Рабочая программа история. 9 класс. II ступень обучения по - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа история. 11 класс. II ступень обучения по 1 356.8kb.
Рабочая программа по литературе Ступень обучения (класс) основное... 1 237.78kb.
Рабочая программа по истории Класс: 8 II ступень обучения, базовый... 1 184.97kb.
Рабочая программа по л итературному чтению Ступень обучения (класс) 1 186.96kb.
Рабочая программа по литературе (указать предмет, курс, модуль) 2 398kb.
Рабочая программа по Закону Божьему Ступень обучения: среднее общее... 1 263.72kb.
Рабочая программа по технологии (указать предмет, курс, модуль) 1 153.6kb.
Рабочая программа по курсу «всеобщая история. История нового времени... 1 239.14kb.
Рабочая программа общеобразовательная Ступень среднего общего образования... 2 436.02kb.
Рабочая программа по Закону Божьему Ступень обучения: среднее общее... 1 266.08kb.
Рабочая программа по кубановедению Уровень обучения (класс) 1 295.06kb.
Подготовка новой мировой войны 1 82.76kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа история. 9 класс. II ступень обучения по - страница №1/1

УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО:
Директор школы Зам. директора по УР На заседании ШМО
_______/Валитов А.Х. ________/Белова Н.М. ______/_________
«___»________ 20 13 г. «__»__________2013 г. « __»__________2013 г.
Приказ № ___от _________2013

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
История. 9 класс. II ступень обучения

по________________________________________________________

(предмет, класс, ступень обучения)
Абзалов Ленар Фиргатович

(ФИО)

учитель истории и обществознания

(должность, категория)

РАССМОТРЕНО:

На заседании педагогического совета

« __»_____2013 г.

2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка
9 класс
Настоящая рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования от 5.03.2004 г. №189;

  • Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории www.edu.ru;

  • Базисного учебного плана для 9 классов общеобразовательных учреждений Республики Татарстан;

  • Инструктивно-методического письма «Об изучении истории и обществоведческих дисциплин в 2008-2009 учебном году» от  08.08.2008  № 4978/8;

  • Учебного плана «Лицея-интерната (школа для одаренных детей) города Буинска РТ» на 2012-2013 год;

  • Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2. 1178-02);


Программа определяет следующие цели обучения:

  • освоение школьниками ключевых исторических понятий;

  • ознакомление с основными религиозными системами;

  • раскрытие особенностей социальной жизни, структуры общества России и мира в XX- начала XXI века;

  • раскрытие специфики власти;

  • раскрытие выдающихся деятелей Отечественной и всеобщей истории XX- начала XXI века;

  • раскрытие значения политического и культурного наследия разных цивилизаций.

  • ознакомление с различными взглядами на события прошлого;

  • формирование навыков самостоятельного осмысления реальностей окружающего мира;

  • формирование активной гражданской позиции;

  • выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснения событий истории и современности;

  • формирование ценностных ориентаций и убеждений на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом и настоящем;

  • развитие гуманитарной культуры обучающихся, приобщение к ценностям национальной и мировой культ

  • развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

  • освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

  • формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Формируемые Знания и умения ученика

В результате изучения истории ученик должен

  • знать периодизацию всемирной и отечественной истории;

  • знать основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории XX – начала XXI века и выдающихся деятелей истории;

  • знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

  • знать изученные виды исторических источников;

  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

  • уметь определять последовательность и длительность важнейших событий новой истории;

  • уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

  • уметь читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

  • обладать навыком поиска нужной информации по заданной теме, извлечения необходимой информации из различных знаковых систем (схемы, таблиц, графиков и т.д.)

  • выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

  • объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;

  • уметь анализировать исторические явления, процессы факты;

  • группировать исторические явления и события по заданному признаку;

  • владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос, сжато давать ответ;

  • уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;

  • использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов, рефератов, рецензий;

  • уметь дать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;

  • выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

  • определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории XX – начала XXI века, достижениям культуры;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для;
    уметь осуществлять самоконтроль и самооценку.

  • осознать себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

Критерии оценивания различных видов работ.

  • Оценка «Пять» - материал усвоен в полном объёме, изложен логично, без существенных ошибок, не требуется дополнительных вопросов, выводы опираются на теоретические знания, доказательны; применяются умения, необходимые для ответа; речь хорошая. Такая же оценка ставится за краткий точный ответ на особенно сложные вопросы или за подробное исправление и дополнение другого ученика;

  • «Четыре» - в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки, изложение, недостаточно систематизированное и последовательное, выводы доказательны, но содержат отдельные неточности, применяются не все требуемые теоретические знания и умения;

  • «Три» - в усвоении материала имеются существенные пробелы, изложение недостаточно самостоятельное, не систематизированное, содержит существенные ошибки; в том числе в выводах, аргументация слабая, умения не проявлены, речь бедная;

  • «Два» - главное содержание не раскрыто


История России



Дата проведения

Тема уроков

Цель урока

Основные понятия и термины

Требования к уровню подготовки обучающихся

Домашняя работа

план

факт

1







Российская империя в первые десятилетия XX века. Россия на рубеже 19-20 вв.: процессы модернизации


Подвести учащихся к пониманию того, что Россия в началеXX в. – среднеразвитая аграрно-индустриальная страна, познакомить учащихся с основными направлениями внешней политики России в начале XX в; подвести учащихся к пониманию причин, повода, последствий русско-японской войны.


Русификация, модернизация, картель, инвестиция протекционизм, монополия, сфера влияния, концессии, конфискация, «зубатовщина», русификация, большевики,

меньшевики, социал-демократ, пролетариат.



