Рабочая программа на 2013/2014 учебный год учебного курса «Литературное чтение» для 4 класса на базовом уровне - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе следующих... 1 290.78kb.
Рабочая программа по испанскому языку для 4 класса на 2013/2014 учебный... 1 186.02kb.
Рабочая учебная программа по музыке для 1-го класса на 2013-2014... 1 279.62kb.
Рабочая программа по музыке для обучающихся 1 класса на 2013-2014... 1 112.69kb.
Рабочая программа по музыке для 5 класса учителя Яковлевой Тамары... 2 679.83kb.
Рабочая программа по математике для 5 класса на 2013/2014 учебный... 1 288.58kb.
Рабочая программа по истории для учащихся 9 класса на 2013-2014 учебный... 1 237.2kb.
Рабочая программа по экономике для девятого класса разработана на... 1 140.56kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 11 класса... 2 663.25kb.
Рабочая программа по литературе класс: 6б учитель: Сладких Л. 2 425.24kb.
Рабочая программа по русскому языку для 3а класса на 2013/2014 учебный... 2 888.82kb.
Контрольная работа по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Итоговый... 7 2403.02kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа на 2013/2014 учебный год учебного курса «Литературное чтение» для - страница №1/1

Муниципальное казенное общеобразовательная учреждение « Хуцеевская средняя общеобразовательная школа» Кизлярского района Республика Дагестан

« Рассмотрено»

Руководитель ШМО начальных классов руководителей___________

Протокол от « 27.08. 2013г. »


«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР ________Аджиева С. Р

« 2 .09 . 2013 г.»




« Утверждаю»

Директор школы ________

Магомедова Р.З

Приказ от «2» 2013 г.



Рабочая программа

на 2013/2014 учебный год

учебного курса «Литературное чтение»

для 4 класса на базовом уровне

Составитель:

учитель начальных

классов Лисовая .Г.А




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Планирование составлено на основе примерной программы по литературному чтению «Программы общеобразовательных учреждений для начальных классов», авторской программы Г. М. Грехнева, К. Е. Корепова «Литературное чтение», Москва, «Дрофа», 2010 г.

Количество часов в год: 102 ч.

Количество часов в неделю: 3 ч.

Курс «Литературное чтение» ориентирован на приобщение обучающихся к истокам родной культуры и на изучение языка как важнейшей составляющей этой культуры.



Цели курса:

1.  Развитие и совершенствование навыков чтения.

2.  Получение детьми первоначального литературного образования:

·  Формирование устойчивого интереса к чтению, выработка навыков правильного письма;

·  Изучение художественного произведения как произведения искусства;

·  Практическое овладение минимально достаточной системой филологических понятий (жанр, персонаж, композиция и др.);

·  Формирование представлений об авторах художественных произведений, особенностях их творчества.

3.  Изучение родного языка как важнейшего явления национальной культуры.

4.  Речевое развитие школьника: развитие устной и письменной речи, оценочного отношения к художественному слову, формирование языкового чутья и языкового вкуса.

5.  Приобщение школьников к истокам и основам родной культуры, знакомство с этическими и эстетическими идеалами народа.

6.  Развитие интереса к прошлому своего народа, восстановление культурных традиций, формирование исторической памяти, естественной связи с опытом не только героического прошлого, но и повседневного, обыденного настоящего. Знакомство со старинным русским бытом, обычаями и обрядами, национальной одеждой и т. п.

7.  Расширение знаний и представлений школьников о человеке и окружающем мире. Чтобы оценить красоту художественного отображения действительности, необходим некоторый жизненный опыт, знание самих фактов и явлений действительности, а также умение их наблюдать и сравнивать. Этот аспект имеет в курсе и самостоятельное значение: при обучении младших школьников нельзя не использовать огромный образовательный потенциал художественной литературы.

8.  Развитие творческих способностей учеников.

9.  Формирование потребности использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.



В курсе изучаются прежде всего художественные тексты – фольклорная и литературная классика. Преобладают произведения русской словесности, но для сравнения с ними включены также фольклорные и литературные произведения других народов. Это позволяет формировать у младших школьников представление как об общечеловеческом нравственном единстве, так и об этническом своеобразии словесного искусства. На этой основе формируется уважение к другим культурам и этническая толерантность.

