Рабочая программа дисциплины Правоохранительные органы Степень выпускника бакалавр Форма обучения заочная 2013 г - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа дисциплины конституционный надзор в РФ и за рубежом... 3 711.58kb.
Рабочая программа дисциплины международное право (наименование дисциплины) 3 1096.88kb.
Рабочая программа дисциплины коммерческое право (наименование дисциплины) 2 600.74kb.
Рабочая программа дисциплины парламентское право (наименование дисциплины) 2 753.74kb.
Рабочая программа дисциплины административное право (наименование... 3 1014.29kb.
Рабочая программа дисциплины римское право (наименование дисциплины) 3 636.38kb.
Рабочая программа дисциплины теория государства и права (наименование... 4 750.39kb.
Рабочая программа дисциплины «Страховое право» Специальность: 030503... 2 412.79kb.
Рабочая программа дисциплины (модуля) наследственное право подготовка... 9 1439.9kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история государственного... 2 989.17kb.
Рабочая программа дисциплины История древней христианской церкви... 1 198.58kb.
1. Осень и зима 2012/2013 в Тибете и всём северном полушарии будут... 1 25.66kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа дисциплины Правоохранительные органы Степень выпускника бакалавр - страница №1/1

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Мурманский филиал

г. Мурманск






УТВЕРЖДАЮ

Директор филиала Репникова В.М.

__________ / «___»_________201___г.

Направление _Юриспруденция_____


Кафедра _общественных дисциплин


Рабочая программа дисциплины
Правоохранительные органы

Степень выпускника - бакалавр

Форма обучения - заочная

2013 г.


Рабочая программа учебной дисциплины «Правоохранительные органы» подготовлена Свешниковой С.Г., к.ф.н., доцентом кафедры общественных дисциплин.

Рабочая программа учебной дисциплины «Правоохранительные органы» утверждена на межкафедральном заседании (Протокол № 1 от «20» сентября 2013 г.)



1. Цели освоения дисциплины

Цель изучения дисциплины – сформировать у студентов представление о правоохранительных органов и их системе, показать систему и структуру каждого правоохранительного органа, объяснить функции элементов системы и структуры каждого правоохранительного органа, раскрыть связи между органами, входящими в общую систему правоохранительных органов Российской Федерации.

Данную цель предполагается достичь при решении следующих задач:

- изучение и освоение нормативной базы, касающейся организации и деятельности правоохранительных органов.
2. Место дисциплины в структуре ООП
Данный курс является дисциплиной вариативной части профессионального цикла учебного плана по направлению подготовки цикла учебного плана по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция».
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины «Правоохранительные органы» у учащегося формируются следующие компетенции Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Юриспруденция»:

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

- способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

- способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

- способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

- способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

- владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

- способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);


В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования: В результате освоения учебной дисциплины «Правоохранительные органы» бакалавры по направлению подготовки «Юриспруденция» должны



ЗНАТЬ

- нормативную базу, являющуюся правовым основанием организации и деятельности органов судебной власти, а также иных государственных правоохранительных органов и некоторых негосударственных правоохранительных органов, на которые данная функция возложена законодательно

УМЕТЬ

- применять полученные знания на практике при решении задач по тематике дисциплины и при юридическом анализе законов, подзаконных нормативных актов, издаваемых компетентными органами государства

ВЛАДЕТЬ

-представлениям о системе правоохранительных органов Российской Федерации и их взаимодействии друг с другом, а также с иными органами государственной власти, не являющимися правоохранительными органами.

Быть компетентным

- в области организации и деятельности правоохранительных органов


4. Объём дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет ___2__ зачетные единицы, ____72__ часа.


Количество часов по учебному плану

(очная форма обучения)
Всего _______72____часа

Аудиторные занятия _____10______часов, в том числе интерактивных занятий ____3_________часа



Самостоятельная работа ____58____часов




п/п


Раздел, тема



Формы текущего контроля успеваемости

и промежуточной аттестации



Самос-

тоят. работа

Аудиторные занятия





Всего

Лекционные

Групповые (семинары, практические)

Лабораторные

Конт. раб.

Рефераты / эссе

Курсов. раб/ проект

Расчетно-графическая работа

Зачет*

Экзамен

Контр. точки

по мод.-рейтинг.

системе

1


2


4


5


6


7


8


9


10


11

12

13

14

15

1.

Тема 1.

6

2

2







1



















2.

Тема 2.

6

1

-

1




1



















3.

Тема 3.

8

1

-

1




1



















4.

Тема 4.

6

1

-

1




1



















5.

Тема 5.

6

1

-

1




1



















6.

Тема 6.

6

1

-

1




1



















7.

Тема 7.

6

1

-

1




1



















8

Тема 8.

6

1

-

1




1



















9

Тема 9.

8

1

-

1




1



















Общая трудоемкость

часы


58

10

2

8

-

9

-

-

-

2

-

-

з.е.

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х


5. Содержание дисциплины


п/п


Наименование разделов и

тем дисциплины



Содержание темы

Тема 1

Основные понятия, предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы»

Понятие и система правоохранительных органов. Охрана правовых норм как одна из основных функций правоохранительных органов. Соотношение правоприменительной и правоохранительной деятельности. Предмет курса «Правоохранительные органы». Взаимодействие правоохранительных органов между собой, с органами государственной власти и управления, с другими органами. Законодательство и иные правовые акты о правоохранительных органах, классификация источников.