Овладеть знаниями фактического материала, явлений и понятий по данной теме. Уметь на основе текста параграфа и статических данных анализировать принципы развития экономики страны в пореформенный период. Представлять результаты индивидуальной работы в форме тезисного плана. Работать с историческим материалом и систематизировать его с целью нахождения характерных черт развития экономики в пореформенное время.

1,2, вопросы 1,4,3


2







Внешняя политика России. Русско-японская война 1904-1905 гг. Начало революции 1905-1907 гг.

Подвести учащихся к пониманию основных направлений и задач внешней политики России в начале XX века. Содействовать развитию навыков аналитического мышления

Агрессия, аннексия, всеобщее разоружение, гегемония, эскалация контрибуция

Овладеть знаниями фактического материала, явлений и понятий по данной теме. Уметь на основе текста параграфа определять основные направления и задачи внешней политики России. Работать с историческим материалом и систематизировать его с целью нахождения характерных черт развития экономики в пореформенное время.

3, составить табл. «Русско- японская война», вопрос 3

3







Итоги революции 1905-1907 гг. Историческое значение.

Рассмотреть причины, характер и последствии первой российской революции. Познакомить учащихся с главными изменениями политической системы Российской империи после революции 1905-1907 гг.

Совет депутатов, кадеты, октябристы, черносотенцы, фракция, булыгинская дума.

Уметь систематизировать исторический материал; формировать собственный алгоритм решения исторических задач, включая составление собственного плана их решения; уметь сравнивать и сопоставлять исторические события разных эпох и с большим временным перерывом с целью нахождения общего и особенного.

4, вопрос 3, таблица

4







Реформы П.А. Столыпина: историческое значение.

Довести до учащихся основное содержание аграрной реформы П.А Столыпина. Способствовать развитию критического мышления на основе оценочных суждений о результатах аграрной реформы.

Хутор, отруб, отрезки, кооперация

Уметь систематизировать исторический материал; формировать собственный алгоритм решения исторических задач, включая составление собственного плана их решения.

5, вопросы 2,4, сообщение

5







Российская империя в Первой Мировой войне (1914-1918).

Подвести учащихся к пониманию причин, целей, итогов участия России в Первой мировой войне; познакомить учащихся с основными военными операциями, показать учащимся влияние Первой мировой войны на внутреннюю ситуацию в стране.

Антанта, Тройственный Союз, Брусиловский союз, ультиматум.

Получение и углубление знаний, их систематизация и обобщение на основе изучения разнообразных источников, развитие широкого спектра аналитических умений, в том числе конспектирования, рецензирования, подготовки развернутых тематических выступлений, критического сопоставления источников.

6, вопросы 1,3, документ таблица «Цели участников войны»

6







Кризис власти в 1916-1917 гг. Свержение самодержавия

Подвести учащихся к пониманию причин падения монархии в России; обеспечить усвоение учащимися идеи о том, что февральская революция – попытка осуществления буржуазно-либерального пути развития страны. Подвести учащихся к пониманию причин, последствий Корниловского мятежа и к пониманию причин прихода к власти большевиков.

Пацифизм, двоевластие, «распутинщина» Временное правительство, умеренные социалисты, анархизм.

Государственное совещание, концлагерь, Красная гвардия, военная организация РСДРП(б), партия левых эсеров



Рассказывать о взаимоотношениях буржуазии и правительства. Раскрывать отношения народа к войне. Охарактеризовать социально – экономическое положение России в военные годы. Объяснять особенности двоевластия. Объяснять причины кризисов Временного правительства. Раскрывать причины выступления Корнилова


7, вопросы 3,4, документ 2

7







Наука и культура России в начале 20 века.

Подвести учащихся к пониманию причин развития науки и достижений культуры.


Серебряный век, классический реализм, импрессионизм, критический реализм, модерн, символизм, декаданс, авангардизм, футуризм, абстракционизм

Назвать выдающихся деятелей и достижения отечественной науки и культуры начала 20 века. Систематизировать материал. Уметь привести конкретные примеры достижений


8, таблица

8







Россия в годы революции и Гражданской войны (1917-1922 гг.). Российское общество 1917 года: кризис политики Временного правительства

Подвести учащихся к пониманию причин и последствия подписания большевиками Брестского мира.

Амнистия, двоевластие, военная диктатура

Развивать способности и умения сравнивать, сопоставлять по вопросам, предложенным, и в произвольно форме (повопросом, которые необходимо сформулировать самостоятельно).

9, индивид.задание

9







Октябрь 1917 г.: историческое значение и последствия

Подвести учащихся к пониманию причин и последствий великой октябрьской революции.

Самоопределение, декреты, национализация, оппозиция, аннексия, контрибуция, сепаратный мирный договор

Иметь представление о позиции меньшевиков и эсеров по факту захвата власти большевиками.

10,11

вопросы 3,4



10







Гражданская война в России и ее итоги.

Подвести учащихся к пониманию причин гражданской войны и иностранной интервенции; обеспечить усвоение учащимися целей, политический и экономической программы белого движения, причин его поражения и победы красных в гражданской войне с белыми.

Гражданская война, интервенция, комбед, продотряд, ВСНХ, Конституция, политика военного коммунизма

Уметь излагать предпосылки Гражданкой войны. Раскрывать причины и последствия «белого» террора». Давать характеристику лидерам белого движения. Объяснять причины поражения Белой армии. Раскрывать сущность политики «военного коммунизма». Объяснять причины создания Красной Армии. Излагать итоги Гражданской войны.

