Рабочая программа по искусству (музыке) для 8 класса на 2013-2014 учебный год - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая учебная программа по музыке для 1-го класса на 2013-2014... 1 279.62kb.
Рабочая программа по музыке для 5 класса учителя Яковлевой Тамары... 2 679.83kb.
Рабочая программа по искусству 8- 9классы учитель: Колесникова Светлана... 1 350.35kb.
Рабочая программа по музыке 7 класс на 2013-2014 учебный год 1 112.2kb.
Рабочая программа по истории для учащихся 9 класса на 2013-2014 учебный... 1 237.2kb.
Рабочая программа по математике для 5 класса на 2013/2014 учебный... 1 288.58kb.
Рабочая программа по экономике для девятого класса разработана на... 1 140.56kb.
Рабочая программа по искусству 9 класс 2013-2014 учебный год Учитель... 1 259.44kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 11 класса... 2 663.25kb.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе следующих... 1 290.78kb.
Рабочая программа на 2013/2014 учебный год учебного курса «Литературное... 1 265.16kb.
Программа по музыке 8 -9 классы 1 203.23kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа по искусству (музыке) для 8 класса на 2013-2014 учебный год - страница №1/1

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Садовская средняя общеобразовательная школа № 1



Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании МО

_______________________

протокол № 1

от «29» августа 2013 года




Утверждена

педагогическим советом МКОУ Садовской СОШ № 1


Протокол № 1 от «30» августа 20123года

«Утверждаю»___

Директор школы

Н.А.Ярошенко

Приказ №88

от «31» августа 2013 года


Рабочая программа

по искусству (музыке)

для 8 класса

на 2013-2014 учебный год

Составитель: учитель музыки

Матвеева С.В..

с. Садовое 2013 г.

Пояснительная записка

Количество недельных часов - 1ч.
Количество часов в год – 35 ч.

Уровень рабочей программы - базовый

Классификация рабочей программы - типовая
Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:



  • метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

  • метод эмоциональной драматургии;

  • метод интонационно-стилевого постижения музыки;

  • метод художественного контекста;

  • метод создания «композиций»;

  • метод перспективы и ретроспективы.


Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:


  • Закон РФ «Об образовании»

  • Приказ Департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области от 27.07.2012г. №760 « Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. N 1067 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год»;

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

  • Учебный план школы на 2013-2014 учебный год.

Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству с опорой на примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации программы для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-8 классы», авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. - 90, [6] с.)


Учебно-методический комплект для обучающихся:

Т.И.Науменко, В.В.Алеев. Музыка 7 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Москва. Дрофа.2008.



Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «Искусство», из расчета 1 учебного часа в неделю.



Формы обучения и контроля: традиционные уроки, контрольная работа, викторина, нестандартные формы уроков

Виды и формы контроля:

Виды: текущий, тематический, итоговый, самоконтроль

Формы контроля: устный и письменный, фронтальный и индивидуальный.

Учебно-тематический план


п/п


Наименование разделов и тем

Всего

часов


I.

Раздел №1. Традиция в музыке

3 ч.

II.

Раздел №2 Сказочно-мифологические темы в музыке


4 ч.

III.

Раздел №3

В поисках истины и красоты

9

IV.

Раздел №4

Мир человеческих чувств

10

V.

Раздел№5

Пасха в музыке

2

VI.

Раздел№6

О современности в музыке

7




Итого

35 ч.


Содержание программы

Раздел I. Традиция в музыке (3 часа)

Условность деления музыки на «старую» и «новую». Настоящая музыка не бывает «старой». Различие понятий «современной» и «модной» музыки. С.Я.Маршак «Тебя забыли? То расплата за то, что в моде был когда-то». Живая сила традиции.

Слушание музыки: Н.Паганини, Каприс № 24; В.А.Моцарт «Маленькая ночная серенада»; Л.В.Бетховен «К Элизе»; Н.А.Римский-Корсаков «Полет шмеля»; Il Divo «Silient Night»; Andrea Bocelli «Sogno»; М. Мусоргский, монолог Пимена из оперы «Борис Годунов», I действие.

Разучивание песен А.Островского «Песня остается с человеком», Т.Хренникова «Московские окна», Ю.Чичкова «Наша школьная страна».