Тема 2

Общая характеристика судебной системы

Понятие судебной системы. Основные этапы развития российской судебной системы. Компетенция ветвей судебной системы. Понятие судебного звена. Классификация судов общей юрисдикции и арбитражных судов по судебным звеньям. Понятие судебной инстанции. Виды судебных инстанций, их компетенция.

Тема 3

Органы юстиции Российской Федерации.

Понятие и сущность Министерства юстиции Российской Федерации и его органов. Правовые основания организации и деятельности органов юстиции. Соотношение органов юстиции и судебной власти. Задачи и система органов юстиции. Структура Министерства юстиции Российской Федерации и функции его подразделений. Основные направления деятельности Министерства юстиции Российской Федерации. Организационное обеспечение деятельности судов. Служба судебных приставов, правовые основания ее организации, задачи. Дознание, осуществляемое службой судебных приставов. Служба исполнения наказаний, правовые основания ее организации и деятельности. Основные задачи органов, исполняющих наказания.

Тема 4

Прокуратура Российской Федерации

Понятие прокуратуры, принципы ее организации и деятельности. Содержание этих принципов. Органы прокуратуры Российской Федерации. Прокурорский надзор. Виды прокурорского реагирования. Иные функции прокуратуры, их классификация и содержание. Статус работников прокуратуры.

Тема 5

Министерство внутренних дел Российской Федерации и его органы


Понятие и задачи органов внутренних дел. Правовые основания организации и деятельности органов внутренних дел. Структура Министерства внутренних дел Российской Федерации и функции его подразделений. Система органов внутренних дел. Виды правоохранительной деятельности, осуществляемой органами внутренних дел. Организация полиции. Следственный комитет при МВД России. Внутренние войска МВД России, их задача, структура, функции.

Тема 6

Органы обеспечения безопасности в Российской Федерации

Понятие и виды органов обеспечения безопасности. Основная нормативная база деятельности органов обеспечения безопасности. Совет Безопасности Российской Федерации. Его функции. Органы Федеральной службы безопасности (ФСБ). Задачи и виды деятельности. Правовые основания организации и функционирования. Система и структура ФСБ России. Пограничная служба ФСБ России. Задачи и виды деятельности. Правовые основания организации и функционирования. Органы внешней разведки. Нормативная база деятельности органов внешней разведки. Виды органов внешней разведки.

Тема 7

Органы налоговой службы

Понятие и задачи органов налоговой службы. Правовые основания организации и деятельности органов налоговой службы и их система. Структура Федеральной налоговой службы Российской Федерации. Административно- правовая деятельность органов налоговой службы. Налоговые санкции.

Тема 8

Таможенные органы Российской Федерации

Понятие и задачи таможенных органов. Правовые основания образования и деятельности таможенных органов. Понятие таможенной границы. Система таможенных органов. Структура Федеральной таможенной службы России. Понятие таможни и таможенного поста. Виды правоохранительной деятельности, осуществляемой таможенными органами. Взаимодействие таможенных органов и органов пограничной службы ФСБ России.

Тема 9.

Органы предварительного расследования.


Организация выявления и расследования преступлений. Понятие предварительного расследования го формы. Понятие предварительного следствия. Органы, осуществляющие предварительное следствие, и их задачи. Понятие дознания. Формы производства дознания. Органы, осуществляющие дознание.


6. Планы групповых занятий и образовательные технологии
Комплексное изучение учебной дисциплины «Правоохранительные органы» предполагает овладение материалами лекций, учебной литературы, творческую работу студентов в ходе проведения семинарских и интерактивных занятий, а также систематическое выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.

В ходе лекций раскрываются основные вопросы в рамках рассматриваемой темы, делаются акценты на наиболее сложные и интересные положения изучаемого материала, которые должны быть приняты студентами во внимание. Материалы лекций являются основой для подготовки студента к семинарским и интерактивным занятиям.

Основной целью семинарских и интерактивных занятий является контроль степени усвоения пройденного материала, хода выполнения студентами самостоятельной работы и рассмотрение наиболее сложных и спорных вопросов в рамках темы семинарского занятия. Ряд вопросов дисциплины, требующих авторского подхода к их рассмотрению, излагаются студентами в форме реферативных обзоров и эссе с последующей их оценкой преподавателем и кратким изложением на семинарском занятии или заслушиваются на семинарских занятиях в виде сообщений (10-15 минут) с обсуждением их студентами группы.

Для успешной подготовки, реферативных обзоров и устных сообщений на семинарских занятиях, кроме рекомендуемой к изучению литературы, студенты должны использовать публикации по изучаемой теме в научно-практических журналах. Предусмотрено проведение индивидуальной работы (консультаций) со студентами в ходе изучения материала данной дисциплины.

В процессе обучения должны сочетаться как активные, так и интерактивные формы проведения занятий (деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций и пр.).

Рекомендуются инновационные компьютерные технологии, основанные на операционных системах Windows, Linux, Open Sourse, а также интернет-ресурсы (сайты образовательных учреждений, ведомств, журналов, информационно-справочные системы, электронные учебники), которые ввиду их глобального распространения становятся на сегодняшний день обязательной компонентой стандартов образования.