КРУГ ЧТЕНИЯ

«Унылая пора! Очей очарованье!.. (8 ч). Стихи и рассказы об осени. Народные приметы, пословицы, загадки об осени.

Что хорошо, что плохо (10 ч). Хорошее и плохое в поступках людей. Дети и взрослые. Человек и животные. Автобиографическое повествование.

В мире сказки (7 ч). Волшебные сказки. Бытовые сказки.

Делу время – потехе час (6 ч). Русский и зарубежный шуточный фольклор.

О братьях наших меньших (8 ч). Человек и животные. Рассказы писателей-натуралистов. Литературные сказки. Отражение в сказках реальной жизни.

Сказки русских писателей (9 ч.) Литературные сказки.

Идет волшебница зима (8 ч). Стихи и рассказы о зиме.

Сказки разных народов (5 ч). Бытовая сказка у разных народов.

Аз. Буки. Веди. (8 ч). Рассказы о школьной жизни, учебе. Из истории российской школы. Учитель, ученики.

«Идет-гудет Зеленый Шум…» (7 ч). Стихи и рассказы о весне.

Сказки зарубежных писателей (6 ч).

Россия, Русь… (5 ч). Стихи и рассказы о Родине.

Фантазеры (6 ч). Рассказы о детской мечте и фантазии.

Лето красное (5 ч). Стихи и рассказы о лете.

Делу время – потехе час (4 ч). Шуточные произведения русского и зарубежного фольклора. Рыбацкая и охотничья байки.

ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слушание (аудирование).

Выработка умения слушать звучащую речь, адекватно воспринимать ее содержание, задавать вопросы и отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения.



Техника чтения.

Беглое безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Осознанное и достаточно свободное чтение про себя. Выразительное чтение: умение самостоятельно передать содержание произведения с помощью интонации, логического ударения, тона.



Говорение.

Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения; аргументация своего мнения; умение ставить вопросы по содержанию прочитанного и отвечать на вопросы; умение строить монологическую речь, высказывать свое впечатление о прочитанном.



Письмо.

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному.



НАЧАЛЬНЫЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ

Выработка умения ориентироваться в мире книг. Умение самостоятельно выбрать книгу для чтения. Различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книги.



РАБОТА С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТОМ

·  Выработка умения давать заглавие произведению по разным признакам, сравнивать заглавия, выбирать наиболее удачные.

·  Формирование умения членить произведение на части по разным признакам: событиям, эмоциональному тону, наличию (отсутствию) авторского отношения.

·  Развитие умения аргументировать свой ответ на поставленный вопрос, а также умения ставить вопросы по содержанию текста.

·  Выработка умения определять (самостоятельно и с помощью учителя) отношение автора произведения к событиям и героям.

·  Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи между событиями в произведениях с нелинейным развитием сюжета (К. Паустовский «Заячьи лапы» и т. п.).



ЭЛЕМЕНТЫ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА

Сказка. Бытовые сказки. Отражение в них народного быта. Литературные бытовые сказки. Литературные сказки-несказки.

Прозаические небылицы. Шуточные стихотворения. Юмористические рассказы.

Юмор как добрый, необидный смех. Шутливое искажение действительности, словесная игра значениями многозначных слов.

Закрепление и развитие понятий, введенных в 1-3 классах.

ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКА И РЕЧИ ПРИ РАБОТЕ С ТЕКСТОМ

·  Расширение лексического запаса через усвоение новых слов в процессе работы с текстом;

·  расширение активного лексического запаса путем активизации уже знакомых слов;

·  совершенствование знаний лексики русского языка: развитие умения различать в тексте разные значения многозначных слов и применять их в своей речи;

·  выработка умения объяснять значение производного слова через слово, от которого оно образовано;

·  выработка умения оценить речь: правильная – неправильная, богатая – бедная, стихотворная – прозаическая.



РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Курс ориентирован на интенсивное речевое развитие младшего школьника. Работа в рамках каждого раздела программы есть работа по речевому развитию.