Раздел II. Сказочно-мифологические темы в музыке (4 часа)

Философское определение мифа как «формы целостного массового переживания и истолкования действительности при помощи чувственно-наглядных образов». Роль мифа в появлении искусства. Мир сказочной мифологии. «Сказка – ложь, да в ней – намек, добрым молодцам урок». Опера Н. Римского-Корсакова «Снегурочка». Языческая Русь в «Весне священной» И. Стравинского. Поэма радости и света К. Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна». Бессмертный романс П.И.Чайковского «Благословляю вас, леса»

Слушание музыки: Н. Римский-Корсаков. Сцена Весны с птицами. Вступление к опере «Снегурочка»; И. Стравинский. Весенние гадания. Пляски щеголих. Из балета «Весна священная»; К. Дебюсси. Послеполуденньий отдых фавна. Фрагмент; П. Чайковский, стихи А. Толстого. «Благословляю вас, леса...»

Разучивание песен Я.Дубравина «Песня о земной красоте», И.Сохадзе «Добрая фея», А.Варламова «Российский Дед Мороз», Г.Гладкова «Расскажи, Снегурочка, где была?».



Раздел III. В поисках истины и красоты (9 часов)

Мир духовных исканий человека. Величие и многогранность чувства любви. Мир церковной музыки. «Хор – уста Церкви». Византийские корни русского церковного пения. Рождество Христово в народной и композиторской музыке. Рождественский кант. Колядки. Православная авторская песня. Колокольный звон на Руси. «Мелодией одной звучат печаль и радость».

Слушание музыки: Д.Бортнянский «Тебе поем»; гимны «Единородный Сыне» и «Достойно есть», И.С.Бах, соло альта «О, сжалься» из цикла «Страсти по Матфею»; Д. Шостакович, стихи Микеланджело Буонарроти «Бессмертие» из сюиты для баса и фортепиано; П. Чайковский «Болезнь куклы» из «Детского альбома»; Р.Шуман «Грезы»; С. Рахманинов «Колокола» № 1, из поэмы для солистов, хора и симфонического оркестра; П.Чайковский «Декабрь. Святки» из цикла «Времена года»; Н.Римский-Корсаков, колядные песни из оперы «Ночь перед Рождеством» и увертюра «Светлый праздник»; Рождественские канты «Небо и земля» и «Добрый вечер»; международный рождественский гимн «Святая ночь» (Silient Night); духовные песни иеромонаха Романа (Матюшина), Людмилы Кононовой и Светланы Копыловой.

Разучивание святочных колядок, песни иеромонаха Романа (Матюшина) «Родник».



Раздел IV. Мир человеческих чувств (10 часов).

Трагедия и радость любви в музыке. Выдающиеся музыкальные произведения о любви в жанрах духовной, вокальной, инструментальной, симфонической, камерной музыки. Высота духовного сопереживания в мистериях И.С.Баха «Страсти по Матфею» и «Страсти по Иоанну». Возвышенный гимн любви «Аве Мария». Бессмертные звуки «Лунной» и «Патетической» сонаты Л.Бетховена. Тема любви в опере П.И.Чайковского «Евгений Онегин». Художественный стиль романтизма. Подвиг во имя свободы в увертюре Л.Бетховена «Эгмонт». Любовь к Родине. Мотивы пути и дороги в русском искусстве. Вокальный стиль «Bel Canto» и его мастера Энрико Карузо, Франко Корелли, Лучано Поваротти, Андреа Бочелли. Лирическая авторская песня. «Любовь никогда не перестанет».

Слушание музыки: Л. Бетховен, Соната № 14 «Лунная» для фортепиано, 1 часть, Соната № 8 «Патетическая», 2 часть «Больше чем любовь»; Н. Римский-Корсаков, хороводная песня Садко из оперы «Садко»; В. А. Моцарт. Концерт № 23 для фортепиано с оркестром, фрагменты; И.С.Бах «Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну»; И.С.Бах, Гуно «Аве Мария»; Бах С. Рахманинов, стихи Г. Галиной. «Здесь хорошо...»; П. Чайковский, Сцена письма из оперы «Евгений Онегин»; М. Глинка, стихи А. Пушкина. «В крови горит огонь желанья...», романс «Я тебя никогда не забуду» из оперы А. Рыбникова «Юнона и Авось»; П. Чайковский, увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», фрагмент; Л. Бетховен, Увертюра «Эгмонт»; Г. Свиридов «Тройка» из оркестровой сюиты «Метель»; Лучано Поваротти «Sanctus», Франко Корелли «O, Sole mio», Андреа Бочелли «Sogno»; В.Высоцкий «Любовь»; Е.Крылатов «О любви».