12,13 вопросы 1,2,3

11







Россия в 1920-1930-е гг. Внутренняя и внешняя политика начала 20-х гг.: НЭП и создание СССР.

Подвести учащихся к пониманию причин, сущность, основных мероприятий и итогов НЭПа. Познакомить учащихся с достижениями русской культуры 20-х годов. Подвести учащихся к пониманию причин идеологического давления на культуру.Подвести учащихся к пониманию причин, предпосылок и проектов построения СССР, о противоречивости внешней политики СССР в 20-е годы.

Коммунистический идеал, ГОЭЛРО, Госплан, НЭП, монополия внешней торговли,, хозрасчет, концессии,

продовольственный налог, рентабельный, ОГПУ, ГУЛАГ, обновленчество.



СНК, элита,

Рассказать о причинах кризиса советской власти. Проанализировать успехи политики НЭПа. Умение работать с различными источниками получения информации по данной теме.Уметь соотносить различные проекты реформаторской деятельности нашей страны и выявлять в них общее и особенное.

14-16 сообщение, вопрос 3

12







Социально-экономическое развитие СССР в 20-30-е гг.: индустриализация и коллективизация

Обеспечить усвоение учащимися причин, сущности, последствий коллективизации и индустриализации страны. Подвести учащихся к пониманию причин, содержания и последствий «культурной революции».

Форсированная модернизация, совхоз, МТС, коллективизация, индустриализация, «великий перелом», колхоз,

В результате изучения названной темы учащиеся должны овладеть знаниями фактов, понятий теорий, которые характеризуют целостность развития экономики России, представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности. Учащиеся должны определять изменения, произошедшие в жизни рабочих и крестьян за годы индустриализации и коллективизации.

17, 18, вопросы, документ

13








Политическое развитие СССР в 20-30-е гг.: создание командно-административной системы власти.

Обеспечить усвоение учащимися причин, сущности, последствий коллективизации и индустриализации страны. Подвести учащихся к пониманию причин, содержания и последствий «Великого террора» 1930-х годов.Подвести учащихся к пониманию причин возникновения и длительного существования в СССР тоталитарного режима. Дать характеристику основным социальным группам советского общества

директивная экономика, карточная система, вредительство, репрессии, культ личности, октябрята, пионеры, комсомолы, ДОСААФ, «враг народа», доносительство, НКВД

В результате изучения названной темы учащиеся должны овладеть знаниями фактов, понятий теорий, которые характеризуют целостность развития экономики России, представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности. Подвести учащихся к пониманию причин возникновения и длительного существования в СССР тоталитарного режима.

19, вопросы таблица

14







Внешняя политика СССР в 20- 30-е гг.: союзники и противники

Познакомить учащихся с событиями внешней политики СССР накануне войны.

Фашизм, тайная дипломатия, пакт Бриана-Келлога, политика умиротворения, внеэкономическое принуждение.

Раскрывать причины заключения советско-германского пакта. Характеризовать политику Советского Союза накануне Великой Отечественной войны. Давать характеристику плана «Барбаросса». Давать оценку о готовности СССР к войне с Германией. Развитие умений высказывать свое мнение, отстаивать его, уважать противоположную точку зрения.

20, вопросы, сообщение

15







Культурная жизнь страны. Утверждение социалистического реализма.

Подвести учащихся к пониманию причин, содержания и последствий «культурной революции» и «Великого террора» 1930-х годов.

Социалистический реализм, «культурная революция»

В результате изучения названной темы учащиеся должны овладеть знаниями фактов, понятий теорий, которые характеризуют целостность развития культуры России, представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности.

21, таблица

16







Великая Отечественная война 1941-1945гг. СССР накануне войны: внутренняя и внешняя политика.

Подвести учащихся к пониманию причин нестабильности международной обстановки.

Мюнхенский сговор, стальной пакт, оккупация, Катынское дело

В результате изучения, учащиеся должны овладеть знаниями фактов, характеризующих международную обстановку, внутреннюю и внешнюю политику СССР накануне Великой Отечественной войны.

22, вопросы, документ

17







Начало Великой Отечественной войны. Первый этап военных действий.

Подвести учащихся к пониманию причин неудач Красной Армии на начальном этапе войны, привлечь внимание учащихся к значению общенационального патриотического подъема в СССР. Познакомить учащихся с героическим трудом советского народа в годы войны .

Мобилизация, СВГК, ГКО, САУ, диверсант, паникер, спекулянт, дезертирство, дисциплина, Приказ № 270, Блокада Ленинграда, Битва под Москвой,

Понимать стратегические планы страны-участников войны. Анализировать причины поражения Красной Армии в первые месяцы войны. Знать периодизацию Великой Отечественной войны. Рассказывать о битве под Москвой и ее значении.

23,24 таблица документ, сообщение

18







СССР и союзники в решающих битвах Великой Отечественной войны

Познакомить учащихся с решающими сражениями; подвести учащихся к пониманию значения побед Советской Армии под Сталинградом и Курском.

Партизаны, контрнаступление, второй фронт.

Рассказывать о партизанском движении, называть наиболее известных командиров партизанских соединений. Рассказывать о Сталинградской битве, героях сражения. Участвовать в дискуссии по проблеме: «Можно ли было избежать Второй Мировой войны?»

25,26 подготовка проектов-презентаций

19







СССР в боях за освобождение стран Европы и Азии от фашизма.

Подвести учащихся к пониманию значения участия СССР в боях за освобождение стран Европы и Азии от фашизма. Подвести учащихся к пониманию особенности Второй мировой войны. Итоги, последствия.