Достаточно свободная речевая деятельность в разных ситуациях обеспечивается:

- предметными знаниями (есть что сказать);

- знанием язык, языковых средств выражения (знает, как сказать);

- навыками речевой деятельности (говорение, понимание, чтение, письмо).

Курс ориентирован главным образом на развитие устной речи.



ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Одна из целей курса – развитие у школьников эстетического чувства, способности воспринимать красоту в разных ее проявлениях:



- восприятие красоты окружающего мира;

- развитие способности воспринимать красоту художественного произведения;

- развитие способности воспринимать красоту языка и художественной речи.

РАСШИРЕНИЕ ЗНАНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ

Через изучение художественного произведения курс способствует расширению знаний и представлений школьников:

- о прошлом и настоящем своего народа: его обрядах и обычаях, о старинной одежде и жилище, о крестьянской утвари и народных промыслах и т. д.;

- об истории школы в России;

- о русской природе в разное время года;

- об эстетических и нравственных идеалах народа, о том. Что больше всего ценилось и ценится в людях;

- о самом человеке, его сильных и слабых сторонах, об отношениях людей друг с другом, об их отношении к природе и др.

ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКА И РЕЧИ ПРИ РАБОТЕ С ТЕКСТОМ

К концу 4 класса обучающиеся должны уметь:

озаглавливать произведение;

разделять произведение на части по разным признакам: по событиям, эмоциональному тону, наличию (отсутствию) авторского отношения;

составлять разные виды плана;

аргументировать свой ответ на поставленный вопрос;

ставить вопросы по содержанию текста;

устанавливать причинно – следственные связи между событиями в произведениях с нелинейным развитием сюжета;

объяснять значение новых слов;

выбирать слова для характеристики персонажа;

определять тему и основную мысль произведения;

различать сказку и рассказ, сказку о животных и басню, сказку народную и литературную, пословицу и поговорку, виды народных сказок;

характеризовать персонаж по его речи и поступкам;

определять отношение автора к персонажу, рассказать, как оно выражено;

находить в тексте созвучия (рифму), приводить примеры звукоподражания, находить в тексте образные слова и выражения, объяснять их смысл и роль в тексте и звукописи.



Основная литература:

Грехнева Г. М., Корепова К. Е. «Литературное чтение. Родное слово», Дрофа, Москва, 2009 г.

Грехнева Г. М., Корепова К. Е.

Родное слово. Книга для учителя. 4 класс. М., «Дрофа», 2008 г.



Тематическое планирование по литературному чтению


Дата

Тип урока

п/п

Тема урока










«Унылая пора! Очей очарованье!..» (8 ч)




комбин

1(1)

А. С.Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!..», «Дни поздней осени бранят обыкновенно…»; П. А.Вяземский «Уж падают желтые листья…», «Кокетничает осень с нами!..»




комбин

2(2)

«Осенняя пора» по К. Паустовскому; «Русские шали»; пословицы.




комбин

3(3)

В. Бианки «Учебные площадки»; И. Бунин «Вчера в степи я слышал отдаленный…»; В. Песков «Земляки в Африке».




комбин

4(4)

Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»; «Народный календарь»; загадки.




комбин

5(5)

В. Белов «Осенние заботы крестьянина»; «Капустники»; «Проще пареной репы…»; загадки, поговорка.




комбин

6(6)

А. Фет «Ласточки пропали…»; А. Пушкин «Встает заря во мгле холодной…».




комбин

7(7)

Г. Снегирев «Кто сажает лес»; И. Бунин «Листопад»; народные

приметы.





комбин

8(8)

С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…»; учебная статья «Олицетворение»; загадки; Н. Рубцов «Осень! Летит по дорогам…»; пословицы. Обобщение.










Что хорошо, что плохо (10 ч)




комбин

9(1)

К. Ушинский «Слепая лошадь».




комбин

10(2)

К. Ушинский «Слепая лошадь».




комбин

11(3)

М. Лермонтов «Нищий»; пословицы.




комбин

12(4)

Л. Толстой «Детство», глава «Ивины».




комбин

13(5)

Л. Толстой «Детство», глава «Ивины».




комбин

14(6)

Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы».




комбин

15(7)

Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы».




комбин

16(8)

Ю. Сотник «Учитель плавания».