Разучивание романсов А.Алябьева «Зимняя дорога» и «Вечерний звон», песен Ю.Визбора «Ты у меня одна», В.Высоцкого «Песня о друге»,


Раздел V. Пасха в музыке (2 часа)

Отражение в музыке Великого поста «вечных вопросов музыке. Пасха Христова как ответ на вечные искания человеком подлинной истины и красоты. Всемирная радость Пасхального канона: «Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется: да празднует же мир, видимый же весь и невидимый, Христос бо воста, веселие вечное».

Слушание музыки: М. Глинка «Херувимская песнь»; М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина», фрагмент; пролог и ария царя Бориса «Достиг я высшей власти» из оперы «Борис Годунов»; песнопение Великой пятницы «Днесь Иуда оставляет учителя», Пасхальный канон.

Разучивание Рождественского и Пасхального тропарей.



Раздел VI. О современности в музыке (7 часов)
Как мы понимаем современность? Вечные сюжеты. Философские образы ХХ века. «Турангалила-симфония» О. Мессиана. Новые области в музыке ХХ века (джазовая и эстрадная музыка). Лирические страницы советской музыки. Диалог времен в музыке А. Шнитке. Музыка кино. Обобщение материала по теме «Традиция и современность в музыке». Итоговое тестирование.

Слушание музыки: А. Хачатурян «Смерть гладиатора», адажио Спартака и Фригии из балета «Спартак»; О. Мессиан «Ликование звезд» (V часть) и «Сад сна любви» (VI часть) из «Турангалилы-симфонии»; Дж. Гершвин. «Рапсодия в стиле блюз» и « Колыбельная Клары, дуэт Бесс и Порги» из оперы «Порги и Весс»; Д. Герман «Привет, Долли!»; Дж. Леннон, П. Маккартни «Вчера»; Б. Андерсон (группа АББА) «Победитель получает все»; музыка и песни И.Дунаевского к фильму «Дети капитана Гранта»; песня Е.Птичкина «Эхо любви»; песня Б.Гребенщикова и группы «Аквариум» «Серебро Господа моего»; А.Эшнай. Симфония № 2, II часть, фрагмент; А. Шнитке. Ргеludio; Тоссаtа из «Соncerto Grosso» № 1 для двух скрипок, клавесина, препарированного фортепиано и струнного оркестра; Г.Свиридов, «Любовь святая» из цикла «Три хора из музыки к трагедии А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович»; музыка М.Таривердиева к фильму «Ирония судьбы или с легким паром»; музыка Э.Артемьева к фильмам «Неоконченная пьеса для механического пианино» и «Раба любви».




Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения музыки ученик должен:

• ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;

• организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения;

• мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;

• воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.

Личностными результатами изучения искусства являются:


  • развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;

  • реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных образов;

  • оценка и самооценка художественно-творческих возможностей; умение вести диалог, аргументировать свою позицию.

научатся:

• аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру;

• использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном выполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять толерантность в совместной деятельности;

• участвовать в художественной жизни класса, школы, города и др.; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной задачей.



Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Освоение содержания основного общего образования по предмету «Искусство» способствует:

- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;

- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;

- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;

- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;

- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;

- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;

- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.

Опыт творческой деятельности, приобретаемый на занятиях, способствует:

- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;

- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;

- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1.Методические рекомендации для учителя. Т.И.Науменко, В.В.Алеев. М. «Дрофа» 2004 г.



  1. Воспитание музыкой. Т.Е.Вендрова, И.В.Пигарёва. М. «Просвещение» 1991 г.

  2. Как рассказывать детям о музыке? Д.Б.Кабалевский. М. «Просвещение» 1989 г.

  3. Серьёзная музыка в школе. К.П.Португалов. М. «Просвещение» 1980 г.

  4. Музыкальное воспитание в школе. О.А.Апраксина. М. «Музыка».

  5. Энциклопедия классической музыки. Интерактивный мир. «Коминфо»,

2002 г.