Антифашистское движение, Висло-Одерская наступательная операция, Хиросима, Нагасаки, Квантунская армия

Излагать решения Потсдамской конференции. Определять «цену победы» советского народа в Великой Отечественной войне. Проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа; составлять хронологическую и синхроническую таблицы.

27, вопросы и задания

20







Великая Отечественная война: итоги и уроки

Подвести учащихся к пониманию значнгий итогов и уроков войны.

Международный Нюнбергский трибунал, Международный трибунал в Токио, ООН, Совет Безопасности,

Объяснить значение итогов Великой Отечественной войны в формировании международной системы безопасности.

28, вопросы, сообщения

21







СССР в 1945-1964 гг. Внешняя политика СССР в послевоенный период. «Холодная война»

Рассмотреть геополитические, идеологические и субъективные факторы начала «холодной войны».

Сверхдержава, доктрина «сдерживание коммунизма», доктрина « «отбрасывания коммунизма», «холодная война», план Маршалла, Информбюро, СЭВ, НАТО, ОВД.

Объяснять причины образования социалистического блока, определять причины начало «холодной войны», анализировать место советского союза в конфликтах начального периода «холодной войны». Уметь работать с документами.

29, вопросы

22







Послевоенное восстановление народного хозяйства. Создание политических и экономических союзов социалистических стран.

Познакомить учащихся с особенностями восстановления народного хозяйства; подвести учащихся к пониманию сути изменений во взглядах руководства страны на дальнейшее развитие Советского Союза.


Массовые репрессии, космополитизм, приоритет, рентабельность, социальные стереотипы, госзаймы.

Определять задачи по восстановлению разрушенного хозяйства, характеризовать атмосферу духовной жизни в стране, характеризовать идеологическую кампанию конца 40-х – начала 50-х гг.

30, вопросы, документ.

23







XX Съезд КПСС и начало реформ в СССР.

Познакомить учащихся с проблемами развития и достижениями культуры и науки в СССР; подвести учащихся к пониманию причин противоречивого развития культуры.

Реабилитация, антипартийная группа, партократия, «формализм», «административная лихорадка».

Уметь аргументировано излагать свои мысли, давать оценку происходящим событиям, определять положительные и отрицательные стороны реформирования.

31,32,33 вопросы, документ 1

24







СССР в 1960-начале 1980-х гг. Углубление противоречий в социально-экономическом развитии советского общества и попытки реформ 1960-х гг.

Познакомить учащихся с главными результатами экономического развития; подвести учащихся к пониманию причин наступающего экономического кризиса в Советском Союзе.

Принцип коллективности руководства, хозрасчет, теневая экономика, номенклатура

Уметь аргументировано излагать свои мысли, давать оценку происходящим событиям, определять положительные и отрицательные стороны реформирования.

34, вопросы 1,3

25







Внешняя политика СССР во 2 половине 60-х – начале 70-х гг.: годы международной напряженности и разрядки.

Познакомить учащихся с основными событиями послевоенной внешней политики СССР.

Территориальные претензии, «номенклатурная либерализация», доктрина Брежнева, диссидент, разрядка, ОСВ-1, ПРО, ОСВ-2.

Понимать и характеризовать основные черты внешней политики, объяснять причины региональных конфликтов и необходимость привлечения средств из СССР.

35,36 вопросы, таблица

26







Духовная жизнь и идейно-политическое развитие СССР в 60-начале 80-х гг.

Подвести учащихся к пониманию особенностей духовной жизни советского общества.

Неосталинизм, нонконформизм, московский концептуализм, соцарт

Работать с материалом учебника, с дополнительной литературой. Использовать знания, полученные по курсам истории, литературы, обществознания.

37, вопросы, документ

27







Углубление криза во внешней и внутренней политике в конце 70-х гг. – начале 80-х гг.

Подвести учащихся к пониманию причин перехода мировой политики от разрядки к конфронтации между СССР и США.

Альтернатива, политика сдерживания.

Знать и понимать основные принципы, диалектику нового политического мышления. Уметь выстраивать собственную позицию на поставленную тему и соотносить ее с мнением авторов учебника, например, уметь грамотно излагать свои мысли письменно – этому учит эссе.

38, документ 1

28







Политика перестройки в 1980-е гг. Кризис советского социалистического общества и распад СССР.

Познакомить учащихся с основными результатами экономических преобразований; повести учащихся к пониманию причин нарастания экономического кризиса в стране.Подвести учащихся к пониманию причин распада СССР.

Перестройка, гласность, конверсия, «500 дней», «новоогаревский процесс», путч, конфедерация, Беловежское соглашение

Уметь работать с текстом учебника и доку- ментом. Объяснять необходимость перестройки, ее суть и к каким итогам она привела. Уметь систематизировать и анализировать изученный материал и объяснять причины падения авторитета КПСС.Уметь объяснять причины возникновения противоречий между российскими и советскими структурами власти; знать и характеризовать события августа 1991 г.

39-40, вопросы, документ

29







Российская Федерация в 1991-2005 гг. Социально-экономическое и политическое развитие России в 90-е гг.

Познакомить учащихся с основными внешнеполитическими событиями в 1985-1991 годах; подвести учащихся к пониманию итогов политики «нового мышления».

Военно-стратегический паритет, ОСВ-1, ОСВ-2, «новое мышление», ОБСЕ, ОСНВ-1.

Уметь работать с различными источниками дополнительной информации и объяснять почему политика М.С.Горбачева вызвала критику в советском обществе.