При проведении занятий в аудитории используется интерактивное оборудование (компьютер, мультимедийный проектор, интерактивный экран), что позволяет значительно активизировать процесс обучения. Это обеспечивается следующими предоставляемыми возможностями: отображением содержимого рабочего стола операционной системы компьютера на активном экране, имеющем размеры классной доски, имеющимися средствами мультимедиа; средствами дистанционного управления компьютером с помощью электронного карандаша и планшета. Использование интерактивного оборудования во время проведения занятий требует знаний и навыков работы с программой ACTIVstudio и умения пользоваться информационными технологиями.
План групповых занятий
Практическое занятие № 1

Общая характеристика судебной системы

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие судебной системы.

  2. Основные этапы развития российской судебной системы. Компетенция ветвей судебной системы.

  3. Понятие судебного звена.

  4. Классификация судов общей юрисдикции и арбитражных судов по судебным звеньям.

  5. Понятие судебной инстанции.

  6. Виды судебных инстанций, их компетенция.


Практическое занятие № 2

Органы юстиции Российской Федерации
Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие и сущность Министерства юстиции Российской Федерации и его органов.

  2. Правовые основания организации и деятельности органов юстиции.

  3. Соотношение органов юстиции и судебной власти. Задачи и система органов юстиции.

  4. Структура Министерства юстиции Российской Федерации и функции его подразделений.

  5. Основные направления деятельности Министерства юстиции Российской Федерации.

  6. Организационное обеспечение деятельности судов.

  7. Служба судебных приставов, правовые основания ее организации, задачи.

  8. Дознание, осуществляемое службой судебных приставов.

  9. Служба исполнения наказаний, правовые основания ее организации и деятельности. Основные задачи органов, исполняющих наказания.



Практическое занятие № 3

Прокуратура Российской Федерации
Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие прокуратуры, принципы ее организации и деятельности.

  2. Содержание этих принципов.

  3. Органы прокуратуры Российской Федерации.

  4. Прокурорский надзор.

  5. Виды прокурорского реагирования. Иные функции прокуратуры, их классификация и содержание.

  6. Статус работников прокуратуры.


Практическое занятие № 4

Министерство внутренних дел Российской Федерации и его органы
Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие и задачи органов внутренних дел.

  2. Правовые основания организации и деятельности органов внутренних дел.

  3. Структура Министерства внутренних дел Российской Федерации и функции его подразделений.

  4. Система органов внутренних дел.

  5. Виды правоохранительной деятельности, осуществляемой органами внутренних дел.

  6. Организация полиции.

  7. Следственный комитет при МВД России.

  8. Внутренние войска МВД России, их задача, структура, функции.



Практическое занятие № 5

Органы обеспечения безопасности в Российской Федерации
Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие и виды органов обеспечения безопасности.

  2. Основная нормативная база деятельности органов обеспечения безопасности.

  3. Совет Безопасности Российской Федерации. Его функции.

  4. Органы Федеральной службы безопасности (ФСБ). Задачи и виды деятельности.

  5. Правовые основания организации и функционирования.

  6. Система и структура ФСБ России.

  7. Пограничная служба ФСБ России. Задачи и виды деятельности.

  8. Правовые основания организации и функционирования.

  9. Органы внешней разведки.

  10. Нормативная база деятельности органов внешней разведки.

  11. Виды органов внешней разведки.


Практическое занятие № 6

Органы налоговой службы
Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие и задачи органов налоговой службы.

  2. Правовые основания организации и деятельности органов налоговой службы и их система.

  3. Структура Федеральной налоговой службы Российской Федерации.

  4. Административно - правовая деятельность органов налоговой службы.

  5. Налоговые санкции.



Практическое занятие № 7

Таможенные органы Российской Федерации
Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие и задачи таможенных органов.

  2. Правовые основания образования и деятельности таможенных органов.

  3. Понятие таможенной границы.

  4. Система таможенных органов.

  5. Структура Федеральной таможенной службы России.

  6. Понятие таможни и таможенного поста.

  7. Виды правоохранительной деятельности, осуществляемой таможенными органами.

  8. Взаимодействие таможенных органов и органов пограничной службы ФСБ России.


Практическое занятие № 8

Органы предварительного расследования.
Вопросы для обсуждения:

1. Организация выявления и расследования преступлений.

2.Понятие предварительного расследования го формы.

3. Понятие предварительного следствия.

4. Органы, осуществляющие предварительное следствие, и их задачи.

5. Формы производства дознания.