7. Музыкальный словарь Римана. 7727 статей с иллюстрациями.

«Си ЭТС», 2004 г.

8. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства.

«Коминфо», 1999.

9. Серьёзная музыка в школе. К.П.Португалов. М. «Просвещение» 1980 г.

10. Музыка. Поурочные планы по учебнику Т. И. Науменко, В. В.

Алеева. Волгоград 2008 г. 8 класс.



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И

ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  • мультимедийный проектор,

  • компьютер,

  • образовательные ресурсы сети Интернет

  • иллюстрированные материалы

  • музыкальный центр

  • телевизор

  • портреты композиторов


Календарно-тематический план


N

Название раздела, темы, урока


Кол-во


часов

Тип и вид урока


Дата


по плану

Дата


по факту


I.

Традиция в музыке


3

1.

Музыка «старая» и «новая»


1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, беседа







2.

Настоящая музыка не бывает «старой»

1

Комбинированный урок - беседа







3.

Живая сила традиции


1

Комбинированный урок - беседа







II.



Сказочно-мифологические темы в музыке

4

4.

Искусство начинается с мифа





Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, беседа







5.

Мир сказочной мифологии. Опера Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка»




Комбинированный, урок с сообщениями учащихся.







6.

Языческая Русь в балете И.Стравинского «Весна священная»




Комбинированный, урок с сообщениями учащихся.







7.

Античные мифы в музыке. Глюк «Орфей и Эвридика»




Комбинированный, урок с сообщениями учащихся.







III.

В поисках истины и красоты



9

8.

Мир духовной музыки


1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, беседа







9.

Проблема духовности в музыкальной культуре

1

Комбинированный урок – беседа, викторина







10.

Колокольный звон на Руси

1

Комбинированный, урок с сообщениями учащихся







11.

Музыкальные традиции праздника Рождества Христова

1

Комбинированный, урок с сообщениями учащихся







12.

Воспитательное значение церковного пения

1

Комбинированный урок - беседа







13.

Песнопения праздничной Рождественской службы

1

Комбинированный урок - беседа







14.

От Рождества до Крещения. Музыка Святой

1

Комбинированный, урок с сообщениями учащихся







15.

Православная музыка сегодня

1

Комбинированный, урок – лекция







16.

«Любовь никогда не перестанет»

1

Комбинированный урок - беседа, викторина.







III.

Мир человеческих чувств

10

17.

Мелодией одной звучат печаль и радость

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, беседа







18.

Высота духовного сопереживания в мистериях И.С.Баха

1

Комбинированный, урок с сообщениями учащихся.







19.

Возвышенный гимн любви «Аве Мария»

1

Комбинированный урок - беседа







20.

Бессмертные звуки «Лунной» и «Патетической» сонаты

1

Комбинированный, урок с сообщениями учащихся







21.

Тема любви в музыке. Опера П.И.Чайковского «Евгений Онегин»

1

Комбинированный, урок с сообщениями учащихся







22.

Подвиг во имя свободы. Л.В.Бетховен «Эгмонт»

1

Комбинированный, урок с сообщениями учащихся







23.

Тема любви к родине в музыке


1

Комбинированный урок - беседа







24.

Мотивы пути и дороги в русском искусстве

1

Комбинированный урок - беседа







25.

Романтический стиль «Bel Canto»

1

Комбинированный урок – лекция








26.


Лирическая авторская песня



1

Комбинированный урок – беседа, викторина







IV.

Пасха в музыке



2

27.

«Вечная новизна» традиции Великого поста в музыке



1 ч.

Комбинированный урок - беседа







28.

Всемирная радость Пасхального канона

1 ч

Комбинированный урок - беседа







VI.


О современности в музыке

7

29.

Как мы понимаем современность?

1

Комбинированный урок – беседа








30.

Философские образы в музыке XX века

1

Комбинированный урок - беседа







31.

Джазовая и эстрадная музыка

1

Комбинированный, урок с сообщениями учащихся







32.

Лирические страницы советской музыки

1

Комбинированный, урок с сообщениями учащихся







33.

Музыка кино

1

Комбинированный, урок с сообщениями учащихся







34.



Итоговый урок по теме года

1

Урок систематизации и проверки знаний, тест







35.

Урок-концерт

1











Учитель______________/С.В. Матвеева/