41,42 вопросы

30







Курс реформ и политический кризис 1993 г.

Познакомить учащихся с главными результатами экономических реформ в России и с основными событиями политической жизни в 90-е годы.Рассмотреть пути решения национальных и региональных проблем. Выявить суть чеченской проблемы.

Адресная система социальной помощи, рынок капиталов, акционирование, приватизация, ваучеры, медиа-холдинги, дефолт, импичмент.

Уметь работать со средствами периодической печати для анализа последствий реформ правительства Е.Гайдара; уметь работать с документами, характеризовать новую Конституцию; объяснять новое понятие: импичмент.

43,44,45 документ.

31







Россия на пороге 21 века: новый этап развития.

Познакомить учащихся с основными проблемами, которые стоят перед Россией в начале XXI.

Федеральные округа, контртеррористическая операция, национальные проекты, Общественная палата, профессиональная армия, естественная монополия

Уметь анализировать причины противоречий внутри страны и показывать причины кризиса 1998 г. Уметь дать характеристику положению России после выборов 2000 г. и показывать итоги выборов 2003-2004 гг. на основе дополнительных источников информации

46 составить план ответа.

32







Внешняя политика Российской Федерации.

Подвести учащихся к пониманию особенностей российской политической системы. Познакомить учащихся с основными направлениями внешней политики России на рубеже ХХ-ХХI вв. Подвести учащихся к пониманию особенностей международного положения России.

Сбалансированность внешней политики, евразийская держава, ОСНВ – 2, «группа восьми».

Уметь называть противоречия между РФ и НАТО по вопросу решения балканского конфликта. Уметь характеризовать причины «цветных революций» в странах ближнего зарубежья и взаимоотношения России с этими странами.

47, индивид.задание

33







Духовная жизнь современного общества

Подвести учащихся к пониманию особенности развития духовной жизни после распада СССР.

«фабрика грёз», кинематограф,

Уметь называть выдающихся деятелей культуры, искусства, кинематографа, музыки. Уметь характеризовать причины появления новых направлений в духовной жизни.

48, вопросы 4,5 таблица

34







Россия сегодня.

Познакомить с местом РФ в мировом пространстве и дать характеристику современного состояния политики и экономики страны.

Стабилизация, вертикаль власти, профессиональная армия, торгово-промышленная палата России, перспективная программа развития России, естественная монополия.

Знать и уметь объяснять понятия и термины урока. Уметь характеризовать место РФ в мировом сообществе.

Лекция

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО «ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ»



Дата проведения

Тема уроков

Цель урока

Основные понятия и термины

Требования к уровню подготовки обучающихся

Домашняя работа

план

Факт

Глава I. Человечество после Первой мировой войны

1







Трудный путь к миру. Версальско-Вашингтонская система. Революционные движения в Европе и Азии после Первой мировой войны.

Подвести учащихся к пониманию причин возникновение очагов военной опасности в Азии и Европе.

Территориальный раздел мира, империалистическая война, позиционная война, система коллективной безопасности, фронт, пацифизм, милитаризм, Лига Наций, Версальско-Вашингтонская система.

Анализировать международное послевоенное развития 1920-е гг, политики ведущих стран мира в этот период, подъем освободительного движения в колониальных и зависимых странах.

1, 2таблица

2







Левые и правые вполитический жизни стран 1920 гг.

Подвести учащихся к пониманию последствий модернизации; причин развития рабочего, и социал- демократического движение.Охарактеризовать политическое развитие стран Западной Европы, США и Японии.

Марксизм, ревизионизм, социал-демократия

Уметь работать с опорными понятиями по тексту учебника, статистическим материалом, характеризующими динамику перемен в ведущих странах мира.Уметь работать с материалом учебника. Понимать причины конфликта между профсоюзами квалифицированных и неквалифицированных рабочих, раскола в социал-демократическом движении.

3, стр 14,табл. Сообщения: Ф.Рузвельт, Д.Кейнс

ГлаваII. Ведущие страны Запада: от процветания к кризису.

3







Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта.

Охарактеризовать причины и особенности мирового кризиса.

Экономический кризис, кейнсианство, политика «нового курса», рыночная экономика

Уметь давать определения понятиям; раскрыть суть теории Д. Кейнса, высказать оценочное суждение об актуальности данной теории для современной России.

4, стр34, вопросы 1,3,6.

4







Тоталитаризм в Германии и Италии. Милитаристский режим в Японии.

Раскрыть общие и различные черты фашизма в Италии и Германии. Разъяснять суть идеологии фашизма.

Тоталитарный режим, фашизм, милитаризм

Работать с текстом учебника. Раскрывать общие и различие черт фашизма в Италии и Германии. Сравнивать пути прихода к власти Б.Муссолини и А.Гитлера.

5,проект «Фашизм в современном мире»

5







Альтернатива фашизму: опыт Великобритании и Франции.

Подвести учащихся к пониманию существования альтернативных путей развития стран. Знать особенности экономического развития европейских государств.

Демократия, тред-юнионы, забастовки, лейбористская партия, Р. Макдональд, «закон о сбыте»; Народный фронт, подоходный налог, налог на наследство, политический плюрализм.

Выявить новые тенденции в развитии Великобритании и Франции, давать им оценку

6, составить план

6







Милитаризм и пацифизм на международной арене.

Подвести учащихся к пониманию причин возникновение очагов военной опасности в Азии и Европе.

Пакт Бриана-Келлога, система коллективной безопасности, пацифизм, милитаризм, агрессия.