6. Органы, осуществляющие дознание.
6. Система оценки качества сформированных компетенций по итогам освоения дисциплины
Формы текущего контроля
1. Контрольная работа есть
1.1. Тематика контрольных работ.
1.Правоохранительная деятельность: понятие, признаки, задачи.
2. «Правоохранительные органы» понятие дисциплины, их виды.
3.Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы»
4.Соотношение « Правоохранительных органов» с другими юридическими дисциплинами.
5.Общее понятие судебной системы РФ. Конституция РФ о судебной власти и судебной системе.
6. Понятие звена судебной системы
7. Понятие судебных инстанций. Виды судебных инстанций.
8. Принципы правосудия.
9. Независимость судей.
10. Система общих судов, их компетенция, структура.
11. Районный суд, его компетенция , порядок формирования и состав.
12. Аппарат и организация работы районного суда. Председатель районного суда.
13. Мировые судьи, их место и роль в системе гражданских судов. Порядок формирования.
14. Порядок формирования, состав и структура областного суда.
15.Федеральные суды и суды субъектов РФ. Порядок создания и упразднение судов.
16.Система военных судов, их компетенция и структура
17.Верховный суд РФ - высший судебный орган в системе общих судов.
18.Система арбитражных судов РФ: компетенция, структура.
19.Конституционный суд РФ, порядок его формирования, состав и структура.
20.Компетенция Конституционного суда.
21.Конституционные и уставные Суды субъектов РФ.
22.Понятие статуса судей в РФ и его правовое регулирование.
23.Порядок назначения судей. Срок их полномочий.
24.Приостановление полномочий судей.
25. Отставка судьи.
26.Органы судейского сообщества.
27.Квалификационная коллегия судей ее задачи и компетенция.
28.Судебные приставы, их компетенции, организация деятельности и структура службы судебных приставов Министерства Юстиции..
29.Министрство юстиции РФ, структура, основные задачи и направление деятельности.
30.Прокуратура, понятие, задачи, основные направления деятельности.
31.Принципы организации и деятельности прокуратуры.
32.Формы прокурорского реагирования (протест, представление, постановление и предостережение)
33.Система органов Министерства внутренних дел РФ.
34.Задачи, функции и полномочия органов обеспечения безопасности. Совет безопасности.
35.Понятие таможенных органов, их система.
36.Правовое регулирование деятельности ФСБ задачи и основные направление деятельности.
37.Федеральная пограничная служба РФ.
38. Адвокатура, ее функции, организация деятельности.

2. Реферат нет
3. Доклад
3.1. Темы (примерные) докладов
1. История зарождения и развития судебной системы в России.

2. Концепции судебной реформы в Российской Федерации: сущность и этапы ее реализации.

3. Мировые судьи – от Российской империи до Российской Федерации.

4. Арбитражное производство в СССР и в Российской Федерации.

5. Проблема независимости судей на современном этапе развития общества в российской Федерации.

6. История зарождения и развития пенитенциарной системы в России.

7. История зарождения и развития прокуратуры в России.

8. История зарождения и становления внутренних войск МВД России.

9.Налоговая служба в СССР и в Российской Федерации.

10.История зарождения и развития предварительного расследования в России.

11. История зарождения и развития службы судебных приставов в России.

12. Институт внештатных работников правоохранительных органов.

13. Демократические принципы правосудия и их характеристика.

14. Соотношение категорий правосудия и судопроизводства.

15. Система военных судов и их полномочия.

16. Взаимодействие органов внутренних дел с другими правоохранительными органами.

17. История зарождения и развития криминальной полиции в России.

18. Взаимодействие органов ФСБ с Советом Безопасности при Президенте Федерации и правоохранительными органами.

19. Взаимодействие правоохранительных органов с общественными организациями.

20. История зарождения и развития добровольных народных дружин (ДНД) в России.
3.2. Требования к выполнению доклада
Студенту предоставляется время для выступления в сумме 15 минут: 10 минут - доклад, 5 минут - ответы на вопросы.

Студент предоставляет доклад в форме компьютерной презентации, выполненной в MS PowerPoint.

Для надежности желательно, чтобы доклады были записаны на двух стандартных носителях информации (CD/R , Flash-drive).

Студенты обеспечиваются только проекторами для компьютерных презентаций. Доклад сопровождается показом слайдов компьютерной презентации.

Презентация должна иметь первый титульный слайд, содержащий полное название доклада, ФИО автора и научного руководителя, полное название организации (ВУЗа) с названием кафедры, город, год.

Необходимо, чтобы на втором слайде была четко сформулирована решаемая задача.

Несколько слайдов должны описывать решение. Последний слайд должен содержать краткие выводы из работы.

Особое внимание к подготовке доклада, рассчитанного именно на 10 минут.


3.3. Критерии оценки доклада
Изложенное понимание доклада как целостного авторского текста определяет критерии его оценки: новизна текста; обоснованность выбора источника; степень раскрытия сущности вопроса; соблюдения требований к оформлению.

Новизна текста: а) актуальность темы исследования; б) новизна и самостоятельность в постановке проблемы, формулирование нового аспекта известной проблемы в установлении новых связей (межпредметных, внутрипредметных, интеграционных); в) умение работать с исследованиями, критической литературой, систематизировать и структурировать материал; г) явленность авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений; д) стилевое единство текста, единство жанровых черт.

Степень раскрытия сущности вопроса: а) соответствие плана теме доклада; б) соответствие содержания теме и плану доклада; в) полнота и глубина знаний по теме; г) обоснованность способов и методов работы с материалом; е) умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения по одному вопросу (проблеме).

Обоснованность выбора источников: а) оценка использованной литературы: привлечены ли наиболее известные работы по теме исследования (в т.ч. журнальные публикации последних лет, последние статистические данные, сводки, справки и т.д.)