комбин

17(9)

Ю. Сотник «Учитель плавания».




комбин

18(10)

Ю. Сотник «Учитель плавания». Обобщение.










В мире сказки (7 ч)




комбин

19(1)

Р. н.с. «Медное, серебряное и золотое царства».




комбин

20(2)

Р. н.с. «Медное, серебряное и золотое царства»; учебная статья «Троекратный повтор»; пословицы.




комбин

21(3)

Р. н.с. «Петушок – золотой гребешок и жерновцы».




комбин

22(4)

Р. н.с. «Дочь-семилетка».




комбин

23(5)

Р. н.с. «Дочь-семилетка». Учебная статья «О бытовой сказке».




комбин

24(6)

Р. н.с. «Петр I и находчивый солдат».




обобщ

25(7)

Обобщение по теме.










Делу время – потехе час (6 ч)




комбин

26(1)

Шуточная русская народная песня «Ходила чечетка…»; учебная статья «Иванов – сын Ивана»; загадки.




комбин

27(2)

К. Чуковский «Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка…»




комбин

28(3)

Т. Маврина «Птицы на море». По русским народным песням.




комбин

29(4)

К. Чукоквский «Всюду, всюду мы вдвоем…», «Если бы сосны да ели…»




комбин

30(5)

Английские народные песенки «Жил-был человечек», «Скрюченная песня».




обобщ

31(6)

Обобщение по теме.










О братьях наших меньших (8 ч)




комбин

32(1)

К. Паустовский «Заячьи лапы».




комбин

33(2)

К. Паустовский «Заячьи лапы».




комбин

34(3)

К. Паустовский «Кот Ворюга».




комбин

35(4)

Г. Скребицкий «Кот Иваныч»; потешка.




комбин

36(5)

И. Соколов-Микитов «В берлоге».




комбин

37(6)

Н. Сладков «Медвежья горка», В. Арсеньев «Лесной лакомка».




комбин

38(7)

Н. Сладков «Плясунья», «Почему я пишу о природе»; учебная статья «Николай Иванович Сладков»; Ю. Коваль «Веер».




комбин

39(8)

В. Астафьев «Гуси в полынье». Обобщение.










Сказки русских писателей (9 ч)




комбин

40(1)

С. Афоньшин «Как Анютка медведя убаюкала»; А. Майков «Колыбельная песня».




комбин

41(2)

П. Бажов «Серебряное копытце».




комбин

42(3)

П. Бажов «Серебряное копытце»; учебная статья «Павел Петрович Бажов»; поговорка.




комбин

43(4)

В. Бианки «Сова».




комбин

44(5)

И. Соколов-Микитов «Листопадничек».




комбин

45(6)

И. Соколов-Микитов «Листопадничек».




комбин

46(7)

Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»




комбин

47(8)

К. Паустовский «Стальное колечко».




комбин

48(9)

К. Паустовский «Стальное колечко». Обобщение.










Идет волшебница зима (8 ч)




комбин

49(1)

Из русской народной песни «Из-за леса, из-за темного…»; А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»




комбин

50(2)

С. Есенин «Поет зима –аукает…», «Пороша».




комбин

51(3)

А. Коринфский «Одеяльце»; учебная статья «Сравнение»; народные приметы.




комбин

52(4)

Н. Некрасов «Мужичок с ноготок».




комбин

53(5)

А. Пушкин «Зима! Крестьянин, торжествуя…»; скороговорки.




комбин

54(6)

А. Толстой «Детство Никиты». Глава «Солнечное утро».




комбин

55(7)

А. Толстой «Детство Никиты». Глава «Сугробы».




комбин

56(8)

А. Толстой «Детство Никиты». Глава «Елка». Статьи «Рождество», «Святки» - обобщение.










Сказки разных народов (5 ч)




комбин

57(1)

Украинская народная сказка «Заячье сало».




комбин

58(2)

Белорусская народная сказка «Как мужик с барином пообедал».




комбин

59(3)

Венгерская народная сказка «Долговязый, Патлатый и Разиня».




комбин

60(4)

Дунганская народная сказка «Ворон, волк и олень».




комбин

61(5)

Чукотская народная сказка «Как вороны хотели чайку убить». Обобщение.