Анализировать международное послевоенное развития 1920-е гг, политики ведущих стран мира в этот период. Характеризовать дипломатические шаги Запада в ответ на агрессивные действия Германии, Японии, Италии. Определять, почему они не привели к предотвращению войны.

7, 8, документы

Глава III. Человечество во Второй мировой войне.

7







Начальный период Мировой войны и «новый порядок» в Европе. Движение сопротивления.

Охарактеризовать обстановку накануне войны. Выделять цели воюющих стран. Подвести учащихся к пониманию причин побед германской армии в Европе; раскрыть характер изменений в политике СССР, его действий в период советско-финской войны.

Политика умиротворения, блицкриг, пакт Риббентропа-Молотова, Мюнхенский сговор, «план Барбаросса».

Уметь выделить цели воюющих стран. Работать с материалом учебника, опорными понятиями и картой. Объяснять причины побед германской армии в Европе.

9, о/в 1,3,6, таблица

8







Антигитлеровская коалиция. Трудный путь к победе.

Подвести учащихся к пониманию причин, обсуждение причин разногласий между СССР и странами Запада по поводу открытия второго фронта.

Геноцид, движение Сопротивления, второй фронт.

Уметь излагать основные решения Тегеранской, Крымской конференции. Давать оценку открытию 2-го фронта в 1944 г.

10, 11 о/в 1,4,7

документ


9







Итоги и уроки Второй мировой войны. Создание ООН.

Охарактеризовать итоги и последствия Второй мировой войны. Раскрыть причину создания ООН

Система коллективной безопасности, ООН.

Уметь давать определения понятиям. Давать характеристику итогам и последствиям Второй мировой войны. Раскрывать причины создания ООН.

12, о/в 1,5 таблица

Глава IV. Мировое развитие и международные отношения в годы «Холодной войны».

10







Истоки «холодной войны» и создание военно-политических блоков.

Охарактеризовать события «холодной войны»; раскрыть причины начала «холодной войны». Подвести учащихся к пониманию причины международных кризисов периода «холодной войны».

План Маршалла, «холодная война», гонка вооружения, милитаризация экономики, военно-политические блоки НАТО и ОВД, Берлинский кризис – ГДР и ФРГ.

Уметь охарактеризовать причины «холодной войны», дать им оценку. Знать хронологическую последовательность «холодной войны»

13, табл., сообщения

11







Крушение колониализма, локальные конфликты и международная безопасность. Партнерство и соперничество сверхдержав. Кризис политики «холодной войны» и ее завершение.

Познакомить учащихся с периодом крушения колониализма. Объяснить причины локальных конфликтов. Подвести к пониманию учащихся о международной безопасности времен «холодной войны».

Деколонизация, национально-освободительные движения, «год Африки», арабо-израильская война, КНДР, Северный и Южный Вьетнам, Суэцкий кризис, Карибский кризис, разрадка.

Знать период деколонизации. Уметь характеризовать особенности локальных конфликтов. Уметь объяснять причины завершения «холодной войны».

14, 15, документ

Глава V. Страны Европы и Северной Америки во второй половине XX – начале XXI в.

12







Становление социально ориентированной рыночной экономики в странах Западной Европы и в США.

Познакомить учащихся с новыми экономическими теориями. Охарактеризовать особенности экономического развития стран Западной Европы и США.Подвести учащихся к пониманию изменений социальных отношений и возникающих на их почве противоречий.

Маккартизм, закон Тафта-Хартли, «общество всеобщего благоденствия», неоконсерватизм, «экономическое чудо», «великое общество», рыночная экономика, экономическая интеграция.

Уметь анализировать особенности экономического развития стран Запада. Работать с материалом учебника, с дополнительной литературой. Использовать знания, полученные по курсам истории, литературы, обществознания.

16, таблица


13







Политические кризисы в индустриальных странах в 1950-1970-х гг.

Познакомить учащихся с причинами политических кризисов в индустриальных странах. Подвести учащихся к пониманию причин провала попыток экономических реформ в СССР и странах Восточной Европы, кризиса социально ориентированной политики в Западной Европе.

Импичмент, стратегическая оборонная инициатива, застой, доктрина Брежнева

Знать особенности и причины политических кризисов в индустриальных странах.

17, схема

14







Эволюция политической мысли во второй половине XX века. Возникновение информационного общества: страны Запада на рубеже XX-XXIвв.

Подвести учащихся к пониманию автоматизации производства и индустрии знаний, социальных процессов в информационном обществе.

Информационное общество, постиндустриальное общество, высокие технологии, университеты, лаборатории

Характеризовать процесс изменения социальной структуры общества развитых стран к концу XX века. Дискутировать на тему: «Социальные противоречия информационного общества».

18, 19, план, в\с 3

15







Восточная Европа: долгий путь к демократии. Интеграционные процессы в Западной Европе и Северной Америке.

Рассмотреть соотношения внешних и внутренних факторов обострения противоречий в странах Восточной Европы.Познакомить учащихся с периодом демократических революций в Восточной Европе. Подвести учащихся к пониманию интеграционных процессов в Западной Европе и Америке.

Коминформ, доктрина Брежнева, демократические революции, объединение Германии, СРЮ, ГАТТ (генеральное соглашение о тарифах и торговле), ОЕЭС (организация европейского экономического сотрудничества), Совет Европы, ЕЭС, ЕВРАТОМ, ЕАСТ, ЕС,НАФТА.