Соблюдение требований к оформлению: а) насколько верно оформлены ссылки на используемую литературу, список литературы; б) оценка грамотности и культуры изложения (в т.ч. орфографической, пунктуационной, стилистической культуры), владение терминологией; в) соблюдение требований к объёму доклада.
8. Тестирование
8.1. Примерные задания

1. Правоохранительная деятельность представляет собой вид государственной деятельности, …


а) направленный на борьбу с преступностью и защиту нарушенных прав и интересов личности и государства
б) которая осуществляется специально уполномоченными органами и направлена на борьбу с преступностью
в) которая осуществляется специально уполномоченными органами в целях охраны высших государственных органов

2. К правоохранительным органам относится …


а) адвокатура
б) частные детективные и охранные предприятия
в) нотариат
г) государственный нотариат

3. Главная задача правоохранительных органов


а) восстановление нарушенных правоотношений
б) участие в правотворческой работе государства
в) государственное регулирование сферы правового обслуживания

4. Форма правоохранительной деятельности


а) осуществление правосудия
б) деятельность по оказанию юридических услуг
в) осуществление управления в области гражданской обороны

5. Судебная власть в РФ осуществляется посредством …


а) конституционного судопроизводства
б) административного судопроизводства
в)арбитражного судопроизводства
г) гражданского судопроизводства

6. Функция судебных органов


а) защита частной жизни
б) подготовка законопроектов
в) толкование норм права

7. Суды обладают …


а) всей полнотой юрисдикции
б) частичной юрисдикцией
в) не обладают юрисдикцией

8. Судебная власть в РФ осуществляется …


а) только судами
б) судами и представительными органами
в) Президентом РФ, Федеральным Собранием и судами

9. Под судами второй инстанции понимаются …


а) районные суды
б) областные, краевые суды
в) суды полномочные рассматривать дела в апелляционном и кассационном порядке
г) президиумы судов

10. В состав Конституционного Суда РФ входит … судей.


а) 11
б) 9
в) 19
г) 15

11. КС РФ выполняет функцию …


а) правосудия по уголовным и гражданским делам
б) рассмотрения и разрешения экономических споров
в) судебного надзора
г) Конституционного контроля

12. Судьей КС РФ может быть гражданин РФ в возрасте от …


а) 40 до 70 лет
б) 35 до 65 лет
в) 25 до 60 лет
г) 40 лет – пожизненно

13. Судья Конституционного Суда РФ назначается на должность …


а) Президентом РФ по представлению Председателя КС РФ
б) Советом Федерации по представлению Президента РФ
в) Государственной Думой по представлению Президента РФ
г) Федеральным Собранием по представлению Председателя КС РФ

14. Итоговое решение по существу большинства вопросов, отнесенных к компетенции КС РФ именуются:


а) судебное решение
б) постановление
в) заключение
г) определение

15. Районный суд может рассматривать дела, связанные с государственной тайной.


а) да
б) только в том случае, если судья имеет допуск секретности
в) нет

16. Пленум Верховного Суда РФ участвует в отправлении правосудия.


а) нет, не участвует
б) участвует
в) участвует по наиболее сложным и получившим большой общественный резонанс делам

17. В состав судебной системы РФ входят:


а) суды субъектов
б) третейские суды
в) военные суды
г) мировые судьи

18. Судебный состав, применительно к областному и приравненный к нему судам – это состав …


а) судей областного суда
б) коллегий областного суда
в) судей при рассмотрении конкретных дел

19. Арбитражные Суды в РФ организационно …


а) входят в состав системы судов общей юрисдикции
б) относятся к специализированным судам
в) образуют самостоятельную и независимую подсистему судов, организационно входящую в судебную систему России
г) организационно относятся к числу судов субъектов

20. В системе арбитражных судов нет …


а) федеральных арбитражных судов округов
б) арбитражных апелляционных судов
в) арбитражных судов субъектов РФ
г) арбитражных надзорных cудов

21. В составе Высшего Арбитражного Суда не предусмотрен (о) …


а) пленум
б) совет председателей арбитражных судов
в) оперативное совещание судей
г) научно-консультативный совет

22. В составе арбитражного апелляционного суда могут быть образованы постоянные судебные присутствия по решению …


а) Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ
б) Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ
в) Президиума арбитражного апелляционного суда

23. Арбитражным судам подведомственны …


а) трудовые споры
б) дела об экономических преступлениях
в) дела по экономическим спорам, другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности
г) любые правовые споры

24. Конституционные (уставные) суды в субъектах РФ действуют …


а) во всех субъектах РФ
б) только в республиках РФ
в) в тех субъектах РФ, в которых учреждены согласно законодательству соответствующих субъектов РФ

25. Мировые судьи в РФ являются судьями …


а) субъектов РФ
б) общей юрисдикции субъектов РФ
в) общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему РФ

26. Мировой судья назначается (избирается) на должность …


а) на срок, установленный законом, соответствующего субъекта РФ
б) на срок, установленный законом соответствующего субъекта РФ, но не более чем на пять лет
в) без ограничения срока полномочий

27. Мировые судьи, являясь судьями субъектов РФ, осуществляют правосудие от …


а) своего имени
б) имени субъекта РФ
в) имени государства

28. Дознание производится в связи с …


а) совершением административного правонарушения
б) совершением дисциплинарного проступка
в)причинением работником материального вреда организации (учреждению)
г) совершенным преступлением

29. В структуру МВД РФ входят …


а) внутренние войска
б) подразделения уголовно-исполнительной системы
в) подразделения связи специального назначения

30. Задачи милиции общественной безопасности:


а) обеспечение общественной безопасности
б) предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений
в) борьба с преступностью
г) озыск лиц в случаях, установленных законом

31. Предварительное расследование преступлений производится в форме …


а) следствия, судебного следствия, оперативно-розыскной деятельности
б) дознания; следствия
в) дознания, проверки сообщений о преступлениях
г) дознания; следствия, выполнения неотложных следственных действий