Аз. Буки. Веди (8 ч)




комбин

62(1)

В. Ян «Школьный козел».Главы из исторического рассказа «Никита и Микитка»; пословицы об учении.




комбин

63(2)

М. Горький «Детство». Отрывок из повести; учебная статья «Аз и азбука».




комбин

64(3)

Л. Толстой «Детство». Главы из повести: «Карл Иванович», «Классы».




комбин

65(4)

Учебная статья «Как учили дворянских детей».




комбин

66(5)

А. Толстой «Аркадий Иванович». Глава из повести «Детство Никиты».




комбин

67(6)

Ю. Коваль «Полынные сказки».




комбин

68(7)

Ю. Коваль «Полынные сказки»; учебная статья «Юрий Иосифович Коваль».




комбин

69(8)

В. Астафьев «Сельский учитель». Обобщение.










«Идет-гудет Зеленый Шум…» (7 ч)




комбин

70(1)

Ф. Тютчев «Еще земли печален вид…»; М. Пришвин «Разговор деревьев».




комбин

71(2)

Н. Некрасов «Идет-гудет Зеленый Шум…»




комбин

72(3)

Г. Скребицкий «Воробей»; В. Берестов «Ель»; П. Ершов «Песня птички».




комбин

73(4)

А. Фет «Весна».




комбин

74(5)

Учебные статьи «Вербное воскресенье», «Пасха».




комбин

75(6)

К. Фофанов «Под напев молитв пасхальных…»




обобщ

76(7)

Обобщение по теме.










Сказки зарубежных писателей (6 ч)




комбин

77(1)

Г. Андерсен «Оле-Лукойе».




комбин

78(2)

Р. Киплинг «Кот, который гулял сам по себе».




комбин

79(3)

Р. Киплинг «Кот, который гулял сам по себе».




комбин

80(4)

Э. Лабулэ «Как петушок попал на крышу».




комбин

81(5)

Д. Родари «Принцесса Веселина».




комбин

82(6)

Д. Родари «Принцесса Веселина». Обобщение.










Россия, Русь… (5 ч)




комбин

83(1)

И. Северянин «О России петь – что стремиться в храм…»; «Слово о Русской земле».




комбин

84(2)

С. Есенин «Колокол дремавший…»




комбин

85(3)

Н. Рубцов «Видения на холме»; Ф. Глинка «Москва».




комбин

86(4)

А. Пушкин «Как часто в горестной разлуке…»; Н. Некрасов «Школьник».




комбин

87(5)

Ю. Нагибин «Рассказы о Гагарине». Обобщение.










Фантазеры (6 ч)




комбин

88(1)

В. Драгунский «Двадцать лет под кроватью».




комбин

89(2)

В. Железников «Разноцветная история».




комбин

90(3)

Ю. Нагибин «Заброшенная дорога».




комбин

91(4)

Е. Носов «Где просыпается солнце».




комбин

92(5)

А. Вестли «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик».




обобщ

93(6)

А. Линдгрен «Мио, мой Мио». Обобщение.










Лето красное (5 ч)




комбин

94(1)

В. Белов «Лето»; скороговорка; И. Северянин «В июле»; А. Твардовский «Рожь, рожь… Дорога полевая…»




комбин

95(2)

В. Берестов «Подсолнух»; поговорки; А. Блок «Гроза прошла, и ветка белых роз…»; К. Паустовский «Есть дожди…»; загадки; В. Жуковский «Загадка».




комбин

96(3)

Н. Колпакова «Радуга-дуга»; Е. Носов «Радуга».




комбин

97(4)

К. Паустовский «Золотой линь»; загадка; потешка; скороговорка.




комбин

98(5)

К. Паустовский «Золотой линь». Обобщение.










Делу время – потехе час (4 ч)




комбин

99(1)

В. Аникин «Рыбацкая и охотничья байки»; С. Писахов «За дровами и на охоту»; Д. Родари «Песня наоборот».




комбин

100(2)

Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес».




комбин

101(3)

Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес».




Обобщ.

102(4)

Русская народная шутка «Глупец без головы»; аварская народная шутка «Была ли у охотника голова?»; Д. Родари «Пустые головы». Обобщение.