Знать основные понятия и термины урока. Анализировать соотношения внешних и внутренних факторов обострения противоречий в странах Восточной Европы. Дискутировать о мотивах и целях советской политики в отношении стран Варшавского договора в новых условиях. Уметь объяснять причины демократических революций в Восточной Европе. Давать оценку интеграционным процессам в странах Западной Европы и США.Характеризовать процесс изменения социальной структуры общества развитых стран к концу XX века

20,21, сообщение

16







Содружество Независимых Государств в мировом сообществе.

Познакомить учащихся с особенностями создания СНГ. Охарактеризовать страны, вошедшие в СНГ.

СНГ

Уметь анализировать особенности создания СНГ. Знать страны, вошедшие в СНГ.

22, сообщение, в\с 1,5,7

Глава VI. Пути модернизации в Азии, Африке и Латинской Америке.

17







Япония и новые индустриальные страны.

Подвести учащихся к пониманию особенностей развития Японии. Рассмотреть причины, способствующие «экономическому чуду Японии»

Модернизация, реформы, монархия, парламент, народная революция, «японское чудо»

Знать основные понятия урока. Уметь охарактеризовать особенности экономического развития Японии. Уметь давать оценку причинам «экономического чуда»

23, в\с 1,4,6, документ

18







Китай на пути модернизации и реформирования.

Рассмотреть сущность политического режима, сложившегося в Китае после второй мировой войны. Подвести учащихся к пониманию содержания, итогов и значения политики «большого скачка». Объяснить роль Китая в конце XX века в Азии, в мире.

Китайская Народная Республика, Мао Цзедун, идея «большого скачка», «культурная революция», милитаризация

Знать сущность политического режима в послевоенном Китае. Уметь анализировать политику «большого скачка». Уметь характеризовать роль Китая в современном мире.

24. индив. задание,

в\с 1,4 документ 1



19







Индия во второй половине XX – начале XXI в.

Объяснить причины обострения борьбы за независимость. Рассмотреть основные направления модернизации Индии. Дать характеристику основным направлениям и особенностям внешней политики.

Индийский Национальный Конгрес, МохандасКарамчанд Ганди, Индира Ганди, «зеленая революция», сепаратистские движения, межэтнические и религиозные конфликты.

Уметь охарактеризовать причины обострения борьбы за независимость. Анализировать основные направления модернизации. Проанализировать направления и особенности внешней политики Индии.

25, в\с 1,2,4

20







Исламский мир: единство и многообразие

Подвести учащихся к пониманию смысла понятия «исламский мир». Охарактеризовать основные пути развития послевоенного исламского мира. Объяснить причины возрастания роли объединения исламских стран в современном мире.

Антиколониальное движение, Суэцкий кризис, Багдадский пакт, Объединенная Арабская Республика, БАСС (Партия арабского социалистического возрождения), НДПА (Народно-демократическая партия Афганистана), арабо-израильские войны.

Знать определение понятия «исламский мир». Уметь анализировать основные пути развития послевоенного исламского мира. Уметь называть причины возрастания степени единения исламских стран.

26, сообщение

21







Африка к югу от Сахары: опыт независимого развития

Рассмотреть особенности развития стран Азии и Африки. Охарактеризовать процесс освобождения зависимых стран Африки.

Режим апартеида, модернизация, Африканский Национальный Конгресс, Организация Африканского Единства,

Работать с текстом учебника. Обсуждать особенности модернизации в социалистических странах Азии, опыта развития рыночной экономики в условиях партийно-государственного контроля над процессами политической жизни.

27, в\с 1, 6, документ

22







Латинская Америка: между диктатурой и демократией.

Охарактеризовать политическое и социальное развитие стран Латинской Америки во второй половине ХХ в. Описать общественно – политические трансформации стран Латинской Америки.

Эмигранты, идеи перонизма, Кубинская революция, диктаторский режим, Ф.Кастро, «экономическое чудо Бразилии», демократизация

Анализировать особенности развития латиноамериканских стран, теории зависимого капитализма. Дискуссия о революционном национализме в Латинской Америке.

28

Глава VII. Наука и культура в XXXXI вв.

23







Научно-техническая революция и общественно-политическая жизнь. Основные направления в искусстве и массовой культуре.

Обозначить основные векторы развития западного искусства второй половины ХХ в. охарактеризовать особенности культурной жизни Западной Европы и Северной Америки этого периода.

Высокие технологии, рационализм, прагматизм, космизм, импрессионизм, классицизм, примитивизм, модерн, футуризм, абстракционизм.

Обсуждать вопрос «Массовая культура и контркультуры в современной России». Подготовить доклад с последующим обсуждением.

29,30, сообщения

Глава VIII. Проблемы мирового развития в начале третьего тысячелетия.

24







Глобальные проблемы современности. Проблемы устойчиво-безопасного развития человечества.

Объяснить причины нарастания и обостения глобальных проблем современности. Объяснить роль применения высоких технологий в предотвращении экологической катастрофы.

Экология, «Римский клуб», озоновый слой, радиация, климатические катаклизмы, мутации, раковые, сердечно-сосудистые заболевания, СПИД, пандемия (эпидмия), МАГАТЭ, ВТО, МВФ.

Уметь называть причины обострения глобальных проблем современности. Уметь предлагать проекты решения глобальных проблем, используя высокие технологии.

31,32. в\с 1,3,6

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО «ИСТОРИИ ТАТАРСТАНА»



Дата проведения

Тема уроков

Цель урока

Основные понятия и термины

Требования к уровню подготовки обучающихся

Домашняя работа

план

Факт

История Татарстана в конце ΧIΧ-начале ΧΧI века.

1







Казанская губерния в начале XX века.

Дать общую характеристику социально-экономического развития края в начале века, подвести к пониманию неизбежности обострения социальных противоречий.