32. Основная функция органов внутренних дел – обеспечение безопасности …


а) личности
б) федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ
в) атомной энергетики, транспорта и связи
г) безопасность органов внутренних дел

33. Таможенные органы составляют систему органов …


а) федерального уровня
б) федерального уровня, уровня субъектов России, уровня местных органов
в) федерального уровня, уровня субъектов РФ
г) уровня субъектов РФ

34. Таможенные органы:


а) таможни, таможенные конторы
б) таможни, таможенные посты, начальники таможен и таможенных постов
в) региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты
г) региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты, начальники таможен и таможенных постов

35. К функциям таможенных органов не относится …


а) защита прав интеллектуальной собственности
б) обеспечение соблюдения порядка перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств
в) борьба с контрабандой
г) защита таможенной и государственной границы

36. Таможенные органы вправе осуществлять оперативно-розыскную деятельность.


а) не вправе
б) вправе
в) вправе, при уполномочии на то прокурора
г) вправе, при отсутствии других правоохранительных органов

37. Адвокат не должен иметь …


а) административного наказания
б) судимости
в) неснятой либо непогашенной судимости
г) неснятой либо непогашенной судимости за совершение умышленного преступления

39. Адвокат …


а) помощник суда в установлении истины
б) независимый советник по правовым вопросам
в) субъект правоохранительной деятельности
г) помощник сторон в процессе

40. Адвокатскую тайну составляют любые сведения, …


а) связанные с его профессиональной деятельностью
б) касающиеся его доверителей
в) связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю
г) установленные адвокатом для оказания помощи доверителю

41. Адвокатура в РФ осуществляет свою деятельность в соответствии с принципами …


а) централизации
б) корпоративности
в) гласности
г) гуманизма
8.2. Критерии оценки результатов тестирования
Критерии оценки результатов тестирования могут быть различными. На практике чаще всего применяют два критерия:

- соотношение между количеством правильных ответов на вопросы с общим числом вопросов теста

- время, затраченное для ответа на вопросы.

Первый критерий является основным, поэтому при оценке ответов учитываются либо только он один (чаще всего) либо оба одновременно.



Первый критерий - выбор преподавателем верного соотношения между числом правильных ответов на вопросы с общим числом вопросов теста для определения оценки зависит от важности проверяемого материала и актуальности поставленных вопросов.

При этом контроль должен быть объективным и отвечать тем целям, которые перед ним поставлены.

Чаще всего число вопросов в блоках применяется 10, 5 или, в тесте может быть и другое число вопросов. Если проверяют знания по обычному материалу, т. е. не требующему высокой ответственности принимаемых решении, когда неточности в его знании не влекут за собой особо тяжелых последствий, то на практике часто принимают такие значения первого критерия:

При числе вопросов в тесте равном 10 оценки будут следующие:

Отлично - при 9-10 правильных ответах,

Хорошо - при 7- 8 правильных ответах,

Удовлетворительно - при 5- 6 правильных ответах,

Неудовлетворительно - при правильных ответов менее 5.

Из изложенного видно, что каждой оценки соответствует определенный числовой диапазон правильных ответов, который в свою очередь, зависит от числа вопросов в тесте.

При большом количестве вопросов в тесте, целесообразно числовой диапазон правильных ответов заменять на процент правильных ответов, тогда оценка может соответствовать, например,

Отлично - при 90% правильных ответах,

Хорошо - при 70% правильных ответах,

Удовлетворительно - при 50% правильных ответах,

Неудовлетворительно - при правильных ответов менее 50%.

При решении вопроса о том, каким выбрать первый критерий знаний, целесообразно учитывать возможную неравнозначность вопросов в тестах. В тесте один или несколько вопросов могут быть основными, т. е. более сложными для ответа, или включающими наиболее важный материал, а остальные вопросы - дополнительными.

В этом случае удельный "вес" основных вопросов будет выше, чем дополнительных, и может в большей степени влиять на принятие преподавателем решения о выставлении оценки.



Второй критерий - время, затраченное для ответов на вопросы, применяется в тех случаях, когда требуется оценивать не только правильность ответа на вопросы, но и время, необходимое для того чтобы ответить.

Чаще всего этот критерий применяется, когда основными вопросами тестов являются вопросы с результативным методом ввода ответов и когда для ответов предусмотрено решение задач в ограниченное время.

Ответы проверяемых, которые не успели ответить, оцениваются как неудовлетворительные, либо оценка по первому критерию соответствующим образом снижается.

Числовые значения и первого и второго критериев, разработанные преподавателем для различных разделов (тем) данной дисциплины, должны быть согласованы между собой. Необходимо также провести согласование числовых значений критериев, применяемых разными преподавателями.



Формы промежуточного контроля
1. Зачет


    1. Примерные вопросы

1. Понятие, предмет, основные черты и задачи правоохранительных органов.

2. Функции правоохранительных органов и основные направления деятельности.

3. Правовые основы деятельности правоохранительных органов.

4. Понятие и основные признаки судебной власти в РФ.

5. Суд как орган судебной власти. Судебная система России.

6. Понятие юрисдикции, судебной инстанции, судебного звена, ветви судебной системы.

7. Понятие правосудия и его основные свойства.

8. Система судов общей юрисдикции, в т.ч. военных судов. Форма контроля за деятельностью судов.

9. Система арбитражных судов, как одна из ветвей российской судебной системы.

