8.


Государство славян и кочевников.










9.

Раскол христианского мира.











10.

Глава I и глава II повторение.


Контрольная работа







Пророки и завоеватели Востока. VII-XIII века.

4

11.

Свет ислама.











12.

Рождение исламского мира.











13.

Крестовые походы.











14.

Монгольские завоевания.


тест







Особенности католической Европы. X-XV века.

5

15.

Города Европы.











16.

Феодальный мир.











17.

Сила католической церкви.











18.

Культура католического мира.











19.

Глава III и глава IV повторение.


Контрольная работа







Страны католической Европы.

XI-XV века.



5

20.

Раздробленность в Англии и Франции.











21.

Столетняя война.











22.

Централизация в Англии и Франции.











23.

Итальянское Возрождение.











24.

Границы Священной империи.


тест







Судьбы средневековых цивилизаций.

7

25.

Рубежи православия и ислама.











26.

Индийская средневековая цивилизация











27.

Дальневосточный мир Китая и Японии.











28.

Где закончилось Средневековье?











29.

Глава V и глава VI повторение.











30.

Итоговое повторение и обобщение.











31.

Итоговый контроль знаний: тестирование











Разделы дисциплины и виды занятий. Календарно – тематический план (История России).

Тема, раздел

Количество часов

урока

Тема урока

Контроль

Дата проведения

Примечания







1.

Введение.











Русь Древняя.


9

2.

Восточные славяне.











3.

Соседи восточных славян.











4.

Формирование Древнерусского государства.










5.

Первые киевские князи.


тест







6.

Владимир Святославович.

Принятие христианства.












7.

Расцвет Древнерусского государства при Ярославле Мудром.










8.

Культура Древней Руси.











9.

Быт и нравы Древней Руси.











10.

Глава I повторение.


Контрольная работа







Политическая

раздробленность на Руси.




9

11.

Начало раздробление

Древнего государства.












12.

Северо-Восточная Русь.










13.

Новгородская земля и Галицко- Волынское княжество.










14.

Нашествие с Востока.










15.

Борьба Руси с западными завоевателями.










16.

Русь и Золотая Орда.










17.

Русь и Литва.










18.

Культура русских земель

в XII—XIII веках.












19.

Глава II повторение.

Контрольная работа







Русь Московская.

15

20.

Предпосылки объединение русских земель.










21.

Усиление

Московских княжества.












22.

Москва – центр борьбы

с ордынским владычеством.












23.

Куликовская битва.










24.

Московское княжество и его соседи в конце XVI века.










25.

Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества.










26.

Московское государство в конце XV— начале XVI века.










27.

Церковь и государство а конце XV— начале XVI века.










28.


Реформы Избранной рады.










29.

Внешняя политика Ивана IV.










30.

Опричнина.

тест







31.

Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV—XVI века.










32.

Архитектура и живопись в XIV—XVI века.










33.

Быт XV—XVI веках.










34.

Глава III повторение.










35.

Итоговое повторение и обобщение










36.

Итоговый контроль знаний: тестирование.










Учебно-методическое обеспечение

  1. История России с древнейших времён до конца XVII века / под ред. А. Н. Сахарова. - М.: Просвещение, 2009.

  2. Скрынников Р.Г. История Российская . IX-XVII вв. - М., 1997.

  3. Скрынников Р.Г. Иван Грозный. М., 1995 г.

  4. Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецов А.В., Давыдова С.М. «Всеобщая история. Средние века»: Учебник для 6-го класса основной школы. – М.: Баласс, 2006 г.

  5. История России: с древнейших времён до конца XVI века: учеб.для 6 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2006г.

  6. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь «История России с древнейших времен до конца XVI века» (6 класс), М., Просвещение, 2009 г.

  7. С. Г. Смирнов Задачник по истории России: уч. пособие для средней школы. - 2-е изд., перераб. / С. Г. Смирнов. - М.: МИРОС, 2000;