Модернизация, многоукладная экономика, аграрный вопрос, кустарные предприятия, хутор, отруб, самодержавие.

Уметь характеризовать социально-экономическое развитие края в начале века. Понимать причины обострения социальных противоречий.

1-4, стр 5-45, т\р по темам.

2







От Февраля к Октябрю.

Рассмотреть основные события 1917 г. и гражданской войны в крае.

Всероссийский мусульманский совет – милли Шура, национализация промышленности, автономная республика.

Уметь излагать основные события революции и гражданской войны в крае. Отмечать их региональные особенности. Оценивать роль и влияние национального движения на развитие событий.

5-7,стр 46-74

3







Республика в годы НЭПа.

Охарактеризовать социально–экономические изменения в республике в результате новой экономической политики Советской власти.

НЭП, продналог, «национал - уклонисты», «яналиф».

Уметь характеризовать социально – экономические изменения в республике в результате новой экономической политики Советской власти.

8-9, работа с КИМами.

4







В условиях социалистической модернизации.

На примере региональной истории рассмотреть сложные и противоречивые процессы модернизации страны, охвативший все стороны жизни общества, показать достижения и раскрыть цену успехов этом направлении. Охарактеризовать злодеяния террора, отметить национальный оттенок процессов, направленных против татарской интеллигенции.

индустриализация, коллективизация, «великий перелом», колхоз, «большой террор».

Уметь на примере региональной истории рассмотреть сложные и противоречивые процессы модернизации страны, охвативший все сферы жизни общества. Анализировать последствия индустриализации и коллективизации, давать оценку сталинскому «Великому перелому»

10-14, т\р.

5







В суровую годину.

Дать представление о республике как важном тыловом районе страны в военные годы, охарактеризовать вклад республики в общую победу над врагом.

мобилизация, всеобуч, «Казанский обвод»

Излагать причины и итоги Великой Отечественной войны. Объяснить вклад уроженцев республики и татарских деятелей искусств в победу. Характеризовать огромный размах всенародного патриотического движения в помощь фронту. Анализировать научные открытия военного периода, имевшие важное оборонное значение. Знать историческую карту. Систематизировать материал, составлять таблицу. Характеризовать вклад республики в общую победу над врагом. Работать с материалом учебника, с дополнительной литературой. Составлять вопросы к теме и отвечать на них.

15-19, стр 115-151, р\т.

6







Послевоенное десятилетие.

Показать трудности послевоенного времени, охарактеризовать изменения в экономическом и культурном развитии республики.

Трудодень, «сталинка», «враг народа», «космополит

Характеризовать состояние экономики республики в послевоенный период. Находить изменения, произошедшие в послевоенные годы в экономике, политике, культуре, социальной жизни. Объяснить причины создания новой мощной отрасли – нефтяной индустрии, появление нового вида общественного транспорта – троллейбуса. Знать трудности послевоенного времени; характеризовать изменения в экономическом и культурном развитии республики.

20-21, отв. на вопросы.

7







ТАССР в середине 50-х – начале 60-х гг.

Дать характеристику основным направлениям развития экономики в республике, связанным с общесоюзными реформами и экспериментами.

«хрущевка», тепловоз, миграция, «реабилитация», «оттепель»,

Объяснить причины появления новой отрасли – нефтехимической и развитие быстрыми темпами тяжелой индустрии. Анализировать появление телевизионного вещания в городах республики. (ноябрь 1959 г.) Проблемы в сфере экономического и социального развития республики. Характеризовать особенности политического и экономического развития страны. Знать основные направления развития экономики в республике, связанным с общесоюзными реформами и экспериментами.

22-23, о\в.

8







Республика в середине 1960-х –середине 1980-х гг.

Охарактеризовать основные процессы развития республики в застойный период, выделить основные этапы.




Давать оценку экономическому развитию республики в 90-е гг., выделить положительные результаты и появившиеся проблемы в политической жизни страны.знать основные процессы развития республики в застойный период.

24-25, пересказ

9







Вторая половина 1980-х гг. курс на экономическую и политическую модернизацию.

Охарактеризовать развитие республики в период перестройки и либеральных реформ; показать подъем национального самосознания народов региона.

«гласность», либерализация цен, инфляция, приватизация, рыночная экономика, талон на продукты, ТОЦ, «шоковая терапия»

Давать оценку экономическому развитию республики в 90-е гг., выделить положительные результаты и появившиеся проблемы в политической жизни страны. Характеризовать развитие республики в период перестройки и либеральных реформ. Уметь работать с различными источниками дополнительной информации и объяснять причины подъема национального самосознания народов региона.


26-27, о\в.

10







Татарстан на рубеже XX – XXI в.

Охарактеризовать развитие республики в период либеральных реформ; показать подъем национального самосознания.

разгосударствление, приватизация, ТАССР - Республика Татарстан, суверенитет, Федеративный договор, референдум, Конституция РТ

(6 ноябрь 1992г.) «модель Татарстана», Всемирный Конгресс татар, «вертикаль власти», Приволжский Федеральный округ, саммит, ОАО «Татнефть», «КамАЗ», 1000-летие Казани



Объяснить состояние экономики республики в условиях рыночных преобразований. Характеризовать основы рыночной экономики в Республике Татарстан. Деятельность первого президента Республики – М.Ш. Шаймиева. Анализировать развитие республики в начале XXI столетия. Причины высокого темпа экономического и социального развития республики. Уметь характеризовать развитие республики на рубеже ХХ - ХХI вв.

28-30, сообщения