10. Принципы правосудия: законность, осуществление правосудия только судом, независимость судей, равенство всех перед законом и судом, право на судебную защиту.

11. Правовое значение принципа презумпции невиновности. Свидетельский иммунитет, конституционное закрепление.

12. Обеспечение права на защиту, гласность. Характеристика и значение этих принципов.

13. Охрана чести и достоинства личности, как обязательное условие правоохранительной деятельности и их приоритетное значение.

14. Участие граждан в осуществлении правосудия, в том числе в качестве народных и присяжных заседателей, других участников судопроизводства.

15. Основы организации Конституционного суда РФ и его компетенция.

Принципы и особенности конституционного судопроизводства.

16. Правовое значение судебных решений.

17. Структура и компетенция суда.

18. Структура и компетенция областного и приравненного к нему суда. Роль суда по осуществлению правового контроля в процессе кассационного и надзорного производства.

19. Верховный Суд РФ, как высшая судебная инстанция. Компетенция судебных коллегий и Президиума Верховного Суда в процессе кассационного и надзорного производства.

20.Арбитражный суд субъекта РФ. Структура и полномочия суда. Рассмотрение дел в апелляционном порядке.

21. Федеральный арбитражный суд округа. полномочия суда, в т.ч. по контролю за деятельностью нижестоящих судов. Кассационное рассмотрение дел.

22. Высший Арбитражный Суд РФ, его полномочия по надзору за деятельностью нижестоящих судов. Рассмотрение дел в порядке надзора.

23. Понятие правового статуса судей РФ. Особенности правового положения профессиональных судей и их роль в рассмотрении и разрешении дел.

24.Органы предварительного следствия и их основные задачи.

25. Органы дознания, их задачи и роль в борьбе с преступностью.

26. МВД РФ. Криминальная милиция и милиция общественной безопасности, их роль и значение в борьбе с преступностью.

27. Основные задачи и принципы деятельности органов прокуратуры.

28. Минюст РФ и его роль в законотворческой деятельности и деятельности по обеспечению юридической помощи населению и контролю за общественными и религиозными организациями.

29. Правовой статус адвоката. Адвокатская тайна и гарантии ее сохранения.

30. Понятие и виды оперативно-розыскной деятельности.

31. Оперативно-розыскная деятельность и ее значение для предупреждения преступности. Задачи ОРД.

32. Правовое значение деятельности органов предварительного следствия для признания виновности лица и объема судебного разбирательства.


1.2. Критерии оценки знаний
Зачет по дисциплине «Правоохранительные органы» проводится в зачетно- экзаменационную сессию. Зачет преследует цель оценить работу студента по овладению знаниями, умениями и навыками, уровень полученных им теоретических знаний и умение применять их при решении конкретных практических задач, приобретение навыков самостоятельной работы, развитие творческого мышления.

Зачет проводится в форме устного опроса по билетам (вопросам) с предварительной подготовкой или без подготовки. Экзаменатор вправе задавать вопросы сверх билета, а также, помимо теоретических вопросов, давать задачи по программе данного курса.

Зачет начинается в указанное в расписании время и проводится в отведенной для этого аудитории. Самостоятельный перенос экзаменатором времени и места проведения экзамена не допускается.

Преподаватель принимает зачет только при наличии ведомости и надлежащим образом оформленной зачетной книжки.

Критерии оценки ответа студента на зачете, а также форма его проведения доводятся преподавателем до сведения студентов до начала зачета.

Результат зачета объявляется студенту непосредственно после его сдачи, затем выставляется в экзаменационную ведомость и зачетную книжку студента. Положительные оценки заносятся в экзаменационную ведомость и зачетную книжку, неудовлетворительная оценка проставляется только в экзаменационной ведомости. В случае неявки студента для сдачи экзамена в ведомости вместо оценки делается запись «не явился».

Если в процессе зачета студент использовал недопустимые дополнительные материалы (шпаргалки), то экзаменатор имеет право изъять шпаргалку и обязан поставить оценку «неудовлетворительно».

Выставление оценок на экзамене осуществляется на основе принципов объективности, справедливости, всестороннего анализа уровня знаний студентов.

При выставлении оценки экзаменатор учитывает:

знание фактического материала по программе, в том числе; знание обязательной литературы, современных публикаций по программе курса, а также истории науки;

степень активности студента на семинарских занятиях;

логику, структуру, стиль ответа; культуру речи, манеру общения; готовность к дискуссии, аргументированность ответа; уровень самостоятельного мышления; умение приложить теорию к практике, решить задачи;

наличие пропусков семинарских и лекционных занятий по неуважительным причинам.

Оценка «зачтено» ставится студенту, ответ которого содержит:

- глубокое знание программного материала, а также основного содержания и новаций лекционного курса но сравнению с учебной литературой;

- знание концептуально-понятийного аппарата всего курса;

- знание монографической литературы по курсу,

а также свидетельствует о способности:

- самостоятельно критически оценивать основные положения курса;

- увязывать теорию с практикой.



Оценка «незачтено» ставится студенту, имеющему существенные пробелы в знании основного материала по программе, а также допустившему принципиальные ошибки при изложении материала.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
7.1. Основная литература

  1. Дмитриев Ю.А. Правоохранительные органы РФ : учебник для вузов/ Ю.А. Дмитриев, М.А. Шапкин. - Изд.3-е,перераб.и доп. - М.:Eksmo education:Эксмо,2010. - 445 с. - (Российское юридическое образование).

7.2. Дополнительная:

  1. Авдонкин В.С. Правоохранительные органы : в схемах с комментариями: учеб.пособие/ В.С. Авдонкин; Рос. акад. правосудия. - 2-е изд. - М.:Eksmo education:Эксмо,2009. - 318 с.

  2. Адвокатура в России: учебник/ под ред. А.И. Осипова – М., 2010.

  3. Борзов В.М. Ювенальный суд в современной России // Российская юстиция – 2011 - № 2.

  4. Васюшкин В. Пределы прокурорского надзора // Законность – 2010 - № 11.

  5. Абитражный процессуальный кодекс РФ. Принят 5 апреля 1995 года - 215 ст.

  6. Гражданский кодекс РФ. I, II часть. Принят 21 октября 1994 года и 22 декабря 1995 года - 1109 ст.

  7. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР - 1964 г. - 438 ст.

  8. Закон РСФСР от 18 апреля 1991 года “О милиции” (с изменениями от 18 февраля и 1 июля 1993 г.)

  9. Закон РСФСР от 8 июля 1981 года “О судоустройстве в РСФСР” (с изменениями от 29 мая, 3 июля 1992 года, 6 июля 1993 года и 28 ноября 1994 года).

  10. Закон РФ от 11.03.92 г. “О частной детективной и охранной деятельности в РФ”.

  11. Закон РФ от 24.06.93 г. и ФЗ от 15.11.95 г. “О федеральных органах налоговой полиции”. СЗ-95.

  12. Закон РФ от 26 июня 1992 года “О статусе судей в РФ” (Ред. от 21.06.95 г.).

  13. Основы законодательства Российской Федерации от 11.02.93 г. “О нотариате”.

  14. Положение об адвокатуре РСФСР, утверждено Законом РСФСР от 20.11.80 г.

  15. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР - 1960 г. - 466 ст.

  16. Уголовный кодекс РФ. Принят 24 мая 1996 года - 360 ст.

  17. Федеральный закон от 03.04.95 г. “Об органах Федеральной службы безопасности в РФ”. СЗ-95.

  18. Федеральный закон от 12.08.95 г. “Об оперативно-розыскной деятельности”. СЗ-95.

  19. Федеральный закон от 14.02.97 г. “О внесении изменений в УПК РСФСР, ст. ст. 371, 375”. СЗ-97, № 12.

  20. Федеральный закон от 17.11.95 г. “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ ”О прокуратуре РФ” - СЗ-95.

  21. Федеральный закон от 20.04.95 г. “О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных органов”. СЗ-95.

  22. Федеральный закон от 21.07.97 г. “О службе в таможенных органах РФ”. СЗ-97, № 30.

  23. Федеральный закон от 21.07.97 г. “О судебных приставах”. СЗ-97, № 30.

  24. Федеральный конституционный закон “О Конституционном Суде РФ” от 12.07.94 г. - Собрание законодательства РФ (С3-94).

  25. Федеральный конституционный закон “О судебной системе РФ” от 26.12.96 г. - СЗ-97.

  26. Федеральный конституционный закон “Об арбитражных судах в РФ” от 12.04.95 г. - СЗ-95.

  27. Ишимов, П. Л. Производство предварительного слушания в суде первой инстанции / П. Л. Ишимов. - М. : Юрлитинформ, 2007. - 149, [2] с. - (Библиотека криминалиста).

  28. Разинкина, А. Н. Апелляция в уголовном судопроизводстве / А. Н. Разинкина. - М. : Юрлитинформ, 2009. - 152, [2] с. - (Библиотека криминалиста). - Библиогр.: с. 150-153.

  29. Рыжова, Ю. Н. Производство дознания в Федеральной службе судебных приставов / Ю. Н. Рыжова; под ред. В. П. Божьева. - М. : Юрлитинформ, 2008. - 149, [2] с. - (Библиотека криминалиста). - Библиогр.: с. 130-150.

  30. Печерский, В. В. Профессиональная юридическая помощь в судебном разбирательстве уголовного дела / В. В. Печерский. - М. : Юрлитинформ, 2008. - 347, [4] с. - (Библиотека адвоката) (Профессиональная защита).

  31. Остапюк, Н. И. Нотариальная защита прав граждан на имущество, переходящее в порядке наследования / Н. И. Остапюк. - М. : Юрлитинформ, 2006. - 252, [2] с. - (Современная российская цивилистика). - Библиогр.: с. 227-253.

  32. Правоохранительные органы Российской Федерации. Учебник. Под ред. проф. В.П. Божьева. М. 2006. Изд. “Спарк” - 286 с.

  33. Правоохранительные органы. Учебник для вузов. Под ред. проф. К.Ф. Гуценко. М. 2006. Зерцало. ТЕИС - 328 с.


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины


Правоохранительные органы

2 компьютерных класса, оборудованных:

-10 рабочих мест, оснащенных ПК с жидкокристаллическим монитором;

- Компьютер преподавателя;

- Сервер-контроллер домена и сетевое оборудование, обеспечивающее подключение посредством витой пары и Wi-Fi;

- Многофункциональное устройство (принтер, сканер, копир);

- Принтер лазерный;

- Мультимедийный проектор, передвижной экран;

- Интерактивная доска;

- Ноутбук.

Все компьютеры имеют выход в интернет




Помещение – аренда, оборудование – собственность